Подтверждено с помощью экспериментальных исследований, что наилучшие возможности для возникновения контактов между детьми создает игровая деятельность. Игра для ребенка не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Ролевая игра социальна по своему происхождению, по своей природе. Дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.
Таким образом, данные исследования подтвердили гипотезу, что развитие коммуникативных, воспитательных и образовательных умений у детей школьного возраста успешнее осуществлять при условии использования большого разнообразия дидактических игр, интегрирования разных видов игр в педагогический процесс при активной игровой позиции педагога.
Список литературы
1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе [Текст] / Н. А. Алексеев. -Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 332 с.
2. Аскеров, Ш. Г. Новый критерий оценки знаний [Текст] / Ш. Г. Аскеров // Международный журнал экспериментального образования. - 2009. -№6,- С. 7-10.
3. Гидрович, С. Р. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения [Текст] / С. Р. Гидрович, И. И. Егорова,
A. Ю. Курочкина. - СПб. : СПбГУЭФ, 2010.
4. Государственная программа Российской Федерации «развитие образования» на 2013-2020 годы [Текст].
5. Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. -М., 1999.
6. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] // Л. С. Выготский // Собр. соч. - Т. 2. -М., 1982.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. -М., Педагогика, 1991. - С. 31-42.
8. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М., 2012.
9. Кадаяс, Х.-М. Об основах оценивания результатов обучения [Текст] / Х.-М. Кадаяс,
B. Маансо // Контроль за результатами обучения и оценивания в школе / Государственный Экзаменационный и Квалификационный Центр Эстонии. - Таллин, 2006.
10. Копытов, А. Д. Развитие инновационных образовательных учреждений в России и за рубежом: коллективная монография [Текст] / А. Д. Копытов [и др.]; под общ. ред. А. Д. Копытова, Т. Б. Черепановой. - Томск : Томский ЦНТИ, 2004.
11. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] /В. А. Крутецкий. -М., Просвещение. -1986. - С. 65.
12. Кряклина, Т. Ф. Оценка знаний и оценка компетенций: общее и особенное [Текст] / Т. Ф. Кряклина, А. П. Детков // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 4. -
C.119-122.
Трофимова Е. Д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕСС-ЦЕНТРА НОРД-ВЕСТ)
Надеемся, что данные методические рекомендации пригодятся не только медиапеда-гогам или руководителям юношеских и молодёжных пресс-центров, но и педагогическим
работникам различных образовательных организаций и структур. В статье рассказывается об успешном опыте профилизации в рамках занятиях пресс-центра «Норд-Вест» ЦДТ№ б г. Ульяновска.
Ключевые слова: журналистика, педагогика, пресс-центр, профилизация, межпредметные связи, дополнительное образование.
Дополнительное образование сегодня имеет максимум возможностей взаимодействия с производствами, общественными организациями, кампаниями, которые могли бы помочь в информировании учащихся о вакансиях на рынке труда. Ведь подросток сегодня - это личность, в большой степени работающая за компьютером, владеющая интерфейсом различных программ, но, при этом, мало представляющая свое профессиональное будущее. Задача нас, как педагогов, показать, какие специальности есть, и где конкретно ребенок сможет себя реализовать.
Прикладное творчество - будущие дизайнеры; музыкально-художественное - артисты, художники, ведущие; спортивный отдел - спортсмены, спасатели; социально-педагогический отдел - педагоги, воспитатели, экологи, журналисты, фотографы... Используемый инструментарий так же многогранен - это лекции, беседы, практические занятия, деловые игры.
Я преподаю журналистику более 8 лет, за это время порядка 100 подростков ознакомились с азами профессии, среди моих выпускников есть ребята, выбравшие в качестве будущей профессии филологию, педагогику, журналистику, психологию, программирование, менеджмент, логопедию. Зачастую учащиеся в качестве дальнейшей работы выбирают сферы, которые связаны с общением. А помочь им освоить навыки коммуникации, успешно социализироваться в обществе помогает обучение в детском объединении «Пресс-центр «Норд-Вест»».
В качестве расширения кругозора учащиеся посещают выставки, музеи предприятий («УМЗ» (г. Ульяновск), «НИИАР» (г. Димитровград), отправляются на экскурсии в редакции СМИ (ТРК «Репортер», ГТРК «Волга», Издательский дом «Ульяновская правда»), подготавливают научно-исследовательские и социальные проекты («Я помню! Я горжусь!», «Мы за здоровый образ жизни», «Что ты знаешь о космонавтике?»).
Большое внимание на занятиях уделяется творческим заданиям, проводятся дискуссии, круглые столы с участием гостей, пресс-конференции, импровизированные выступления на заданную тему.
Неотъемлемой частью работы объединения является выпуск газеты «Поколение NEXT», наполнение сайта объединения (http://press-centernv.ucoz.ru), социальной группы Вконтакте (https://vk.com/club57841567), подготовка видеороликов и последующая выкладка на канале You Tube (Пресс-центр «Норд-Вест»),
С целью профилизации между объединением и Издательским домом «Ульяновская правда» имеется договоренность о сотрудничестве - ребята посещают выставки в региональном медиацентре, мастер-классы сотрудников редакции, отправляют публикации в рубрику «Подросток» в «Народную газету». Учащиеся пишут на разные темы: Великая отечественная война (1941-1945 гг.), сиротство, события в каникулярное время, советы ровесникам. Кроме того, берут интервью и представителей общественности, научного сообщества. К примеру, в апрельском номере «Народной газеты» опубликовали интервью воспитанницы объединения Алины Бархаевой, она пообщалась с автором учебников по географии Александром Лобжанидзе.
Самым интересным видом деятельности для юнкоров «Норд-веста» являются, так называемые, «выходы в поля». Работа в гуще событий, оперативный сбор информации и последующая публикация - что может быть ярче и продуктивнее!?
Так, наши ребята посетили пресс-конференцию с фигуристами Ильей Авербухом и Максимом Марининым, смогли задать им свои вопросы, провели пресс-подход к номи-нантам Ассамблеи талантливой молодежи региона и в рамках мероприятия взяли интервью у губернатора Ульяновской области С.И. Морозова, вошли в состав пресс-центра VI Областного географического фестиваля «ФрегатПаллада».
Также интересным примером профилизации являются творческие встречи с ульянов-цами, добившимися успеха в какой-либо деятельности. Например, пресс-конференция с «учеником года» Александром Бригадновым; интервью у ведущего ГТРК «Волга» Антона Никитина; мастер-класс от шеф-редактора информационного портала Елены Сорокиной.
Несмотря на то, что в дополнительном образовании это не типично, мы проводим фронтальный опрос, даем задание на дом, проводим тестирование. Домашнее задание может состоять из обзора последних информационных выпусков, подготовки материала на определенную тему, подготовка к дискуссии, разработка собственного мастер-класса (несмотря на юный возраст). На занятиях большое место отводится игровым технологиям, так как они помогают в формировании коммуникативных качеств, лучше узнавать друг друга. Проигрывание ситуаций из жизни - пресс-конференция, «интервью с подвохом», «острый репортаж», брифинг с человеком нестандартных взглядов на мир. В основу тестирований на знание материала легли интеллектуальные ток-шоу «Кто хочет стать миллионером?», «Самый умный», получившие сугубо профессиональную направленность. Журналистика помогает расширить кругозор, побороть свои комплексы, страхи выступать перед публикой, высказывать свое мнение; формирует точку зрения на мир. Комбинирование различных видов работ помогает поддерживать интерес ребят на протяжении всего занятия, не дает им устать.
Занятия по журналистике можно классифицировать исходя из дидактической цели обучения, так же, как и уроки по литературе, русскому языку или истории.
Примечательно то, что сами ребята так же проводят мастер-классы для юных коллег, в том числе и на первом году обучения. Темы могут быть разного диапазона - от журналистики до психологии, при условии, что ведущий будет хорошо владеть материалом и сможет предложить практическую часть.
В начале обучения школьникам предлагается ответить на вопросы анкеты, что они умеют, что сами могут провести. С инициативными предложениями ребята выступают на протяжении всего года обучения. К примеру, Ангелина Антонова уже на первом году обучения провела мастер-класс по конфликтологии; Екатерина Казакова - по контролю над эмоциями; Диляра Фасхутдинова - беседу на ориентацию жизненных ценностей. Важно, чтобы подростки получали советы и от людей старше себя, и от своих ровесников.
Так, ребята учили друг друга работе с корректорскими знаками, поведению в кадре и за кадром, основам физиогномики. Итогом плодотворной работы является проведение традиционного Слёта начинающих журналистов г. Ульяновска, в этом году его участниками стали более 94 юнкоров.
Наличие ситуации успеха - обязательная составляющая на занятиях пресс-центра. Ребята чувствуют, что они правильно применяют полученные знания. В этом мы обращаемся к педагогической деятельности Ш. Амонашвили. В вопросе коллективной работы над общим делом - к трудам A.C. Макаренко, для данного объединения якорем стала подростковая газета, объединившая ребят, которые в свободное от школы время занимаются спортом, наукой, творчеством. Каждый нашел для себя рубрику или полосу.
Занятия по журналистике опираются на общепедагогические типологии уроков. Мы попытались составить классификацию творческим работам на данных занятиях.
Творческая работа - это самостоятельный труд обучающегося, где он показывает свои знания, умение работать с материалом и способность творчески мыслить.
Мы считаем объективным мнение М. В. Потаповой, педагога немецкого языка, что «творческаяработа - это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для самореализации». Это также способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, изображении, действии) и самого себя в этом мире посредством какой-либо деятельности», в данном случае - журналистики.
Задания по журналистике в зависимости от темы бывают:
1. Тематические.
2. Представлены на самостоятельный выбор.
3. Выход на тему через подачу информационного повода.
В зависимости от жанровой структуры:
1. Подготовка материалов исходя из жанровых особенностей (от жанра - к материалу).
2. Представление материалов с соотнесением их с жанровой структурой (от материала - к жанру).
Творческие работы на занятиях по журналистике:
1. Продуктивные (написание материалов, подготовка коллажей, плакатов, видеороли-
2. Репродуктивные («соавторство» в подготовке заголовка, текста материала, работа со словарями).
3. Проектно-исследовательская деятельность (подготовка творческого проекта, например: газеты, мастер-класса, выступление на заранее выбранную тему).
Остановимся на них подробнее.
Виды творческих работ на занятиях по журналистике (на примере объединения «Пресс-центр "Норд-Вест"»)
Творческое задание Действие обучающегося Действия педагога
Продуктивные задания
Подготовка материалов (печатных, радио-, видео-, коллажей, рекламных плакатов) Непосредственное погружение в практическую работу журналиста. Через данный вид деятельности происходит знакомство с азами профессии. Обучающийся на занятии или в качестве домашнего задания (домашнее задание - нетипичная форма работы в дополнительном образовании) готовит материал на заданную тему, представляя ее на суд коллег и педагога. Педагог консультирует, задает тему для подготовки материала, но не вносит существенные коррективы в процессе выполнения данного задания обучающимися. Педагог - тьютор, советчик, но важно сохранить то, как видит данную проблему и ее решение именно обучающийся.
Репродуктивные задания
«Соавторство» в подготовке заголовка, текста материала Обучающимся предлагается реальный материал из СМИ. Задача: «дописать его», придумать заголовок, составить вопросы для интервью на заданную тему. Педагог заранее готовит материал, раздает его учащимся, консультирует и направляет.
Работа со словарями Обучающимся предлагается подобрать синонимы к предложенным словам, найти лексическое значение фразеологизма.
Проектно-исследовательская работа
Подготовка эссе по предложенной цитате Обучающимся предлагается цитата известного человека. Они должны написать эссе, затем зачитать его Педагог заранее готовит материал, раздает его учащимся, консультирует и направляет.
Подготовка аргументов для участия в дебатах на заданную тему Обучающимся задается проблемный вопрос, они должны выступить с аргументами «за» и «против». Юные журналисты часто проходят «Упражнение Джеффа», что позволяет не только «быть услышанным», но и услышать мнения других участников.
Подготовка творческого проекта Обучающиеся в течение учебного года готовят творческий проект «Газета» (1 год обучения), «Мой телевизионный сюжет» и «Моя радиопрограмма» (2 год обучения). Педагог предлагает обучающимся варианты творческого проекта (в зависимости от темы, которую изучают на данный момент в объединении), консультирует и направляет.
Отметим, что обучающиеся с удовольствием готовятся к дебатам, так как им важно быть услышанными, чтобы их мнение было оценено.
Используется анкетирование как форма промежуточного контроля знаний, умений и навыков. В начале года учащиеся пишут себе письмо, в котором рассказывают о том, чего они хотят достичь за полгода обучения в пресс-центре, а спустя данное время, каждый открывает свое письмо и ставит себе «плюс» там, где он достиг того, о чем писал. То есть, ребята ставят перед собой ближние цели и на перспективу.
Наблюдая за детьми на занятиях пресс-центра, приходишь к выводу, что пятиклассник может знать больше по журналистике, чем девятиклассница, потому что он раньше стал ходить на занятия и уже успел попробовать себя в роли журналиста. Ребята используют в парах, микрогруппах, что помогает им «учить друг друга»: вместе они приходят к выводам, делают открытия для себя в выбранной сфере.
Важно воспитать грамотного журналиста, чтобы не слышать по радио и телевидению ошибки в произношении, не читать публикации с опечатками. Поэтому большое место отводится русскому языку и работе по культуре речи. Каждый урок начинается с проверки домашнего задания (что не типично в дополнительном образовании, но оправданно на занятиях объединения).
У каждого обучающегося есть словарик на оборотной стороне тетради, учащиеся записывают туда слова и выражения, лексическое значение которых им предстоит найти. Ребята работают с высказываниями, афоризмами, развивая навыки анализа и обобщения, сами готовят выступления.
На открытом уроке перед педагогами центра творчества №6 по теме «Как придумать заголовок» было дано задание пятикласснику Саше проанализировать новости на федеральном канале вечером и рассказать о том, какие информационные сообщения ему понравились и почему. Ученик не просто прослушал, он выписал для себя заголовки, кратко проанонсировал текст и сделал соответствующие выводы.
Даются на занятии и такие задания, как, например, узнать значение и происхождение крылатого выражения «Сизифов труд», «Домоклов меч», «Волей-неволей». Ребята, пользуясь Интернет-ресурсами и книгами из библиотеки, находят значение фразеологизмов, показывают и обсуждают на занятиях. Ребята сами приносят задания по русскому языку, которые, по их мнению, заслуживают интереса ровесников. К примеру, Анастасия после участия в «Русском медвежонке» принесла бланк с заданиями на занятие, было выделено время для того, чтобы учащиеся ознакомились с вопросами и предложили свои варианты ответов.
Таким образом, ребята в процессе обучения в пресс-центре учатся оценивать, что в будущем поможет им и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ в школе.
Учащиеся пробуют свои силы в профессиональных конкурсах, как очных, так и заочных. Приятно отметить, что два года подряд на региональных Дельфийских играх наши ребята завоевывают призовые места в номинации «Тележурналистика».
В нашей копилке награды муниципального, регионального, федерального, международного уровней.
За свою активную гражданскую позицию воспитанницы объединения весной этого года награждены путевками в ВДЦ «Орленок» (г. Туапсе) для работы в пресс-отряде, а в октябре этого года стали участниками на международный медиафорум в «Артек» (Республика Крым).
Навыки, полученные в ходе обучения, помогают учащимся по окончанию курса успешно социализироваться в обществе и выбрать будущую профессию. На сегодняшний день по специальности «Журналистика» историко-филологического факультета госпедуни-верситета обучается сразу три наши выпускницы. Летом объединение не прекращает свою работу - проводятся занятия в рамках Летней школы начинающего журналиста.
Данный опыт позволяет успешно социализировать молодое поколение, помочь в выборе будущей профессии и успешной социализацией вобществе.
Список литературы
1. Проблемы профильного обучения: взаимодействие учреждений общего, дополнительного, профессионального образования и работодателей [Электронный ресурс]. -URL: http://vio.uchim.info/Vio_53/cd_site/articles/art_3_6.htm#_Tocl80637370.
2. Петриева, Л. И. Обучение литературе в условиях профилизации образования: Вопросы теории и практики преподавания литературы [Текст] / Л. И. Петриева. - Ульяновск: УлГПУ, 2007. -201 с.
3. Петриева, Л. И. Современные проблемы литературного образования: учебное пособие для студентов филологических факультетов педагогических вузов [Текст] / Л. И. Петриева. - Ульяновск, 2010.-201 с.
4. Трофимова, Е. Д. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ «Виды творческих работ на занятиях по журналистике в системе литературного образования» [Текст] / Е. Д. Трофимова. - УлГПУ, 2012. - 61 с.