The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.
УДК 373
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Новичук О.П. магистрант кафедры коррекционной педагогики института социально-гуманитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Красноярск)
В статье обсуждаются особенности процесса чтения учащихся 5-6 классов с нарушением интеллекта. Описываются компоненты
читательского навыка. Рассмотрены взгляды ученых на процесс формирования читательского навыка учащихся с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: федеральный
государственный образовательный стандарт, компонент читательского навыка, беглость чтения, дети с нарушением интеллекта.
Согласно Закону об образовании от 29 декабря 2012 г.. а также Приказу Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 19 декабря 2014 г. №1599, г.Москвы «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» 113 обучение детей с нарушениями интеллекта должно осуществляться по адаптированной основной образовательной программе с учетом особых образовательных потребностей путем развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и элементарных умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Чтение по мнению А.К. Аксеновой - это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации [1].
Полноценный навык чтения характеризуется соответствующими свойствами: корректностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. В период освоения читательского навыка и развития речи у ребенка формируются умения работы с текстом, который будет необходим не только во время учебы в школе но и в дальнейшей жизни. Именно хорошо сформированный навык дает возможность быть успешным практически во всех сферах жизнедеятельности. По мнению К.Д.Ушинского
необходимо не просто уметь читать текст, а важно понимать смысл прочитанного - «понимать чтение...составляет главную задачу при обучении грамоте».
Так же одним из важных компонентов читательского навыка является умение воспроизвести в
воображении прочитанный материал. Данное умение позволяет полноценно воспринять и понять литературный образ и замысел.
Процесс чтения состоит из трех основополагающих компонентов:
- восприятия слов;
- понимание содержания, связанного с прочитанными словами;
- оценка прочитанного.
Дети с нарушениями интеллекта особая категория. Основной чертой, характерной для таких детей, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Речевое развитие примитивно, словарный запас беден, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.
По мнению Г.Я. Трошина дети с нарушениями интеллекта овладевают чтением в три раза дольше, чем дети в норме. Это связано с тем, что познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта недостаточно развита, дети данной категории достаточно поздно овладевают речью, их речь бедна, неточна, словарь пассивен, имеются нарушения звукопроизношения, недостаточно сформировано фонематическое восприятие, наблюдается слабая мотивация, низкая потребность в речевом общении.
Еще одна трудность в овладении процессом чтения ребенка с нарушениями интеллекта это характерная для таких детей привязанность к одному способу действий. Что служит большим препятствием при переходе от одного приема чтения к другому.
По мнению Берта механическое чтение оказывается для умственно отсталых детей более трудным предметом, чем начальное овладение техникой арифметических действий.
Беглость чтения это такой этап в процессе чтения, когда скорость восприятия текста возрастает на столько, что понимание опережает произнесение.
В.Г.Петров отмечает, что значительный шаг в овладении чтением происходит тогда, когда ученики понимают, что в чтении главное не называние букв, а причитание слов.
Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение звукопроизношения, слабость зрительного восприятия, пониженная работоспособность и внимание, бедность словарного запаса, недостаточность грамматического строя речи и затрудненное понимание логических связей все это ведет к тому, что при прочтении текста умственно отсталым ребенком допускается ряд ошибок.
Осознанное чтение - это качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. [5 с.83]
Василевская В.Я. в своих исследованиях достаточно подробно описывает трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта в изучении понимания литературных текстов.
Одной из важных составляющих при обучении детей с нарушениями интеллекта является выработка навыков чтения. Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слова с
The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.
соблюдением правильного интонационного сопровождения.
Как отмечает А.К Аксенова одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения, способствующие точному
воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызывать затруднения при чтении текста.
Источники и литература:
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе: учебник для вузов. М.: Гум. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. 320 с.
2. Брюховских Л.А. Некоторые подходы к разработке алгоритма комплексной диагностики как основы психолого-медико-педагогического сопровождения школьников с речевой патологией в процессе инклюзии // Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования, ноябрь-дек. 2014, с. 2528
3. Брюховских Л.А. Нейропсихологический метод в диагностике речевых нарушений // Инновационное развитие современной науки: по материалам Научно-практической конференции г.Уфа. 31 .01.2014 в 9 ч., Ч 9./ отв.ред. А.А Сукиасян.-Уфа: РИЦ БашГУ,-2014, С.53-58.
114 4. Брюховских Л.А., Козырева О.А. Лексическое
развитие ребёнка в онтогенезе.// Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики, № 5-6,2015,С.38-41.
5. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. М.: Изд. АНП РСФСР, 1961. 189 с.
6. Верхотурова Н.Ю. Диагностика эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: проблемы и перспективы исследования [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Казанская наука: научно-практическое издание. - Казань, 2012. — № 8. — С. 130—133.
7. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. №1. С.112-115.
8. Козырева О.А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4. 2016. С. 58-64.
9. Мамаева А.В. Разработка рабочих программ курсов логопедической направленности в соответствии с требованиями федеральных госдарственных образовательных стандартов / Мамаева А.В. // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1 (19). -С. 40 - 50
10. Сорокина Н.К. Особенности навыков чтения у детей - олигофренов // Вопросы олигофренопедагогики. М., 1977. 320 с.
11. Сырвачева Л.А. Программа по развитию психомоторных и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Сырвачева, Н.А. Гавриленко // «Наука и образование в жизни современного общества»: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 29 октября 2012 г.: в 12 частях. Часть 5; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука -Общество», 2012. - С. 27 -31
12. Сырвачева Л.А. Изучение и коррекция психомоторных и сенссорных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. А. Сырвачева, Н.А. Гавриленко // «Современное общество, образование и наука»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 июня 2012 г.: в 3 частях. Часть 3; Минобразования и науки Рос. Федерации. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука - Общество», 2012. - С. 25 -27