Наличие аквариума в библиотеке в сочетании с соответствующим подбором растений также создает особый неповторимый декор и хорошо вписывается в интерьер библиотеки.
Таким образом, в настоящее время задачи освоения библиотечного и особенно внутрибиблиотечно-го пространства решаются иначе, чем десятилетия назад. Современный читатель оценивает не только информационный потенциал, технологии и скорость информационного обслуживания библиотеки, но и интерьер, комфорт. Новые технологии вместе с дизайном, психологически определяют степень респектабельности самой библиотеки, ее привлекательности для пользователей. Все элементы оформления пространства читательской зоны обслуживания должны оптимально сочетаться между собой и способствовать комфортному пребыванию пользователя в библиотеке.
Список литературы
1. Алешин, Л. И. Проектирование зданий библиотек : учеб.-практич. пособие / Л. И. Алешин. -Москва : Либерия-Бибинформ, 2008. - 240 с.
2. Амлинский, Л. З. Научная библиотека: пространство для читателя и библиотекаря / Л. З. Амлинский // Науч. и техн. библиотеки. - 2013. - № 1. - С. 100-107.
3. Амлинский, Л. З. Организация внутреннего пространства научных библиотек информационного общества / Л. З. Амлинский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ellib. gpntb. ru/subscribe/index. php?journal=ntb&year=2011&num=8&art=2. - (дата обращения: 8. 04. 2017).
4. Базыма, Б. А. Психология цвета: теория и практика / Б. А. Базыма. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. -205 с.
5. Балашова, Е. В. Библиотечный дизайн : учеб. пособие / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. Н. Ванеев. - Москва : Гадарики, 2006. - 288 с.
6. Варианты зонирования пространства [Электронный ресурс] // Stroymart : строительный портал. - Режим доступа: http://www. stroymart. com. ua/ru/publications/16405. - Загл. с экрана - (дата обращения: 04.05.2017).
7. Волженина, С. Ю. Круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства» / С. Ю. Волженина // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. - 2013. -№ 67. - С. 87-88.
8. Гаскюэль, Ж. Пространство для книги: руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку / Ж. Гаскюэль. - Москва : Рудомино, 1995. - 304 с.
9. Зверевич, В. В. Пространство современной библиотеки: понятие, организация, развитие [Электронный ресурс] / В. В. Зверевич // Школьная библиотека. - 2011. - № 6/7. - С. 118-121. - Режим доступа: http://www. rusla. ru/rsba Журнал «Школьные библиотеки». - (Дата обращения: 11.03.2017).
10. Интерьер [Электронный ресурс] // Строительный портал : Строим дом от А до Я. - Режим доступа : http://stroy-aid. ru/interer-chto-oznachaet-interer-chto-takoe-interer-v-literature. html. - Загл. с экрана - (дата обращения: 04.05.2017).
11. Калинина, Е. В. Библиотечное пространство: теория, история, практика / Е. В. Калинина // Библио-течно-информационные коммуникации в пространстве региона : науч.-информ. сб. / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - Ростов-на-Дону, 2008. - Вып. 2.- 98 с.
12. Климкина, О. Б. Зонирование пространства современной библиотеки с целью привлечения читателей разных возрастов и сфер интересов [Электронный ресурс] / О. Б. Климкина // Справочник руководителя учреждений культуры: Электронный журнал для руководителей учреждений культуры. - 2015. - № 5. - С. 47. - Режим доступа: http://www. cultmanager. ru/magazine/archive/163/3898/. -Загл. с экрана - (дата обращения: 16.02.2017).
13. Королева, Н. Внутрибиблиотечный дизайн библиотеки: идеи и решения / Н. Королева // Ваша библиотека. - 2013. - № 23-24. - С. 108-112.
14. Нигматзянова, Э. Островок детства / Э. Нигматзянова // Библиотека. - 2012. - № 7. - С. 42-44.
15. Филлипова, Т. От Кремля - до Коммунарки / Т. Филлипова // Библиотечное дело. - 2014. - № 21. - С. 1.
УДК 37. 018. 15:027. 52(571. 150)
Ю. К. Барсукова
Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова,
Барнаул, Россия
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В статье раскрыты методы продвижения культуры семейных отношений и формирования ответственного родительства в молодежной среде посредством создания на базе муниципальных библиотек Алтайского края информационно-методических ресурсных центров по вопросам укрепления семьи, возрождения семейных ценностей и воспитания детей.
Ключевые слова: ответственное родительство, школы ответственного родительства, муниципальные библиотеки, целевые программы, социальное партнерство, семейные ценности, семейное чтение, семейное неблагополучие.
Yu. K. Barsukova
Altai Regional Universal Scientific Library n. a. V. Y. Shishkov,
Barnaul, Russia
THE ACTIVITIES OF RESPONSIBLE PARENTHOOD SCHOOLS IN MUNICIPAL LIBRARIES OF THE ALTAI REGION
The article reveals the methods of promoting the culture of family relations and the formation of responsible parenthood in the youth environment. In this connection, information and methodological resource centers on the issues of family strengthening, the revival of family values and the upbringing of children are created on the basis of the municipal libraries of the Altai Region.
Keywords: responsible parenthood, responsible parenthood schools, municipal libraries, target programs, social partnership, family values, family reading, family troubles.
В настоящее время общество все активнее сталкивается с многочисленными изменениями социально-экономического характера, трансформацией социокультурных ценностей. Семья является первичным институтом социализации в жизни ребенка, оказывая значительное влияние на формирование его личности и становление его духовно-нравственных и материальных ценностей.
На протяжении многих лет семья находится в тесной связи с другими социальными институтами, испытывая их влияние, и, в свою очередь, воздействуя на них. Именно семья является уникальным носителем и транслятором политического и социального опыта для индивидов, вступающих в различные общественные отношения.
В связи с этим, одним из приоритетных направлений государственной социальной политики является защита интересов семьи, материнства и детства, повышение рождаемости и воспитание ответственного родительства, а также формирование мотивации у родителей на создание необходимых условий для полноценного воспитания и развития личности ребенка. Для предупреждения сиротства, возвращения в общество ценности семьи Алтайским краевым отделением Союза женщин России выдвинута инициатива по созданию в муниципальных библиотеках Школ ответственного родительства.
В Алтайском крае разрабатываются и действуют различные программы региональной поддержки интересов семьи и детства и поддерживаются специализированные комплексные программы государственного содействия, среди которых «Национальная стратегия действий в интересах детей на 20122017 годы», утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г.; «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.; «Программа деятельности Союза женщин России до 2017 года «Равенство. Развитие. Мир в XXI веке», принятая V-ой отчетно-выборной конференцией Союза женщин России 28 февраля 2013 г.
В рамках реализации «Комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления по профилактике жестокого обращения с детьми в семье и социального сиротства, оказанию помощи детям в случаях жестокого обращения с ними», утвержденного постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 16.12.2015 г. № 139, п. 1.2.2.) [4, с. 11], в ряде муниципальных образований Алтайского края к 2017 г. организована работа 17-и Школ ответственного родительства на базе муниципальных библиотек.
Идея создания в библиотеках Алтайского края Школ ответственного родительства принадлежит краевому отделению Союза женщин России. Алтайской краевой универсальной научной библиотекой им. В. Я. Шишкова в 2010 г. разработана Концепция создания Школы ответственного родительства на базе муниципальных библиотек. Базовой площадкой для реализации основных задач Концепции стала Центральная городская библиотека им. Л. С. Мерзликина в г. Новоалтайске.
Такой комплексный подход к организации взаимодействия с семьями позволяет осуществлять деятельность эффективно и формирует необходимый потенциал для развития данного направления. В библиотеках края комплексность обеспечивается целевыми программами библиотечного обслуживания, посвященными вопросам семьи и семейного воспитания.
Среди основных задач, реализуемых в рамках Школ ответственного родительства, необходимо выделить следующие: всестороннее развитие детей, формирование личности подрастающего поколения; приобщение к здоровому образу жизни; способствование реализации творческой деятельности семьи;
организация досуга молодых семей; правовое просвещение по проблемам усыновления или опекунства ребенка; взаимодействие с семьями, имеющими детей-инвалидов.
Определяющим в деятельности Школы является семейно-центрированный подход, при котором взаимодействие осуществляется не только с ребенком, но и со всей семьей в целом.
Для создания Школы ответственного родительства на базе муниципальной библиотеки разрабатываются на основе федеральных, краевых документов и действуют среднесрочные программы и проекты, позволяющие осуществлять оперативный контроль за деятельностью школ и видеть перспективы их дальнейшего развития. Программа Школы позволяет: способствовать повышению мотивации к самостоятельному развитию родительских компетенций у учащихся старших классов и молодых семей; обратить внимание на проблемы, возникающие в процессе воспитания детей и последствия недобросовестного исполнения родительских обязанностей; рассмотреть вопросы социально-нравственной поддержки молодых родителей; обратить внимание на построение гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми; вовлекать детей и их родителей в совместную деятельность, оказывающую положительное воздействие на формирование положительного социального отношения к семье; применять на практике рекомендации специалистов в области детско-родительских отношений; способствовать развитию мотивации необходимости включения в процесс формирования социального опыта у детей, коммуникативных умений и навыков, идейно-нравственных ценностей.
В формировании ответственного родительства важную роль играет социальное партнерство, т. е. координация деятельности библиотек с различными учреждениями и организациями, работающими в интересах семьи, женщин, детей, среди которых: отдел по делам молодежи, комиссия по делам несовершеннолетних, представители уполномоченного по правам человека, учреждения здравоохранения, средства массовой информации, социально ориентированные центры и организации, образовательные учреждения различного уровня, районные клубные объединения и т. д.
В ходе работы были установлены основные проблемы муниципальных библиотек в организации и развитии деятельности Школ ответственного родительства, среди которых: комплектование муниципальных библиотек изданиями по психологии и педагогике, способствующих воспитанию ответственного родительства и пропагандирующих семейные ценности; недостаточное для эффективной работы техническое оснащение; низкий уровень мотивационной готовности родителей к различным формам сотрудничества; взаимодействие библиотек с различными учреждениями, организациями, работающими в интересах семьи, женщин и детей часто происходит в одностороннем порядке.
Библиотечными специалистами Алтайского края для решения указанных проблем внедряются такие методы работы, как: формирование и укрепление информационно-коммуникативных связей с потенциальными участниками Школы посредством создания и развития официальных сайтов библиотек (в настоящее время 63 библиотеки края имеют собственный сайт или Интернет-страницу на официальном сайте администрации муниципального образования); организация проектной деятельности библиотек совместно с некоммерческими неправительственными организациями, среди которых «Краевой совет женщин», являющийся краевом отделением общественной общероссийской организации «Союз женщин России», алтайское краевое отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», алтайская краевая общественная организация опекунов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Доброе сердце», алтайская краевая общественная организация «Краевой Союз за здоровое развитие детей»; внутрисетевой книгообмен; грант губернатора Алтайского края в сфере культуры; обменно-резервный фонд краевой библиотеки; передвижные выставки литературы, заказываемые в краевых библиотеках.
Одним из наиболее важных направлений деятельности Школы является разъяснение социальной политики государства в поддержку семьи, женщин и детей. Сегодня не каждая семья может решить задачи воспитания и образования детей самостоятельно. Библиотеки могут создать максимально благоприятные условия для самообразования детей и их родителей, способствовать формированию духовно-нравственных ориентиров у подрастающего поколения и молодых родителей, а также способствовать повышению уровня родительской компетентности. Современная семья все чаще оказывается в зависимости от внешних процессов, преодолевая экономический и духовно-нравственный кризис. В связи с этим в библиотеках делается акцент на ряд вышеперечисленных проблем в различных направлениях деятельности Школы ответственного родительства.
Работа с молодой семьей, как особой социальной категорией, является приоритетным направлением Школ ответственного родительства. Молодая семья - одна из самых незащищенных групп населения. К наиболее частым проблемам молодой семьи, на которые нацелена деятельность библиотекарей, относятся: высокий процент заключения браков вследствие наступления незапланированной беременности; низкий уровень добрачной подготовки к семейной жизни; проблема расширения семьи и однодетных семей; проблема совместного досуга детей и родителей; место чтения в воспитании ребенка; жестокое обращение с детьми, препятствующее созданию благоприятной среды для становления и развития личности ребенка. Технология информационного сопровождения и просвещения молодой семьи, в том числе ожидающей ребенка, регулярно обновляется и реализуется в рамках школы в библиотеках края с це-
лью создания комфортных условий для сохранения духовного и психологического здоровья семьи и полноценного развития ребенка.
В настоящее время институт материнства как историческое, социокультурное, психологическое образование подвержен изменениям. Определяющее влияние на проявления материнского отношения оказывают общественные нормы и ценности, в связи с чем функция воспроизводства отходит на второй план. Готовность к материнству рассматривается как специфическая личностная установка, в основе которой - субъектно-объектное (потребительское) отношение к еще не родившемуся ребенку. Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают значительное влияние на проявления материнского отношения. Формирование установки у молодежи на позитивное материнство (родительство) посредством муниципальных библиотек позволяет способствовать в будущем преодолению возможных отклонений в исполнении женщиной (родителями) своей важнейшей социальной функции.
Одной из задач Концепции государственной семейной политики является поддержание и укрепление культурно-образовательного уровня семьи, формирование духовной культуры семьи, сохранение семейных традиций и развитие культуры семейных отношений. В формировании духовно-нравственной культуры ребенка непосредственная роль принадлежит библиотекам как центрам, реализующим функции духовно-нравственного и культурно-информационного просвещения посредством приобщения всех членов семьи к книге и чтению. Поэтому создание системы детского семейного чтения и досуга являются одним из приоритетных направлений деятельности библиотек. Стоит обратить внимание, что сегодня библиотеки оказываются под воздействием некоторых тенденций, обусловленных трансформацией читательской культуры, таких как возросшее количество детей, читающих только литературу из школьной программы, либо не читающих вовсе; возросшее влияние на подростка массовой литературы. Интерес к чтению видоизменяется, причем не только у детей, но и у их родителей. Поэтому вся деятельность современного библиотекаря мотивирована на выполнение главной задачи - возрождение культуры семейного чтения.
В связи с улучшением демографической ситуации в России стал активно развиваться институт замещающей семьи, т. е. семьи, взявшей ребенка на воспитание. Право ребенка жить и воспитываться в семье, утверждено ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам ... При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства» [5, с. 54]. Библиотеки, на базе которых организована работа Школ ответственного родитель-ства, играют важную роль в организации системы информационного сопровождения института замещающей семьи.
Важное место в деятельности библиотекам муниципальных образований отводится социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция особых групп читателей в обычное общество, в том числе посредством школ ответственного родительства в библиотеках Алтайского края, способствует развитию творческих способностей детей-инвалидов, повышает эффективность их социальной реабилитации, позволяет совершенствовать коммуникативные связи, создавать комфортную психологическую обстановку межличностного общения. Деятельность библиотек по обслуживанию пользователей, имеющих ограничения здоровья, носит дифференцированный характер и зависит от типа ограничения: зрение, слух, опорно-двигательный аппарат. В рамках Школ ответственного родительства систематически проводится информационная и просветительская работа по формированию у целевой группы (молодые семьи, имеющие детей-инвалидов; подростки) системы социально значимых ценностей и мотивационных установок к расширению сфер социального участия лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ деятельности Школ ответственного родительства позволяет сделать вывод о высокой эффективности проводимых мероприятий просветительского характера, направленных на пропаганду в обществе ценностей семейного образа жизни, повышение статуса родительства, формирование в обществе позитивного образа семьи.
Список литературы
1. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации № 761 от 01. 06. 2012. - Режим доступа: http://pravo. gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102156900&mtelsearch= %ED %E0 %F6 %E8 %EE %ED %E0 %EB %FC %ED %E0 %FF+ %F1 %F2 %F0 %E0 %F2 %E5 %E3 %E8 %FF+ %E4 %E5 %E9 %F1 %F2 %E2 %E8 %E9+ %E2+ %E8 %ED %F2 %E5 %F0 %E5 %F1 %E0 %F5+ %E4 %E5 %F2 %E5 %E9.
2. Об утверждении Концепции демографической политики России на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации № 1351 от 09.10.2007. - Режим доступа: http://pravo.
gov. ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102117162&mtelsearch = %EA %EE %ED %F6 %E5 %EF %F6 %E8 % FF+ %E4 %E5 %EC %EE %E3 %F0 %E0 %F4 %E8 %F7 %E5 %F1 %EA %EE %E9+ %EF %EE %EB %E8 %F2 %E8 %EA %E8.
3. Равенство. Развитие. Мир в XXI веке [Электронный ресурс] : программа деятельности Союза женщин России. - Режим доступа: http://wuor. ru/index. php?route=record/blog&blog_id=3_13.
4. О реализации комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности органов исполнительной власти Алтайского края по оказанию помощи детям и подросткам в случае жестокого обращения с ними [Электронный ресурс] : постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 16.12.2015 № 13. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. altairegion22. ru/upload/DOC/doc/postanovl_16. 12. 2015. pdf.
5. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 29. 12. 1995 № 223-ФЗ (ред. от 30. 12. 2015) / - Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_8982/ d97e3158b12d1907c420a43e1ce229d24956b2b9.
УДК 023.5
Г. М. Брагина
Кемеровский государственный институт культуры,
Кемерово, Россия
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Рассмотрены возможности использования профессионального стандарта для определения актуальной тематики повышения квалификации библиотечных кадров на основе метода самоанализа. Представлена характеристика основных тематических направлений, востребованных библиотекарями публичных библиотек для повышения квалификации.
Ключевые слова: повышение квалификации, библиотечные кадры, публичные библиотеки, профессиональный стандарт, самоанализ.
G. M. Bragina Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia
ACTUALIZATION OF PROBLEMS OF IMPROVEMENT OF QUALIFICATION
OF LIBRARY EMPLOYEES BASED ON PROFESSIONAL STANDARD «SPECIALIST IN THE FIELD OF LIBRARY AND INFORMATION ACTIVITIES»
The possibilities of use of the professional standard for determination of actual themes of professional development of library employees based on of an introspection method are considered. The characteristic of the main thematic directions demanded by librarians of public libraries for professional development is submitted.
Keywords: refresher training, library staff, public libraries, professional standard, introspection.
Проблемы профессиональной подготовки библиотечных кадров через различные формы реквали-фикации (переподготовку, повышение квалификации) постоянно находятся в предметном поле библио-течно-информационной науки и практики. На современном этапе эти проблемы актуализируются в связи с масштабными процессами трансформации, происходящими в библиотечно-информационной сфере и связанными с поиском нового образа библиотеки в современном обществе; с развитием библиотечной профессии с точки зрения ее компетентностного содержания; с обновлением системы профессионального образования в соответствии с профессиональными стандартами библиотечно-информационных специалистов [3; 5; 6].
Система повышения квалификации библиотечных кадров уже сейчас должна быть ориентирована на преобразования в библиотечной профессии в ближайшем будущем, а именно: на усиление информационного компонента; интеллектуализацию и виртуализацию; коррекцию традиционных основ трудовой деятельности и формирование новых форм ее организации и институализации; изменение представления об организации трудовой деятельности в сторону усиления технологий самоменеджмента; снижение доли дисциплинирующих механизмов и усиление приоритетов ее интеллектуального и креативного компонентов [4, с. 21].