УДК/UDC 378 И. Е. Скобелева
I. Skobeleva
ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА МЕДИАКУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
POSSIBILITIES OF INTERDISCIPLINARY ANALYSIS
OF THE PHENOMENON OF MEDIA CULTURE IN PEDAGOGICAL STUDIES
Введение. Обращение к междисциплинарному анализу одного из актуальнейших феноменов современности — медиакультуры — позволило автору статьи выделить основное направление научных исследований в области педагогики.
Методология. Применение философского, социологического, культурологического, филологического, психологического и педагогического подходов к анализу феномена медиакультуры в рамках статьи приводит к пониманию медиакультуры в широком и узком смыслах.
Результаты. Понимание медиакультуры именно в узком смысле — как личностной медиакультуры — определяет поле педагогических изысканий в данной области.
Заключение. Автором анализируются современные диссертации по педагогике, что позволяет очертить круг современных научных направлений. Актуальность данной проблематики подтверждается активным развитием самостоятельного направления в педагогической науке — медиаобразования, медиапедагогики.
Introduction. Appeal to the interdisciplinary analysis of one of the most important contemporary phenomena — media culture, allowed the author of the article to highlight the main directions of scientific research in the field of pedagogy.
Methodology. The application of philosophical, sociological, culturological, philological, psychological and pedagogical approaches to the analysis of the phenomenon of media culture within the framework of the article leads to an understanding of media culture in a broad and narrow sense.
Results. Understanding media culture in the narrow sense — as a personal media culture, defines the field of pedagogical research in this field.
Conclusions. The author analyzes modern theses on pedagogy, which allows us to outline the range of modern scientific trends. The relevance of this problem is confirmed by the active development of an independent direction in pedagogical science — media education, media pedagogy.
Ключевые слова: медиакультура, медиаобразование, медиапедагогика, научное исследование, научный подход, междисциплинарный анализ.
Keywords: media culture, media education, media pedagogy, scientific research, scientific approach, interdisciplinary analysis.
Введение
Информационная глобализация как явление и следствие современного информационного пространства, обусловила стирание временных, пространственных и даже межнациональных и межгосударственных границ. Явление информационной глобализации выдвигает все новые требования и новые правила к социальному и профессиональному взаимодействию, что породило в современном дискурсе соответствующее понятийное поле. Так, значительный пласт современных исследований посвящен таким понятиям, как информационная культура, информационная компетентность, компьютерная грамотность, информационно-компьютерная коммуникация и другие. Анализируя понятийное поле современной науки, Н. И. Гендина, в частности, подчеркивает, что в науке «используется неунифицированная терминология, зачастую без четкого определения, взамен таких близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией» [4, с. 21]. Современным понятием, интегрирующим лексическую и семантическую потребность научного дискурса, является понятие медиакультуры. Кроме того, по мнению многих ученых именно медиа является главным проводником самой глобализации [15].
Методология
Поскольку ведущим фактором и важнейшим признаком информационного общества является объем и доступность информации в любом месте, в любое время для любого человека, постольку современный человек должен обладать медиакультурой: медиа становится необходимой составляющей повседневной жизни человека [6; 11]. Актуальность проблематики, связанной с медиа-культурой, доказывается тем, что сегодня вопросами содержания, функций, социального назначения медиакультуры, ее влияния на отдельного человека и на человеческое общество занимаются культурологи, философы, психологи, социологи, политологи, филологи, педагоги. В философии, культурологии, филологии применяются различные подходы для осмысления и понимания феномена медиакультуры: аксиологический, герменевтический, социокультурный, деятельностный, нормативный, описательный, символический, духовный, диалогический, информационный, другие. В контексте педагогических исследований целесообразными считаются системный, информационный, диалогический, компетентностный, личностно ориентированный и другие подходы.
Результаты
Философский контекст изучения явления медиакультуры предполагает обращения к феноменологии и анализу сущностных особенностей и специфических черт данного явления. Изначально термин «медиа» (от лат. media, medium — средство, посредник) был принят для обозначения феномена массовой культуры (mass culture, mass media). Анализ медиакультуры с позиций концепции диалога культур М. М. Бахтина приводит к выводам, что преображение истории в культуру связано с речью субъекта, взаимодействием смыслов речи (диалога) [1; 12]. «Феномен культуры пронизывает ... все решающие события жизни и сознание людей нашего века» [3, с. 261]. Иными словами, культура в понимании М. М. Бахтина репрезентируется, во-первых, как форма общения людей разных культур, форма диалога (у Бахтина, «самосознание культуры есть форма ее бытия на грани с иной культурой» [2, с. 85]; во-вторых, как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью; в-третьих, как форма обретения, восприятия мира впервые.
Культура в определении Ю. М. Лотмана — это «совокупность всей ненаследственной информации, способов ее организации и хранения» [13]. С точки зрения исследователя, ключевой позицией при различении «культуры» и «не-культуры» (природы) является знаковая система, отражающаяся и конструирующаяся в текстах, транслируемая через тексты. «Культура — это «ненаследственная память коллектива», механизм, создающий совокупность текстов, «генератор структурности» всех текстов, создаваемых внутри нее, тип которого определяется отношением к знаковым системам и задается культурным стилем» [9]. Основными ключевыми дефинициями философского подхода к анализу культуры, а следовательно и медиакультуры выступают текст, понимание, диалог, смысл, знаковость, конструирование, сохранение, трансляция, передача. Поправками при рассмотрении медиакультуры являются уточнение формата, современности и специфики средств и способов трансляции и распространения медиакультуры. Так, анализу смысловых структур новой культуры в информационном обществе посвящены работы таких зарубежных ученых, как Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Кристева.
Культурологический контекст анализа медиакультуры касается символьно-знаковой системы, текстов, медиатекстов, особенностей интерпретации и понимания последних. Как подчеркивает Н. Б. Кириллова, собственно феномен «медиакультура» — детище современной культурологической теории. Следовательно, развитие исследований медиакультуры в рамках культурологических теорий онтологически оправдано. Так, именно в русле прикладной культурологии появились новые дефиниции: коммуникативная культура, коммуникавистика, электронная культура. А также ставшие уже привычными понятия «виртуальная реальность», «киберпространство», «ноосфера» и др. В оборот уверенно вошли такие термины, как медиаполитика, медиареальность, медиаобра-зование, медиапедагогика, медиатекст, медиакритика, медиапространство, медиаменеджмент и др. Для культурологии медиакультура — это системное коммуникативное образование, при этом системообразующей выступает медиаформа. Медиаформа обладает знаково-семиотической природой и техническими характеристиками. Специфика медиакультуры заключается в принципиально новой медиаформе, отличающейся от традиционных культурных форм тиражно-репродуци-рующим способом бытования; индивидуально-массовой формой созидания и потребления меди-апродуктов; трансграничностью, доступностью медиасообщений; виртуальной коммуникативностью медиапроцесса. Данные характеристики и являются базисными качествами медиакуль-
туры в представлении культурологии. Такие качества медиакультуры, как интерактивность и кон-вергентность, обеспечивают ей рост полифункциональности и эффективности в решении главной функции — обеспечении глобальной коммуникации на всех уровнях, создании условий для выхода в транснациональную культуру [5].
Медиакультура как новый тип общественной культуры, обусловливающей особенности современного общества, рассматривается с позиции социологического контекста. «Происходящие глобальные изменения под влиянием информатизации формируют новую социальную реальность с новыми качественными параметрами»,—утверждает Н. Г Милованова [Ю]. С точки зрения социологии медиакультура, выступая особым типом культуры современного информационного общества, рассматривается как феномен эпохи глобализации, являет собой фактор изменений в социальных структурах, связях, функциях, социальном взаимодействии и определяет связь между государством и обществом, социумом и властью, человеком и массмедиа [7]. Поскольку отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, — «явление общественное, то есть социальное», постольку медиакультура — явление, безусловно, социальное [8]. Пожалуй, социальный контекст изучения медиакультуры на сегодняшний день является наиболее плодотворным. Проникая во все связи, структуры, системы и отношения социальности, медиакультура создает язык социальной информации как универсальный язык, включающий умения личности считывать, анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа. Данное положение обусловливает развитие психологических и педагогических подходов к изучению медиакультуры. Спектр психологических вопросов изучения медиакультуры поистине безграничен: влияние медиа на формирование ценностных ориентаций подростков (Д. В. Кортиева); психосемантический анализ рекламного текста (Н. Н. Кшенина); развлекательный нарратив в режиме медиакультуры (Е. В. Козлов); телевидение (формат и средство медиакультуры) как фактор формирования социальных настроений (М. Б. Бакусева); особенности политического мировоззрения студенческой молодежи под влиянием медиакультуры (И. Н. Кулешова) и др.
Рассмотрение медиакультуры в пространстве личности дает право понимания данного феномена в узком смысле как личностную медиакультуру. Это определяет поле педагогических изысканий. Педагогический контекст исследования медиакультуры сосредоточен вокруг педагогических условий, средств, технологий, методического и социально-педагогического сопровождения и поддержки необходимости формирования и развития медиакультуры человека в образовательном пространстве, поскольку медиакультура рассматривается как социокультурный процесс и как личностное взаимодействие с медиа. Так, в работах В. В. Недбай (2006), Д. В. Кортиевой (2009) изучается медиакультура подростка; Е. В. Мурюкиной (2005) — старшеклассника; О. Л. Шора (2011 ) — педагогов в системе повышения квалификации. Развитие критического мышления в процессе медиаобразования — предмет исследования Е. А. Столбниковой (2005). Большое количество работ посвящено изучению образовательного потенциала и применения медиасредств (Л. Г Дьяченко, И. Г Елинер, Т. Н. Ле-Ван, Н. П. Рыжих, Р. В. Сальный, Н. Ф. Хилько, Н. В. Чичерина, К. П. Ядров и др.).
Отдельным явлением в педагогических исследованиях выступает медиаобразование (Е. В. Калач,Т. В. Ковшарова,В. Л. Колесниченко,А. А. Кондрашкина,О. В. Печинкина,Е. И. Худолеева, М. А. Щербакова, др.). Медиаобразование — новая область педагогического науки, призванная дать теоретические, методологические, практические и методические ориентиры для подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в новых условиях информационного общества. Актуальность данного направления очевидна. В современных условиях неконтролируемых и все возрастающих по скорости и объему потоков информации педагогическое управление информационным воздействием становится одной из важнейших педагогических задач. Дальнейшая коммерциализация и «либерализация» массмедиа (средств массовой коммуникации) рассматривается как угрожающий фактор воспитания, социализации, социальной идентификации подрастающего поколения. Представляемая массам картина мира не всегда отвечает действительности и, по мнению О. Л. Шора, «... аморфна, расплывчата, вторична. Если в минувшую эпоху передачи информации структурировались в соответствии с различными критериями — возрастными, социальными, по интересам, то на данный момент эта четкая структурированность утрачивается и исчезает» [14]. Рассуждая далее о влиянии медиакультуры, О. Л. Шор подчеркивает, что под воздействием медиа пошатнулись привычные ранее традиции, идеалы, нормы морали и этики, сама их стереотипность ставится под сомнение. Такая ситуация ставит перед педагогической наукой
новые задачи духовного, нравственного, морального, этического, эстетического, патриотического воспитания в условиях влияния массмедиа. С новой актуальностью звучат требования к компетенциям подрастающего поколения, в том числе в федеральных государственных образовательных стандартах. Результаты педагогических исследований подтверждают необходимость формирования и развития медиакультуры личности как важнейшего условия социализации, самореализации подрастающего поколения и человека вообще в современном информационном мире.
Заключение
Междисциплинарный анализ в первом приближении позволил выделить характеристики современного феномена медиакультуры, которая рассматривается как:
— социокультурное пространство (доминирующая культура современного информационного общества, культура-универсум, культура-метасообщение), детерминирующее естественное проявление человеческого бытия, обусловливающее его общую культуру;
— способ освоения действительности, обусловливающий систему знаний, умений, способы взаимодействия, совокупность информационного мировоззрения, культуру передачи и восприятия информации;
— действие (коллективное, индивидуальное), требующее определенного уровня соответствия. Таким образом, результаты междисциплинарного анализа могут служить ориентирами дальнейших направлений педагогических исследований.
Литература
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 412 с.
2. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М. : Прогресс, 1991. 176 с.
3. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М. : Политиздат, 1990. 413 с.
4. Формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. М., 2002. 337 с.
5. Гук А. А. Теория отечественной медиакультуры в контексте самоопределения культурологии как системной дисциплины // Вестник КемГУКИ. 2016. № 36. С. 25-32.
6. Добосова Л. Г., Елохина Ю. А. Современная медиакультура: тренды, технологии, оценки // Известия Иркутского государственного университета. 2014. Т. 2. С. 225-230.
7. Кашкина М. Г. Концепции медиакультуры в контексте научных теорий информационного общества [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии. 2011. № 1 (19). URL: http://analicultunolog.nu/jounnal/anchive/item/654-concept-media-culture-in-the-context-of-scientific-theories-of-information-society.html.
8. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. : Академический проект, 2005. 448 с.
9. Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллинн : Александра, 1992. 472 с.
10. Милованова Н. Г. Социальные аспекты информатизации образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2016. Т. 2, № 4. С. 212-221.
11. Сержантова И. Б. Межкультурный диалог, медиакультура и современная социокультурная ситуация // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 106-113.
12. Сломский В. Михаил Михайлович Бахтин - философ известный и неизвестный. Брест : БрГУ, 2013. 155 с.
13. Хрестоматия по культурологии. Т. 2. Самосознание русской культуры / отв. ред. А. А. Радугин. М. : Центр, 1998. С. 442.
14. Шор О. Л. Телекоммуникационные технологии в системе повышения квалификации как средство развития медиакультуры педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 23 с.
15. Scholte J. Globalization. A Critical Introduction. New Yonk : St. Martins Press, 2000.
References
1. Bahtin M. M. Estetika slovesnogo tvonchestva [Aesthetics of venbal cneativity]. Moscow, 1979, 412 p. (In Russian).
2. Biblen V. S. Mihail Mihaylovich Bahtin, ili Poetika i kultuna [Mikhail Mikhailovich Bakhtin, on Poetics and Cultune]. Moscow, Pnogness, 1991, 176 p. (In Russian).
3. Biblen V. S. Ot naukoucheniya - k logike kultunyi: Dva filosofskih vvedeniya v dvadtsat penvyiy vek [Fnom science to the logic of cultune: Two philosophical intnoduction to the twenty-finst in]. Moscow, Politizdat, 1990, 413 p. (In Russian).
4. Gendina N. I., Kolkova N. I., Skipon I. L., Stanodubova G. A. Fonminovaniya infonmatsionnoy kultunyi lichnosti v bibliotekah i obnazovatelnyih uchnezhdeniyah [Fonmation of infonmation cultune of the penson in libnanies and educational institutions]. Moscow, 2002, 337 p. (In Russian).
5. Guk A. A. Teoniya otechestvennoy mediakultunyi v kontekste samoopnedeleniya kultunologii kak sistemnoy distsiplinyi [The theony of domestic media cultune in the context of self-detenmination of cultunal science as a systemic discipline]. Vestnik of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 2016, no. 36, pp. 25-32. (In Russian).
6. Dobosova L. G., Elohina Yu. A. Sovnemennaya mediakultuna: tnendyi, tehnologii, otsenki [Modenn media cultune: tnends, technology, evaluation]. The Bulletin of Irkutsk State University, 2014, vol. 2, pp. 225-230. (In Russian).
7. Kashkina M. G. Kontseptsii mediakultunyi v kontekste nauchnyih teoniy infonmatsionnogo obschestva [Concepts of media cultune in the context of scientific theonies of the infonmation society]. Cultural Analytics, 2011, no. 1 (19). Available at: http:// analicultunolog.nu/jounnal/anchive/item/654-concept-media-cultune-in-the-context-of-scientific-theonies-of-infonmation-society.html. (In Russian).
8. Kirillova N. B. Mediakultura: ot moderna k postmodernu [Media culture: from modern to postmodern]. Moscow, Academic project, 2005, 448 p. (In Russian).
9. Lotman Yu. M. Izbrannyie stati. Tom 1. Stati po semiotike i topologii kulturyi [Selected articles. Volume 1. Articles on semiotics and topology of culture]. Tallinn, Alexandra, 1992, 472 p. (In Russian).
10. Milovanova N. G. Sotsialnyie aspektyi informatizatsii obrazovaniya [Social aspects of education informatization]. Tyumen State University Herald, 2016, vol. 2, no. 4, pp. 212-221. (In Russian).
11. Serzhantova I. B. Mezhkulturnyiy dialog, mediakultura i sovremennaya sotsiokulturnaya situatsiya [Intercultural dialogue, media culture and the current socio-cultural situation]. Psychology in Economics and Management, 2011, no. 1, pp. 106-113. (In Russian).
12. Slomskiy V. Mihail Mihaylovich Bahtin - filosof izvestnyiy i neizvestnyiy [Mikhail Mikhailovich Bakhtin - known and unknown philosopher]. Brest, BrGU, 2013, 155 p. (In Russian).
13. Hrestomatiya po kulturologii. T. 2. Samosoznanie russkoy kulturyi [Reader on cultural studies. Volume 2. Self-consciousness of Russian culture]. Ed. A. A. Radugin. Moscow, 1998, pp. 442. (In Russian).
14. Shor O. L. Telekommunikatsionnyie tehnologii v sisteme povyisheniya kvalifikatsii kak sredstvo razvitiya mediakulturyi pedagogov [Telecommunication technologies in the advanced training system as a means of developing media culture of teachers]. Abstract of Ph. D. thesis. Saint Petersburg, 2011, 23 p. (In Russian).
15. Scholte J. Globalization. A Critical Introduction. New York, St. Martins Press, 2000.
ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION
УДК/UDC 377 Е. Г. Драницына
E. Dranitsyna
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF SPO IN THE PROCESS OF APPLYING MODULAR TECHNOLOGY
Введение. Современному обществу требуются специалисты, которые способны быстро и профессионально принимать нестандартные решения. Формированию этих качеств способствует самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся. В данной статье рассматриваются особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся СПО в процессе применения модульной технологии, а также причины, по которым модульные технологии в СПО способствуют развитию учебно-познавательной деятельности.
Методология. Методом исследования в данной статье является моделирование производственной деятельности будущих специалистов нефтяной промышленности, реализуемое на основании анализа этой деятельности и на базе интеграции таких факторов, как модульность, самоорганизация, модульно-рейтинговая система оценки знаний.
Результаты заключаются в формировании профессиональных компетенций обучающихся уровня среднего профессионального образования при условии использования модульной технологии обучения, поскольку данная технология способствует выработке самоконтроля и индивидуализации обучения.
Заключение. Применение модульного обучения в системе среднего профессионального образования стимулирует активную познавательную деятельность обучающихся в связи с возможностью планирования обучения и широкими возможностями закрепления полученных знаний в практической деятельности.
Introduction. Specialists that is able quickly and professionally to accept non-standard decisions are required modern society. Forming of these qualities is assisted by independent educational-cognitive activity of student. In this article the features of educational-cognitive activity of student SVE are studied in the process of application of module technology, and similarly reasons on that module technologies in SPO assist development of educational-cognitive activity
Methodology. The method of research in this article is the modeling of production activities of future specialists of the oil industry, implemented on the basis of the analysis of this activity and on