стности области значительно сократилась численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях с 42,6 тыс. чел. в 2005 г. до 26,9 тыс. чел. в 2014 г.
Также остро перед сельским населением стоит проблема жилищного строительства и благоустройства жилищного фонда. Не смотря на явные улучшения состояния жилищного фонда, показатели его благоустройства значительного отстают от аналогичных показателей в городских поселениях.
Сельское развитие также сдерживается слабостью институтов гражданского общества, прежде всего местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.
В современных условиях органами власти предпринимаются попытки решить проблемы социально-экономического развития сельских территорий за счет проведения государственной политики. В то же время, проводимая в настоящее время государственная аграрная политика, в основном направлена на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции. Её корректировка требует постановки стратегической цели развития сельских территорий - повышение благосостояния и качества жизни населения сельских территорий за счет экономического роста, а не за счет перераспределения бюджетных средств.
В соответствии со стратегической целью следует выделить следующие ключевые аспекты государственной политики:
- сохранение и увеличение производственного потенциала села за счет более эффективного использования всех видов ресурсов;
- повышение эффективности сельской экономики, за счет стимулирования развития и повышения конкурентоспособности как основной отрасли - сельского хозяйства, так и стимулирования диверсификации деятельности на селе за счет развития альтернативных
видов деятельности, поддержки самостоятельных инициатив жителей сельских территорий;
- формирование эффективного механизма повышения денежных доходов сельского населения, основанного на согласовании экономических интересов государства, работодателя и работника;
- развитие человеческого капитала как основного фактора производства;
- формирование территориальных аг-роэкологических систем.
Одним из перспективных направлений государственной социальной политики должна стать практика софинансирования из регионального бюджета мероприятий, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села».
Таким образом, системная роль аграрной политики, особенно экономических мер, связанных с прямой бюджетной поддержкой должна заключаться в дальнейшем развитии малого предпринимательства, создании рабочих мест, развитии сферы услуг, что в конечном итоге будет способствовать смягчению социальной напряженности среди сельского населения. Методологической основой региональной аграрной политики, должна стать концепция саморазвития сельских территорий, ориентированная в первую очередь на ускорение экономического роста в аграрной сфере путем достижения радикальных сдвигов в рациональном использовании всей совокупности факторов устойчивого развития при его необходимом качественно совершенном ресурсном обеспечении.
Источники
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.mcx.ru.
2. Баутин В.М. Устойчивое развитие сельских территорий: Вопросы стратегии и тактики. -М.: Росинформагротех, 2004. - 310 с.
3. Брянская область в цифрах.2015: стат.сб. / Брянскстат. - Брянск, 2015. - 152 с.
ДИАГНОСТИКА ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бахматова Г.А., науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики и нормативов»
Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. В Концепции устойчивого развития сельских терри-
торий Российской Федерации на период до 2020 года территории рассматриваются как социально-территориальная подсистема общества, которая выполняет следующие важней-
шие общенациональные функции: производственную, демографическую, трудоресурсную, жилищную, пространственно-коммуни-
кационную. [1] Выполнение сельскими территориями указанных функций является важнейшим условием для успешного социально-экономического развития страны.
Производственная функция направлена на удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности. Эта функция в последнее время особенно важна для стратегического развития страны и обеспечения продовольственной безопасности.
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации приведена доля собственного производства, обеспечивающая безопасность страны. Достижение этих показателей обязательно для соблюдения доктрины. [2]
В качестве критерия оценки состояния продовольственной безопасности определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна - не менее 95%; растительного масла - не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%; молока и молокопро-дуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%; картофеля - не менее 95 процентов.
Хочется отметить, что в целом показатель самообеспеченности продуктами сельского хозяйства растет. Однако, самообеспеченность молоком постоянно падает, что отражено графически на рис. 1
ЛаНБ
II |11| IIIIII
111111111111
Шл II ■■■■
/
/
Рисунок 1 - Уровень самообеспеченности основной сельскохозяйственной продукцией, %
Демографическая функция направлена на увеличение демографического потенциала страны. Нужно отметить, что численность населения РФ за 10 лет практически не изменилась, однако доля сельского населения неуклонно падает и по отношению к 2003 г. уменьшилась на 3%.
Изменение численности населения определяется, прежде всего, естественным движе-
нием населения (смертность, рождаемость). В связи с этим важным является показатель численности населения моложе трудоспособного возраста, как отражающий способность населения к воспроизводству. Анализ динамики этого показателя выявил 2 периода по 5 лет: в первый происходит уменьшение численности в среднем на 3% ежегодно, и второй - где наблюдается рост в среднем на 1,4%. В целом же за 10 лет численность «молодого» населения уменьшилась на 8%.
При этом соотношение мужчин и женщин за рассматриваемый период практически не меняется. На 1000 мужчин в возрасте от 15 до 49 приходится 1019 женщин того же возраста. Это свидетельствует о том, что сокращение населения связано скорее с экономическими проблемами.
Трудоресурсная функция связана с обеспечением рабочей силой. Сельское население в разные периоды было источником обеспечения рабочей силой не только в сельском хозяйстве, но в городе. Это, прежде всего, строительство и наладка значимых государственных проектов.
В настоящее время, под воздействием реформ, произошло сокращение отраслей и видов деятельности в сельской местности, что привело к безработице и, как следствие, к оттоку трудоспособного населения, с 2003 по 2013 гг. сложилась стабильная отрицательная динамика численности занятых в сельском хозяйстве.
Уровень экономической активности населения повысился в 2013 г. по отношению к 2003 на 2,5%. В целом же этот показатель на селе практически соответствует городскому, а значит, имеется возможность использования и привлечения трудовых ресурсов.
Средний показатель уровня безработицы за указанный период составляет 6,38%, в то время как, согласно государственной программе «Содействия занятости населения» [3], должен составлять 5,7%. Однако хочется отметить, что в 2013 г. по сравнению с 2005 г. это показатель уменьшился на 1,6%.
Значимым показателем привлечения населения на село является предлагаемая оплата труда. Анализ доходов представлен в табл. 1.
По данным таблицы видно, что заработная плата в сельском хозяйстве почти в 2 раза меньше средней по экономике. Если сравнить с величиной прожиточного минимума, то в 2014 г. он составляет 46% от средней заработной платы работника сельского хозяйства. При сравнении располагаемых ресурсов домохо-зяйств отмечается большой разрыв: в 1,7 раза городские превышают сельские.
Таблица 1 - Анализ доходов населения в сельской местности, руб. в мес.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве Прожиточный минимум Заработная плата в среднем по экономике Располагаемые ресурсы домохозяйств в сельской местности Располагаемые ресурсы домохозяйств в городской местности
2003 2339,8 2112 5498,5 2423,2 4009
2004 3015 2376 6739,5 2851,3 5016
2005 3646 3018 8554,9 3604,7 6529,5
2006 14569 3472 10633,9 4495,4 7984,9
2007 6144 3847 13593,4 5871,1 10354,6
2008 8475 4593 17290 7786,5 13465,9
2009 9619 5153 18638 8416,9 13869,4
2010 10668 5688 20952 10128,7 16265
2011 12464 6369 23369 11745,8 18291,1
2012 14129 6510 26629 122320,3 20405
2013 15724 7306 29792 14191,7 23645
Источник: На основе данных [4]
Жилищная функция направлена на размещение на сельских территориях жилых домов граждан, а также на предоставление им в пользование объектов сельской социальной и инженерной инфраструктуры
По сравнению с 2005 г. площадь жилищного фонда увеличилась на 12%, причем сельский на 10%.
Согласно ФЦП «Жилище» на конец 2013 г. общая площадь на 1 человека должна составлять 23,4кв. м., по итогам года этот показатель достигнут в целом по РФ.
Благоустройство жилого фонда - сводный показатель с 2005 г. изменилось незначительно. Наиболее улучшилось обеспеченность отоплением на 6%, однако произошло снижение охвата газифицированных домов на 2,4%.
В сельской местности значительно улучшилось положение с водоснабжением на 11% и отоплением на 23%.
Пространственно-коммуникационная функция, направлена на создание условий обеспечения жителей сельских постоянного сообщения с другими населенными пунктами
В настоящее время автомобильный транспорт становится более востребованным, за 2013год объем перевозок грузов по сравнению с железнодорожными перевозками превосходит в 4 раза, а пассажирооборот более чем в 10 раз.
Если оценивать плотность автодорог, то по сравнению с 2005г. в целом по России этот показатель вырос на 87%. Однако общее количество пассажиров за этот период уменьшилось, при чем перевозки автобусами уменьши-
лись на30%. Наблюдается сокращение объемов перевозок автотранспортом по сравнению с 2005 г., а грузы, транспортируемые ж/д перевозчикам, увеличились на 8%.
Анализ возможностей сельских территорий показывает резерв рабочей силы и возможности наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Однако, обозначилась проблема неразвитости инфраструктуры, ограничение мобильности населения и грузопотоков. Значительный отток населения из села связан с отсутствием работы или даже оплаты труда, позволяющей содержать семью. Все это не способствует выполнению важнейших функций обеспечения безопасности РФ.
Источники
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.mcx.ru/documents/document/show/14 914.77.htm
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
3. http://www.mcx.rn/documents/document/show/12 214.19.htm
4. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» до 2020г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.rosmintrud.ru/docs/government/134
5. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2014. - 693 с.