Научная статья на тему 'Проектирование процесса обучения в практике работы современного педагога физической культуры'

Проектирование процесса обучения в практике работы современного педагога физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1101
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая система / дидактический процесс / дидактическое проектирование / конструктивно-проективные умения / моделирование и конструирование процесса обучения двигательным действиям / didakticheskaya sistema / didakticheskij process / didakticheskoe proektirovanie / konstruktivno-proektivnye umeniya / modelirovanie i konstruirovanie processa obucheniya dvigatel'nym dejstviyam / didactic system / didactic process / didactic projecting / constructive and projective abilities / modeling and designing of process of training in physical actions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров Омаркады Магомедзагирович, Кашкаева Эминеханум Абакаровна

В статье рассматривается проблема формирования проективных умений у студентов физкультурных факультетов; раскрываются возможности дидактического проектирования на технологической основе применительно к процессу обучения спортивным двигательным действиям; представлены алгоритмизированные проектировочные операции, освоение которых, как технологичными способами проектирования дидактического процесса, направлено на их практическое использование в профессиональной деятельности учителями физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL PROCESS PROJECTING IN THE PRACTICE OF THE MODERN PHYSICAL TRAINING TEACHER’S WORK

The authors of the article consider the problem of forming the projective skills of the students of physical training faculties; reveal the possibilities of didactic projecting of the technological basis for the learning process of the motor sports action; present the algorithmization projecting operations, the devel-opment of which as high-tech ways to project a didactic process, aimed at their practical usage in the pro-fessional activity of teachers of physical training.

Текст научной работы на тему «Проектирование процесса обучения в практике работы современного педагога физической культуры»

60

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

классах. М. : Педагогика, 2007. 3. Программы по математике для общеобразовательных учебных заведений в Российской федерации // Начальные классы (1-4) / сост. Т. В. Игнатьева, О. Н. Трунова, Т. А. Федосова. М. 2011. С. 12-86.

References

1. Beloshistaya A. V. Methods of teaching the mathematics at the primary school (course of lectures). M. : VLADOS, 2005. 2. Matveeva E. D. Functional dependence in the process of teaching the mathematics in the primary grades. M. : Pedagogika, 2007. 3. Programs in mathematics for general education in the Russian Federation // Primary grades (1-4) / comp. T. V. Ignatieva, O. N. Trunova, T. A. Fedosova. M., 2011. C. 12-86.

Literatura

1. Beloshistaja A. V. Metodika obuchenija matematike v nachal'noj shkole (kurs lekcij). M. : VLADOS, 2005.

2. Matveeva E. D. Funkcional'naja zavisimost' v processe obuchenija matematike v nachal'nyh klassah. M. : Pedagogika, 2007. 3. Programmy po matematike dlja obshheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedenij v Ros-sijskoj federacii // Nachal'nye klassy (1-4) / sost. T. V. Ignat'eva, O. N. Trunova, T. A. Fedosova. M., 2011.

S. 12-86.

Статья поступила в редакцию 27.06.2015 г.

УДК 378. 1

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

THE EDUCATIONAL PROCESS PROJECTING IN THE PRACTICE OF THE MODERN PHYSICAL

TRAINING TEACHER’S WORK

© 2°i5 Омаров О. М., Кашкаева Э. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Omarov O. M., Kashkaeva E. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассматривается проблема формирования проективных умений у студентов физкультурных факультетов; раскрываются возможности дидактического проектирования на технологической основе применительно к процессу обучения спортивным двигательным действиям; представлены алгоритмизированные проектировочные операции, освоение которых, как технологичными способами проектирования дидактического процесса, направлено на их практическое использование в профессиональной деятельности учителями физической культуры.

Abstract. The authors of the article consider the problem of forming the projective skills of the students of physical training faculties; reveal the possibilities of didactic projecting of the technological basis for the learning process of the motor sports action; present the algorithmization projecting operations, the development of which as high-tech ways to project a didactic process, aimed at their practical usage in the professional activity of teachers of physical training.

Rezjume. V stat’e rassmatrivaetsya problema formirovaniya proektivnyh umenij u studentov fizkul'turnyh fakul’tetov; raskryvayutsya vozmozhnosti didakticheskogo proektirovaniya na tehnolog-icheskoj osnove primenitel’no k processu obucheniya sportivnym dvigatel’nym dejstviyam; predstavleny algoritmizirovannye proektirovochnye operacii, osvoenie kotoryh, kak tehnologichnymi sposobami proektirovaniya didakticheskogo processa, napravleno na ih prakticheskoe ispol’zovanie v professional’noj deyatel’nosti uchitelyami fizicheskoj kul’tury.

Психолого-педагогические науки •••

61

Ключевые слова: дидактическая система, дидактический процесс, дидактическое проектирование, конструктивно-проективные умения, моделирование и конструирование процесса обучения двигательным действиям.

Keywords: didactic system, didactic process, didactic projecting, constructive and projective abilities, modeling and designing of process of training in physical actions.

Klyuchevye slova: didakticheskaya sistema, didakticheskij process, didakticheskoe proektirovanie, konstruktivno-proektivnye umeniya, modelirovanie i konstruirovanie processa obucheniya dvigatel’nym dejstviyam.

В настоящее время в отечественной педагогической практике широкое распространение получают образовательные технологии, их применение требует от педагога умения проектировать образовательный процесс, конкретизируя известные технологии, ориентируя их на особенности учащихся и условия обучения. Однако результаты теоретического анализа современных исследований в сфере высшего профессионального образования и собственный многолетний педагогический опыт позволяют констатировать тот факт, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника вуза нередко протекает достаточно длительно и сложно.

Таким образом, существует и требует своего положительного разрешения проблема подготовки выпускников к условиям по самостоятельному преодолению трудностей, что ставит задачу дальнейшего совершенствования системы профессионально-педагогического образования. Со-

ответственно возрастает необходимость в определении возможных путей формирования у будущих педагогов готовности к проектировочной деятельности, как реальной основы потенциального творчества в последующей профессиональной деятельности.

Предпринятый нами анализ теоретических представлений о проектировании как особой деятельности, способной обеспечить кардинальный сдвиг в сфере образования, позволил установить, что для конкретного педагога основным объектом проектирования является «дидактическая система» и «дидактический процесс» [2, 49].

В целом можно выделить шесть основных взаимосвязанных элементов, образующих современную развитую дидактическую систему (схема 1): педагог; цели подготовки специалиста; студенты; содержание обучения; дидактические процессы как способы осуществления обучающих задач; организационные формы обучения.

Схема 1. Модель дидактической системы: в ходе дидактического взаимодействия (дидактический процесс) педагога и студентов реализуются все элементы

«дидактической системы»

62

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Если исходить из положения, что объектом дидактического проектирования педагога можно считать дидактические системы, дидактические процессы и, соответственно, дидактические ситуации, то, под понятием «дидактическое проектирование» мы понимаем достаточно сложную и многоступенчатую деятельность педагога (схема 1), которая связана с созданием моделей дидактических систем и дидактических процессов их осуществления.

Дидактическое проектирование позволяет создать различные варианты предстоящей деятельности, которое связано с созданием разнообразных проектов процесса обучения, и способно прогнозировать ее результаты. Для создания и реализации проекта учебного процесса по той или иной дисциплине, очевидно, что педагог должен обладать, прежде всего, некоторой совокупностью знаний, необходимых ему для осуществления дидактического проектирования - рис. 1.

Рис. 1. Уровни профессионального знания педагога по проектированию

В профессиональной деятельности педагога по дидактическому проектированию можно выделить ряд последовательных взаимосвязанных этапов: «моделирование

проектирование ^ конструирование».

Моделирование как метод познания, дает нам возможность более целостно представить «дидактическую систему» и изучить дидактический процесс (осуществляемый в рамках этой системы). Однако здесь следует отметить, что создаваемая «модель», это отражение уже реально существующего предмета/процесса. «Проект» же, по своей сути, это замысел, то есть механизм, с помощью которого педагог собирается преобразовать и воплотить реальный дидактический процесс.

На этапе конструирования проект более детализируется и конкретизируется: цели; содержание; методы, формы и средства обучения; виды (компоненты) деятельности учителя и учащихся. Особенность данного этапа определяется, таким образом, в конструировании практики дидактического процесса, где формируются организаци-

онные структуры управления проектом, и осуществляется превращение проекта дидактического процесса в окончательную форму его фиксации. Нетрудно заметить, что каждый из выше названных этапов дидактического проектирования - моделирование ^ проектирование ^ конструирование, «привязан» к конкретному предмету проектирования - рис. 2.

С точки зрения технологического подхода, проектирование дидактического процесса - это вид профессиональной деятельности педагога, характеризующийся совокупностью методов и средств, обеспечивающих предвидение педагогом «технологической структуры» дидактического процесса и его результатов. Профессиональная деятельность педагога представляется здесь как моделирование дидактического процесса, так и конструирование учебного занятия (плана-конспекта урока). Проект - это индивидуальное представление педагога о его собственной будущей деятельности, в то время как планконспект - форма фиксации проекта.

Психолого-педагогические науки •••

63

<

ПЕДАГОГ

>

Моделирование

•*

Дидактическая

система

1 г i Г

Проектирование ^ J

Дидактический процесс: учебный план и рабочие программы по дисциплинам; создание проекта конкретного учебного процесса в форме его плана на год, учебной темы

/ ч Конструирование

Дидактические ситуации: уровень реального образовательного процесса (конкретного учебного занятия) - конечный «проект» процесса обучения

Рис. 2. Этапы и предмет дидактического проектирования

В данном контексте рассмотрения, как показывает сложившаяся система подготовки учителей физической культуры на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ) Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ), у будущего специалиста, к сожалению, практически не формируется системное видение педагогической деятельности; все еще не предполагает обучения студентов технологии собственной методической системы обучения учебному предмету. Существующий «поэлементный» характер профессионального образования учителя физической культуры мешает целостному пониманию и конструированию авторской профессионально-методической деятельности на технологической основе. Порой это связано и с тем, что преподаватели сами не обладают на должном уровне проектировочной компетенцией и соответственно не развивают ее у студентов.

Знания по дидактическому проектированию учитель должен реализовать через систему практических (проективных) умений, уровень сформированности которых будет непосредственно отражаться на успешности его профессиональной деятельности. Проведенный теоретический анализ современных исследований [1, 3, 6, 8, 9] и практики проектирования в сфере образования (с учетом спецификации профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры), позволил нам выделить основные конструктивнопроективные умения учителя физической культуры - рис. 3.

В связи с этим, мы считаем, что, одной из главных задач преподавателя высшей школы должно быть изменение мышления студентов, формирование у них компетенций, используемых в дальнейшем для выбора стратегии профессионального развития, поэтому проектировочные умения преподавателя являются одним из ключевых факторов, определяющих успешность студентов в их будущей профессиональной деятельности.

В процессе освоения студентом физкультурного факультета проектировочными знаниями и умениями, необходимо, чтобы он понял: научно-методическая основа проектировочных усилий не только -знания, представления и способы мышления, которые задаются предметным содержанием данной учебной дисциплины. Проектировочная деятельность - это еще и формирующаяся помимо междисциплинарных знаний по дисциплинам спортивно-педагогического цикла и способов мышления целенаправленно осваиваемая реальность организации дидактического процесса.

На факультетах физической культуры и спорта, готовящих, как известно, учителей физической культуры и тренеров по спорту, формирование проектировочных компетенций должно осуществляться, прежде всего, в процессе освоения спортивнопедагогических дисциплин. Одним из путей формирования проектировочных умений у студентов, мы видим при организации и проведении учебной практики, где проектировочная деятельность студентов находит непосредственное выражение в скон-

64

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

струированных воспроизводимых дидактических процессах с заранее заданными ха-

рактеристиками.

CS

й

О

й

CS

н

и

в

S

к

и

Л

к

Н

S

н

и

о

0 Он

в

1

о

в

н

В

н

и

Он

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

в

о

сопоставлять образцы перспективного, тематического и поурочного планов с выделением в них общего и специфического

определять возможные варианты создания системы учебных занятий, конкретного вида урока, выбирать его рациональную структуру

составлять алгоритм действий по плану

системно проектировать цели деятельности субъектов образовательного процесса

моделировать предстоящий дидактический процесс как целостную систему и определять в ней место каждого элемента

соотносить когнитивные и физические возможности учащихся с моделируемой деятельностью

анализировать учебную информацию по разным основаниям

проектировать адекватно целям обучения - формы организации учебной деятельности, дидактические методы и средства обучения

предвидеть ситуации затруднения на уроке и способы их разрешения

проектировать конечный результат системы учебной работы, определять объекты и формы контроля и самоконтроля

проверять эффективность составленных рабочих планов (планов-конспектов уроков)

Рис. 3. Конструктивно-проективные умения учителя физической культуры, обеспечивающие его готовность к проектировочной деятельности

При проектировании студентом предстоящего урока физической культуры необходимо использовать определенную структуру дидактического проектирования, с четким определением границ ее применимости. В частности, сегодня на факультете ФКиБЖ успешно используются разработанные на кафедре спортивнопедагогических дисциплин ДГПУ - «алгоритм-инструкции» (обобщенные на алгоритмической основе модели проектирова-

ния, как совокупность действий и операций, являющихся ее (модели) функциональными единицами), позволяющие на их основе конструировать применительно к конкретным условиям процесс обучения спортивным двигательным действиям.

В решении проблемы овладения будущим педагогом проективными умениями на основе разработанных модельнорепродуктивных проектов, мы ориентируемся на создание студентом модельно-

Психолого-педагогические науки •••

65

творческих проектов процесса обучения спортивным двигательным действиям. Студент-проектировщик, исходя из

структурного состава дидактического процесса (рис. 4) и используя обобщенные «ал-

горитм-инструкции» по проектированию процесса обучения, создает собственный проект дидактического процесса под конкретные цели обучения учащихся, в ее мельчайших звеньях.

Рис. 4. Дидактический процесс и интегративные связи его компонентов

Как было отмечено, проектирование дидактического процесса тесно связано с моделированием, проектированием, конструированием, а далее с его организацией и управлением. Только опираясь на возможности этих видов деятельности, можно реально создать и реализовать полноценно действующий проект предстоящего урока физической культуры.

Здесь возможны различные подходы. Например, проектирование дидактического процесса на уровне обучения конкретному спортивному двигательному действию: педагог выделяет основную обучающую задачу; расчленяет проектирование процесса обучения в рамках данной задачи на операции, каждая из которых сохраняет общую логику проектирования. Изучается каждая операция отдельно, а затем операции объединяются в процессуальноописательный алгоритм - смысловое единство операций позволяет усваивать последовательность действий проектирования в целом. При дидактической интерпретации поставленной задачи анализируется операциональная структура алгоритма последовательности проектировочных операций, который применяется в контексте его смысловой структуры.

Логику дидактического проектирования в рамках решения конкретной обучающей задачи урока физической культуры на технологическом и процессуальном (алгоритмы действий) уровнях можно представить совокупностью следующих последовательно сменяющих друг друга видов деятельности, которые адекватны компонентам структуры дидактического процесса -рис. 5.

Представленный схематизированный «алгоритм-инструкция» (рис. 5), отражает как наименования этапов процесса обучения двигательным действиям, так и глаголы, определяющие учебную деятельность учителя физической культуры и учащихся на этапах обучения при формулировке дидактических целей (задач) урока.

После определения и формулировки целей обучения учащихся для данного конкретного урока, студенту-практиканту необходимо решить следующую проблему - отбор и конкретизация «содержания обучения» - рис. 6. Отметим, что содержание обучения должно возможно более точно отражать требования к знаниям и умениям школьников. При этом надо избегать внесения в проект урока содержания учебного материала, явно не связанного с конкретной деятельностью на предстоящем уроке.

66

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Рис. 5. «Алгоритм - инструкция»: формулировка содержания обучающих целей (задач) урока согласно этапности процесса обучения

двигательным действиям

I

L

Техника выполнения упражнения ^Подробное описание техники выполнения 1 разучиваемого упражнения, с определением его * пространственно-временных характеристик.

1 1

Типичные ошибки, допускаемые учащимися в процессе обучения данному упражнению

Помощь и страховка, оказываемая учащимся в процессе обучения

---[-Определение характерных - «грубых», «средних» .

и «мелких» ошибок. Знать правила исправления I I ошибок. |

I_____________________________________

---^^Определение конкретных видов помощи

страховки, оказываемых обучаемым.

Рис. 6. «Алгоритм - инструкция» проектирования содержания обучения

Точно сформулированные цели обучения в совокупности с обоснованно отобранным содержанием обучения составляют основу для осуществления следующего - третьего «шага» - формализовать в какой-то определенной схеме (алгоритме) организацию учебного процесса. Речь, таким образом, идет о прописанности шагов деятельности, приводящих к нужному результату, что возможно при опоре на объективные устойчивые связи сторон дидак-

тического процесса. При этом деятельность учителя и учащихся должны быть прописаны не только конкретнопредметно, но и абстрагированно (в обобщенном виде), чтобы сделать возможным перенос данного проекта для массового использования.

На данном этапе создания проекта дидактического процесса происходит также обоснование и отбор наиболее приемлемых методов и средств обучения, организа-

Психолого-педагогические науки •••

67

ционных форм учебной деятельности учащихся, то есть определяются учебные условия, в которых должен быть осуществлен дидактический процесс. Процессуальные рекомендации созданного проекта учебно-

го процесса в этом случае не ограничивают творчества студента-проектировщика, но задают ему определенные возможности для выбора - рис. 7

Последовательность выполнения элементов управленческого процесса при обучении данному упражнению

1. Прописать шаги деятельности (определить состав, очередность, содержание, составляющих его операций), обусловливающих достижение дидактической цели, и отвечающих следующим признакам: четкость и определенность в фиксации результата; наличие критериев его достижения; пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.

2. Подбор соответствующих средств и методов обучения, в соответствии с целями обучения.

3. Подбор форм организации учебной деятельности учащихся.

_______________________________________________________________________I

Рис 7. «Алгоритм - инструкция»: модель проектирования, на основе которой конструируется операционно-деятельностный компонет процесса обучения спортивному двигательному действию (последовательность решения этого этапа проектирования процесса обучения и его практическая реализация осуществляется в соответствии с рассматриваемым алгоритмом)

Таким образом, в подготовке проекта должно быть зафиксировано указание тех дидактических процессов, с помощью которых можно гарантировано достичь заданных целей обучения. Проект обучения спортивному двигательному действию всегда должен предполагать использование определенного дидактического процесса или вариантов процессов, с помощью которых можно реализовать его на практике.

Следует отметить, что если цели обучения и его содержание относительно стабильны, то выбор дидактического процесса (его проектирование) - это действительно трудная творческая задача для будущего педагога. Вывод очевиден: для формирования проектировочной компетенции студенту необходима соответствующая целенаправленная научно-методическая помощь со стороны преподавателя.

68

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2015

Алгоритмы проектировочных операций необходимо запомнить, но, в конечном счете, это не конечная цель. Знание студентами алгоритмов проектирования нужно не ради самих алгоритмов, а ради овладения рациональными, технологичными способами проектирования, где шаги деятельности педагога и обучаемого прописаны не только конкретно-предметно, но в тоже время абстрагировано, что делает возможным перенос данного опыта.

Рассмотрев проектирование на уровне решения конкретной дидактической задачи - обучения тому или иному спортивному двигательному действию, представим более высокий уровень - проектирование серии уроков физической культуры в рамках тематической учебной задачи. В данном аспекте рассмотрения дидактическое проектирование представляется в виде следующей схематизированной модели - рис. 8.

ЗАДАЧИ

УРОКОВ

Содержание

учебного

материала

*/

ДИДАКТИЧЕСКОЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

УРОКОВ ФК

Методический инструментарий учителя ФК

/

Учебно-познавательная деятельность учащихся

Рис. 8. Модель проектирования дидактического процесса в рамках учебной темы урока ФК (серии уроков)

Даже поверхностный анализ представленной модели (рис. 6) и ее сравнение в содержательно-функциональном плане с вышерассмотренными подходами к проектированию, убеждает нас в их принципиальном совпадении. Главное, чтобы по результатам критического осмысления различных подходов к проектировочной деятельности у будущего педагога появилась ясность, однозначность, четкость в понимании содержания и процедур проектирования дидактического процесса.

Таким образом, использование комплексной системы формирования проектировочных умений в учебном процессе

позволяет организовать более четкий учет и контроль выполнения «проектировочных работ» студентами; способствует повышению учебной мотивации, соответственно, уровня и качества их проектировочной деятельности. Отметим так же, что только преподаватель, владеющий дидактическим мышлением, необходимым арсеналом методов, средств, форм обучения, а также разнообразным содержанием учебного материала, способен выбрать именно то, что нужно студентам, чтобы наиболее результативно способствовать формированию у них проектировочной компетенции.

Литература

1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 81-84. 2. Безруков В. И. Проектирование в управлении педагогическими системами // Педагогика. 2005. № 3. С. 28-34. 3. Дмитриев В. А., Рюмин Л. С., Привалихин С. А.

Технологии инновационного проектирования // Школьные технологии. 2006. № 1. С. 84-87.

4. Ильясов И. И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. М., 1994. С. 156-160. 5. Колесников И. А., Горчакова-Сибирская М. Б. Педагогическое проектирование: Учебное пособие. М., 2007. С. 39-41. 6. Краснов С. И., Каменский Р. Г. Теоретические основания системы

обучения субъектов образования инновационному проектированию // Педагогика. 2013. № 2. С. 3944. 7. Ломакина О. Е. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. 2003.

№ 3. С. 127-130. 8. Монахов В. М. Технологии проектирования методических систем с заданными

свойствами // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 59-65. 9. Омарова М. О., Алижанова Х. А. Дидактические особенности проектной деятельности в профессиональном образовании // Известия

Психолого-педагогические науки •••

69

Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки.

2014. № 3 (28). С. 127-130.

References

1. Abasov Z. Projecting and organization of independent work of students // Higher education in Russia.

2007. # 10. S. 81-84. 2. Bezrukov V. I. Projecting in the management of pedagogical systems // Peda-

gogy. 2005. # 3. S. 28-34. 3. Dmitriev V. A., Ryumin S. L., Privalikhin S. A. Technology innovation design // School technologies. 2006. # 1. P. 84-87. 4. Ilyasov I. I., Galatenko N. A. Projecting the course of study in an academic discipline. M., 1994. P. 156-160. 5. Kolesnikov I. A., Gorchakova-Sibirskaya M. B. Instruc-

tional design: tutorial. M., 2007. S. 39-41. 6. Krasnov S. I., Kamensky R. G. Theoretical foundations of the system of teaching subjects of the innovative design education // Pedagogy, 2013. # 2. S. 39-44.

7. Lomakina O. E. Design activity stages // Higher education in Russia. 2003. # 3. S. 127-130.

8. Monakhov V. M. Design Technology of methodical system with given properties // Higher education in

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia, 2011. # 6. S. 59-65. 9. Omarova M. O., Alizhanova Kh. A. Didactic particularities of the project

activity in the professional education // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Science. 2014. # 3 (28). P. 127-130.

Literatura

1. Abasov Z. Proektirovanie i organizacija samostojatel'noj raboty studentov // Vysshee obrazovanie v Ros-sii. 2007. № 10. S. 81-84. 2. Bezrukov V. I. Proektirovanie v upravlenii pedagogicheskimi sistemami //

Pedagogika. 2005. № 3. S. 28-34. 3. Dmitriev V. A., Rjumin L. S., Privalihin S. A. Tehnologii innovacion-

nogo proektirovanija // Shkol'nye tehnologii. 2006. № 1. S. 84-87. 4. Il'jasov I. I., Galatenko N. A. Proektirovanie kursa obuchenija po uchebnoj discipline. M., 1994. S. 156-160. 5. Kolesnikov I. A., Gorchakova-Sibirskaja M. B. Pedagogicheskoe proektirovanie: Uchebnoe posobie. M., 2007. S. 39-41. 6. Krasnov S. I., Kamenskij R. G. Teoreticheskie osnovanija sistemy obuchenija sub#ektov obrazovanija innovacionnomu proektirovaniju // Pedagogika. 2013. № 2. S. 39-44. 7. Lomakina O. E. Jetapy proektirovanija dejatel'nosti // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2003. № 3. S. 127-130. 8. Monahov V. M. Tehnologii proektirovanija

metodicheskih sistem s zadannymi svojstvami // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 6. S. 59-65.

9. Omarova M. O., Alizhanova H. A. Didakticheskie osobennosti proektnoj dejatel'nosti v professional'nom obrazovanii // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014. № 3 (28). S. 127-130.

Статья поступила в редакцию 26.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.