психология
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПУТИ
ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ
А.И. ПАПКИН
Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
В статье дан анализ причин девиантного поведения, рассмотрены его разновидности и психологический механизм, выделены некоторые направления индивидуальной профилактики девиантного поведения.
Проблема девиантного поведения до сих пор недостаточно изучена в психологии, поэтому в процессе исследования возникла необходимость в уточнении некоторых категорий и понятий, прежде всего понятия девиации. Под девиацией (фр. déviation < лат.; dëviatio отклонение) понимается отклонение от некоторых норм, стандартов, предписанных правил. Иными словами, девиантное поведение представляет собой отклонение индивида от нормативного, принятого в обществе поведения, ведущее к нарушениям нравственных, правовых, этических, профессиональных, экономических и иных норм, изменению способов решения профессиональных и личностных задач, деформации отношений и образа жизни. По силе социальных отклонений девиантное поведение может приобретать форму нравственного проступка; дисциплинарного проступка; некриминального деликта (лат. delictum - правонарушение, проступок), т.е. административного, гражданского, семейного и иного правонарушения; криминального деликта, или преступления. Особое внимание в статье уделяется изучению опасных видов девиантного поведения: предкриминального и криминального поведения.
Известно, что преступность в России представляет серьезную угрозу внутренней безопасности, оказывает негативное влияние на общественное настроение и формирует у граждан страх перед преступными посягательствами. В год совершается более 2,5 млн преступлений, потерпевшими от которых являются более 2 млн граждан. В 2003 г. в результате различных преступлений погибло 76 тыс. 921 человек, а сумма причиненного преступными посягательствами ущерба составила 88 млрд 277 млн руб. Наблюдается вы-
сокий уровень виктимизации населения, растет число жертв насилия, потерпевших в результате разного рода преступлений.
Перед перед отечественной психологией возникают актуальные теоретические и прикладные вопросы: каковы психологические причины роста криминальных проявлений, как организовать психологически обоснованную индивидуальную профилактику девиантного поведения и тем самым уменьшить число жертв криминальных посягательств и др.
Психологические причины девиантного поведения отражают личностные изменения у индивида, повышающие уровень криминогенности, ведущие к появлению асоциальной мотивации, социальному отчуждению и приемлемости противоправного поведения. Социально-психологические причины заключают в себе негативные характеристики социального окружения и его влияния на личность, а также предпосылки и особенности формирования преступных групп.
По мнению А.I I. Пастушени (1; 2, с. 111), специфической качественной особенностью психического склада личности, определяющей наличие склонности совершать при определенных условиях противоправные деяния, является криминогенность, которая может быть присуща как лицам, совершившим преступления, так и не совершившим антиобщественных деяний в силу отсутствия условий для реализации указанной склонности.
Основу криминогенности личности составляет личностная приемлемость совершения противоправных поведенческих актов при определенных социальных условиях. Отличительная особенность личности, обладающей криминогенной потенцией, выражается в приемлемости совершения преступного деяния как способа удовлетворения некоторой потребности или разрешения определенного типа проблемной ситуации. Преобладающая представленность преступного способа действий в сознании личности может проявляться, во-первых, в смыслообразующих представлениях и убеждениях о положительном значении преступного способа; во-вторых, в преобладающе положительном или индифферентном отношении к способу противоправного поведения; в-третьих, в криминальной личностной ценностной ориентации, которая определяет решимость или допустимость использования данного способа в определенных жизненных ситуациях; в-четвертых, в криминальной установке на девиантное поведение, которая дополняет личностную норму операциональной освоенностью противоправных действий. Одним из проявлений криминогенности личности является отсутствие достаточной антикриминальной устойчивости, т.е. способности противостоять криминогенному воздействию обстоятельств ситуации и окружающих лиц.
К числу факторов, вызывающих нередко девиантное поведение индивида следует отнести негативное влияние на него ближайшего социального окружения, а также конкретной жизненной ситуации (3, с. 24-28).
Девиантное, в том числе противоправное поведение связано с определенными дефектами социализации, отражающими недостатки:
- в процессе формирования личности в определенных социальных условиях, социальных группах и приобретения жизненного опыта, усвоения ценностей, норм и правил поведения;
- в организации воспитания, (приводят к развитию антиобщественной ориентации и асоциальной мотивации);
- в понимании и выполнении социальных ролей (приводят либо к отрицанию роли, непониманию ее социальной значимости, а также к уклонению от исполнения роли);
- в системе общения (сужение круга общения, общение в группе с отклоняющимся поведением, невозможность удовлетворения потребностей в эмоциональном контакте, самоутверждении и т.д.);
- индивидуального социального опыта (зависят от ошибок в воспитании, специфики общения, например в семье, усвоения норм асоциального поведения и т.д.);
- социального контроля (зависят от недостаточной эффективной деятельности семьи, учебно-воспитательных и производственных организаций, правоохранительных органов);
- социальной адаптации (отражают прежде всего процессы миграции и урбанизации).
Для понимания позитивных и негативных эффектов влияния ближайшего социального окружения представляет интерес психосоциальная концепция развития личности, предложенная известным американским психологом Э. Эриксоном. Эта концепция показывает тесную связь психики индивида и особенностей общества и ближайшего окружения, в котором он живет. С первых лет жизни ребенок ориентирован на включение себя в определенную группу, разделение норм группы и ее ценностей (групповая идентичность по Эриксону). Вместе с тем у человека формируется и эгоидентичность, чувство личностной устойчивости и непрерывности своего «Я». Дефекты отношения к ребенку (затем подростку, юноше, взрослому человеку) со стороны окружающих приводят к отрицательным эффектам (-) в формировании его личности и, наоборот, позитивные влияния способствуют формированию положительных личностных качеств (+) (табл. 1).
Таблица 1
Психосоциальная концепция формирования личности Э. Эриксона
Результаты влияния ближайшего социального окружения Стадия
(+) Окончательная форма эгоидентичности, «принятия себя в жизни», мудрость (-) Разочарование в жизни Стадия 8 старость (после 50 лет)
(+) Творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью (-) Опустошенность, застой, регрессия Стадия 7 зрелость (до 50 лет)
Продолжение табл. 1
(+) Чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь (-) Изоляция, одиночество Стадия 6 молодость (от 20 до 25 лет)
(+) Цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание себя людьми (-) Диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не находит свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность Стадия 5 юношеский возраст (от 11 до 20 лет)
(+) Уверенность в себе, компетентность (-) Неполноценность, неверие в свои силы Стадия 4 школьный возраст (от 6 до 11 лет)
(+) Инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность (-) Пассивность, подражание образцам, вина Стадия 3 дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
(+) Автономия, самостоятельность, опрятность, воля (-) Сомнение, стыд, зависимость от других Стадия 2 ранний возраст (от 1 до 3 лет)
(+) Базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни (-) Базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти Стадия 1 младенчество
Влияние конкретной социальной (деловой, профессиональной, семейной и т.д.) ситуации может проявляться в неадекватных поведенческих и коммуникативных реакциях, приводящих к нарушению правовых норм, а в личностном плане - в широком диапазоне мотивационных, интеллектуальных и эмоциональных нарушений.
Негативные изменения образа жизни, социальной роли и статуса решающим образом влияют на поведение личности и влекут за собой фундаментальные изменения целой системы личностных свойств, поэтому можно сказать, что «отход» человека от законопослушного поведения и переход к противоправной деятельности, безусловно, существенно отражается на его личностных качествах. Для личности правонарушителя характерны устойчивые психологические образования и временные психические состояния, отличающие ее от личности законопослушного гражданина.
Одним из серьезнейших изменений в ценностно-мотивационной сфере личности правонарушителя является отклонение в сфере правовых ценностей и норм. Негативное отношение правонарушителя к правоохраняемым ценностям тесно связано с нравственными отклонениями, выражающимися в аморальных поступках и безнравственном поведении. Отклонения от нормативно-правовых предписаний у правонарушителя могут характеризоваться различной глубиной и устойчивостью, проявляться не только в сфере нарушений уголовного законодательства, но и иных правовых норм (гражданского, семейного, административного, трудового права). Большой нега-
тивный потенциал несет деформация правосознания, повышение уровня его криминогенности.
Индивидуальную профилактику девиантного поведения важно строить на основе определенных психологических принципов. Наиболее важный из этих принципов, определяющий саму возможность использования остальных, может быть сформулирован, по мнению Е.Г. Самовичева, следующим образом: психологическая структура личности как субъекта профилактики по уровню ее организации (дифференцированности и интегрированности) не может быть проще психологической структуры личности как объекта профилактики (2, с. 125-126). К числу других психологических принципов профилактики девиантного поведения можно отнести: безусловное принятие и позитивное отношение к профилактирусмому лицу с учетом его индивидуальных особенностей и личного жизненного опыта; искреннюю заинтересованность в его судьбе; позицию сотрудничества в решении его жизненных проблем; осознанную ориентацию на психокоррекцию поведения, а не личности профилактируемого лица; установку на развитие у профилакти-руемого достаточного уровня рефлексии собственных состояний; полное исключение проецирования воспитателем собственных проблем на профилактируемого; отказ от использования метода «примеров» в анализе жизненных проблем профилактируемого («чужой опыт ничему не учит»); установку на жесткую детерминированность поведения лица историей его собственной жизни и развенчание всяких попыток поиска «виновных» в его жизненных неудачах; поиск наиболее слабых элементов в структуре личности профилактируемого лица, которыми являются высоко индивидуально значимые и эмоционально окрашенные психические содержания (конкретные люди, принципы, события т.п.); персонификацию высоко значимых для лица абстрактных принципов (таких, как справедливость, верность слову, долгу и пр.); ориентацию на последствия совершаемых действий и принимаемых решений.
Психологические обследования, проводимые с психопрофилактической целью в школе, при приеме на учебу в вузы и на работу, а затем в процессе обучения и профессиональной деятельности часто позволяют выявить лиц, имеющих нервно-психическую патологию, склонность к деструктивному, в том числе девиантному поведению, и включить их в группу риска. Например, в среднем по России среди кандидатов на службу в органы внутренних дел выявляются факторы группы риска у каждого третьего, среди кандидатов на учебу - у каждого пятого, среди сотрудников при перемещении - у каждого четвертого. Принадлежность к группе риска снижает степень профессиональной пригодности до уровня «минимально соответствует требованиям профессии, рекомендуется условно» или «не соответствует требованиям профессии, не рекомендуется». Лица, отнесенные по результатам психологической экспертизы к группе риска, должны ставиться психологом (школьным, вузовским и т.д.) на особый контроль для проведения коррекционной и профилактической работы. Практические психологи должны обращать особое внимание на адекватность поведения этих лиц, на умение разрешать конкретные ситуации, контролировать и корректировать
свои недостатки, на ориентацию личностных установок и жизненных ценностей.
С целью активизации индивидуальной воспитательной и профилактической работы целесообразно разработать методику составления психологического портрета лиц, имеющих девиантные намерения, его структуру и содержание, а также порядок последующей корректировки. Портрет составляется при профессиональном психологическом обследовании при приеме на учебу или работу, впоследствии практические психологи вносят в него дополнительные данные (в том числе при постановке на профилактический учет в милиции, совершении правонарушения, привлечения к уголовной ответственности, отбывания наказания и т.д.).
О^лсгоо'гогтт: ттгчл.гл/ \лтт<=»'г\/ т> гтглг»тт£»г‘гч£‘ пгита ттт^оаитлгт* тх гКтллттттлгиэяиъттл пгти-
V U/1J W i VJ 11Л1VJ1U j1 J XVI j U ll^/Vl^VVW V- V XJ, X J. и« X i Д. —» (Л Ц IX UiiWilill ^111 1
ности, профилактике девиантного поведения подлежат кризисы возраста. JI.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и 13 ле г. Кризисы новорожденности, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, 7 лет, 17-18 ле г) проходят относительно свободно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределения. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход к новому, высшему периоду развития личности. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее трудным как для него самого, так и для тех, кто занимается его воспитанием (родителей, учителей и др.) является кризис подросткового возраста. Для него характерны эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакций, часто проявляющаяся в неоправданной резкости и повышенной кофликтности с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями, учителями объясняется тем, что меняется система отношений подростка с окружающими его людьми. Вследствие обостренного чувства взрослости он стремится к равенству в отношениях со взрослыми и сверстниками. Стремясь избавиться от опеки, от оценок и влияния взрослых людей, подросток становится очень критичным по отношению к ним, начинает обостренно чувствовать недостатки родителей и учителей, подвергать сомнению советы и высказывания старших. Таким образом, возникает много поводов для возникновения конфликтов и столкновений между взрослыми и подростками. Немалую роль при этом играет педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка, опора в воспитании на директивные, принудительные меры воздействия и наказания.
Большое значение для ранней, или первичной, социализации имеет формирование личности в семье. В этот период ребенок усваивает образцы и манеру поведения (часто неосознанно), типичные реакции взрослых на те или иные проблемы. Дефекты ранней социализации в родительской семье могут приобретать криминогенное значение. Наблюдения и исследования показывают, что в семьях, где господствуют эмоциональные, теплые отношения, уважительное отношение к детям, у детей чаще всего формируются
такие качества, как коллективизм, доброжелательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликты не силовым путем и т.д. Наоборот, психологическая отчужденность родителей и ребенка, отсутствие заботы о нем, ласки, тепла в их отношениях могут стать причиной девиантного поведения.
В профилактической и воспитательной работе необходимо учитывать психологические кризисы профессионального становления личности (2, с. 431-432). Кризисы профессионального становления психологические (КПСП) - результат проявления либо кризисов жизненного пути, либо обострения противоречий профессионализации личности. КПСП у работников возникают при профессиональных перемещениях, переквалификации, неудовлетворенности в профессиональном труде, положением в коллективе, профессиональном самоутверждении, росте, при неудовлетворенности личностных притязаний, несоответствии достигаемых результатов ожидаемым, серьезных неудачах и др. Они затрагивают профессиональные мотивы и ценностные ориентации, профессиональную позицию и профессиональное самоопределение. Основные признаки КПСП таковы: снижение уровня и темпов профессионализации, профессиональной самооценки; повышение хронической эмоциональной напряженности, усталости, раздражительности; переживание неполноценности; появление чувства исчерпанности возможностей, неуверенности в своих силах; переживание ошибки в выборе профессии. Последствиями кризиса могут быть профессиональные срывы либо личностные и поведенческие перестройки, посредством которых восстанавливается внутренняя целостность личности, находится новый смысл в профессиональной деятельности, в результате чего появляются и профессиональные успехи.
Выделяют два типа КПСП (2, с. 432): кризисы, обусловленные внутренней логикой профессионального становления личности (закономерные), и кризисы, обусловленные неблагоприятными внешними обстоятельствами (спровоцированные). Первые возникают при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Это кризисы: учебно-
профессиональной ориентации (стадия формирования профессиональных намерений), вхождения в профессию (при первичной профессиональной подготовке), профессиональных экспектаций (начальный период профессиональной деятельности), профессионального роста (стадия практического овладения профессиональной деятельностью), профессиональной карьеры (стадия вторичной профессионализации, стремления к достижению высот мастерства), социально-профессиональной самоактуализации (стадия достижения высот профессионализма и профессиональной карьеры), утраты профессии (стадия ухода из профессиональной жизни и необходимости овладения новой профессией и социальной ролью).
Эффективными средствами профилактики и преодоления КПСП являются индивидуальное психологическое консультирование, тренинги личностного и профессионального роста, разного рода тренинги, психопрофилактика, а также психотехнологии, направленные на осознание имеющихся личностных ресурсов, рефлексию профессионального развития, развитие
стратегий и навыков поведения, ведущих к конструктивному преодолению кризисов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пастушеня А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: Методология по-
знания и психологическая концепция. Минск, 1998.
2. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. М., 2003.
3. Папкин А.К, Папкин И.А. Юридическая психология: Учебное пособие. ВИПК МВД
РФ, 2002.
4. Столяренко Л,Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997
5. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы
психологии. 1972. № 2.
DEVIANT BEHAVIOUR AND PSYCHOLOGICAL WAYS OF ITS PREVENTIVE MAINTENANCE
A.I. PAPKIN
The Chair of Criminal Law and Procedure Peoples’ Friendship University of Russia
6, Mikluk.ho-Mak.laya St., 117198 Moscow, Russia
The article contains the analysis of the reasons of deviant behaviour. Its versions and the psychological mechanism are considered. Some directions of individual preventive maintenance of deviant behaviour are allocated.