Новоселецкая Дарья Ильинична
соискатель Краснодарского государственного университета культуры и искусств _(тел.: 89184949465)
Компетентностный подход в формировании профессионально-коммуникативных качеств личности курсантов военных вузов
В статье рассматриваются значимость и содержание формирования профессионально-коммуникативной компетенции курсантов военных вузов, будущих специалистов по защите информации, в процессе изучения иностранного языка.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, коммуникация, компоненты, содержание, функции.
D.I. Novoseletskaya, competitor of the Krasnodar State University of culture and arts; tel.: 89184949465.
Competence-based approach in formation of professional and communicative qualities identity of cadets of military higher education institutions
In article the importance and the content of formation of professional and communicative competence of cadets of military higher education institutions, future specialists in information security, in the course of learning of foreign language are considered.
Key words: competency, competence, communication, components, contents, functions.
Преобразования, характерные для современного этапа развития общества и образования, определяют необходимость подготовки инициативных специалистов, способных к постоянному взаимодействию, адекватному выполняю профессиональных функций, готовностью к коммуникативному взаимодействию, расширению профессионально-коммуникативной компетенции, освоению новых сфер деятельности.
Важными в деятельности будущего офицера становятся не только собственно специальные знания, но и общая составляющая коммуникативной организации профессиональной деятельности в новых условиях современного социума. Поскольку коммуникативный аспект в профессиональной деятельности, будущих офицеров становится все более значимым, актуализируется и проблема формирования профессионально-коммуникативной компетенции курсантов военных вузов. Это позволяет выделить профессионально-коммуникативную компетенцию как одну из важных качеств образования будущего офицера. Мы определяем это качество, как общую способность, основанную на знаниях, умениях и навыках, которые приобретены в процессе профессионального образования и рассматриваются как возможность установления связи между знанием и
профессиональной ситуацией, то есть способность, позволяющая найти возможные практические варианты для решения конкретной задачи в сфере деятельности военного специалиста.
Современный офицер российской армии должен многое уметь и знать. К специалисту предъявляются все новые требования личностного качества: разносторонняя эрудиция, способность соответствовать новым требованиям деятельности, перспективно мыслить. В связи с этим возникла потребность в разрешении имеющихся противоречий, типичных для современной системы образования и подготовки курсантов военных вузов: прежде всего между потребностями в образовании самой личности и общественными ожиданиями, потребностью в высококвалифицированных специалистах и системой обучения этих специалистов. В педагогической науке для решения проблем формирования профессионально-коммуникативной компетенции у курсантов военных вузов необходимо решить ряд вопросов, связанных с формированием у будущих офицеров целостного и адекватного современным условиям представления о сфере профессиональной деятельности, адаптированной к современным социальным, экономическим и межкультурным формам службы.
343
Востребованность военных специалистов по защите информации предусматривает и конкретизирует задачи, связанные с дальнейшим развитием профессионально-коммуникативной направленности подготовки будущих офицеров. Система образования в области овладения иностранным языком в процессе обучения в военном вузе - интегрированный процесс, анализ которого показывает, что система формирования коммуникативной компетенции на основе изучения иностранного языка, находится в тесной связи со средой, в которой она существует и решается. Изменения социально-экономических условий неизбежно определяют изменения требований к системе формирования коммуникативной компетенции на основе изучения иностранного языка, к ее основным составляющим, к характеру отношений к ней. Прежде всего, это проявляется в отношении профессиональной сферы к изучению иностранного языка. Отмечена прямая зависимость: чем выше в обществе потребности в новых профессиональных, личностных, культурных, научных, коммуникативных контактах, чем реальнее возможности реализации указанных качеств, тем выше необходимость в освоении иностранного языка как средства общения, взаимопонимания, профессионального взаимодействия.
Государственные образовательные стандарты Высшего профессионального образования по специальности 075400 - «Комплексная защита объектов информации» ориентируют на осуществление процесса обучения будущих офицеров в русле целостной культуры во взаимодействии гуманитарных, естественнонаучных и технических составляющих. Они определяют не только общие требования к содержанию высшего образования, но и требования к уровню коммуникативной компетенции курсантов.
Современное обучение иностранным языкам в отечественной науке рассматривается в нескольких аспектах:
прагматический аспект связан с формированием определенного комплекса знаний, умений и навыков, совокупность которых позволяет успешно осуществлять межкультурную коммуникацию, иноязычное общение;
когнитивный аспект входит с сферу таких категорий, как знания, мышление и процессы понимания, задействованные в ходе приобщения к межкультурному взаимодействию, и рассматривается как развивающий аспект обучения;
общеобразовательный аспект означает рассмотрение обучения иностранному языку с позиции его образовательного воздействия на личность обучаемого [1].
Процесс формирования профессионально-коммуникативной компетенции курсантов военных вузов рассматривается в контексте указанных составляющих, т.к. в нем участвуют знания, умения и навыки коммуникации, процессы понимания, психические процессы, способности личности курсантов к профессионально-коммуникативной деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию, к приобретению новых знаний и их использованию в профессиональной деятельности.
Требования компетентностного подхода к подготовке военных специалистов по защите информации определяются не только особенностями экономического перераспределения ресурсов и зон влияния, обеспечивающих подготовку военных кадров, но и необходимостью поиска путей, которые направлены на изменение всей системы. Сущность термина «компетентность» рассматривается как обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [2]. В отечественной педагогике только в последней четверти ХХ в. это понятие начинает использоваться в качестве термина, описывающего какой-либо конечный результат. Существует множество определений этого понятия. Так, компетентность определяется как «качество личности, предполагающее, что человек владеет определенной компетенцией» [3]. Как правило, авторы отмечают, что средством «нового подхода к оценке качества профессиональной подготовки специалиста выступила компетентность как интегральная характеристика, определяющая его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, жизненного опыта, ценностей» [4].
Решая проблемы формирования профессионально-коммуникативной компетенции курсантов военных вузов в процессе изучения иностранного языка, нам близка точка зрения Э.Ф. Зеера, который утверждает, что компетентность - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Автор делит компетентности на два уровня: компетентности теоретического уровня, где находят обобщения внутренних связей и отношений предметов и явлений действительности. Их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах. Второй уровень - эмпирические компетентности, отражает внешние свойства предметов и явлений. Они имеют прикладной, действенный характер. Конкретизация этого уровня обобщения состоит в словах-терминах, символах,
344
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 4 (41)
знаках, процессуальных знаниях, иллюстрациях, примерах [5].
Исследователями в области компетентност-ного подхода в образовании определено, что компетентность имеет структуру, которая включает: 1) готовность к появлению компетентности; 2) владение знанием и содержанием компетентности; 3) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях; 4) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения; 5) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [6].
А.В. Хуторской, обобщая результаты теоретико-методологического анализа психолого-педагогического содержания понятия «компетентность», считает что она: характеризует способность и готовность личности выступать в качестве целостного совместного субъекта саморазвития системы «человек-мир»; отражает субъективную позицию обучающегося в обучении, обеспечивает реализацию личностных смыслов; имеет метапредметный характер; реализует дидактический принцип связи обучения с жизнью через обогащение витаген-ного опыта выявления и решения проблем; проявляется и контролируется в процессе практического осуществления деятельности [8, с. 54].
Следовательно, профессионально-
коммуникативная компетенция, как и другая компетенция, является системной характеристикой личностно-ориентированного обучения, поскольку относится исключительно к личности обучаемого и проявляется в процессе выполнения им комплекса действий. Поэтому проблема формирования профессионально-коммуникативной компетенции в наибольшей мере решается в процессе реализации лич-ностно-ориентированного образования.
1. Гречко В.А. Теория языкознания: учеб. пособие / В.А. Гречко. - М.: Высшая школа, 2003. 375 с.
2. Словарь иностранных слов [Электронный ресурс] / URL: http://www.onlinedics.ru /slovar/inyaz.html. С. 241.
3. Краевский В. В. Методология педагогических исследований / В. В. Краевский. Самара, 1994. С. 34
4. Вершиловский С. Г. Теоретические и организационные проблемы постдипломного педагогического образования / С.Г. Верши-ловский. СПб.: Педагогика, 2010. С. 108.
5. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2002. С. 14.
6. Зимняя Н.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / Н.А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. С. 88.
7. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании / Д. С. Ермаков // Педагогика. -2011. № 4. С. 13.
8. Хуторской А. В. Педагогическая иннова-тика / А. В. Хуторской. М.: Изд. центр «Академия», 2008.
1. Grechko V.A. Linguistics theory: studies. grant / V.A. Grechko. - M.: The higher school, 2003. 375 p.
2. Dictionary of foreign words [Electronic resource] / URL: http://www.onlinedics.ru/ slovar/inyaz.html. P. 241.
3. Krayevsky V.V. Metodology pedagogical researches / V.V. Krayevsky. - Samara, 1994. P. 34
4. Vershilovsky S.G. Theoretical and organizational problems of post-degree pedagogical education / Of this year Vershilovsky. SPb.: Pedagogics, 2010. P. 108.
5. Zeer E.F.Professional personality/E.F. Zeer. Yekaterinburg, 2002. P. 14.
6. Zimnya N.A. Pedagogical psychology: textbook for higher education institutions / N.A. Zimnyaya. 2nd prod., add., ed. and resl. M.: Logos, 2005. P. 88.
7. Ermakov D.S. Kompetentnosting an approach in Education / S. Ermakov // Pedagogics. -2011. No 4. P. 13.
8. Hytorskoy A.V. Pedagogical innovatics / A.V. Hytorskoy. - M.: Prod. center «Akademy», 2008.
345