Научная статья на тему 'Диагностика самоопределения студентов-бакалавров как этап педагогической поддержки в вузе'

Диагностика самоопределения студентов-бакалавров как этап педагогической поддержки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СТУДЕНТЫБАКАЛАВРЫ / SELF-DETERMINATION / PEDAGOGICAL SUPPORT / STUDENTS-BACHELORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зёлко А. С.

Изложены результаты диагностики самоопределения студентов-бакалавров в рамках реализации педагогической поддержки в вузе. Рассмотрена концепция педагогической поддержки ираскрыто ее содержание. Даны некоторые-рекомендации по внедрению педагогической поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зёлко А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of self-determination of students-bachelors as a stage of pedagogical support in high school

Results of diagnostics of self-determination of students-bachelors within the limits of realization of pedagogical support in high school are stated. The concept of pedagogical support is considered and its maintenance is opened. Some recommendations about introduction of pedagogical support are made

Текст научной работы на тему «Диагностика самоопределения студентов-бакалавров как этап педагогической поддержки в вузе»

УДК 378

A.C. Зёлко, ассистент кафедры общей психологии, аспирант кафедры образовательных технологий, +79062133105, [email protected] (Россия, Калининград, БФУ им. И.Канта),

ДИАГНОСТИКА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ КАК ЭТАП ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ВУЗЕ

Изложены результаты диагностики самоопределения студентов-бакалавров в рамках реализации педагогической поддержки в вузе. Рассмотрена концепция педагогической поддержки ираскрыто ее содержание. Даны некоторыерекомендации по внедрению педагогической поддержки.

Ключевые слова: самоопределение, педагогическая поддержка, студенты-бакалавры.

На современном этапе развития общества проблема подготовки выпускников приобретает особую актуальность, обусловленную стремительным ростом конкуренции образовательных услуг, несоответствием уровня профессиональной подготовки выпускника востребованному на рынке труда уровню профессионализма. Поэтому в настоящее время выдвигается задача эффективного приспособления студентов и выпускников вуза к их жизнедеятельности в реальных условиях. Необходимо создавать такие условия, которые были бы релевантны современной ситуации, ведь молодой человек, стремясь к гармонии с собой и динамичным социумом, вынужден постоянно совершенствовать имеющие способности, и образовательная среда, в свою очередь, должна своевременно реагировать на происходящие изменения.

За счет введения двухуровневой системы обучения решается проблема поиска оптимального соотношения между принципами доступности и качества высшего профессионального образования. В программах подготовки бакалавров преобладает практическая ориентированность обучения. Бакалаврский уровень востребован теми студентами, для которых достаточным является овладение базовыми общими и профессиональными знаниями, умениями и навыками. Выпускники магистратуры, в свою очередь, получают углубленную фундаментальную и профессиональную подготовку. В условиях массового высшего образования такой подход позволяет университету сохранять фундаментальную науку, преемственность в обучении и в научных исследованиях [5].

Однако на стадии становления системы многоуровневого высшего образования в России развитие образования не должно идти по общей для всех вузов схеме. Необходимы индивидуальные образовательные траектории, учет региональной специфики, свобода выбора,

способствующая повышению учебно-исследовательской компетентности, профессиональному и личностному росту и бакалавров, и магистров, ведь в высшем образовании доминантой становится не собственно обучение, освоение информации и профессиональных навыков, а формирование способности самостоятельно и результативно действовать в реальных жизненных и профессиональных ситуациях. В данном случае речь идет о самоопределении студентов, формирование которого входит в систему педагогической поддержки вуза.

В последние годы идея самоопределения личности декларируется как ведущая в российском образовании. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (статья 14 пункт 1) «содержание

образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства» [2, с.11].

Самоопределение - центральное личностное новообразование юности. Являясь характеристикой зрелой личности, оно представляет собой процесс и результат обретения смысла существования на основе сложившихся ценностей и убеждений, осознания индивидуальных возможностей и требований общества, проявляющихся в отношении к себе, другим людям в социально одобряемой деятельности [4].

Для изучения особенностей самоопределения студентов-бакалавров был использован следующий диагностический инструментарий: методика «Самооценка реализации жизненных целей личности» (Н.Р. Молочников), методика диагностики самоактуализации личности (A.B. Лазуткин в адаптации Н.Ф. Калина), методика диагностики реализации потребностей в саморазвитии (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), методика «Мотивация обучения в вузе» (Т.И. Ильина), методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (A.A. Реан, В.А. Якунин), анкета (Л.В. Байбородова в адаптации). В исследовании принимали участие студенты дневного отделения, обучающиеся по программе бакалавриата в Институте современных образовательных технологий БФУ им. И.Канта.

Результаты проведенного исследования показывают, что

большинство студентов живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Они хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способны

наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушение грядущих успехов.

Высокие баллы также характерны для испытуемых и по шкале

ценностей. Это означает, что они разделяют ценности

самоактуализирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности,

жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

В соответствии со шкалой «Взгляд на природу человека» у студентов преобладает устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

Студенты также отмечают высокую потребность в познании -бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Они интересуются новостями, посещают различного рода мероприятия, следят за своим физическим состоянием. Большинство из них склонны к творчеству и гибки в общении, которому уделяют особое внимание. Они ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением - стратегией и тактикой управления производимым впечатлением.

Испытуемым зачастую характерно наличие спонтанности -качества, вытекающего из уверенности в себе и доверия к окружающему миру. Высокие показатели по этой шкале свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Однако способность к спонтанному поведению

фрустрируется культурными нормами, так как она соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

Бакалавров отличает достаточно высокий уровень самопонимания, что свидетельствует об их чувствительности, сензитивности к своим желаниям и потребностям. Они обладают высоким уровень аутосимпатии, которая служит источником устойчивой адекватной самооценки.

Некоторые сложности имеются у студентов по результатам шкалы «Автономность», по которой преобладают невысокие баллы, относительно предыдущих шкал. Также у них не определены стратегические жизненные цели и мировоззренческие ориентиры, отсутствует опыт рефлексивного поведения, недостаточно сформированы критерии, правила и способы экзистенциального выбора. Кроме того, по методике диагностики реализации потребностей в саморазвитии у большинства студентов отсутствует сложившаяся система саморазвития. Они плохо представляют свою дальнейшую профессиональную деятельность, не могут сформулировать цели развития и продвижения по отношению к своей будущей работе, обозначить мотиваторы, их сильные и слабые стороны. А поскольку ориентации их будущей профессиональной деятельности размыты и неопределённы, учебная мотивация по результатам методик характеризуется направленностью на «получение диплома» и «овладение

профессией», а не на «приобретение знаний», что свидетельствует о том, что студенты мотивированы учить, чтобы сдать сессию.

Наши исследования показывают, что у молодёжи доминирует прагматичность подхода к будущей профессии, стремление к материальной обеспеченности как значимой ценностной ориентации. Обучение в вузе всё ещё традиционно рассматривается как возможность продвижения, роста социальной мобильности и доступа к будущим жизненным благам. Студенты достаточно ясно осознают социальную стратификацию в своей среде уже при поступлении в вуз, хотя и проявляют готовность работать по профессии и не ставят под сомнение реальность своих ожиданий.

Здесь отчётливо видна решающая роль педагогической поддержки и необходимость ее внедрения в образовательный процесс. Задачи педагогической поддержки вчерашних школьников за годы обучения в бакалавриате также требуют специально организованного воспитания, включения студентов в систему ценностных отношений. Это связано с тем, что в педагогическом взаимодействии в образовательной ситуации бакалавриата преподаватель оказывается не может положительно влиять на личность студента, если он не затрагивает сферу его жизненных смыслов и ценностей.

Иными словами, университет, принимая в свои стены студентов, жизнь которых уже направляется определённым комплексом системообразующих ценностей, должен предложить им некий новый образ жизни, культуры, познавательной, социальной и политической деятельности. Бакалавр не воспроизводится как слепок с образовательного стандарта нового поколения. Предстоит воспитание, взращивание бакалавра.

Организация педагогической поддержки на первом и втором курсах бакалавриата требует учитывать особенности мотивационной системы личности студентов. Как показало проведенное исследование, учебная деятельность студентов в это время строится на «школьных» мотивах, стремлении самоутвердиться (в глазах ровесников, родителей). Отмечается и такой мотив, как стремление избегать неприятностей (учатся, чтобы не расстраивать родителей, которые содержат или платят за обучение). Преподавателям на младших курсах бакалавриата необходимо считаться с тем, что перед ними - юношество, у которого очень мало жизненного опыта, отсутствуют серьёзные жизненные проблемы (поскольку они решаются взрослыми), которое социально и материально зависит от родителей.

В этой связи все большее значение приобретает квалифицированная педагогическая поддержка в познании студентами своей индивидуальности, способности сделать ответственный экзистенциальный выбор, а также в нейтрализации возможных асоциальных и личностнодеструктивных целей и ценностей.

Одной из современных педагогических парадигм является концепция педагогической поддержки О.С. Газмана и его последователей [1, 3]. Данная концепция основана на следующих позициях:

• педагогическая поддержка — процесс совместного со студентом определения его интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить ему человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности. Педагогическая поддержка в образовании — это особая сфера педагогической деятельности. Она направлена на самостановление студента как индивидуальности;

• педагогическая поддержка может реализовываться как способ организации взаимодействия преподавателя и студента по выявлению, анализу реальных или потенциальных проблем, совместному проектированию возможного выхода из них.

В данном случае преподаватель, с одной стороны, является транслятором культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений со студентом. С другой стороны, он выступает тем человеком, который профессионально помогает студенту развить способность к рефлексии как механизму познания себя для решения проблем, помогает усвоить принцип ответственности за поступки и собственную жизнь.

Если самоопределение формируется в условиях, при которых ему предоставляется право учиться самостоятельно ставить перед собой задачи и учиться предъявлять к себе требования, то тем самым создаются условия для развития его отношения к свободе выбора как ответственному индивидуальному поступку. Это невозможно вне процессов столкновения мотивов и потребностей, вне самоопределения

— способности решить проблему столкновения путем выбора и ответственности, вне рефлексии по поводу их последствий;

• педагогическая поддержка может проявиться в различных формах: в форме построения договорных отношений между студентом и сотрудниками вуза, или в форме консультирования, где, например, преподаватель может занимать разные позиции, адекватные ситуации и состоянию обучающегося. Если проблема студента такова, что возможности конкретного преподавателя недостаточны для ее решения, то он может выступить как информатор, координатор или посредник, помогая студенту обрести поддержку там, где ее окажут.

Если возникают проблемы, например, ухудшается успеваемость, студенты не активны или игнорируют мероприятия воспитательного характера, то усилия сотрудников вуза направлены, как правило, на изменение факта, то есть идет работа со следствиями. Неудача во взаимодействии педагога и студента может, например, быть связана с непониманием того, что причина проблемы лежит не в учебной

464

деятельности как таковой, а в личностной сфере студента: в психологической неготовности к предъявляемым требованиям, в неразвитой мотивационной сфере, в проблемах во взаимоотношениях с однокурсниками и во многом другом. Здесь требуется иная деятельность, суть которой — поддержка студента в ситуации преодоления им его реальных проблем.

В содержание педагогической поддержки, таким образом, входит:

- помощь учащимся в обретении уверенности в собственных

силах;

- подкрепление положительных качеств молодого человека;

- удержание от того, что мешает его развитию;

- поддержка стремления к самостоятельности, самодвижению;

- помощь студентам в преодолении препятствий, трудностей.

Модель педагогического взаимодействия в этих условиях должна

строиться на основе концепции педагогической поддержки, которую целесообразно вводить именно со ступени бакалавриата и разворачивать её до четвёртого курса. Здесь появляется возможность обратиться к содержанию будущей профессиональной деятельности, поработать над формированием и совершенствованием самоопределения в формах ролевых и деловых игр, тренингов, дискуссий, ситуационноимитационного моделирования.

Включение активных способов обучения особенно важно, ведь студенты младших курсов бакалавриата испытывают значительные трудности в организации самостоятельной работы. Их школьный опыт в этой области сконцентрирован вокруг подготовки к единому государственному экзамену. Они способны выучить регламентированную информацию, но не умеют отобрать нужное учебное содержание, выстроить изложение в той или иной форме, а главное - определить своё отношение к изучаемому материалу.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования, показал, что одной из перспективных возможностей повышения интереса и формирования потребностей у студентов вузов в посещении занятий является максимальное проявление творческого потенциала преподавателя. Информация такого рода может послужить основой для разработки эффективных учебных программ и повышения качества подготовки специалистов высшей квалификации.

Итак, реализация педагогической поддержки дает профессиональное понимание того, что становление каждого студента в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, его самоопределение, частью которой является образовательный процесс на протяжении всей жизни, — объективная данность современного образования. Из этого следует, что должна быть профессионально описана сфера педагогической деятельности, которая призвана обеспечивать такое становление.

465

Подобной областью и является поддержка, которая занимает в образовании свое место наряду с обучением и воспитанием.

Список литературы

1. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Нар. образование. 1998. № 6. С. 108-112.

2. Закон Российской Федерации «Об Образовании». М.: ТЦ

«Сфера», 2003.

3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании / Н. Н. Михайлова [и др.]; под ред.: В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2006.

4. Сапожникова Т.Н. Педагогическая помощь старшеклассникам в жизненном самоопределении // Педагогика. 2008. № 2 (55). С. 38-42

5. Скаковская Л.Н., Лучинина Н.А., Мигаль В.В. По пути модернизации образовательного процесса // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 61-67.

A. Zelko

Diagnostics of self-determination of students-bachelors as a stage of pedagogical support in high school.

Results of diagnostics of self-determination of students-bachelors within the limits of realization of pedagogical support in high school are stated. The concept of pedagogical support is considered and its maintenance is opened. Some recommendations about introduction of pedagogical support are made.

Keywords: self-determination, pedagogical support, students-bachelors.

Получено 12.02.2011 г.

УДК 378.14+37.035

E.B. Конова, аспирант, (4872) 33-36-46, [email protected] (Россия, Тула, ТГПУ им.Л.Н.Толстого)

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

Социальная креативность рассматривается как одно из ключевых профессионально-значимых качеств специалиста по работе с молодежью. Структуру социальной креативности составляют общая способность к самоактуализации, социальная мотивация, коммуникативная компетентность, социальное воображение.

Ключевые слова: социальная креативность, специалист по работе с

молодежью, творческая среда, профессиональные качества специалиста.

Новые социально-политические и экономические условия изменили требования, предъявляемые к специалисту- выпускнику российского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.