Н
с
о
:|S 3 X Й и
ш
^
а
<
94
Д.В. КОЛОНТАЕВСКИИ,
ведущий эксперт отдела координации сопровождения проектов правовых актов
Организационного управления (Договорно-правовой департамент МВД России)
Действия полиции Великобритании в условиях молодежных экстремистских выступлений в августе 2011 г.
В статье рассматриваются проблемы противодействия молодежному экстремизму, в частности вопросы взаимодействия органов власти, полиции и общества во время беспорядков молодежи в Великобритании в августе 2011 г.
Противодействие экстремизму, молодежный экстремизм, массовые уличные беспорядки, зарубежный опыт.
Проблема молодежного экстремизма, нетерпимости и социального отчуждения является чрезвычайно актуальной для большинства современных государств. В начале XXI в. рост массовых экстремистских акций, а также экстремистских преступлений и вандализма в молодежной среде отмечался во многих странах, включая Россию [3, с. 33-41].
Важность и сложность задач деятельности полиции в условиях масштабных молодежных акций экстремистской направленности требуют изучения и обобщения отечественного и зарубежного полицейского опыта в данной сфере. В связи с этим целесообразным считается рассмотрение действий полиции Великобритании в условиях молодежных экстремистских выступлений в августе 2011 г. Тогда погромы, грабежи и массовый разбой буквально за считанные дни охватили несколько районов Лондона, а позже и другие английские мегаполисы. В результате массовых уличных беспорядков с участием агрессивно настроенных групп молодежи погибли пять человек, около 300 получили ранения и травмы (среди пострадавших есть и полицейские). Было сожжено большое количество автомобилей, разгромлено много административных зданий, частных домов, офисов, магазинов, ресторанов. Общий материальный ущерб составил свыше 200 млн английских фунтов [4].
Как показывает исследование данной проблемы, это были не первые подобные протест-ные молодежные выступления на Британских островах. В 1981 году в ряде британских городов произошли погромы, главными виновниками которых власти назвали молодых представителей «цветного» населения страны — граждан
Англии, выходцев из ее бывших колоний. В те дни в неблагополучном районе Лондона Бригстоне эмигранты громили ту же самую улицу, что и в августе 2011 г., и выдвигали практически те же требования. Они обвиняли общество в расизме, полицию — в предвзятом отношении к «цветным», власти — в отсутствии для них, эмигрантов, хорошего образования, работы и главное — перспектив. Новое поколение повторило поступки и требования своих родителей [11].
В 1985 году в лондонском районе Тот-тенхэм также имели место массовые беспорядки с участием в основном «цветного» населения, поводом для которых стала смерть от сердечного приступа темнокожей жительницы, случившаяся когда к ней в дом пришли полицейские.
За период между прошлыми и настоящими событиями в Великобритании произошли существенные политико-правовые и социально-экономические перемены, связанные со значительным ростом в стране иммигрантского населения и реализацией на национальном и общеевропейском уровнях «мультикультурной политики» с ее атрибутами «политкорректности и толерантности». Для сдерживания возможных экстремистских проявлений были приняты такие нормативные правовые акты, как Закон о предотвращении терроризма, Директива по борьбе с пропагандой и проявлениями экстремизма в университетах и колледжах Великобритании, Программа «Предупреждение насильственного экстремизма» и др. [2, с. 33—36].
Начало второго десятилетия XXI в. в Великобритании было отмечено многочисленными социальными проблемами, развившимися на фоне мирового экономического кризиса и коснувшимися в первую очередь некоренного населения страны. Многие районы британских городов в последние годы, несмотря на видимое спокойствие и относительную «сытость», буквально пропитаны агрессией и насилием, любое происшествие на улице грозит перерасти в протестные выступления.
301
События лета 2011 г. начались (как и в 1985 г.) в Тоттенхэме — одном из самых проблемных (по уровню безработицы, бедности и распространенности организованной преступности) районов Лондона [5]. Поводом для беспорядков послужил инцидент с участием полиции, когда при попытке ареста был застрелен темнокожий таксист — житель Тоттенхэма, 29-летний Марк Дагган, подозреваемый в торговле наркотиками, ношении оружия и членстве в организованной преступной группе. При перестрелке был ранен также один из полицейских. В субботу, 6 августа 2011 г., родственники и друзья Даггана вышли на демонстрацию протеста, требуя провести объективное расследование и «восстановить справедливость». Однако изначально мирная акция вскоре переросла в погромы и мародерства. В полицию полетели камни, коктейли Молотова и все, что попадалось под руку. Агрессия со стороны толпы в определенной степени была спровоцирована самими полицейскими, не пожелавшими идти на диалог и проявившими излишнюю жесткость в отношении демонстрантов. Про-тестные выступления продолжались всю ночь, в течение которой митингующие и присоединившиеся к ним жители района разграбили и подожгли несколько магазинов.
К утру воскресенья, 7 августа 2011 г., силами подразделения полиции по борьбе со стихийными массовыми волнениями первоначальные беспорядки в Тоттенхэме были подавлены. Для скорейшего восстановления порядка и спокойствия патрулирование сразу нескольких районов Лондона осуществлялось 1700 полицейскими.
Однако к понедельнику волна беспорядков охватила уже 22 из 30 округов британской столицы, а также города Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер и Бристоль. С 7 по 10 августа каждую ночь по всей Англии погромщики жгли дома и машины, громили витрины и дрались с полицейскими. Для атак на полицейских использовались кирпичи, бутылки, пиротехнические средства, палки и другие предметы, в некоторых случаях офицеры были сбиты автомобилями, также ранения на службе получали и полицейские собаки.
Поскольку ситуация становилась непредсказуемой, из летних отпусков были срочно отозваны представители власти и созвано экстренное заседание Парламента [5].
Несмотря на высокую репутацию и профессионализм, полиции Великобритании далеко не сразу удалось овладеть ситуацией. Во многом сдерживающим фактором для применения полицейскими решительных мер стало британское законодательство, не допускающее «чрезмерного насилия».
Выжидательная тактика стражей порядка вызвала недовольство со стороны британцев, требовавших от властей решительных действий. Не дождавшись помощи, граждане организовывали собственные отряды ополчения. Так, члены турецкой общины круглосуточно дежурили у своих домов и с успехом отбили несколько атак погромщиков, известный тренер по боевым искусствам Стюарт Форрестер всю ночь охранял дом «напуганных до безумия» родителей [1, с. 30].
Только 10 августа 2011 г. в Лондоне удалось остановить волнения, после того как власти страны приняли решение вывести на улицы столицы рекордное количество вооруженных спецсредствами полицейских — 16 тыс. В остальных городах сбить волну беспорядков удалось только на следующий день, также введя дополнительные полицейские силы и разрешив полиции использовать водяные пушки. После долгих дебатов в Парламенте полиции было дано право применять против погромщиков не только резиновые дубинки и слезоточивый газ, но и пластиковые пули и брандспойты, срывать с подозреваемых капюшоны и маски для установления личности, а также широко применять задержания нарушителей правопорядка [7].
Одновременно с проведением оперативных мероприятий полицией проводилось масштабное расследование всех обстоятельств погромов, получившее кодовое название «Операция 'МШегп». Полицейскими анализировались записи видеокамер, допрашивались очевидцы. Нарушителей вычисляли по их SMS-сообщениям и записям в Интернете. На популярном фото-хостинге Flickr британская полиция опубликовала фотографии британских погромщиков, сделанные камерами наружного наблюдения. Лондонские правоохранительные органы обратились к гражданам страны с просьбой о незамедлительном обращении в полицию, если они опознают кого-либо на этих фотографиях. Общественность откликнулась на это обращение, сообщая важную информацию об участниках беспорядков. Были также отмечены случаи явки с повинной и приводов родителями в полицию своих несовершеннолетних детей, участвовавших в грабежах.
Со своей стороны полиция также проявила понимание к жителям Лондона, когда они, не дожидаясь конца погромов, организовали отряды по очистке города от последствий беспорядков. Изначально полиция не хотела пускать участников «армии метел» на разграбленные объекты, опасаясь, что «уборщики» вместе с грязью уничтожат важные улики.
н
с
о
X
Й и
ш
^
а
<
95
Н
с
о
:|S 3 X Й и
ш
^
а
<
96
Однако срочно был издан специальный полицейский указ, согласно которому добровольцы получали право беспрепятственно убирать объекты, которые стражи порядка уже обследовали [8].
С 11 августа 2011 г. стражи порядка приступили к массовым арестам участников беспорядков, опознанных с помощью видеозаписей камер наружного наблюдения. В итоге было задержано более 2 тыс. человек. Чтобы справиться с огромным объемом дел, английские суды перешли на круглосуточный режим работы. Во многих случаях дела задержанных передавались в суды высшей инстанции, имеющие право применять более суровые меры наказания (до 10 лет лишения свободы). Мировым судьям было рекомендовано давать участникам погромов максимально длительные сроки. Всего к 1 февраля 2012 г. суды рассмотрели дела 2,7 тыс. обвиняемых, признав виновными более половины. Из них 915 были приговорены к лишению свободы. Средний срок заключения для осужденных составил 14 месяцев [9].
В ходе событий в Великобритании на самых разных уровнях были созданы различные комиссии и группы из заинтересованных лиц и независимых экспертов с целью выявления причин беспорядков и извлечения уроков и выводов случившегося. Особо тщательному анализу были подвергнуты действия полиции во время массовых молодежных волнений.
Было установлено, что в уличных беспорядках принимали активное участие около 15 тыс. человек, в основном оторванне от общества молоде люди в возрасте до 24 лет. Это были не только представители неблагополучной или иммигрантской молодежи, но и дети из весьма состоятельных семей. Изначально зачинщиками были преимущественно чернокожие британцы. Но вскоре, с разрастанием масштабов событий, этнический состав их участников стал расширяться, и уже было сложно выделить какую-то основную этническую группу [10].
Британские социологи, специализирующиеся на изучении подобного рода уличных выступлений, высказали различные мнения о возможных причинах произошедшего, к которым причислили социальный раскол общества, классовую борьбу, экономический кризис, ошибки полиции, недостаток образования, кризис семьи, рост преступности, слишком щедрую систему социального обеспечения для эмигрантов или их второго поколения.
Сотрудник университета Кардиффа Саймон Мур указал на комплекс факторов, способствовавших возникновению августовских мол одежных волнений, в частности на низ-
кий уровень образования основной массы участников погромов, их обделенность в правах и привилегиях, высокую активность преступников в тех районах, где живут погромщики. Убийство М. Даггана послужило лишь триггером (англ. trigger — спусковое устройство) в контексте неблагоприятных социальных обстоятельств.
Специалист из университета Лидса Пол Бэггели среди всех причин произошедших событий особо отметил предвзятость полиции в отношении эмигрантов, что в любой неблагоприятный момент может спровоцировать конфликт. По его мнению, «изначальной причиной выступлений послужило убийство Даггана — его окружение было недовольно тем, как в этом случае повела себя полиция. Постепенно в Тоттенхэм начали подтягиваться люди, которые лично не знали Даггана, но у которых сложились традиционно плохие отношения с полицией, преимущественно это была чернокожая молодежь». В данном исследовании также подчеркивалось, что «в Великобритании полиция действительно проявляет повышенный интерес к определенной категории молодых людей с низким уровнем дохода и квалификации — преимущественно чернокожим. Полицейские, например, часто их обыскивают, что вполне может спровоцировать новый конфликт» [6].
Анализируя действия погромщиков и контрмеры полиции, предпринимаемые в дни августовского бунта в Великобритании, политики и политологи обратили внимание на просчеты, допущенные в ходе действий властей и полицейских, а также предложили меры, которые помогут в будущем действовать более эффективно в борьбе с экстремистскими выступлениями молодежи. В конце 2011 г. британский парламентский комитет по внутренним делам уже обнародовал подробный доклад с анализом действий властей и рекомендациями на будущее. В докладе «Работа полиции в условиях масштабных беспорядков: уроки волнений в августе 2011 года» содержался ряд критических выводов по поводу недостаточных ресурсов полиции, слишком медленного их развертывания и отсутствия адекватных навыков у полицейских для работы в подобных ситуациях. Все это требует от властей и полицейского руководства Великобритании принятия должных мер по оптимизации и повышению эффективности деятельности полиции.
Среди других названных в докладе факторов — недостаток возможностей для самореализации молодежи, ее стремление к материальным ценностям, слабый контроль со
301
стороны родителей, неспособность системы правосудия исправлять малолетних правонарушителей, подозрительность в отношении полиции.
По мнению британских аналитиков, ситуация была упущена с самого начала, так как полиция Великобритании пока еще не научилась должным образом планировать свои действия по предотвращению подобного рода беспорядков. Британские полицейские чаще всего имеют дело с волнениями другого типа, например теми, которые возникают после футбольных матчей. Спортивные мероприятия всегда происходят в определенном месте в определенное время, и полицейские успевают подготовиться к ним — соответствующим образом вооруженные наряды могут быстро оказаться на месте начавшихся беспорядков. Они привыкли действовать по установленному сценарию и после спортивных матчей, когда в погромах обычно участвуют сотни и даже тысячи людей. Однако в рассматриваемых событиях основной действующей силой являлись «отряды» погромщиков из нескольких десятков человек, которые оказались более мобильны, чем хулиганищие спортивные фанаты, и стандартная тактика, которую использовали британские полицейские, не сработала.
Ситуация была упущена еще и потому, что полиция с самого начала выбрала выжидательную тактику, и только после разрастания конфликта решилась на жесткие меры, получив на это разрешение Парламента.
Кроме того, недостаточно были оценены масштабы и опасность конфликта. Для подавления и локализации беспорядков элементарно не хватало полицейских. Вместе с тем тюрьмы Лондона не вмещали большого количества задержанных и полицейским пришлось вывозить их за город.
Чтобы совладать с погромщиками, которые общались посредством сети Интернет, полиции Великобритании было рекомендовано отслеживать социальные сервисы типа Twitter и Facebook с целью получения оперативной информации и адекватно реагировать на нее. По решению британского Парламента, полиция должна получить дополнительные полномочия, а спецслужбы — новое оборудование.
Для недопущения в будущем катастрофического развития ситуации при массовых уличных волнениях сотрудникам полиции рекомендовано в начале развития подобных акций сразу же выступать с обращением к гражданам страны. Так, сразу после того как случилось убийство Даггана, многие жители Тоттенхэма хотели, чтобы полицейские объяснили им, что произошло, рассказали, как идет расследова-
ние. Такая оперативная коммуникация могла бы предотвратить эскалацию конфликта, но полицейские этого не сделали.
Беспорядки показали срочную необходимость реформы полиции, конкретные детали которой пока обсуждаются, как, например, право полиции объявлять комендантский час с заката до рассвета в целых городских районах Великобритании.
При подавлении экстремистских массовых беспорядков планируется принять на вооружение новое лазерное оружие — лазерную винтовку, создающую стену света, ослепляющую противника и обеспечивающую «сдерживающий фактор». Однако применение подобного оружия станет возможным только после тщательных испытаний и согласований, так как в 1995 г. Великобритания подписала протокол, налагающий запрет на использование лазерного оружия, способного вызывать временную потерю зрения (Protocol on Blinding Laser Weapons).
Для эффективного выявления погромщиков полиции было даже рекомендовано вспомнить опыт апартеида (полив демонстрантов из брандспойтов несмываемой краской для облегчения опознания противников южноафриканского режима).
В противодействии молодежному экстремизму полиция Англии смогла опереться на зарубежный опыт, а также получить помощь иностранных специалистов-профессионалов. Британские власти уже обратились за советом к бывшему шефу полиции Нью-Йорка и Бостона, «суперкопу» Уильяму Браттону, сумевшему побороть насилие в молодежной среде.
События в Великобритании августа 2011 г. еще раз доказали, что противодействие молодежному экстремизму — дело не только полиции. Решение этой задачи требует объединенных усилий властей, полиции и общества. Поэтому в Соединенном Королевстве ведется серьезная работа по повышению уровня этнической толерантности (внедрение мульти-культурного образования, проведение идеологии мультикультурности, деятельность центров по формированию межкультурного диалога и т. д.).
Выводы, которые сделаны на основеана-лиза событий в Великобритании, актуальны и для Российской Федерации, в частности, для совершенствования деятельности российской полиции. Особенно это касается умения полиции вести диалог с гражданами, включая молодых участников беспорядков. На наш взгляд, было бы полезным научно-практическое сотрудничество британских и российских специалистов в этой сфере.
н
с
о
:|S 3 X Й и
ш
^
а
<
97
Список литературы
1. Великовский Д.М. Бессмысленно и беспощадно. О чем бунтует молодежь Европы? // Русский репортер. 2011. 18—25 авг.
2. Нурлыбаева Г.К. Молодежный экстремизм и особенности противодействия ему со стороны полицейских служб Великобритании // Российский следователь. 2011. № 10.
3. Овчинский В. С., Кочубей М.А. Проблема Обамы: экстремизм в США // Экономические стратегии. 2010. № 3.
4. Информационно-аналитический портал. URL: http://www.invictory. org/news/story-32706-исламский-экстремизм.Ыт1 (дата обращения: 13.06.2012).
5. Информационно-новостной портал НТВ. URL: http://www.ntv.ru/novosti/236103. (дата обращения: 13.06.2012).
6. Информационно-новостной портал «Первый канал». URL: http://www.1tv.ru/sproj-ects_edition/si5816/fi10186 (дата обращения: 13.06.2012).
7. Лента.ру (Lenta.ru): электронное периодическое издание. URL: http://lenta.ru/ articles/2011/08/12/riots (дата обращения: 13.06.2012 ).
8. Полит.ру (Polit.ru): электронное периодическое издание. URL: http://polit.ru/ article/2006/04/11/france (дата обращения: 13.06.2012).
9. Универсальная интернет-энциклопедия Википедия. URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Цветная_революция (дата обращения: 13.06.2012).
10. Mueller Robert S. Oversight of the Federal Bureau of Investigation. 2011. 16 March // Официальный сайт ФБР США. URL: http:www fbi.gov/news/testimony/ oversight-of-the-federal-bureau-of-investiga-tion (дата обращения: 13.06.2012).
11. Younge G. These riots were political. They were looting, not shoplifting // Guardian-Sunday. 2011. 14 August.
E-mail: oniikni@mail.ru
H
с
о
:|S
X
й И
Ш
^
a
<
HQ
98