Дмитриев А. И., Максимов А. В. Теоретические основы терроризма. Определение экономического ущерба при оценке эффективности общегосударственной системы противодействия терроризму // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 1 (76). С. 13-18.
Dmitriev A. I., Maksimov A. V. Theoretical foundations of terrorism. Determination of economic damage in assessing the effectiveness of the national system of counteraction against terrorism. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 1 (76). Pp. 13-18. (In Russ.)
УДК 323/324
А. И. Дмитриев
Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации,
Пермь, Россия
А. В. Максимов
Пермский институт ФСИН России, Пермь, Россия
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕРРОРИЗМА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Дмитриев Александр Иннокентьевич - старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела. E-mail: dm.a.perm@yandex.ru
Максимов Александр Владимирович - командир взвода учебно-строевых подразделений. E-mail: aleksandr.maksimov86@yandex.ru
В статье рассматриваются понятие терроризма, суть терроризма, субъект, объект и цели терроризма. Анализируются условия возникновения терроризма. Представлена общегосударственная система противодействия терроризму.
Ключевые слова: терроризм, террористический акт, террор, чрезвычайные ситуации.
A. I. Dmitriev
Perm Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation,
Perm, Russia
A. V. Maksimov
The Perm Institute of the Federal Penitentiary Servise of Russia,
Perm, Russia
THEORETICAL FOUNDATIONS OF TERRORISM. DETERMINATION OF ECONOMIC DAMAGE IN ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE NATIONAL SYSTEM OF COUNTERACTION AGAINST TERRORISM
Dmitriev Alexander I. - Senior Researcher at the Research and Publishing Department.
© Дмитриев А. И., Максимов А. В., 2017
Maksimov Alexander V. - Platoon Commander of Training and Drill Units.
The article gives the notion of terrorism, the essence of terrorism, subject, object and purpose of terrorism. Terms of terrorism. The national system of counteraction to terrorism.
Key words: terrorism, an act of terrorism, terror, emergencies.
Масштабные террористические действия, имевшие место в последние годы в различных регионах мира и сопряженные с невосполнимыми человеческими жертвами, вынуждают по-новому взглянуть на проблему терроризма. Сегодня терроризм превратился в реальную, серьезную угрозу стабильности и безопасности социального мира, прогрессу человечества. Претерпевают изменения доктринальные установки самого терроризма. Изменяется организационная структура террористических организаций, расширяется использование ими новейших технологий, приобретается новое вооружение, позволяющее проводить операции, сопоставимые с военными, реальной становится перспектива применения самых страшных видов оружия, а также средств воздействия на экосферу, информационное пространство и психику человека.
Определить понятие «терроризм» - непростая задача. Формы и методы террористической деятельности существенно менялись со временем. Это явление имеет устойчивую негативную оценку, что порождает произвольное толкование. С одной стороны, существует тенденция неоправданно расширенной трактовки, когда некоторые политические силы без достаточных оснований называют террористами своих противников, с другой - неоправданного сужения. Сами террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника и т. д. Отсюда - трудности как юридическо-правового, так и общетеоретического осмысления терроризма.
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова дается ряд определений:
Террор - жесткое запугивание, насилие; устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.
Терроризм - политика и практика террора.
Террорист - участник или сторонник актов индивидуального террора [3].
Исследователи из разных стран классифицируют терроризм как:
• терроризм «социальный» («левый» и «правый» согласно политическим убеждениям и пристрастиям);
• терроризм националистический (и сепаратистский как частное его проявление);
• терроризм на религиозной почве, наибольшее распространение получивший в странах Азии и в исламском мире.
Как социально-политическое явление современный терроризм представляет собой систему применения противоправного насилия для достижения политических целей. При этом нередко попытки воздействия на власть имеют опосредованный характер - через жертвы из числа случайных граждан.
Терроризм определяют также как один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.
Суть терроризма - насилие с целью устрашения. Субъектом террористического насилия являются отдельные лица или неправительственные организации. Объектом - власть в лице отдельных госслужащих или общество в лице отдельных граждан, частное и государственное имущество, инфраструктура, системы жизнеобеспечения. Цель терроризма -добиться желательного для террористов развития событий: революции, дестабилизации общества, развязывания войны с другим государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти или уступок с ее стороны.
Законодатели разных стран не пришли к единому определению терроризма. Исследуя и обобщая деяния и признаки составов преступлений террористической направленности, записанных в уголовных кодексах государств-участников Содружества Независимых государств, В. П. Емельянов предлагает следующее определение терроризма: это публично совершаемые общеопасные действия или угрозы таковых, направленные на устрашение населения или социальных групп в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов [1].
Терроризм связан с более общим, родовым для него понятием террора. Террор - способ управления обществом посредством превентивного устрашения. К этому способу политического действия могут прибегать как государство, так и организации, ставящие перед собой политические цели. Многие годы тактика превентивного устрашения, вне зависимости от характера субъекта террористического действия, обозначалась общим понятием «террор». В 1970-1980-х гг. сложилось терминологическое различение террора и терроризма. Сегодня террор трактуется как нелегитимное насилие со стороны государства по отношению к обществу в целом либо к диссидентам и оппозиции; терроризм - как практика нелегитимного насилия, реализуемая противостоящими государству силами и организациями.
Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников власти. Важно подчеркнуть: террор - политика превентивного насилия, и это отличает его от самых жестких репрессий по отношению к нарушителям законов. К террору прибегает власть, стремящаяся радикальным образом изменить существующий порядок вещей. В таких случаях, как иностранное завоевание, социальная революция, утверждение авторитаризма в обществе с демократическими традициями, т. е. всякий раз, когда политическая реальность изменяется радикально и эти перемены неизбежно вызывают сопротивление значительной части общества, - в арсенале политических стратегий новой власти лежит политика террора.
Слова «терроризм», «террорист», «теракт» представляют собой кальки с английского (terrorism, terrorist, act of terrorism). По своему смыслу все они связаны с террором как политикой устрашения. Но здесь решающее значение приобретают различия. Прежде всего, субъектом террористической деятельности, т. е. террористом, является не государство, а организации, ставящие политические цели: приход к власти, дестабилизацию общества, подталкивание его к революции, провоцирование вступления в войну и т. д.
Обязательное условие терроризма - резонанс террористической акции в обществе. Терроризм принципиально декларативен. Широкое распространение информации о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие представляет собой ключевой элемент тактики терроризма. Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.
Общественный резонанс на теракт необходим для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют силу и готовность идти до конца, жертвуя как жизнями своих членов, так и жизнями пострадавших. Террорист громогласно заявляет, что в обществе и мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы или до своего конца.
Террористический акт:
1) демонстрирует обществу бессилие власти. Там, где произошел теракт, власть утратила монополию на насилие, были вызывающе нарушены законы и установления власти. В зоне теракта реализовалась альтернативная власть;
2) создает прецеденты активного неповиновения и силового противостояния власти. Идеологи терроризма называют это пропагандой действием. Теракт содержит в себе призыв к силам, сочувствующим делу террористов, присоединиться к активному противостоянию власти;
3) активизирует любые силы и настроения, оппозиционные власти, в том числе дистанцирующиеся от тактики терроризма. Теракт трактуется как бесспорный признак острого кризиса в обществе. Все это подталкивает общество, а за ним и власть, к уступкам политическим силам, использующим тактику терроризма;
4) ударяет по экономике, снижает инвестиционную привлекательность страны, ухудшает ее имидж, снижает поток международных туристов и т. д.;
5) подталкивает страну к радикализации политического курса, к авторитарным формам правления, что соответствует целям террористов.
Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Использование этой тактики предполагает набор социокультурных и политических характеристик общества. Если эти характеристики отсутствуют, тактика терроризма не может быть реализована. Это условие возникновения терроризма.
Общегосударственная система противодействия терроризму (ОСПТ) включает целый комплекс мер социально-политического, информационного, военно-силового и организационного характера. Не давая здесь подробное описание, отметим, что экономическая эффективность этого комплекса мер оценивается величиной предотвращенного возможного ущерба от теракта при наименьших затратах экономических ресурсов, выделяемых обществом на это предотвращение. Иными словами, целевая задача деятельности ОСПТ формулируется следующим образом: при заданном результате (в идеале - отсутствие последствий теракта) имеются минимальные затраты на достижение этого результата.
Определение минимально необходимых затрат на деятельность ОСПТ - это вопрос, который требует особого рассмотрения. Здесь же рассмотрим методику оценки возможного ущерба от «условно осуществленного» теракта.
По критериям последствий чрезвычайные ситуации (ЧС), обусловленные террористическими актами, могут иметь техногенный, биолого-социальный или социальный характер. По масштабам последствия ЧС, обусловленные терактами, могут быть оценены следующим образом:
• глобальные (последствия проявляются на территории нескольких государств);
• межрегиональные (последствия проявляются в нескольких регионах);
• региональные (последствия проявляются на обширной территории, но в пределах одного субъекта Федерации);
• локальные (последствия проявляются в пределах одного хозяйственного объекта (например, взрыв на вокзале)).
Предметом изучения и разработки методики оценки возможного ущерба, вызванного терактом, в данной работе являются все ЧС масштабом выше локальных.
Существующая методика расчета ущерба, наносимого терактом, традиционно учитывает затраты на восстановление пострадавшего объекта, определенным образом оцениваются каждый погибший (хотя человеческая жизнь бесценна) и затраты на лечение пострадавших, оцениваются также затраты бюджетных средств на компенсационные выплаты пострадавшим и родственникам погибших и затраты страховых компаний на эти же цели.
При ЧС масштабом выше локального производство таких расчетов - дело весьма трудоемкое даже при наличии современных средств вычислительной техники. Более того, результаты таких расчетов другими специалистами зачастую подвергаются сомнению
из-за низкой достоверности используемых данных. К тому же с учетом фактора времени достоверность многих стоимостных параметров вообще теряет смысл. Даже в установившихся экономиках определение экономического ущерба от терроризма - это задача со многими неизвестными, а про экономики переходного периода и говорить не приходится. Необходимо также понимать, что планируется определять экономический ущерб не от реально происшедшего теракта, а возможный ущерб от «якобы состоявшегося теракта», что значительно повышает неопределенность многих исходных параметров для расчета данного ущерба.
Следует иметь в виду, что указанный ущерб является прямым, косвенные же потери - это, как отмечено выше, задача со многими неизвестными.
До настоящего времени точно не подсчитано, какой ущерб наносит терроризм экономикам стран и регионов. Косвенный ущерб экономикам определяется прежде всего тем, что бизнес, опасаясь терактов, начинает считать инвестиции в этот регион или страну рискованными и изначально закладывает в стоимость своих товаров или услуг дополнительную «плату за риск», что ведет к снижению деловой активности и росту цен. Возможность оценки этой дополнительной «платы за риск» требует особого рассмотрения, в данной же статье рассматриваются только вопросы оценки прямого ущерба от теракта.
При определении прямого ущерба от совершенного отдельного террористического акта (например, взрыва бомбы) вопросов методики оценки, как правило, не возникает. Однако при оценке ущерба от ЧС масштабом выше локального возникают достаточно разноплановые мнения и подходы, вызванные неопределенностью исходных данных. Проблема усугубляется еще и тем, что при оценке эффективности системы ОСПТ следует учитывать следующее: террористические акты в настоящее время планируются злоумышленниками не по одиночному объекту, а сразу по нескольким объектам, компактно расположенным на одной территории [4].
Итак, террор - это конкретное прямое воздействие на объект подрыва для достижения военных, политических, экономических, социальных и социально -психологических целей. Это всегда акт агрессии. Политолог Фридрих А. Фрайтхер фон дер Хейдте рассматривает терроризм как одну из разновидностей «современной малой войны» или как форму нерегулярного ведения войны в рамках «войны цивилизаций» (см. [2]).
Таким образом, на современном этапе для противодействия терроризму и его проявлениям необходимо принять действенные меры со стороны как войск национальной гвардии Российской Федерации, так и всех силовых структур в рамках государства, а также объединить усилия и возможности различных стран, мирового сообщества в целом. В частности, одной из задач войск национальной гвардии Российской Федерации является «участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом»1.
Рассматривая терроризм как правовую категорию, следует выделить два составляющих ее элемента. Первый: с точки зрения внутреннего (национального) законодательства террористические акты относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, направленных на подрыв государственной власти, причиняющих значительный материальный ущерб, влекущих иные общественно опасные последствия. Не менее важна другая составляющая терроризма - преступные деяния на международной арене, сдерживающие объективный процесс углубления международных отношений.
Борьба с терроризмом - это не монополия спецслужб и правоохранительных органов, это забота всего гражданского общества, всех органов государственной власти и управления.
1 О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 27 (ч. I). Ст. 4159.
Библиографический список
1. Емельянов В. П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение, разграничение // Законность. 2002. № 7. С. 44-46.
2. Либиг М. Стратегический контекст современного иррегулярного ведения войн // Военно-исторический форум: [сайт]. 2001. 19 февр. URL: https://vif2ne.org/nvk/forum/arhprint/69153 (дата обращения: 15.01.2017).
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 2009.
4. Терроризм как угроза национальной безопасности: материалы межвед. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. А. Богданова. Пермь: ПВИ ВВ МВД России, 2014. 102 с.