Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
УДК 355.51
А.С. Асриев*
Анализ педагогического общения начальников с подчинёнными в подразделениях специального назначения внутренних войск МВД России
Статья посвящена педагогическому общению начальников с подчиненными в подразделениях специального назначения внутренних войск МВД России.
Ключевые слова: педагогическое общение, взаимоотношения, подразделения специального назначения.
A.S. Asriev*. The Analysis of pedagogical communication between commanders and subordinates in special operations units of Internal Troops of the Russian Interior Ministry Forces. The article is devoted to the pedagogical teacher communication between commanders and subordinates in Special Forces of the Russian Interior Ministry.
Keywords: pedagogical communication, relationships, special operations units.
Историко-педагогический анализ научных и литературных источников показывает, что в психолого-педагогической науке накоплен богатый опыт научных исследований по обеспечению оптимизации общения начальников с подчинёнными, не утративших свою актуальность и в наши дни. Для современной военно-педагогической науки и практики
использование данного опыта и теоретического наследия имеет особое значение при переходе внутренних войск МВД России на комплектование военнослужащими, проходящими службу по контракту. «Существующий срок службы по призыву в один год не позволяет качественно подготовить ни разведчика, ни спецназовца» [3, с. 8]. Это явление требует совершенствовать педагогическую подготовку офицеров, способных вести организаторскую, учебную и воспитательную работу с подчинёнными, строить с ними общение, опираясь на позитивное педагогическое прошлое и прогнозируя свою педагогическую деятельность в современных условиях, вызывая у подчиненных желание заключить новый контракт о прохождении военной службы.
Результаты целенаправленного ретроспективного анализа архивных, документальных и литературных источников показали, что смена тенденций общения начальников с подчинёнными обусловливалась содержанием и характером ведения вооружённой борьбы, которые отражают систему общественно-экономических отношений, уровень развития производства и политику государства. Под влиянием этих факторов определяются взаимоотношения и общение начальников с подчинёнными.
Создавая регулярную армию и флот, выдающийся военачальник Пётр Великий (Пётр I) закладывал основы взаимоотношений между военнослужащими. Особое внимание он обращал на взаимоотношения офицеров с подчинёнными, которые должны строиться на отеческих, законных началах. В документах Петровской эпохи подчеркивалось, что порядок должен достигаться прежде всего уважением и любовью. Рекрут должен смело, без робости обращаться к офицеру.
Исследования ряда военных Указов, Уставов Петра I показало, что они явились фундаментом военно-педагогических взглядов на дальнейшее развитие и становление системы взаимоотношений в регулярной Российской армии и военно-морском флоте. Их основу составляли дружба, товарищество. сплочённость, взаимопомощь, уважение, почитание старших.
После смерти Петра I армия и флот пребывали в застое. Уходили из обихода общения офицеров и нижних чинов нотки человеческого взаимопонимания, боевой спайки и взаимовыручки. В после Петровскую
* Асриев, Алексей Сергеевич, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. (812) 744-16-10. E-mail: a.asriev@mail.ru.
* Asriev, Alexey Sergeyevich, military post-graduate student of St.Petersburg military institute of Internal Troops of the Russian Interior Ministry Forces. Russia, 198206, St.Petersburg, Pilot Piljutov str., 1. (812) 744-16-10. E-mail: a.asriev@mail.ru.
© Асриев А.С., 2013
эпоху нравы в армии и на флоте мало чем отличались от нравов жестокого отношения помещиков к крестьянам в усадьбах. Воинская дисциплина являлась отражением таких нравов: нерассуждающей покорности подчинённых офицеру. В таких условиях у нижних чинов было немного поводов для любви и уважения к офицеру. Однако во все времена находились передовые, прогрессивно мыслящие офицеры, которые находили и «время и случаи» для проявления человеческих отношений к подчинённым. И такое отношение было дополнительным стимулом для рядовых воинов добросовестно выполнить приказ офицера.
Следует отметить, что в истории нашей страны был период прогрессивного движения военнопедагогической мысли в 1730-1860 гг., когда развитию разработки и апробации методов и способов осуществления духовно-нравственного воспитания уделялось определённое внимание. В этот период были разработаны «Наставления воспитателям», «Наставление молодому офицеру», составлены «Правила учтивости офицера» и др. Нравственные ориентации российской армии легли в основу «Полкового учреждения», «Науки побеждать» великого полководца А.В. Суворова. Эти две работы в предельно сжатом виде и оригинальной форме раскрывают сущность суворовской системы обучения и воспитания воинов. «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву». Суворовский «натиск», или стремительный удар, совершаемый с полным напряжением сил и завершающийся преследованием до полного разгрома, требовал смелости, инициативы, решимости, физической выносливости.
Военно-педагогическая система Александра Васильевича Суворова противоречила существующим социальным отношениям самодержавно-крепостного строя и поэтому не имела предпосылок сделаться господствующей, официально принятой школой русской армии. Но период этот не был бесплодным взлётом русской прогрессивной педагогической мысли.
«Отечественная война 1812 года явилась началом в развитии подразделений специального назначения» [4, с. 27]. Инициатива использования частей регулярной армии в тылу французов для ведения партизанской войны в составе воинских формирований в Отечественной войне 1812 г. бесспорно принадлежит командиру батальона Ахтырского гусарского полка подполковнику Денису Васильевичу Давыдову, ставшему командиром первого армейского партизанского (специального назначения) отряда. Основу первых в своем роде подразделений специального назначения составляли казаки со своей специфической культурой или традицией общения и отношений, и гусары (элита армии того времени) - люди незаурядные, элитарного воспитания и образования. Высокая боевая эффективность, слаженность являются актуальными для современного спецназа спустя два века.
Немаловажную роль сыграл сам процесс отбора в отряды. Именно в этом проявляется педагогическое мастерство Д.В. Давыдова, характеристики данные им лично своим подчиненным свидетельствуют об этом лучше любого документа: «Волынского уланского полка майор Степан Храповицкий ... ума делового и светлого, характера вспыльчивого, человек возвышенных чувств...»; «Гусары все были отличного поведения» [5]. Более подобную характеристику, чем дал Денис Васильевич Давыдов, без личного оптимального общения с подчиненными дать невозможно.
«Таковы были первые спецназовцы России, типажи которых узнаваемы и сейчас, а боевые характеристики которых звучат музыкой партизанской войны» [4, с. 18].
После отмены крепостного права в России в 1861 г. начался период формирования российской армии и флота, развитие путей и способов духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях. Было создано Главное управление военно-учебных заведений, учреждены Педагогический музей, воспитательные комитеты военно-учебных заведений, вышел в свет «Моральный кодекс офицера»; были определены основные направления военного воспитания (умственного, физического и нравственного) и др. Актуализируется идея доверия подчинённых своим офицерам, разработаны «Правила для воспитателей», «Советы молодым офицерам», начали работу курсы по подготовке офицеров-воспитателей. Определяются основы военно-педагогической науки и её активное внедрение в практику духовно-нравственного воспитания в военно-учебных заведениях. Следует особо подчеркнуть, что огромную роль в этом сыграли реформы 1860-1870 гг. и 1905-1912 гг., создавшие благоприятные условия для развития воспитания военнослужащих в духе человеческих взаимоотношений, напрямую влияющих на боеспособность армии и флота.
Нельзя не сказать о наличии двух тенденций во взаимоотношениях военнослужащих, в отношениях офицеров со своими подчинёнными. Одна из них, характерная для меньшинства офицеров, выражалась в виде личного участия офицера в обучении и воспитании подчинённого, стремлении офицеров строить общение с ними ради интересов службы, взаимопонимания, благоприятных взаимоотношений через непосредственные и неформальные контакты с рядовыми воинами.
Другая тенденция, авторитарная, характеризовалась преобладанием страха, унижения и физического оскорбления рядового, муштры и чинопочитания, основанного на барском подходе к чинам. В тех или иных формах эти противоположные тенденции - отеческого (человеческого) отношения к солдату, диалогического общения с ним, с одной стороны, и грубого администрирования, пренебрежительного отношения к подчинённым, с другой - существуют и поныне. К сожалению, последняя тенденция сохранились в некоторых частях и подразделениях специального назначения до наших дней и обострилась с «увеличением денежного довольствия». Боязнь, робость рядового солдата, в т.ч. и проходящего военную службу по контракту, обратиться к своему командиру порождает отчуждение, непреодолимый барьер в общении в ущерб служебной и учебной деятельности в частях и подразделениях специального назначения. О таком духовном барьере очень верно сказал легендарный адмирал П.С. Нахимов: «Пора нам перестать считать себя помещиками, а матросов крепостными людьми, матрос есть главный двигатель на военном корабле, а мы только пружины, которые на него действуют. всё сделает матрос, если мы,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013
Педагогика
начальники. не будем смотреть на службу как на средство для удовлетворения своего честолюбия, а на подчинённых, как на ступени для своего собственного возвышения» [6, с. 19].
Субъектами в этом общении выступали: с одной стороны - офицер, в основном с барскими характеристиками, а с другой - по большей части неграмотный крестьянин. Стиль общения зависел от того, видел ли офицер в солдате человека. Если да, то и общался с ним на доступном и понятном для солдата языке, а если нет, то в общении с подчиненным проявлял барство, грубость, хамство и «зуботычины». Соответствующей была и дистанция при общении: в первом случае офицеры старались быть ближе к солдатам, чаще общаться, во втором случае - наоборот. Причинами неоптимального общения являлись разная культурная и социальная среда воспитания, разный уровень образованности, неграмотность солдат, существование телесных наказаний в армии, барство и отрыв офицеров от своих подчинённых и др.
Общение офицеров с подчинёнными, их взаимоотношения были предметом пристального рассмотрения и в произведениях военных авторов, среди которых М.И. Драгомиров, С.О. Макаров, М.Д. Скобелев, и другие.
Таким образом, ретроспективный взгляд на проблему педагогического общения офицеров с подчиненными в подразделениях специального назначения позволяет констатировать, что целями общения офицеров с подчиненными в таких подразделениях являлись налаживание эффективного взаимодействия между ними при исполнении служебных обязанностей, использование солдатского потенциала с максимальной пользой для служебной и боевой деятельности в современных условиях.
Однако множественность взглядов и разнообразие подходов к обучению и воспитанию воинов мешали созданию единой системы формирования таких отношений на практике. Такая система была разработана и реализована в отечественной военной педагогике и военной психологии в советский период.
Специальные подразделения в современном понимании существовали в той или иной форме и в войсках НКВД, и во внутренних войсках МВД СССР Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. войска НКВД подготовили сотни спецотрядов для разведывательно-диверсионных мероприятий на территории, оккупированной противником, создали десятки партизанских отрядов, провели тысячи успешных операций по уничтожению живой силы, военной техники и материальных средств врага. Вплоть до 60-х гг. прошлого столетия специальные подразделения войск продолжали борьбу с бандитизмом и национализмом в Прибалтике, Белоруссии, Украине, на Кавказе и в Средней Азии. Прискорбно, что до сих пор некоторые авторы вводят общество в заблуждение, когда речь заходит о вкладе войск правопорядка в Великую победу советского народа, несправедливо отводя им скромную роль заградительных отрядов, штрафных подразделений и охраны исправительных учреждений.
С началом локальных конфликтов в СССР, а за тем и России в 1988-1994 гг. снова возникла острая потребность в мобильных, хорошо вооруженных, подготовленных специальным образом и, самое важное, слаженных подразделениях предназначенных для борьбы с националистами, экстремистами и террористами. Конечно, заслуги в создании и становлении этих подразделений неоспоримо принадлежат офицерам, стоявшим у истоков спецназа внутренних войск МВД России. Богатейший методический и практический опыт, собранный ими, передается из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь.
Изучение научно-теоретических работ позволило установить, что на межличностное общение и взаимоотношения начальника с подчинёнными имеются ряд различных взглядов, определений и толкований в зависимости от того, в какой среде человеческой деятельности они реализуются. Важно учитывать, что возникшие стереотипы и шаблонные способы деятельности начальника в условиях бесконфликтности зачастую реализуются на уровне автоматизма. В конфликтных же ситуациях общения при выборе средств воздействия на подчинённых многоплановая деятельность начальника ограничивается простыми операциями. Однако конфликтные ситуации общения выявляют противоречия и тем самым стимулируют творческую активность начальника.
Представляет практический интерес анализ литературы по педагогическому общению, т.к. общение офицера подразделения специального назначения с подчиненным призвано быть в большей степени педагогическим. Профессор А.В. Барабанщиков отмечал влияние педагогического общения не только на личность военнослужащего, его мотивационную и творческую сторону, но и на личность того, кто обучает и воспитывает, в нашем случае на личность офицера подразделения специального назначения, на формирование у него педагогических качеств [7, с. 17]. «Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие её виды, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, превращается в профессионально значимую категорию. Профессиональный характер педагогического общения подчёркивает большинство авторов. Профессиональное общение наталкивает на мысль о том, что в системе «командир-подчиненный» правильнее было бы использовать термин «профессиональное педагогическое общение», а применительно к взаимодействию офицера с подчинёнными - «военно-педагогическое общение» [6, с. 22].
Анализ научных исследований по педагогическому общению позволяет выделить его формы и методы, психолого-педагогические характеристики коммуникатора и адресата, проблемы, связанные с развитием умений и навыков общения, влияние общения на нравственное развитие личности.
Благоприятными условиями, оптимизирующими общение офицеров с подчинёнными, являются реальное военное служебное дело, а не «показуха» и парады; единство целей и ценностей в службе, прежде всего таких, как служение Отечеству, победа в бою; нравственное воспитание солдат на конституционной основе; психолого-педагогическая подготовка офицеров. Основные педагогические методы и способы прогрессивного общения офицеров с подчинёнными - разъяснение, убеждение, личный пример, справедливое поощрение и наказание. Результатом такого педагогического общения становятся взаимопонимание, уважительное отношение друг к другу, взаимовыручка и боевая спайка, готовность солдата пожертвовать
Бугаев В.А. Готовность военнослужащих внутренних войск МВД России к безаварийной эксплуатации...
собой во имя спасения сослуживца, особенно офицера. К сожалению, в настоящее время профессиональная деятельность некоторых командиров подразделений и частей специального назначения внутренних войск МВД России проводится в жесткой бескомпромиссной форме. Это так называемый «кавалерийский» стиль руководства, когда начальник идет к цели напролом, «размахивая шашкой». Задачи выполняются за счет личного времени, средств и здоровья подчиненных. Типаж такого командира становится всё более хрестоматийным, являясь негативным примером для подражания подчиненных ему офицеров.
«Мы, учимся прежде всего у себя, потому, что каждая воинская часть, подразделение специального назначения, каждый орган разведки внутренних войск МВД России накопил богатейший опыт подготовки подразделений, проведения специальных операций в любых, самых сложных, условиях» [3, с. 9]. Несомненно, то же самое касается и опыта педагогического общения командиров всех степеней со своими подчиненными. Профессиональная деятельность военнослужащего подразделения специального назначения, чаще всего проходящего военную службу по контракту, построена так, что времени для мероприятий воспитательного характера практически нет, да и эффективность их с данной категорией военнослужащих очень низка. Возникает необходимость проведения воспитательных мероприятий с военнослужащими индивидуально и по «категориям», в зависимости от воинского звания и продолжительности военной службы в подразделении специального назначения. Эффективность педагогического общения офицеров со своими подчиненными в подразделениях специального назначения достигается прежде всего за счет высокой педагогической и психологической подготовленности офицеров, наличия у них организаторских и управленческих качеств, неформального авторитета со стороны командиров и среди подчиненных. Завоевать неформальный авторитет у военнослужащих по контракту в подразделении специального назначения очень сложно. Одним из непременных педагогических условий является соблюдение принципа сочетания требовательности с уважением личности и заботой о подчиненном.
Настоящий командир должен быть гармонично развитой личностью, способной к самоконтролю и самоотдаче. Разработанные в научной литературе теоретические положения по вопросам общения в системе руководства и подчинения, а также подготовки военнослужащих к эффективному взаимодействию и созданию условий, способствующих процессу оптимизации общения, позволяют подразделениям специального назначения решать задачи по предназначению в условиях оптимизации численности внутренних войск МВД России и перехода на контрактный способ комплектования воинских должностей солдат и сержантов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - Федеральный выпуск. - 2009. - N° 4831.
2. Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. - М.: Рид Групп, 2012.
3. Куцов, С. Н. «Маниловщины в спецназе быть не должно» // На боевом посту. - 2001. - № 2. - 74 с.
4. Квачков, В. В. Спецназ России : монография. - М.:НП ИД «Русская панорама», 2007. - 206 с.
5. Давыдов, Д. В. Дневник партизанских действий 1812 года. - Л., 1985. - 245 с.
6. Асриев, С. А. Оптимизация военно-педагогического общения офицеров с курсантами в ВУЗах ВВ МВД России //Дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: СПб УМВД России, 2008. - 171 с.
7. Барабанщиков, А. В., Муцынов, С. С. Педагогическая культура офицера. - М.: Воениздат, 1985. - 159 с.
8. Слепов, В. Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий (на основе ВОВ и «горячих точек»). - СПб.: ВВКУ МВД РФ, 1996. - 15 с.
УДК 355.233.21
В.А. Бугаев*
Готовность военнослужащих внутренних войск МВД России к безаварийной эксплуатации автомобильной техники
Статья посвящена формированию готовности военнослужащих-водителей к безаварийной эксплуатации автомобильной техники при выполнении служебно-боевых задач во внутренних войсках МВД России. В статье раскрыта сущность готовности к безаварийной эксплуатации техники, которая в себя включает такие компоненты, как настроенность на полное включение и самоотдачу, стрессоустойчивость и устойчивую мотивацию, уверенность в своих силах и возможностях при безаварийной эксплуатации автомобильной техники.
Ключевые слова: готовность, нацеленность, мотивация, уверенность в своих силах, стрессоустойчивость, военнослужащие-водители.
* Бугаев, Владимир Александрович, адъюнкт очной формы обучения Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, подполковник. Россия, 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. (812) 730-16-10. E-mail: Bugaev1505@gmail.com.
* Bugaev, Vladimir Alexandrovich, military post-graduate of St Petersburg Military Institute of the Russian Interior Ministry Forces. Russia, 198092, St.- Petersburg, Piluytov str., 1. (812) 730-16-10. E-mail: Bugaev1505@gmail.com.
© Бугаев В.А., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (57) 2013