/' N
ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БАКАЛАВРА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ВАЛИТОВА Елена Юрьевна - аспирант, ассистент кафедры теоретической и прикладной механики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: [email protected]
СТАРОДУБЦЕВ Вячеслав Алексеевич - д-р пед. наук, профессор, кафедра инженерной педагогики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. E-mail: [email protected]
АннотацияРассмотрено содержание педагогической поддержки последовательных этапов процесса профессионального самоопределения (профориентации, пропедевтики, идентификации, индивидуализации, апробации, персонификации и автоно-мизации) учащихся высшей школы, направленной на формирование их субъектной позиции в образовательном пространстве вуза. В основных положениях модели даны определения педагогической поддержки профессионального самоопределения, субъект-ности учащихся, приведены индикаторы процесса субъективизации. Показано, что педагогическая поддержка профессионального образования в образовательном пространстве вуза может быть механизмом гармонизации требований современного и перспективного рынка труда и личностных потребностей учащихся высшей школы.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, субъективизация, педагогическая поддержка, прикладной бакалавриат, профориентация
Для цитирования:: Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Профессиональное самоопределение бакалавра: педагогическая поддержка // Высшее образование в России. 2016. № 7 (203). С. 143-151.
В контексте выполнения плана мероприятий (дорожной карты) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» возникает проблема гармонизации требований существующего и перспективного рынка труда и удовлетворения личностных потребностей и развития потенциала каждого потребителя образовательных услуг. Механизмом согласования интересов личности и общества (государства) может быть педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся высшей школы [1—3]. Теория и методология педагогической поддержки личности в учебно-воспитательном процессе развита в работах О.С. Газмана, Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина и др. [4; 5].
Целью настоящей работы является
обоснование рамочной модели педагогической поддержки профессионального самоопределения (далее - ПП ПС) учащихся в образовательном пространстве технического университета. Главное внимание обращено на профессиональное самоопределение бакалавров вуза с учетом того, что основы развития профессионального самоопределения закладываются уже на первом уровне обучения. Отметим при этом, что производственная сфера в России уже адаптировалась к появлению на рынке труда бакалавров, а число заявок на них в ТПУ возросло с 69 в 2013 г. до 181 в 2014 г. и 306 в 2015 г.
Основные положения модели
В отечественной педагогической литературе имеется ряд определений термина
«профессиональное самоопределение »: это «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности» [6], «отношение личности к своему месту в мире профессий» [7], «согласование индивидуальных и социально-профессиональных потребностей и система установок личности (когнитивных, оценочных, мотивацион-ных) по отношению к конкретной профессиональной деятельности» [8]. В целом можно согласиться с мнением авторов работы [9], что это «длительный, многоплановый, весьма подвижный, включающий несколько стадий процесс, в котором формируются профессиональные намерения, происходит профессиональное обучение, проходит профессиональная адаптация, частичная или полная реализация личности в профессиональном труде».
Обобщая, можно сказать, что профессиональное самоопределение - это процесс и результат осознания личностью себя как субъекта профессиональной деятельности, способного строить собственное профессиональное развитие. Для нас важно подчеркнуть, что нахождение личностного смысла и отношения к профессии, а также система установок личности не может возникать в процессе обучения без создания условий для формирования субъектной позиции студента. Мы будем использовать трактовку субъектности как «системного качества студента, овладевающего разнообразными видами и формами деятельности и социальных отношений, обладающего индивидуальным комплексом личностно-психоло-гических функций, которые определяют и отражают результативность осуществляемой деятельности, одновременно развиваясь в ней, и детерминируют его сущностную, интегральную характеристику - общую способность к осознанному, самостоятельному, целенаправленному, саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества»
[10]. В соответствии с ней рамочная модель ПП ПС проектируется и реализуется как система организационно-педагогических условий и мероприятий в содержании академического образования и в неформальном контексте образовательного пространства вуза, направленных на формирование субъектной позиции студента и увеличение самостоятельности учащихся в выборе образовательной траектории профессионального становления и развития (рис. 1).
Данная модель является рамочной в том смысле, что в её состав могут быть включены дополнительные блоки, например индикаторы субъективизации и др. В основе модели лежат следующие положения:
V преемственность с профориентацией в средней школе;
V непрерывность на всем протяжении процесса обучения в вузе;
V последовательность в логике построения академических и неформальных дисциплин и мероприятий, направленных на развитие профессионального самоопределения;
V вариативность предлагаемых академических и неформальных дисциплин и мероприятий, наряду с возможностью выбора факультативных или элективных дисциплин;
V холистичность как учет всего многообразия образовательного пространства вуза и различных факторов за его пределами;
V совмещенность с уровневой и курсовой организацией высшей школы;
V вывод учащегося на уровень субъекта построения своей карьеры (личных профессиональных перспектив)и жизни в целом.
Очевидно, что успешность профориен-тационной работы в средней школе является необходимым условием последующего профессионального самоопределения студентов в вузе. Она проявляется в готовности к приобретению знаний, соответствующих выбранной профессии, и в интересе
Профессиональное самоопределение и развитие компетенций
Этапы
АСПИРАНТУРА Автономизация МАГИСТРАТУРА Персонификация БАКАЛАВРИАТ Апробация Индивидуализация Идентификация Пропедевтика ШКОЛА Профориентация
Л
Субъектная деятельность
Выбор вуза,
направления,
специальности,
мест практики,
тем У ИР, НИР,
ВАР, проектов,
образовательно
го маршрута,
рабочей
специальности,
трудоустройство
Средства
Диагностика
потенциала,
факультативы,
элективные
курсы, МООК,
неформальные
мероприятия,
соцсети,
волонтерские
организации,
проекты,
конкурсы и др.
Условия
Диалоговая среда
«работодатель-преподаватель-студент-работодатель», академические и социальные условия, корпоративная культура вуза
Принципы педагогической поддержки Холизма, субъектности, преемственности со школой,
непрерывности, вариативности, неформальной активности
+
Целевые установки педагогической поддержки
Проект Доктрины образования. Федеральные программы развития образования в Российской Федерации
Рис. 1. Рамочная модель педагогической поддержки профессионального самоопределения
к будущей профессиональной деятельности. Поэтому профориентация на уровне школы является первым этапом в модели ПП ПС.
Следующий этап ПП ПС «Пропедевтика » нацелен на активизацию личностной позиции студента в отношении своего профессионального развития в ходе адаптации к студенческой жизни. Основную роль здесь играет дисциплина «Введение в инженерную деятельность », в рамках которой студенты знакомятся с видами инженерной деятельности, с основами разработки технологических процессов и систем, формируют навыки межличностных коммуникаций. Ограничением этого этапа является то, что преподавание дисциплины реализуется без диагностики потреб-
ностей конкретного студента, его потенциала.
Этап «Идентификация» является центральным и системообразующим для ПП ПС. Его целью является установление соответствия потенциала и потребностей студента спектру возможных областей и стилей дальнейшей деятельности - как образовательной, так и профессиональной. Здесь следует отметить наличие у студентов трудностей в понимании того, какими профессиональными знаниями и навыками необходимо обладать для построения успешной карьеры на предприятии, а также пренебрежение многих студентов оценкой собственных задатков и возможностей, что приводит к проблемам как во время обучения, так и после окончания учебного заведения. Часто имеет
место пассивная установка, в рамках которой профессиональное самоопределение понимается как выгодная сделка, т.е. наиболее выгодная продажа своих услуг на рынке труда, где человекпревращается в товар для продажи. Смысл выгодной сделки в том, чтобы продать себя как можно дороже, т.е. устроиться как можно лучше Необходимо изменить эту позицию на активную, акмеологичес-кую, при которой
профессиональное самоопределение выступает как проявление творчества, достоинства и самоуважения, как стремление человека быть реальным субъектом самоопределения.
Поэтому в качестве основы педагогической поддержки этапа выбрано сочетание диагностико-рекомендательного и деятель-ностно-развивающего подходов, реализуемых в контексте дисциплины «Технология карьеры». Здесь студенты знакомятся с технологиями планирования карьеры и управления ею, с актуальным состоянием рынка труда; предусмотрено знакомство с ведущими предприятиями-работодателями, требованиями к молодым специалистам, условиями трудоустройства и адаптации на предприятиях. В рамках курса студенты проходят профдиагностическое тестирование, которое позволяет определить приоритетные направления профессиональной деятельности и карьерные интересы, мотивы, способности и личностные особенности, способствующие развитию профессиональной карьеры.
Рис. 2. Усредненные результаты по блоку «Профессиональные
интересы»
Надо сказать, что большинство существующих тестовых профдиагностических методик предназначены для школьников и не вполне отвечают задачам профориента-ционной работы в вузе. Поэтому в нашей работе использована программа компьютерной диагностики личностных характеристик студентов, разработанная сотрудниками Центра тестирования и развития МГУ «Профкарьера» [11]. Программное обеспечение представляет собою последовательность нескольких групп тестов, каждая из которых выявляет одну из профессионально значимых характеристик личности. Методика позволяет определить потенциальные векторы развития профессионально-ориентированных областей деятельности в рамках уже выбранной профессии в соответствии с направлением обучения в вузе. В качестве иллюстрации применения диагностики на рисунке 2 представлены направления профессиональной деятельности, в которых студенты ТПУ будут наиболее успешны, (усредненные результаты для 195 студентов, прошедших
1 http://www.studfiles.ru/ preview/ 3053108/ ря§е:21/
тестирование в 2014 г.). Аналогичные данные получает каждый испытуемый, что позволяет ему узнать объективно диагностируемые личные задатки, важные для проектирования своего последующего образовательного маршрута.
При освоении дисциплины «Технология карьеры» на основе выявленных в ходе тестирования приоритетных областей профессионального и личностного развития студенты совместно с преподавателем строят ценностный образ своего будущего, к которому стоит стремиться, формируют личностно-ориентированную позицию в выборе форм и способов обучения. Поэтому этап «Индивидуализация » ПП ПС трактуется в нашей работе как путь развития личности к последующему управляемому самообразованию, как удовлетворение ее потребности свободно проявлять свои индивидуальные качества, поступать в соответствии с собственными интересами, взглядами, мировоззрением. Это находит свое проявление в индивидуальных профессионально-ориентированных образовательных маршрутах студентов, которые строятся с учетом имеющихся в вузе факультативных дисциплин и разработанных рекомендаций. Отметим, что реализация такой возможности входит в качестве индикатора в Федеральную целевую программу развития образования в РФ на 20162020 годы. Поддерживающая факультативная дисциплина этапа - «Основы ресурсо-эффективности» - направлена на формирование у студентов способности решать проблемы повышения ресурсоэффективно-сти на уровне профессиональной, общественной и личной жизни на основе системного представления об основных видах ресурсов и их связи с глобальными проблемами современности.
На четвертом курсе программы подготовки бакалавров в ходе этапа «Апробация» наступает период практического применения знаний и компетенций, полученных на индивидуальном образовательном
маршруте, в выбранных ранее карьерных областях деятельности. Поддержку на этом этапе оказывает тренинговый центр Института социально-гуманитарных технологий ТПУ, созданный для содействия трудоустройству студентов и выпускников университета. Тренинговый центр предлагает студентам пройти курсы по бизнес-планированию, позиционированию, искусству управленческой работы и/ или решить реальные кейсы для работодателей - партнеров вуза. Участники, предложившие лучшие решения, попадают в кадровый резерв предприятий.
Результатом рефлексии достижений этого этапа является принятие студентом решения о продолжении образования или о трудоустройстве. В случае решения о продолжении высшего образования на уровне магистратуры производится поискадекват-ного индивидуальным потребностям направления обучения. В то же время выпускник бакалавриата может согласиться на предложение комиссии по распределению и выбрать наиболее подходящее ему место работы либо трудоустраиваться самостоятельно.
Этап «Персонификация» ПП ПС строится на такой организации образовательного процесса, которая максимально ориентирована на внутреннюю активность магистранта и его самостоятельность в деятельности, мотивируемой с помощью педагогических технологий. Это предполагает создание благоприятных условий для обучения - адаптации содержания образования и академического процесса к каждому из группы учащихся путем учета его функциональных возможностей, стиля мышления и мотивов деятельности, актуальных интересов и условий коммуникации (форма общения - очная аудиторная или дистанционная, синхроннаяили асинхронная), а также мониторинга его прогресса/успеха в конкретной области.
При обучении на уровне магистратуры педагогическая поддержка строится не
столько на основе факультативных дисциплин, сколько на предъявлении содержания академических дисциплин с учетом персональных данных учащихся и их образовательных потребностей. Здесь цель ПП ПС фокусируется на профессиональном развитии в выбранной области. Кроме того, должна реализовываться и неформальная деятельность по участию в тренингах и/ или мастер-классах, организуемая подразделениями ТПУ (Центром содействия трудоустройству и развитию карьеры Института стратегического партнерства и компетенций и кафедрами научно-образовательных институтов ТПУ). В качестве факультативов студентам предлагаются такие дисциплины, как «Инженерное предпринимательство » и «Искусство управленческой борьбы». Освоение их содержания позволит магистрантам приобрести навыки уверенного поведения при собеседовании с работодателем, ознакомиться с правовыми аспектами взаимоотношений с работодателем и освоить правила успешной адаптации на рабочем месте. Отличительной особенностью магистров является наличие первого опыта профессиональной деятельности, полученного в ходе прохождения производственных практик, выполнения учебно-исследовательских работ студентов (УИРС) и выпускных квалификационных работ (ВКР) при обучении в бакалавриате. В рамках педагогической практики магистранты проводят профориентационные занятия для бакалавров по вопросам адаптации к рынку труда. Результатом этого опыта является профессиональное портфолио магистранта, рефлексивное отношение к своим достижениям.
Завершение этапа персонификации у магистрантов аналогично завершению этапа апробации у бакалавров: рефлексия достижений и выбор места профессиональной деятельности или поступление на следующий уровень высшего образования в аспирантуру. Выпускник магистратуры (как и выпускник бакалавриата) может со-
гласиться на предложение комиссии по распределению либо искать место будущей работы самостоятельно.
Цель ПП ПС на этапе «Автономиза-ция» совпадает с общей целью обучения в аспирантуре - подготовка научного работника, способного к планированию и проведению самостоятельных исследовательских работ, а также к ведению преподавательской деятельности. Поэтому обучение в аспирантуре подразумевает наибольшую свободу выбора средств самообразования в дополнение к академическим программам аспирантуры. Под автономизацией в плане профессионального развития мы понимаем организацию деятельности самообразования, реализацию потребностей саморазвития и самосовершенствования за счет внутренней самоорганизации как ведущей деятельности.
В дальнейшем с момента поступления на работу начинаются этапы самоопределения, которые относятся к стадиям интернала: вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, мастера, авторитета и, наконец, наставника как высшего уровня профессионализма [12]. Отметим, что на этих этапах, выступая как соучастник общей деятельности, реализуя свою субъект-ность, индивид становится в той или иной степени значимым для других как возможный партнер, соучастник деятельности, представляющий какую-либо общественную ценность. Иными словами, на этапе трудовой абилитации молодой специалист «все более сознательно выбирает свои цели в труде, превращая свою работу в свободный самостоятельный труд. Усвоив нормы профессии, человек начинает достигать в ней достаточно высоких результатов, а также начинает осознавать себя в профессии, самоутверждаться в профессии, развивать себя средствами профессии» [13].
Таким образом, описанная модель ПП ПС оказывается включенной в ранее изученные в педагогике и психологии этапы профориентации в школе и интернала в ре-
Таблица 1
Индикаторы процесса субъективизации на этапах профессионального самоопределения бакалавров
Этапы Средства ПП ПС
Индикаторы субъективизации
Профориентация Профильное обучение, профессиональные пробы, профориентационное тестирование Выбор направления обучения и вуза
Пропедевтика Программа академической и социальной адаптации студентов к образовательному пространству вуза, «Введение в инженерную деятельность», социальная сеть Фламинго Становление профессионального мироощущения, понимание основ будущей профессии, осознанный выбор места производственной практики
Идентификация Диагностика личностного потенциала, деятельность академических консультантов, дисциплина и блог «Технология карьеры», кафедральная группа в социальной сети «В Контакте» Осознание личностных векторов профессионального развития, своих возможных профессиональных позиций, акме — прообраза профессии, выбор профиля подготовки, пути построения карьеры и образовательного маршрута.
Индивидуализация Педагогическое взаимодействие (в социальной сети и неформальных мероприятиях), направленное на реализацию индивидуальных профессионально-ориентированных образовательных маршрутов, факультативы «Основы ресурсоэффективности», «Инженерное предпринимательсво», «Управление проектами» Реализация персонального образовательного маршрута в соответствии с личностным потенциалом и профессиональными интересами: освоение рабочей профессии, выбор мест практики, тем УИРС, факультативов, тренингов
Апробация Партнерство с работодателями (Дни карьеры, ярмарки вакансий, встречи с представителями работодателей), кейсы от работодателей — партнеров вуза, тренинги, деловые игры, семинары, мастер-классы Понимание требований рынка труда, рефлексия достижений, составление портфолио и резюме, выбор места трудоустройства или поступления на следующий уровень высшего образования
альной производственной деятельности и соединяет их. Индикаторы процесса субъективизации в рамках бакалавриата представлены в таблице 1.
В качестве инструментов диагностики субъективизации адекватными являются метод опроса, праксиметрические методы (анализ отчетов по практике, планов профессионального развития, портфолио студентов), анализ мониторинга трудоустройства выпускников и метод педагогического наблюдения.
Заключение
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и само-
актуализации. Основой профессионального самоопределения учащегося является субъективизация, проявляющаяся в рефлексии им своих задатков, областей карьерного преимущества, в осознанном выборе образовательного маршрута, понимании требований профессиональной деятельности и актуальных социально-экономических условий.
Педагогическая поддержка профессионального самоопределения может быть реализована на принципах природосооб-разности (соответствие возрастным особенностям и личностным задаткам, последовательность этапов), непрерывности (преемственность мероприятий поддержки), комплексности (междисциплинарность, интегративность областей формального и
неформального педагогического взаимодействия), целостности (адекватность уров-невым профессиональным ООП), вариативности и результативности.
В целом образовательное пространство вуза является комплементарной совокупностью академических ООП и неформальной области взаимодействий участников образовательного процесса, нацеленной на профессиональное становление и развитие студентов вуза. В этой области поддержка реализована средствами цикла открытых лекций (профессорских чтений) ведущих специалистов университета (включая зарубежных партнеров), блога «Технология карьеры», сайта центра содействия трудоустройству, группы в социальной сети «В Контакте». Кроме того, организовывались семинары и тренинги с участием представителей работодателей, ежегодные ярмарки вакансий и другие подобные мероприятия.
Использование представленной модели как прототипа непрерывной, последовательной, этапной педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся в целостном образовательном пространстве вуза и окружающей среды позволяет обеспечить, по нашему мнению, удовлетворение потребностей государства, общества и личности в непротиворечивых отношениях и повысить конкурентоспособность как отдельной личности, так и человеческого капитала страны в целом.
Литература
1. Валитова Е.Ю. Проблемы профессионального самоопределения студентов в техническом университете // Вестник ТГПУ. 2014. № 4. С. 157-162.
2. Стародубцев В.А., Соловьев М.А, Валитова Е.Ю. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения
студентов в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 1. C. 47-55.
3. Valitova E, Starodubtsev V., Goryanova L.
Formative personalization of student's self-determination and employ ability // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Pp. 739-747. URL: http:// www.sciencedirect.com/ science/ article/ pii/ S1877042815060619
4. Газман О.С. Неклассическое воспитание:
От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Ред.-сост. А.Н. Тубельский, А.О. Зверев. М.: МИ-РОС, 2002. 296 с.
5. Михайлова Н.Н, Юсфин С.М. Педагоги-
ка поддержки: учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.
6. Пряжников Н.С. Профессиональное са-
моопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 320 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб.
пособие для вузов. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2008. 336 с.
8. Кудрявцев Т.В, Шегурова В.Ю. Психоло-
гический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-59.
9. Чистякова С.Н, Родичев Н.Ф. От учебы к
профессиональной карьере: учеб. пособие. М.: Академия, 2012. 176 с.
10. Белошицкий А.В, Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. 2006. № 5. С. 60-66.
11. Алтухов В.В., Орлова Е.А, Серебряков А.Г. «Профкарьера»: профориентация для студентов и выпускников вузов // Психология в вузе. 2006. № 3. С. 55-68.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2010. 304 с.
13. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
Статья поступила в редакцию 13.06.16.
PEDAGOGICAL SUPPORT OF BACHELOR'S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION
VALITOVA Elena Yu. - Assistant prof., National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: [email protected]
STARODUBTSEV Vyacheslav A. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article addresses the content of pedagogical support to successive stages (vocational guidance, propedeutics, identification, individualization, approbation, personification, and autonomy) of professional self-determination of higher school students aimed at shaping their subjective positions in the educational space. The model of the pedagogical support for professional self-determination and subjectivity has been elaborated, with the indicators of students' subjectivity. It is shown that the pedagogical support for vocational education in the educational space of a university can be a mechanism to harmonize the requirements of the modern and perspective labour market and personal needs of students.
Keywords: professional self-determination, subjectivity, pedagogical support, applied baccalaureate, career-guidance
Cite as: Valitova, E.Yu., Starodubtsev, V.A. (2016). [Pedagogical Support of Bachelor's Professional Self-Determination]. Vysshee obrazovanie vRossii [Higher Education in Russia]. No. 7 (203), pp. 143-151. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Valitova, E.Yu. (2014). [Problems of Students' Professional Self-Determination at Technical University]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. No. 4(145), pp. 157-162. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Starodubtsev, V.A., Soloviov, M.A., Valitova, E.Yu. (2013). [Informal Support of Higher Educa-
tion]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp. 10-19. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Valitova, E., Starodubtsev, V., Goryanova, L. (2015). Formative Personalization of Student's Self-
Determination and Employability. Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 214. pp.739747. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/ article/ pii/S1877042815060619
4. Gazman, O.S. (2002). Neklassicheskoe obrasovanie: ot avtoritarnoipedagogiki kpedagogike
svobodi [Non-Classical Education: From Authoritarian Pedagogy to Pedagogy of Freedom]. Tubelskiy, A.N., Zverev, A.O. (Eds). Moscow: MIROS Publ., 296 p.
5. Mikhailova, N.N., Yusfin, S.M. (2001). Pedagogika podderzhki [Pedagogy of Teaching Aid]. Moscow: MIROS Publ., 208 p.
6. Priazhnikov, N.S. (2008). Professionalnoe samoopredelenie: teoriya ipraktika [Professional Self-
Determination: Theory and Practice]. Moscow: Academia Publ., 320 p.
7. Zeer, E.F. (2008). Psikhologiya professii [Psychology of Careers]. Moscow: Fond "Mir" Publ., 336 p.
8. Kudryavtsev, T.V., Shegurova, V.Yu. (1983). [Psychological Analysis of Professional Self-Deter-
mination Dynamics]. Voprosipsikhologii [Issues of Psychology]. No. 2. pp. 51-59. (In Russ.)
9. Chistyakova, S.N., Rodichev, N.F. (2012). Ot uchebi k professionalnoi kariere [From School to
Professional Career]. Moscow: Academia Publ., 176 p.
10. Beloshitskii, A.V., Berezhnaya, I.F. (2006). [Formation of Students Subjectivity in the Educational Process of a University]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 5. pp. 60-66. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Altukhov, V.V., Orlova, E.A., Serebryakov, A.G. (2006). ["Profkariera": Career Guidance for Students and Graduates]. Psikhologiya v vuze [Psychology at University]. No. 3. pp. 55-68. (In Russ., abstract in Eng.)
12. Klimov, E.A. (2010). Psikhologiya professionalnogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow: Academia Publ., 304 p.
13. Markova, A.K. (1996). Psikhologiya professionalizma [Psychology of Professionalism]. Moscow: Znanie Publ., 312 p.
The paper was submitted 13.06.16.