УДК/uDC 377 И. Е. Скобелева
I. Skobeleva
диагностика уровня развития медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования
DIAGNOSTICS OF MEDIA-CuLTuRE DEVELOPMENT LEVEL OF STuDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDuCATION
Введение. В настоящее время, когда влияние медиа на профессиональную и повседневную жизнь становится все активнее и даже агрессивнее, развитие необходимого уровня медиакультуры у подрастающего поколения становится важной педагогической задачей.
Методология. В работе используются методы теоретического ретроспективного, структурного анализа для определения содержания понятия медиакультуры, для выявления и обоснования ее критериев и показателей. Проведению эмпирического исследования послужили методы анкетирования, педагогического эксперимента, экспертной оценки, самооценки. Для обработки и интерпретации полученных результатов применялись методы осмысления, математической обработки.
Результаты. В статье анализируются результаты констатирующей оценки наличного уровня медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования. Полученные результаты подтверждают, что констатирующий уровень медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования не достаточный; большинство обучающихся продемонстрировали репродуктивный уровень медиакультуры
Заключение. Решить задачу развития определенного уровня медиакультуры у подрастающего поколения предполагается на основе полученных результатов и определения проблемных полей в педагогическом процессе, в дальнейшем — путем разработки необходимых программ, педагогических условий и средств, обеспечивающих формирование медиакультуры обучающихся.
Introduction. At present, when the influence of the media on the professional and everyday life is becoming more active and even more aggressive, the development of the necessary level of media culture in the younger generation is becoming an important pedagogical task.
Materials and Methods. The methods of theoretical retrospective, structural analysis are used to determine the content of the media culture concept to identify and substantiate its criteria and indicators. Empirical research was conducted using methods of questioning, pedagogical experiment, peer review, self-evaluation. To process and interpret the obtained results, methods of comprehension and mathematical processing were applied.
Results. The article analyzes the results of the assessing evaluation of the current level of students' media culture of secondary vocational education. The obtained results confirm that the ascertaining level of students' media culture of secondary vocational education is insufficient; most students demonstrated the reproductive level of media culture.
Conclusions. The solution of the task of developing a certain level of media culture in the younger generation presupposes on the basis of the obtained results and the identification of problem fields in the pedagogical process, and further development of the necessary programs, pedagogical conditions and other pedagogical means that ensure the formation of the media culture of students.
Ключевые слова: медиакультура, педагогическое исследование, обучающиеся, среднее профессиональное образование, критерии оценки.
Keywords: media culture, pedagogical research, students, secondary vocational education, evaluation criteria.
Введение
Различные вопросы, связанные с развитием и становлением информационного общества, влиянием на социум и общественное мнение медиакультуры во всех ее проявлениях, не теряют своей актуальности в научном сообществе уже несколько десятилетий. Исследователи различных направлений — филологи, культурологи, социологи, психологи и политологи — обращаются к фак-
торам и механизмам медиакультуры как одного из влиятельных векторов развития современного информационного общества. Особое место медиакультура занимает в педагогической науке и образовательном пространстве. Область образования, призванная готовить подрастающие поколения к активной социальной и трудовой жизни, не может не учитывать значимость данного феномена. В педагогической науке активно разрабатывается понятие медиапедагогики, включающее всю совокупность содержания, влияния и педагогического обеспечения развития у обучающихся медиакультуры как личностного качества, гарантирующего успешную социализацию в информационном обществе. Поскольку одними из признаков информационного общества являются свободный доступ к информации и свобода ее распространения, постольку информационная компетентность сегодня является очевидным и необходимым качеством личности. Лоббирование понятия «медиакультура» в педагогической науке вполне оправдано. Начиная с 90-х годов прошлого века в науке и публицистике рассматривалось понятие «информационная культура», но сегодня данное понятие кажется излишне прагматичным и достаточно широким. Современное общество, жизнь отдельного человека пронизаны медиа во всех возможных проявлениях: информационные источники, информационные средства, медиакоммуникации, в том числе множество виртуальных социальных сетей, профессиональная деятельность и повседневная жизнь. Кроме того, современная медиакультура активно интегрирует все имеющиеся ресурсы социального, профессионального, культурного значения за весь период цивилизации человечества. Созданные цифровые и виртуальные базы библиотек, музеев, географических ландшафтов, технологий производства продукции активно используются в образовательном пространстве. Так, по мнению педагогов, сегодня стоит вопрос уже не о том, где найти информацию, а том, как ее оценить, выбрать, использовать. Немаловажны в информационной культуре пользователя и правовые вопросы. Таким образом, понятие медиакультуры, помимо инструментальных, технических умений, включает этическую, эстетическую, ценностную и правовую составляющие понимания. Медиакультура может рассматриваться как часть информационной культуры человека, но при этом интегрирует содержание с общей культурой человека. В то же время нельзя игнорировать и техническую сторону медиакультуры, поскольку новые медиасредства входят в жизнь с ошеломляющей скоростью. Следовательно, развитие медиакультуры как личностного качества современного специалиста является актуальной педагогической задачей современности. Современные будущие специалисты должны не просто овладеть новейшими средствами, методами и технологиями работы с медиасредствами и медиаинформацией. Сегодня важно создать такие образовательные условия, которые позволят им осознать широчайшую зависимость человека от информации, ее доминирующее влияние на жизнь и картину мира в целом. Так, по мнению М. Г Кашкиной, будущим специалистам «надо научиться такой технологии работы с информацией, которая подготовит человека принимать решения на основе коллективного информационного знания» [5]. По мнению В. А. Возчикова, И. В. Григорьевой, А. А. Гука, М. Г Кашкиной, Н. Б. Кирилловой, Е. И. Кузнецовой и других исследователей, современный человек должен иметь определенный уровень культуры взаимодействия с информацией, информационно-коммуникационными средствами, осознавать влияние медиа, то есть обладать развитой медиакультурой, быть способным «воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, усваивать знания в области медиа» [2-6; 8].
Первоочередной задачей нашего исследования стала констатирующая оценка имеющегося уровня медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования.
Методология
Для решения данной задачи необходимо определиться с содержанием понятия медиакультуры и критериями ее уровневой оценки. В работе используются методы теоретического ретроспективного, структурного анализа для определения понятия медиакультуры, выявления и обоснования ее показателей. Проведению эмпирического исследования послужили методы анкетирования, педагогического эксперимента, экспертной оценки, самооценки. Для обработки и интерпретации полученных результатов применялись методы осмысления, математической обработки.
Результаты
На основе изученных источников под медиакультурой мы понимаем часть общей культуры человека, проявляющуюся в определенном способе взаимодействия с применением медиа-средств и медиатехнологий в информационном обществе и информационном пространстве.
Критериями оценки уровня развития медиакультуры обучающихся на основе теоретического анализа имеющихся педагогических исследований в данной области нами выбраны: мотивационно-ценностный, информационно-содержательный, интерактивно-операционный, оценочно-критический, проектно-творческий [1; 2; 7; 9].
Для оценки уровня развития медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования было проведено исследование на базе Нижневартовского нефтяного техникума (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет». В исследовании, которое осуществлялось в течение четырех лет (с 2013 по 2017 г), приняли участие 112 обучающихся техникума и 10 преподавателей. В результате осмысления, обработки и интерпретации полученных данных мы пришли к следующим выводам.
С позиции мотивационного критерия почти две трети обучающихся продемонстрировали репродуктивный уровень развития медиакультуры (68 %). Данный критерий оценки позволяет заключить, что молодые люди не задумываются о качестве и смысле содержания, о контекстах используемых ими медиатекстов. Они не анализируют найденную информацию, осуществляя информационную деятельность ситуативно или по алгоритму. Основными мотивами использования медиапродуктов и медиасредств для обучающихся являются развлекательные, рекреационные; обучающиеся не проявляют интереса к изучению новых медиатехнологий и возможностей медиа.
По результатам экспертной оценки преподавателя информационных дисциплин, показатели информационно-содержательного критерия говорят о том, что 43 % обучающихся в своем развитии медиакультуры находятся также на репродуктивном уровне. Данный уровень характеризуется удовлетворительным знанием основных информационно-коммуникационных технологий и средств, основных программ, применяемых в образовательном процессе. Знания обучающихся носят фрагментарный характер, не подкреплены познавательной активностью, отражают необходимость ситуативных практических действий в работе с информацией. Собственно меди-акультуру сами обучающиеся понимают как умение работать с техникой, применять информационно-коммуникационные средства в общении с другими людьми, при этом они не осознают необходимости и значимости развития личностной медиакультуры. Любую найденную информацию в Интернете обучающиеся не оценивают с позиций достоверности, не знают автора публикации, не подвергают сомнению найденные (нередко по первой ссылке) факты. Анализ данных выявил продуктивный (41 % респондентов) и творческий (18 %) уровни у остальных студентов. Студенты, у которых был определен продуктивный уровень, характеризуются достаточно выраженным познавательным интересом: они изучают и применяют новые информационные технологии, самостоятельно совершенствуют свои знания. Но вместе с тем используемую информацию не оценивают критически, на занятиях чаще всего применяют уже знакомые технологии работы с информацией. Молодые люди с творческим уровнем (менее пятой части респондентов) активно и самостоятельно развиваются, приобретают новые знания, применяют медиатвор-чество. Например, к занятиям они готовят презентации, микрофильмы, подборку интересующих материалов из различных источников.
Интерактивно-операционный критерий позволяет оценить степень сформированности навыков и умений взаимодействия обучающихся с информационно-коммуникационными средствами и с другими людьми посредством данных средств и различных программ. В числе данных умений были оценены не только умения работать с техникой и необходимыми программами (MS Office — Word, Excel, PowerPoint, Visio и др.), практические умения самостоятельной работы в текстовых, графических редакторах, умения создавать медиатексты; навыки структурирования и сохранения информации; навыки представления и презентации информации; знание структурных составляющих информации (в Интернете — веб-страница, сайт, портал, блог, др.), но и оценивались знание техники безопасности, основные задачи обслуживания технических устройств. Оценка по данному критерию указывает на вполне достаточный уровень развития медиакультуры студентов среднего профессионального образования. Современные молодые люди весьма активно применяют информационно-коммуникационные технологии, средства, покупают и осваивают новые модели гаджетов, обладающих широкой функциональностью.
Наибольший интерес представляет оценочно-критический критерий развития медиакуль-туры, который позволил оценить сформированность навыков аналитического, критического вос-
приятия, интерпретации и контекстного понимания медиатекстов обучающимися среднего профессионального образования. Полученные результаты свидетельствуют о несформированности у них критического мышления. Так, на вопросы «Кто создает медиатексты?», «Какова цель создания медиатекста?», «Что такое медиапрезентация?», «Какова цель медиапрезентации в сетях?» обучающиеся преимущественно ответили «Не знаю», «Не задумывался»; небольшая группа обучающихся дала вообще несоответствующий ответ.
Вопрос о манипулировании посредством медиа более половины обучающихся поставил в недоумение (52 %). На вопросы, позволяющие оценить степень развития своего критического мышления, обучающиеся ответили, к сожалению, отрицательно: они не сравнивают найденную информацию с другими источниками и медиатекстами, не интересуются автором используемого или найденного ими материла. При поиске нужной информации через поисковые системы (преимущественно Google, Yandex) обучающиеся полностью доверяют найденной информации и не обращаются за информацией к профессиональным сайтам. Так, согласно экспертной оценке преподавателей техникума, данный критерий, позволяющий оценить информационно-аналитический компонент медиакультуры, свидетельствует, что данный компонент медиакультуры развит у обучающихся наиболее слабо. Данные по проектно-творческому критерию также показали недостаточный уровень развития соответствующего компонента медиакультуры у обучающихся. Их самооценка проектно-творческого критерия совпала с мнением педагогов. Так, сами обучающиеся считают, что данный компонент медиакультуры у них преимущественно развит на репродуктивном уровне (68 %), четверть обучающихся считают, что владеют медиатворчеством на поисково-продуктивном (25 %), и только 8 человек определили у себя творческий уровень (7 %).
Заключение
Осмысление полученных результатов позволяет сделать вывод, что констатирующий уровень медиакультуры обучающихся среднего профессионального образования недостаточный. Согласно теоретически обоснованным критериям, медиакультура обучающихся по данным большинства показателей соответствует репродуктивному уровню. Безусловно, полученные результаты легли в основу формирующего этапа педагогического эксперимента, обусловили создание необходимых педагогических условий в образовательном процессе техникума. Вместе с тем актуализация проблемы развития медиакультуры у обучающихся среднего профессионального образования обнаружила дополнительный социально-педагогический эффект — рост мотивации педагогов техникума к развитию медиакультуры у обучающихся. Как отмечают сами педагоги: «раньше я и сама не задумывалась, как мои обучающиеся ищут информацию»; «оказывается, совсем немного времени на занятии требуется для уточнения источника информации, оформления найденного материала»; «интерес обучающихся к занятиям по моему предмету значительно вырос, когда я и сам стал использовать различные возможности техники, информации, медиа в целом».
Таким образом, первый этап педагогического эксперимента решил все поставленные задачи: был определен констатирующий уровень развития медиакультуры у обучающихся среднего профессионального образования, обеспечена мотивация к дальнейшему эксперименту по развитию медиакультуры как у обучающихся, так и у педагогов.
Литература
1. Вартанова Е. Л. К вопросу о медиаисследованиях как актуальной области научного знания // Меди@льманах. 2015. № 2 (67). С. 8-10.
2. Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура информационного общества : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. СПб., 2007. 48 с.
3. Григорьева И. В. Медиаобразовательное пространство как условие развития современного специалиста в области образования [Электронный ресурс] // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 2. URL: http://mic.ong.ru/.
4. Гук А. А. Теория отечественной медиакультуры в контексте самоопределения культурологии как системной дисциплины // Вестник КемГУКИ. 2016. № 36. С. 25-32.
5. Кашкина М. Г. Медиакультура в социокультурном поле информационного социума // Аналитика культурологии. 2012. № 24. С. 152-154.
6. Кириллова Н. Б. «Media syudies» в контексте теоретических исследований прикладной культурологии // Человек в мире культуры. 2012. № 4. С. 35-42.
7. Коновалова Н. А. Медиакультура человека в информационном обществе. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2013. 44 с.
8. Кузнецова Е. И. Медиакультура в коммуникативном пространстве цивилизаций. Нижний Новгород : ГОУ ВПО НГЛУ, 2008. 272 с.
9. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетент-ностно-ориентированное образование // Среднее профессиональное образование. 2014. № 8. С. 6-14.
References
1. Vartanova E. L. On the issue of media research as an actual area of scientific knowledge [K voprosu o mediaissledovaniyah kak aktualnoy oblasti nauchnogo znaniya]. Medi@lmanah [Medi@l'manah]. 2015. № 2 (67). P. 8-10. (In Russian).
2. Vozchikov V. A. Philosophy of Education and Media Culture of the Information Society [Filosofiya obrazovaniya i mediakultura informatsionnogo obschestva] : abstract of the dissertation ... doctor of philosophy. Saint Petersburg, 2007. 48 p. (In Russian).
3. Grigoreva I. V. Media education space as a condition for the development of a modern specialist in the field of education [Mediaobrazovatelnoe prostranstvo kak uslovie razvitiya sovremennogo spetsialista v oblasti obrazovaniya]. Media. Information. Communication [Media. Informatsiya. Kommunikatsiya]. 2012. № 2. Available at: http://mic.org.ru/. (In Russian).
4. Guk A. A. The Theory of Russian Media Culture in the Context of Self-Determination of Cultural Studies as a Systemic Discipline [Teoriya otechestvennoy mediakulturyi v kontekste samoopredeleniya kulturologii kak sistemnoy distsiplinyi]. Vestnik of the Kemerovo state university of culture and arts [Vestnik KemGUKI]. 2016. № 36. P. 25-32. (In Russian).
5. Kashkina M. G. Media culture in the sociocultural field of the information society [Mediakultura v sotsiokulturnom pole informatsionnogo sotsiuma]. Analytics of Culturology [Analitika kulturologii]. 2012. № 24. P. 152-154. (In Russian).
6. Kirillova N. B. "Media syudies" in the context of theoretical studies of applied cultural studies [«Media syudies» v kontekste teoreticheskih issledovaniy prikladnoy kulturologii]. Man in the world of culture [Chelovek v mire kulturyi]. 2012. № 4. P. 35-42. (In Russian).
7. Konovalova N. A. Human media culture in the information society [Mediakultura cheloveka v informatsionnom obschestve]. Vologda: VIFE FSIN of Russia, 2013. 44 p. (In Russian).
8. Kuznetsova E. I. Media culture in the communicative space of civilizations [Mediakultura v kommunikativnom prostranstve tsivilizatsiy]. Nizhniy Novgorod: GOU VPO NGLU, 2008. 272 p. (In Russian).
9. Lomakina T. Yu., Sergeeva M. G. Modern technologies of professional training in conditions of transition to competency-oriented education [Sovremennyie tehnologii professionalnogo obucheniya v usloviyah perehoda na kompetentnostno-orientirovannoe obrazovanie]. Secondary vocational education [Srednee professionalnoe obrazovanie]. 2014. № 8. P. 6-14. (In Russian).