Пастухова Лариса Анатольевна - доцент кафедры биологии ФГКВОУ ВПО "Пермский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" 614108, г. Пермь, Гремячий лог ул., 1.
Тел.: (342) 285-02-92, доб. 45-14. E-mail: lap4260@mail.ru
Л.А. Пастухова
ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Проблема защиты окружающей среды затрагивает весь комплекс социально-экономических, политических, культурных отношений мирового сообщества, различные производственные и социальные группы. В полной мере это относится и к такой специфической силовой структуре, как внутренние войска МВД России.
Действующим во внутренних войсках Уставом внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации определено, что основными мероприятиями по охране окружающей среды и рациональному природопользованию являются:
- изучение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая подготовка и воспитание личного состава;
- предупреждение загрязнения окружающей среды в районе дислокации и в других местах выполнения мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения);
- восстановление окружающей среды, загрязненной при выполнении мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения), а также в случае аварий;
- рациональное природопользование (внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рекультивация земель, рациональное использование водных ресурсов и т.д.). [7, ст. 324]
В реализации перечисленных задач должен принимать участие каждый военнослужащий. Однако для значительной части личного состава внутренних войск характерны такие проявления низкой экологической культуры, как «экологическое невежество» и «экологический нигилизм» [5]. В этой связи, экологическое воспитание военнослужащих является одной из первоочередных
задач системы обеспечения экологической безопасности внутренних войск и государства в целом.
Процесс экологического воспитания военнослужащих внутренних войск организуется и протекает в рамках функционирования воинского подразделения как воспитательной системы. Экологическое воспитание рядовых и сержантов осуществляют командиры всех рангов, но особая роль принадлежит командиру взвода, поскольку именно он является ближайшим должностным лицом, который, согласно Уставу внутренней службы [7, ст. 153], «...лично обучает и воспитывает подчиненных.».
В основе успешного решения профессиональных задач командиром взвода лежит добросовестное исполнение им своих должностных обязанностей, для чего он должен обладать определёнными компетенциями. Готовность офицеров к профессиональной деятельности начинает формироваться в системе высшего профессионального образования - в военных вузах. Под компетенцией как результатом освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования понимается «способность выпускника применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности» [6, с. 21].
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нацеливают на обязательное формирование у обучающихся в вузах компетенций двух групп: общекультурных (универсальных) и профессиональных. Если первые являются переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда, то вторые отражают профессиональную квалификацию [6, с. 13]. В ряду обеих групп можно выделить так называемые «экологические» компетенции, под которыми следует понимать взаимосвязанные качества личности (знания, умения, навыки и др.), необходимые для экологически целесообразной профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, одной из основных экологических компетенций является эколого-педагогическая компетенция, которая может рассматриваться аналогом феномена готовности офицеров к экологическому воспитанию подчинённых.
Представление о компетенции должно основываться на единстве и взаимосвязи ее когнитивного, мотивационного, деятельностного и рефлексивного компонентов [1, с. 18].
Когнитивный компонент характеризует уровень экологической
образованности специалиста; включает наличие знаний о сущности понятий, лежащих в основе экологической, в частности, профессионально-экологической культуры (свои экологические права и обязанности, значение природы, экологическая безопасность войск, цели и задачи обеспечения экологической безопасности войск), экологической ответственности. Данный компонент компетенции также включает в себя знания обязанностей должностных лиц, отвечающих в войсках за экологическую безопасность, понятий, целей и задач экологического воспитания, методов, средств, форм и условий экологического воспитания.
Структура мотивационного компонента объединяет следующие основные содержательные составляющие: признание самоценности природы как
определяющую ценностную ориентацию личности; экологически
ориентированную иерархию личностных ценностей; интерес к получению экологических знаний, мотивационную установку на экологическую деятельность; мотивационную установку на экологически целесообразное поведение в любой области деятельности, а также интерес к получению знаний, умений и навыков в сфере экологического воспитания.
Определяющим в сохранении существующего равновесия в природе является поведение человека. Поведенческий (или деятельностный) компонент оценивали по двум составляющим: общей и профессиональной.
Общий компонент формируется с детства, закладывается изначально в семье и общеобразовательной школе. Его составляющими выступают: индивидуальный жизненный опыт, умения и навыки экологоориентированного поведения.
Готовность к профессиональной деятельности - важнейший показатель возможностей личности1. Так, Г.Н. Жуков считает, что «профессиональная готовность, то есть готовность к конкретной профессиональной деятельности, определяется сущностью свойств и состояний личности» [3, с. 177]. «Если специалист будет обладать высоким уровнем способностей, обширными знаниями, профессиональными навыками, умениями и значительным опытом, это не является достаточным условием для успешной деятельности. Исключительно важна его личностная направленность, отражающая мотивы и
1 Исследованием этой проблемы занимаются Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и другие
отечественные ученые. - Л.П.
3
убеждения человека и характеризующая его профессиональную готовность» [2, с. 23].
Профессиональный поведенческий компонент включает в себя: опыт профессиональной экологической деятельности специалиста; умения использовать технические приборы для оценки экологической обстановки; осуществлять экологическое воспитание подчинённых; способность повышать уровень экологической культуры своей и подчинённых, планировать воспитательную работу, контролировать результаты воспитательных воздействий, согласовывать свои воспитательные усилия с действиями других должностных лиц.
Рефлексивный компонент включает способность анализировать собственное поведение, эффективность своей работы по экологическому воспитанию, а также возможности своего участия в разрешении экологических проблем.
В целях оценки уровня развития эколого-педагогической компетенции у офицеров внутренних войск автором было проведено специальное исследование. В качестве респондентов были выбраны командиры взводов двух разных подразделений внутренних войск МВД России - военного института (далее ВИ) и воинской части (далее ВЧ).
Диагностика уровня развития различных компонентов компетенции проводилась методом анкетирования с помощью анкет-мониторов (характер вопросов преимущественно открытый). На основе количественных значений, получаемых в ходе анкетирования, рассчитывались показатели компонентов квалиметрически (операционально) по методике Л.Ф. Ивановой [4]. Для расчета показателя (К) готовности по каждому из компонентов для каждого офицера использовалась формула: К=(А-В)/Ы, где: А - сумма правильных полных ответов; В - сумма неправильных ответов; N - общее количество вопросов по компоненту.
В результате подсчетов все полученные значения вошли в диапазон от -1 до +1. Низким уровнем считали результат, входящий в диапазон от -1 до 0, средним
- от нуля до 0,5 включительно, высоким - выше 0,5 до единицы.
Количественный анализ эмпирических данных производился с помощью методов математической статистики. По каждому компоненту подсчитывались средняя арифметическая, ошибка средней арифметической, среднее
квадратичное отклонение, достоверность разницы, а также коэффициент корреляции между компонентами1.
Рис.1. Уровень развития компонентов эколого-педагогической компетенции (в % к общему количеству диагностируемых офицеров).
Результаты исследования показали, что большинство офицеров ВЧ и ВИ обладают низким уровнем развития когнитивного, поведенческого профессионального и рефлексивного компонентов компетенции. По мотивационному компоненту у офицеров ВИ преобладает высокий уровень, а у офицеров ВЧ - средний уровень развития. Анализ поведенческого общего компонента компетенции показал преобладание высокого уровня развития в обоих подразделениях.
По когнитивному, мотивационному и рефлексивному компонентам отмечена тенденция к лучшим показателям в ВИ по сравнению с ВЧ; по поведенческому (профессиональному и общему) - в ВЧ по сравнению с ВИ.
Корреляция обнаружена только для когнитивного и поведенческого профессионального компонента - коэффициент корреляции 0,57 (корреляция заметная).
На основании анализа полученных результатов исследования можно сделать некоторые выводы.
Экологическое воспитание военнослужащих относится к обязанностям офицеров внутренних войск МВД России, определенным Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации.
У офицеров внутренних войск, принимавших участие в исследовании, в лучшей степени развиты общий поведенческий и мотивационный компоненты эколого-педагогической компетенции. Удовлетворительные показатели офицеры имеют по когнитивному компоненту, что, как считает автор, явилось следствием постановки в анкетах открытых вопросов.
Уровень развития когнитивного и поведенческого профессионального компонентов эколого-педагогической компетенции офицеров внутренних войск не вполне соответствует государственному заказу. Многие офицеры не придают
1 Полученные результаты исследования представлены на рис.1. - Л.П.
5
значения экологической компетентности, что не даёт им возможности осознанно подходить к построению работы по экологическому воспитанию подчинённых.
Мотивационная направленность офицеров внутренних войск на овладение эколого-педагогической компетенцией, на целенаправленную и систематическую работу по формированию у подчинённых ценностного отношения к миру природы, по мнению автора, позволит достичь им высокого уровня экологопедагогической компетенции, которая является одним из важнейших условий, обеспечивающих высокую эффективность функционирования воинского подразделения как воспитательной системы.
* * *
1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научнометодических советов высшей школы, 2010. 52 с.
2. Горб В.Г. Основная образовательная программа вуза: проблемы и решения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 2. С. 22-31.
3. Жуков Г.Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическая категория: инновационный подход // Образование и наука: Известия Уральского науч.-образоват. центра РАО. 2000. №3. С. 176-180.
4. Иванова Л.Ф. Педагогический мониторинг процесса развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 3. С. 20-24.
5. Кравцова В.А. Экологическое воспитание военнослужащих внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.
6. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: методические рекомендации для руководителей и актива уч.-метод. объединений вузов / науч. ред. Н.А. Селезнева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. 84 с.
7. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации: утв. указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 // Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации. М.: Воен. изд-во, 2008. С. 28-144.