Актуальные проблемы профессиональной педагогики
УДК / uDC 378.14 Ю. В. Голубев
Y. Golubev
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА FORMATION OF COMMuNICATIVE COMPETENCE OF CADETS IN MILITARY INSTITuTE
В статье рассматриваются предпосылки исследования по формированию коммуникативных компетенций курсанта военного института внутренних войск МВД России, направленность образования на развитие личности будущего офицера посредством формирования общих и профессиональных компетенций при решении профессиональных задач в образовательном процессе.
In article preconditions of research of formation of communicative competences of cadets of military institute of internal troops in Russia are considered; educational orientation on development of the identity of future officer as a result of formation of common and professional competences by solving of professional tasks in educational process are analysed.
Ключевые слова: компетентность; коммуникативная компетенция; институализация; инновационные идеи; профессиональная подготовка офицера.
Keywords: competence; communicative
competence; institutionalization; innovative ideas; vocational training of the officer.
Совершенствование профессиональной подготовки курсантов военных профессиональных образовательных учреждений МВД России находится в преемственной связи с ее историческим опытом, на основе которого осуществляется развитие современных инновационных идей (теорий, методик, технологий и т. п.). Институализация и дальнейшее развитие отечественных внутренних войск детерминировали проблему профессиональной подготовки офицеров для них.
Содержание профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск формировалось в соответствии с предстоящими профессиональными задачами и опиралось на научные труды, высказывания, заветы, педагогические взгляды великих русских полководцев прошлых лет — П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, М. И. Драгомирова и др.
Структура и сеть военно-учебных заведений для профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск постоянно видоизменялись и расширялись.
Предвоенный, военный и послевоенный исторические периоды характеризуются развитием единой государственной системы военного образования, переходом к плановой профессиональной подготовке офицерских кадров для внутренних войск по специально разработанным и все более унифицированным учебным планам.
Основными источниками пополнения офицерскими кадрами подразделений к концу XX века являлись военные училища внутренних войск МВД СССР, которые постепенно с 1996 по 2000 г постановлениями Правительства Российской Федерации в ходе соответствующей аттестации были переименованы в военные институты с пятилетним сроком профессионального обучения.
Курсанты высших образовательных учреждений внутренних войск в процессе профессиональной подготовки наряду с военноучетной специальностью получают высшее профессиональное образование по одной из гражданских специальностей.
В содержании профессиональной подготовки и требованиях к выпускникам военных институтов необходимо отметить важные моменты, имевшие место в последнее время:
— военно-образовательные учреждения приступили к подготовке будущих офицеров по новым учебным программам;
— поэтапно осуществлялось внедрение государственных образовательных стандартов (ГОС ВПО), а с 2009 г — ФГОС ВПО (третьего поколения), основанного на инновационном компетентностном подходе.
В частности, выпускник военного института внутренних войск МВД России должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК), интересующими нас в логике нашего исследования, посвящен-
ного формированию коммуникативных компетенций курсантов [6, с. 3, 7].
Обязательная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста в военном институте внутренних войск МВД России предусматривает максимальное использование имеющейся учебно-материальной базы, боевой и специальной техники, интенсификацию занятий, комплексный подход к отработке программы обучения, широкое использование междисциплинарных связей, образовательных инноваций.
Результаты научных исследований по совершенствованию профессиональной подготовки курсантов военных институтов МВД России как в теоретическом, так и в практическом плане требуют своего продолжения в новых социально-экономических условиях. Исследования исторических периодов развития профессионального образования будущих офицеров показывают, что:
1) дооктябрьский период профессиональной подготовки курсантов для внутренних войск характеризовался общим подходом и зарождением теоретико-педагогических основ такой подготовки;
2) послереволюционный период — бессистемностью, идеологизацией и политизацией образовательного процесса; отрицанием предыдущего опыта и отсутствием новых теоретико-педагогических исследований;
3) предвоенный, военный и послевоенный периоды — возрождением и развитием единой государственной системы военного образования, переходом к плановой профессиональной подготовке офицерских кадров по специально разработанным и все более унифицированным учебным планам;
4) современный российский период — развитием и совершенствованием системы профессиональной подготовки кадров для внутренних войск, усилением требований к ее качеству; внедрением образовательных стандартов на основе компетентностного подхода и развития инноваций; широкими научными исследованиями самых разных аспектов профессиональной подготовки курсантов военных институтов внутренних войск МВД России; пониманием того, что современная система профессиональной подготовки кадров для внутренних войск МВД России должна представлять собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено современным социальным прогрессом, гуманизацией и демо-
кратизацией российского общества.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 3, п. 4 и 5) подчеркивается:
—«Единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
— создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе» [2, с. 5].
Введение в профессиональное образование, помимо знаний, умений и навыков, новых образовательных конструктов — компетентности, компетенций и ключевых квалификаций, а также их научное обоснование осуществлено впервые учеными стран Европейского Союза в середине 1980-х гг (Д. Мертенс, Б. Оскарсон, Л. Шелтен, Р. Бадер, С. Шо и др.).
Позже развернутое толкование компетентности этими учеными как явления, которое состоит из большого числа компонентов, относящихся как к когнитивной сфере, так и к эмоциональной, а также развернутый их перечень вошли в программу «Настройка образовательных структур» (Tuning), разработанную в 2000 г. для стран-участниц Болонского процесса.
Для российской школы компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является совершенно новым. Ориентация на освоение умений и обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, Г П. Щедровицкий, В. В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны как отдельные учебные технологии, так и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов и оценочных процедур.
В прагматическом смысле компетентност-ный подход не противопоставляется знаниям, умениям, навыкам (ЗУН), а он только специально подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать задачи на этой основе. Но компетентностный подход и не отождествляется со знаниями, умениями, навыками, как отмечает И. А. Зимняя, так как «он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям, ставя акцент на практической стороне вопроса» [4, с. 36].
Актуальные проблемы профессиональной педагогики
Кроме того, содержание компетентност-ного подхода, по ее мнению [4, с. 12], зависит от того, как определены понятия «компетенция» и «компетентность» и каково их соотношение. С чем мы полностью согласны. Она отмечает, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: они либо отождествляются, либо дифференцируются. Первый вариант толкования чаще всего характерен для зарубежных исследований. В российских научных исследованиях эти понятия чаще всего разграничиваются.
«Компетентность», по мнению А. В. Хуторского, — «владение, обладание обучаемым соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [5, с. 33].
«Компетенции выступают новым типом целеполагания при проектировании образовательных систем. Это, по существу, знаменует сдвиг от сугубо академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников», — считает В. И. Байденко, анализируя компетентност-ный подход [1, с. 4]. Кроме того, из этого анализа следует, что «компетентностный подход в профессиональном образовании связывают с ситуациями применимости в мире труда».
В большинстве исследований понятие «компетенция» рассматривается как база для развития и становления компетентности и как результат образовательного процесса, выражающийся в освоении определенной предметной области, умениях и способах деятельности. «Компетентность» же определяется как владение, обладание соответствующими компетенциями, проявляющимися в способности и готовности человека к деятельности, основанной на знаниях и опыте.
«Понятие компетентности включает в себя как когнитивную и операционально-технологическую составляющие, так и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Таким образом, оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностной ориентации, профессионально важные личностные и социокультурные качества специалиста. Следовательно, понятие «компетентность» трактуется как «основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека» [3, с. 42].
Из приведенных нами базовых положений по понятию «компетентность» возникает четкое представление о психологической подоплеке этого понятия, а также о его сущностной связи с понятием «деятельность».
Данный подход составляет ориентацию нашего исследования, обеспечивающую изучение и описание профессиональной подготовки курсантов военного института внутренних войск МВД России как явления, в рамках которого осуществляется формирование у личности определенного вида компетентности.
А. В. Хуторской дает классификацию компетенций, в которой впервые появляется термин «общекультурные компетенции», в их состав включены ценностно-смысловые, коммуникативные, учебно-познавательные, информационные и социально-трудовые [5, с. 37]. При этом он исходит из понятия «общая культура», которая является непреходящей ценностью, традицией и специфической особенностью российского образования, всегда исповедующего нравственность и духовность. Существуют и другие научные позиции в отношении классификаций и состава компетенций.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (третьего поколения) профессиональной подготовки курсантов военных институтов внутренних войск МВД России заложено два вида компетенций: общекультурные и профессиональные. При этом в процессе формулировки общекультурных компетенций произошло отклонение от традиционного понимания для нашей страны термина «общая культура» в пользу термина, взятого из Европейского проекта «Настройка образовательных структур в Европе»
В названном документе тридцать так называемых общих компетенций (generic competences), подразделяемых:
— на инструментальные, включающие когнитивные, методологические способности, технологические и лингвистические умения;
— межличностные компетенции, связанные со способностью выражать чувства, способность к критике и самокритике;
— социальные умения, такие как умение работать в команде и т. д.;
— системные компетенции как умения и способности, касающиеся целых систем [7].
Сходство списка общекультурных компетенций российского ФГОС ВПО с общими европейскими компетенциями обеспечивает соответствие российского стандарта европейским стандартам образования.
Однако при компетентностном подходе целью обучения дисциплин становится формирование знаний вместе со способностью и готовностью применять эти знания в профессиональной деятельности в рамках иной учебно-познавательной деятельности.
Таким образом, рассмотренные нами научно-методологические, нормативно-правовые и эмпирические предпосылки исследуемой проблемы в обобщенном виде позволяют заключить:
1. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов военного института внутренних войск МВД России находится в преемственной связи с ее историческим опытом, на основе которого осуществляется развитие современных инновационных идей.
2. В контексте нашего изыскания важным является то, что обязательной профессиональной образовательной программой подготовки в военном институте внутренних войск МВД России в соответствии с ФГОС ВПО предусматривается развитие у курсантов социально-личностных качеств военнослужащего внутренних войск МВД России, а также формирование общекультурных универсальных и профессиональных компетенций, в том числе коммуникативной.
3. Компетентностный подход, положенный в основу ФГОС ВПО профессиональной подготовки курсантов военного института внутренних войск МВД России, понимается нами как направленность образования на развитие личности обучающегося посредством формирования ряда компетенций при решении профессиональных задач в образовательном процессе.
4. Компетентностный подход, помимо знаний, умений и навыков, вводит в ФГОС ВПО (третьего поколения) новые образовательные конструкты — компетентность, компетенции. Образовательная компетенция — это заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное со-
вокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Компетентность — владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение обучаемого к ней и предмету деятельности.
Коммуникативная компетентность выпускника военного института, офицера внутренних войск МВД России, являясь одной из наиболее важных его профессионально значимых качеств, представляет собой многоаспектный психологопедагогический феномен, имеющий сложную сущностную характеристику. А ее формирование предстает перед нами как одна из основных задач высшего военного образования.
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -URL: http//www.base.garant.ru.
3. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход//Образование и наука: Известия Урал. отд-ния РАО. — 2004. — № 3 (27). — С. 42-5З.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.
5. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./под ред. А. В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.
6. ОПОП Пермского воен. инст.
7. Tuning Education Structures in Europe. General brochure. URL: http://www.tuning.unideusto.org.
УДК / uDC 378.14 Ю. В. Алеева
Y. Aleeva
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА PEDAGOGICAL OLYMPIAD AS A MEANS OF BuILDING A CuLTuRE of student’s learning activities
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты культуры учебной деятельности студентов, излагается авторский подход к проблеме ее формирования средства-
ми педагогических олимпиад. Раскрывается специфика учебной деятельности в вузе, определяются основные положения подготовки студентов к педагогическим олимпиадам.