ленных особенностей позволяет подразделить экспериментальную группу (дети с алалией) на три подгруппы.
Группа I. Слабость блока регуляции и поддержания психического тонуса и бодрствования (I блока), выявленная у 72 % детей с алалией, проявляется в разбалансировке компонентов движений, обеспечиваемых верхними отделами экстрапирамидной системы: темпа и спонтанности двигательных реакций. У детей этой группы слабая активизация мозговых структур, следовательно, в качестве коррекционных упражнений необходимо применять комплекс упражнений на концентрацию внимания, дыхательные упражнения.
Группа II. У детей с дефицитом II блока (блок приема, хранения и переработки информации) возникали проблемы со слухоречевой памятью, запоминанием текстов (14 % испытуемых). У данной группы детей отмечена незначительно выраженная дефицитарность фонематического восприятия и снижение объема слухоречевой памяти, слабость удержания речевых следов в памяти.
Группа III. Слабость блока регуляции, программирования и контроля (III блока) проявляется в виде трудностей произвольного торможения импульсивности и нисходящего коркового контроля над компонентами движений, существенных ошибок при исследовании речевых функций (14 % детей).
Н. А. Ежкова
Диагностика фонетического компонента языковой системы у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием аппаратных методов на примере вибрантов
Звук [р] русского языка на спектрограмме выглядит в виде чередования вокалических элементов и смычек, т. е. ударов. В речи то, с какого элемента начнется вибрант зависит от предшествующих звуков [10]. П. Менцерат и А. Лацерда назвали влияние одного звука на другой «коартикуляцией» [12]. Коартикуляцию изучали такие зарубежные ученые, как Х.М. Траби (при помощи киноренгена) [14],
С. Эман (с точки зрения акустического аспекта) [13], Г. Франт с М. Халле (использовали рентген, спектрографическое и оцелогра-фическое) [2; 10].
В России изучением речевого сигнала экспериметально-фонетическими методами занимались лингвисты Л.Б. Щерба,
Р.Л. Зиндер, Л.В. Бондарко и др. [1; 5; 11].
В настоящее время в логопедической работе применение аппаратных методов достаточно распространенно. Однако, как правило, компьютерные технологии направлены на коррекционную часть ра-
109
боты, (Speechviewer, Зеленская Ю.Б.; «Игры для Тигры», Лизуно-ва Л.Р.). Для диагностики речи компьютерные технологии используются крайне редко [3].
Применение компьютерных технологий на диагностическом этапе помогут логопеду провести высококачественный анализ речи и тем самым наиболее объективно исследовать характеристики звуков [3].
Несмотря на то что технологическая возможность для таких программ существует уже с середины XX вв., в логопедии они используются сравнительно недавно. Одним из первых исследований при работе с детьми со стертой дизартрией было проведено Л.В. Лопатиной, которая использовала спектрограмму, интонограм-му и осцилограмму [7]. Результаты исследования показали, что акустически звуки различны не только у детей с нормой и стертой дизартрией, но и при разных формах дизартрии тоже имеются различия. Исходя из полученных данных, была подобрана эффективная коррекционная работа, по каждому конкретному случаю [7].
Немного позднее использование аппаратных методов при исследовании интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией применялось Л.А. Поздняковой. Анализ осцилограмм показал, что при произнесении глухих согласных принимали участие и голосовые связки, а звонкие согласные оглушались, гласные к концу затухали, паузы озвончались. Результаты этого исследования были учтены при подборе коррекционной работы [9].
На сегодняшний день получить данные спектрограммы и осци-лограммы возможно с помощью компьютерных программ. Одной из таких программ является Wave Assistant Pro. Такая программа позволяет детально «рассмотреть» звук, разложенный на составляющие: основной тон, форманты и т. д. [1].
Wave Assistant Pro дает возможность наглядно сравнить речь ребенка до и после коррекционной работы, что покажет ее эффективность. Анализ полученных данных возможно отсрочить, что, несомненно, является плюсом. Также результаты, полученные с помощью компьютерной программы, можно статистически обработать, это отвечает современным требованиям к мониторингу. Такие аппаратные методы исследования возможно использовать не только при работе с детьми, но и со взрослыми.
В нашем исследовании принимали участие четыре группы:
1) экспериментальная группа (ЭГ) - дошкольники с ОНР, Ill—IV уровня развития речи в возрасте 6—6,5 лет, посещающие подготовительную группу речевого ДОУ. Из них 6 детей с выраженной псевдобульбарной дизартрией, 2 ребенка со стертой псевдобульбарной дизартрией, у 6 детей — моторная алалия. Состояние звукопроизношения детей, включенных в данную группу, характеризовалось
110
разнообразными нарушениями звуков [r] и [r’]. Остальные звуки ко времени проведения констатирующего эксперимента были поставлены, автоматизированы в самостоятельной речи или находились в стадии автоматизации;
2) контрольная группа 1 (КГ 1) - 4 дошкольника 6-6,5 лет без речевых нарушений, звукопроизношение которых окружающие оценивали как нормальное;
3) контрольная группа 2 (КГ2) - 4 взрослых, непрофессиональные дикторы, речь которых слушателями оценивается как норма;
4) контрольная группа 3 (КГ3) - 4 взрослых, профессиональных дикторов, логопедов.
Участники эксперимента были обследованы на состояние динамической координации артикуляционных движений, мимической мускулатуры, мышечного тонуса и подвижности губ, мышечного тонуса языка.
Самый низкий балл зафиксирован у испытуемых ЭГ, он равен 2,1. Можно сделать вывод, что у детей есть нарушения координации артикуляционных движений, мимической мускулатуры, мышечного тонуса и подвижности губ, мышечного тонуса языка, что оказывает неблагоприятное воздействие на звукопроизношение. У детей КГ-1 - 3,7 баллов, это означает, что некоторые затруднения у детей были, но они не критичны. КГ-2 набрала 3,9 баллов, несмотря на некоторые неточности выполнения движений, в целом картина обследования благоприятна. КГ-3 заработала 4 балла, это означает, что со всеми заданиями участники справились отлично. По результатам обследования можно сделать вывод, что самые сложные задания для выполнения были направлены на обследование динамической координации артикуляционных движений, по этому направлению получились самые низкие баллы.
При исследовании фонематического восприятия детям предлагалось задание, в котором необходимо было повторить серию слогов, а также задание с использованием парных картинок, названия которых отличались одним проверяемым звуком.
Самый маленький балл набрала ЭГ - 2,4. Таким образом, были выявлены недостатки фонематического восприятия, недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, трудности семантической дифференциации слов. Причинами нарушения фонематического восприятия является то, что у дошкольников с общим недоразвитием речи существование нечётких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференцированными признаками звуков. Таким образом, создаётся помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации
111
звуков. Испытуемые КГ-1 и КГ-2 получили соответственно 3,7 и 3,8 баллов. В обеих группах вызвало затруднение выполнение пробы на дифференциацию слогов, связано это с недостаточностью акустического анализа. КГ-3 выполнила задания полностью.
Звукопроизношение исследовалось при помощи программы Wave Assistant Pro. Испытуемым предлагались следующие задания: прочитать слоги с карточек, назвать слова по картинкам, рассказать стихотворение (предварительно выученное), воспроизведение слов по раскраске, пересказ с опорой на картинки. Вся речевая продукция была записана при помощи программы и впоследствии обработана с помощью акустического и визуального анализа.
По результатам обследования звукопроизношения можно сделать следующие выводы. У дошкольников с общим недоразвитием речи существуют недостатки звукопроизношения. Замена звука является девиацией для всех случаев. Фрикатизация звука не является девиацией в случае, если в изолированном виде испытуемый его воспроизводит в виде апикального вибранта. Количество использованных аллофонов зависит от качества контроля за речью, чем более рассеянно внимание говорящего, тем больше появляется флэпов и тэпов. А при спонтанной и быстрой речи могут возникнуть и аппроксиманты, в то время как количество вибрантов снизится.
В результате исследования выяснилось, что существует два типа артикуляции звука [р], считающиеся нормой. Первый тип - это апикальный вибрант. Этот тип характеризуется тем, что спинка языка принимает почти ровное положение. Второй вариант артикуляции фонемы /г/ - это какуминальный. При его реализации задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу.
Два варианта артикуляции русского вибранта в норме были описаны Г. Франтом (1964) [10] и М.И. Матусевичем (1986) [8].
Как показал анализ качества речи, самая четкая артикуляция у представителей КГ-3, вероятно, это связано с их профессиональной деятельностью. В КГ-2 показатели речи несколько ниже чем в КГ-1. Апикальные вибранты у них заменяются тэпами или флэпами, а при рассеянном контроле над речью и вовсе аппроксимантами. Стоит отметить, что снижение качества речи с каждым заданием наблюдалось у всех контрольных групп. Однако, несмотря на «небрежность» речи, их речевой продукт воспринимается слушателями как норма.
Полученные в исследовании результаты были использованы при проведении коррекционной работы. Результаты констатирующего эксперимента показали, что логопедические работа была эффективна.
112
Список литературы
1. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей Фонетики. -СПб., 1991.
2. Гуннар Ф. Акустическая теория речеобразования. - М.: Наука, 1964.
3. Елецкая О.В., Коршунова М.Н. Использование компьютерных технологий при исследовании звукопроизношения у дошкольников // Совершенствование методов диагностики и коррекции нарушений речи у детей с различными вариантами дизонтогенеза: материалы II междунар. науч. Конф., посвященной памяти д-ра пед. наук, проф. Р.И. Лалаевой, 11 декабря 2013. - С. 128-132.
4. Зеленская Ю.Б. Использование компьютерной программы Speechviewer («Видимая речь») в процессе логопедического воздействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003.
5. Зиндер Р.Л. Общая фонетика. - М., 1979.
6. Лизунова Л.Р. Компьютерная программа «Игры для Тигры». - Пермь,
2004.
7. Лопатина Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетикофонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией. - СПб.,
2005.
8. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1986. - 288 с.
9. Позднякова Л.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией. -СПб., 2004.
10. Франт Г. Акустическая теория речеобразования. - М.: Связь, 1968. -396 с.
11. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.
12. Menzerath P., Lazerda A. de. Koartikulation, Steuerung und Lautabgren-
zung.
13. Ohman S. Numerical model of coarticulation, using a computer simulated vocal tract; Id. Numerical model for coarticulation // The Jurnal of Acoustical Society of America. - 1964. - Vol. 36.
14. Truby H.M. Acoustico-cineradiographic analysis considerations with special reference to certain consonantal complexes. - Stockholm, 1959.
О. В. Елецкая, А. В. Пионтек, Н. Н. Черевичная
Развитие орфографической компетенции у младших школьников с задержкой психического развития
При планировании коррекционной работы, направленной на обучение орфографии школьников с задержкой психического развития (ЗПР), учитываются современные научные представления о психологической структуре процесса письма, фундаментальные положения специальной психологии, педагогики и логопедии о принципах и закономерностях коррекционно-логопедического воздействия. В процессе коррекционно-развивающего обучения выделяются два этапа: предварительный и основной. Задачи и содержания предварительного этапа работы дифференцированы
113