Участие в этом проекте вызвало интерес юнкоров, ребята готовы продолжать знакомство с другими городами Челябинской области. Анализируя подобные проекты, мы видим, что «Журналистский десант» действительно увлекательная форма работы с юными корреспондентами.
Семен Сухов, лицей № 11: «Мне Копейск показался уютным, независимым городом, он очень сильно отличается от Челябинска и не кажется мне городом-спутником. Я не думал, что у Копейска такая интересная история и уникальная культура».
Список литературы
1. Головнер, В. Н. Метод Головнера: что получится, если смешать педагогику с журналистикой и географией? [Текст] / В. Н. Головнер // Лицейское и гимназическое образо-вание.-2006.-№ 1.
2. Образовательная акция «Уездный городок» [Текст] // Лицейское и гимназическое образование. - 2004. - № 4.
3. Семенова, М. Знай наших! [Текст] / М. Семенова // Грани. -2015.
Лучезарнова И. В.
ДИАГНОСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБУЧАЮЩЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Введение
МОУ ДОД ДДТ, как учреждение дополнительного образования детей, ставит задачи те только организовать свободное время подрастающего поколения, но и старается обеспечить развитие всех видов компетентностей, в том числе и информационные, коммуникативные, технологические, готовность к решению проблем и социальному взаимодействию.
Свою деятельность учреждение дополнительного образования строит исходя из своего статуса, создавая такие программы, которые бы обеспечивали высокую мотивацию к обучению и развитию у детей.
Программа объединения «Репортёр» позволяет учащимся попробовать себя в ролях: журналиста, монтажёра, тележурналиста, фотокорреспондента, режиссера, оператора. Освоение этой программы в дополнительном образовании несет определенный игровой момент. Каждый воспитанник примеряет на себя определенную роль, выполняя различные творческие задания. То есть самообучение в объединении выступает в форме обучающей игры.
Диагностика и результаты исследования эффективности игровых технологий в воспитательной и обучающей деятельности школьников.
Методы исследования:
Практические: наблюдение, эксперимент, социологический опрос, статистический анализ. База исследования: МБОУ ДОД ДДТ, ДОО «Репортёр».
Для проведения исследования были разработаны диагностические тесты.
Этапы исследования: Организация и характеристика диагностического инструментария экспериментального исследования; констатирующий эксперимент; формирующие эксперименты; анализ и обобщение экспериментальных данных.
Первый этап включал метод диагностики занятий.
После каждого занятия по методике «Круглый стол», «Журналистское расследование, «Словесные дуэли». «Создаём редакцию», «Дебаты» и др. было предложены ответить на вопросы.
Участвовало 46 опрошенных.
Период проведения диагностики: 5 занятий.
Участники: воспитанники ДОО «Репортёр» (5-7 классы).
Контрольные вопросы:
1 Понравилась ли тебе занятие?
2.Тебе было интересно?
3.Ты хочешь, чтобы следующее занятие было в форме игры?
Все участники эксперимента ответили положительно.
Также вопросы были заданы воспитанникам ДОО «Репортёр» после проведения уроков в школе.
1. Понравилась ли тебе форма проведения школьного занятия, когда одна часть урока - опрос, а вторая - объяснение темы?
2.Ты хочешь, чтобы следующее занятие было в форме игры?
Ответы школьников на первый вопрос разделились.
Из 46 человек, участвующих в исследовании, 23 ответили, что форма проведения школьного урока им нравится, другие 23 человека ответили, что форма проведения школьных уроков им не нравится.
Итог:
50% - Да.
50% - Нет.
На второй вопрос ответ «да» составил 100%.
2 этап исследования
Тема: Развитию коммуникативных навыков.
Подготовка исследования. Коммуникативные навыки - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др. Тем не менее, профессиональные потребности - это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Навыки формируются с детства с воспитанием, когда нам объясняют границы приличного поведения, а также с помощью усвоения понятий «добра» и «зла».
Были составлены и предложены к ответу вопросы-тесты по этой теме:
1. Как часто ты ведущий в игре диспуте, дебатах ит. д.1
3 - часто
2 - редко
1 - мне это трудно
2. Мне нравится бытъучастникомролевои игры
3 - всегда
2 - редко
1 - почти никогда
3. Я всегда могу наладить контакты в классе, дома, с педагогами
3 - мне легко общаться
2 - больше получается, чем нет
1 - больше не получается, чем получается
0 - мне трудно общаться
Результаты опроса:
Данные исследования распределились следующим образом:
46,2% школьников 3 года обучения имеют высокий уровень коммуникативных навыков. 46,2% школьников 3 года обучения имеют средний уровень коммуникативных навыков. 7.7% Школьников 3 года обучения имеют низкий уровень коммуникативных навыков. Участников: 16человек.
Школьники 3 года обучения по программе «Репортёр»
Школьники 2 года обучения по программе «Репортёр»
Данные исследования распределились следующим образом:
19,2% Школьников 2 года обучения имеют высокий уровень коммуникативных навыков. 69,2% Школьников 2 года обучения имеют средний уровень коммуникативных навыков. 11.5% Школьников 2 года обучения имеют низкий уровень коммуникативных навыков. Участников: 15 человек.
Школьники 1 года обучения по программе «Репортёр
Данные исследования распределились следующим образом:
15,4% школьников 1 года обучения имеют высокий уровень коммуникативных навыков. 65,4% школьников 1 года обучения имеют средний уровень коммуникативных навыков. 19.2% школьников 1 года обучения имеют низкий уровень коммуникативных навыков. Участников: 15 человек.
3 этап исследования (наблюдение)
В процессе обучения по программе «Репортёр» исследовано насколько школьники могут входить в образ, грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
Школьники 3 года обучения по программе «Репортёр»
Данные исследования распределились следующим образом:
65,4% школьников 3 года обучения имеют высокий уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
26,9% школьников 3 года обучения имеют средний уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
7.7% школьников 3 года обучения имеют низкий уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
Участников: 16человек.
Школьники 2 года обучения по программе «Репортёр»
Данные исследования распределились следующим образом:
19,2% школьников 2 года обучения имеют высокий уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
65,4% школьников 2 года обучения имеют средний уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
15.4% школьников 2 года обучения имеют низкий уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
Участников: 15 человек.
Школьники 1 года обучения по программе «Репортёр».
Данные исследования распределились следующим образом:
15,4% школьников 1 года обучения имеют высокий уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
46,2% школьников 1 года обучения имеют средний уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
38.5% школьников 1 года обучения имеют низкий уровень умения грамотно говорить и держаться перед аудиторией. Участников: 15 человек.
Развитие коммуникативных умений у детей школьного возраста мы осуществляли при следующих условиях: использование игр, направленных на развитие коммуникативных умений; интегрирование разных видов игр в педагогическом процессе; использование активной игровой позиции педагога и непосредственное руководство играми детей. Использовались игры, направленные на развитие коммуникативных умений.
Целью игр было учить ребят играть в коллективе, развивать память, мышление и воображение, умение ориентироваться в создавшейся ситуации, развивать речь и словарный запас. Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих, способствовать усвоению правил культурного общения со сверстниками в педагогическом процессе. Интеграцию обусловливает, прежде всего, взаимодействие педагога и воспитанников в единстве методических форм, средств и содержания; целесообразно рассматривать ее как систему.
Педагогическая интеграция - это содержательный прием, который позволяет получить результат, по эффективности превосходящий сумму компонентов согласно поставленной цели. В данном случае это выражалось в ролевом поведении и участии педагога в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Это обеспечило обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Влияние на игру строилось как непринужденное эмоциональное общение педагога с детьми.
Выводы:
Анализ выявил выраженную положительную динамику данных по уровням развития в двух направлениях исследования:
1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Умение грамотно говорить и держаться перед аудиторией.
Таким образом, данные экспериментального исследования подтвердили гипотезу, что развитие коммуникативных, воспитательных и образовательных умений у детей школьного возраста лучше осуществлять при условии использования игр, направленных на развитие коммуникативных умений, интегрирования разных видов игр в педагогический процесс при условии активной игровой позиции педагога.
Заключение:
Изучена специфика использования игровых технологий в развитии коммуникативных умений у детей школьного возраста.
Подтверждено с помощью экспериментальных исследований, что наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми создает игровая деятельность. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Ролевая игра социальна по своему происхождению, по своей природе. Дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.
Таким образом, данные исследования подтвердили гипотезу, что развитие коммуникативных, воспитательных и образовательных умений у детей школьного возраста успешнее осуществлять при условии использования большого разнообразия дидактических игр, интегрирования разных видов игр в педагогический процесс при активной игровой позиции педагога.
Список литературы
1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] / Н. А. Алексеев. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 332 с.
2. Аскеров, Ш. Г. Новый критерий оценки знаний [Текст] / Ш. Г. Аскеров // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. -№6,- С. 7-10.
3. Гидрович, С. Р. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения [Текст] / С. Р. Гидрович, И. И. Егорова,
A. Ю. Курочкина. - СПб. : СПбГУЭФ, 2010.
4. Государственная программа Российской Федерации «развитие образования» на 2013-2020 годы [Текст].
5. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. -М., 1999.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] // Л. С. Выготский // Собр. соч. - Т. 2. -М., 1982.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. -М., Педагогика, 1991. - С. 31-42.
8. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М., 2012.
9. Кадаяс, Х.-М. Об основах оценивания результатов обучения [Текст] / Х.-М. Кадаяс,
B. Маансо // Контроль за результатами обучения и оценивания в школе / Государственный Экзаменационный и Квалификационный Центр Эстонии. - Таллин, 2006.
10. Копытов, А. Д. Развитие инновационных образовательных учреждений в России и за рубежом: коллективная монография [Текст] / А. Д. Копытов [и др.]; под общ. ред. А. Д. Копытова, Т. Б. Черепановой. - Томск : Томский ЦНТИ, 2004.
11. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] /В. А. Крутецкий. -М., Просвещение. -1986. - С. 65.
12. Кряклина, Т. Ф. Оценка знаний и оценка компетенций: общее и особенное [Текст] / Т. Ф. Кряклина, А. П. Детков // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4. -
C.119-122.
Трофимова Е. Д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕСС-ЦЕНТРА НОРД-ВЕСТ)
Надеемся, что данные методические рекомендации пригодятся не только медиапеда-гогам или руководителям юношеских и молодёжных пресс-центров, но и педагогическим