Максимович В. Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства / В. Ф. Максимович // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 387—400.
Maksimovich, V. F. (2016). Theoretical-Methodological Justification of Features of Training Future Artists of Traditional Applied Art. Nauchnyy dialog, 12(60): 387-400. (In Russ.).
ERIHJMk
и L R I С H ' S PlBliHHtAlS : •: ( ГСЖЧ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 378.1:745
Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства
© Максимович Валентина Фёдоровна (2016), доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Высшая школа народных искусств (институт)», президент ВШНИ (Санкт-Петербург, Россия), vshni@mail.ru.
Раскрыты категории и понятия профессионального образования в области традиционного прикладного искусства: «традиционное прикладное искусство», «народные художественные промыслы», «художник», «художественно-выразительные средства», «способы преобразования». Комментируется различие между понятиями «традиционное прикладное искусство» и «народные художественные промыслы». Определена историко-региональная и художественно-технологическая сущность традиционного прикладного искусства. Изложены теоретические положения профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Утверждается, что культурно-образовательное пространство является неотъемлемой сферой профессионального образования будущих художников и опирается на следующие принципы: (1) взаимосвязь задачи художника при создании произведения традиционного прикладного искусства и учебной задачи, которая ставится перед студентом при выполнении им художественно-творческого задания; (2) взаимосвязь между сложившейся творческой личностью художника и формирующейся творческой личностью студента; (3) взаимная проекция между методикой создания произведения искусства профессиональным художником и предлагаемой студенту методически обоснованной дорожной картой, включающей последовательность освоения студентом всех составляющих творческого процесса (от идеи — через проектную деятельность — к материализации этой идеи). Дана характеристика ступеней непрерывного профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства. Представлены перспективы исследований в области теории и практики подготовки художников традиционного прикладного искусства.
Ключевые слова: традиционное прикладное искусство; народные художественные промыслы; непрерывное профессиональное образование.
1. «Традиционное прикладное искусство» как базовая категория профессионального художественного образования
Главным для профессионального образования в области традиционного прикладного искусства является само понятие «традиционное прикладное искусство», которое мы рассматриваем как категориальное, так как оно включает в себя множественные признаки и виды традиционного прикладного искусства и используется в профессиональном художественном образовании всех уровней и по всем профилям. Категория «традиционное прикладное искусство» представляется как искусство, передающее регионально-исторические художественно-технологические традиции и сохраняющее актуальность в современном социуме. Это искусство укоренено в историческом прошлом, но в настоящее время представление о нем довольно размыто, поэтому оно неоднозначно понимается не только молодежью, но и старшим поколением.
В то же время очевидно, что отличие традиционного прикладного искусства от многих других видов искусства состоит в его возможностях воспитывать чувство Родины, чувство своей земли, своей семьи, истинного родового смысла, а не вообще чего-то абстрактного [Некрасова, 1983, с. 208]. Неслучайно одним из ключевых понятий исследуемой сферы является понятие «народные художественные промыслы», в содержание которого заложено представление о ручном художественном труде [Разина, 1970, с. 10—11; Зиновьева, 2007]. Этот тип труда можно дифференцировать по объёму вложения сил и необходимому уровню профессиональной подготовки на две разновидности:
1) примитивные художественные ремёсла, являющиеся наследием исторического прошлого нашего народа, имеющие достаточно широкое распространение в России и не требующие длительного профессионального обучения;
2) высокохудожественное традиционное прикладное искусство, возрождение и развитие которого не только требует высокого уровня профессиональной подготовки, развитого креативного мышления и длительного периода материализации художественной идеи, но и немыслимо без владения материаловедением, композицией, проектированием, моделированием, конструированием, технологией, высоким исполнительским мастерством, а также видением востребованности этого направления искусства в современном мире.
Каждый из этих видов ручного художественного труда имеет свои особенности. В сфере примитивных художественных ремесел создаются поделки и простые изделия сувенирного назначения, например,
расписные матрешки, игрушечные поделки, изделия из лозы (корзины) и т. д.
В сфере высокохудожественного традиционного прикладного искусства создаются произведения, которые соотносятся с конкретными регионами их возникновения, возрождения и развития:
1. Лаковая миниатюрная живопись: холуйская лаковая миниатюрная живопись (темперная); палехская лаковая миниатюрная живопись (темперная); мстёрская лаковая миниатюрная живопись (темперная); федоскинская лаковая миниатюрная живопись (масляная).
2. Художественное кружевоплетение: вологодское; елецкое; михай-ловское (рязанское); вятское (кировское); киришское.
3. Художественная вышивка (более 80 видов): ивановская строчка; владимирские верхошвы; мстерская белая гладь; нижегородский гипюр; крестецкая строчка; кадомский вениз; калужская перевить; торжокское золотное шитье; вологодские стекла; различные виды гладьевых вышивок и т. д.
4. Богородская резьба по дереву, включающая как мелкую пластику, так и более укрупненные деревянные садовые скульптуры.
5. Декоративная роспись: тагильская роспись по металлу и дереву; московское письмо; жостовская роспись по металлу.
6. Художественный металл.
7. Косторезное искусство: ломоносовская резьба по кости; тобольская резьба по кости и др.
Все произведения высокохудожественного традиционного прикладного искусства отражают многовековые художественно-колористические и конструктивно-технологические регионально-исторические традиции.
2. Понятийное поле профессионального образования в области традиционного прикладного искусства
Сохранение высокохудожественного традиционного прикладного искусства является абсолютно необходимым, при этом очевидно, что в условиях обязательного сохранения регионально-исторических художественно-технологических традиций требуется его современное развитие поколениями новых художников, что возможно только через систему непрерывного профильного профессионального образования. Следовательно, взаимосвязь и взаимозависимость понятий «традиционное прикладное искусство» и «профессиональное образование» очевидна.
К важным понятиям художественной собственно-творческой деятельности как составляющей традиционного прикладного искусства относятся:
— художник — человек, существование которого определяется художественно-профессиональной деятельностью и предполагает наличие способностей, знаний регионально-исторических и художественно-технологических традиций, умений исполнительского и копийного высокохудожественного мастерства и проектно-художественных навыков в кон -кретном виде традиционного прикладного искусства, что позволяет ему соответствовать требованиям художественно-творческой деятельности в этом виде искусства через создание художественно-творческих высокопрофессиональных произведений искусства;
— базовая основа — практическая, включающая исходный материал, соответствующий конкретному виду традиционного прикладного искусства, и теоретическая, включающая регионально-исторические и художественно-технологические традиции, колористические и конструктивные особенности;
— произведение конкретного вида традиционного прикладного искусства как результат собственно творческой деятельности художника с учетом базовой основы;
— художественно-выразительные средства, характерные для каждого конкретного вида традиционного прикладного искусства и являющиеся гарантом превращения базовой основы в произведение искусства;
— способы преобразования базовой основы в произведение традиционного прикладного искусства с применением художественно-выразительных средств, особых для каждого конкретного вида традиционного прикладного искусств;
— условия — содержание требований к собственно творческой деятельности художника, способного на создание произведения конкретного вида традиционного прикладного искусства.
При этом важным условием художественной собственно творческой деятельности являются способности студентов и преподавателей, которые, по мнению С. Л. Рубинштейна, проявляются в деятельности и в ней же формируются [Рубинштейн, 2007, с. 466—467]. Нужно отметить, что условия проявления этих способностей в области традиционного прикладного искусства недостаточно изучены.
3. Профильная подготовка студентов в области традиционного прикладного искусства
В настоящее время с уверенностью можно сказать, что подготовка специалистов в области традиционного прикладного искусства долж-
на быть организована в профильном высшем образовании по каждому виду этого искусства, поскольку это необходимое условие для подготовки художников, способных создавать высокохудожественные произведения [Гусева, 2014; Лапшина, 2009; Носань, 2014]. При этом содержание профильного профессионального образования в конкретном виде традиционного прикладного искусства в учебном процессе должно полностью соотноситься с историко-региональной и художественно-технологической сущностью этого вида традиционного прикладного искусства.
Об истории профессиональной подготовки мастеров-исполнителей и мастеров-художников непосредственно в регионально-исторических центрах народных художественных промыслов до середины двадцатого века свидетельствуют многие теоретические и исторические источники, которые подтверждают наличие таких распространенных форм обучения, как ученичество при мастере и семейное обучение [Агапова, 2009].
Позднее в конце XIX века появились профессиональные школы, где велась подготовка мастеров по изготовлению изделий народных художественных промыслов. Деятельность этих профессиональных школ стала основой для создания на их базе художественных училищ в исторических центрах конкретных видов народных художественных промыслов. До начала XXI века именно эти средние и начальные профессиональные учебные заведения, расположенные в центрах народного искусства, являлись поставщиками кадров для существовавших государственных предприятий народных художественных промыслов в этих же центрах. К их числу относились Федоскинское художественно-промышленное училище, Холуйское художественное училище лаковой миниатюрной живописи имени Н. Н. Харламова, Мстерское художественное училище лаковой миниатюрной живописи имени Ф. А. Модорова, Богородское училище художественной резьбы по дереву, Сергиев-Посадский колледж игрушки, Красносельское училище художественной обработки металла, Уральское училище искусств, Московское училище прикладного искусства, Семеновское училище хохломской росписи и т. д.
Научные исследования в области традиционного прикладного искусства и образования выявили ряд нерешенных важных проблем, среди которых обоснование роли и сущности носителя конкретного вида традиционного прикладного искусства — именно носителя — высокопрофессионального художника, который создает произведения искусства и одновременно через результаты собственно-художественного творчества
приобщает окружающих к этому искусству [Федотова, 2011; Лапшина, 2009; Носань, 2014].
4. Основные положения профессионального образования в области традиционного прикладного искусства
Изучение культурно-образовательного пространства, среды обучения и путей создания произведения искусства позволило выявить следующие теоретические положения:
(1) выпускники профессионального учебного заведения создают интеграционное художественно-творческое пространство как сообщество состоявшихся художников в конкретном виде традиционного прикладного искусства, которые должны защищать профессию, критерии искусства, свою мораль, свою этику;
(2) культурно-образовательное пространство является неотъемлемой сферой профессионального образования будущих художников и опирается на следующие принципы:
— взаимосвязь задачи художника при создании произведения традиционного прикладного искусства и учебной задачи, которая ставится перед студентом при выполнении им художественно-творческого задания;
— взаимосвязь между сложившейся творческой личностью художника как носителя этого искусства, автора идеи и творческого исполнителя, материализующего собственную художественно-творческую идею в виде произведения конкретного вида традиционного прикладного искусства, и формирующейся творческой личностью студента, будущего носителя и хранителя знаний в области этого искусства, также через собственную идею, проектную деятельность, которая осуществляется как промежуточный, но необходимый учебно-творческий процесс на занятиях по композиции и проектированию, при этом материализацию своей идеи учащиеся осуществляют в конкретном произведении на учебных занятиях по исполнительскому мастерству;
— взаимная проекция между методикой создания произведения искусства профессиональным художником и предлагаемой студенту методически обоснованной дорожной картой, включающей последовательность прохождения студентом всех этапов и освоения всех составляющих творческого процесса (от идеи — через проектную деятельность — к материализации этой идеи), обеспечивающей получение запланированного результата — создание произведения конкретного вида традиционного прикладного искусства через непосредственное участие в процессе возрождения, изучения и внедрения исторических художественно-техно-
логических традиций; в дальнейшем предполагается активное включение выпускника вуза в деятельность по сохранению и развитию этого искусства.
Анализ исторических и современных научных исследований И. Э. Агаповой [Агапова, 2009], Г. Земпера [Земпер, 1970], В. Н. Колобова, Е. В. Сайфулиной, С. Ю. Камневой [Колобов и др., 2016], Е. А. Лапшиной [Лапшина, 2009], Т. Е. Лончинской [Лончинская, 2014], М. А. Некрасовой [Некрасова, 1983], Т. М. Носань [Носань, 2014], Т. М. Разиной [Разина, 1970], О. В. Федотовой [Федотова, 2011] подтвердил, что основные особенности каждого вида традиционного прикладного искусства являются базовыми принципами и для профессионального образования в конкретной области этого искусства, в том числе:
— синкретичность как единство эстетики, сущности, смысла, художественно-творческой идеи, колористических и конструктивных решений в каждом конкретном виде традиционного прикладного искусства;
— обязательная передача исторических художественно-технологических традиций конкретного вида традиционного прикладного искусства будущим поколениям художников;
— сохранение художественных традиций каждого конкретного вида традиционного прикладного искусства, которые охватывают вековые исторические периоды;
— коллективный характер труда, включающий исторический художественно-творческий опыт всех предшествующих поколений художников;
— регионально-историческая и художественно-технологическая соотнесенность с местом возникновения, возрождения и развития конкретного вида традиционного прикладного искусства.
В настоящее время ввиду низкого качества выпускаемых предприятиями изделий народных художественных промыслов существует невостребованность этих изделий и дискредитация традиционного прикладного искусства. Отсюда следует очевидная необходимость подготовки художников, способных не только на копирование, но и на возрождение, сохранение и развитие конкретного вида народных художественных промыслов и как результат — на проектирование и создание высокохудожественных произведений, востребованных в современном социуме, а также способных доказывать уникальность традиционного прикладного искусства и вселять гордость за народ, создавший великие произведения искусства.
В России только в Высшей школе народных искусств осуществляется непрерывная профессиональная подготовка специалистов, бакалавров,
магистров и ученых в области более чем 12 конкретных видов традиционного прикладного искусства; имеется 8 филиалов в центрах бытования народных промыслов, что может служить гарантом восстановления, сохранения и развития регионально-исторических художественно-технологических традиций.
5. Перспективы развития профессионального образования в области традиционного прикладного искусства
Для эффективного развития профессионального обучения в области традиционного прикладного искусства важно интегрированно осуществлять исследования в следующих направлениях:
— эстетического конструктивно-ассортиментного поиска в каждом конкретном виде традиционного прикладного искусства и освещения проблемных художественно-конструктивных вопросов в научных журналах, на научно-практических мероприятиях профессионального образования;
— повышения профессионально-художественного уровня художника;
— ориентации художника на высокий потребительский уровень не только в России, но и за рубежом;
— динамики формирования у потребителя представлений о духовно-исторических ценностях, уникальном высокохудожественном рукотворном мастерстве художника определенного направления в искусстве с учетом регионально-исторических традиций и особенностей развития конкретного вида традиционного прикладного искусства;
— утверждения регионально-исторических, художественно-технологических, конструктивных и колористических традиций как необходимого и важнейшего связующего звена прошлого с настоящим с акцентом на прошлое: наследие, обычаи, нормы, взгляды, вкусы, эстетическую ценность и т. д.
Реализация данных исследований возможна прежде всего в сфере непрерывного профессионального образования, которое мы понимаем как образовательный процесс по развитию профессионального потенциала будущего художника в конкретном виде традиционного прикладного искусства и непосредственно в историческом центре возникновения, бытования и развития этого искусства, который обеспечивается системой последовательного образования «детская художественная школа — колледж — вуз (бакалавриат) — вуз (магистратура) — вуз (аспирантура)» [Высшая школа ..., 2014, с. 6—30].
При этом детская художественная школа — базовая общехудожественная ступень. В ней у детей закладываются основы понимания народного
прикладного искусства, они делают первые шаги в художественном творчестве.
Колледж — первая ступень профессионального образования, где происходит обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, связанным с конкретным видом традиционного прикладного искусства. Студенты изучают основы предметно-профессиональной художественно-творческой деятельности в выбранной будущей профессии, осваивают значение базовых категорий и понятий.
В высшем учебном заведении на уровне бакалавриата (вторая ступень профессионального образования) осуществляется подготовка по образовательным программам конкретных профилей (видов) традиционного прикладного искусства. При этом будущие бакалавры познают особенности проектирования, моделирования, колористики и конструирования художественных изделий конкретного вида традиционного прикладного искусства; создают собственные творческие проекты.
На третьей ступени профессионального образования — научной художественно-творческой — осуществляется подготовка магистров по образовательным программам, соотнесенным с будущей высокопрофессиональной деятельностью в традиционном прикладном искусстве, не только как художников, но и как исследователей и научных аналитиков современного состояния и возможностей перспективного развития традиционного прикладного искусства.
Четвертая ступень профессионального образования в области традиционного прикладного искусства осуществляется по научной специальности аспирантуры в соответствии с выбором магистра как состоявшегося художника. Подготовка в аспирантуре проводится по научным специальностям в области педагогических, искусствоведческих, технологических наук, связанных с разработкой нового знания в традиционном прикладном искусстве.
Существуют объективные исторические, социальные, экономические, профессиональные факторы, влияющие на процесс получения непрерывного профессионального образования в этой области каждой отдельной личностью:
— сущность конкретного вида традиционного прикладного искусства, соотнесенная с регионально-историческим центром его возникновения, возрождения и развития и степенью востребованности этого вида искусства в современном социуме;
— социально-экономическое обеспечение будущей профессиональной деятельности выпускника учебного заведения;
— условия, определяющие будущую профессию художника, в том числе его компетенцию (см. об этом: [Амиргазин, 2012; Долгих, 2008; Сухарев, 2013]), призвание и художественно-творческую карьеру;
— восприятие данного вида традиционного прикладного искусства выпускником как неотъемлемой части собственной судьбы;
— содействие государства развитию культурного потенциала и поддержка регионально-исторических центров традиционного прикладного искусства;
— состояние предприятий как места будущей профессиональной деятельности;
— доступность культурных ценностей для детей и подростков, проживающих непосредственно в центрах народных художественных промыслов, способствующая проявлению интереса к традиционному прикладному искусству;
— степень эстетичности художественно-образовательной среды всех учебных заведений, составляющих систему непрерывного профессионального образования или включенных в нее;
— социально-культурная среда непосредственно в месте бытования традиционного прикладного искусства — центра народных художественных промыслов.
Есть и субъективные факторы, способствующие выбору непрерывного профессионального образования в конкретном виде традиционного прикладного искусства:
— поэтапные текущие личные успехи в освоении дисциплин учебного плана; взаимоотношения с преподавателями как носителями этого искусства и с сокурсниками;
— способность обучаемого не только к копийной (репродуктивной) или исполнительской деятельности в процессе обучения, но и к учебно-творческой, проектной как результату интегрированной творческой деятельности студента и преподавателя, сумевшего создать атмосферу созидания, творчества на учебных занятиях, где студент — созидатель;
— культурно-досуговая, выставочная деятельность учебного заведения, способствующая активной внеучебной деятельности студента;
— интерес обучающегося (абитуриента) к традиционному прикладному искусству и желание заниматься конкретным его видом;
— умение обучаемого объяснить сущность художественного замысла созданной им работы, используемые художественно-выразительные средства, последовательность и особенности технологии выполнения.
6. Выводы
Современное образование в области традиционного прикладного искусства опирается на исторически сложившееся подходы и принципы создания произведений искусства в данной области, среди которых сохранение исторических художественно-технологических традиций кон -кретного вида традиционного прикладного искусства, исторического художественно-творческого опыта предшествующих поколений художников, регионально-исторической связи с местом возникновения, возрождения и развития определенного вида традиционного прикладного искусства и т. д. В то же время современное массовое производство произведений декоративно-прикладного искусства обесценивает их, и, как следствие, наблюдается утрата интереса со стороны как старшего, так и младшего поколения людей. В связи с этим видится актуальной выработка новых подходов к обучению высокопрофессиональных художников, которые способны на создание высокохудожественных произведений, отражающих уникальность разных видов традиционного прикладного искусства и востребованных современном обществом.
Таким образом, система непрерывного образования в области конкретных видов традиционного прикладного искусства является объективной и необходимой реальностью, но требует дальнейшего теоретико-практического осмысления и претворения в жизнь в каждом конкретном регионально-историческом центре.
Литература
1. Агапова И. Э. Формы профессионального образования в народных художественных промыслах России [Электронный ресурс] / И. Э. Агапова // Педагогика искусства. — 2009. — № 2. — Режим доступа : http://www.art-education.ru/sites/ default/files/journal_pdf/agapova_iya_eduardovna.pdf.
2. Амиргазин К. Ж. Инновационные процессы в художественном образовании / К. Ж. Амиргазин, С. Р. Удалов // Омский научный вестник. — 2012. — № 2. — С. 220—222.
3. Высшая школа народных искусств : инновационная модель непрерывного профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ, 2014. — 112 с.
4. Гусева П. В. Специфика обучения мастерству будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе / П. В. Гусева // Высшая школа народных искусств : инновационная модель непрерывного профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ. —2014. — С. 81—85.
5. ЗемперГ. Практическая эстетика / Г. Земпер. — Москва : Искусство, 1970. — 320 с.
6. Зиновьева М. В. Роль художественного образования в сохранении народных традиций / М. В. Зиновьева // Научные исследования в образовании. — № 6. — 2007. — С. 36—42.
7. Долгих Н. Н. Возможности художественного образования в контексте ком-петентностного подхода / Н. Н. Долгих // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — № 3 (4).— 2008. — С. 101—109.
8. Колобов В. Н. Проектирование / В. Н. Колобов. — Санкт-Петербург : ВШНИ, 2016. — 40 с.
9. Лапшина Е. А. Профессиональное образование в художественном кружево-плетении / Е. А. Лапшина. — Санкт-Петербург. — 2009. — 163 с.
10. Лончинская Т. Е. Содержание профессионального обучения студентов реновации произведений искусства кружевоплетения / Т. Е. Лончинская // Высшая школа народных искусств : инновационная модель непрерывного профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ.— 2014. — С. 91—96.
11. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры / М. А. Некрасова. — Москва : Изобразительное искусство, 1983. — 344 с.
12. Носань Т. М. Содержание профессионального обучения технологии художественной вышивки художников-мастеров / Т. М. Носань // Высшая школа народных искусств : инновационная модель непрерывного профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ, 2014. — С. 85—91.
13. Разина Т. М. Русское народное творчество / Т. М. Разина. — Москва : Изобразительное искусство, 1970. — 254 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2007. — 713 с.
15. Сухарев А. И. О реализации компетентностного подхода в художественном образовании / А. И. Сухарев // Омский научный вестник. — 2013. — № 1 (115). — С. 127—130.
16. Федотова О. В. Современные проблемы профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства / О. В. Федотова // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2011. — № 11.— С. 45—51.
Theoretical-Methodological Justification of Features of Training Future Artists of Traditional Applied Art
© Maksimovich Valentina Fyodorovna (2016), Doctor of Education, professor, member of Russian Academy of Education, Higher School of Folk Arts (Institute), president of Higher School of Folk Arts (Saint Petersburg, Russia), vshni@mail.ru
The categories and concepts of professional education in the field of traditional applied art are revealed: "traditional crafts," "folk art," "artist," "artistic and expressive means," "methods of transformation." The difference is commented between the concepts of "traditional crafts" and "folk art." Historical-regional and artistic-technological essence of traditional crafts is revealed. The theoretical status of professional education in the field of traditional applied art is stated. It is argued that cultural-educational space is an essential field of professional training of future artists and is based on the following principles: (1) the relationship of the artist's aim when creating works of traditional applied art and academic task that is given to the student in fulfilling artistic and creative tasks; (2) the relationship between the creative personality of the artist and the emerging creative personality of the student; (3) the mutual projection between the methods of creation of works of art by a professional artist and methodologically proved road map offered to the student with the sequence of development by a student of all components of the creative process (from idea through project activities — to the materialization of this idea). The characteristic of stages of continuous professional education in the field of traditional applied art is given. The prospects of research in the field of the theory and practice of training artists in traditional crafts are presented.
Key words: traditional arts and crafts; folk art; continuing professional education.
References
Agapova, I. E. 2009. Formy professionalnogo obrazovaniya v narodnykh khudozhest-vennykh promyslakh Rossii. Pedagogika iskusstva, 2. Available at: http:// www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/agapova_iya_eduardo-vna.pdf. (In Russ.).
Amirgazin, K. Zh., Udalov, S. R. 2012. Innovatsionnyye protsessy v khudozhestvennom obrazovanii. Omskiy nauchnyy vestnik, 2: 220—222. (In Russ.).
Dolgikh, N. N. 2008. Vozmozhnosti khudozhestvennogo obrazovaniya v kontek-ste kompetentnostnogo podkhoda. Vestnik Tomskogo gosudarstvenno-go universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya, 3 (4): 101—109. (In Russ.).
Fedotova, O. V. 2011. Sovremennyye problemy professionalnogo obrazovaniya v sfere traditsionnogo prikladnogo iskusstva. Almamater (Vestnik vysshey shko-ly), 11: 45—51. (In Russ.).
Guseva, P. V. 2014. Spetsifika obucheniya masterstvu budushchikh khudozhnikov palekhskoy ikonopisi v vysshey professionalnoy shkole. In: Maksimo-vich, V. F. (ed.) Vysshaya shkola narodnykh iskusstv: innovatsionnaya model' nepreryvnogoprofessionalnogo obrazovaniya: kollektivnaya mono-grafiya. Sankt-Peterburg: VShNI. 81—85. (In Russ.).
Kolobov, V. N. 2016. Proyektirovaniye. Sankt-Peterburg: VShNI. (In Russ.).
Lapshina, E. A. 2009. Professionalnoye obrazovaniye v khudozhestvennom kruzhevople-tenii. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
Lonchinskaya, T. E. 2014. Soderzhaniye professionalnogo obucheniya studentov renova-tsii proizvedeniy iskusstva kruzhevopleteniya. In: Maksimovich, V. F. (ed.) Vysshaya shkola narodnykh iskusstv: innovatsionnaya model' nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peter-burg: VShNI. 91—96. (In Russ.).
Maksimovich, V. F. (ed.) 2014. Vysshaya shkola narodnykh iskusstv: innovatsionnaya model' nepreryvnogoprofessionalnogo obrazovaniya: kollektivnaya mono-grafiya. Sankt-Peterburg: VShNI. (In Russ.).
Nekrasova, M. A. 1983. Narodnoye iskusstvo kak chast' kultury. Moskva: Izobrazitel-noye iskusstvo. (In Russ.).
Nosan', T. M. 2014. Soderzhaniye professionalnogo obucheniya tekhnologii khudoz-hestvennoy vyshivki khudozhnikov-masterov. In: Maksimovich, V. F. (ed.) Vysshaya shkola narodnykh iskusstv: innovatsionnaya model' nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peter-burg: VShNI. 85—91. (In Russ.).
Razina, T. M. 1970. Russkoye narodnoye tvorchestvo. Moskva: Izobrazitelnoye iskusstvo. (In Russ.).
Rubinshteyn, S. L. 2007. Osnovy obshchey psikhologii. Sankt-Peterburg: Piter. (In Russ.).
Sukharev, A. I. 2013. O realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v khudozhestvennom obrazovanii. Omskiy nauchnyy vestnik, 1 (115): 127—130. (In Russ.).
Zemper, G. 1970. Prakticheskaya estetika. Moskva: Iskusstvo. (In Russ.).
Zinovyeva, M. V. 2007. Rol' khudozhestvennogo obrazovaniya v sokhranenii narodnykh traditsiy. In: Nauchnyye issledovaniya v obrazovanii, 6: 36—42. (In Russ.).