m
ф
3
го i-O
Ql
го
X s
к
CO <
±
DOI: 10.25588/CSPU.2018.52..4..005 УДК 378/811 ББК 74.580
Н.А. Кузякина1, И.Р. Сташкевич2
1 ORCID № 0000-0002-4724-6783, старший преподаватель 5-й кафедры иностранных языков, Россия г. Челябинск, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинск,
г. Челябинск, Российская Федерация.
Е-mail: knata.78@mail.ru 2 ORCID № 0000-000206227-837X, доцент, доктор педагогических наук, проректор по научно-исследовательской и инновационной работе, Челябинский институт развития профессионального образования, г. Челябинск, Российская Федерация.
Е-mail: stashkevichiren@mail.ru
применение кейс-метода в военном вузе
при обучении иностранных военнослужащих авиационному английскому языку
Аннотация
Введение. Статья посвящается проблеме совершенствования качества образования в военном вузе. Особое внимание уделяется применению новых технологий в образовательном процессе, что в последнее время является необходимым для повышения уровня знаний по иностранному языку в соответствии с социальным заказом. В данной работе описано использование кейс-метода при обучении иностранных военнослужащих авиационному английскому языку. Цель статьи -обосновать и раскрыть эффективность использования кейс-метода в образовательном процессе.
Материалы и методы. В статье рассмотрены современные эффективные технологии обучения авиационному английскому языку, а именно кейс-метод. Авторами отмечено, на что ориентирован данный метод, подробно описаны этапы проектирования и конструирования case-study, определены цели и содержание кейс-метода, а также описаны способы его применения на занятиях по авиационному английскому языку для решения будущими специалистами профессиональных задач на иностранном языке.
Ре.зультаты. В статье отмечены эффективные стороны применения кейс-метода и доказана высокая результативность данной технологии при обучении авиационному английскому языку иностранных будущих авиационных специалистов.
Обсуждение. Подробно описан каждый этап работы с кейсом, определены задачи на каждом этапе. На примере учебной ситуации, которая применялась на практике на 5 кафедре иностранных языков филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г.Челябинск, дается обоснование результативности выбранного авторами метода обучения.
Заключение. Делается вывод о том, что применение данных технологий в обучении авиационному английскому языку способствует эффективному формированию профессионально-коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих.
Ключевые слова: иностранные военнослужащие, будущие авиаспециалисты, военный вуз, авиационный английский язык, технология, цели, содержание, кейс-метод, case-study, методы.
Основные положения:
• определены наиболее эффективные технологии в обучении авиационному языку;
• разработаны основные этапы применения кейс-метода на занятиях, позволяющие организовать образовательный процесс более качественно;
• представлен практический опыт использования кейс-метода в работе преподавателей в военном вузе.
1. Введение (Introduction) го образования выдвинуло на передний
Проводимое в последние годы ре- план проблему повышения качества под-формирование армии и системы военно- готовки будущих военных специалистов
в военных вузах. Современные военнослужащие должны быть специалистами, профессионалами, обладающими высоким уровнем профессиональных знаний, а также сформированными значимыми личностными качествами, адекватными содержанию профессиональной деятельности военнослужащих [1; 2].
В настоящее время языковое образование является важным для сферы образования в России, так как подготавливает специалиста по языку, который впоследствии хорошо владеет лингвистическими знаниями, который может самостоятельно и с творческим подходом разрешать профессиональные задачи, который осознает личностную и общественную значимость иноязычной подготовки и, соответственно, несет ответственность за результаты. Система языкового образования предусматривает подготовку компетентной в профессии личности, социально активной личности, творческой личности в условиях более качественного языкового образования, с учетом изменения образовательной парадигмы и динамичной социокультурной ситуации.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Технология обучения авиационному языку в военном вузе помогает оптимально построить и реализовать содержание обучения, что гарантирует достижение дидактических целей. Применение определенной технологии в процессе обучения предполагает использование соответствующих средств обучения, более совершенных дидактических средств, что включает в себя учебные пособия, аутентичные тексты, определенные методы обучения. Малейшее изменение в наборе средств обучения приводит к изменению технологии.
Технологичность, то есть гарантиро-ванность достижения целей, обеспечивается средой, специально построенной в обучении. В этой среде развертывается самостоятельная учебно-познавательная деятельность будущих специалистов. Обучающая среда должна обладать такими внутренними свойствами, чтобы способы деятельности в деятельности обучающихся выступали как прямой продукт
обучения, необходимый и достаточный для достижения профессионального образования [1; 3; 4].
Технология обучения включает в себя несколько этапов работы. В профессионально-ориентированной технологии обучения встречаются такие понятия, как проектирование и конструирование. Если проектирование - это вид профессиональной деятельности педагога при разработке соответствующего проекта - дидактическое описание педагогической системы, которая реализуется в рамках учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности, то конструирование предполагает отбор, разработку учебного процесса, то есть обеспечение необходимым дидактическим оснащением для полной реализации разработанного проекта. Первый этап проектирования и конструирования технологии обучения - это этап целеполагания. Для преподавателя чрезвычайно важным моментом является постановка цели, что в дальнейшем включает в себя планирование, отбор способов выполнения определенных учебных действий. Поэтому необходимо в первую очередь грамотно сформулировать цель. На следующем этапе, после определения дидактических целей, необходимо подобрать соответствующее содержание, что представляет собой педагогическую модель социального заказа, обращенного к образовательной системе. В данном случае характер будущей профессиональной деятельности будущего специалиста определяет содержание обучения. Содержание отражается в рабочей программе дисциплины [5-8].
В соответствии с программой обучения иностранных военнослужащих филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинск авиационному английскому языку целью дисциплины является повышение исходного уровня владения английским языком и формирование у курсантов профессиональных компетенций, необходимых для решения профессиональных задач с использованием английского языка. В процессе обучения необходимо добиться определенных результатов посредством выполнения сле-
го
и ^
о о
X
X
ф
о
СО
.0 X X
го
н о о
X
X
ф
т
£
о с
ей
Го о о о
X
го
¡1
ii Q-i IZ го
m
ф
3
го i-O
ûl
ГО X
s
К
СО >
< ±
дующих задач: формирования умений и навыков использования языкового материала в профессиональной деятельности, формирования умений и навыков чтения текстов по специальности, навыков письменного и устного перевода, реферирования и аннотирования специальных текстов; навыков диалогической и монологической устной речи; навыков аудирования, а также навыков ведения радиотелефонной связи в стандартных ситуациях радиообмена и в случае авиационных происшествий и инцидентов [2]. Дисциплина «Авиационный английский язык» изучается в 3-м, 4-м, 5-м и 6-м семестрах. При обучении иностранных военнослужащих особое внимание уделяется формированию способности применять радиотелефонную фразеологию при решении типовых ситуационных задач. Исходя из этого, мы отобрали наиболее эффективный метод обучения для реализации поставленных задач - кейс-метод (case-study), сущность которого состоит в самостоятельной иноязычной деятельности обучаемых в искусственно созданной профессиональной среде [9; 10]. Необходимо добавить, что в настоящее время кейс-метод применяется в языковом образовании все чаще и чаще [3].
Использование кейс-метода предполагает имитационное моделирование. Кейс-технологии помогают учащимся сориентироваться на решение конкретных, практических проблем. Данный метод вовлекает в активное участие и преподавателя, и будущего авиационного специалиста в непосредственное обсуждение конкретных ситуаций и задач. Этот метод позволяет анализировать различные реальные ситуации, он позволяет применять умения и навыки практически и творчески. Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего авиаспециалиста к профессиональной деятельности, и это стимулирует его желание достичь высоких результатов и положительно отражается на формировании его профес-
сиональной компетенции [4; 11]. Работа с кейсами «должна научить студентов анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы (или) тенденции»1.
Использование case-study предоставляет иностранным военнослужащим возможность работы в группах, возможность создания новых видов деятельности, а также получение и использование краткой информации в условиях ограничения по времени и при возникновении трудностей при восприятии информации, вследствие того, что для иностранных военнослужащих английский язык является вторым иностранным языком после русского, что приводит к необходимости переключения с одного языка на другой. Данный метод позволяет существенно повысить уровень знания английского языка, развивает творческое мышление и способствует развитию иноязычной речи без опоры на готовый текст [3; 12]
3. Результаты (Results)
На 5 кафедре иностранных языков филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинск преподаватели практикуют использование кейс-технологий в качестве завершающей проектной работы по разделам рабочей программы по авиационному английскому языку. Это совершенствует качество образования. На наш взгляд, применение данных технологий на занятиях расширяет образовательный кругозор и поликультурное поле обучаемых в процессе языковой и культурной социализации, готовит обучающихся к жизни в условиях многонационального и многоязычного, поликультурного мира.
4. Обсуждение (Discussion)
Использование данных технологий
требует увеличения доли технологичности образовательного процесса в целом, а значит, требует разработки и применения профессионально-ориентированных технологий в языковом образовании.
Организация работы будущих иностранных авиационных специалистов
1 Зобов А.М. Метод изучения ситуаций (case study) в образовании: его история и применение. - Эли-тариум. - 2006. Режим доступа: http//www/elitarium.ru
на основе кейс-технологии включает в себя четыре этапа:
1. Первый этап - подготовительный. На данном этапе преподаватель определяет для себя дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Первый этап напрямую не связан с работой над ситуацией, но имеет важное значение для последующей работы и эффективности обучения в целом [13]. На данном этапе необходимо представить кейс учащимся и ознакомить их с механизмом дальнейшей работы, четко обозначив при этом цели и задачи каждого этапа, озвучить вопросы, на которые необходимо найти ответы.
2. Ознакомительный этап, в ходе которого иностранные военнослужащие вовлекаются в живое обсуждение реальной ситуации. Второй этап включает в себя выполнение разного рода упражнений дискуссионного характера. Данный этап включает в себя такие виды деятельности, как чтение профессионального текста с введением нового лексического материала, анализ грамматического материала, обсуждение послетекстовых вопросов, аудирование радиотелефонной связи с выполнением упражнений по восприятию на слух, работа с видеоматериалом по изученным темам с последующим анализом информации. После выполнения данной работы следует задание, которое включает набор вопросов, подталкивающих будущих авиационных специалистов к решению заложенной в кейсе проблемы.
3. Аналитический этап. На данном этапе проводится анализ ситуации, выявляется проблема. Проблема должна быть сформулирована ясно, четко, кратко. Далее вырабатываются варианты поведения в данной ситуации, и разрабатываются критерии решения данной проблемы, которые в дальнейшем необходимо обосновать. Выбирать лучший вариант альтернативы следует, опираясь на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления. Данный этап включает в себя работу в малых группах по обсуждению
ключевой проблемы, выработку оптимального варианта решения проблемы, подготовку к представлению результата работы другим группам после того, как были найдены возможные варианты решений. Основная задача данного этапа -выявление различных точек зрения обучающихся на проблему и объективный анализ предлагаемой ситуации. Этот вид работы формирует навыки монологического высказывания, позволяет учащемуся умело выражать свою мысль в пределах конкретной ситуации [14].
4. Итоговый этап. Эффективность применения данной технологии увеличивается благодаря заключительному анализу результатов работы иностранных военнослужащих, когда они могут обсудить в ходе дискуссии несколько вариантов оптимальных решений поставленной проблемы. Последний, завершающий этап - это работа по подведению итогов, возможные комментарии и замечания. Преподаватель оценивает работу каждого участника (или группы в целом) с пояснением выставляемой оценки [15; 16]. Оценивание проходит по следующим критериям: знание лексических единиц по теме, грамотное использование грамматических конструкций, а также уровень активности иностранного военнослужащего в обсуждении кейса.
Пример учебных ситуаций. В соответствии с рабочей программой обучения иностранных военнослужащих в 3-ий раздел изучения авиационного английского языка включены такие темы, как «Безопасность полетов. Сигналы MAYDAY, PAN, SECURITE», «Авиационные происшествия и инциденты», «Особые ситуации в полете». Иностранным военнослужащим предлагается несколько коротких текстов с ситуациями из реальной жизни:
1) «А fire occurred just aft of the cockpit and burned through the top of the fuselage. At the time of the fire, the airplane was parked near a loading facility, all of the cargo to be transported on the flight had been loaded,, and the doors had been shut. The primary location of the fire was outside the cargo hold in an area just aft of the cockpit. The fire was extinguished by San Francisco Airport Rescue and Fire Fighting, but not before
го
и
о о
X
X
ф
о
CÛ
.0 X X
го
H о о
X
X
ф
т
vi? о s с
CÛ
Го о о о fcl
X
го
е
ii Q-Èn IZ го
causing substantial damage to the aircraft. The flight crew of two, who were preparing to start the engines when the fire broke out, escaped from the aircraft without injury».
2) «Fire and poisonous smoke can kill within minutes. There is no greater risk to an aircraft's passengers and crew. When an aircraft evacuation is necessary, every second counts. As a passenger, the chances of experiencing an aircraft evacuation are slim. Modern transports, large and small, have an amazing safety record.. When you board a flight heading to yourfavorite business or vacation destination, listen to the safety announcements and take them seriously. Come up with a Game Plan to follow in the (unlikely) event of an evacuation. Then you can relax and enjoy the ride».
После работы над текстами, которая подразумевает выделение в тексте новой лексики, ответы на вопросы, обсуждение происшествий на борту, учащимся предлагается посмотреть видеоролик на тему «Fire. Cnina Airlines 737 in Okinawa» с последующим обсуждением содержания ролика. Для мотивации активного участия учащихся в обсуждении предлагается перечень вопросов.
What is the video about ?
How fast can a fire spread?
The fire began at the gate due to a fuel leak. Within minutes, fire consumed the entire aircraft. All aboard escaped; there were no fatalities. Do you think it might be wise to leave the stuff on board and concentrate on evacuation ?
How were people rescued?
What happened to the aircraft?
Как следующий этап работы возможно обсуждение данной проблемы по плану на тему:
Dangers posed by ice on the wing.
Ice is very dangerous on the wing because it will:
1. Increase drag
2. Increase weight
3. Reduce lift
4. Block control surfaces
При такой форме работы иностранные военнослужащие имеют возможность проявить свои навыки практической речи, без опоры на какой-либо текст, высказать свою точку зрения и аргументировать ее
[17; 18].
Далее иностранным военнослужащим предлагается прослушать несколько коротких аудиозаписей - диалоги между диспетчером и пилотом с сигналами бедствия (записи из реальной жизни). И, наконец, как завершающий этап, составить свои диалоги на тему «Пожар в грузовом отсеке», «Захват самолета» и т.д.
5. Заключение (Conclusion)
В результате вышеизложенного мы делаем вывод, что применение кейс-метода в учебном процессе на 5 кафедре иностранных языков в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинск позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала иностранными военнослужащими и проводить занятия на новом уровне. Данный метод предоставляет отличную возможность будущим авиаспециалистам творчески применять пройденный языковой материал, используя при этом также свои профессиональные знания [18-20]. Нами отмечено, что такие технологии в образовательном процессе прививают интерес учащихся к предмету, учащиеся перестают быть пассивными на занятии и становятся его активными участниками. Данные методы обучения способствуют более эффективному формированию профессионально-ориентированной компетенции и развивают умение работать в коллективных формах общения.
ш
ф
3
го
I-
о
ÛL
ГО X s
К
СО >
< I
Библиографический список
1. Сташкевич, И.Р. Теоретические аспекты развития познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса [Текст] / И.Р. Сташкевич // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - №4. - С. 43-50.
2. Сташкевич, И.Р. Проектно-технологический принцип профессионального обучения в подготовке военных специалистов [Текст] / И.Р. Сташкевич // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 2. - С. 49-56.
3. Нещадим, И.О. Применение кейс-метода и интернет-ресурсов в формировании коммуникативной компетентности у студентов технических вузов [Текст] / И.О. Нещадим // Гуманитарный вестник. - 2013. - №7 (9). - С. 7-9.
4. Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании [Текст]: колл. монография / А.Н. Утехина, Н.А. Брим, О.Н. Голубкова, О.К.Козлитина, Н.Ю. Милютинская, Е.В. Трой-никова, Л.И. Хасанова. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2017. - 220 с.
5. Проскурина, Я.В., Терехова, Е.А. Метод кейс-стади как инструмент формирования межкультурной коммуникативной компетенции [Текст] / Я.В. Проскурина, Е.А. Терехова // Философия образования. - 2017. - №3 (72). - С. 69 - 76. DOI: 10.15372/PHE20170307.
6. Покушалова, Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Текст] / Л.В. Покушалова // Молодой ученый. - 2011. -№ 5. - Т. 2. - С. 155 - 157.
7. Кузякина, Н.А. К проблеме обучения иностранных военнослужащих в военном вузе России [Текст] / Н.А. Кузякина // Сборник материалов V Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика на современном этапе». - Ставрополь Логос, 2014. - № 5. -С. 106 -113.
8. Ларина, Т.В. Метод кейс-стади в процессе формирования иноязычной профессиональной компетенции. Глобальный научный потенциал [Текст] / Т.В. Ларина, П.П. Махиня // Научно-практический журнал. - 2012. - №10(19). - С. 105-109.
9. Жусупова, Б.А. Теоретические основы применения метода конкретных ситуаций (case study) в процессе обучения [Текст] / Б.А. Жусупова // Материалы Республиканской научно-теоретической конференции «Сейфуллинские чтения-9: новый вектор развития высшего образования и науки». -2013. - Т. 2. - Ч. 1. - С. 227-229.
10. Матвеева, И.Ю. На перекрестках образовательных реформ [Текст] / И.Ю. Матвеева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 2 (42). - С. 231-233.
11. Сташкевич, И.Р. Развитие познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса [Текст]: монография / И.Р. Сташкевич. - Челябинск: Южно-Уральский научно-учебный центр Российской академии образования, Челябинский
государственный университет, 2005. - 204 с. íf
12. Бармина, Н.В. Из опыта применения событийных форматов образовательной деятельности ^
о
С. 134 - 146. х
в обучении английскому языку [Текст] / Н.В. Бармина // Наука и образование. - 2017. - № 4(21).
13. Матюшенко, В.В. Метод case study в обучении иностранному языку студентов нелингвистических вузов [Текст] / В.В. Матюшенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 128-132.
14. Хасанова, Л.И. Формирование культурной осведомленности средствами иностранного языка [Текст] / Л.И. Хасанова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2008. - о № 2. - Ч.1. - С. 207 - 209.
15. Ильина, О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка [Текст] / О.К. Ильина // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой
ф о
са *
.о X X
го ^
I-
о
межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. науч.
с
са
статей: в 2 ч. Ч.1 / под общ. ред. Л.Г. Ведениной. - М.: МГИМО - Университет, 2009. - С. 253-261.
16. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода [Текст] / под ред. д-ра социологических наук, профессора Ю.П. Сурмина - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 286 с.
17. Гончарова, М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров [Текст] / М.В. Гончарова // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе: сб. науч. ста- х ^ тей / под ред. Ю.Б. Кузьменковой. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ
М.В. Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FTL: современные тенденции и опыт профессиона- ^ ^ лов. Вып. 5). - С. 95-100. « ¡
18. Grosseck, G., Danciu, E. (2011) Social aspects of web technologies. Teaching or teachers" challenges. Procedía Social andBehavioural Sciences. Elsevier. Vol. 15. Р. 3768-3773 (WoS).
19. Kondrateva, I.G., Fahrutdinova, A.V., Valeeva, R. (2016) Modeling Teacher"s Multicultural Iden-
o o fcl
o x
'nd T/Vltsi'VIVl fltl ri!Vl fl! TirfVl t W) /TVJ Tiysi fil iyv t /TVJ \J P _^
20. Faltis, C. (1997) Case study methods in researching language and education. Encyclopedia of Lan-
tity through studying a foreign language. The 2nd International Forum on Teacher education. V. 12. P. 245-250 (in English).
«S
guage and Education. Eds. N.H. Homberger, D. Corson. Dordrecht, Boston; London, Kluwer Academic Publishers. p
о >
ф
-Л
(Л
га СО
od
го с
го
N
N.A. Kuzyakina1, I.R. Stashkevich2
1 ORCID No.0000-0002-4724-6783, Senior Lecturer at the 5th Department of Foreign Languages,
Branch of Military Training Scientific Center of Military Air Force «Military Air Academy» in Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia. E-mail: knata.78@mail.ru 2 ORCID No. 0000-000206227-837X, Academic Title of Associate Professor, Doctor of Sciences (Education), Vice-Rector for Scientific and Innovation Work, Institute for the Development of Professional Education, the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: stashkevichiren@mail.ru
the employment of case-method at the military school in training aviation english to foreign military men
Abstract
Introduction. The article is devoted to the problem of the perfection of educational quality at the military school. The special attention is paid to the employment of new innovative technologies during the educational process, that is currently required for improvement of knowledge in the foreign language in accordance to the social order. In the article the employment of case-method in training of Aviation English to foreign military men at the Russian military school is described. The purpose of the article is to prove and take the point further of the efficiency of case-method employment in educational process.
Materials and methods. The article considers modern efficient technologies in training Aviation English, which one is case-method. The authors notice the orientation of this method. describe design stages and structure in details, define the purpose and the content of the case-method, and mention the ways of its employment during Aviation English lessons for solving professional problems in a foreign language by future specialists.
Results. The researchers notice efficient aspects of the employment of case-study and high progress of this technology in training Aviation English to foreign future aviation specialists in the article.
Discussion. Every stage of working process with the case-method is described in details, tasks on every stage are determined. The version of one study situation that was employed in practice at the 5th Department of foreign languages in a branch of Military Training Scientific Center of Military Air Force «Military Air Academy» in Chelyabinsk is given and the objectivation of the results of the chosen by the authors educational method is noticed.
Conclusion. It is concluded that the employment of such technologies in Aviation English training provides efficient formation of professional communicative competence of foreign military man.
Keywords: foreign military men, future aviation specialists, military school, Aviation English, technology, working goals, content, case-method, case-study, methods.
Highlights:
• The most efficient technologies in Aviation English training are defined;
• The main stages of employment of case-method during classes that allow to organize educational process more qualitatively are developed;
• Practical experience of employment of case-method by instructors at the military school is presented.
References
1. Stashkevich I.R. (2004) Teoreticheskie aspekty razvitiya poznavatePnoj samostoyatePnosti kursan-tov voennyh vuzov pri comp'uternom soprovozhdenii uchebnogo processa [Theoretical aspects of military students' cognitive independence at computer support of educational process] Vestnik Orenburgskogo gosu-darstvennogo universiteta. 4, 43-50 (in Russian).
2. Stashkevich I.R. (2013) Proektno-tekhnologicheskij princip professional'nogo obucheniya v podgo-tovke voennyh specialistov [The design and technological principle of professional education in the training of military specialists] Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2. Р. 49-56 (in Russian).
3. Neshchadim, I.O. (2013) Primenenie kejs-metoda i internet-resursov v formirovanii kommunika-tivnoj kompetentnosti studentov tehnicheskih vuzov [The employment of case-method and Internet resources in formation of students' communicative competence at technical universities] Gumanitarnyj vestnik. 7. 9. Р. 7-9 (in Russian).
4. Utehina A.N., Brim N.A., Golubkova O.N., Kozlitina O.K., Milyutinskaya H.Yu., Trojnikova E.V., Ha-sanova L.I. (2017) ProfessionaPno orientirovannye tekhnologii v yazykovom obrazovanii [Professionally-oriented technologies in the language education: collective monograph] Moscow, FLINTA Publ (in Russian).
5. Proskurina Ya.V., Terehina E.A. (2017) Metod kejs-stadi kak instrument formirovaniya mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii [Case study method as a tool for the formation of intercultural communicative competence] Filosofiya obrazovaniya. 3. 72. P. 69-76. DOI: 10.15372/PHE20170307 (in Russian).
6. Pokushalova L.V. (2011) Metod case-study kak sovremennaya tekhnologiya professional'no-orientiro-vannogo obucheniya studentov [The case-study method as a modern technology of professionally-oriented teaching of students] Molodoj Uchyonyj. 5. 2. P. 155-157 (in Russian).
7. Kuzyakina N.A. (2014) K probleme obucheniya inostrannyh voennosluzhashchih v voennom vuze Rossii [To the problem of training of foreign military men at the military school in Russia] Sbornik materialov VMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Psihologiya i pedagogika na sovremennom ehtape". Stavropol, Logos Publ. 5. P.106-113 (in Russian).
8. Larina T.V., Mahinya P.P. (2012) Metod kejs-stadi v processe formirovaniya inoyazychnoj professionaPnoj kompetencii [The case-study method in the formation process of professional foreign language competence] Nauchno-prakticheskij zhurnal. 10. 19. P. 105-109 (in Russian).
9. Zhusupova B.A. (2013) Teoreticheskie osnovi primeneniya metoda konkretnyh situacij (case study) v processe obucheniya [The theoretical basics of application of the method of specific situations (case-study) in the process of teaching] Materialy Respublikanskoj nauchno-teoreticheskoj konferencii "Sejfullinskie chteniya - 9: novyj vector razvitiya vysshego obrazovaniya i nauki". Vol. 2 (1). P. 227-229 (in Russian).
10. Matveeva I.Yu. (2015) Na perekryostkah obrazovatel'nyh reform [At the crossroads of education- c al reforms] Vestnik Chelyabinskoj Gosudarstvennoj Akademii kul'tury i iskusstv. 2. 42. P. 231-233 (in Russian). E
11. Stashkevich I.R. (2005) Razvitie poznavatel'noj samostoyatel'nosti kursantov voennyh vuzov pri ^ comp'yuternom soprovozhdenii uchebnogo processa: monografiya [The development of educational = knowing of cadets at the military school with computer support during educational process: monograph] ^ Yuzhno-Ural'skij nauchno-uchebnij center Rossiiskoj akademii obrazovaniy. Chelyabinskiy gosudarstvenniy univer-sitet Publ (in Russian). J5
12. Barmina N.V. (2017) Iz opyta primeneniya sobytijnyh formatov obrazovatel'noj deyatel'nosti v obu- ° chenii anglijskomu yazyku [From the experience of employment situation forms of educational activity in teaching the English language] Nauka i obrazovanie. 4. 21. P. 134-146 (in Russian).
13. Matyushenko V.V. (2010) Metod case study v obuchenii inostrannomu yazyku studentov nelingvis- ^ ticheskih vuzov [The case-study method in teaching a foreign language to students at non-linguistic universities] Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Pedagogika. Moskovskij gosudarstvennyj ■> oblastnoj universitet Publ. 4. P. 128-132 (in Russian).
14. Hasanova L.I. (2008) Formirovanie kul'turnoj osvedomlyonnosti sredstvami inostrannogo yazyka [The formation of cultural knowledge by means of a foreign language] Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. Tambov, Gramota Publ. 2. 1. P. 207-209 (in Russian).
15. Il'ina O.K. (2009) Ispol'zovanie kejs-metoda v praktike prepodavaniya anglijskogo yazyka [The application of the case-method in practice of English language teaching] Lingvostranovedcheskie: metody analiza, tekhnologiya obucheniya. Shestoj mezhvuzovskij seminar po lingvostranovedeniyu. Yazyki v aspekte lingvostra-novedeniya: sbornik nauchnyh statej. Ed. L.G. Vedenina. Moscow, MGIMO-Universitet Publ. 2. P. 253-261 (in Russian).
16. Ed. Surmina Yu.P. (2002) Situacionnyj analiz, ili Anatomiya Kejs-metoda [Situation analysis or anatomy of case-method] Kiev, Center innovacij i razvitiya Publ (in Russian).
17. Goncharova M.V. (2004) Kejs-metod v obuchenii inoyazychnomu obcheniyu menegzherov [Case-study in foreign language training to managers] Student i uchebnyj process: inostrannye yazyki v vysshej shkole. Sbornik nauchnyh statjy. Moscow, Centr po izucheniyu vzaimodejstviya kul'tur FIYa imeni M.V. Lomonosova.
tity through studying a foreign language. The 2nd International Forum on Teacher education. V. 12. P. 245-250 ^
(in English).
20. Faltis C. (1997) Case study methods in researching language and education. Encyclopedia of Language and Education. Eds. N.H. Homberger, D. Corson. Dordrecht, Boston; London, Kluwer Academic Publishers.