Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ'

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети / школьная зрелость / прогноз адаптации
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ганузин В. М., Мавренкова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

«AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTHCARE»

13

обходимость проведения ранней профилактики нарушений костной минерализации и рутинного мониторинга состояния

МПКТ в данной когорте пациентов.

* * *

СЛУЧАИ ЗАНОСА КОРЕВОЙ ИНФЕКЦИИ В МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ СТАЦИОНАР

Галицкая М.Г., Волхонская А.Е., Макарова С.Г., Фисенко А.П.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: корь; прививка от кори; медицинские отводы

Актуальность. Корь остаётся одной из причин смерти детей младшего возраста в мире. В 2022 г., после многолетнего снижения охвата вакцинацией против кори, число заболевших оценивалось на уровне 9 млн человек, а умерших — на уровне 136 тыс. человек, большинство из которых составляли дети. Основной причиной неблагополучия является снижение охвата плановой иммунизации против кори детей и взрослых, рост числа отказов от прививок. С ноября 2022 г регистрируются случаи завоза кори на территорию России, с тех пор отмечается рост заболеваемости. Заражение корью можно предотвратить при помощи 2 доз коревой вакцины. В 2022 г. численность детей, пропустивших дозу коревой вакцины, составила 33 млн человек, из которых почти 22 млн детей не получили ни одной дозы.

Описание клинических случаев. За 2023 г. и первое полугодие 2024 г. нами было отмечено 5 случаев завоза коревой инфекции в круглосуточные стационары: 2 случая в отделении психоневрологии и нейрореабилитации, 2 — в нефроло-гическом отделении, 1 — в отделении патологии новорождённых и детей раннего детского возраста. Четверо детей из заболевших не были привиты от кори, 1 ребёнок 8 лет был привит однократно в возрасте 1 года. Всем 5 детям по месту жительства (4 детей из Чеченской Республики, 1 ребёнок из Республики Дагестан) рекомендовались длительные медицинские отводы от вакцинации в связи с основным тяжёлым хроническим заболеванием. Отделения соответствующего корпуса были закрыты на приём для непривитых/неболевших корью. Привитых или переболевших корью детей принимали. Выписка непривитых/неболевших детей проходила в короткие сроки, по месту жительства. За контактными лицами проводилось медицинское наблюдение. Нескольким детям были пересмотрены медицинские отводы и была выполнена вакцинация живой коревой вакциной по эпидемическим показаниям, с последующей выпиской домой. Были усилены меры дезинфекционного режима. По отношению к взрослым (сотрудникам и родителям), привитым двукратно, дополнительные меры не применялись, кроме осмотра и опроса. Коревая инфекция в указанных отделениях не распространилась, другие дети и взрослые не заразились. Закрытие одного или двух корпусов (включающих 19 отделений) на карантин принесло большие экономические потери. В отделениях патологии и хирургии новорождённых, где все дети не привиты от кори по возрасту, число пролеченных пациентов на время карантина уменьшилось в среднем в 4 раза.

Заключение. Ложные длительные медицинские отводы от вакцинации, личные антипрививочные убеждения приводят к вспышкам и распространению кори, что препятствует оказа-

нию специализированной помощи детям с тяжёлыми заболеваниями и несёт огромный экономический ущерб.

* * *

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Ганузин В.М., Мавренкова Е.А.

Ярославский государственный медицинский университет Минздрава России, Ярославль, Россия

Ключевые слова: дети; школьная зрелость; прогноз адаптации

Актуальность. Подготовка ребёнка к поступлению в 1-й класс является значимым испытанием его способности к адаптации. Нарушения нервно-психического здоровья, своевременно не выявленные и не скорректированные на этапе дошкольного периода, вызывают у детей серьёзные затруднения адаптации к школе. Цель: определить психическое здоровье дошкольников и школьную зрелость детей, поступающих в 1-й класс.

Материалы и методы. Обследованы 1159 детей в возрасте 6 лет с оценкой их школьной зрелости и прогнозом адаптации к систематическому учебному процессу. Методика определения готовности детей к обучению в школе представляет собой комплекс, состоящий из анкеты и 5 тестов для детей. Максимальная оценка составляет 25 баллов. При оценке 14-25 баллов ребёнок считается готовым к обучению, 13-14 баллов — условно готов, 13 баллов и менее — не готов к обучению.

Результаты. Анализ данных нервно-психического развития дошкольников показал, что эмоционально-вегетативное состояние в норме у 81% детей, отклонение — у 19%; психомоторная сфера и поведение в норме у 85%, отклонение — у 15%; интеллект в норме у 91%, отклонение — у 9%. Незначительные нарушения поведения выявлены у 10% детей, синдром дефицита внимания и гиперреактивности — у 3%. По данным теста Керна-Йерасека установлено, что «зрелые дети» составляют 70%, «зреющие с благоприятным прогнозом» — 23%, «зреющие с неблагоприятным прогнозом» — 4%, незрелые — 3%. Дефекты звукопроизношения имелись у 22% дошкольников, низкий показатель фонематического слуха — у 5%. Благоприятный прогноз адаптации к школе определён у 76% дошкольников, условно благоприятный — у 22%, неблагоприятный — у 2%. Анализ полученных данных позволил выделить детей из группы риска, у которых, как правило, возникают сложности на начальных этапах в обучении и адаптации к школе. Эти дети нуждаются в особом внимании учителя, особенно в период адаптации к школе.

Заключение. По данным психофизиологического обследования 98% детей, поступающих в 1-й класс, были готовы к школьному обучению. Группа детей, условно готовых к обучению, требует дополнительных занятий по тем навыкам, которые они выполнили некачественно.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.