С.А. Лебедев,
начальник Главного управления вневедомственной охраны МВД России, кандидат технических наук
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ МВД РОССИИ В 2013 ГОДУ:
ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
За годы своей деятельности служба вневе -домственной охраны приобрела богатейший опыт и стала одной из наиболее востребован -ных и технически оснащенных структур в сис -теме МВД России. Мобильность наших подраз -делений, их высокая вооруженность современ-ными техническими комплексами, профессионализм сотрудников позволяют решать слож-ные и ответственные задачи по надежной защи -те имущественных интересов физических и юридических лиц, противодействию преступле -ниям, охране общественного порядка и обеспе -чению общественной безопасности, усилению антитеррористической устойчивости охраняе-мых объектов.
В условиях продолжающегося реформирования МВД России постоянный мониторинг и анализ результатов служебной и финансовохозяйственной деятельности позволили выявить дополнительные резервы улучшения нашей дея -тельности, сформулировать направления ее совершенствования, которые недавно закреплены в Концепции развития подразделений вневедомст -венной охраны полиции территориальных орга-нов МВД России на среднесрочную перспективу (2014—2016 гг.), утвержденной приказом МВД России от 18 марта 2014 г. № 159.
Меры, направленные на дальнейшее развитие службы, на решение задач, поставленных руководством страны перед органами внутренних дел, активно реализовывались и в прошедшем году. В 2013 г. ГУВО МВД России проведена значительная нормотворческая работа по совершенствованию правового поля обеспечения имущественной безопасности и осуществления охранной деятельности. В частности, подготовлены и изданы 55 нормативных правовых актов различного уровня, в том числе два постановления Правительства Российской Федерации и 53 приказа МВД России, два из них — совместные (с Минтрансом России и ФСКН России). Необходимо отметить, что 34 нормативных правовых акта были разраб отаны Главком в инициативном порядке.
В рамках международного сотрудничества в феврале 2013 года при участии первого заместителя Министра внутренних дел Рос -сийс кой Федер ации генер ал-полко вник а
полиции А. В. Горового подписан Меморандум о сотрудничестве между Департаментом государственной службы охраны МВД Украины и Главным управлением вневедомственной охраны МВД России в области охраны ценных грузов, перевозимых автомобильным транс -портом.
В соответствии с решением руководства МВД России в целях обеспечения общественно -го порядка, охраны особо важных, потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения в период подготовки и проведения XXVII Все -мирной летней универсиады 2013 года в г. Казани был сформирован сводный отряд подразделений вневедомственной охраны полиции. Возложенные на отряд задачи были выполнены в полном объеме, нарушений служебной дисциплины и законности, чрезвычайных происшествий с личным составом и на охраняемых объектах в период проведения мероприятия не допущено. Руководством МВД России, министерства внут -ренних дел по Республике Татарстан и предста -вителями организационного комитета дана высокая оценка умелым и слаженным действиям сотрудников.
Успешно выполнил свои задачи сводный отряд в г. Сочи, состоявший из 399 сотрудников вневедомственной охраны полиции из шестна-дцати субъектов Российской Федерации. Общее количество сотрудников подразделений вневе -домственной охраны полиции, выполнявших задачи по обеспечению безопасности Олимпийских Игр, в сводных отрядах полиции МВД России по охране общественного порядка составило около 1700 человек. Для участия в работе орга -нов управления в период подготовки и проведе -ния Игр (с 1 декабря 2013 года по 30 марта 2014 года) в г. Сочи было командировано семь сотрудников Главка, в том числе первый замести-
тель начальника ГУВО МВД России генерал -майор полиции А.С. Лаушкин, который был на -значен руководителем объединенного пункта безопасности горного кластера.
Подразделения вневедомственной охраны полиции во взаимодействии с подразделениями МВД России на транспорте в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г.
№ 42, утвердившего правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, обеспечивают охрану шестидесяти шести международных аэропортов и двадцати двух объектов их инфраструктуры в пятидесяти пяти субъектах Российской Федерации.
В 1150 подразделениях вневедомственной охраны полиции МВД по республикам, ГУ, УМВД России по иным субъектам Российской Федерации по планам комплексного использова -ния сил и средств территориальных органов МВД России ежесуточно выставляется более 3700 групп задержания. Для обеспечения слу-жебной деятельности групп задержания и групп немедленного реагирования используется свыше одиннадцати тысяч единиц служебных автомобилей, из них более семи с половиной тысяч оборудованы системами мониторинга подвиж-ных объектов.
В 2013 году нарядами групп задержания осуществлено более 2700000 тысяч выездов по сигналам «тревога», в том числе свыше 2300000 выездов на охраняемые подразделениями вневедомственной охраны полиции объекты, квартиры и места хранения имущества граждан, а также более 50000
— на объекты, охраняемые филиалами ФГУП «Охрана» МВД России. Кроме того, группами задержания в прошлом году осуществлено около миллиона четырехсот тысяч выездов по заданию оперативных дежурных территориальных органов МВД России. Среднее время реагирования на тревожные сообщения из охраняемых объектов, квартир, мест хранения имущества граждан составило три минуты пятьдесят секунд.
В связи с совершением (по подозрению в совершении) преступлений задержано более пятидесяти тысяч лиц. За совершение административных правонарушений в территориальные органы внутренних дел Российской Федерации доставлено более двух с половиной миллионов граждан.
В рамках полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ГУВО МВД России и территориальными органами МВД России на региональном уровне реализованы мероприятия по инспектированию подразде -лений охраны юридических лиц с особыми ус-
тавными задачами и подразделений ведомствен -ной охраны. Комиссиями МВД России и его территориальных органов на региональном уровне проведены плановые выездные проверки ФГУП «Ведомственная охрана объектов промышленности Российской Федерации», ФГУП «Связь-безопасность», ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, ОАО «Сбербанк России», ФГУП «Главный центр специальной связи», а также их структурных подразделений. Кроме того, ГУВО МВД России приняло участие в пла -новой выездной проверке ФГУП «Ведомствен-ная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», организованной ГУТ МВД России в октябре 2013 года. По итогам проверок подразделениями Главка обеспечен контроль за устранением недостатков, выявлен -ных в деятельности указанных организаций.
Подразделения вневедомственной охраны полиции принимают участие в мероприятиях по обеспечению безопасности более 22000 двухсот объектов топливно-энергетического комплекса (среди них: 79 девять гидроэлектростанций, 64 государственных районных электростанции, 266 тепловых электростанций, одна гидроаккумулирующая электростанция, 969 электроподстанций, 273 объекта передачи и сбыта электрической энергии, 127 газохранилищ, 391 нефтехранилище и 40 нефтеперерабатывающих заводов). Более чем на 100 объектах энергетики ежесуточно выставляется около трехсот постов полиции с за -действованием более шестисот сотрудников вне -ведомственной охраны. С помощью технических средств охраны обеспечивается безопасность свыше 2000 тысяч объектов. Кнопки экстренного вызова полиции установлены на 2300 объектах.
На территории четырнадцати субъектов Российской Федерации подразделениями вневедомственной охраны полиции обеспечивается безопасность и противокриминальная защищенность порядка 5000 километров магистральных трубопроводов и свыше 3500 единиц магистрального оборудования. Для выполнения договорных обязательств по охране трубопроводов привлекается почти 2000 сотрудников вневедомственной охраны. Ежесуточно задействуется 650 сотрудников, из которых более половины совместно с представителями служб безопасности собственников в 90 мобильных группах. Более 300 сотрудников ежесуточно выставляется на 78 стационарных постах.
В соответствии с требованиями МВД России в вопросах обеспечения безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств реализован комплекс мероприятий, направленных на повы -шение уровня антикриминальной, в том числе
антитеррористической, защищенности объектов МВД России. Организационная, практическая и методическая помощь со стороны ГУВО, ГУСБ и ДТ МВД России, а также мероприятия террито -риальных органов МВД России по поднятию уровня инженерно-технической укрепленности ведомственных объектов позволили значительно повысить степень их защищенности.
В соответствии с Перечнем объектов, под -лежащих обязательной охране полицией, под -разделения вневедомственной охраны полиции обеспечивают безопасность мест стоянок и (или) обслуживания судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и ра-диационными источниками в двенадцати морских портах, в которые разрешен их заход (Ар -хангельск, Большой порт Санкт -Петербург, Ви -тино, Владивосток, Дудинка, Калининград, Кандалакша, Мурманск, Певек, Приморск, Про -видения, Усть-Луга).
Согласно приказу МВД России от 29.08.2012 г. № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России», Главное управление вневедомственной охраны определе -но профильным подразделением МВД России по реализации функций учебно-научного центра профиля подготовки специалистов «Деятель-ность вневедомственной охраны», закрепленного за Воронежским институтом МВД России.
По всем направлениям реализации функ-ций учебно-научного центра между главным управлением и институтом установлено эф -фективное и плодотворное взаимодействие. Сотрудники института активно работают в составе Технического Совета, Совета охраны и научно-практических секций ГУВО МВД России, успешно решают задачи научного и методического обеспечения деятельности подраз -делений охраны, выработки перспективной технической политики. В результате такого сотрудничества существенно повысились ко -личество и, самое главное, качество и практи -ческая направленность научно -исследователь -ских работ, выполняемых учеными Воронеж -ского института МВД России по заявкам ГУ -ВО МВД России.
Среди наиболее значимых научно-практических задач, над которыми эффективно работали в прошедшем году специалисты Главного управления и института — организация применения комплексов инженерно-технических
средств систем физической защиты для охраны стоянок судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками; организация охраны стратегиче-ских объектов особой важности, повышенной
опасности и жизнеобеспечения.
В прошлом году в Воронежском институте МВД России повысили квалификацию более 300 сотрудников подразделений вневедомственной охраны. Активное участие ведущих специали-стов Главного управления в разработке примерных учебных программ и программ повышения квалификации позволило актуализировать их содержание, практическую направленность, повысить качество обучения как по очной, так и по и заочной формам, по которым ежегодный выпуск в Воронежском институте МВД России составляет 150 человек.
Наряду с определенными достижениями по основным направлениям служебной деятельно -сти Главного управления и подразделений вне -ведомственной охраны полиции в 2013 году обозначились отдельные проблемы.
В прошлом году подразделениям вневедомственной охраны полиции не удалось остановить снижение объемов охранных услуг, предоставляемых гражданам и организациям. Количество охраняемых объектов за прошедший год сократилось на 4,5 процента, количество квартир снизилось на 5,6 процента, количество мест хранения имущества граждан уменьшилось на полпроцента. Одной из причин снижения остается приведение статистических данных к реальному положению дел, но в основном — это недостаточно эффективная работа ряда подразделений вневедомственной охраны полиции.
К сожалению, несмотря на принимаемые ГУВО МВД России меры, подразделениям вневедомственной охраны полиции не удалось добиться стопроцентной надежности в обеспечении государственной охраны имущества собственников. За 2013 год на пульты централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны полиции поступило более пяти тысяч сигналов тревоги вследствие нарушения целостности периметра охраняемых объектов, квартир и мест хранения имущества граждан. Допущено четырнадцать краж из охраняемых объектов, три кражи из охраняемых квартир и одна кража из места хранения имуще ств а граждан.
Основными причинами совершения краж явились: скоротечность правонарушения, не -выполнение собственниками предписаний по технической укрепленности объектов, низкий профессиональный уровень сотрудников, от -сутствие действенного контроля со стороны руководителей и командиров за организацией и несением службы подчиненным личным со -ставом. По всем фактам допущенных краж проведены служебные проверки. За невыпол-
нение функциональных обязанностей, упуще-ния и недостатки в организации деятельности подразделений вневедомственной охраны по -лиции к дисциплинарной ответственности привлечено сто двадцать пять сотрудников полиции, из них более пятидесяти — руково -дители различного уровня.
В целом анализ результатов оперативнослужебной деятельности вневедомственной ох -раны показывает, что, несмотря на наличие указанных недостатков, все задачи и запланирован -ные мероприятия выполнены в полном объеме. Для совершенствования системы управления силами и средствами подразделений вневедомст -венной охраны полиции, их дальнейшего разви -тия и эффективного функционирования нам необходимо сосредоточить усилия на приоритет -ных направлениях деятельности, определенных в Концепции развития подразделений вневедомст -венной охраны полиции территориальных орга -нов МВД России на среднесрочную перспективу (2014—2016 гг.). Основными задачами ведомст -ва в 2014 году следует считать:
- стабилизацию ситуации, связанной с оказанием охранных услуг, а также принятием необходимых мер по сохранению и увеличению их объема, при строгом выполнении плановых по -казателей по перечислению в доход федерально -го бюджета платы за оказанные услуги;
- дальнейшую реализацию мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции;
- последовательное укрепление кадрового потенциала подразделений вневедомственной охраны полиции, реализацию мер по улучшению воспитательной работы, повышению персональной ответственности руководителей всех уровней за состояние законности и дисциплины, организацию индивидуальной воспитательной и профилактической работы с личным составом, направленной на формирование понимания правоохранительной деятельности как функции социального обслуживания населения по защите прав и свобод граждан, укрепление доверия на -селения к органам внутренних дел.