И. В. Егорова
К вопросу о структуре дизонтогенеза
первичных системных нарушений речи у дошкольников
Сложные первичные речевые расстройства различного генеза объединяют в такой синдромокомплекс, как общее недоразвитие речи. Наиболее сложный синдромокомплекс общего недоразвития речи (ОНР) возникает на клинической основе алалии. Структура дефекта этого нарушения включает речевые и неречевые симптомы.
Цель нашего исследования - уточнение представлений о структуре дизонтогенеза речи у дошкольников с ОНР, обусловленном моторной алалией. В констатирующем эксперименте применялась методика А.Е. Соболевой, А.Ю. Потаниной и Ж.М. Глозман. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста: 86 дошкольников с ОНР - моторной алалией и 86 детей с нормальным речевым развитием.
Структура дизонтогенеза речи детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией представлена модальнонеспецифическими и модально-специфическими компонентами.
К модально-специфическим проявлениям в структуре речевого дефекта при ОНР, обусловленном моторной алалией, относят нарушения языкового уровня порождения речевого высказывания, обусловливающие недоразвитие коммуникативной сферы. Вторичными симптомами речевого дефекта при моторной алалии являются фонетические и фонематические расстройства.
Первичные дефекты речи обусловливают появление модальнонеспецифических нарушений у дошкольников с алалией.
Их сенсомоторная сфера характеризуется снижением показателей развития слухового гнозиса, зрительно-пространственной и динамической организации движений, кинестетических ощущений, орального праксиса.
Тест на реципрокную координацию движений у дошкольников с ОНР характеризуется следующими проявлениями: все дети выполняют пробу самостоятельно, у 93 % детей выявлено отставание одной руки или поочередное выполнение с коррекцией после указания на ошибку. У 53 % детей отмечено неполное сжимание и распрямление ладони, немного напряженное, но координированное выполнение пробы двумя руками.
Оральный праксис сохранен у дошкольников с ОНР, пробы выполнены безошибочно. В пробах на праксис позы пальцев характерны единичные ошибки, связанные с поиском таких поз, как одновременное вытягивание второго и третьего, второго и пятого пальцев (40 % детей).
106
Проба на динамический праксис: дошкольники с ОНР продемонстрировали трудности переноса движений с одной руки на другую (87 %), синкинезии (27 %), персеверации (73 %), дизметрию элементов (86 % воспитанников). Более всего затруднений выявлено на материале рисунка: копирование простых геометрических фигур - ромб, квадрат, круг. У 71 % дошкольников с ОНР в работах отмечены следующие особенности изображения фигур и их пространственной ориентировки: искажение фигур (54 %), зеркальные изображения (7 %), дизметрические ошибки при общей сохранности формы (54 %), микрография (33 %). Один ребенок отказался от выполнения пробы, объясняя отказ неумением рисовать. В пробе на условную реакцию выбора возникали импульсивные реакции с самокоррекцией.
У 20 % детей в пробе на воспроизведение ритмических структур было выявлено четкое воспроизведение, а у 80 % детей - лишние импульсы с самокоррекцией. Исследование позволило сделать вывод, что при изучении движений и действий у дошкольников с ОНР выявлен значительно более низкий уровень развития данной сферы по сравнению с нормой.
С целью изучения зрительного гнозиса выполнены такие пробы, как узнавание пространственно-ориентированных простых фигур, идентификация эмоций, проба на предметный гнозис. Узнавание реальных предметов и их изображений в простых условиях является сохранным у всех дошкольников экспериментальной группы. Но предъявление изображений в «усложненных» условия (зашумленный контур, наложенные изображения) вызвало затруднение у 33 % дошкольников с ОНР. Дети не могли определить предмет по контуру в таких условиях либо пытались определить предмет с помощью обвода его контура пальцем, что не всегда приводило к правильному варианту ответа. Данный факт свидетельствует о слабовыраженной функциональной недостаточности затылочных зон мозга. Проба на идентификацию эмоций выполнена всеми дошкольниками с ОНР безошибочно.
Корректурная проба позволила выявить следующие типы ошибок: излишняя торопливость, недостаточная концентрация внимания, низкая умственная работоспособность. В этом тестовом задании выявлен низкий уровень работоспособности и снижение характеристик внимания у 66,7 % детей с нарушениями речи. Отмечаются низкие показатели устойчивости и объема внимания.
Исследование памяти включало изучение слухоречевой, двигательной и зрительной памяти. При выполнении теста на слухоречевую память дети с ОНР в большинстве случаев (70 %) смогли воспроизвести три слова из 10. В основном повторялись либо первые, либо последние три слова. Неуверенное воспроизведение вы-
107
явлено у 70 % детей с ОНР. Отмечается резкое расхождение между непроизвольным и произвольным запоминанием; истощающийся тип запоминания, низкие показатели реминисценции. Выявленные нарушения характерны для дефицитарности височных отделов левого полушария.
Воспроизведение двигательной программы оказалось возможным только с подключением внешнего стимула (сопровождение движений детей речевыми инструкциями экспериментатора). В данном случае процент ошибок значительно уменьшался (80 % ошибок без стимула, 20 % - со стимулом). Указанные нарушения характерны для дефицитарности функций лобных долей мозга.
Уровень сформированности зрительной памяти у дошкольников с ОНР сопоставим с показателями контрольной группы. У 40 % дошкольников при правильном выборе предъявленных для запоминания карточек отмечено смешение последовательности.
Невербальный интеллект дошкольников с ОНР является относительно сохранным. Этот показатель прогностический, так как может определить способность быстрой адаптации к учебной деятельности.
Уровень развития вербального интеллекта значительно ниже нормы. Проведены пробы на исследование интеллекта: «четвертый - лишний», понимание смысла рассказа, сюжетной картинки, выведение аналогий. При выведении аналогий давались неуверенные ответы либо правильный ответ после указания на ошибку (63 %). Замедленное понимание смысла сюжетной картинки выявлено у 73 % детей. Вызвало сложность логическое составление рассказа, используя плавные грамматические конструкции. Требовалась помощь обследователя, серия наводящих вопросов. При выполнении теста на понимание смысла рассказа в большинстве случаев наблюдалось замедленное понимание с подсказкой (33 %). Выявлены ошибки по типу импульсивности у 73 % детей. Они исправлялись, если исследователь обращал внимание на допущенную неточность.
При выполнении всех проб у 14 % детей с алалией отмечены затруднения на этапе предварительной ориентации в задании, обусловленные лексико-грамматическими нарушениями, что приводит к фрагментарности представлений о процессе, способах и средствах выполнения задания. Отмечается своеобразие планирования хода работы: неспособность организовать «рабочее место», пропуск частей задания, недостаточная рациональность действий, нарушение последовательности операций, выраженные нарушения предварительного и текущего контроля.
Обобщение полученных экспериментальных данных проведено с позиций учета дефицитарности блоков мозга. Группировка выяв-
108
ленных особенностей позволяет подразделить экспериментальную группу (дети с алалией) на три подгруппы.
Группа I. Слабость блока регуляции и поддержания психического тонуса и бодрствования (I блока), выявленная у 72 % детей с алалией, проявляется в разбалансировке компонентов движений, обеспечиваемых верхними отделами экстрапирамидной системы: темпа и спонтанности двигательных реакций. У детей этой группы слабая активизация мозговых структур, следовательно, в качестве коррекционных упражнений необходимо применять комплекс упражнений на концентрацию внимания, дыхательные упражнения.
Группа II. У детей с дефицитом II блока (блок приема, хранения и переработки информации) возникали проблемы со слухоречевой памятью, запоминанием текстов (14 % испытуемых). У данной группы детей отмечена незначительно выраженная дефицитарность фонематического восприятия и снижение объема слухоречевой памяти, слабость удержания речевых следов в памяти.
Группа III. Слабость блока регуляции, программирования и контроля (III блока) проявляется в виде трудностей произвольного торможения импульсивности и нисходящего коркового контроля над компонентами движений, существенных ошибок при исследовании речевых функций (14 % детей).
Н. А. Ежкова
Диагностика фонетического компонента языковой системы у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием аппаратных методов на примере вибрантов
Звук [р] русского языка на спектрограмме выглядит в виде чередования вокалических элементов и смычек, т. е. ударов. В речи то, с какого элемента начнется вибрант зависит от предшествующих звуков [10]. П. Менцерат и А. Лацерда назвали влияние одного звука на другой «коартикуляцией» [12]. Коартикуляцию изучали такие зарубежные ученые, как Х.М. Траби (при помощи киноренгена) [14],
С. Эман (с точки зрения акустического аспекта) [13], Г. Франт с М. Халле (использовали рентген, спектрографическое и оцелогра-фическое) [2; 10].
В России изучением речевого сигнала экспериметально-фонетическими методами занимались лингвисты Л.Б. Щерба,
Р.Л. Зиндер, Л.В. Бондарко и др. [1; 5; 11].
В настоящее время в логопедической работе применение аппаратных методов достаточно распространенно. Однако, как правило, компьютерные технологии направлены на коррекционную часть ра-
109