2 Гареева В.Г.
| Политико-правовые основы противодействия § этническому экстремизму молодежи в в современной России
ш
о Гареева Вилена Галимьяновна
™ Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
cl Доцент кафедры рекламы и связей с общественностью
с Кандидат политических наук
х РЕФЕРАТ
В данной статье рассматривается проблема противодействия этническому экстремизму ^ современной российской молодежи. В качестве исследовательской задачи автором была
определена попытка оценить существующие сегодня социально-политические механизмы профилактики молодежного экстремизма.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
этнический экстремизм, молодежь, культура межэтнической коммуникации, толерантность, миграция
Gareeva V. G.
Political and Legal Bases of Counteraction to Ethnic Extremism of Youth in Modern Russia
Gareeva Vilena Galimyanovna
Saint-Petersburg State University of Technology and design (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Advertising and Public Relations PhD in Political Science [email protected]
ABSTRACT
This article discusses the problem of combating ethnic extremism of modern Russian youth. The author tries to assess the existing socio-political mechanisms for the prevention of youth extremism as a research problem.
KEYWORDS
ethnic extremism, youth, standard of interethnic communication, tolerance, migration
Одной из острейших проблем современного общества является распространение экстремизма. Значительная часть экстремистских проявлений происходит сегодня на межэтнической почве. Резко актуализировали эту тему в последнее время, привлекли к ней всеобщее внимание беспорядки в Бирюлево — крупнейшая националистическая акция в стране со времен столкновений на Манежной площади в 2010 г. Зачинщиками массовых уличных беспорядков выступили националисты, которые призвали местных жителей к погромам мигрантов. Однако спровоцирован был так называемый народный сход, по заявлению представителей ГУВД, не местными жителями, а приехавшими погромщиками. Это молодые люди, примерно 350-400 человек, которых собирали через социальные сети. В большинстве профильных сообществ социальной сети «ВКонтакте» были выложены инструкции для активных участников мероприятия: «Время начала в 16/00 13 октября неподалеку от места убийства Егора Щербакова. Тем, кто с других районов, — добираться до места осторожно, чтобы не быть по дороге перехваченным по беспределу полицией. Всем полицейским при расспросах отвечать, что идете на встречу со знакомыми» [3, с. 1].
Современная российская молодежь действительно составляет наиболее активную о часть населения, особенно в действиях, носящих деструктивный характер. По дан- ^ ным МВД РФ, в среднем до 80% участников группировок экстремистской направ- ^ ленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях EJ до 25-30 лет)1. g
Число молодежных неформальных объединений экстремистской направленности L-растет, участились случаи нападения на иностранных граждан со стороны активи- о стов молодежных группировок скинхедов. Даже в некоторых относительно стабиль- о ных российских регионах в последнее время заметно активизировались молодеж- < ные националистические организации. Например, благодаря серии антироссийских ^ PR-акций популярным у части татарской молодежи стал Союз татарской молодежи х «Азатлык», который летом 2012 г. объединился с другой националистической ор- 2 ганизацией — башкирским молодежным союзом «Кук буре», объявив при этом, что н-новый татаро-башкирский союз открыт к объединению со всеми националистиче- ^ скими организациями России «в борьбе за права нерусских народов». щ
Однако наиболее неблагоприятными регионами в этом отношении все же остаются Москва, Санкт-Петербург и Подмосковье — регионы, самые привлекательные для мигрантов. Из последних событий деструктивного характера можно вспомнить избиения случайных пассажиров неславянской внешности участниками «Русского марша» в Петербурге на станции метро «Удельная» 4 ноября 2013 г. Разумеется, инцидент на «Удельной» — не первая акция радикальных националистов на транспорте.
Несомненно, происходит это вследствие отсутствия культуры отношений — культуры межэтнических отношений, выражающейся в реализации интереса представителей различных этнических сообществ в процессе экономической, социальной и духовной жизни на принципах равноправия и взаимопомощи. Именно такую культуру отношений пытается привить государство посредством реализации принятых за последние годы на разных уровнях властных отношений целевых программ.
Все они большое внимание уделяют молодежи как основному потенциальному субъекту девиантной межэтнической коммуникации. В реализуемой ныне петербургской программе «Толерантность 2.0»2 работа с молодежью выделена как отдельное направление реализации мероприятий программы. Толерантность молодых людей, в том числе межэтническая, формируется как через традиционные каналы коммуникации — СМИ, организацию различных масштабных специальных мероприятий, так и через активное применение современных технологий связей с общественностью, основанных в основном на использовании компьютерных технологий, сети Интернет. Сегодня специализированный интернет-сайт программы «Толерантность» служит информационной базой для данного направления работы органов власти и общественности Санкт-Петербурга (www.spbtolerance.ru). В социальных сетях программу «Толерантность» представляет движение United People SPb (https:// twitter.com/unitedpeoplespb).
Однако все больше и больше в последнее время программа «Толерантность» (несмотря на то что в 2009 г. была отмечена почетным дипломом ЮНЕСКО) подвергается острой критике. В социальной сети Facebook появилось сообщество
1 Толерантность 2.0: За и против // Facebook: социальная сеть: [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.eom/Tolerance.2.0/ (дата обращения: 22.11.2013).
2 Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа «Толерантность»): Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23 сентября 2010 г. № 1256 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система: [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=SPB;n=103893 (дата обращения: 20.11.2013).
о «Толерантность 2.0: За и против», основатели которого декларируют, что ратуют
^ «против неуважения устоев и традиций местного населения приезжими и против
^ произвола полиции и фашистов по отношению к нашим гостям»1 и планируют де-
ЕЗ монстрировать страничку главам диаспор в Санкт-Петербурге, полицейским и
^ властям. В другой социальной сети «ВКонтакте» открыта группа под названием
^ «Петербуржцы против программы „Толерантность"»2.
о Основным недостатком всех принятых в целях гармонизации межэтнических от-
со
о ношений программ сегодня является то, что они, к сожалению, сводятся к простой < идее: у местного населения нет опыта межкультурного общения, поэтому достаточ-с но познакомить их с помощью различных технологий с чужой культурой, и проблема х будет решена. Косвенным подтверждением неэффективности предпринимаемых до 2 сих пор мер служит и тот факт, что 11 ноября 2013 г. губернатор Петербурга Г. Пол-н- тавченко принял решение о создании комитета по межнациональным и межконфес-^ сиональным отношениям в Санкт-Петербурге (Постановление № 63-ПГ от 11 ноября с 2013 г. «О внесении изменений в Постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 31.05.2012 г. № 36-пг; 28.06.2005 г. № 224-пг»).
В администрации говорят, что создание отдельного ведомства необходимо, поскольку межнациональных конфликтов в городе все больше и больше. Предполагается, что ведомству отойдут функции по гармонизации межэтнических отношений, вопросы взаимодействия диаспор и национальных объединений, вопросы соблюдения мигрантами российского законодательства и развития толерантности.
Четкое структурирование исполнительной власти, определение функций и, главное, ответственности конкретной структуры, по замыслу чиновников, позволят более эффективно решить нарастающие в этой сфере проблемы. Важно отметить, что специального органа власти, занимающегося национальной политикой на федеральном уровне, пока тоже нет. Отдельные функции по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических отношений в России возложены на различные структуры Правительства РФ (Министерство регионального развития, Министерство юстиции, Министерство культуры, МИД, МВД, Министерство образования и науки и др.), которых часто обвиняют в разрозненности предпринимаемых мер. В результате политика носит фрагментарный характер.
Для устранения этой проблемы в ноябре 2013 г. было принято решение о реорганизации Министерства регионального развития, в котором будет усилен и станет основным блок межнациональных и межконфессиональных отношений. Кроме того, еще в 2012 г. был образован Совет при Президенте России по межнациональным отношениям, с этого же года в управлении внутренней политики Администрации президента действует Департамент по межнациональным отношениям.
Определенную ответственность за сохранение межэтнического мира федеральная власть возлагает на региональные власти. 22 октября 2013 г. Президент РФ В. В. Путин подписал закон3, усиливающий ответственность органов местного самоуправления за межнациональную обстановку в регионах, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт. Кроме того, в новой системе управления межэтническими отношениями в ре-
1 Толерантность 2.0: За и против // Facebook: социальная сеть: [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.eom/Tolerance.2.0/ (дата обращения: 22.11.2013).
2 Петербуржцы против программы «Толерантность» // ВКонтакте: социальная сеть: [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/tolerastia (дата обращения: 22.11.2013).
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений: Федер. закон РФ от 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ // Российская газета. 2013. 24 октября. С. 1.
гионах стали появляться заместители губернаторов по межнациональным во- о просам. ^
Государство действительно прилагает немало усилий и тратит огромные ресур- ^ сы для гармонизации межэтнической коммуникации населения. За последние годы Е^ предпринят целый ряд конкретных мер правового характера: ^
• принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г.; о
• внесены поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации; о
• принята Стратегия государственной национальной политики РФ на период до < 2025 года (Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666); с
• федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и х этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (Постановление от 2 20 августа 2013 г. № 718); |
• в различных регионах России в последние годы приняты специальные норма- ^ тивные акты, регулирующие эту сферу взаимоотношений (например, в Санкт- щ Петербурге еще с 2004 г. действует закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» № 452-67), во многих городах приняты специальные программы (в Москве в 2010 г. была принята Концепция реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений).
Указанные нормативные акты предусматривают проведение множества мероприятий для формирования межэтнической толерантности, профилактики этнического экстремизма. Уже несколько лет организуются различные конкурсы, проводятся выставки, различные национальные праздники. Например, в целях сохранения и развития многообразия национальных культур народов России организован всероссийский фестиваль народного творчества «Вместе мы — Россия». Первый этап — межрегиональный (отборочный) — проходит сейчас в четырех субъектах страны, второй — заключительный — запланирован на 4 ноября 2014 г. в Москве в рамках празднования Дня народного единства в форме гала-концерта и выставки мастеров декоративно-прикладного искусства.
Профилактика межэтнического экстремизма молодых россиян предусматривает также проведение летних и зимних смен всероссийского патриотического межнационального форума молодежи «Патриот», проведение молодежного образовательного этнокультурного лагеря «Диалог культур» на базе комплекса «Этномир» в Калужской области, организацию выставочного проекта «Многонациональная Россия» и др.
Большую роль в решении данной проблемы государство отводит современным средствам массовой коммуникации и в этих целях всячески поддерживает издание журнала «Вестник российской нации» (издается с сентября 2008 г.). Министерство регионального развития РФ совместно с Гильдией межэтнической журналистики с 2008 г. ежегодно проводит всероссийский конкурс на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений «СМИротворец». Среди номинаций последнего конкурса выделены также «Детские и молодежные СМИ», специальной номинацией этого года стала номинация «Миграция в XXI в.».
Огромное количество трудовых мигрантов (в ряде районов их количество превышает общую численность местных жителей), их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества признаются одной из ключевых проблем в сфере межэтнической коммуникации современной России. По данным социологических опросов, «проблема миграции за последний год переместилась с четвертого места в рейтинге на первое. Людей, негативно относящихся к мигрантам, за 4 месяца стало почти в 2 раза больше» [1, с. 2]. Любой повод — от мелкой ссоры до террористического акта в условиях неравномерного экономического развития наряду с накопившимися серьезными социальными и культурными противоречиями может стать катализатором агрессии против мигрантов.
о Ключевую роль в этом процессе, несомненно, играют политики. «Национализм ^ стали использовать как товар — для обмена на голоса» [1, с. 2], — говорит доктор ^ исторических наук С. Абашин. Проблема незаконной миграции обсуждается сего-ЕЗ дня практически на всех возможных уровнях, о ней говорят представители самых ^ разных партий. ЛДПР недавно подготовила законопроект, предполагающий смертную казнь для мигрантов, совершивших на территории России тяжкие и особо о тяжкие преступления1. Эта инициатива нашла поддержку и у КПРФ. Депутаты по-о следней в свою очередь внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, пред-< полагающий обязательное получение рабочих виз для мигрантов из ближнего за-с рубежья. Во время предвыборной кампании на пост столичного градоначальника х за введение визового режима выступали также мэр Москвы С. Собянин и оппози-2 ционер А. Навальный.
н- За последнее время произошло значительное ужесточение миграционного за-^ конодательства. В 2012 г. был принят закон о тестировании мигрантов на знание с русского языка. С 2014 г. приезжие трудовые мигранты вместо теста по русскому языку будут сдавать единый экзамен, который предусматривает вопросы по русскому языку, истории и основам права (подобная практика существует во многих странах, но в России, как замечают эксперты [2], может стать еще одним направлением для развития коррупции).
По мнению Министерства образования и науки и Федеральной миграционной службы (ФМС), эта мера поможет снизить поток низкоквалифицированной рабочей силы. С этой же целью в августе 2013 г. были приняты поправки в российское миграционное законодательство, по которому в Москве, Подмосковье, Ленинградской области и Санкт-Петербурге значительно повышаются штрафные санкции для нелегальных мигрантов.
В 2015 г. в России может появиться «электронное удостоверение личности мигранта». Сейчас вопрос его создания и внедрения прорабатывает ФМС. Правительство также готовит изменения в законодательство, которое может «закрепить» правило, по которому иностранцы, имеющие право въезжать в РФ без виз и разрешения на работу, смогут пребывать в стране не больше 90 суток «в пределах полугодового периода» [4]. Кроме того, депутаты и ФМС в этом году приступили к разработке Миграционного кодекса, в котором планируют объединить все законодательные акты, касающиеся проблем миграции (сейчас сферу миграционных отношений регулируют более 800 нормативно-правовых актов).
Однако очевидно, что только силового противодействия (непосредственная ликвидация, уголовное и административное преследование) со стороны государства в отношении экстремистских проявлений в обществе недостаточно, полезно также:
• создание специального тематического интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, посвященного проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей;
• поддержка молодежных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодежных проблем; с другой стороны, необходимо также мигрантам показать, что они тоже могут успешно войти в новую среду. Так, в Москве набирает обороты инициатива ассоциации молодежи Дагестана «Успех по-кавказски». Известные уроженцы северокавказских республик и просто успешные люди делятся своим опытом с дагестанской
1 При этом один из основных тезисов националистов, утверждающих, что за тяжкими преступлениями, в частности убийствами, чаще всего стоят мигранты, опровергает недавнее исследование сотрудников Европейского университета в Санкт-Петербурге... Так, наиболее типичными преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами, оказалась подделка документов (36,8% всех преступлений, совершенных гражданами СНГ, и 32,8% — совершенных гражданами других стран) [5].
молодежью на еженедельных встречах. Они хотят показать обществу «другого о дагестанца»: трудолюбивого, честного, который хочет реализовать себя в рос- ^ сийском обществе; ^
• работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти опреде- Е^ ленное обучение, для того чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую ^ антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе. Например,
в одном из техникумов Калининградской области бывшие хулиганы теперь сами о следят за порядком в учебном заведении и общежитии. «Трудные подростки о сами перевоспитываются с удвоенной скоростью, пресекая чужие проделки и в < самом учебном заведении, и в общежитии. Больше того, особую дружину уже ^ приглашают на городские мероприятия, где они помогают оберегать покой тем, х с кем раньше конфликтовали»1; 2
• кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилак- н-тики молодежного экстремизма. Глава комитета Госдумы по делам националь- ^ ностей Г. Сафаралиев высказал идею о необходимости в стране этнополитиков — щ чиновников, «имеющих определенный объем знаний, необходимых в полиэтничном обществе, которые понимали бы процессы и знали историю народов России, обладали бы методиками, позволяющими сплачивать этносы и проводить такую политику в полиэтничных городах»2. О том, что стране не хватает специалистов в области межнациональных отношений, заявил и замглавы президентской Администрации М. Магомедов. Кроме этого, необходимо также развивать институт социальной работы до должного уровня, чтобы проводить профилактику в таком новом ключе, как экстремизм;
• постоянное проведение мониторинга состояния межэтнических отношений в различных регионах страны, создание технологий изучения молодежного экстремизма, исследование динамики его изменений. Власти недавно задались этим вопросом — Правительству России до 1 февраля 2014 г. поручено проработать вопрос создания системы мониторинговых центров.
В рамках решения межэтнических проблем сегодня активно обсуждается и проблема адаптации мигрантов в обществе. 13 ноября 2013 г. Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект о господдержке некоммерческих организаций (НКО), которые участвуют в социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Комитет по социальному развитию Петербурга объявил конкурс для НКО, которые реализуют программы развития межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов нашей страны.
Однако, по мнению экспертов, крайне сомнительно, что эта инициатива может изменить напряженную миграционную ситуацию в стране. С одной стороны, «во-первых, у НКО не очень большой потенциал из-за того, что как институт гражданского общества они влачат довольно жалкое существование и, соответственно, в этих организациях очень мало специалистов, которые могли бы работать с мигрантами. Вторая причина — есть серьезная опасность, что многими НКО движет чисто финансовый мотив „дайте нам денег, а мы поможем". Учитывая первое обстоятельство, это способно дискредитировать идею. Третье, мы прекрасно знаем, что среди множества российских НКО есть большая доля фантомных организаций,
1 В Калининградской области бывшие хулиганы теперь сами следят за порядком в техникуме и общежитии // Другие новости: Информационная передача Первого канала. 2013. 14 ноября. 14:03: [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/news/other/246123 (дата обращения: 24.11.2013).
2 Глава комитета Госдумы по делам национальностей поддержал идею воспитания этнополитиков // IslamRF.Ru: Информационно-аналитический портал: [Электронный ресурс]. URL: http://www.islamrf. ru/news/rusnews/russia/30040/ (дата обращения: 24.11.2013).
о которые созданы властями»1, — считает заведующий сектором изучения миграци-
^ онных и интеграционных процессов Института социологии РАН В. Мукомель.
^ Проблема усложняется и тем, что пока мигранту сложно смотреть на предста-
ЕЗ вителей коренного населения как на равных: приезжий вынужден работать на не-
^ популярной работе и получать меньшую зарплату. Никакие «толерантные» культурные и праздничные мероприятия не заставят уважать его местные нормы и обычаи,
о если он видит это деление на «своих» и «чужих». В апреле 2013 г. петербургские
СО с,
о журналисты провели исследование и выяснили2, что в ресторанах наем «расово < корректных» официантов является весьма расхожей практикой. Также часто встре-с чается и отказ нанимать официантов-кавказцев и мигрантов. Еще пример: в по-х следнее время в армию кавказцев брать начали, хотя и ограниченно. А вот в МВД 2 есть негласная позиция, согласно которой принимать их нельзя. н- Очевидно, что все предпринятые властью усилия, вложенные ресурсы, окажутся ^ тщетными, если не искоренить главную причину ксенофобии и этнического экс-1= тремизма — комплекс социальных проблем, включающий в себя проблемы социального неравенства, уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда и т. д. Например, в Скандинавии сегодня проживает довольно много мусульман: норвежцев и шведов в первом и во втором поколениях, но никаких межнациональных конфликтов там нет, как и негативной реакции на их присутствие. Не потому ли, что в одной из самых богатых и развитых стран — Норвегии — благополучными себя чувствуют все? «Российский национализм не расцвел бы таким буйным цветом, если б не социальное неравенство. Соответственно, бороться с этой напастью надо, создавая комфортную среду своим гражданам, и тогда они перестанут искать в мире врагов» [1, с. 2], — пришли к единому мнению ученые на круглом столе, посвященном национализму.
Основные действия по снижению этнического экстремизма должны быть ориентированы на обоих субъектов межэтнической коммуникации — прежде всего на молодежь как основной активный субъект экстремистских действий и на мигрантов — объект таких противоправных действий. С одной стороны, необходимо предпринять усилия по оптимизации социальной среды, в которой находятся молодые люди, создавать условия для их социальной востребованности. С другой стороны, необходима защита прав мигрантов, нужно трудоустраивать и защищать на равных местных и приезжих, не только объяснять всем, как они должны себя вести (в этом и видят недостаток современных реализуемых программ). «Уравнивание» прав трудовых мигрантов приведет к тому, что работодателю станет невыгодно привлекать на работу «полурабов», вследствие чего поток нелегальной трудовой миграции может заметно снизиться. Например, сейчас, по заявлению руководителя представительства ФМС России в Киргизии В. Филиппова3, разрешение на работу в России имеет только четвертая часть всех киргизских трудовых мигрантов.
С другой стороны, сами мигранты, включившись в правовое поле, будут более уверенно чувствовать себя в чужеродном обществе. Сегодня даже если они под-
1 Эксперт РАН: Начинать адаптировать мигрантов через НКО нужно на местном уровне // Национальный акцент: Медиа-проект Гильдии межэтнической журналистики: [Электронный ресурс]. URL: http://nazaccent.ru/content/9731-ekspert-ran-nko-ne-pomogut-adaptacii.html (дата обращения: 24.11.2013).
2 Им нужна работа, а не программы по развитию толерантности // Ok-inform.ru: Новостной портал: [Электронный ресурс]. URL: http://ok-inform.ru/kachestvo-zhizni/2616-pp-im-nuzhna-rabota-a-ne-programmy-po-razvitiyu-tolerantnosti.html (дата обращения: 24.11.2013).
3 ФМС: только четверть мигрантов из Киргизии работают в РФ // РИА Новости: Ин-форм. агентство: [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/society/20131029/973310442. html 13851102230473&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration (дата обращения: 24.11.2013).
вергаются насилию, нелегальные мигранты, как правило, не обращаются в органы внутренних дел. А это чревато новыми экстремистскими действиями со стороны скинхедов (так как они чувствуют свою безнаказанность).
«Уравнивание» прав трудовых мигрантов предполагает прежде всего устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих коррупции. Именно коррупция подпитывает нелегальную миграцию и в свою очередь подпитывается ею. Приток бесправной рабочей силы в Россию сегодня выгоден недобросовестным бизнесменам, стремящимся выжать из иностранной полурабской рабочей силы максимум прибыли; чиновникам, получающим огромные взятки от первых; криминальным группировкам, которые рекрутируют не нашедших работу нелегальных мигрантов в свои преступные сообщества. Понятно, что коррупция — очень сложная, комплексная социально-правовая проблема и требует к себе соответствующего отношения. Это означает, что проблему искоренения этнического экстремизма, формирования межэтнической толерантности населения придется решать долго и на разных уровнях, но решить, так как от этого в конечном счете зависит и политическая стабильность страны.
Литература
1. Астафьева Н. Национализм цветет буйным цветом из-за социального неравенства // Мой район. 2013. 28 октября. С. 2.
2. Грошева О. Трудовых мигрантов призовут к ответу на экзаменационные вопросы // Коммерсантъ FM: Информ. радиостанция. 2013. 18 ноября: [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2346700?isSearch=True (дата обращения: 22.11.2013).
3. Козлов В., Туманов Г., Трифонов В. Бирюлево Погромное. Окраина Москвы нелегально выступила против мигрантов // Коммерсантъ. 2013. 14 октября. С. 1.
4. Рогозин Д. Закручивают гайки // Expert Online: Деловой общенац. аналитич. ресурс, созданный медиахолдингом «Эксперт». 2013. 14 ноября: [Электронный ресурс]. URL: http:// expert.ru/2013/11/14/zakruchivayut-gajki/ (дата обращения: 23.11.2013).
5. Туманов Г., Козлов В. Неместные для дискуссий // Коммерсантъ. 2013. 19 ноября. С. 4.
References
1. Astafyeva N. Nationalism blossoms violent color because of a social inequality [Natsionalizm tsvetet buinym tsvetom iz-za sotsial'nogo neravenstva] // My district [Moi raion]. 2013. October 28. P. 2.
2. Grosheva O. Labor migrants will call to account on examination questions [Trudovykh migrant-ov prizovut k otvetu na ekzamenatsionnye voprosy] // Kommersant FM: information radio [Kom-mersant FM: informatsionnaya radiostantsiya]. 2013. November 18: [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2346700? isSearch=True (date of the address 22.11.2013). (rus).
3. Kozlov V., Tumanov G., Trifonov V. Biryulevo Pogrom. The suburb of Moscow illegally opposed migrants [Biryulevo Pogromnoe. Okraina Moskvy nelegal'no vystupila protiv migrantov] // Kommersant. 2013. October 14. P. 1.
4. Rogozin D. To turn the screw [Zakruchivayut gaiki] // Expert Online: the business national analytical resource created by Expert media holding [Expert Online: delovoi obshchenatsional'nyi analiticheskii resurs, sozdannyi mediakholdingom «Ekspert»]. 2013. November 14: [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/2013/11/14/zakruchivayut-gajki/ (date of the address 23.11.2013). (rus).
5. Tumanov G., Kozlov V. IL local for discussions [Nemestnye dlya diskussii] // Kommersant. 2013. November 19. P. 4.
< >
о о