Кизрина Наталья Геннадьевна, Янкина Оксана Евгеньевна
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ "ВЕБ-КВЕСТ"
Статья посвящена рассмотрению процесса формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий поколения Веб 2.0. Дается описание дидактического потенциала технологии "Веб-квест" и целесообразности ее использования в обучении иностранному языку. Предлагается пример апробированного в учебном процессе Веб-квеста компетентностно-ориентированного формата. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2016/6-2/55.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 6(60): в 3-х ч. Ч. 2. C. 193-197. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2016/6-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net
Список литературы
1. Артюхов А. В., Хайдуллина Н. Г. Социально-демографическая ситуация в оценках коренных народов севера // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2011. № 4. С. 80-84.
2. На Таймыре состоялся круглый стол по вопросу организации обучения и воспитания детей коренных малочисленных народов Таймыра [Электронный ресурс] // Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 14 сентября. 2015. URL: http://www.raipon.info/info/news/1417/ (дата обращения: 06.02.2016).
3. Олейник Б. Тюменские школьники разных национальностей имеют возможности изучать родной язык [Электронный ресурс] // Тюменская линия. 22 октября. 2014. URL: http://t-l.ru/182647.html (дата обращения: 03.03.2016).
4. Пасанен А. Языковые «гнезда» для саамов Финляндии работают и в школах, этот опыт необходимо применить в России [Электронный ресурс]. URL: http://fmugor.ru/news/annika-pasanen-yazykovye-gnezda-dlya-saamov-fmlyandii-rabotayut-i-v-shkolah-etot-opyt (дата обращения: 10.02.2016).
5. Программа по сохранению языков ханты и манси разрабатывается в Югре [Электронный ресурс] // Тюменская линия. 16 ноября. 2005. URL: http://t-l.ru/92670.html (дата обращения: 03.03.2016).
6. Фокина А. Б. Коренные малочисленные народы Севера: перспективы развития [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20951 (дата обращения: 04.02.2016).
7. Хайдуллина Н Г. Коренные народы Тюменской области: взгляд социолога. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2012. 476 с.
8. http://krasnoyai^k.er.ru/news/2015/9/14/pu]s-teiTitorii-obzor-sobytij-v-krasnoyarskom-krae-za-14092015/ (дата обращения: 11.04.2016)
"LINGUISTIC CLUSTER" AS A MEANS TO SOLVE THE PROBLEM OF EXTINCTION OF LANGUAGES OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH
Dolzhenko Svetlana Gennad'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Bayanova Evgeniya Vladimirovna
Ishim Pedagogical Institute named after P. P. Ershov (Branch) of the Tyumen State University svetladol@bk. ru; bayanovaevgeniya@mail. ru
The article is devoted to the problem of extinction of languages of the indigenous peoples of the North residing on the territory of Tyumen region and Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug. The authors examine linguistic cluster as an approach to language teaching based on the conception of immersion into the language environment while educating younger generation. The paper concludes that linguistic cluster is one of the efficient means to solve the mentioned problem.
Key words and phrases: languages of the indigenous peoples of the North; linguistic cluster; education; extinction of languages; revival of languages.
УДК 37.016: 811.11(045)
Статья посвящена рассмотрению процесса формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий поколения Веб 2.0. Дается описание дидактического потенциала технологии «Веб-квест» и целесообразности ее использования в обучении иностранному языку. Предлагается пример апробированного в учебном процессе Веб-квеста компетентностно-ориентированного формата.
Ключевые слова и фразы: учебно-познавательная компетенция; иноязычная коммуникативная компетенция; интернет-технологии; Веб-квест; самообразование.
Кизрина Наталья Геннадьевна, к. пед. н., доцент Янкина Оксана Евгеньевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева kizrinan@mail. гы, oxankina@mail. гы
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ
НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ «ВЕБ-КВЕСТ»
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию (ФГБОУВПО «ЧГПУ» и МордГПИ) по теме: «Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров педагогического вуза посредством информационно-коммуникационных технологий поколения Веб 2.0».
В настоящее время во всех российских вузах осуществляются реформирование и модернизация, направленные на изменения и совершенствование образования по общенаучным и профессиональным дисциплинам. Современные отечественные базовые законодательные документы (Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации», Федеральный государственный стандарт высшего образования, Профессиональный стандарт педагога и др.) повлияли как на содержание основных образовательных программ студентов-бакалавров по направлению «Педагогическое образование», так и на определение цели получения высшего образования.
Профессиональный стандарт педагога рассматривает сегодня современного учителя как творческую индивидуальность, обладающую оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, являющимся создателем программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии [6]. В этой связи к выпускникам педагогических вузов выдвигаются новые требования: способность и готовность студента-бакалавра быстро и успешно овладевать новыми технологиями, приобретать недостающие знания и умения, применять их на практике в нестандартной ситуации, создавать требуемый способ действия, обеспечивать эффективность профессиональной деятельности. Поэтому система высшего профессионального образования в настоящее время ориентирована на формирование межпредметных и ключевых компетенций.
Компетенция - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также в определенной профессиональной области.
Учебно-познавательная компетенция является одним из центральных компонентов в структуре профессиональной компетентности студента-бакалавра и представляется результатом его учебной деятельности. А. В. Хуторской определяет учебно-познавательную компетенцию как совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, а также овладение креативными навыками продуктивной деятельности [8, с. 59].
Таким образом, учебно-познавательная компетенция включает знания и способности студента определять цель будущей деятельности, планировать и выстраивать индивидуальную траекторию обучения, анализировать, проводить рефлексию и самооценку своей работы и ее результатов. Без нее невозможно непосредственное и опосредованное общение ни в одной области, невозможно хранение, передача и приращение научного и бытового знания. Учебно-познавательная компетенция направлена на вырабатывание наиболее универсальных способов работы с информацией и является неотъемлемой составляющей процесса формирования конкурентоспособных специалистов, поскольку обеспечивает профессиональную мобильность выпускников вузов.
Применительно к направлению подготовки «Педагогическое образование» профиля «Иностранный язык» учебно-познавательная компетенция выступает также одним из составляющих компонентов иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, что в свою очередь является основной целью обучения иностранному языку. Включением учебно-познавательного компонента в модель иноязычной коммуникативной компетенции И. Л. Бим обратила внимание исследователей на необходимость обучения учащихся и студентов специфическим умениям самостоятельного изучения иностранного языка и культуры, отражающего специфику иностранного языка как предмета изучения и объекта обучения [2, с. 5]. В этой связи в компонентном составе данной компетенции к метапредметным познавательным навыкам будет относиться работа с информацией, ее поиск, восприятие, анализ, переработка, трансформация, создание новой информации на основе старой. В предметной области «Иностранный язык» учебно-познавательная компетенция представляет собой дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными студентам-бакалаврам способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур.
Формирование учебно-познавательной компетенции осуществляется через учебно-познавательную деятельность студентов [4, с. 33]. Несформированность навыков ведет к снижению эффективности обучения. Поэтому для успешности процесса необходимо определить структуру учебно-познавательной компетенции, включающую следующие компоненты:
1. Мотивационный компонент предполагает осознание студентами собственных образовательных потребностей, целей и ценностно-смысловых представлений к содержанию и результату деятельности; ориентация на активное включение в образовательную деятельность, на познание нового; положительную мотивацию к проявлению компетенции.
2. Когнитивный компонент обеспечивает анализ средств и результатов познавательной деятельности и показывает, что на всех этапах ее становления требуются умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать.
3. Деятельностный компонент представляет собой готовность самостоятельно решать познавательные задачи, включает общенаучные и частнопредметные способы познавательной деятельности, общеучебные умения; владение студентами умениями целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Проблема активизации учебно-познавательной деятельности бакалавров связана с поиском технологий обучения, которые бы позволили обеспечить активную познавательную позицию студентов, побуждали к мыслительной и практической деятельности при усвоении учебного материала, способствовали повышению эффективности процесса ее развития в системе вузовской подготовки с позиций современной образовательной парадигмы [3, с. 31].
Особое значение в формировании учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции бакалавров приобретают в связи с этим информационно-коммуникационные технологии поколения Веб 2.0, предоставляющие широкие возможности в обучении иностранному языку. Данные средства позволяют участникам учебного процесса не только пользоваться готовыми ресурсами сети Интернета,
но и стать создателями собственного интернет-контента. Технологии поколения Веб 2.0 включают подкасты, блоги, вики, Веб-квесты, социальные сети и другие формы организации и передачи информации. В технологиях Веб 2.0 определяющим фактором является человек, его социальные коммуникации и личные предпочтения.
В связи с обозначенной выше проблемой особую значимость среди современных информационно-коммуникационных технологий поколения Веб 2.0 приобретают Веб-квесты.
Под Веб-квестом П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев понимают сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет [7].
Технология Веб-квеста предусматривает разноуровневые проблемные задания, в результате выполнения которых происходит развитие умений и навыков устной и письменной речи, т.к. презентация результатов может быть представлена в различных формах: устное выступление, компьютерная презентация, эссе, вебстраница [5, с. 60].
Веб-квест, как и любой проект, имеет четкую структуру:
1. Введение, которое необходимо для подготовки к основной работе над проектом и получения базовой информации по теме.
2. Осуществимая и интересная задача.
3. Список информационных ресурсов, которые потребуются для выполнения проекта.
4. Описание каждого этапа работы.
5. Рекомендации по организации информационного материала.
6. Заключение, суммирующее основную информацию по работе над проектом, содержащее выводы и результаты и побуждающее участников проекта расширить свои знания и опыт, используя дополнительные источники информации [1, с. 15].
Рассмотрим пример Веб-квеста, разработанный для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык» (немецкий, английский) по теме «Проблемы молодежи».
1. Введение. Die Erwachsenen in Deutschland haben ein eher skeptisches Bild von der jungen Generation. Zwar finden Sie die Jugendlichen mit großer Mehrheit sympathisch, kritisieren aber die Lebensführung junger Menschen. So sind Sie der Auffassung, dass Jugendliche übermäßig viel Alkohol trinken und fremdes Eigentum nicht respektieren. Als weitere negativen Eigenschaften werden genannt: Gewalt, illegale Drogen und Vandalismus. Als Einführung ins Thema kann der folgende Film dienen [9]. / Взрослые в Германии скептически относятся к молодежи. При этом большинство находят их симпатичными, но критикуют за образ жизни. Они считают, что молодые люди слишком много употребляют алкоголь и неуважительно относятся к другим людям. Среди других отрицательных качеств называют такие как насилие, запрещенные наркотики и вандализм. Предлагается посмотреть видеофильм на данную тему.
Проблемное задание. Punks und Autonome, Skinheads, HipHopper und MetalHeads- die Jugendkultur ist schillernd, bunt und voller Mythen. Seit Jahrzehnten prägt sich das Bild von der Jugend. Jugendkultur steht nicht nur häufig im Blickpunkt der Öffentlichkeit, sondern auch mitten im Brennstrahl der Kritik.
Aber ist die Jugend von heute wirklich so schlecht wie ihr Ruf? / Панки, автономные националисты, скинхеды, хиппи и металлисты - молодежная культура всегда дерзкая, яркая и полная мифов. Десятилетиями создается представление о молодежи. Молодежная культура не только находится в центре внимания общественности, но и является излюбленной темой для критики. Но действительно ли современная молодежь такая плохая, как считают?
Der Jugendkanal „JuKa" möchte eine Talk-Show „Generation hoffnungslos?" über junges Leben in Deutschland veranstalten, um den Phänomen der Jugendkultur den Erwachsenen zu entdecken. Der Redaktionschef gibt Ihnen einen Auftrag, interessante Reportage über die Jugendszenen zu schaffen. Dabei werden folgende Punkte besprochen: Modestill, Musikstill, Sport, Jugendsprache, Jugendverbände. / Молодежный канал «Юка» хотел бы провести ток-шоу «Потерянное поколение?» о жизни молодых людей в Германии, чтобы продемонстрировать взрослым феномен молодежной культуры. Шеф редакции поручил вам подготовку интересного репортажа о жизни молодежи. При этом должны быть освещены следующие вопросы: мода, музыка, спорт, молодежный язык и молодежные организации.
Die Reportage soll überraschend, spannend, einladend und überzeugend gestaltet werden, so dass der Kanal Ihr Angebot auswählt! / Репортаж должен быть неожиданным, увлекательным, завораживающим и убедительным, чтобы именно его выбрал канал.
Инструкция по выполнению каждого этапа:
Этап I. Lesen sie nun genau die einzelnen Rollen und sprechen darüber, welche Rolle jeder von ihnen am liebsten übernehmen möchte. Folgen dann den Anweisungen zu den einzelnen Rollen: / Прочитайте внимательно каждое из заданий и обсудите, кто из вас какое задание будет выполнять. Следуйте инструкциям к каждому заданию:
Rolle Nr. 1: Recherchierer (Роль 1: исследователь) Der erste Recherchierer sucht nach allgemeinen Informationen zu diesem Thema sowie nach Infos über die Vorteile und Nachteile dieser Szene. / Первый исследователь ищет общую информацию по теме, а также определяет достоинства и недостатки сцены, которую демонстрирует сюжет, показанный в видеофильме.
Rolle Nr. 2: Recherchierer (Роль 2: исследователь) Der zweite Recherchierer sucht in erster Linie nach Beispielangeboten, die die Zuschauer interessieren könnten, sucht in Internetforen nach Erfahrungsberichten etc. sowie passendem Bildmaterial, Videos für die Reportage. / Второй исследователь должен найти в первую очередь
примеры, которые могли бы заинтересовать зрителей: исследует Интернет-форумы, подбирает иллюстративный материал, видеосюжеты для репортажа.
Rolle Nr. 3: Journalist (Роль 3: журналист) Der Journalist entwickelt die gesamte Idee für die Reportage, formuliert den Titel, sammelt für die Zuschauer aktuelle Ideen, Meinungen, Tatsachen, Tipps. / Журналист развивает общую идею репортажа, формулирует название, собирает для зрителей актуальные идеи, мнения, факты, советы. Время выполнения первого этапа 45 минут.
Этап II. Nun setzen sie sich wieder zusammen, besprechen die Ergebnisse ihrer Arbeit und drehen sie eine Reportage. Überprüfen sie dabei, ob die Reportage alle erforderlichen Elemente enthält, dabei hilft auch der Bewer-tungsbogen (sehen sie „Bewertung"). / Все вместе обсудите результаты вашей работы и сделайте репортаж. Проверьте, отвечает ли репортаж всем предъявляемым требованиям, опираясь на критерии оценивания. Время выполнения второго этапа 45 минут.
Для выполнения вебквеста учащимся предлагаются следующие Интернет-ссылки:
1. Общая информацию о молодежных культурах: http://jugendkultur.at/wp-content/uploads/Jugendkultur-Guide.pdf http://www.bpb.de/gesellschaft/kultur/jugendkulturen-in-deutschland/ https://de.wikipedia. org/wiki/Jugendkultur
http://www.t-online.de/eltern/jugendliche/id_47500252/jugendkulturen-der-gegenwart.html
2. Сцены из жизни молодежи:
http://jugendkultur.at/wp-content/uploads/Jugendkultur-Guide.pdf http://www.bpb.de/gesellschaft/kultur/jugendkulturen-in-deutschland/ http://www.passion1 .de/
3. Молодежный язык: http://www.dw.com/
https://www.derweg.org/aktuell/deutschland/vollkrass
http://www.unimagdeburg.de/didaktik/projekte_student/Projektseiten/Jugendsprache/
4. Молодежные организации: http://www.tchaka.de/-
https://de.wikipedia.org/wiki/Liste_von_Jugendorganisationen_in_Deutschland
5. Дополнительная информация: http://www.focus.de/
Критериями оценки Веб-квеста выступают: содержание и структура репортажа, графическое оформление, лексико-грамматическая корректность, эмоциональное воздействие на зрителя.
Описанный Веб-квест в полной мере позволит организовать учебно-познавательную деятельность студентов на занятии или во внеаудиторное время, в ходе которой осуществляется поиск, отбор, анализ и переработка информации на иностранном языке. Также в процессе решения поставленной перед студентами задачи развиваются речевые навыки и умения иноязычной речевой деятельности. Из вышесказанного следует, что Веб-квест действительно является эффективным средством формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции.
Список литературы
1. Аверкина Л. Г., Чайка Ю. А. О междисциплинарных проектах на основе Интернет-технологии Веб-квеста в обучении профессиональному иностранному языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (25). Ч. 1. С. 15-18.
2. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 5-8.
3. Вишленкова С. Г., Янкина О. Е. Современные технологии формирования иноязычной профессиональной компетентности студентов языковых профилей подготовки (из опыта работы кафедры немецкого языка Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева) // Гуманитарные науки и образование. Саранск, 2015. № 1 (21). С. 31-35.
4. Денисова С. А. Методика формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»): дисс. ... к. пед. н. Тамбов, 2015. 174 с.
5. Драгунова А. А. Использование учебного Интернет-ресурса «Веб-квест» на практических занятиях по английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 5 (23). Ч. 2. С. 60-62.
6. Профессиональный стандарт. Педагогический и научно-педагогический работник (педагогическая и научно-педагогическая деятельность в образовательной организации высшего образования) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/proekt%20doc/PSPed.pdf (дата обращения: 20.03.2016).
7. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США) [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2008. URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0201-8.htm (дата обращения: 22.03.2016).
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
9. Die Jugend heute - Dumm oder geistig unbewaffnet? [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=6FF5UD0EhZM (дата обращения: 20.03.2016).
FORMATION OF EDUCATIONAL-COGNITIVE COMPONENT OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE AMONG STUDENTS-BACHELORS BASING ON "WEBQUEST" TECHNOLOGY
Kizrina Natal'ya Gennad'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Yankina Oksana Evgen'evna
Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev kizrinan @mail. ru ; oxankina @mail. ru
The article is devoted to the examination of the process of the formation of an educational-cognitive component of students' foreign-language communicative competence on the basis of modern information and communication technologies of Web 2.0 generation. The paper describes the didactic potential of the technology "WebQuest" and the reasonability of its application in teaching a foreign language. An example of a WebQuest of the competence-oriented format tested in educational process is suggested.
Key words and phrases: educational-cognitive competence; foreign-language communicative competence; Internet technologies; WebQuest; self-education.
УДК 372.881.161.1
В данной статье рассматриваются особенности и трудности усвоения грамматического строя русского языка учащимися начальных классов дагестанской школы. Затруднения обусловлены отсутствием в родных языках учащихся некоторых грамматических категорий, предлогов. Важным моментом при усвоении грамматического строя выступает его практическое овладение. В этой связи необходимо обратить внимание на выполнение устных и письменных упражнений с учетом межъязыковой интерференции.
Ключевые слова и фразы: обучение русскому языку как неродному; дагестанские языки; грамматический строй русского языка; трудности усвоения; сходства и различия русского и дагестанских языков.
Кислицкая Светлана Степановна, к. филол. н., доцент
Дагестанский государственный педагогический университет рапагта. 01@mail.ru
УСВОЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РУССКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ДАГЕСТАНСКОЙ ШКОЛЫ
В нашей речи все слова вступают в грамматические и смысловые связи между собой. При этом каждое слово принимает определенную грамматическую форму. Практическое усвоение совокупности всех грамматических форм тесно связано с работой над предложением, связной речью [2, с. 224].
Важным условием овладения учащимися-дагестанцами грамматическим строем русского языка является его практическое усвоение. Основные трудности связаны с изучением управления, значений глагольных словосочетаний с именем в косвенных падежах.
Наиболее устойчивые, частотные грамматические ошибки, допускаемые младшими школьниками в устной и письменной речи, обусловлены значительными различиями в образовании и употреблении падежных форм русского языка, отсутствием в родных языках учащихся предлогов, а также творительного и предложного падежей.
Трудности, возникающие при практическом усвоении падежа, усугубляются еще тем, что в русском языке отсутствуют какие-либо правила употребления падежной и предложно-падежной формы, которые можно было бы рекомендовать учащимся дагестанской национальной школы. Употребление падежной формы является как бы индивидуальным свойством управляющего (главного) слова. Указанные трудности легче преодолеваются в младшем школьном возрасте, так как он является наиболее благоприятным периодом для практического овладения неродным языком, в частности, его грамматическим строем. Это можно объяснить тем, что лексико-грамматические навыки младших школьников на родном языке ещё не укрепились, они достаточно послушны; в этом возрасте значительно лучше и быстрее формируется продуктивное двуязычие.
Специфика родного языка и отсутствие русской речевой среды обусловливают нарушение учащимися начальных классов норм употребления падежных форм. В раннем детском возрасте грамматические навыки у учащихся-дагестанцев формируются легче и качественнее по сравнению с обучением на продвинутом этапе. Они в определённой степени зависят от социолингвистических факторов, коммуникативной направленности обучения русскому языку в школе. Основные виды межъязыковой и внутриязыковой интерференции характеризуются как закономерные нарушения употребления падежных форм под влиянием родного языка. Самыми трудными зонами интерференции являются нарушения норм употребления родительного, винительного, творительного падежей, которые обусловливаются существенными различиями в образовании и употреблении падежных форм в контактирующих языках [1, с. 126].