Источники:
1. Минасов М.Ш., Шатрова А.А. Аграрный сектор экономики: состояние, проблемы, факторы и условия устойчивого развития, //Экономика и Управление. - Уфа:, 2014, № 3, с.10-15.
2. Шакирова А.А. «Рациональное использование
земельных ресурсов - основа поступательного развития АПК Республики Башкортостан», /Материалы XII Международной научно-практической конференции «Тенденции сельскохозяйственного производства в современной России», (г. Кемерово, 12-15 ноября 2013 года).
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Матюшкина И.А., к.э.н., доц., Герасименкова С.В., ст. преп. Брянского государственного
университета им. академика И.Г. Петровского
Специфика сельской территории заключается в том, что она в силу природных условий и социальной практики является источником множества благ для человека: продовольствия и сельскохозяйственного сырья, природных ресурсов, местом проживания, рекреационным объектом и местом ассимиляции отходов.
Несмотря на положительные сдвиги, достигнутые в последнее время в сельскохозяйственном производстве, социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию.
Особенно остро проявляются негативные тенденции, наблюдаемые в динамике социально-демографической ситуации в сельской местности и характеризующиеся сокращением численности сельского населения и существенным снижением качества жизни.
На начало 2015 г. в сельской местности Брянской области проживало 372,7 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте находилось 208,7 тыс. человек, или 56%, из этого числа экономически активное население составляло 62,5%, из которых в экономике было занято 52,8%, а 10,8% являлись безработными.
Общая динамика численности сельского населения носит отрицательный характер. Это обусловлено в первую очередь его высокой естественной убылью. Значительный масштаб приобретает сельская депопуляция. Кроме того, на демографический и трудовой потенциал отрицательно влияет миграция сельского населения в города, что в свою очередь ведет к постепенному исчезновению сельских населенных пунктов (табл.1).
Так за период 2000-2010 гг. общая убыль составила 52,1 тыс. человек или 11,6%, за период с 2010 по 2014 гг. численность сельского
населения сократилась на 16,4 тыс. человек или 5,2%, что обусловливает актуализацию политического и социально-культурного аспектов развития сельских территорий. Политический аспект развития сельских территорий заключается в первую очередь в сохранении территориальной целостности государства и региона. Социально-культурный аспект включает задачи социализации подрастающего поколения, воспроизводства трудового потенциала села.
В период 2002-2013 гг. в сельской местности Брянской области количество сел и деревень без постоянно проживающего населения увеличилось с 98 до 319 или 3,2 раза.
Другая не менее актуальная социально-экономическая проблема - сельская бедность, осознаваемая обществом как критическая точка национального развития [2]. Масштабы, глубина и острота сельской бедности определяются группой факторов: природно-климатических, экономических и социальных. Среди социальных факторов бедности в первую очередь следует выделить существенное снижение уровня доходов населения. Для сельского хозяйства, как ведущего сектора общественного производства в сельской местности, характерны не только неполная и сезонная занятость, но и крайне низкая оплата труда работников (табл. 2).
Данные показывают, что заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, лесном хозяйстве в Брянской области всё ещё остается самой низкой среди видов экономической деятельности. В 2010 г. соотношение заработной платы в аграрной сфере к среднеобластному уровню составило всего 66,8%. К 2014 г. данный разрыв несколько сократился, однако заработная плата в сельском хозяйстве остается на достаточно низком уровне.
Таблица 1 - Группировка сельских населенных пунктов по численности населения
Число сельских населенных пунктов Численность населения, чел.
2002 г. 2013 г. 2002 г. 2013 г.
Все сельские населенные пункты 2688 2633 435559 378404
из них с числом жителей, человек без населения 98 319
10 и менее 486 593 2612 2796
11-200 1487 1150 85118 60125
201-500 392 394 131647 127129
501-1000 169 130 111116 88403
1001-2000 42 31 53924 43211
2001-5000 12 13 37998 39636
более 5000 2 3 13144 17104
Таблица 2 - Соотношение среднемесячной заработной платы и величины прожиточного _минимума в Брянской области_
Годы Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника, руб. Отношение заработной платы в сельском хозяйстве, % Величина прожиточного минимума, руб.
к заработной плате в целом по экономике к величине прожиточного минимума
в целом по экономике сельское, лесное хозяйство, охота
2000 1213,1 532,9 43,9 70,9 751,3
2005 5235,3 2801,5 53,5 113,9 2460,0
2009 10949,3 7067,4 64,6 153,0 4620,0
2010 12325,6 8380,7 66,8 175,4 4778,0
2011 13912,0 9720,9 69,9 182,6 5323,0
2012 16530,0 12066,8 72,9 в 2,2 раза 5327,0
2013 18973,9 14700,9 77,5 в 2,2 раза 6509,0
2014 20906,0 17441,5 83,4 в 2,4 раза 7335,0
Следует учитывать, что заработная плата, хотя и является основой доходов населения, тем не менее, в сельской местности ее доля в совокупном доходе значительно ниже, чем в городе. Так, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, домашние хозяйства в сельской местности получают до 1/4 своего валового дохода в натуральном виде.
Указанные явления влекут за собой увеличение разрыва в уровне жизни между городом и селом и усиление социальной дифференциации населения.
Крайне актуальными остаются вопросы развития социальной инфраструктуры на селе. После передачи вопросов управления и финансирования социальной сферы села с федерального на региональный и местный уровни, наблюдается тенденция концентрации сети
социальных объектов на фоне незначительных объемов нового строительства, ухудшения состояния дорожной сети, снижения территориальной доступности образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых и других социальных услуг.
За период 2005-2014 г. в сельской местности Брянской области число постоянных дошкольных учреждений сократилось с 205 до 136, общеобразовательных учреждений - с 612 до 476, фельдшерско-акушерских пунктов - с 655 до 549, учреждений культуры - с 711 до 542, библиотек - с 655 до 489.
В 2014 г. охват детей дошкольным воспитанием составляет 34,2% против 89,3% в городе, обеспеченность сельского населения больничными койками на 10 тыс. жителей -35,5%, амбулаториями - 39,8% городского уровня. За аналогичный период в сельской ме-
стности области значительно сократилась численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях с 42,6 тыс. чел. в 2005 г. до 26,9 тыс. чел. в 2014 г.
Также остро перед сельским населением стоит проблема жилищного строительства и благоустройства жилищного фонда. Не смотря на явные улучшения состояния жилищного фонда, показатели его благоустройства значительного отстают от аналогичных показателей в городских поселениях.
Сельское развитие также сдерживается слабостью институтов гражданского общества, прежде всего местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.
В современных условиях органами власти предпринимаются попытки решить проблемы социально-экономического развития сельских территорий за счет проведения государственной политики. В то же время, проводимая в настоящее время государственная аграрная политика, в основном направлена на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции. Её корректировка требует постановки стратегической цели развития сельских территорий - повышение благосостояния и качества жизни населения сельских территорий за счет экономического роста, а не за счет перераспределения бюджетных средств.
В соответствии со стратегической целью следует выделить следующие ключевые аспекты государственной политики:
- сохранение и увеличение производственного потенциала села за счет более эффективного использования всех видов ресурсов;
- повышение эффективности сельской экономики, за счет стимулирования развития и повышения конкурентоспособности как основной отрасли - сельского хозяйства, так и стимулирования диверсификации деятельности на селе за счет развития альтернативных
видов деятельности, поддержки самостоятельных инициатив жителей сельских территорий;
- формирование эффективного механизма повышения денежных доходов сельского населения, основанного на согласовании экономических интересов государства, работодателя и работника;
- развитие человеческого капитала как основного фактора производства;
- формирование территориальных аг-роэкологических систем.
Одним из перспективных направлений государственной социальной политики должна стать практика софинансирования из регионального бюджета мероприятий, реализуемых в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села».
Таким образом, системная роль аграрной политики, особенно экономических мер, связанных с прямой бюджетной поддержкой должна заключаться в дальнейшем развитии малого предпринимательства, создании рабочих мест, развитии сферы услуг, что в конечном итоге будет способствовать смягчению социальной напряженности среди сельского населения. Методологической основой региональной аграрной политики, должна стать концепция саморазвития сельских территорий, ориентированная в первую очередь на ускорение экономического роста в аграрной сфере путем достижения радикальных сдвигов в рациональном использовании всей совокупности факторов устойчивого развития при его необходимом качественно совершенном ресурсном обеспечении.
Источники
1. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.mcx.ru.
2. Баутин В.М. Устойчивое развитие сельских территорий: Вопросы стратегии и тактики. -М.: Росинформагротех, 2004. - 310 с.
3. Брянская область в цифрах.2015: стат.сб. / Брянскстат. - Брянск, 2015. - 152 с.
ДИАГНОСТИКА ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бахматова Г.А., науч. сотр. ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики и нормативов»
Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом. В Концепции устойчивого развития сельских терри-
торий Российской Федерации на период до 2020 года территории рассматриваются как социально-территориальная подсистема общества, которая выполняет следующие важней-