ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. URL: http://otherreferats.allbest.ru
2. URL: http://prof.labor.ru
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация (степень) «Бакалавр»).
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1992.
5. Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
6. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. Т. 5.
7. Тихомиров О.К. Психология мышления. М, 1984.
8. Мусина Е.М. Профессионально ориентированные проблемные задачи по экономике для студентов технических специальностей среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М, 2004.
УДК 378.147
С.Н. ЗУБАРЕВ
ПИПАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРОЕКТНОГО МЕТОПА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ V ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Рассматривается проблема формирования коммуникативных компетенций у выпускников военных вузов, что особенно актуально в настоящее время и обусловлено имеющимися противоречиями между потребностями военных вузов к качеству образования в сфере формирования коммуникативных компетенций и отсутствием разработанных средств для их достижения, в частности использования дидактических материалов.
Ключевые слова: коммуникативные компетенции, дидактические материалы, формирование коммуникативных компетенций, проектный метод.
This article addresses the problem of formation of communicative competence among the graduates of military higher education institutions. It is very acute because of the existing contradictions between: the needs of military schools in the quality of education helping to form communicative competence and; the lack of methods to achieve it, in particular didactic materials shortage. Special teaching materials is a great means of the communicative competence formation of the graduates of military schools.
Key words: communicative competence, didactic materials, the formation of communicative competence, project method.
В последние годы в научном сообществе широкое признание получила достаточно распространенная точка зрения, согласно
© Зубарев С.Н., 2013
которой программа обучения курсантов военных вузов должна быть усилена за счет развития коммуникативных компетенций. Обусловлен данный подход тем, что уровень компетенций в межличностном вза-
имодействии между будущим офицером и его подчиненными оказывает существенное влияние как на результаты, стоящие перед отдельным воинским подразделением, так и на морально-психологический климат всего коллектива.
Это подтверждают результаты рандомизированных исследований, проведенных в последние годы в вузах России, относящихся к военному профилю. Исследования показали наличие значимых различий в результатах эффективности выполнения поставленных задач у офицеров, владеющих в необходимой мере коммуникативными компетенциями, и офицеров, не уделяющих данному вопросу достаточного внимания в своей работе. Первые обеспечивают более успешные результаты в своей профессиональной деятельности (С. Меннин, 2007). Установлено, что офицер с эффективно развитой коммуникативной компетенцией определяет проблемы, стоящие перед подчиненными, более точно. Коллектив, находящийся под руководством такого офицера, настроен психологически на сотрудничающий стиль отношений, наиболее эффективный для воинских подразделений. Немаловажным является и тот момент, что в известной степени сам офицер испытывает меньшие психологические нагрузки, вызывающие эмоциональное выгорание, присущее всем специалистам, осуществляющим свою деятельность в категории «человек — человек». Офицер с развитой коммуникативной компетенцией получает большее удовлетворение от работы.
Формирование коммуникативных компетенций выпускника военного вуза, таким образом, представляется достаточно актуальным при подготовке его к профессиональному взаимодействию в сфере «человек — человек». И в этой связи должно быть включено в число основных ком-петентностей выпускника любого военного вуза.
В процессе формирования в условиях военного высшего образования ком-
муникативных компетенций представляется целесообразным использование современных дидактических материалов. Интеграция современных дидактических материалов в данный процесс дает возможность более эффективно, по сравнению с традиционными педагогическими технологиями, формировать и развивать навыки общения, контролировать глубину понимания и правильность прочитанного или прослушанного текста, овладевать умением извлечения только нужной для решения определенных задач информации.
Обзор полностью подтверждает отсутствие в современных литературных источниках описания методов комплексного решения данной проблемы.
Анализ зарубежной и отечественной литературы, посвященной формированию коммуникативных компетенций, позволяет заключить, что, несмотря на достаточно глубокую разработанность данного вопроса в педагогической науке, авторами рассматриваются лишь отдельные аспекты изучаемой в данном исследовании проблемы. В частности, в исследованиях В.И. Андреева [1],
B.И. Жернова [2], Т.С. Паниной [з], Л.Л. Супрунова [4] и др. освещаются, например, проблемы профессиональной подготовки в отечественных вузах. Проблеме компетентностного подхода посвящены исследования В.И. Бай-денко [5], Э.Ф. Зеер [6], А.Ю. Поленовой [7], А.П. Садохина [8], Е.М. Щегловой [9] и др. При этом недостаточно исследован процесс формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Существует потребность в установлении специфики данного процесса для военных вузов. Проблему формирования коммуникативных умений при обучении военного специалиста рассматривали В.Е. Акинтьева [10],
C.С. Жигулин [11], Н.В. Фролова [12] и др. Данные работы явились теоретическим основанием при изучении сущности процесса формирования комму-
никативной компетенции как одного из аспектов вузовской профессиональной подготовки.
Проведенный анализ позволил выявить в рассматриваемой области следующие противоречия, а именно:
• между потребностью современной армии в профессионалах с развитыми коммуникативными компетенциями, готовых к эффективному взаимодействию с подчиненными, и недостаточным использованием возможностей учебного процесса военных вузов;
• между необходимостью достижения эффективных результатов в формировании коммуникативных компетенций при подготовке офицеров и неразработанностью дидактических материалов для организации профессиональной подготовки будущих офицеров в военных вузах в области формирования коммуникативных компетенций.
Коммуникативная компетенция характеризуется грамотным овладением личностью технологиями общения (устной и письменной речью) на разных языках.
Представляется целесообразным проводить формирование коммуникативных компетенций с учетом современных педагогических достижений. Это обусловлено тем, что интегративной характеристикой конкретной личности как объекта образовательной среды выступают его индивидуально-психологические особенности, учитывающиеся при использовании тех или иных дидактических форм, например дидактический материал, подобранный с учетом соответствия целям, в конечном счете и определяет успешность выполнения задач в различных видах практической деятельности.
Различают общие и специальные коммуникативные компетенции, необходимые во всех выделяемых исследователями группах компетенций. При этом выделяются компетенции:
• широкого радиуса функционирования, необходимые военным при выполнении различных видов учебно-познавательных
и социально-профессиональных обязанностей;
• узкого радиуса действия, или мета-профессиональные, необходимые военному при выполнении действий, определяемых родом профессии «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа» и др.
В рамках проводимого исследования в связи с видом деятельности и принадлежностью профессии к социальному типу необходимо развивать у курсанта в первую очередь коммуникативную составляющую его компетенций.
Широкое применение дидактических материалов в образовательном процессе обусловлено требованиями к профессиональной подготовке выпускника военного вуза. Результативная основа вузовской подготовки в соответствии с современными государственными образовательными стандартами переориентирована с традиционной передачи знаний, умений и навыков на овладение компетенциями, способствующими формированию личности, которая способна успешно справляться с решением практических задач своей специальности. В области военного образования требуется подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих языками. Коммуникативная подготовка должна стать как средством познания мира и доступа к информации, так и средством, обеспечивающим деловое и межличностное общение. Участник общения должен иметь высокий уровень коммуникативных компетенций.
В военном вузе дидактические материалы активно используются для организации работы курсантов. Однако при развитии коммуникативных компетенций они практически не применяются.
В нашем эмпирическом исследовании были сформированы две группы курсантов, в одной из которых занятия проводились по обычной программе развития коммуникативных компетенций (контрольная группа — КГ), в другой — экс-
периментальной группе (ЭГ), реализовались задачи, способствующие формированию коммуникативной компетенции курсантов с использованием разработанных дидактических материалов.
Уровень коммуникативных компетенций после реализации программы с использованием дидактических материалов
в группах студентов оценивали с помощью методики «Коммуникативные и организаторские способности» и теста оценки коммуникативных умений (А.А. Карелин).
Интерпретированные средние результаты измерений по методике КОС представлены в виде графических диаграмм (рис. 1, 2).
70 60 50 40 30 20 10 0
63,3
■ Низкий
■ Ниже среднего □ Средний
Высокий
■ Очень высокий
ЭГ КГ
Рис. 1. Уровни развития коммуникативных способностей студентов, %
Анализируя данные диаграммы на рис. 1, можно отметить, что уровень коммуникативных способностей выше в экспериментальной группе. Полученные данные можно интерпрети-
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Анализируя данные диаграммы на рис. 2, можно отметить, что уровень организационых способностей также выше в экспериментальной группе.
ровать следующим образом: на снижение уровня коммуникативных способностей влияние оказывает отсутствие в программе дидактических материалов.
Также проводили анализ результатов теста оценки коммуникативных умений (А.А. Карелин). Интерпретированные средние результаты представлены в виде диаграммы на рис. 3.
■ Низкий
■ Ниже среднего □ Средний
Высокий
■ Очень высокий
ЭГ КГ
Рис. 2. Уровни развития организационных способностей студентов, %
46,7
50 40 30 20 10 0
43,3
■ Низкий □ Средний Высокий
ЭГ КГ
Рис. 3. Уровни развития коммуникативных умений студентов, %
Можно отметить, что в контрольной группе уровень коммуникативных умений в группах ниже, т.е. подтверждается, что снижение уровня коммуникативных умений обусловлено отсутствием в программе дидактических материалов.
Статистическая обработка результатов по критерию Манна—Уитни показала наличие в группах достоверно значимых различий = 265) на уровне значимости (Р < 0,01), что подтверждает эффективность применения в программе дидактических материалов.
Анализируя с позиции целостности существующий педагогический процесс, сложившийся в военных вузах, мы пришли к выводу, что главным противоречием современной непрерывной системы профессионального военного образования является противоречие между функциональным подходом к решению про-
блем развития и формирования компетенций и отсутствием развития базовой коммуникативной компетенции в практике профессиональной подготовки. Для формирования коммуникативной компетенции в условиях современного высшего военного образования наиболее приемлем, на наш взгляд, проектный метод с использованием дидактических материалов, который позволяет формировать указанную компетенцию в условиях реального применения. Основным его достоинством выступает возможность целенаправленно формировать профессиональную рефлексию у выпускников вузов. Положительным моментом является также то, что появляется возможность одновременно формировать личность курсанта в целом, что говорит о целесообразности использования современных дидактических материалов.
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании //Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.
2. Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента. Магнитогорск, 2002.
3. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2008.
4. Супрунова Л.Л. Основные направления поликультурного образования в гуманитарном вузе // Вестник Пятигорского лингвистического университета. 2003. № 1. С. 20-24.
5. Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспек-
ты // Высшее образование сегодня. 2007. № 5. С. 4-9.
6. Зеер Э.Ф., Симанюк Э.В. Компетент-ностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
7. Поленова А.Ю. Формирование социокультурной компетенции учащейся молодежи. Ростов н/Д, 2006.
8. Садохин А.П. Межкультурная компетентность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. № 1. С. 126-140.
9. Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов. Омск, 2005.
10. Акинтьева В.Е. Создание детальной модели формирования коммуникативной культуры будущего специалиста военного в образовательном пространстве военного вуза // Вестник Академии военных наук. 2008. № 2. С. 8-13.
11. Жигулин С.С. Педагогическая диагно-
стика как условие формирования профессиональной компетентности будущего специалиста военного. Орел, 2008.
12. Фролова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования языковой компетенции будущих военных специалистов в вузе. Орел, 2005.
УДК 378:14
A.B. ХОРЕВА
ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОНГРУЭНТНОСТИ И ИНТЕРЕСА У ВЫПУСКНИКОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА
Рассматривается проблема оценки степени формирования профессиональной конгруэнтности. Связываются два понятия: профессиональная «конгруэнтность» и «интерес». Делается акцент на формирование подходов к управлению качеством профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, особенно для личностного развития и роста.
Ключевые слова: профессиональный интерес, конгруэнтность, профессиональное туристское образование, аттрактивность, рефрейминг, туриндустрия.
This material addresses the problem of formation of professional congruence. There are two concepts in the article: the professional congruencies and the interests. The emphasis is on forming approaches to management quality professional training for tourism, especially for personality grew.
Key words: professional interests, congruence, professional tourism education, attraction, re-framing, tourism industry.
ФОРМАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ! ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ
Всеобщая либерализация экономики приводит к обновлению списка черт, определяющих параметры постиндустриального сообщества. Так, ведущим сектором экономики становится сфера услуг с изменением структуры в сторону наукоемких отраслей и базисом нематериальных активов; информация воспринимается как источник стоимости, на-
© Хорева А.В., 2013
правленный в будущее с ведущей ролью межличностных коммуникаций; ключевая роль отводится научным исследованиям в области теоретических знаний с выделением приоритетной роли образования. Прогрессивное развитие процессов общей системы коммуникаций, усиление взаимных связей вследствие повсеместной глобализации демонстрируют разность и непостоянство, предполагают уязвимость государств, общностей, людей, личностей. Конкуренция становится повсеместным эволюционным