ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.21
ББК Ч410.241 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02
Бабинова Надежда Васильевна,
аспирант кафедры теории и методики обучения математике и информатике в период детства, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр -т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: основы универсальных учебных действий; методика формирования основ универсальных учебных действий; проектная деятельность; старший дошкольный возраст.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема формирования основ универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста, раскрываются понятия «универсальные учебные действия», «основы универсальных учебных действий». Целью статьи является описание результатов опытно-поисковой работы, направленной на формирование основ универсальных учебных действий в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Описываются критерии, показатели и уровневые характеристики сформированности основ познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. В статье описываются результаты опытно-поисковой работы по формированию основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности. Используемые методы - анализ научно-теоретической, психолого-педагогической литературы по проблеме; опытно-поисковая работа в дошкольных образовательных организациях; наблюдение; изучение опыта работы по проблеме; осмысление собственного опыта работы автора в качестве старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Автор описывает опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывая условия организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Анализируя полученные в ходе опытно-поисковой работы результаты, автор делает вывод о возможности формирования в процессе проектной деятельности основ универсальных учебных действий на этапе завершения детьми уровня дошкольного образования как предпосылок к учебной деятельности.
Babinova Nadezhda Vasil'evna,
Post-graduate Student of Department of Theory and Methods of Teaching Mathematics and Informatics in the Period of Childhood, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
DIAGNOSTICS OF FORMATION FOUNDATIONS OF UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN PROJECT ACTIVITY
KEYWORDS: foundations of universal learning actions; methods of formation of the foundations of universal learning actions; project activity; senior preschool age.
ABSTRACT. The article deals with the problem of formation of the foundations of universal learning actions in preschool children and defines the notions of "universal learning action" and "foundations of universal learning actions". The aim of the article is to describe the results of research aimed at developing the foundations of universal learning actions in project activities of senior preschool children. The article describes the criteria, indicators and level characteristics of formation of foundations of cognitive, communicative, personal and regulative universal learning actions in senior preschool children. It also presents the results of experimental work on formation of universal learning actions in senior preschool children in project activities. The article use the following methods: analysis of scientific-theoretical, psychological and pedagogical literature on the issue; experimental research work in pre-school educational institutions; observation; study of teachers' practical experience; thinking over own experience as a senior tutor of a preschool educational institution. The author describes the experience of work in pre-school educational institutions, revealing the conditions of organization of project activities of senior preschool children. Analyzing the obtained results, the author makes a conclusion about the possibility of forming the foundations of universal learning actions at the stage of completion of pre-school education by children as a prerequisite to learning activity.
зменения во всех областях соци- [9; 12]. Перед системой образования встала
альной жизни, происходящие за задача воспитания личности, которая способ-
последнее десятилетие, высокие требования на к сотрудничеству, отличается мобильно-
современного общества, государства, семьи, стью, динамизмом, креативностью, а также
личности обусловили необходимость мо- способностью к самообучению и саморазви-
дернизации системы образования в России тию в изменяющихся условиях. В качестве
© Бабинова Н. В., 2016
И
результата образования предусматривается формирование универсальных учебных действий - предметных и метапредметных [1; 9; 12; 14; 15]. Способность обучаемого к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, умений, самостоятельной организации процесса освоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия создают возможности широкой ориентации обучаемых как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее цели, ценностно-смысловых и операциональных составляющих.
В федеральных государственных образовательных стандартах [1; 6; 11; 14; 15] под универсальными учебными действиями понимается совокупность способов действий, которые обеспечивают способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включающую и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий закладываются на уровне дошкольного образования. Исходя из того, что в основе универсальных учебных действий лежат психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности обучающихся, мы предлагаем рассматривать основы универсальных учебных действий как обобщенные действия, включающие умения и навыки, связанные с поиском и усвоением знаний, планированием собственной деятельности, применением полученных знаний в ходе решения практических задач, осуществлением анализа хода деятельности и результатов, которые необходимы для возникновения личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий [2; 3; 4; 5].
Современные исследования в области дошкольного образования показывают, что сложившаяся практика, построенная на репродуктивных методах обучения, неспособна ответить на вызов времени. В. Т. Кудрявцев [8] говорит, что в существующей системе дошкольного образования «развитие детей происходит не благодаря, а вопреки принятой системе обучения». По его мнению, традиционная система образования приводит к тому, что стремление учиться часто пропадает у ребенка уже в младшем школьном возрасте, что является оборотной стороной утраты его интереса к себе, своим возможностям, своим свершениям. Поэтому главенствующую роль должны играть не репродуктивные методы, а методы активного обучения [13; 14]. Одним из таких методов является метод проектов.
Организация проектной деятельности
обучающихся может обеспечить развитие качеств, необходимых для формирования основ универсальных учебных действий. Е. С. Полат [10] определяет проектную деятельность как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна быть завершена реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Нами предложена методика организации проектной деятельности, в основу которой положено соблюдение необходимых условий - установление субъект-субъектных отношений, вариативность использования образовательного материала; интеграция разнообразных видов детской деятельности; единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи [4; 5].
В ходе организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста педагогами уделялось большое внимание развитию познавательных навыков, умений планировать и осуществлять деятельность по составленному плану, умений находить информацию и ориентироваться в ней, а также развитию критического и творческого мышления. В ходе проекта дети решали реальную значимую для них проблему, для решения которой составлялся план действий, четко следующих один за другим, определялось, какую информацию необходимо найти и какими источниками можно воспользоваться либо к кому обратиться за помощью, реализовывался составленный план действий, вся работа при этом завершалась вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.
Взаимодействие между детьми и взрослыми строилось таким образом, что взрослые выступали как равноправные партнеры, сопровождающие, направляющие процесс и ненавязчиво контролирующие его ход, но ни в коем случае не поучающие детей и не ограничивающие их фантазию [3; 4; 5]. Благодаря вариативности использования образовательного материала проект каждого ребенка был интересен для зрителей. Об одном и том же явлении дети с родителями находили различную информацию, что позволяло взглянуть на него с разных сторон. Проекты дополняли друг друга. Каждый проект включал интеграцию разнообразных видов детской деятельности - познавательной, речевой, двигательной, изобразительной и т. д. [3; 4; 5]. Важным условием было единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. К проектной деятельности подключались не только родители воспитанников, но
и их бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры. Родители выступали экспертами при оценке результатов проектной деятельности.
С детьми реализовывались проекты различных типов. В зависимости от ведущей деятельности, проекты были разделены на исследовательские, информационные, творческие, ролево-игровые, практи-ко-ориентированные и нормотворческие.
Опытно-поисковая работа проводилась с 2012 по 2015 г. и имела своей целью выявление эффективности предложенной методики организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста для формирования основ универсальных учебных действий. Экспериментальными площадками выступили четыре дошкольных образовательных организации города Богданович Свердловской области: МАДОУ «Детский сад № 10», МБДОУ «Детский сад № 39», МКДОУ «Детский сад № 11», МКДОУ «Детский сад № 45». Всего в эксперименте приняли участие 30 педагогов (воспитатели групп, старшие воспитатели, педагоги-психологи, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учитель-логопед), 100 детей (из них 27 детей - воспитанники логопедических групп, 73 ребенка - воспитанники общераз-вивающих групп дошкольных образовательных организаций) и члены их семей. Были выбраны контрольные группы, которые посещало 100 воспитанников (из них 27 детей -
воспитанники логопедических групп, 73 -воспитанники общеразвивающих групп).
Для решения задач исследования нами было организовано изучение начального и итогового состояния системы, которое включало диагностику и анализ сформированно-сти основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Для оценки уровня сформированности основ универсальных учебных действий применялись качественные методы диагностики с элементами квалиметрического анализа.
В соответствии с основными принципами квалиметрии (принцип декомпозиции, принцип приоритетности, принцип неравнозначности, принцип эталонности, принцип нормирования) была определена процедура оценивания уровня сформиро-ванности основ универсальных учебных действий [6]. В рамках проведенного нами исследования методом экспертной оценки были установлены дополнительные весовые коэффициенты: а = 0,3 (для основ познавательных универсальных учебных действий), в = 0,25 (для основ коммуникативных универсальных учебных действий), у = 0,25 (для основ личностных универсальных учебных действий), 5 = 0,2 (для основ регулятивных универсальных учебных действий). Методика определения уровня сформированности видов основ универсальных учебных действий у дошкольников обобщена в таблице 1.
Виды основ универсальных учебных действий Методы диагностики Формула определения значения уровня сформированности видов основ универсальных учебных действий
Основы познавательных универсальных учебных действий а =0,3 Наблюдения за поведением детей в ходе деятельности. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека (модификация теста А. Керна); методика обследования познавательного развития детей дошкольного возраста под редакцией Е. А. Стребелевой, методика Ж. Пиаже и А. Шеминьска «Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия», «Проба на определение количества слов в предложении» С. Н.Карповой, методика «Кодирование», 11 субтест Векслера (модификация А. Ю. Панасюка) a U" K = í=1 3 • a а - общее число познавательных действий, п - коэффициент, характеризующий уровень сформированности у дошкольника основ познавательных универсальных учебных действий, входящих в данный компонент (п = 0, 1, 2, 3): п = 0 - основы познавательных универсальных учебных действий не сформированы, п = 1 -сформированы частично; п = 2 - развиты на достаточном уровне, п = 3 -сформированы на высоком для данного возраста уровне
Основы коммуникативных универсальных учебных действий в = 0,25 Наблюдения за поведением детей в ходе деятельности. Методика обследования познавательного развития детей дошкольного возраста под редакцией Е. А. Стребелевой, наблюдение за коммуникативным поведением детей в ходе проектной деятельности, тест «Левая и правая сторона» и тест «Братья и сестры» Ж. Пиаже, задание «Рукавички» Г. А Цукерман, задание «Узор под диктовку» Г. А. Цукерман b U", K = 31b Ь - общее число коммуникативных действий, п - коэффициент, характеризующий уровень сформированности у дошкольника основ коммуникативных универсальных учебных действий, входящих в данный компонент (п = 0, 1, 2, 3): п = 0 - основы коммуникативных универсальных учебных действий не сформированы, п = 1 - сформированы частично; п = 2 - развиты на достаточном уровне, п = 3 - сформированы на высоком для данного возраста уровне
Таблица 1
Методика определения уровня сформированности видов основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Окончание табл. 1
Основы личностных универсальных учебных действий Y = 0,25 Наблюдения за поведением детей в ходе деятельности. Методика обследования познавательного развития детей дошкольного возраста под редакцией Е. А. Стребелевой, модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина «Беседа о школе», методика «Проба на познавательную инициативу "Незавершенная сказка"», методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха, методика «Задание на норму справедливого распределения», методика «Задание на усвоение нормы взаимопомощи», методика Т. М. Бондаренко «Сюжетные картинки» с I П К' = 3-е с - общее число личностных действий, п - коэффициент, характеризующий уровень сформированности у дошкольника основ личностных универсальных учебных действий, входящих в данный компонент (п = 0, 1, 2, 3): п = 0 - основы личностных универсальных учебных действий не сформированы, п = 1 -сформированы частично; п = 2 - развиты на достаточном уровне, п = 3 - сформированы на высоком для данного возраста уровне
Основы регулятивных универсальных учебных действий б = 0,2 Наблюдения за поведением детей в ходе деятельности. Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йирасека (модификация теста А. Керна); методика обследования познавательного развития детей дошкольного возраста под редакцией Е. А. Стребелевой, методика «Выкладывание узора из кубиков», методика «Проба на внимание (поиск различий в изображениях)». а К4 = '=1 4 з • а б - общее число регулятивных действий, п - коэффициент, характеризующий уровень сформированности у дошкольника основ регулятивных универсальных учебных действий, входящих в данный компонент (п = 0, 1, 2, 3): п = 0 - основы регулятивных универсальных учебных действий не сформированы, п = 1 -сформированы частично; п = 2 - развиты на достаточном уровне, п = 3 - сформированы на высоком для данного возраста уровне
Расчет значения уровня сформированности основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в целом производится по формуле: К = (а- К1 + р • К2 + у • Кз + 5 • К4) х 100%
Дадим качественную характеристику каждому уровню сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ универсальных учебных действий.
Критический уровень. Основы универсальных учебных действий сформированы слабо. Восприятие и концентрация внимания напрямую зависят от личных интересов и предпочтений ребенка. Он не проявляет стремления договариваться, действовать согласованно, способен выражать свою точку зрения. Действует под руководством взрослого, на планируемый результат не ориентируется, не всегда ориентирует собственное поведение на нормы, принятые в обществе, руководствуется эгоистичными проявлениями. Ребенок не может увидеть проблему, определить цель, нуждается в непосредственном руководстве взрослого при планировании действий, реализации плана, не проявляет способности к волевому усилию и преодолению препятствий.
Допустимый уровень. Основы универсальных учебных действий сформированы частично. Ребенок нуждается в помощи взрослого при установлении причинно-следственных связей, анализе результатов и процесса деятельности. Проявляет избирательную способность к децентрации при выполнении действий в игре, в общении, иногда проявляет стремление действовать согласованно, способен аргументировать свою точку зрения. Проявляет любознательность, под руководством взрослого может ориентировать собственную деятель-
ность на планируемый результат, стремится ориентировать поведение на нормы, принятые в обществе, но при оценке собственного поведения стремится оправдать себя и свои поступки. Под руководством взрослого может увидеть проблему, определить цель, участвовать в планировании действий и распределении обязанностей, соотнося их с предполагаемым результатом деятельности; прилагает некоторые усилия для реализации намеченного плана, при поддержке взрослого проводит анализ результатов.
Продвинутый уровень. Основы универсальных учебных действий развиты достаточно. У ребенка наблюдается стремление к получению новых знаний, умений, может дать оценку результатам деятельности. Отмечается способность к децентрации, к сотрудничеству со взрослым и сверстниками, умение договариваться, аргументировать свою точку зрения и иногда прислушиваться к мнению других. Может ориентировать собственную деятельность на планируемый результат при поддержке взрослого, ориентирует поведение на нормы поведения в обществе, не всегда правильно оценивает себя и свои поступки. Проявляет способность к волевому усилию и преодолению препятствий, не всегда способен к управлению собственным поведением.
Оптимальный уровень. Основы универсальных учебных действий сформированы на высоком для данного возраста уровне. Ребенок проявляет интерес к приобретению новых знаний и умений, способен
выделять необходимую для решения проблемы информацию, находить пути решения проблемы, анализировать результаты и процесс деятельности, способность к децен-трации, умеет договариваться, строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, умеет формулировать проблему, цель деятельности, аргументированно высказывать свою точку зрения и принимать точку зрения других. Демонстрирует познавательную активность, любознательность, строит продуктивное взаимодействие со взрослым и сверстниками, умеет ориентироваться на планируемый результат, проявляет целеустремленность в достижении цели, ориентирует поведение на нормы поведения в обществе, умеет правильно оценивать себя и свои поступки. Способен увидеть проблему, определить цель, совместно спланировать действия и распределить обязанности, соотнося их с предполагаемым результатом деятельности; прилагает усилия для реализации намеченного плана; вносит изменения в план
на основе анализа; способен к управлению собственным поведением.
Для корректного сравнения результатов процесса формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста экспертами проводились диагностические процедуры (наблюдения, тестирование, беседы и опросы участников опытно-поисковой работы).
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику формирования основ универсальных учебных действий у воспитанников и контрольной и экспериментальной группы по всем выделенным нами критериям, но у воспитанников экспериментальной группы отмечена большая положительная динамика, нежели у воспитанников контрольной группы. Суммарная оценка данных экспериментальных и контрольных групп свидетельствует о том, что предпосылки универсальных учебных действий лучше развиты у воспитанников экспериментальных групп (табл. 2 и рис.).
Таблица 2
Суммарная оценка сформированности основ универсальных учебных действий, %
Виды основ УУД Контрольные группы Экспериментальные группы
Критиче- Допусти- Продвинутым Оптимальный Критиче- Допусти- Продвину- Оптималь-
ским уро- мым уро- уровень уровень ским уро- мым уро- тым уро- ным уровень
вень вень вень вень вень
Познава- 7,6 38 42 1 1 14,8 63 20,8
тельные
Коммуника- 13,5 48,5 32 6 1 14,8 63 20,8
тивные
Личностные 17,5 56,5 22 5 6,7 18 57,5 23
Регулятив- 13 56,5 22 7 6,7 18 57,5 23
ные
Итого 14 51 30 5 4 14 60 22
Рис. Суммарные результаты диагностики сформированности основ универсальных учебных действий воспитанников контрольной и экспериментальной группы
Таблица 3
Усредненные значения и сдвиги значений уровня сформированности основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Усредненные значения и сдвиги Усредненные значения и сдвиги
Виды основ УУД значений для контрольной группы, % значений для экспериментальной
группы, %
1 замер 2 замер Сдвиг 1 замер 2 замер Сдвиг
Основы познавательных УУД 9 22 13 12 42 30
Основы коммуникативных УУД 12 22 10 12 42 30
Основы личностных УУД 11 14 3 9 40 31
Основы регулятивных УУД 11 15 4 9 38 29
Суммарная оценка сформированности предпосылок универсальных учебных действий свидетельствует о том, что навыки, приобретенные детьми в ходе проектной деятельности, способствуют более успешному формированию основ универсальных учебных действий, чем при традиционном репродуктивном обучении.
Для статистической обработки результатов опытно-поисковой работы применялся G-критерий знаков. Данный критерий предназначен для выявления наиболее характерного в исследуемой группе направления сдвига выбранного показателя [7]. В экспериментальной группе из 100 пар значений уровня сформированности у детей основ универсальных учебных действий нашлось 4 пары, в которых не произошло изменение в уровне. Такие пары обозначались знаком о и при подсчете статистики критерия Т не учитывались. Осталось 96 ненулевых пар (в критерии знака число ненулевых пар обозначается символом n). Среди оставшихся пар подсчитали число пар, обозначенных знаком + (т. е. те пары, в которых Xi < Yi), их было 95. Значение статистики Т равно числу пар со знаком +, т. е. Т = 95.
Исходя из того, что для уровня сформированности основ универсальных учебных действий было найдено 96 пар, были определены следующие tр и п^р: на уровне значимости р = 0,05 tр= 38 п^р = 58. Очевидно, что для данного уровня значимости Т > п^р, так как Т = 95, а п^р = 58, следовательно, в процессе формирования у дошкольников основ универсальных учебных действий наблюдается положительная тенденция.
Такие же вычисления были проведены и для контрольной группы. Из 100 пар значений уровня сформированности основ универсальных учебных действий нашлось 76 пар, в которых не произошло изменений
в уровне (их обозначили «0»). Осталось 24 ненулевых пары. Среди оставшихся пар число пар, обозначенных знаком +, равно 24, то есть Т равно 24. По таблице были определены следующие значения: на уровне значимости р = 0,05 tр = 7 и п^р = 17. Для данного уровня значимости Т > п^р, так как 24 > 17, следовательно, гипотеза Hi также правомерна; исходя из этого, в процессе формирования у дошкольников контрольной группы основ универсальных учебных действий также наблюдается положительная тенденция. Но при сравнении усредненных значений и сдвигов значений уровня сформированности основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе положительные сдвиги были значительно выше.
Значения и сдвиги значений уровня сформированности основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста обобщены в таблице 3.
Таким образом, удалось установить наличие положительных тенденций в формировании всех видов основ универсальных учебных действий. Это позволяет утверждать, что полностью подтверждена необходимость выдвинутых в гипотезе положений. Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности проведенной работы, доступности и адекватности предложенных заданий возрасту, правомерности используемых методов, форм и средств обучения. На основе анализа результатов проведенной диагностики можно также с уверенностью сделать вывод о том, что у воспитанников экспериментальных групп предпосылки универсальных учебных действий развиты значительно лучше, нежели у воспитанников контрольных групп, воспитание и обучение которых организовывалось в соответствии с традиционными репродуктивными методами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
2. Бабинова Н. В., Воронина Л. В. Теоретико-методологические аспекты формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста //Образование и наука. 2015. № 5.
с. 149-165.
3. Бабииова Н. В. Формирование предпосылок универсальны« учебный действий в проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы образования : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2ol4. С. 13-19.
4. Бабинова Н. В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста / / Педагогическое образование в России. 2ol5. N° 4. С. 45-50.
5. Бабииова Н. В. Mодель формирования осиов универсальны« учебный действий у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности / / Педагогическое образование в России. 2ol5. Ш lo. С. 223-230.
6. Виды универсальны« учебный действий (по материалам ФГОС НОО). URL: http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-l.html.
7. Грабарь M. И., Краснянская К. Л. Применение математической статистики в педагогически ис-следованияx: непараметрические методы. M. : Педагогика, l977- l36 с.
8. Кудрявцев В. Т. Образование: в ожидании неожиданного // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. Новый взгляд иа фундамент образовательной системы / M-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. авт. учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), ред. жури. «Обруч» ; [под ред. Н. П. Ходаковой ]. M. : Обруч, 2ol4. Сб. Ж l. С. 7-l4.
9. Наша иовая школа. Национальная стратегическая инициатива : or o4.o2.2olo г. № Пр-271. URL: http: //kremlin.ru/ events/president/news/6683.
10. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные теxнологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. M. : Академия, 2oo2. 272 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий. URL: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3l3.
12. Федеральный закои Российской Федерации от 29.l2.2ol2 W 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Mинобрнаyки РФ от l7.lo.2ol3 W П55.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Mинобрнаyки РФ от o6.lo.2oo9 W 373.
15. Формирование универсальны« учебны« действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. M. : Просвещение, 2olo. l59 с.
REFERENCES
1. Asmolov A. G. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli. M. : Prosveshchenie, 2008. l5l s.
2. Babinova N. V., Voronina L. V. Teoretiko-metodologicheskie aspekty formirovaniya predposylok k uchebnoy deyatel'nosti u detey starshego doshkol'nogo vozrasta //Obrazovanie i nauka. 2ol5. W 5. S. 149-165.
3. Babinova N. V. Formirovanie predposylok universal'nykh uchebnykh deystviy v proektnoy deyatel'nosti detey starshego doshkol'nogo vozrasta // Sovremennye problemy obrazovaniya : sb. nauch. st. / Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 20l4. S. l3-l9.
4. Babinova N. V. Sub"ekt-sub"ektnye otnosheniya kak uslovie organizatsii proektnoy deyatel'nosti detey starshego doshkol'nogo vozrasta / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2ol5. W 4. S. 45-50.
5. Babinova N. V. Model' formirovaniya osnov universal'nykh uchebnykh deystviy u detey starshego doshkol'nogo vozrasta v proektnoy deyatel'nosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2ol5. W lo. S. 223-230.
6. Vidy universal'nykh uchebnykh deystviy (po materialam FGOS NOO). URL: http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-l.html.
7. Grabar' M. I., Krasnyanskaya K. L. Primenenie matematicheskoy statistiki v pedagogicheskikh issledovaniyakh: neparametricheskie metody. M. : Pedagogika, 1977. 136 s.
8. Kudryavtsev V. T. Obrazovanie: v ozhidanii neozhidannogo // Doshkol'noe obrazovanie - razviva-yushchee i razvivayushcheesya. Novyy vzglyad na fundament obrazovatel'noy sistemy / M-vo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii, Federal'noe gos. avt. uchrezhdenie «Federal'nyy institut razvitiya obrazovaniya» (FGAU «FIRO»), red. zhurn. «Obruch» ; [pod red. N. P. Khodakovoy ]. M. : Obruch, 2ol4. Sb. W l. S. 7-14.
9. Nasha novaya shkola. Natsional'naya strategicheskaya initsiativa : ot o4.o2.2olo g. W Pr-271. URL: http: //kremlin.ru/ events/president/news/6683.
10. Polat E. S. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysh. kvalif. ped. kadrov. M. : Akademiya, 2002. 272 s.
11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart. Glossariy. URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=3l3.
12. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29.l2.2ol2 W 273 FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». URL: http://base.garant.ru/7o29l362/.
13. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot l7.lo.2ol3 W H55.
14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki RF ot o6.lo.2oo9 W 373.
15. Formirovanie universal'nykh uchebnykh deystviy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli. Sistema zadaniy : posobie dlya uchitelya / pod red. A. G. Asmolova. M. : Prosveshchenie, 20l0. l59 s.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Л. В. Воронина.