Научная статья на тему 'Функции тьюторства в инновационной образовательной среде вуза'

Функции тьюторства в инновационной образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТЬЮТОР / ТЬЮТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОРС-КОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ФАКТОР / ФУНКЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PERSONIFICATION / TUTOR / TUTORSHIP / TUTELAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Наталья Евгеньевна, Серебровская Тамара Борисовна

В статье рассматриваются вопросы развития тьюторской деятельности в рамках инновационных стратегий, определяются основные функции инновационной тьюторской деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерофеева Наталья Евгеньевна, Серебровская Тамара Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TUTORING FUNCTIONS FOR INNOVATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

In the article the main ideas of the developing of the tutor's professional activity as the innovative strategy are exposed, the main factors of the functioning of the innovative tutor's activity are given.

Текст научной работы на тему «Функции тьюторства в инновационной образовательной среде вуза»

ФУНКЦИИ ТЬЮТОРСТВА В ИННОВАЦИОННОИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

УДК 378.144

Наталья Евгеньевна Ерофеева

Доктор филологических наук, профессор, проректор по HP Орского гуманитарно-технологического института(филиал) Государственного образовательного учреждения Оренбургский государственный университет

Тел. 83537236559, 89058998539, Эл. почта: [email protected]

Тамара Борисовна Серебровская

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры АЯТМОАЯ Орского гуманитарно-технологического института(филиал) Государственного образовательного учреждения Оренбургский государственный университет

Тел. 83537236601, 89878744487, Эл. почта: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы развития тьюторской деятельности в рамках инновационных стратегий, определяются основные функции инновационной тьютор-ской деятельности в вузе.

Ключевые слова: индивидуализация, тьютор, тьюторская деятельность, тьюторс-кое сопровождение, фактор, функция, образовательная среда.

Natalya Erofeeva

PhD, Professor, Head of Department, Orsk Humanities Technological Institute (branch) of the State educational agency Orenburg State University

Tel. 83537236559, 89058998539, E-mail: [email protected]

Tamara Serebrovskaya

PhD, Associate Professor, Orsk Technological Institute (branch) of the State educational agency Orenburg State University Tel. 83537236601, 89878744487, E-mail: [email protected]

TUTORING FUNCTIONS FOR INNOVATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL

In the article the main ideas of the developing of the tutor's professional activity as the innovative strategy are exposed, the main factors of the functioning of the innovative tutor's activity are given.

Keywords: personification, tutor, tutorship, tutelage.

1. Введение

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в высшем образовании России меняются приоритеты в деятельности преподавателей вуза. Преподаватель в вузе становится проводником глобального мира знаний, а современное высшее учебное заведение ориентировано на социальный заказ государства и выстраивает свою систему обучения таким образом, чтобы позволить человеку учиться непрерывно, постоянно повышая свою профессиональную квалификацию. В этих обстоятельствах должность тьютора становится востребованной прежде всего потому, что идея тьюторства базируется на принципах индивидуализации и открытости образования и связана с идеей ответственности обучающегося за самого себя.

Тьюторство как педагогическое явление имеет несколько веков истории. Впервые тьюторство появилось в Великобритании в университетах Оксфорда и Кембриджа в XIV веке. В России основателем тьюторского движения, зародившегося в 90-е годы прошлого века в г. Томске, стал П.Г. Щедровицкий, который в том числе выделил понятие «индивидуальная образовательная программа». Ученый отмечал: «...Последние несколько лет и у нас в стране, и во всем мире происходит очень существенная институциональная ломка в сфере образования. Наряду с традиционным инстуциональным ядром, которое было сфокусировано вокург образовательного учреждения от школы до вуза, формируется новое истуциональное ядро, которое . называю индивидуальной образовательной программой». Индивидуальная образовательная программа не привяза-на...ни к какому стандарту - ник федеральному, ни к региональному. Она привязана к конкретному человеку»[6; 6]. Не случайно исследователи тьюторства Т.М.Ковалева, И.Д. Проскуровская, Н.В. Рыбалкина и др. анализируя исторический аспект тьюторства, рассматривают возможности научно-методического обеспечения и особенности тьюторских практик в образовательных учреждениях разного типа. При этом отмечают, что тьюторство как ресурс развития университетского образования имеет большие перспективы в различных направлениях: от сопровождения индивидуальной образовательной программы до дистанционного обучения.

Тьюторское сопровождение - сложный и многоплановый процесс. Деятельность тьютора призвана расширять образовательное пространство вуза. При этом образовательное пространство - это поле возможных направлений в образовательном движении индивида, конструируемое в соответствии с ценностными и целевыми ориентациями педагога через изменение его институциональных, дидактических, культурологических, интерьерных и других характеристик[2].

2. Основные функции тюторской деятельности

В новых условиях тьюторская деятельность выполняет несколько важных функций:

- аксиологическая, способствующая формированию нравственной личности, а также таких общекультурных компетентностей, как способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества или готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- мировоззренческая, формирующая современный взгляд человека на многоликий мир и непосредственно соотносимая с аксиологической функций. Именно мировоззренческая функция определяет вектор тьюторской деятельности в целом и способствует формированию необходимых компетентностей, среди которых наиболее важные следующие: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы и использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования;

- образовательная, нацеленная на гармонизацию образовательной среды на основе ценностных ориентаций и знаний и также определяющая ряд важных общепрофессиональных и профессиональных компетентностей: способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях, применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии и использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

- коммуникативная, позволяющая реализовать такие компетентности, как способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников, включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

- управленческая, регулирующая процесс выбора индивидуальных образовательных программ обучающимися и педагогами в их профессиональной траектории развития и реализующаяся в следующих профессиональных компетентностях: способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности, выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности и способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности и, конечно, способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

Отсюда в целом тьюторское сопро-

№3, 2011

вождение рассматривается как особая педагогическая позиция, обусловленная запросом на индивидуализацию обучения на всех уровнях. На это нацеливает A.A. Теров, когда пишет о двух основных стратегиях индивидуализации: стратегия «учета индивидуальных особенностей человека» и стратегия «индивидуальной образовательной и социальной траектории человека»^].

3. Стратегия и подходы

Стратегия тьюторской деятельности опирается на ряд подходов, прежде всего, на аксиологический подход, который органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Поэтому аксиологическая функция в тьюторстве является доминирующей.

Важен антропологический подход, который предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека. Он опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблем становления и развития личности. Антропологическая парадигма тьюторского видения проблемы - от студента к культуре. Тьютор работает как антропопрактик, через реальную ситуацию, побуждая студента пройти по избранному им пути, отсюда владение такими общекультурными и профессиональной компетент-ностями, как понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества и способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, крайне значимо и актуально.

Выделение педагогического объекта, представление его как органического целого, целостно взаимодействующего со средой, является сущностью еще одного важного методологического подхода - онтологического. В рассматриваемом контексте тьюторское сопровождение помогает формированию ценностных ориентаций и устойчивому развитию человеческого ресурса у педагога и у студента, вырабатывает умения для профессионального роста личности[1].

Результаты деятельности тьютора сложно оценить на основе общепри-

нятых критериев педагогической деятельности. Соответственно, тьюторс-кую деятельность по сопровождению индивидуальных образовательных программ, выстроенных в соответствии с избранной образовательной траекторией, можно рассматривать по результатам обучения бакалавров современным технологиям в выбранной сфере деятельности, по освоению студентом инновационного профессионального пространства в вузе и на производстве или образовательном учреждении другого уровня, по способности к инновационному мышлению, обнаруживающемуся в самостоятельной работе, по проявлению нравственных, профессиональных и коммуникативных качеств и в целом по степени готовности бакалавров работать в профессиональном поле.

Традиционно образование в высшей школе включает совокупность дисциплин, содержащих знания для получения профессии и для коммуникации в профессиональной и социальной среде. Тьюторское сопровождение ориентирует студентов на индивидуальный выбор дисциплин учебного плана в соответствии с образовательными целями, которые ставит перед собой студент, с возможным уровнем сложности индивидуальной образовательной программы и требованиями образовательной программы вуза, в котором он обучается. В связи с этим образовательное учреждение, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, должно сформировать у студента социально необходимые личностные компетенции, такие как культура инновационного мышления, коммуникативная культура, толерантность, стремление к самопознанию и саморазвитию, гибкость и креативность мышления. Решение задач по формированию названных компетенций как раз возможно через реализацию обозначенных функций в профессиональной деятельности тьютора. В этом случае тьюторство выступает как один из значимых факторов формирования инновационной среды вуза.

4. Формирование рефлексивной среды

Тьюторство способствует формированию рефлексивной среды в высших учебных заведениях и рефлексивного мышления и у студентов и у преподавателей. Образовательная функция тьютора на этапе формирования индивидуального образовательного

маршрута становится центральной, так как помогает выстраиванию субъектной позиции в образовании. Выделяют два направления: академическое и рефлексивное тьюторство. Академическое тьюторство призвано помочь ориентации студентов и педагогов в образовательном пространстве. Здесь тьютор позволяет студенту возвращаться к исходному пониманию самого себя для понимания своего места в образовательном пространстве. Рефлексия предполагает погружение в свое «Я» и самоанализ. В этом случае тьютор решает задачу по выявлению у студента и преподавателя не только трудностей в процессе освоения учебной программы, но и более значимых моментов, связанных с рефлексией - «что я могу как исследователь, студент, педагог». На данном этапе совершается выход из стереотипных ситуаций, когда происходит освоение новых знаний и осуществляется переход к модели конструирования профессиональных знаний, компетентностей на базе этих знаний. Тьютор в обозначенной позиции выступает экспертом в области знания. При этом тьюторское сопровождение обеспечивает не только овладение студентами методов и форм научного мышления, но и формирование у студентов самостоятельности в принятии решений, развитию критичности, инициативности, умений прогнозировать, проектировать и моделировать ситуацию.

Как следствие, возрастает роль проектной деятельности студентов. Проектный метод требует как классического педагогического сопровождения, так и тьюторского сопровождения. Задача руководителя проекта - пошаговое обучение студента логике построения и достижения целей и задач проектной работы и грамотное оформление и презентация самого проекта. Позиция тьютора от позиции научного руководителя здесь отличается прежде всего тем, что одной из приоритетных задач тьютора является сохранение индивидуального содержания проекта, а также индивидуального темпа проекта и рефлексии. Особое значение тьюторс-кое сопровождение имеет на этапе замысла, то есть концептуализации, моделирования. На этом этапе тьютор выступает как посредник между руководителем проекта и студентом. Результат (как критерий эффективности работы тьютора) - инициативное действие участника[7].

Таким образом, реализуя функции тьюторского сопровождения, тьютор представляет собой образ педагога, владеющего культурой инновационного мышления, вбирающего в себя знания педагогической инноватики, стремящегося к постоянному саморазвитию и самопознанию, умеющего прогнозировать и моделировать образовательный и воспитательный процесс, компетентного в сфере инновационного образования, способного генерировать педагогические инновации. При этом тьютор обладает комплексом особых педагогических способностей, представляющих собой многомерную систему его рефлексивных способностей по управлению своим профессиональным совершенствованием и самоорганизацией обучаемых. На это ориентирует В.П. Делия при анализе инновационного образовательного пространства[4].

5. Заключение

Качественный прорыв в развитии и внедрении тьюторства в высшей школе требует, прежде всего создания избыточной образовательной среды, в которой будут реализованы функции тьюторства и созданы педагогические условия креативного мышления в процессе конструирования нового типа учебного процесса. Поиск средств для установления и поддержания инициативного отношения к проектированию студентом собственной деятельности в вузе, определение ценностных и социальных устремлений, активное внедрение тьюторских технологий в образовательный процесс, повышение значимости информационных ресурсов -залог динамичного развития тьюторс-кой деятельности в высших образовательных учреждениях.

Литература

1. Белоновская, И.Д.Методическое обеспечение ИОП в университетских комплексах./ И.Д. Белоновская, К.Е. Цветкова//Высшее образование в Рос-сии.М.,-№6.2009.- С. 156-159.

2. Волошина, Е.И. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов. / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского научно-практического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». М.: АПКиППРО, 2009.-188с.

3. Гордон, Эд., Гордон. Эл. Столетия тьюторства / Эд. Гордон, Эл. Гордон. - Ижевск: ERGO, 2008.-351с.

4. Делия, В.П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза: Научное издание / В.П. Делия -М. : ООО «ДЕ-ПО», 2008г.-484с.

5. Ковалева, Т.М. О тьюторской деятельности в современном высшем образовании. [Текст] // Сборник «Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы» / Изд-во «Прометей» МПГУ, 2008.-114с.

6. Теров, А.А. К вопросу о моделях тьюторского сопровождения в образовательном учреждении / Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-практического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». М.: АПКиППРО, 2009.-188с.

7. Белоконь, О.И., Муха, Н.В., Люб-ченко, А.В., Медников ,А.М. Открытый сетевой образовательный проект для старшеклассников «Мегаполис: среда и ресурсы большого города» как практика событийного тьюторства // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно- практического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». М.: АПКиППРО, 2009.-188c

References

1. Belonovskaya I.D. Methodical guaranteeing IEP in the University Complexes./I.D. Belonovskaya., K.E.Tzvetkova //High Education in Russia.M., .,-№6.2009.- P.156-159.

2. Voloshina Y.I. Theoretical foundations of a professional tutor's training . / The Organization of Tutorship in educational institutions: the contents, rationing, standardization of tutor's activity. Materials of All Russian scientific seminar «The Standards of tutor's activity: The theory and Practice.»,Moscow. 18-19 May 2009-M АPКIPPRО, 2009.-С.55

3. Gordon E. Gordon E. Centuries of Tutoring., Izevsk:ERGO,2008.-351 p. ISBN 978-5 98904-037-7

4. Delia V.P. The formation and de-

velopment of the innovative educational area of the humanitarian university/ Scientific issue M.: OOO «DE-PO», 2008y.-484p

5. Kovaleva T.M. Tutor's activity in modern High education. [Text]// Manual«Materials of All Russian scientific conference«Tutoring in an open educational space in High schools»./Pub-lishing house «Prometei» MSPU, 2008.114 p

6. Terov A.A. To the questions of the models of the tutelage in educational institutions../The Organization of Tutorship in educational institutions: the contents, rationing, standardization of tutor's activity. Materials of All Russian scientific seminar «The Standards of tutor's activity: The theory and Practice.»,Moscow. 18-19 May 2009-M APKIPPRO, 2009.-p.55

7. Belokon, O.I., Mucha, N.V., Lub-

chenko, A.V.Mednikov, A.M. The open net educational project for senior pupils "Megalopolis:the area and recourses of the large city" ../The Organization of Tutorship in educational institutions: the contents, rationing, standardization of tutor's activity. Materials of All Russian scientific seminar «The Standards of tutor's activity: The theory and Practice.»,Moscow. 18-19 May 2009-M APKIPPRO, 2009.-p.55

№3, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.