Научная статья на тему 'ЧАХ ЭЛЬМУРЗИЕВИЧ АХРИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ'

ЧАХ ЭЛЬМУРЗИЕВИЧ АХРИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНГУШЕТИЯ / ФУРТОУГ / АХРИЕВ / ГИМНАЗИЯ / ЛИЦЕЙ / ПРОСВЕТИТЕЛИ / ТВОРЧЕСТВО / INGUSHETIA / FURTOUG / AKHRIEV / GYMNASIUM / LYCEUM / ENLIGHTENERS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Долгиева Марем Белановна

В статье рассматривается жизненный путь и творческое наследие первого ингушского ученого-этнографа, просветителя и кавказоведа Чаха Эльмурзиевича Ахриева. Показано, что любознательный, получивший хорошее начальное образование в военно-кантонистской школе, ингушский мальчик попал в благодатную атмосферу Ставропольской гимназии, после окончания которой, в 1871-1873 гг. он погрузился в изучение истории и фольклора своего народа. Почти все работы Чаха Ахриева этого рода были опубликованы в «Сборнике сведений о кавказских горцах» и в «Терских ведомостях». После окончания Нежинского лицея князя А.А. Безбородко, где он первым из ингушей получил высшее образование, Чах Ахриев длительное время служил во Владикавказе, а затем в Елисаветпольской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAKH ELMURZIEVICH AKHRIEV: LIFE WAY AND CREATIVE HERITAGE

In the article considers the life way and creative heritage of the first Ingush ethnographer, enlightener and researcher of Caucasus - Chakh Elmurzievich Akhriev. It is shown that the curious, who received a good primary education in the military-cantonist school, the Ingush boy fell into the fertile atmosphere of the Stavropol gymnasium, after which, in 1871-1873-ies he plunged into the study of the history and folklore of his people. Almost all of Chakh Akhriev’s works of this kind were published in the “Collection of Information on the Caucasian Highlanders” and in the “Terek Vedomosti”. After graduating from the Nizhyn Lyceum of the Prince A.A. Bezborodko, where he was the first from Ingushetia, who got a higher education, Chakh Akhriev served for a long time in Vladikavkaz and then in the province of Elisavetpol.

Текст научной работы на тему «ЧАХ ЭЛЬМУРЗИЕВИЧ АХРИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ»

27. О приходских попечительствах при православных церквах // Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - № 1. Отдел офиц. - С. 3.

28. Предложение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Антония, епископа Смоленского, Смоленской духовной консистории от 5 октября 1865 года (№ 4836) касательно назначения благочинных по выбору самого духовенства // Смоленские епархиальные ведомости. - 1865. - № 22. Отдел офиц. - С. 372-373.

29. ГАСО. Ф. 219. Оп. 1. Д. 35.

References and Sources

1. Pravoslavnaya enciklopediya. - M., 2001. - T. I.

2. Razumov N.V. Vysokopreosvyashchennejshij Antonij, arhiepiskop Kazanskij i Sviyazhskij. Nekrolog. - Kazan', 1880.

3. Kratkij spisok Smolenskih ierarhov // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1896. - №21. Otdel neofic. - S. 1105-1106.

4. Smolenskie vospominaniya 1860 goda // Pamyatnaya knizhka Smolenskoj gubernii na 1861 god. - Smolensk, 1861. - S. 3-4.

5. Gosudarstvennyj arhiv Smolenskoj oblasti (GASO). F. 219. Op. 1. D. 10.

6. Speranskij I.P. Deyateli Smolenskogo kraya na pol'zu Cerkvi, obshchestvennoj blagotvoritel'nosti, nauki i narodnogo obrazovaniya // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1899. - №6. Otdel neofic. - S. 358-370; - №7. Otdel neofic. - S. 399-408; - №8. Otdel neofic. - S. 468-478.

7. Rafail (Ivochkin), ieromonah. Pravoslavnye hramy Smolenskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX - nachale HKH vv. - Smolensk, 2017.

8. Cirkulyar Ego Preosvyashchenstva, Preosvyashchennejshego Antoniya, episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo duhovenstvu Smolenskoj eparhii, po povodu nekotoryh besporyadkov i otstuplenij ot cerkovnoj discipliny, ot 19 noyabrya 1866 goda za № 5249 // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1866. - №23. Otdel ofic. - S. 506-509.

9. Cirkulyar Ego Preosvyashchenstva, Preosvyashchennejshego Antoniya, episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo ot 22 sentyabrya sego goda (№ 4013) // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1866. - №20. Otdel ofic. - S. 448.

10. Instrukciya dolzhnostnym licam smolenskih monastyrej: 1) kaznacheyu; 2) blagochinnomu; 3) duhovniku; 4) riznichemu i 5) raskhodchiku // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - №8. Otdel ofic. - S. 115-139.

11. GASO. F. 1. Op. 4. D. 28 (1864 g.).

12. GASO. F. 1. Op. 4. D. 142 (1866 g.).

13. Otkrytie Sychevskogo Kazanskogo obshchezhitel'nogo monastyrya // Pamyatnaya knizhka Smolenskoj gubernii na 1864 i 1865 gg. - Smolensk, 1865. - S. 56-61.

14. Ukaz Svyatejshego Sinoda ot 22 yanvarya 1865 goda. Ob uchrezhdenii zhenskoj obshchiny v sel'ce Fedorovskom Bel'skogo uezda i ob ukreplenii za sej obshchinoj zhertvuemogo vdovoj general-majora Gauzen nedvizhimogo imeniya // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - №7. Otdel ofic. -S. 92-95.

15. Izvlechenie iz otcheta Preosvyashchennogo Antoniya, episkopa Smolenskogo i Dorogobuzhskogo o sostoyanii Smolenskoj eparhii v 1864 godu // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 14. Otdel ofic. - S. 229.

16. Rafail (Ivochkin), ieromonah. Social'naya i prosvetitel'skaya deyatel'nost' Smolenskoj eparhii vo vtoroj polovine XIX - nachale HKH vv. -Smolensk, 2012.

17. GASO. F. 1. Op. 4. D. 152 (1861 g.).

18. GASO. F. 790. Op. 1. D. 5.

19. Serafim (Amel'chenkov), ieromonah. Bogoslovskoe obrazovanie v Rossii: Smolenskaya duhovnaya seminariya. Istoricheskij ocherk. 1728-2008. -Smolensk, 2010.

20. Kratkij spisok Smolenskih ierarhov// Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1896. - №921. Otdel neofic. - S. 1105-1106.

21. Speranskij I.P. Ocherk istorii Smolenskoj duhovnoj seminarii i podvedomyh ej uchilishch so vremeni osnovaniya seminarii do ee preobrazovaniya po ustavu 1867 goda. (1728-1868 g.). - Smolensk, 1892.

22. Programma obucheniya v cerkovno-prihodskih shkolah // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 16. Otdel ofic. - S. 260.

23. Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1865. № 6. Otdel ofic. S. 86-88.

24. Smolenskie eparhial'nye vedomosti. 1865. № 15. Otdel ofic. S. 246.

25. GASO. F. 1. Op. 4. D. 224 (1863 g.).

26. Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 11. Otdel ofic. - S. 170-172.

27. O prihodskih popechitel'stvah pri pravoslavnyh cerkvah // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 1. Otdel ofic. - S. 3.

28. Predlozhenie Ego Preosvyashchenstva, Preosvyashchennejshego Antoniya, episkopa Smolenskogo, Smolenskoj duhovnoj konsistorii ot 5 oktyabrya 1865 goda (№ 4836) kasatel'no naznacheniya blagochinnyh po vyboru samogo duhovenstva // Smolenskie eparhial'nye vedomosti. - 1865. - № 22. Otdel ofic. - S. 372-373.

29. GASO. F. 219. Op. 1. D. 35.

ИВОЧКИН ДЕМЬЯН АНАТОЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, кандидат богословия; Религиозная организация -духовная образовательная организация высшего образования «Смоленская Православная Духовная Семинария Смоленской Епархии Русской Православной Церкви», заведующий кафедрой богословских и церковно-исторических дисциплин (idar78@mail.ru).

IVOCHKIN, DEMYAN A. - Ph.D. in History, Ph.D. in Theology, Religious organization - the spiritual educational organization of higher education "Smolensk Orthodox Theological Seminary of the Smolensk Diocese of the Russian Orthodox Church", head of the department of theological and church-historical disciplines.

УДК 94(479).08:908(470)Ч.Э. Ахриев

ДОЛГИЕВА М.Б.

ЧАХ ЭЛЬМУРЗИЕВИЧ АХРИЕВ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСКОЕ

НАСЛЕДИЕ

Ключевые слова: Ингушетия, Фуртоуг, Ахриев, гимназия, лицей, просветители, творчество.

В статье рассматривается жизненный путь и творческое наследие первого ингушского ученого-этнографа, просветителя и кавказоведа Чаха Эльмурзиевича Ахриева. Показано, что любознательный, получивший хорошее начальное образование в военно-кантонистской школе, ингушский мальчик попал в благодатную атмосферу Ставропольской гимназии, после окончания которой, в 1871-1873 гг. он погрузился в изучение истории и фольклора своего народа. Почти все работы Чаха Ахриева этого рода были опубликованы в «Сборнике сведений о кавказских горцах» и в «Терских ведомостях». После

окончания Нежинского лицея князя А.А. Безбородко, где он первым из ингушей получил высшее образование, Чах Ахриев длительное время служил во Владикавказе, а затем в Елисаветпольской губернии.

DOLGIEVA, MB.

CHAKH ELMURZIE VICH AKHRIEV: LIFE WAY AND CREATIVE HERITAGE

Keywords: Ingushetia, Furtoug, Akhriev, gymnasium, lyceum, enlighteners, creativity.

In the article considers the life way and creative heritage of the first Ingush ethnographer, enlightener and researcher of Caucasus -Chakh Elmurzievich Akhriev. It is shown that the curious, who received a good primary education in the military-cantonist school, the Ingush boy fell into the fertile atmosphere of the Stavropol gymnasium, after which, in 1871-1873-ies he plunged into the study of the history and folklore of his people. Almost all of Chakh Akhriev's works of this kind were published in the "Collection of Information on the Caucasian Highlanders" and in the "Terek Vedomosti". After graduating from the Nizhyn Lyceum of the Prince A.A. Bezborodko, where he was the first from Ingushetia, who got a higher education, Chakh Akhriev served for a long time in Vladikavkaz and then in the province of Elisavetpol.

В истории ингушей было много замечательных личностей, чья жизнь была всецело посвящена служению народа. Среди них военные, ученые, педагоги, врачи, художники, музыканты и др. Носителями несломленного духа ингушского народа являются и лучшие представители рода Ахриевых - выходцев из горного селения Фуртоуг. Род Ахриевых дал Ингушетии много славных героев, чьи имена и сегодня вызывают чувство гордости. Это известный строитель башен - Дуго Ахриев, полковник Императорской армии - Темурко Ахриев, его сыновья Гоберт - полковник Императорской армии и Саадула - первый народоволец и архивист, первый революционер - Мухтар Ахриев, первый герой Гражданской войны - Гапур Ахриев, директор первого Ингушского педагогического училища, первый директор Ингушского научно-исследовательского института во Владикавказе - Осман Ахриев, первый профессиональный художник - Хаджи-Бекир Ахриев, первый летчик - Рашид-Бек Ахриев, первая ингушка - учительница Нина Ахриева, первый востоковед - Нурдин Ахриев. Каждый из них заслуживает, чтобы о нем знали и помнили.

В роду Ахриевых, который дал ингушскому народу целую плеяду выдающихся личностей, при упоминании которых неизменно ставится перед каждым эпитет «первый», самым ярким именем было и остается имя Чаха Ахриева - первого просветителя, горячо любившего свой народ и надолго оторванного от него обстоятельствами судьбы.

По данным авторов, исследовавших основные вехи творчества и жизненного пути Ч.Э. Ахриева [1], будущий просветитель и этнограф родился 10 мая 1850 г. в высокогорном ингушском ауле Фуртоуг, в семье старосты Джейрахского общества Эльмурзы Ахриева. Аул Фуртоуг -родина первого дореволюционного ингушского этнографа Чаха Ахриева, расположенный среди скал и ущелий в Горной Ингушетии в 30-ти километрах от Владикавказа на Военно-Грузинской дороге, входил в состав Джейрахского общества. Со Столовой горы легко окинуть взором аул Фуртоуг, который, с одной стороны, был защищен горами, а с другой - рекой. В этом ауле жили представители родов Ахриевых, Льяновых, Хаматхановых, Боровых [5, с.16].

Мать Чаха Ахриева звали Дзали, и она была из ингушского рода Озиевых [13]. Чах был пятым ребенком в семье, старше него были четыре сестры. Окруженный заботой близких родственников, он рос любознательным и шустрым мальчиком.

Жизнь и деятельность Чаха Эльмурзиевича Ахриева прошли в сложный и драматичный период истории ингушского народа, который совпал с окончанием Кавказской войны и присоединением Северного Кавказа. Все это нашло отражение в судьбе Чаха, в формировании его мировоззрения, в развитии творческой личности.

В 1857 г. в семилетнем возрасте Чах с двоюродным братом Саадулой был взят царской администрацией во Владикавказ как аманат (заложник) и отдан в военную кантонистскую школу. Внук Чаха Хаджи Рашидович Ахриев вспоминает, что ему рассказывала в 1954 г. его тетя -младшая дочь Чаха Ахриева: «В одно прекрасное утро отряд русских войск под командованием полковника напал на Фуртоуг. Силы были неравные, аул был «усмирен». Полковник взял в аманаты 7-9 мальчиков из фамилий Ахриевых и Льяновых. Плохо одетых мальчишек-аманатов отправили во Владикавказскую крепость. Когда их завели в какой-то двор невысокий голубоглазый мальчик со светлыми кудрявыми волосами, а это был Чах Ахриев, понравился семье полковника царской армии, у которых не было собственных детей. Они (муж и жена) взяли его

себе, что и определило всю дальнейшую его судьбу. Среди мальчиков находился и его двоюродный брат Саадула. Впоследствии, Саадулу из аманатов вернул его отец Темурко Ахриев, служивший в русской армии» [12].

Как известно, аманатство являлось мерой, к которой в течение многих лет прибегала на Кавказе царская администрация, чтобы стабилизировать ситуацию и воспитать новое поколение месных элит в духе лояльности и привязанности к России. И надо заметить, что часто эти цели достигались в полной мере и даже превосходили все ожидания воспитателей: из аманатов вырастали высокообразованные граждане Империи с российским национальным самосознанием, не лишенные в то же время горского патриотизма. С одной стороны, это были проводники политики царизма на Кавказе, но в то же время они выполняли важную просветительскую миссию, став, по сути, первыми представителями зарождающейся национальной интеллигенции. Чах Ахриев был ярким представителем этой плеяды. Отсюда его высказывания о необходимости взаимодействия учебного ведомства и местной администрации в широком распространении ингушами и всеми кавказскими горцами «русской гражданственности» [6, с.1].

Будучи учеником военно-кантонистской школы, Чах Ахриев изучал грамоту, овладевал русской речью. Все это удавалось ему постигать в полной мере благодаря тому, что он жил в семье русского офицера, взявшего его на воспитание. После окончания кантонистской школы в 1862 г., Чах Ахриев вместе с двоюродным братом Саадалой сыном Темурко поступил в третий класс Ставропольской гимназии [4, с. 52].

Шесть лет, проведенные в стенах этой гимназии, отразились на жизни будущего ингушского просветителя. Необходимо отметить, что Ставропольская гимназия была незаурядным учебным заведением в России того времени. Любознательный, получивший уже хорошее начальное образование мальчик попал в благодатную атмосферу, созданную учителями гимназии и, в особенности, директором - Януарием Михайловичем Неверовым. Здесь Чах оказался среди самых передовых людей того времени.

Кроме Ч. Ахриева, в разное время здесь учились представители многих горских народов. Некоторые из них стали затем известными деятелями культуры и просвещения Северного Кавказа: Кази Атажукин (Кабарда), Басият Шаханов (Балкария), Адиль-Гирей Кешев (Черкесия), Коста Хетагуров (Осетия) и др. Одновременно с Чахом Ахриевым учились в Ставропольской гимназии Асламбек Базоркин, Саадал Ахриев (Ингушетия), Абай Шаханов и Султанбек Абаев (Балкария), братья Шанаевы - Джантемир, Ибрагим, Идрис, Ефим Газданов, Исмаил Тхостов (Осетия), Далхат Халилов (Дагестан) и др. Кроме Ч. Ахриева и А. Базоркина, за первые 50 лет существования гимназии её окончили десятки ингушей: Адиль-Гирей Долгиев, Пшемахо Дахкильгов, Кураз Мальсагов, Сай Мальсагов [8, с. 76- 81] и др.

Много внимания уделяли Я.М. Неверов и преподаватели гимназии пробуждению у своих учеников из пансиона для горцев устойчивого интереса к творчеству - литературному и научному. Показательно, что для активизации данного интереса, они обращались непосредственно к культурному наследию местных народов. Ученики получали задания по сбору и изучению устного народного творчества горцев, описанию основных вех истории народов Кавказа, их быта, нравов и т.д. С этой целью была даже подготовлена специальная инструкция (памятка), руководствуясь которой ученики собирали ценный историко-этнографический материал. Отметим также, что подготовленные учениками материалы становились затем предметом обсуждения на занятиях [9, с.63]. Эти гимназические упражнения побудили Чаха Ахриева к первым историко-этнографическим исследованиям. Таким образом, выпускники Ставропольской гимназии получали весьма неплохое образование и нередко поступали затем в высшие учебные заведения, успешно заканчивали их, пополняя число специалистов разного профиля - инженеров, медиков, историков, литераторов и т.д.

В 1868 г. Чах Ахриев, успешно окончил Ставропольскую гимназию. Однако затем, в связи с необходимостью восстановить здоровье, два года жил на родине, в Ингушетии. Располагая временем, он совершал поездки в различные уголки края, погружался в изучение образа жизни, истории, этнографии, фольклора своего народа. Детально, с большим знанием дела, ярким и выразительным русским языком он записывает и анализирует исторические предания, обычаи, ритуалы, обряды, праздники - все, что испокон веков наполняло сокровищницу ингушской национальной культуры. Более того, его интересовала и история соседних народов. Полагаем, что

основная часть фольклорных записей и этнографических работ Ч. Ахриева была выполнена им именно в эти два года. В последующем, в 1871-1873 гг. он занимался преимущественно их обработкой, дополнением и публикацией. Почти все работы Чаха Ахриева были опубликованы в «Сборнике сведений о кавказских горцах» и в «Терских ведомостях».

В 1870-1871 гг. в «Сборнике сведений о кавказских горцах» были опубликованы четыре статьи Ч. Ахриева: «Похороны и поминки у горцев», «Несколько слов о героях ингушевских сказаний», «Ингушевские праздники», «Из чеченских сказаний». Наряду с этим, в 1871-1873 гг. в газете «Терские ведомости» с небольшими перерывами появляется более двух десятков различных статей и заметок Ч. Ахриева. В основном это историко-этнографические и фольклорные работы, написанные с глубоким знанием дела. Весь этот материал в дальнейшем был включен в следующие работы: «Присяга у ингушей», «Нравственное значение присяги у ингуш», «Об ингушевских кашах», «О положении ингушской женщины», «О характере ингуш», «Этнографический очерк ингушевского народа с приложением его сказок и преданий».

Знаковый для автора очерк «Ингуши (их предания, верования и поверья)», вошедший в восьмой том «Сборника сведений о кавказских горцах», по существу представлял собой краткий вариант «Этнографического очерка ингушевского народа», на что указал ещё Л.П. Семенов [1, с. 268.]. Л.П. Семенов также обратил внимание и на то, что самая первая статья Ч. Ахриева -«Похороны и поминки у горцев», датированная 30 мая 1868 г., являлась приложением к статье Н. Грабовского «Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушевского округа» («по-видимому, в том же году написана и дополняющая её заметка Ч. Ахриева, являющаяся его первым литературным произведением») [1, с. 268.].

В целом, годы, проведенные Чахом Ахриевым в Ингушетии после окончания им Ставропольской гимназии, стали максимально плодотворными в научно-творческом плане. В скором времени, буквально через год-два, он прекращает все свои занятия публицистической и научной деятельностью. Видимо, отказ от работы, которая его так увлекла, был обусловлен целым рядом причин: занятость, оторванность от родного края, недовольство и раздражение властей; разочарование в культурной политике, проводимой царизмом на Кавказе, крушение просветительских иллюзий и др.

В 1870 г. Чах Ахриев, поступил в Нежинский лицей князя А.А. Безбородко. Директором Нежинского лицея в этот период был М.К. Чалый - друг и товарищ замечательного русского педагога К.Д. Ушинского по Новгородской гимназии [2, 3]. Нежинский лицей был открыт в 1820 г. в память канцлера царской России князя А.А. Безбородко и приравнивался к закрытым высшим учебным заведениям для детей дворян. В лицее обучались известные в России люди, в том числе Н. В. Гоголь. Чах Ахриев окончил Нежинский лицей в 1874 г. и первым из ингушей получил высшее образование.

Из воспоминаний внука Чаха Хаджи Рашидовича Ахриева известно, что после окончания лицея Чах возвратился на родину в аул Фуртоуг. Отца Чаха Эльмурзы уже не было в живых; по одной из версий он погиб. Все его сестры были замужем [12]. Одна из сестер Чаха была замужем за Гамурзиевым [13]. С 16 сентября 1874 г. Чах поступил на службу и работал на различных должностях в судебных и административных органах царской администрации: с 1879 по 1882 гг. - во Владикавказском окружном суде, а после этого - в Азербайджане, в городе Нуха (Елисаветпольская губерния).

Из Посемейных списков населенных пунктов Владикавказского округа Терской области за 1886 год мы видим, что в с. Фуртоуг под порядковым номером 38 числится семья «Ахриева Чага Эльмурзиевича, который имел в этом селе саклю с усадьбой и с службами. Родовой земли пахотных участков 3, дающих хлеба 4 коп, сенокосных 2, дающих сена 9 коп.». На тот период Чах был женат, имел детей. В списках числился его сын Кело Ахриев. Семейство это проживало в г. Нухи, где Ахриев служил по судебному ведомству [10, с.42-43].

Чах Ахриев был женат на дочери Мочко Байсагуровича Базоркина - Айши (Эши) Базоркиной из древнего ингушского рода Газдиевых. С именем Мочко Байсагуровича ингуши связывают основание селения Базоркино (Мочхи-юрт) [4, с. 11].

Интересными являются обстоятельства женитьбы Ч. Ахриева, которыми поделился в своих воспоминаниях его внук Хаджи, сын Рашид-бека. Каждое утро Чах Ахриев из Фуртоуга ездил на работу во Владикавказ. В один из таких дней он увидел на Чугунном мосту (через Терек) как

милиция закрыла въезд в город. Чах поинтересовался у командира отряда: «В чем дело? Почему людей не пропускают в город на базар? Выяснилось, что по каким-то причинам этот приказ был отдан главой города Г. Баевым. Представившись офицеру и предъявив ему свои документы, Чах убедил его пропустить ингушей на городской рынок, взяв ответственность за это решение на себя. В результате конфликт завершился мирно. Узнав об этом событии, Мочкхо Базоркин пригласил к себе Чаха, и с этого времени они стали поддерживать тесные отношения, в итоге, завершившегося женитьбой последнего на старшей дочери Мочкхо Айше [12].

Брак оказался счстливым. У Чаха и Айши было три сына и две дочери. Старший сын, вероятно Кело [10], умер совсем молодым после окончания Владикавказской гимназии. Дочь Тамара первой из ингушек-горянок получила образование и стала впоследствии учительницей. Сын Руслан работал в органах милиции, был убит в 1926 г.

Трагически оборвалась и жизнь младшего его сына Рашид-бека. Он родился в 1893 г. в Фуртоуге, в родовом замке Ахриевых. Учился во Владикавказской гимназии и в Тифлиском военном училище, которое закончил в 1914 г. Участник Первой мировой войны, в ходе которой дважды был ранен. В 1916 г. окончил Гатчинскую авиационную школу и был вновь направлен на фронт в качестве летчика. В боях проявлял большую храбрость, за что на его самолете была сделана надпись: «А он, мятежный, просит бури». Во время Великой Отечественной войны в составе авиагруппы особого назначения бомбил объекты врага в тылу наступающих немецко-фашистских войск. Погиб 20 января 1942 г., выполняя очередное боевое задание.

Приводя данные из биографии Ч. Ахриева, Л.П. Семенов пишет: «Обстоятельства личной жизни сложились для него не вполне благоприятно; он не имел возможности посвятить себя литературной работе, незаурядные способности к которой обнаружились в нем. Началась длительная служебная деятельность, неоднократно заставлявшая его кочевать из города в город» [1]. Из воспоминаний проф. Л.П. Семенова и дочери Ахриева Нины мы узнаем, что он был добрым, мягким, общительным и гостеприимным человеком; кроме того, его отличала необычайная скромность, простота и честность. Он очень любил детей, и каждый раз, когда приезжал в свой родной аул Фуртоуг, давал детям по одному серебряному рублю [12].

Нина Чаховна в своих воспоминаниях пишет: «Отцу было не более пятидесяти лет, но выглядел он намного старше. Он был невысокого роста, с седенькой бородкой и очень усталыми, но добрыми глазами. Отец чуть прихрамывал (последствие увечья, полученного во время поездки в горы) и поэтому, никогда не разлучался с палкой - верным спутником частых поездок. Помнится, палок у него было целый десяток, и ребенком я очень любила разглядывать прекрасные фигурные изображения на них. Он никогда не ездил на фаэтоне, не признавал такого «шика» и всегда ходил пешком, как бы далек ни был путь и таким сохранился отец в моей памяти» [7, с. 53].

Считая, что её отец был, в сущности, сослан в Закавказье она пишет: «Тогда я не понимала, почему у отца усталые, грустные глаза, и только впоследствии мать рассказала мне, что жизнь у отца была нелегкой. Он очень любил свой народ, но большую часть жизни по воле властей провел в Закавказье, в неофициальной ссылке. Да, мать говорила мне, что это была ссылка, но за что отца сослали, я уже не припомню. Впоследствии я узнала, что работать среди своего народа, на его благо и процветание, просвещать его, общаться с ним, жить его чаяниями и надеждами было сокровенной мечтой отца. Но царизм почти на всю жизнь оторвал его от родного народа» [7, с. 51].

Учитывая все эти обстоятельства, можно предположить, что власти каким-то образом выказали своё недовольство деятельностью и настроениями Ч. Ахриева. Но в первую очередь, как можно предположить, это стало реакцией на его остро публицистические статьи 1871-1872 гг., содержавшие как позитивную оценку политики властей на Кавказе, так и резкую критику проявлений недоверия к местному населению, непонимания его чаяний и нужд. Вот почему, на наш взгляд, в 1874 г., после окончания Нежинского лицея Ч. Ахриева направляют не на родину, а в другой регион империи.

Длительное время и тяжело Ахриев болел сахарным диабетом. Болезнь подтачивала его организм, и это ещё больше увеличивало тоску по родине [7, с. 53.]. В конце концов, он решается оставить службу и уехать домой. 28 сентября 1912 г. после многолетней службы он подает прошение об отставке по причине расстроенного здоровья, и его увольняют в чине коллежского советника. После этого он переезжает с семьей во Владикавказ. Но жить ему оставалось недолго.

29 апреля 1914 г. Чах Эльмурзиевич Ахриев умер и был похоронен в родном ауле Фуртоуг, согласно его завещанию.

В исторической литературе нет точной информации о том, каких религиозных воззрений придерживался Чах Ахриев. Автор данной работы также не располагает фактическими материалами, дающими возможность ответить на этот вопрос сколько-нибудь определенно. Поэтому нам представляется правомерным дать предположительное объяснение. По преданию, отец Чаха Эльмурза не был приверженцем принятия мусульманства и поклонялся традиционным ингушским языческим богам [12]. До достижения семилетнего возраста Чах рос в Фуртоуге и был непосредственным свидетелем того как ингуши придерживались языческих воззрений. И, несомненно, это наложило определенный отпечаток на его мировоззрение. Затем он попал в семью, где главными были ценности православной религии. И это также не могло не оказать на него некоторого влияния. Вся его профессиональная деятельность была связана в основном с мусульманским Закавказьем. Доподлинно известно, что после смерти Чаха похоронили по мусульманским обычаям, на его могиле воздвигнут чурт.

Интересно отметить, и другие факты его биографии. В списках офицеров из туземцев Кавказского края, занимавших должности по гражданскому и военному ведомствам за 1897 год, Чах Эльмурзиевич Ахриев, числился в чине полковника [11, с.173-174].

Таковы были основные вехи жизненного и творческого пути ингушского просветителя Ч.Э. Ахриева. Сегодня его именем названы улицы в Ингушетии. Имя первого ингушского ученого-этнографа, кавказоведа носит Ингушский научно-исследовательский институт гуманитарных наук.

Литература и источники

1. Семенов Л.П. Чах Ахриев. Первый ингушский краевед// Известия Ингушского НИИ краеведения. - Владикавказ, 1928. -Вып. 1.

2. Яндаров А.Д. Ингушский просветитель - Чах Ахриев. - Грозный. 1968.

3. Яндаров А.Д. Формирование мировоззрения Чаха Ахриева. // Вопросы философии. - 1975. - .1.

4. Хамхоев В. Чаху Ахриеву - 140 лет // Дош. - 1990. - . 2.

5. ЧахкиевД.Ю. Древности Горной Ингушетии. - Т.! - Назрань, 2003.

6. Ахриев Ч. Этнографический очерк ингушевского народа с приложением его сказок и преданий // Терские ведомости. - 1872.

- .42.

l. АхриеваН.Ч. Воспоминания об отце // Яндаров А.Д. Ингушский просветитель. - Грозный, 1968.

8. Мужухоева Э.Д. Роль Ставропольской гимназии в развитии просвещения и общественной мысли Чечено-Ингушетии // Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии (XIII - XX в.). - Грозный. 1983.

9. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале-XX в.

- Нальчик. 2001.

10. Посемейные списки населенных пунктов Владикавказского округа Терской области за 1886 год. Том 4. / Состав. к.и.н., профессор Т.Х. Муталиев. - Магас, 2016.

11 . Алмазов И.Г. Новые именные списки ингушских офицеров Российской Императорской армии // Вестник Ингушского научно-исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева. - 2018. - .2.

12. Информатор: Ахриев Хаджи Рашидович, 1931 г.р., г. Нальчик

13. Информатор: Ахриев Гапур Ахметович,1975 г.р., г. Карабулак.

References and Sources

1. Semenov L.P. CHah Ahriev. Pervyj ingushskij kraeved// Izvestiya Ingushskogo NII kraevedeniya. - Vladikavkaz, 1928. - Vyp.1.

2. Yandarov A.D. Ingushskij prosvetitel' - Chah Ahriev. - Groznyj. 1968.

3. Yandarov A.D. Formirovanie mirovozzreniya Chaha Ahrieva. // Voprosy filosofii. - 1975. - N°1.

4. Hamhoev V. Chahu Ahrievu - 140 let // Dosh. - 1990. - . 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Chahkiev D.Yu. Drevnosti Gornoj Ingushetii. - T.I. - Nazran', 2003.

6. Ahriev Ch. Etnograficheskij ocherk ingushevskogo naroda s prilozheniem ego skazok i predanij // Terskie vedomosti. - 1872. - N°42.

7. Ahrieva N.Ch. Vospominaniya ob otce // Yandarov A.D. Ingushskij prosvetitel'. - Groznyj, 1968.

8. Muzhuhoeva E.D. Rol' Stavropol'skoj gimnazii v razvitii prosveshcheniya i obshchestvennoj mysli CHecheno-Ingushetii // Rol' Rossii v istoricheskih sud'bah narodov Checheno-Ingushetii (XIII - XX v.). - Groznyj. 1983.

9. Kumykov T.H. Kul'tura, obshchestvenno-politicheskaya mysl' i prosveshchenie Kabardy vo vtoroj polovine XIX nachale-XX v. - Nal'chik. 2001.

10. Posemejnye spiski naselennyh punktov Vladikavkazskogo okruga Terskoj oblasti za 1886 god. T.4./ Sostav. k.i.n., professor T.H. Mutaliev. - Magas, 2016.

11. Almazov I.G. Novye imennye spiski ingushskih oficerov Rossijskoj Imperatorskoj armii // Vestnik Ingushskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta gumanitarnyh nauk im. Ch.E. Ahrieva. - 2018. - N°2.

12. Informator: Ahriev Hadzhi Rashidovich, 1931 g.r., g. Nal'chik

13. Informator: Ahriev Gapur Ahmetovich,1975 g.r., g. Karabulak.

ДОЛГИЕВА МАРЕМ БЕЛАНОВНА - кандидат исторических наук, профессор кафедры истории Ингушского государственного университета, Зав. отделом Ингушского НИИ гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева (Dmariam1966@mail.ru) DOLGIEVA, MAREM B. - Ph.D. in History, Professor, Department of History, Ingush State University, Head of Department of the Ingush Research Institute of Humanities C.E. Akhrieva (Dmariaml 966@mail.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.