Здоровцева Е. В.
педагог-психолог МБОУ ДО ГДДТ г. Шахты, Россия
ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дается характеристика девиантного и делинквентного поведения, их форм и особенностей проявления; освещаются вопросы развития подростков. Рассматриваются психологические аспекты причин отклоняющегося поведения подростков, а также основные социальные факторы, влияющие на его формирование. Приводятся данные о результатах диагностики склонности к девиантному поведению подростков, обучающихся в творческих объединениях учреждения дополнительного образования. Определяются направления профилактики и методы психолого-педагогической коррекции девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, аутоагрессия, агрессия, делинквентное поведение, подростки, профилактика, группа риска, диагностика
Проблема девиантного поведения подростков в последнее время приобретает все большую значимость. Это обусловлено как экономически неблагоприятной обстановкой в нашей стране, так и ценностной аномией, распространенной в большей части современного общества.
Изучение этого явления носит междисциплинарный характер, поэтому социология, медицина и психология дают несколько отличающиеся друг от друга определения девиантного поведения. С психологической точки зрения под девиа-нтным поведением понимается отклонение от социально-психологических и нравственных норм. Причем это отклонение может иметь как положительную, так и отрицательную модальность, но большее внимание привлекают те особенности проявления девиантного поведения, которые могут при- 35 -
нести вред индивиду или окружающим. К стойким формам его проявления относят: делинквентное поведение, характеризующееся антиобщественной направленностью и в крайних случаях - уголовно наказуемыми деяниями; аддиктивное поведение (табакокурение, подростковый алкоголизм, наркомания, токсикомания, гэмблинг); патохарактерологическое и психопатологическое поведение; агрессивное поведение; самоповреждающее и саморазрушающее поведение, в крайней форме проявляющееся в суицидальных попытках.
Не случайно именно подростки являются группой риска, поскольку пик эмоциональной неустойчивости приходится на 11-13 лет у мальчиков и 13-15 лет у девочек. Резкие колебания настроения, внезапные переходы от гипертимного настроения к субдепрессивному состоянию, обусловленные гормональной перестройкой организма, критическое отношение к собственной внешности на фоне появления влечения к противоположному полу, изменения памяти и внимания, а также гетерохронность психического и физического развития - все эти факторы, наряду с такими социальными явлениями, как дефекты воспитания, семейное неблагополучие, антисоциальное поведение родителей, отсутствие ориентации на морально-нравственные ценности, педагогическая запущенность, могут создать предпосылки для появления различных форм отклоняющегося поведения.
В целях выявления группы риска подростков, обучающихся в творческих объединениях МБОУ ДО ГДДТ г. Шахты Ростовской области, была проведена диагностика с применением методики «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (автор А.Н. Орел) [1, с. 157-169]. В исследовании приняли участие 75 обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет, из них 43 девочки и 32 мальчика. В ходе анализа полученных сведений были сделаны следующие выводы по шкалам данной методики:
1) склонность к социально одобряемым ответам, стремлению выставить себя в лучшем свете была диагностирована у 2% мальчиков и 5% девочек;
2) высокая степень склонности к преодолению норм и правил выявлена у 16% мальчиков и у 9% девочек;
3) предрасположенность к зависимому поведению обнаружена у 6% мальчиков и 7% девочек;
4) склонность к аутоагрессии диагностирована у 28% мальчиков и 21% девочек;
5) проявления агрессивного поведения присущи 22% мальчиков и 46% девочек;
6) низкий волевой контроль эмоциональных реакций выявлен у 28% мальчиков и 23% девочек;
7) к противоправному (делинквентному) поведению имеют склонность 6% мальчиков и 14% девочек;
8) у 4% девочек обнаружено отвержение традиционных женских стереотипов поведения.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что показатели уровня склонности к зависимому поведению у мальчиков и девочек относительно схожи, в отличие от результатов по шкалам «Склонность к агрессивному поведению и насилию» и «Склонность к делинквентному поведению»: здесь количество девочек, которым присущи эти характеристики, почти вдвое превышает количество мальчиков. Данные по шкале «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению» по выборке мальчиков превышают эти показатели по выборке девочек на 7%. На 5% больше мальчиков показали низкий уровень волевого контроля эмоциональных реакций.
По итогам исследования 24 подростка были включены в группу относительного риска, из них: девочек - 15, мальчиков - 9. С каждым из этих обучающихся состоялись индивидуальные психологические консультации, после чего из подростков была сформирована группа для участия в цикле тренинго-вых занятий, направленных на снижение выраженности пове-
денческих расстройств, повышение уверенности в себе, принятие своих личностных особенностей.
Профилактика девиантного поведения должна включать в себя мониторинг всех факторов риска, привлечение учащихся к общественной деятельности, участию в проектах социальной направленности; необходима также психологическая работа с семьей подростка и повышенное внимание педагогов. Проведение образовательных курсов и программ, пропагандирующих здоровый образ жизни, создание поддерживающей среды, развитие личностных ресурсов подростков также являются эффективными методами профилактики.
Ранняя диагностика склонности к отклоняющемуся поведению играет большую роль в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в учреждениях дополнительного образования, поскольку позволяет своевременно выявить детей, нуждающихся в индивидуальной психокоррекционной работе, так как нормализация психической жизни подростка существенно снизит риск возникновения склонности к девиантному поведению.
Список использованной литературы
1. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешеина, М.Н. Заостровцева, - М., 2006. - 192 с.
© Здоровцева Е. В., 2017