САЛАХОВА Валентина Борисовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; valentina_nauka@mail.ru)
ЕнЯШИнА наталья Геннадьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; natalya.enyashina@mail.ru)
РоМАноВА Анна Валерьевна — аспирант кафедры теории и истории государства и права Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; anait09@yandex.ru)
ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа проблемы девиантного поведения. Авторы дают определение девиантного поведения, выявляют причины и факторы возникновения отклоняющегося поведения, представляют механизмы его формирования и развития. В статье выделяется понятие делинквентного поведения как формы девиантного поведения и описываются его особенности.
Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, преступник, детерминанты и механизмы формирования девиантного поведения
На сегодняшний день Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Проводимые экономические, политические и правовые реформы привели к кризису экономики, безработице, резкому падению жизненного уровня народа, его крайней поляризации и росту девиантного поведения. В обществе произошли изменения нравственного и правового сознания людей, сопряженные с переориентацией их в сторону асоциального образа жизни. В связи с этим проблема девиантного поведения требует, на наш взгляд, особого внимания.
Под отклоняющимся (девиантным) поведением подразумеваются действия, которые нарушают любые социальные нормы. «Неудача» или «успех» социализации зависят от методов, применяемых для ее осуществления. При недостаточном воздействии этих методов, а также при неадекватном их применении возникают различные формы отклоняющегося от нормы поведения. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязанного) поведения людей, социальных групп, социальных организаций. Социальная норма находит свою поддержку и отношение в законах, традициях и обычаях.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение асоциальное, нарушающее правовые, социальные и культурные нормы.
Девиантное поведение относительно, т.к. всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в том или ином сообществе. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти от общества, убежать от жизненных проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. В.А. Лабунская выделяет три типа направленности отклоняющегося поведения: корыстную направленность (хищение, кражи, мошенничество и т.д.); агрессивную направленность (оскорбление, хулиганство и т.д.);
34
ВЛАСТЬ
2016'11
социально-пассивную ориентацию (наркомания, алкоголизм) [Психология личности 2007].
Девиации могут быть индивидуальными и групповыми: индивидуальными называются девиации, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; групповые отклонения рассматриваются как конформное поведения члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре. Таким образом, отклоняющееся от нормы поведение можно отнести в основном к групповым формам девиации, поскольку совершение преступления зачастую носит коллективный характер в криминальной субкультуре.
В объяснении девиантного поведения можно выделить ряд причин: социокультурные детерминанты, кризис воспитания, личностные и возрастные, а также психосоциальные детерминанты.
К социокультурным детерминантам М. Вебер относит постиндустриальный кризис личности как проблему самоопределения и свободы [Дюркгейм 1966]. По мнению В. Франкла, источником различных поведенческих отклонений является отсутствие смысла жизни вследствие разрушения старых ценностей и традиций и отсутствие культуры рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем [Франкл 1990]. Сторонники другого направления (К. хорни, С.А. Завражин, К.В. хартанович, А.В. Пурбуев, Р.С. черкасов, Г. хант и Баркер) считают причиной возникновения отклоняющихся форм говедения наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм.
Существуют общие социальные причины девиантного поведения для всех групп риска: 1) социальное неравенство (Л.Е. Кесельман, Л.Г. Борисова, Т.С. Солодова); 2) морально-этический фактор девиантного поведения (В.И. Иванов, А.М. Кравченко, А.Б. Пуpбуев), который выражается в низком морально-нравственном уровне общества, его бездуховности; 3) окружающая среда (А.Г. Здравомыслов, Г.В. Литтл), которая нейтрально относится к деви-антному введению. Примитивизация общества оправдывает различные формы социальной патологии, перестает не только вести с ними борьбу, но и осуждать их.
некоторые исследователи (Б.н. Алмазов, Э.М. Коржева, Г.Ф. Кунгурцева) считают причинами pоста девиантного поведения нарастающую неудовлетворенность в обществе, поиск индивидами новых форм общения и прoтест против сложившихся форм общности.
Социальные изменения могут превратить прежде сформированную социали-зированность в неудачную. В кризисные моменты скачкообразного развития государства нормы, выработанные в криминальной сpеде, становятся доминантными и сами начинают вырабатывать соответствующие идеалы.
Следующим детерминантом формирования девиантного поведения является воспитание. Семья, как известно, имеет решающее значение в формировании общества, играет центральную роль в первичной социализации. Дисфункциональные семьи являются источником социальных болезней, одной из которых является преступное поведение [Менделевич 2001].
Кроме того, выделяют также личностные и возрастные детерминанты девиаций. Период становления (взросления) личности, будучи естественным по своей природе, может, однако, спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый возраст понимается как состояние, в котоpом могут возникать искажения отношений подростка с действительностью.
По мнению В.А. Лабунской, успешность социализации определяется диалектическим единством таких ее процесшв, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. нарушение равновесия между этими компонентами приводит к различным поведенческим отклонениям [Психология личности 2007].
Люди с высокими показателями аддиктивного (зависимого) поведения (алкоголизм, наркомания, игромания) более склонны к совершению противоправных деяний. Личность таких людей характеризуется аморальным, психопатическим складом, что определяет зависимость преступного поведения от определенного типа личности [Becker 1995].
Исследования отечественной криминологической науки свидетельствуют о том, что почти 70% людей, совершивших преступные деяния, имели психические аномалии (психопатия, алкоголизм, наркомания, олигофрения, травмы центральной нервной системы, шизофрения в стадии стойкой ремиссии, эпилепсия) [Антонян, Еникеев, Эминов 1996].
Другие авторы (M.J. Dickinson, F.J. Eva) признают, что, с одной стороны, психические расстройства личности (например, депрессия) могут способствовать формированию преступных наклонностей, с другой - они способствуют и активизируют процесс социализации.
Как отмечают Ю.М. Антонян, Г.П. Гаврилова, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, В.И. Кудрявцев и др., психологические факторы играют важную роль в формировании преступного поведения [Змановская 2003]. К таким факторам относят нравственно-психологические интеллектуальные качества, целевые установки, ценностные ориентации, отношение к нормам права и морали, потребности и предпочтительные способы их удовлетворения. Нарушение психологических факторов выражается в ограниченности потребностей и интересов; нарушении равновесия между разными их видами; искаженном представлении о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; признании возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов, что и приводит к развитию девиации [Кудрявцев 1998].
Кроме того, выделяются также психосоциальные детерминанты формирования девиантного поведения. А.Р. Ратинов указывает на искажение системы ценностно-нормативных представлений у людей с отклоняющимся поведением, которое выражается в неправильном отношении к существующим нормам и правилам либо в их неправильном трактовании, что приводит к их нарушению, а также служит защитным механизмом самооправдания [Ефремова, Ратинов 1979].
Однако все исследователи едины в своем мнении, что пусковым механизмом развития девиантного поведения являются социальная среда (ситуация), в которой находится личность, и комплекс социально-психологических черт (система взглядов, наклонностей и стремлений), которыми данная личность обладает. Центральным звеном в процессе перехода личности к девиантным формам поведения являются потребности, побуждения и желания человека, которые индивид по каким-либо причинам не в состоянии удовлетворить в соответствии с общественно значимыми нормами морали и нравственности. Происходит процесс формирования мотива противоправного деяния. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и желаемый результат определенного действия (девиант-ного поступка). Девиантные поступки вызывают отрицательное отношение к девианту со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантной личности из здоровой среды. Это способствует активизации общения индивида с девиантной субкультурой, что, соответственно, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации также характерно формирование обратной зависимости между отношениями человека в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате данных процессов происходит приобщение личности к криминальной субкультуре, формирование антиобщественного и противоправного стереотипа поведения и совершение, в конечном итоге, преступного деяния.
36
ВлАсть
2016'11
Одним из видов девиантного поведения как раз и является делинквентное (криминальное) поведение. Делинквентное поведение подразумевает действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквент-ная личность (делинквент), а сами действия - как деликты.
Делинквентное поведение, как любая социально-психологическая категория, имеет свою типологию. Н.И. Озерецкий (1932) предложил актуальную и сегодня типологию правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и профессиональные. А.И. Долгова, Е.Г. Горбатовская, В.А. Шумилкин, в свою очередь, выделяют следующие типы:
1) последовательно-криминогенный, обусловленный криминогенным «вкладом» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой. Преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
2) ситуативно-криминогенный, представляющий нарушение моральных норм: правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией, преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом;
3) ситуативный тип, характеризующийся незначительной выраженностью негативного поведения, - решающее влияние здесь принадлежит ситуации, возникающей не по вине индивида.
Аналогично В.Н. Кудрявцев (1984) говорит о профессиональных (регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды) преступниках. А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова (1998) предложили социально-психологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное (преступное аутоагрессивное) поведение.
Кроме того, делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей. Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств и в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников» - например, по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно. Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами - законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами. В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства - общественному порядку. В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому, в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы. Наконец, в-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и
обществом - между индивидуальными стремлениями и общественными интересами [Салахова 2015].
Работа поддержана грантом РГНФ «Исследование особенностей и динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование», проект № 15-36-01329/16.
Список литературы
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. 1996. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист. 335 с.
Дюркгейм Э. 1966. Норма и патология. — Социология преступности (современные буржуазные теории) (пер. с англ. А.С. Никифорова, А.М. Яковлева; под ред. Б.С. Никифорова). М.: Прогресс. С. 39-45.
Ефремова Г.Х., Ратинов А.Р. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения. — Личность преступника как объект психологического исследования. М.: Изд-во Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. С. 44-62.
Змановская Е.В. 2003. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие. М.: Академия. 288 с.
Кудрявцев В.Н. 1998. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования: учебное пособие для вузов. М.: Форум; ИНФРА-М. 214 с.
Менделевич В.Д. 2001. Психология девиантного поведения: учебное пособие. М.: МЕДпресс. 427 с.
Психология личности: учебное пособие (под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Ла-бунской). 2007. М.: Эксмо. 656 с.
Салахова В.Б. 2015. Особенности ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование: монография. Ульяновск: Ульяновский государственный университет. 167 с.
Франкл В.Э. 1990. Человек в поисках смысла (пер. с англ. и нем.; под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева). М.: Прогресс. 366 с.
Becker G.S. 1995. The Economics of Crime. — Cross Sections. P. 8-15.
SALAKHOVA Valentina Borisovna, Cand.Sci.(Psych.), Associate Professor of the Chair of Psychology and Pedagogy, Ulyanovsk State University (42Lva Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; valentina_nauka@mail.ru) ENYASHINA Natalia Gennadievna, Cand.Sci.(Ped.), Associate Professor of the Chair of Psychology and Pedagogy, Ulyanovsk State University (42 Lva Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; natalya.enyashina@mail.ru) ROMANOVA Anna Valer'evna, postgraduate student of the Chair of Theory and History of State and Law, Ulyanovsk State University (42Lva Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; anait09@yandex.ru)
problem of deviant behavior in the modern society
Abstract. The article presents the results of theoretical analysis of the problem of deviant behavior in the modern society. The authors give a definition of deviant behavior, its causes and factors, mechanisms of its formation and development. They highlight the concept of delinquent behavior as a form of deviant one and describe its features. keywords: deviant behavior, delinquent behavior, criminal, determinants and mechanisms of deviant behavior