Научная статья на тему 'Медико-физиологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса'

Медико-физиологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / HEALTH INFLUENCES / SCHOOL-CHILDREN / EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Игишева Людмила Николаевна, Казакова Любовь Михайловна, Казин Эдуард Михайлович

В работе представлены результаты исследования динамики показателей здоровья детей школьного возраста под воздействием оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении. Показана высокая эффективность оздоровительных воздействий, осуществляемых непосредственно в процессе учебной деятельности при поддержке и использовании самой образовательной системы школы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this work the results of research the dynamic indexes of health school-children which were in-process under act of health influences, conducted in their educational establishment are presented. High efficiency of health influences, carried out directly in the process of educational activity at support and use of the most educational system of school is discovered.

Текст научной работы на тему «Медико-физиологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса»

Л.Н. Игишева, Л.М. Казакова, Э.М. Казин

Кемеровская государственная медицинская академия, Кемеровский государственный университет,

г. Кемерово

МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В работе представлены результаты исследования динамики показателей здоровья детей школьного возраста под воздействием оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательном учреждении. Показана высокая эффективность оздоровительных воздействий, осуществляемых непосредственно в процессе учебной деятельности при поддержке и использовании самой образовательной системы школы.

Ключевые слова: оздоровительные воздействия, школьники, образовательное учреждение.

L.N. Igisheva, L.M. Kazakova, E.M. Kazin

МЕDICAL-PHYSЮLOGICAL SUPPORT OF EDUCATE-EDUCATIONAL PROCESS

In this work the results of research the dynamic indexes of health school-children which were in-process under act of health influences, conducted in their educational establishment are presented. High efficiency of health influences, carried out directly in the process of educational activity at support and use of the most educational system of school is discovered.

Key words: health influences, school-children, educational establishment.

Особая тревога общества по поводу состояния здоровья детей 6-17 лет обусловлена тем, что, помимо негативных факторов, которые влияют на все население, этот контингент испытывает на себе действие так называемых школьных факторов риска здоровью (ШФР), к которым относятся: стрессовая педагогическая тактика (тактика педагогических воздействий), интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьника, нерациональная организация учебной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной, низкая грамотность педагогов, родителей и самих детей в вопросах охраны и укрепления здоровья. «Школьный фактор» — это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье учащихся. Опасность его усиливается тем, что воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а спустя годы [1]. В этой

Корреспонденцию адресовать:

Игишева Людмила Николаевна.

650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а, ГОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия».

Тел. раб.: 8(3842)73-46-64. e-mail: [email protected]

связи неотложной разработки и внедрения требуют методы многоуровневой системы просвещения в области здоровья, эффективные модели профилактики распространенных болезней у детей, с особым вниманием к школьникам, современные технологии оздоровления в образовательных учреждениях.

Хотя в 1933 г. ответственность за здоровье школьников была разделена между педагогами и медицинскими работниками, но до настоящего времени не сформирована комплексная система работы всех специалистов образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. При этом важно понимать, что отдельные профилактические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия не дают желательного и стабильного улучшения здоровья школьников [2], потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека, недостаточно реализуют оздоровительный потенциал самого образовательного учреждения [3]. Объединение же их в систему взаимосодействия всех специалистов школы, государства для достижения общего результата — здоровьеформирующего жизненного стереотипа индивидуума — могут дать новое качество решения проблемы.

Необходимость совершенствования оздоровительной работы и побудило провести настоящее исследование, целью которого явилось научное обоснование и разработка комплекса профилактических,

■ МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

оздоровительных и реабилитационных вмешательств в сочетании с педагогическими здоровьеберегающи-ми технологиями в образовательном учреждении с использованием современных информационных технологий.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Под наблюдением находились 571 школьник, из них 336 обучающихся общеобразовательной школы-интерната № 5 г. Ленинск-Кузнецкий (основная группа), 235 — школьники образовательного учреждения того же города (контрольная группа). Дети основной группы наблюдались в течение 8 лет, происходила небольшая миграция учащихся, но на начало учебного года было в среднем 232-238 человек с приблизительно одинаковым возрастно-половым составом. Дети контрольной группы наблюдались один учебный год, сравнительный анализ проводился по этому году.

Всем детям проводился клинический педиатрический осмотр. Оценка физического развития проводилась по общепринятой методике, оценивались длина тела, масса тела, гармоничность развития, темпы роста, массо-ростовой индекс Кетле. Также исследовались физиометрические параметры (ЖЕЛ, динамометрия). Кратность исследований — 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. Детям опытной группы проводилась экспресс оценка физического здоровья по методике Апанасенко 2 раза во время учебного года (1 четверть — осень, 4 четверть — весна). Детям обеих групп проводилась КИГ 2-3 раза в течение учебного года, применялся авторский программно-технический комплекс ОРТО [4], ежегодно определялся уровень школьной тревожности по Филлипсу. Показателем успешности обучения служил средний балл успеваемости по основным предметам учебного цикла, рассчитанный по текущим оценкам, полученным за учебный год. Контроль артериального давления осуществлялся 2 раза в год, общий анализ крови, ЭКГ — один раз в год в начале учебного года. В начале учебного года проводился клинический осмотр детей педиатром и узкими специалистами: окулистом, отоларингологом, психо-неврологом, хирургом.

Комплекс профилактических, оздоровительных и реабилитационных мероприятий включал в себя утреннюю гимнастику и закаливающие процедуры (обливание водой, хождение по солевым дорожкам). Для детей, живущих в интернате постоянно, эти мероприятия проводились с понедельника по субботу, для тех, кто в выходные дни был дома — со вторника по субботу. Всем детям в период подъема заболева-

емости острыми респираторными инфекциями проводились профилактические сеансы ультрафиолетового облучения слизистой оболочки носа (курсом 710 дней). Поскольку уроки физического воспитания и физкультурные паузы на других уроках во время школьного обучения не могут компенсировать дефицит движения, мы повышали суточный объем активных движений детей в процессе воспитательно-образовательной деятельности. Мероприятия по повышению двигательной активности включали в себя: обучение в условиях подвижной модели урока с оф-тальмотренажем, динамическую перемену (в качестве физических упражнений использовались циклические (беговые) нагрузки в границах средней аэробной мощности на дистанцию до 1500 метров), факультативные уроки физической культуры с элементами корригирующей гимнастики — 2 раза в неделю для детей с нарушением осанки. В комплекс реабилитационных мероприятий входила психотерапия (музыкотерапия). Дети группами по 10 человек получали сеансы музыкотерапии 2 раза в неделю в течение 2 месяцев. Оптимизация питания осуществлялась путем витаминизации (дети получали ежедневно сок или витаминный напиток в 11 часов после динамической перемены), использования природных компонентов (мед).

При выборе оздоровительных и реабилитационных мероприятий соблюдались следующие принципы:

- комплексность;

- возможность совершенствования трех базовых элементов здорового образа жизни (питания, движения, эмоций);

- выбор преимущественно немедикаментозных средств воздействия;

- научная и практическая обоснованность эффективности и безопасности воздействий;

- неинвазивность;

- простота выполнения оздоровительных и реабилитационных мероприятий, использование простых и доступных техник [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Профилактика инфекционных заболеваний. Соблюдение санитарно-гигиенических условий — неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса. В исследуемом образовательном учреждении проводится большая работа по соблюдению норм воздушно-теплового режима. Осуществляется ежедневный контроль температуры в классных комнатах и жилых помещениях, которая поддерживается беспе-

Сведения об авторах:

Игишева Людмила Николаевна, доктор мед. наук, профессор кафедры факультетской педиатрии Кемеровской государственной медицинской академии, г. Кемерово, Россия.

Казакова Любовь Михайловна, доктор мед. наук, профессор кафедры госпитальной педиатрии Кемеровской государственной медицинской академии, г. Кемерово, Россия.

Казин Эдуард Михайлович, доктор биол. наук, профессор, зав. кафедрой физиологии человека и животных Кемеровского государственного университета, г. Кемерово, Россия.

ребойной работой отопительных систем и регулярными проветриваниями на уровне оптимальных параметров (от 16 до 22 градусов в зависимости от сезона и назначения помещений). Оптимальность условий воздушной среды поддерживается:

- соблюдением гигиенических норм вместимости (на одного учащегося приходится около 1,5 м);

- нормальным коэффициентом аэрации; дежурные и педагоги под контролем медицинских работников следят, чтобы на переменах, особенно на большой, когда дети занимаются оздоровительным бегом, а в спальнях после ночного сна и ежедневной влажной уборки, открывались фрамуги; время проветривания контролируется в зависимости от температуры наружного воздуха. Строго соблюдается режим влажных уборок всех

классных комнат и, особенно, спортивного зала, помещений для лечебной физкультуры и клуба атлетической гимнастики. Регулярно проводятся в образовательном учреждении смотры-конкурсы на лучшую спальню. В условиях конкурса по пятибалльной системе оценивалось соблюдение норм личной и общественной гигиены. Регулярность санитарно-гигиенических актов и соревновательный момент с системой поощрения победителей (вымпел и ценный подарок для дизайна спальни) имеют большое значение не только для профилактики нарушений здоровья, но и большое воспитательное значение. У ребят исподволь закрепляются гигиенические навыки, формируются основы здоровьесохраняющих поведенческих стереотипов, соблюдение гигиенических норм входит в привычку. Это предохраняет детей от заражения кишечными инфекциями, которые исчезли из интерната.

В исследуемом образовательном учреждении во время учебного года использовались традиционные методы закаливания с применением естественных факторов: воздуха, воды. Поддерживание рационального не перегревающего температурного режима в помещениях является также важным элементом системы закаливании. В течение 8 лет проводятся местные и общие процедуры водного закаливания. После ночного сна дети моют руки, лицо и обливаются с помощью душа или ковшика прохладной и холодной водой. Кроме того, они ходят босиком в течение 57 мин. по «солевой дорожке» (грубая плотная ткань, смоченная в 10 % растворе поваренной соли).

Система закаливания осуществляется в соответствии с правилами и принципами:

- полный объем процедур проводился при стабильном состоянии, при ухудшении самочувствия или болезни интенсивность воздействий уменьшалась;

- сила воздействий увеличивалась постепенно в течение длительного времени (младшие школьники обливаются водой комнатной температуры, которая заливается в специальный бак заранее; дети среднего и старшего школьного возраста обливаются холодной водой из-под крана);

- процедуры проводились последовательно, систематично, при положительных эмоциях.

В целях улучшения состояния здоровья воспитанников медицинские работники школы-интерната

применяют не только естественные, но и преформи-рованные физические факторы. Физиотерапевтические процедуры осуществляются в просторном, чистом кабинете. Особенно интенсивно идет работа в зимний период во время подъема респираторной заболеваемости и эпидемии гриппа. Дети получают в эти периоды сеансы облучения ультрафиолетовыми лучами слизистой оболочки носа, а некоторые и слизистой оболочки глотки. Облучение проводят тубус-ным кварцем, детей усаживают на стул лицом к лампе, тубус с отверстием небольшого диаметра поочередно вводят в правую и левую половины носа. Начинают облучение с 20 сек., доводят до 45 сек. за 10 сеансов. Облучателем общего спектра УФО излучений кварцуют жилые помещения и классные комнаты при случаях заболеваний.

Педагоги и медицинские работники добились, чтобы закаливающие, гигиенические процедуры и другие профилактические мероприятия стали нормой жизни детей, стереотипным поведенческим актом, а не парадным мероприятием.

Эти усилия себя оправдали высокой эффективностью проведения специальной оздоровительной работы: дети стали значительно реже болеть острыми респираторными заболеваниями, на 58 % уменьшилось количество случаев в динамике 8 лет, с 0,554 до 0,325 случая на одного школьника (р < 0,05), в контроле это показатель составил 0,592. Данные мероприятия предупреждают распространение инфекций и, в комплексе с другими процедурами, позволяют не закрывать общеобразовательную школу-интернат на карантин во время эпидемии, поскольку уровень заболеваемости в период эпидемии не превышает обычный. Мониторинг посещаемости, который беспрерывно проводится в образовательном учреждении, свидетельствует, что даже в периоды высокой заболеваемости по болезни отсутствуют от 2 до 4 % учащихся.

Коррекция психо-эмоционального состояния с помощью музыкотерапии. В комплекс профилактических и реабилитационных мероприятий была включена музыкотерапия, вид эстетотерапии, основанный на использовании музыки в лечебных целях. Применялись релаксирующие методы в групповой форме. В специально оборудованной комнате (кабинет психолога) дети (группа 10-12 человек) усаживались в удобной позе. Затем включался магнитофон, начинала звучать классическая музыка (вальсы, «Лунная соната» и т.д.), стихи известных поэтов о природе, на экране, в унисон музыке и поэзии, сменялись один за другим картины времен года. Занятия проходили 2 раза в неделю, лечебный курс составлял 2 месяца. В течение учебного года 70-80 человек получали курсы музыкотерапии с целью психокоррекции и психопрофилактики. Использовалась одна программа с 4 по 7 классы. Для оценки эффективности психотерапевтического воздействия применялся тест школьной тревожности Филлипса. Обследование проводилось 1 раз в конце учебного года.

Анализ полученных результатов в общей выборке выявил, что показатель общей тревожности (об-

■ МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

щее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами включения в жизнь школы) уменьшился. У 12-13-летних школьников, получавших сеансы психотерапии, он достоверно снизился с 64,3 % до 45 % (табл. 1). У 15-летних детей исходно был невысокий уровень тревоги и курс музы-котерапии не оказал влияния на психо-эмоциональ-ное состояние; необходимо отметить, что три года назад они уже испытывали подобное психотерапевтическое воздействие.

Таблица 1

Динамика общей тревожности под влиянием психотерапии у детей разного возраста (в %)

Полученные данные свидетельствуют о высокой эффективности сеансов музыкотерапии у детей 1213 лет, повторные циклы у 15-летних индифферентны.

Применение кластерного анализа позволило выделить группу детей с отрицательной динамикой показателей тревожности. У школьников с исходно высоким уровнем школьной тревоги, несмотря на проводимую работу, ее показатели не уменьшались, а, напротив, имели тенденцию к увеличению. При индивидуальном анализе выяснилось, что в эту группу, в основном, вошли дети (2/3) с хроническими заболеваниями (3-я группа здоровья). А в группе со снижением тревожности в динамике преобладали школьники с неврозами и невротическими реакциями (50 %) без хронической соматической патологии. Несмотря на разную индивидуальную динамику, в среднем по школе за три года показатели тревожности достоверно снижались от года к году: с 55,7 % в 2004 году до 43,3 % в 2006 году. Частота встречаемости высокотревожных школьников приблизилась к показателям контрольной группы, где таких детей было 21,7 %, а в исследуемом образовательном учреждении учащихся с показателем тревожности выше 50 % в 2004 году было больше половины (58,1 %), в 2005 г. — 38,4 %, а в 2006 г. — около четверти (26,4 %).

Поскольку общее внутреннее эмоциональное состояние школьника во многом определяется наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством, мы оценили их динамику. В динамике достоверно снизилось (р < 0.01), но осталось пока на повышенном уровне, среднее значение показателя, отражающего негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, пре-

дъявления себя другим, демонстрации своих возможностей (табл. 2). Также уменьшилось и достигло нормы значение показателя, свидетельствующего о негативном отношении и переживании тревоги в ситуациях проверки знаний (49,6 %, р < 0,05). Снизились, хотя исходно были в пределах нормальных границ, показатели, свидетельствующие о высокой предрасположенности деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (41,6 % до 28,4 %, р < 0,05). В динамике трех лет в общей группе школьники стали более открытыми, внутренне свободными, более устойчивыми к действию стрессовых факторов.

Таким образом, психотерапевтические воздействия в комплексе с общими оздоровительными мероприятиями и современными педагогическими технологиями оказались высокоэффективными, особенно у детей до 13 лет с пограничными нервно-психическими отклонениями. У лиц с исходно высоким (более 50 %) и очень высоким (более 75 %) уровнем тревожности по тесту Филлипса и хронической соматической патологией необходимо использовать индивидуальные комплексные реабилитационные программы, групповые психотерапетические сеансы для таких детей оказались менее эффективными.

Улучшение качества питания в профилактике и оздоровлении. Целесообразность обогащения пищевых продуктов витаминами и микроэлементами доказана многочисленными исследованиями. В то же время известно, что одной из проблем обогащения продуктов железом является появление пула каталитически активных ионов металла, происходит запуск свободно-радикальных реакций, усиление процессов [6]. В наших исследованиях при использовании напитка «Золотой шар», обогащенного железом и аскорбиновой кислотой, в течение 4-х месяцев (2002 год) не получили ожидаемого результата, уменьшения количества детей с анемией. До применения указанного напитка доля детей с анемией составляла 38-40 %, после его применения — 43 %. В связи с вышесказанным, мы предприняли попытку восполнить дефицит некоторых компонентов (и железа в том числе) с помощью естественного продукта меда, который может восполнить любой пробел в ежедневном питании [7]. До настоящего времени мед является единственным сладким продуктом, обладающим полезными свойствами. Особый интерес мед представляет с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в минеральных веществах. В его состав входят железо, медь, марганец, магний, калий и др. В ходе исс-

Таблица 2

Динамика значений тревожных факторов в течение 3 лет (в %)

Тревожные синдромы 2004 год 2005 год 2006 год р

Среднее Ошибка Среднее Ошибка Среднее Ошибка

Страх самовыражения 69,8 3,5 58,7 2,5 57,8 2,8 < 0,01

Страх ситуации проверки знаний 62,8 3,7 59,7 2,5 49,6 3,3 < 0,05

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 41,6 4,1 32,8 2,7 28,4 2,6 < 0,05

Показатели 2005 год 2006 год р

Среднее Ошибка Среднее Ошибка

Общая тревожность у детей 12-13 лет 64,3 7,1 45,0 4,4 < 0,01

Общая тревожность у детей 15 лет 43,4 4,3 42,8 4,3 > 0,05

ледования дети с анемией за два часа до обеда получали по 1 десертной ложке меда, тщательно пережевывая и глотая его, не запивая жидкостью. Мед они получали пять дней в неделю в течение 3 месяцев.

Анализ полученных результатов показал значительное повышение уровня гемоглобина крови на фоне применения меда (табл. 3). С высокой достоверностью выросли средние значения данного показателя, только у 4 из 36 детей уровень гемоглобина остался ниже 120 г/л, а у двоих понизился: в одном случае на 4 г/л, в другом случае на 7 г/л. Достоверно увеличилось и количество моноцитов в формуле Шиллинга.

Полученные результаты являются обоснованием для применения натурального биологически активного продукта (меда) в образовательных учреждениях для коррекции дефицита микроэлементов.

Оптимизация двигательной активности через оздоровительный бег на динамических переменах. Главное отличие условий обучения детей основной группы — повышение двигательной активности. Одним из оригинальных подходов увеличения объема движений стала организация в исследуемом образовательном учреждении подвижных перемен и заполнение их оздоровительным бегом. Для демонстрации высокой эффективности оптимизации двигательной

активности мы сравнили функциональный резерв школьников опытной группы с первого года наблюдения с показателями функциональных возможностей организма детей, обучающихся в условиях низкого уровня двигательной активности (контрольная группа). При этом мы использовали авторскую диагностическую модель анализа вариабельности сердечного ритма, чтобы нивелировать возрастные особенности. Для анализа включили детей среднего и старшего школьного возраста (старше 12 лет), обучающихся в данных образовательных учреждениях не менее 3 лет, т.е. адаптированных к данной школьной среде (табл. 4). При сравнении показателей ВСР, зарегистрированных в начале исследования, на первом году исследования с данными контрольной группы различий получено не было. Во второй год наблюдения различались только оценки исходного вегетативного тонуса. Среди детей контрольной группы было достоверно больше лиц с преобладанием симпатической составляющей в регуляции СР. Зарегистрированные параметры ВСР на последующих этапах исследования у детей, с которыми проводилась работа по оптимизации двигательной активности, более выгодно отличались от школьников, обучающихся в условиях гипокинезии.

Оптимизировалась в динамике реактивность вегетативной нервной системы, увеличился функциональный резерв, и совершенствовалась адаптация сердечно-сосудистой системы и организма в целом к условиям окружающей среды (4-й год наблюдения адаптация р < 0,05, 5-й и 6-й годы р < 0,01).

Таблица 3

Динамика параметров анализа крови на фоне применения меда

Параметры общего До применения меда 2006 год р

анализа крови (п = 36) Среднее Ошибка Среднее Ошибка

Уровень гемоглобина (г/л) 110,42 1,18 126,13 1,82 < 0,001

Моноциты (%) 2,64 0,26 4,16 0,50 < 0,01

Таблица 4

Динамика различий функционального состояния организма у детей исследуемых групп в динамике 5 лет наблюдения

Параметры ВСР Основная группа Контрольная группа

Год наблюдения по диагностической модели в разные периоды (112 чел.) (78 чел ) р

(баллы) Среднее Ошибка Среднее Ошибка

2-й Вегетативный тонус 1,66 0,15 1,66 0,15 < 0,05

3-й Вегетативный тонус 1,54 0,07 1,54 0,07 < 0,001

Вегетативная реактивность 1,95 0,10 1,95 0,10 < 0,01

Функциональное состояние 4,15 0,16 4,15 0,16 < 0,05

4-й Вегетативный тонус 1,75 0,09 1,75 0,09 < 0,01

Степень напр. регул. 3,21 0,25 3,21 0,25 < 0,01

Вегетативная реактивность 2,06 0,12 2,06 0,12 < 0,05

Функциональное состояние 3,97 0,18 3,97 0,18 < 0,01

Оценка адаптации 1,75 0,08 1,75 0,08 < 0,05

5-й Вегетативный тонус 1,62 0,07 1,62 0,07 < 0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Степень напр. регул. 3,37 0,22 3,37 0,22 < 0,01

Функциональное состояние 3,87 0,14 3,87 0,14 < 0,001

Оценка адаптации 1,70 0,06 1,70 0,06 < 0,01

6-й Вегетативный тонус 1,59 0,08 1,59 0,08 < 0,001

Степень напр. регул. 3,30 0,24 3,30 0,24 < 0,05

Вегетативная реактивность 2,16 0,11 2,16 0,11 < 0,01

Функциональное состояние 3,81 0,14 3,81 0,14 < 0,001

Оценка адаптации 1,66 0,06 1,66 0,06 < 0,01

■ МЕДИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Таким образом, увеличение двигательной активности школьников через ежедневный оздоровительный бег имело высокий оздоровительный и реабилитационный эффект. Мы считаем, что устойчивая динамика в сторону повышения функционального резерва организма школьников была обеспечена индивидуально-типологическим подходом к выбору начальных нагрузок и своевременной коррекцией объема двигательной нагрузки в дальнейшем с помощью кардиоинтервалографического контроля. Полученные результаты позволяют рекомендовать описанную методику оптимизации двигательной активности к применению в образовательных учреждениях интернатного, санаторного типа и реабилитационных центрах. Не исключена возможность использования в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях при условии занятий в одну смену.

Реализация оздоровительных программ невозможна без поддержки и использования самой образовательной системы школы [8, 9]. В исследуемом образовательном учреждении существенное значение уделялось включению валеологических знаний в общеобразовательные предметы и дополнительное образование. Каждый урок, каждое школьное мероприятие вносили свою долю в формирование сознательного гигиенического, здоровьеформирующего поведения школьников. Осознанное отношение, подкрепленное знаниями, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, их регулярность, обеспечивало мотивацию к их выполнению. Комплексность работы по повышению уровня здоровья обеспечивалась использованием закаливающих процедур, рациональным питанием с применением природных биологически активных компонентов (мед), психологическими воздействиями, при этом неукоснительно соблюдались стандартные санитарно-гигиенические требования, и проводилась медико-гигиеническая работа, регламентированная действующими приказами и нормативами.

ВЫВОДЫ:

1. Проведенные исследования доказали высокую эффективность профилактических, оздоровительных

и реабилитационных мероприятий, осуществляемые непосредственно в процессе образовательной деятельности.

2. Комплексная работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья при реализации воспитательно-образовательного процесса на основе взаимодействия администрации, педагогов, психолога, медицинских работников обеспечила у учащихся снижение уровня школьной тревожности, повышение функционального резерва организма, повышение уровня гемоглобина, снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод. рекомендации /под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002. - 80 с.

2. Баранов, А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков /А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина //Российский педиатрический журнал. - 2000. -№ 5. - С. 5-12.

3. Казин, Э.М. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» /Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина //Валеология. - 2004. - № 4. -С. 6-9.

4. Игишева, Л.Н. Здоровьесберегающие технологии в образовании /Игишева Л.Н., Галеев А.Р. - http://www.orto.ru.

5. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей /В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, А.Г. Ильин и др. - М., 2002. - 69 с.

6. Использование в питании детей витаминно-минеральных комплексов /В.М. Коденцова, А.В. Трофименко, О.А. Вржесинская и др. //Педиатрия. - 2003. - № 4. - С. 73-77.

7. Джарвис, М.Д. Мед и другие естественные продукты /М.Д. Джарвис; пер. с англ. - Бухарест: Апимондии, 1990. - 127 с.

8. Абаскалова, Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз» /Н.П. Абаскалова. - Новосибирск, 2001.

9. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы /Н.К. Смирнов, М.К. Амосова. - М., 2001. - 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.