DOI: 10.12731/2218-7405-2016-11-57-66 УДК 13+378.02
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лаптев А.А., Наумов П.Ю.
В статье, на основании анализа различных источников представлены педагогическая программа по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Авторы приводят актуальность проводимого исследования, рассматривают его методологические и исторические основания, анализируют результаты, формулируют выводы. Полученные результаты целесообразно использовать в психолого-педагогической теории и образовательной практике.
Ключевые слова: педагогическая система; профессиональные ценности; педагогическая программа; функция компонента в педагогической программе.
EDUCATIONAL PROGRAM FOR FORMATION
PROFESSIONAL VALUES OF THE FUTURE OFFICERS OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Laptev A.A., Naumov P.Y.
The article, based on an analysis of different sources presented educational program for the formation ofprofessional values of the future officers of the national army of the Russian Federation Guard. The authors present the relevance of their research, considering its methodological and historical foundation, analyze results, formulate conclusions.
The results should be used in psychological and educational theory and educational practice.
Keywords: pedagogical system; professional values; educational program; function.
В меняющихся условиях внешнеэкономической и внутриэко-номической среды функционирование сферы образования связано с необходимостью обеспечения конкурентоспособности учебных заведений. На наш взгляд, ключом к обеспечению конкурентоспособности на рынке образовательных услуг являются три основных фактора: инновации, качество и полноценность образовательной услуги. Формирование полноценного образовательного продукта возможно только при комплексном подходе, так как жизненный путь человека протекает в различных окружающих средах, каждая из которых может стимулировать либо сдерживать желание обучаться и совершенствоваться [2].
Одним из элементов этого комплексного подхода являются педагогические программы, нацеленные на получение конечного результата. При проектировании и конструировании целенаправленного педагогического процесса в военном вузе войск национальной гвардии Российской Федерации, одно из систематизирующих компонентов в его структуре, является педагогическая программа по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров. При этом, поскольку при проведении исследования мы исходили из гипотезы, что педагогическая программа имеет в своем составе организационный, содержательный, технологический и функциональный компоненты, имеющие и выполняющие ключевые задачи и функции по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров, по мнению Казакова М.И., составляющих компонентов личности военнослужащего: когнитивно-операционального; мотивационно-ценностного; эмоционально-волевого; интеллектуального; деятельностного; рефлексивного [1].
При построении педагогической программы, мы опирались на педагогические концепции о педагогическом проектировании (Ю.К. Бабанский, З.Ф. Мазур, В.М. Монахов, Э.Г. Скибицкий,
Н.О. Яковлева и др.), конструировании и внедрении педагогических технологий (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, Г.К. Селевко, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин и др.).
Кроме того, ключевую - методологическую функцию для нашего исследования выполняла теория педагогических систем Н.В. Кузьминой, которая в своих исследованиях отмечает, что педагогическую систему можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» она разводит понятия структурных и функциональных компонентов. Структурные компоненты - это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых, собственно, образует эти системы, во-первых, и отличает от всех других (не педагогических) систем, во-вторых, к их числу относятся цели, учебная информация, средства педагогической коммуникации, педагоги и учащиеся. Названные компоненты необходимы и достаточны для создания педагогической системы. При исключении любого из них - нет системы. Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся, они обусловливают движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого устойчивость, их жизнестойкость, выживаемость. В педагогических системах выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организационный функциональные компоненты» [3].
Теоретическое исследование, анализ педагогического процесса в военном вузе, изучение квалификационных требований, положений федеральных государственных образовательных стандартов, отзывов на выпускников военных институтов, результаты экспериментальных исследований среди абитуриентов и курсантов с 1 по 5 курсы, офицеров после первого года службы, двух лет службы и 5 лет военной службы, позволили нам выявить и определить структуру педагогической программы по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров. Данная программа является основой
организации воспитательно-образовательного процесса по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров и изоморфна структуре образовательного процесса в военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации.
Нормативной правовой и методической основой педагогической программы являются Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Постановление Правительства Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Приказы и распоряжения Министерства образования и науки Российской Федерации (прежде всего Федеральные государственные образовательные стандарты), Приказы и иные нормативные правовые акты Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и др.
Строение педагогической программы по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров можно представить следующим образом (рис. 1).
По нашему мнению, наиболее важно в данной работе рассмотреть системообразующий компонент учебно-воспитательного блока - структурно-содержательный компонент.
Его сущность содержится в разработанных методических рекомендациях по организации работы командиров рот, заместителей командиров рот и батальонов по работе с личным составом, психологов воинских частей, преподавателей по учёту особенностей существования и формирования ценностей и ценностных ориен-таций, направленных на осознанное выполнение служебно-боевых задач стоящих перед внутренними войсками, становление воинских коллективов на почве общего ценностного отношения к своей Родине - Российской Федерации. Формирование здоровых деловых и межнациональных отношений в многонациональных воинских коллективах, а также противодействие потенциальным противникам
и незаконным вооруженным формированиям в деле воздействия на общечеловеческие, государственные и патриотические ценности военнослужащих с целью деморализации войск, понижение уровня их морально-психологического состояния.
Рис. 1. Структура педагогической программы по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров
В целях решения задач нашего исследования нами сконструированы, спроектированы и внедрены учебно-методические комплексы «Рекомендации офицерам по формированию ценностного сознания подчиненных», «Готовность будущего офицера к ведению боевых действий методами информационной и идеологической войны» планируются в качестве руководства командирам подразделений, офицерам структур по работе с личным составом, офицерам подразделений специального назначения и разведывательных подразделений, для принятия решения по наиболее целесообразному и эффективному использованию знаний о военнослужащих в служебно-боевой деятельности.
Однако, для понимания сути служебно-боевой деятельности офицера, как субъекта, так и объекта управления, в период осуществления профессиональных обязанностей, нам необходимо понятие «профессиональная субъектность», которая по мнению Скворцова И.М. представляет собой системное качество личности, овладевающей многообразной новой деятельностью и контролирующей определенный круг социальных отношений, при этом офицер обладает определенной системой индивидуально-психологических составляющих и собственных, индивидуально-личностных механизмов осуществлении собственной активности, призванных определить и отразить результативность осуществляемой профессиональной деятельности, при этом в ней же происходит развитие, и детерминация его сущностной, отличительной характеристики - способность к осмысленному, самостоятельному, целенаправленному, самоуправляемому преобразованию исходных задатков и способностей, свойств и качеств личности в профессионально необходимые качества [5].
Первый учебно-методический комплекс адресован курсантам, офицерам, психологам воинских частей и соединений, офицерам лабораторий профессионального отбора образовательных организаций войск национальной гвардии Российской Федерации, он предложен для использования при организации работы по развитию уважительных отношений и культуры общения в воинских коллективах при прибытии в воинскую часть молодого пополнения, при приеме на службу по контракту, а так же абитуриентов при поступлении в военный институт, с целью подготовки рекомендаций командирам подразделений по дальнейшему профессиональному использованию данных военнослужащих.
Структурно данный учебно-методический комплекс состоит из введения, 3-х разделов, заключения.
Введение. Во введении указана проблематика и актуальность исследования формирования и развития у различных категорий военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации ценностного сознания.
1 раздел. В разделе рассмотрен исторический путь развития формирования системы ценностей будущих офицеров, влияние уровня
развития ценностных ориентаций у военнослужащих различных категорий на успешное выполнение служебно-боевых задач.
2 раздел. В разделе предложены варианты методики изучения командиром или офицером структуры по работе с личным составом, мотивационной структуры личности военнослужащих своего подразделения, существующих в нем ценностей воинов, даны конкретные рекомендации по формированию и коррекции ценностного сознания.
3 раздел. В разделе предложены варианты формирования ценностного сознания с использованием методов индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими проявившими признаки нервно-психической неустойчивости.
Заключение. В заключении приведены примеры влияния разработанной методики на сознание личности и коллектива военнослужащих, апробированных в ходе проведения исследования и подготовки диссертации.
Использование подобных методик позволит существенно повысить эффективность всей работы по профилактике различных конфликтов в воинских коллективах.
Второй учебно-методический комплекс рекомендован к использованию преподавателями военных институтов в образовательном процессе, офицерам в войсках при отработке программ цикла гуманитарных и социальных дисциплин по предметам и темам:
1) Методика организации морально-психологического обеспечения, общественно-государственная подготовка:
«Планирование индивидуальной воспитательной работы в подразделении с различными категориями военнослужащих»;
«Методика работы офицеров по формированию, обучению и воспитанию актива роты, взвода»;
«Планирование индивидуальной воспитательной работы»;
«Работа заместителя командира по работе с личным составом по сбору, анализу информации в регионе»;
«Социально-психологический анализ взаимоотношений в воинском коллективе»;
«Проведение информационно-психологического противоборства».
А также в другие темы занятий, соответствующих по своему содержанию государственно-патриотическому и ценностному воспитанию по предметам Философия и философия войны, военная педагогика и психология, социология и др.
Структурно данный учебно-методический комплекс состоит из введения, 2-х разделов, заключения.
Введение. Во введении указана проблематика и актуальность исследования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к ведению вероятным противником боевых действий методами идеологической войны.
1 раздел. В разделе рассмотрен исторический путь развития учений о проведении успешных боевых действий методами опосредованного влияния на общественное и личностное сознание, с целью его изменения.
2 раздел. В разделе предложены варианты методики мониторинга ситуаций связанных с «ценностными атаками» противником, даны задачи ценностного противоборства и методы борьбы с подобным воздействием противника.
Заключение. В заключении приведены практические примеры использования подобных методик в служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации.
Вышеперечисленные методические рекомендации предлагается включать в учебно-методические комплексы (тематические планы, в качестве дополнительной литературы) для подготовки преподавателей и в ходе проведения занятий, в том числе в учебно-методические комплексы в системе специальной и методической подготовки преподавателей цикла гуманитарных, социальных и военных наук.
Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Высшее образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становится главной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода ры-
чагом, способным подтолкнуть высшее образование к качественно новому витку развития [4].
Как показали эмпирические и теоретические исследования, разработанная и апробированная нами педагогическая программа позволяет успешно решать комплекс научных и учебно-воспитательных задач по формированию профессиональных ценностей будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.
Список литературы
1. Казаков М.И. Комплекс педагогических условий формирования профессионального сознания будущих офицеров / М.И. Казаков, А.А. Лаптев // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). № 9 (53), 2015. С. 743-748.
2. Лаптев А.А. Управление процессом повышения ценности образовательной услуги // Международный научно-исследовательский журнал. №1 (32) Часть 2, Екатеринбург, 2015. С. 53-56.
3. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособ. / Под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. 208 с.
4. Нюренбергер Л.Б. Рынок услуг высшего образования: особенности, противоречия, трансформация/ Нюренбергер Л.Б., Климова Э.Н., Лаптев А.А.// Теоретические и прикладные аспекты современной науки. Белгород, 2015. № 7-7. С. 106-110.
5. Скворцов И.М. Профессиональная субъектность будущего офицера как ожидаемый результат военного образования / И.М. Скворцов, А.А. Лаптев // Актуальные проблемы права, экономики и управления. 2016, Вып. XII. С. 285-287.
References
1. Kazakov M.I., Laptev A.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem. № 9 (53), 2015. pp. 743-748.
2. Laptev A.A. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. №1 (32) Part 2, Ekaterinburg, 2015, pp. 53-56.
3. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [The system of pedagogical research methods] / N.V. Kuz'mina (ed.). M.: Narodnoe obrazovanie, 2002. 208 p.
4. Nyurenberger L.B., Klimova E.N., Laptev A.A. Teoreticheskie iprikladnye aspekty sovremennoy nauki. Belgorod, 2015. № 7-7, pp. 106-110.
5. Skvortsov I.M., Laptev A.A. Aktual'nye problemy prava, ekonomiki i upravleniya [Actual Problems of Law, Economics and Management]. 2016, Issue XII, pp. 285-287.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Лаптев Алексей Анатольевич, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии РФ ул. Ключ-Камышенское плато, 6/2 г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630114, Российская Федерация lapteff_aa@mail.ru
Наумов Петр Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики
Современная гуманитарная академия (Новосибирский филиал) ул. Ватутина, 71, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630064, Российская Федераци petr.naumov. 777@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Laptev Aleksey Anatolyevich, Senior Lecturer in Constitutional and Administrative Law
Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation 6/2, Klyuch-Kamyshenskoe plateau, Novosibirsk, Novosibirsk region, 630114, Russian Federation lapteff_aa@mail.ru
Naumov Petr Yurevich, Ph.D., Assistant Professor of General Pedagogy
Modern Humanitarian Academy (Novosibirsk Branch) 71, Vatutin St., Novosibirsk, 630064, Russian Federation petr.naumov. 777@mail.ru