процессе. Так, ИО УЧКОМ предназначена для интеграции трёх модулей электронного учебника - теоретического, самостоятельной работы и контрольного, переходы между которыми осуществляются из навигационной карты. В ИО «Дороги» управляющие кнопки - это изображения, направляющие учащегося по дорогам в науку, музей, храм, города и страны, а также демонстрирует «дорогу «в никуда», где он знакомится с пагубными последствиями вредных привычек. В ИО «Восхождение на Пик Победы» предлагаются задания, основанные на фактах из истории военных побед России.
Особыми свойствами обладает ИО «Сила знаний», имеющая две версии, локальную и дистанционную, программа которой размещена на сайте http://ya-znau.ru. Вторая версия, по существу, представляет собой интернет-конструктор локальных технологий обучения: «Словарь знаний», «Поле знаний», «Кроссворд знаний», «Формула знаний», «Матрица знаний», «Тест знаний» и др. Для их применения в профессиональной деятельности педагога следует учитывать их главные дидактические функции, например, использование «Формулы знаний» помогает учащимся осознать внутреннюю структуру изучаемых понятий, а «Матрица знаний» поможет обобщить и систематизировать основные положения изученной темы. При этом создание учебных интернет-технологий не требует от педагогов знаний основ программирования, так как используется только клавиатурный ввод содержимого.
Для формирования у педагогов мотивации к творческой деятельности конструированию электронных систем УВР должно предшествовать обучение применению имеющихся в арсенале компьютерной дидактики ресурсов. При этом использование типологии ресурсов ИКД обеспечивает возможность выявления методических предпочтений (ориентиров) в применении их различных типов в профессиональной деятельности педагогов.
Библиографический список
Так, педагогические условия для прочного усвоения понятий изучаемой теории обеспечиваются применением интерактивных словарей и электронных учебных тренажёров, а обобщение знаний в рамках всей темы - учебной интернет-технологией «Матрица знаний». Педагогическая роль предложенной типологии ресурсов ИКД состоит в том, что она используется в процессе создания новых технологий обучения и их систем посредством применения исходных (реперных) программно-дидактических элементов - веб-шаблонов. Это программы с «ручным» способом преобразования кодовых конструкций, поскольку специфика программной платформы HTML в том, что синтез программных фрагментов может обеспечить проектируемым учебным технологиям новые дидактические функции.
Таким образом, благодаря использованию предложенных типологии и моделей применения и создания УВР ИКД создаются условия, при которых педагоги могут совершенствовать свою профессиональную деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса. Самостоятельное создание педагогами УВР ИКД помогает эффективно выполнять обобщенные трудовые функции, а также содействует формированию необходимых знаний и умений, соответствующих Профессиональному стандарту педагога, таких как: организация, контроль и оценка учебных достижений; освоение ИкТ-компетентностей, в частности, общепользовательскими, предметно-педагогическими, общепедагогическими, необходимыми для реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. При этом выполняется главный посыл концепции Профессионального стандарта педагога - «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».
1. Архипова А.И., Седых С.П., Золотарев РИ. Процедурная модель создания электронных образовательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики. Школьные годы. 2013; 49.
2. Архипова А.И., Коротенко В.И. О проблемах создания новых учебников с компьютерной поддержкой. Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Уфа, 29-30 апреля, 2013.
3. Архипова А.И., С.П. Седых, В.И. Грищенко Принципы построения и типология учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики. Школьные годы. 2015; 59.
4. Грищенко В.И., С.П. Седых, А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв Инструментальные оболочки ИКД в структуре учебной и воспитательной работы. Школьные годы. 2015; 60.
5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва: Арена, 1994.
References
1. Arhipova A.I., Sedyh S.P., Zolotarev R.I. Procedurnaya model' sozdaniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov innovacionnoj komp'yuternoj didaktiki. Shkol'nye gody. 2013; 49.
2. Arhipova A.I., Korotenko V.I. O problemah sozdaniya novyh uchebnikov s komp'yuternoj podderzhkoj. Teoreticheskie iprakticheskie voprosy razvitiya nauchnoj mysli v sovremennom mire: sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 29-30 aprelya, 2013.
3. Arhipova A.I., S.P. Sedyh, V.I. Grischenko Principy postroeniya i tipologiya uchebno-vospitatel'nyh resursov innovacionnoj komp'yuternoj didaktiki. Shkol'nye gody. 2015; 59.
4. Grischenko V.l., S.P. Sedyh, A.I. Arhipova, R.I. Zolotarev Instrumental'nye obolochki IKD v strukture uchebnoj i vospitatel'noj raboty. Shkol'nye gody. 2015; 60.
5. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya vzarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva: Arena, 1994.
Статья поступила в редакцию 28.03.17
УДК 371.124.7
Gulakova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: marina_gulakova@bk.ru
Harchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: 14101956@rambler.ru
THE CASE STUDY METHOD AS THE BASIS OF PRACTICE-BASED LEARNING. The work reveals the necessity of strengthening the practical orientation in the training of specialists. The contents of a concept of "a case method" as an interactive method of training in the university, which takes into account all the features of the subject and forms the necessary knowledge and skills, is disclosed. The researchers define conditions and requirements for its implementation, when forming the skills for solving typical professional tasks. The authors conclude that in combination with other types of classes conducted within the framework of training courses, the case method takes the leading positions in training specialists in universities and is one of the most effective ways of acquiring practical experience. This technology can be used independently, and as part of traditional teaching methods or business games and trainings.
Key concepts: interactive methods of teaching, case-method, classification of cases.
М.В. Гулакова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
Е-mail: marina_gulakova@bk.ru
Г.И. Харченко, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
Е-mail: 14101956@rambler.ru
КЕЙС-МЕТОД КАК ОСНОВА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье обоснована необходимость усиления практической направленности в подготовке специалистов. Раскрыто содержание понятия «кейс-метод» как интерактивного метода обучения в вузе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания и умения. Выделены условия и требования для его реализации при формировании навыков решения типичных профессиональных задач. Авторы делают вывод о том, что в сочетании с другими видами занятий, проводимых в рамках учебных курсов, кейс-метод занимает ведущие позиции в подготовке специалистов в вузах и является одним из самых эффективных способов приобретения практического опыта.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, кейс-метод, классификация кейсов.
Одной из ведущих тенденций развития высшего образования на фоне быстро меняющейся социокультурной ситуации является усиление практической направленности в подготовке специалистов. Современный образовательный процесс должен концентрироваться на приобретении обучающимися опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Обеспечить естественную связь получаемых знаний с будущей профессиональной деятельностью, позволяет создание практико-ориентированной среды, в которой происходит активное вовлечение каждого из студентов в дидактический и исследовательский процессы. Среди эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных профессиональных задач особо выделяется кейс-метод.
Название кейс-метода произошло от латинского casus -запутанный необычный случай; а также от английского case -портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Студенты получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена. Кейс-метод - это инновационный метод обучения в вузе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод направлен на решение определенной проблемы, однако данная проблема не дается в готовом виде, а формулируется преподавателем, исходя из условий реальной учебной ситуации. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Предлагаемые студентами решения могут быть оценены по степени эффективности, по степени риска, по обоснованности решения, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, соответствующими заданию. Таким образом, учебный материал подается студентам в виде ситуаций (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, её анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала: кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений; кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом. Согласно классификации кейсов по степени воздействия их основных источников можно выделить: практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела, этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Хотя каждый кейс несет обучающую функцию, степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна. Поэтому кейс с доминированием обучающей функции отражает жизнь не один к одному. Во-пер-
вых, он отражает типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности. Во-вторых, в обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии. Подобное же свойственно и для исследовательского кейса. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели [1 - 3].
Поэтому применять его лучше всего не как метод общеобразовательного обучения, а как метод повышения квалификации, т. е. как метод переподготовки профессионалов. Доминирование исследовательской функции в нём позволяет довольно эффективно использовать его в научно-исследовательской деятельности. В зависимости от объема кейса, величина которого прямо зависит от его назначения, выделяют: мини-кейс, занимающий по объему от одной до нескольких страниц (рассчитан на то, что займет часть двухчасового занятия); кейс средних размеров, занимающий обычно двухчасовое занятие; объемный кейс, составляющий до нескольких десятков страниц (может использоваться в течение нескольких занятий). Традиционно кейс эффективен на практических занятиях, посвященных закреплению изучаемой темы. Однако опыт показывает, что работа с кейсом бывает продуктивна и при введении нового материала для постановки проблемы, теоретические аспекты которой потом будут рассматриваться на лекциях. Эта технология может использоваться и самостоятельно, и как часть традиционных методов обучения или деловых игр и тренингов.
Метод кейс-стади основан на следующих положениях:
1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя - активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.
2. Акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности, а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразова-ния.
4. Здесь преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, неэмоциональностью изложения материала [4].
Основные цели метода кейс-стади:
1) развитие навыков анализа и критического мышления;
2) соединение теории и практики;
3) демонстрация различных позиций и точек зрения;
4) представление примеров принимаемых решений и их последствий;
5) формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.
Кроме того, при решении задач формируются различные компетентности:
- отрабатываются коммуникативные навыки - точно выражать свои мысли;
- уметь слушать других, аргументировано высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию и пр.;
- развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации;
- вырабатывается уверенность в себе и в своих силах;
- формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем;
- приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала;
- осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения;
Библиографический список
- осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества и т. д. [5 - 7]
К технологиям, активизирующим учебный процесс, построенным на анализе ситуаций, относятся и другие методы: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций (ситуационные задачи, ситуационные упражнения); моделирование; метод (ы) «инцидента», проблемный метод, мысленный эксперимент и др.
Таким образом, в сочетании с другими видами занятий, проводимых в рамках учебных курсов, кейс-метод занимает ведущие позиции в подготовке специалистов в вузах и является одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных профессиональных задач.
1. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. Таганрог: Издательство тИУиЭ, 2009.
2. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов. Под редакцией М.А. Пуйловой. Ростов-на-Дону. Феникс, 2015.
3. Ефимов П.П., Ефимова И.О. Интерактивные методы обучения — основа инновационных педагогических технологий. Инновационные педагогические технологии: материалы Международной научной конференции. Казань: Бук, 2014: 286 - 290.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебноре пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Прошина А.Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса. Труды СПбГУКИ. 2013; Том 200.
6. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие. Автор-составитель А.К. Быков. Москва: ТЦ Сфера, 2006.
7. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах: учебное пособие. Москва: Дрофа, 2009.
References
1. Aleksandrov E.P. Intencional'nyj dialog kak faktor adaptacii pervokursnikov k obrazovatel'noj srede vuza i professii. Taganrog: Izdatel'stvo TIUi'E, 2009.
2. Vinevskaya A.V. Metod kejsov v pedagogike: praktikum dlya uchitelej i studentov. Pod redakciej M.A. Pujlovoj. Rostov-na-Donu. Feniks, 2015.
3. Efimov P.P., Efimova I.O. Interaktivnye metody obucheniya - osnova innovacionnyh pedagogicheskih tehnologij. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Kazan': Buk, 2014: 286 - 290.
4. Panfilova A.P. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii: Aktivnoe obuchenie: uchebnore posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2009.
5. Proshina A.N. Ispol'zovanie interaktivnyh tehnologij v vysshej shkole kak uslovie intensifikacii obrazovatel'nogo processa. Trudy SPbGUKI. 2013; Tom 200.
6. Psihologo-pedagogicheskijpraktikum: uchebnoe posobie. Avtor-sostavitel' A.K. Bykov. Moskva: TC Sfera, 2006.
7. Sen'ko Yu.V. Stil'pedagogicheskogo myshleniya v voprosah: uchebnoe posobie. Moskva: Drofa, 2009.
Статья поступила в редакцию 01.04.17
УДК 377.30
Inusova H.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General, Experimental Physics and Methods of Teaching Physics, Dagestan State Pedagogical University; Department of Science Disciplines, Dagestan State University of National Economy (Makhachkala, Russia), E-mail: inysova@mail.ru
Magomedov Sh.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Customer Service and Support, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: sh-mag@mail.ru
PRINCIPLES OF STRUCTURING OF THE CONTENTS OF PROFILE TEACHING OF COMPUTER SCIENCE. The article describes general principles of forming the contents of profile training in computer science, including component-parts of the subject area of computer studies and generalized information activities. The analysis allows us to conclude that in teaching computer studies the emphasis is made on the development of information systems, ensuring on the one hand, integration in itself knowledge and activity components, and on the other hand, the mastery of the basis of modern professional activity, which is largely the system information. The work identifies and describes characteristic features of the principles at the profile level, the specifics of using information technologies and information systems in professional and pedagogical activity, making decisions on the management of information systems.
Key words: computer science, specialized training, structuring of contents, activity-based approach.
Х.М. Инусова, канд. пед. наук, доц. каф. общей экспериментальной физики и методики её преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет; преп. каф. естественнонаучных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, E-mail: inysova@mail.ru Ш.А. Магомедов, канд. пед. наук, доц., нач. отдела технического обслуживания и поддержки пользователя, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: sh-mag@mail.ru
ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
В статье раскрываются общие принципы формирования содержания профильной подготовки по информатике, включающей компоненты предметной области информатики и обобщенные виды информационной деятельности. Проведённый анализ позволяет констатировать, что в подготовке по информатике акцент делается на освоение информационных систем, обеспечивающей с одной стороны, интегрирование в себе знаниевого и деятельностного компонентов, а с другой - овладение основой современной профессиональной деятельности, которая во многом носит системно-информационный характер.