Педагогика
УДК:37.013
доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ Бережнова Людмила Николаевна
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург); младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела по исследованию социально-психологических проблем войск национальной гвардии Маклачков Егор Александрович
Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии (г. Санкт-Петербург)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННОМУ ТЕРРОРИЗМУ
Аннотация. В статье раскрываются характерные аспекты глобализации как проблемы, в которую вовлекаются разные сферы жизнедеятельности людей. Для практической деятельности педагогов военных вузов обсуждаются пути их возможного участия в решении вопросов противодействия информационному терроризму.
Ключевые слова: глобализация, глобальная проблема, терроризм, информационный терроризм, противодействие терроризму.
Annotation. The article reveals the characteristic aspects of globalization as a problem in which différent spheres of human life are involved. For practical activities of teachers of military universities discussed ways of their possible participation in addressing issues of combating information terrorism.
Keywords: globalization, global problem, terrorism, information terrorism, counter-terrorism.
Терроризм стал глобальной, долгосрочной проблемой, представляющей серьезную угрозу национальной и международной безопасности.
И.В. Кулягин
Введение. В настоящее время расширяется спектр электронных услуг и компьютерных сетей, от которых зависит работа важнейших государственных организаций (налоговых, социальных, транспортных и др.), растет количество пользователей Интернета в мировом масштабе. Сведения, освещаемые в средствах массовой информации (СМИ), воспринимается человеком как реальность. На этих основаниях общество необратимо становится информационным, в котором информация - новый способ воздействия на людей, в том числе и террористического.
Изложение основного материала статьи. Информационный терроризм как целенаправленная практическая деятельность включает методы, акты и средства распространения информации, противоречащей нормам и принципам безопасного развития мирового сообщества.
Информационный терроризм базируется на принципах ненависти и вражды, а для этого необходимы единомышленники. «Развитие информационных и телекоммуникационных технологий на территории Российской Федерации в период с 2000 года по настоящее время обеспечило бурное развитие сети общего пользования как объекта информационного взаимодействия. Непрерывный рост большого количества информационных порталов и ресурсов привело к информационной насыщенности сети Интернет страницами и сайтами разнообразного содержания. При этом информационное взаимодействие в сети Интернет позволяет практически без ограничений осуществлять поиск позиций и мнений для общего обозрения и обсуждения, что обеспечивает террористическим субъектам организацию подбора единомышленников» [3, С. 21].
Информационный терроризм разделяется на информационно-психологический терроризм (контроль над СМИ с целью распространения дезинформации, слухов, демонстрации могущества террористических организаций) и информационно-технический терроризм (нанесение ущерба отдельным элементам и всему информационной среде противника в целом: разрушение элементной базы, активное подавление линий связи, искусственное перезагрузки узлов коммуникации и т. п.) [2].
Терроризм приобрёл характер мировой угрозы человечеству. Общей чертой терроризма является публичный характер его исполнения, откровенная демонстративная природа деструктивных действий, рассчитанных на устрашение социума или порождения социальной паники (панических страхов). При проведении террористических акций организаторы делают ставку на информационный эффект, так как публичность террористического акта является важнейшим из моментов в его осуществлении, иначе он бесполезен как орудие социального конфликта.
Информационный терроризм следует воспринимать глобальной проблемой современности. «Глобальные проблемы - комплекс общечеловеческих проблем, затрагивающих как мир в целом, так и его регионы или страны. Характер глобальных проблем не означает, будто они не имеют конкретного социально-классового содержания, не опираются на конкретную социальную реальность» [8, С. 92-93].
Философию глобальных проблем И.Т. Фролов обозначил триадой «человек - природа - общество» и разделил их на следующие группы: 1) глобальные проблемы между основными социальными общностями человечества; 2) глобальные проблемы, которые определяют соотношение «человек - природа»; 3) глобальные проблемы, которые показывают зависимость «человек - общество» [6, С. 81-87].
Наибольшая часть усилий против информационного терроризма сосредоточена на поиске возможностей его пресечения. Опасность информационного терроризма заключена в трудности его прогнозирования и сложности противодействия на уровне этической пропаганды.
Наиболее подверженными принятию идей экстремизма и терроризма становятся подрастающее поколение, молодёжь. Юношеская склонность к радикализму, эмоциональная неустойчивость, стремление к самоутверждению, преобладание отрицательной героики в сознании молодых людей, и ряд других причин делают их восприимчивыми влиянию непонятной, но, позволяющей самоутверждаться, идеологии.
В работе с молодежью предупреждение может быть перспективным направлением противодействия терроризму. Термин «предупреждение» означает: предохранение от чего-нибудь; заранее принятыми мерами отвратить (С.И. Ожегов). Предупредить - значить принять (разработать) комплекс мероприятий, имеющих профилактическую направленность.
В «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (далее по тексту - Концепции) раскрываются возможные направления противодействия:
а) предупреждение (профилактика) терроризма;
б) борьба с терроризмом;
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма [4]. Согласно Концепции предупреждение (профилактика) терроризма может осуществляться через целенаправленную деятельность по «созданию системы противодействия идеологии терроризма». Это - то поле противодействия терроризму, в котором можно определить место и возможности педагогической деятельности.
В материалах конференций по проблемам безопасности и противодействия терроризму содержатся предложения и рекомендации в отношении того, что в целях совершенствования работы по профилактике экстремизма и идеологии терроризма среди молодёжи, целесообразно создание в учебных заведениях центров, занимающихся исследованиями данного вопроса непосредственно в конкретном учебном заведении. К процессу работы над исследованиями в таких центрах имеет смысл привлекать обучающихся [5].
В Санкт-Петербургском военном институте войск национальной гвардии 20 ноября 2013 года (во исполнение распоряжения ГКВВ МВД России от 11.09.2013 г. НР. № 4/30-14461) проведён научно-методический семинар «Педагогические стратегии противодействия идеологии терроризма» и опубликован сборник статей. В 2016 году разработана и апробирована профилактическая программа противодействия идеологии терроризма в образовательной среде военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. В 2017 году проведена международная конференция «Основные угрозы терроризма в Российской Федерации, противодействие им войсками национальной гвардии и иными правоохранительными органами», на которой представлен опыт реализации идей противодействия идеологии терроризма в военных институтах войск национальной гвардии [1, С. 131-134].
Противодействие информационному терроризму в военных вузах может иметь положительные эффекты, если будут: уточнены понятия и раскрыты виды информационного терроризма; определены направления и специфика противодействия информационному терроризму; обоснованы педагогические стратегии этого противодействия в работе с курсантами.
В вопросах решения противодействию информационному терроризму важное место занимает правовое воспитание [7], которое направлено на привитие знаний в возможностях реализации своих прав, обязанностей, запретов и ограничений, связанных с военной службой.
Важное значение в правовом воспитании определено изучению запретов и ограничений военнослужащих: участие в забастовках, критика приказа командира, занятость другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой и т.д. Просвещение в области соблюдения режима секретности, требований закона по защите государственной тайны, неразглашение сведений, касающихся военной службы.
Помимо проведения семинаров и конференций педагоги военных вузов обучают курсантов и офицеров рациональной работе с информацией, информируют об обязанностях, правах и запретах при выполнении служебных задач.
Обучение работы с информацией направлено на поиск в различных источниках, отбор из многочисленных наиболее актуальных материалов, которые соответствуют поставленной задаче. Возможности применения информации в учебной и служебной деятельности, способности прогнозировать результаты деятельности и осуществлять самостоятельную работу над ошибками. Развитие способностей анализировать и синтезировать информацию, находить новые пути решения проблемных задач. Работа с информацией предполагает в дальнейшем самостоятельную деятельность, которая осуществляется без помощи педагога, для осуществления познавательной работы.
Для нейтрализации угроз информационного терроризма необходимо акцентировать внимание на получении информации из официальных источников таких как: «Российская газета», федеральные телеканалы, сайты официальных организаций. Для привития умения использовать информацию и развития коммуникативных качеств необходимо давать задание курсантам проводить краткое информирование по текущим новостям в мире и стране. При проведении информирования преподаватель присутствует в аудитории и имеет возможность скорректировать выступление. Перспективным следует считать развитие у курсантов способностей к аналитике событий и отбор более достоверной информации, развитие умений передавать полученные данные, адаптация к меняющимся условиям.
Выводы. Итак, информационный терроризм как развивающаяся угроза XXI века становится долгосрочной проблемой современности, которая оказывает влияние в первую очередь на молодежь. Поэтому деятельность педагогов, в особенности военных ВУЗов играет важную роль в противодействии информационному терроризму посредством развития моральных качеств и рефлексивного отношения при работе с информацией для дальнейшего прогнозирования сложившейся обстановки.
Литература:
1. Бережнова Л.Н. Опыт реализации идей противодействия идеологии терроризма в военных институтах войск национальной гвардии // Основные угрозы терроризма в Российской Федерации, противодействие им войсками национальной гвардии и иными правоохранительными органами: сборник научных статей международной научно-практической конференции / под общей ред. В.П. Бышовец. СПб.: Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии, 2017. 185 с. С. 131-134.
2. Бойченко А. В. Медиа-терроризм: особенности современных признаков информационной безопасности // Интегрированные интеллектуальные робототехнические комплексы (ПРТК-2009): вторая международная научно-практической. конф.(25-28 мая 2009). - М.: НАУ, 2009. с. 231.
3. Викулин П.В. Противодействие терроризму в сети общего пользования. В сб.: Педагогические стратегии противодействия идеологии терроризма. Материалы научно-методического семинара 20 ноября 2013 года. СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2013. 108 с. С. 21.
4. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 5 октября 2009 года. Пунк Материалы Четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 30 - 31 октября 2008 г. Том 1. Материалы пленарных заседаний. Материалы Первой всероссийской научно-практической конференции «Формирование
устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма». -М.: МЦНМО, 2009. - 512 с. т 12.
5. Наумова Т.В. Концепция глобальных проблем в философии И.Т. Фролова // Уральский государственный университет им. А.М. Горького №7(101) / июль 2009. - С. 81-87.
6. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № 487 от 14.11.2017 «Об утверждении Положения об организации работы с личным составом в войсках национальной гвардии Российской Федерации».
7. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, - 560 с. С. 92-93.
Педагогика
УДК 378.2
соискатель Бойко Кристина Юрьевна
Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород)
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗЕ
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические технологии тайм-менеджмента, которые имеют профессиональную направленность и способствую эффективной организации самообразовательной деятельности бакалавров вузов культуры и искусств: ситуационный анализ (по Л. Зайверту), позволяющий в рамках ролевого тайм-менеджмента и списка контрольных вопросов сформулировать целеполагание, планирование и результат самообразовательной деятельности; матрица Эйзенхауэра, в рамках которой бакалавры имеют возможность систематизировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные дела по четырем основным категории.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, технологии, тайм-менеджмент, бакалавры.
Annotation. In article the pedagogical technologies of time-management promoting the effective organization of self-educational activity of bachelors of higher education institutions of culture and arts which have professional focus are considered: the situation analysis (according to L. Zayvert) allowing to formulate goal-setting, planning and result of the self-educational activity within role time-management and the list of control questions; a matrix of Eisenhower within which bachelors have an opportunity to systematize short-term, medium-term and long-term affairs on four basic of category.
Keywords: self-educational activity, technologies, time-management, bachelors.
Введение. Серьезной проблемой современного этапа подготовки бакалавров в вузах культуры и искусств является отсутствие у них готовности к самостоятельному добыванию знаний, организации своей самостоятельной работы, которая является важнейшей составной частью будущей жизнедеятельности. Большой интерес в данном направлении представляет современная технология организации времени - тайм-менеджмент (time management), который предполагает не только планирование, но систему управления самоорганизацией (самоменеджмент). Педагогически конструируя процесс использования учебного времени в становлении профессиональной готовности бакалавров, мы исходим из такого структурирования времени бакалавров, при котором его заполненность познанием, самообразовательной деятельностью должна соответствовать, прежде всего, самой природе индивидуальных особенностей бакалавров и внутренними тенденциям становления их личности в период подготовки в вузе. Целесообразное становление личности бакалавров достигается при этом в содержательно-информационном плане, такой логикой освоения самостоятельной деятельностью, когда интегративные, ориентированные на личность студента технологии самообразовательной деятельности предшествуют нормативным курсам типового учебного плана.
В связи с этим возрастает необходимость изменения объема информации, значительной и постоянной интенсификации системы подготовки будущих специалистов в условиях современных образовательных учреждений. Дефицит времени, создавая постоянную напряженность, вступает в противоречие с эмоциональным переживанием будущего специалиста, так как постоянно возрастает поток информации, вводятся новые коммуникативные технологии. В процессе подготовки в вузе студенты, бакалавры, магистры ежедневно осознает значимость времени и от того они организовывают свое учебное и свободное время, зависит его успешность, как в обучении, так и в жизни [3]. Интенсификации процесса подготовки бакалавров вузов культуры и искусств, умение эффективно использовать свое время - это интеллектуальный источник развития способностей, творческих возможностей, саморазвития и самореализации, что, безусловно, требует определенных усилий, а главное - трансформации сущностных характеристик, поиска новых форм брендинг-технологий позиционирования личностных качеств специалистов [2]. Необходимо в процессе подготовки в вузе сформировать ценностные временные ориентации, овладеть приоритетными приемами и методами целесообразного использования времени в своей профессиональной деятельности, то есть современными педагогическими технологиями тайм-менеджмента. Тайм-менеджмент, как технологии организации времени, как повышение эффективности деятельности представлен в работах Г.А. Архангельского, А. Горбачева, Н. В. Моргуновой, Р. В. Моргуновой, Л.В. Чебуниной и др. Использование технологий организации времени в педагогической практике рассматривается в работах Н.Ф. Масловой, H.A. Борисовой, Л.К. Проскуряковой, О.Г. Селивоненко и др. Авторы подчеркивают зависимость индивидуального развития способностей обучаемых от системности, последовательности и поступательности в организации процесса обучения. В работах А.Д. Жарковой, Т.Н. Суминовой, М.П. Переверзева, В.Е. Триодина, Г.Л. Тульчинского, Л.В. Чебуниной и др. тайм-менеджмент представлен как теоретическая категория и управленческая практика, ориентированная на рациональное использование времени в контексте арт-менеджмента при подготовке кадров отрасли культуры и искусств.
Изложение основного материала статьи. Оценка образования как способа потребления знаний в XXI веке была признана не соответствующей вызовам времени, ориентированного на усиливающуюся интеллектуализацию общества и необходимость постоянного самосовершенствования, что предопределяет перенос акцентов с обучения на развитие, на формирование профессиональных установок. Значимая роль в данном процессе принадлежит самообразованию.