ЮРИДИЧЕСКАЯ И ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРИЧИНЫ
И ПРОЯВЛЕНИЯ
Ральникова Л. А.
В статье рассматриваются причины и проявления девиантного поведения несовершеннолетних. Автор дает определение девиантного поведения, выделяет его особенности и признаки проявления у несовершеннолетних. Автор рассматривает патологические формы девиантного поведения и роль дифференциальной диагностики в их устранении. В статье проведен анализ дифференциальной диагностики как основного метода устранения девиантного поведения у несовершеннолетних. Также в статье дается сравнение поведения, отклоняющегося от норм психического здоровья, т. е. наличия у человека явной или скрытой психопатологии, и поведения, отклоняющегося от морально-нравственных норм человеческого общежития. Особое внимание уделяется анализу типов девиантного поведения: делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического и гиперспособного.
Проведен теоретико-методологический анализ типов девиантного поведения: выявлены особенности и признаки проявления различных типов девиантного поведения. Подробно рассмотрены причины и особенности форм аддиктивного поведения. Рассмотрены такие виды агрессивного поведения, как: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия. Выделяются и описываются основные субъекты девиантного поведения, к которым относятся лица, страдающие определенными формами психической патологии, склонные на этой основе к аморальному поведению. Выявлены особенности личностных расстройств, которые выступают проявлениями девиантного поведения. К ним относятся отчуждение и депрессия. Проведен анализ таких форм девиантного поведения, как отчуждение и депрессия, и отмечены особенности их проявления у несовершеннолетних. В статье рассматриваются пути оказания психологической помощи детям и подросткам, а также анализируются причины неэффективного функционирования государственных и общественных институтов психологической помощи.
Ключевые слова: девиация, дифференциальная диагностика, де-линквентное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, аморальное поведение, отчуждение, депрессия.
Современная ситуация развития нашего общества создает условия для увеличения числа отклонений социального, физического и психического развития подрастающего поколения.
Каждому обществу свойственны такие формы социальных отклонений и в тех масштабах, какие вытекают из конкретно-исторических условий его существования - социальных, экологических, политических, нравственных. Объем социальных отклонений позволяет судить о нравственном климате данного общества, уровне законности и правопорядка, степени сплоченности социальных групп. Оценка любого поведения подразделяет его сравнения с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение называют девиантным.
Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде уклонения от нравственного эстетического контроля за собственным поведением.
Основной оценкой девиантного поведения человека является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы - адаптивность - исходит из приспособления по отношению к чему-то и кому-то, т. е. реальному окружению индивида. Взаимодействия индивида и реальности можно представить пятью способами: приспособление, борьба (противодействие), болезненное противостояние, уход и игнорирование.
При противодействии реальности индивид активно пытается разрушить ненавистную ему действительность, изменить ее в соответствии с собственными установками и ценностями. Так как все проблемы, с которыми он сталкивается, обусловлены фактами действительности, единственным способом достижения цели является борьба с действительностью, переделывание реальности «под себя» или максимальное извлечение выгоды из нарушающего нормы общественного поведения.
Болезненное противостояние реальности является признаком психической патологии, психопатологических расстройств, в частности - невротических, при которых окружаю-
щий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания. Симптомы психического заболевания всегда нарушают возможность адекватно оценивать мотивы поступков окружающих и правильность восприятия их действий, становятся затруднительными. Если при противостоянии реальности человек осознанно выбирает путь борьбы с действительностью, то при болезненном противостоянии у человека с девиантным поведением данный способ взаимодействия является единственным и вынужденным.
Так, например, наиболее частыми источниками школьной дезадаптации являются непатологические формы поведения, которые носят переходящий характер. По мнению ряда психологов, психическое созревание подростка включает две следующие друг за другом фазы психических изменений: негативную (12-15 лет) и позитивную (от 16-18 лет). В негативной фазе подростки противопоставляют себя другим, всем противоречат, особенно старшим. А вот в позитивной фазе постепенно выступает противоположная тенденция -социализации, приобщения к духовным ценностям, а также выработки жизненных правил. Конечно, такое разделение весьма условно, и обе тенденции проходят через весь подростковый период, т. к. возраст лишь меняет формы их проявления, но их следует учитывать и при выборе мер педагогической и социальной коррекции непатологических форм отклоняющегося поведения [4].
Патологические формы отклоняющегося поведения уже требуют современных усилий педагога и врача медикаментозной терапии. Дифференциальная диагностика патологических и непатологических форм поведения очень сложна, но и чрезвычайно важна. Для общей оценки степени «патологичности» поведенческих реакций можно использовать критерии, предложенные А. Е. Личко в 1983 г.:
- выраженная интенсивность расстройств со склонностью к генерализациям, их повторение в самых разнообразных ситуациях, даже под влиянием неадекватных стимулов;
- стойкость реакции со склонностью приобретения характера патологического стереотипа «клише»;
- склонность реакции к превышению социально и психологически приемлемого «потолка» отклонений в поведении;
- поведенческие проблемы подростка влекут за собой все углубляющуюся социальную дезадаптацию [2].
Патологические формы поведенческих реакций особенно часто возникают на фоне акцентуаций характера. Последние являются крайними вариантами нормального характера, при котором отдельные черты его чрезмерно усилены. И поэтому обнаруживается избирательная уязвимость, «слабое место» в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Следовательно, девиантное поведение подразделяется на две основные группы:
Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии; эту группу составляют лица: астеники, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.
Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития. Проявляется в разных формах социальной патологии как пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.
Для того чтобы оценить типы девиантного поведения, необходимо знать, от каких именно норм общества они могут отклоняться. К. К. Платонов выделяет следующие нормы, которым следуют люди:
- правовые нормы;
- нравственные нормы;
- эстетические нормы.
Ввиду нарушения тех или иных норм, девиантное поведение разделяется на пять типов:
- делинквентное;
- аддиктивное;
- патохарактерологическое;
- психопатологическое;
- гиперспособное.
Разновидностью преступного, т. е. криминального поведения человека, является делинквентное поведение - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющих уголовно наказуемое деяние.
Делинквентное поведение может проявляться, к примеру, в желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы или еду в прохожих, получая удовольствие от точности попадания в «жертву». В виде шалости человек может позвонить в диспетчерскую аэропорта и предупредить о якобы заложенной в самолете бомбе [2].
Аддиктивное поведение (addiction) - пагубная привычка, порочная склонность. Так специалисты называют злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Согласно современной концепции, между состоянием полного здоровья и инвалидностью лежит широкий спектр переходных состояний. Он отличается непрерывностью к ряду: полное здоровье (норма) и варианты нормы - функциональные отклонения - неспецифические синдромы и пограничные состояния - хроническая болезнь - декомпенсация (утрата) функций - инвалидность.
В этом случае аддиктивное поведение является переходной стадией наркомании, алкоголизма подростков и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения.
Аддиктивное поведение - одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах, или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.
Выбор аддиктивной стратегии поведения обусловлен трудностями в адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и на производстве, утрата
близких, резкая смена привычных стереотипов. Аддиктивное поведение по клинической терминологии - «первичный поисковый полинаркотизм», - это переходная стадия наркомании. Аддиктивное поведение есть поведенческий феномен, соответствующий крайностям поведения, который не только способствует делинквентному, агрессивному, саморазрушающему поведению, но и является проявлением нарушенного поведения. При этом и делинквентное, и саморазрушающее, и агрессивное поведение часто проявляются в употреблении алкоголя и наркотиков.
Аддиктивная личность в своих попытках ищет свой универсальный и слишком односторонний способ выживания - уход от реальности, уход от проблем.
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является, прежде всего, активное изменение неудовлетворенного их психического состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Жизнь видится неинтересной, в силу ее обыденности и однообразия. Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:
1. Снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
2. Скрытый комплекс неполноценностей, сочетающийся с внешне проявляющимся превосходством.
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
4. Стремление говорить неправду.
5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
6. Стремление уходить от ответственности в принятии решения.
7. Стереотипность, повторяемость поведения.
8. Тревожность.
В целом можно сказать, что основным в поведении аддиктивной личности является стремление к уходу от реальности, страх перед обыденностью, наполненной обязательствами и регламентациями «скучной» жизнью, склонность к поиску запредельных эмоциональных
переживаний даже ценой серьезного риска и неспособность быть ответственным за что-либо. При этом человек сосредотачивается на узконаправленной сфере деятельности, часто негармоничной и разрушающей личность, игнорируя все остальное. В соответствии с концепцией, существует четыре вида «бегства» от реальности: бегство в тело, бегство в работу, бегство в контакты или одиночество, а также бегство в фантазию.
Естественные адаптационные возможности аддикта нарушены на психофизиологическом уровне. Первым признаком этих нарушений является ощущение психологического дискомфорта. Психологический комфорт может быть нарушен по разным причинам: внутренним и внешним. Перепады настроения всегда сопровождают нашу жизнь, но люди по-разному воспринимают эти состояния и по-разному на них реагируют. Одни готовы противостоять превратностям судьбы, брать на себя ответственность за происходящее и принимать решения, а другие с трудом переносят даже кратковременные и незначительные колебания настроения и психофизического тонуса. Такие люди обладают низкой переносимостью фрустраций. В качестве способа восстановления психологического комфорта они выбирают аддикцию, стремясь к искусственному изменению психического состояния, получению субъективно приятных эмоций. Таким образом создается иллюзия решения проблемы. Подобный способ «борьбы» с реальностью закрепляется в поведении человека и становится устойчивой стратегией взаимодействия с действительностью. Согласно точке зрения Л. Г. Леоновой и Н. Л. Бочкарёвой, привлекательность аддикции в том, что она представляет собой путь наименьшего сопротивления.
Желание изменить настроение по аддик-тивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К ним относятся вещества, изменяющие психическое состояние: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, секс, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки.
По мнению Л. Г. Леоновой и Н. Л. Бочкарёвой, при вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, но более мягкая по своему характеру.
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения не с другими людьми, а с неодушевленными предметами и явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддик-тивной организации из средства постепенно превращается в цель.
Одной из форм отклоняющегося поведения является агрессивное поведение.
Агрессией называется физическое или вербальное поведение, которое направлено на причинение вреда кому-либо. Агрессия может проявляться в прямой форме, когда человек с агрессивным поведением не склонен скрывать это от окружающих, т. к. он непосредственно и открыто вступает в конфронтацию с кем-либо из окружающих, высказывает в его сторону угрозы или проявляет агрессивность в действиях. В косвенной форме агрессия скрывается под личной неприязнью, ехидством, сарказмом или иронией, и оказанием таким образом давления на жертву.
Согласно А. Дарки, существуют следующие виды агрессивных действий: 1) физическая агрессия или нападение; 2) к косвенной агрессии относятся злобные сплетни, шутки, взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами; 3) склонность к раздражению, т. е. готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении; 4) негативизм - оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы; 5) обида (сюда относится зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные сведения); 6) подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его; 7) вербальная агрессия - это, прежде всего, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).
Различные виды агрессивных действий могут быть обусловлены различными фак-
торами и входить в структуру разных типов девиантного поведения. Наиболее яркий вид - физическая агрессия в виде нападения на жертву, - как правило, отражает криминальное поведение, хотя может встречаться и при делинквентном типе отклоняющегося поведения. Агрессивность психических больных и лиц с психической патологией в виде психопатологического и патохарак-терологического типов отклоняющегося поведения отличается лишь особенностями мотивации и симптоматикой заболеваний. Криминогенное же значение психических аномалий заключается в том, что они при главенствующей роли социально приобретенных особенностей личности, взаимодействуя с ними, обличают совершение преступления, выступая не причиной, а внутренним условием [7, с. 62].
Э. Фромм описывает в рамках псевдоагрессивного поведения непреднамеренную, игровую, оборонительную, инструментальную агрессию как самоутверждение.
К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лица, страдающие определенными формами психической патологии и склонные на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам. Таким образом, психические расстройства проявляются в двух формах.
Акцентуированные характеры, т. е. крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера часто являются клиентами социальных медицинских и правоохранительных служб. Психические расстройства в виде акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин: часто психические расстройства обусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенные требования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные отрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголь, наркотики, агрессивное поведение. Особенно провоцирует появление ранее скрытой акцентуации или патологии т. н. период полового созревания. Сказываются трудности переходного воз-
раста, т. е. переход во «взрослую» жизнь; он сопровождает перестройку психики. Перестраиваются такие важные процессы, как мышление, ощущение, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.
Личностные расстройства также выступают проявлениями девиантного поведения. К ним относятся такие, как:
Отчуждение - проявляется в том, что человек, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из нее выйти; чтобы уйти от конфликта, он должен разорвать связь между своим Я и травмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком и окружением, а позднее она перерастает в отчуждение. Деперсонализация имеет место, когда отчуждается само Я, утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.
Депрессия - состояние аффекта с отрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемую отчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется, наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли о собственной ничтожности, возможны попытки самоубийства [5, с. 32].
Объективным негативно влияющим фактором на распространение девиаций является то, что в настоящее время для большинства родителей характерна низкая заинтересованность в делах и успехах своих детей. В этой ситуации они перекладывают ответственность и обязанности по воспитанию и обучению детей на школу, которая не всегда готова принять на себя тяжелый груз нелегких проблем современного ребенка.
Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни - постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к их психологическим проблемам, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день. Многие семьи агрессивны в отношении своих детей, причем в 17 % случаев агрессивность проявляется в грубой форме. Каждый год в России около 2000 детей пытаются по-
кончить с собой из-за издевательства над ними в семье и около 100 000 детей убегают из дома [12, с. 72].
Состояние здоровья детей и молодежи в современных условиях вызывает озабоченность и тревогу. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков, достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Существенное влияние на социальную дезадаптированность подростков оказывают сложившиеся социально-экономические условия жизни общества, резкое падение жизненного уровня населения, неуверенность в завтрашнем дне, угроза стать участником военных действий, значительный рост преступности, обесценивание человеческой жизни. Все это создает постоянный психологический прессинг, особенно неблагоприятно сказывающийся на неокрепшей, легкоранимой психике детей.
Стремление молодежи к уходу от окружающей действительности имеет ряд существенных причин, которые, по определению Всемирной организации здравоохранения, можно сгруппировать в три основных:
- семейные проблемы, плохое воспитание, пример родителей;
- личностные факторы, включающие наличие чувства тревоги, депрессии, эмоциональной нестабильности, сниженной самооценки, отсутствие устремлений, любопытство, ощущение незащищенности, чувство противоречия и враждебности, потерю контроля, чрезмерное доверие людям и структурам и т. д.;
- социокультурные факторы, такие как принятые нормы поведения в группах, к которым принадлежит человек.
Однако на сегодняшний день ни государственные, ни общественные структуры, целью которых является оказание различной помощи детям и подросткам, не имеют возможностей осуществлять эффективно свою деятельность. Этому можно дать следующее объяснение:
- отсутствуют взаимодействие и координация работы различных ведомств и организаций;
- не налажена информационная сеть, касающаяся оказания помощи несовершеннолетним;
- остается недостаточным внимание к проблемам педагогической поддержки под-
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова И. В., КагермазоваЛ. Ц., Савин В. А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. -2013. - Т. 10. - № 1. - С. 46-59.
2. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. Пер. с англ. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1996.
3. Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. - М., 1987.
4. Асмолов А. Г. Содействие ребенку - развитие личности // Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. - М., 1996. - С. 39-44.
5. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
6. Беличева С. А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. - М., 1993.
7. БернЭ. Трансакционный анализ и психотерапия. - СПб., 1994.
8. Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М., 1984.
9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. -М., 1984.
10. Гулевич О. А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 5 (7).
11. Еникеева Д. Д. Как предупредить наркоманию и алкоголизм у подростков: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
12. Ильин О. Ю. Правосознание: постне-классическое правопонимание и личностная проекция: дисс. ... канд. филос. наук. - Тверь: Изд-во Тверского государ-
ростков, имеющих проблемы в развитии и воспитании; - системная профилактическая работа с детьми и родителями находится в зачаточном состоянии.
ственного технического университета, 2011. - 198 с.
13. Кесельман Л. Социальные координаты наркотизма. - СПб.: Изд-во Института социологии, 1998.
14. Криминальная мотивация / Под редакцией В. Н. Кудрявцева. - М., 1986.
15. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методическое пособие. - М.; СПб.: Фолиум, 1998.
16. Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. - М., 1993.
17. Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГМИ, 1998.
18. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение, динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
19. ЛичкоА. Е. Психопатии и акцентуации у подростков. - М., 1993.
20. Макеева А. Г. Организация педагогической профилактики наркотизации среди младших школьников: Пособие для учителей начальной школы. - СПб., 1999.
21. Макеева А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе / Под ред. М. А. Ушаковой. - М.: Сентябрь, 1999.
22. ЯсюковаЛ. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. - 2000. - № 4. - С. 1-13.
23. Abakumova I. V., Kruteleva L. Ju. Tolerance in the Structure of Life-Sense Strategies of the Modern Youth // The 13th European Congress of Psychology. In: The 13th European Congress of Psychology, 9-12 July 2013. Poster abstracts. Stockholm, 2013.
24. Halpern D. Moral values, social trust and inequality // British Journal of Criminology. -2001. - V. 41. - pp. 236-251.
25. Kruteleva L. Ju., Abakumova I. V. Life-sense Strategies as a Motivational-dynamic
Characteristic of a Person // V Congress of the Russian Psychological Society 14-18 February (Moscow) / Procedia - Social and Behavioral Sciences, V. 86, 2013. - pp. 35-41.
26. LeungK. Social axioms. The search for universal dimensions of general beliefs about how the world functions // J. of Cross-Cultural Psychology. - 2002. - V. 33. - pp. 286-302.