Научная статья на тему 'Девиантное поведение сотрудников правоохранительных органов: Психологические причины'

Девиантное поведение сотрудников правоохранительных органов: Психологические причины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3115
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СОТРУДНИКОВ ПОО. / PROFESSIONAL DEFORMATION OF EMPLOYEES POO. / DEVIATION / ILLEGAL THE BEHAVIOR DEVIATING BEHAVIOUR / SUICIDE BEHAVIOUR / LEGAL CONSCIOUSNESS / SOCIAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Папкин А. И., Папкин И. А.

данная статья включает в себя подробное описание видов девиантного поведения сотрудников ПОО и причин их возникновения. Раскрывает негативные тенденции девиантных проявлений среди персонала, структуру преступлений, совершенных сотрудниками ПОО, влияние кризисных жизненных ситуаций на девиации поведения, этапы порождения психологической готовности сотрудника ПОО к совершению преступного деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

given article includes the detailed description of kind's deviation behaviour of employees POO and the reasons of their occurrence. Opens negative tendencies deviation displays among the personnel, structure of the crimes made by employees ПОО, influence of crisis reality situations on behaviour deviations, stages of generation of psychological readiness of employee POO to criminal action fulfilment.

Текст научной работы на тему «Девиантное поведение сотрудников правоохранительных органов: Психологические причины»

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

А. И. Папкин, И. А. Папкин

Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект 07-06-00079а.

Аннотация: данная статья включает в себя подробное описание видов де-виантного поведения сотрудников ПОО и причин их возникновения. Раскрывает негативные тенденции девиантных проявлений среди персонала, структуру преступлений, совершенных сотрудниками ПОО, влияние кризисных жизненных ситуаций на девиации поведения, этапы порождения психологической готовности сотрудника ПОО к совершению преступного деяния. Ключевые слова: девиация, девиант-ное поведение, суицидальное поведение, правовое сознание, социальная идентичность, профессиональная деформация сотрудников ПОО. The summary: given article includes the detailed description of kind's deviation behaviour of employees POO and the reasons of their occurrence. Opens negative tendencies deviation displays among the personnel, structure of the crimes made by employees ПОО, influence of crisis reality situations on behaviour deviations, stages of generation of psychological readiness of employee POO to criminal action fulfilment. Keywords: deviation, illegal the behavior deviating behaviour, suicide behaviour, legal consciousness, social identity, professional deformation of employees POO.

Значительную тревогу у руководства правоохранительных органов (МВД Рос-

сии, ФСИН России, прокуратуры России, Следственного комитета при прокуратуре России, ФСКН и др.) вызывают проблемы профилактики и пресечения учащающихся случаев девиантного поведения сотрудников. Изучение деятельности правоохранительных органов (ПОО) указывает на возрастающую роль практических психологов и психологической службы ПОО в исследовании причин и проведении мероприятий по индивидуальной профилактике девиантного поведения работников. Полученные данные позволяют утверждать, что одним из негативных последствий недооценки психологической службы и сокращения числа психологов правоохранительных органов в ряде регионов страны является снижение эффективности указанного направления работы. Выявлена устойчивая связь между сокращением числа психологов в некоторых регионах страны с ростом числа сотрудников, привлеченных к ответственности за нарушения законности и совершение преступлений.

При сравнении показателей текучести кадров, состояния служебной дисциплины, количества жалоб граждан на нарушения законности и противоправные действия сотрудников, установлено, что в тех подразделениях правоохранительных органов, где создана система

психологического обеспечения личного состава и практические психологи работают стабильно (по времени не менее 2-х лет), ситуация значительно лучше, чем там, где такие специалисты отсутствуют.

В юридической психологии проблемы психологического изучения причин и разработки мер по профилактике де-виантного поведения работников правоохранительных органов представлены недостаточно, мало специальных исследовательских работ. Ряд исследований в рамках рассматриваемой темы выполнены А.В. Будановым, С.Г. Беспалой, М.И. Марьиным, А.Н. Пастушеней, А.И. Папкиным, И.А. Папкиным, В.М. Поздняковым, А.Р. Ратиновым, Е.Г. Самови-чевым, А.М.Столяренко, Д.М. Сочивко, А.Д. Сафроновым, Н.В. Стряпиной, А.Н. Суховым, Н.С. Фоминым, А.В. Устю-жаниным, А.И. Ушатиковым, Г.С. Човды-ровой и др.

Ведущая гипотеза при проведении исследований девиантности заключается в предположении, что четкое понимание причин, тенденций и психологического механизма девиантного поведения сотрудников ПОО создает необходимые предпосылки для разработки комплекса методических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность его профилактики психологическими методами.

Необходимым элементом исследования особенностей девиантного поведения работников правоохранительных органов является уточнение некоторых категорий и понятий, их соотношения между собой. Прежде всего - это понятие «девиации». Под девиацией (лат. deviation - уклонение, de от + via дорога) понимается отклонение от некоторых

норм, стандартов, предписанных правил поведения. Таким образом, девиантное поведение представляет собой отклонение действий и поступков сотрудников правоохранительного органа (ПОО) от нормативного поведения, ведущее к нарушениям нравственных, правовых, этических, профессиональных, экономических и иных норм, изменение способов решения профессиональных и личностных задач, деформации отношений и образа жизни.

По силе социальных отклонений де-виантное поведение работников ПОО может приобретать форму: нравственного или иного проступка, находящегося вне сферы правового регулирования; некриминального деликта (лат. delictum -всякое правонарушение, юр.), то есть административного, гражданского, дисциплинарного и иного правонарушения; криминального деликта или преступления.

С теоретической точки зрения важно выделить основные виды девиантно-го поведения личности работника ПОО, которые позволяют раскрыть его основное содержание. К ним можно отнести: 1) отклоняющееся поведение в форме нравственных, этических, профессиональных и иных проступков, находящихся вне сферы правового регулирования; 2) делинквентное или противоправное поведение, в том числе преступное; 3) кондуктивное поведение; 4) аддик-тивное поведение; 5) виктимное поведение; 6) суицидальное поведение; 7) поведение лица, причиной которого служат имеющиеся у него сексуальные перверсии; 8) дезадаптивное и неадекватное жизненным ситуациям поведение лиц в состоянии острых психических переживаний и психически больных людей и др.

Анализ существующего положения дел в работе с кадрами правоохранительных органов по предупреждению нарушений дисциплины, законности и преступлений позволяет констатировать ряд негативных тенденций и фиксировать рост девиантных проявлений среди персонала.

Во-первых, наблюдается значительный рост сотрудников, привлеченных к ответственности за преступления в 2007 году по сравнению с предыдущим годом (+8,6%). В целом, статистические данные за три года демонстрируют тенденцию криминализации и высокого удельного веса числа сотрудников МВД России, привлеченных к уголовной ответственности (2006 г. - 4020,

2007 г. - 4367, 2008 г. - 3785). Количество осужденных из их числа составляет ежегодно более 2000 человек.

Во-вторых, индекс преступности в расчете на одну тысячу личного состава показывает тенденцию к росту противоправных деяний. За 12 лет он вырос на 1/3 (в 1997 г. упомянутый индекс был равен 2,63, в 2008 г. - 3,6). К числу наиболее «криминализированных» подразделений следует отнести уголовный розыск, службу участковых уполномоченных милиции, ГИБДД, подразделения БЭП.

В-третьих, в структуре преступности сотрудников органов внутренних дел преобладают должностные преступления и взятки (табл. 1).

Таблица 1

Структура преступлений, совершенных сотрудниками ОВД

Виды преступлений Процентное соотношение сотрудников, совершивших преступления от общего числа

Должностные преступления 59,6

Взяточничество 10,2

Убийство 1,9

Умышленное причинение вреда здоровью 4,1

Грабежи 2,6

Разбои 1,9

Незаконное обращение наркотиков 1,9

Кражи 4,2

Изнасилования 0,7

Вымогательство 2,0

В-четвертых, наблюдается определенная связь между ростом нарушений законности и ростом числа сотрудников, совершивших преступления (см. табл. 2),

что подтверждает зависимость криминального поведения от состояния служебной дисциплины и законности в подразделениях ОВД.

Таблица 2

Динамика нарушений законности и преступлений, совершенных сотрудниками ОВД (2006-2008 гг.)

Годы За нарушения законности +, - в % За преступления +, - в %

2006 26639 9,0 4020 - 5,8

2007 40039 50,3 4367 8,6

2008 47358 18,3 3785 -13,3

Психологические причины деви-антного поведения отражают личностные изменения у индивида, повышающие уровень социальной отчужденности, криминогенности, ведущие к появлению асоциальной мотивации и приемлемости противоправного поведения. Социально-психологические причины проявляют себя в негативных характеристиках социального окружения и его влияния на личность, составляющих предпосылки и особенности формирования преступных групп из числа сотрудников ПОО.

Прежде всего, среди кардинальных психологических причин девиантного поведения следует назвать изменение нормосознания работника, включая правосознание. Развитие личности непосредственно связано с усвоением социальных норм, существующих в обществе, построением своей жизни в согласии с этими нормами или, наоборот, их игнорированием, ведущим к социально отклоняющемуся, девиантному поведению. В социально одобряемом поведении в соответствии с принятыми нормами (морали, этики, права и др.), имеющем всегда высокую значимость для личности, проявляется ее психология. Мораль, нравственность и право неразрывно связаны, и личность, разбирающаяся в вопросах морали, интуитивно

угадывает, что справедливо в обществе, а что нет, и не допускает нарушений социальных норм. Основные требования нормативного поведения к личности и ее психологии заключаются в том, что человек должен знать социальные нормы и их требования, быть убежденным в необходимости их выполнения.

Правовое сознание как элемент общего нормосознания работника ПОО включает в себя знание правовых норм, отношение к ним (то есть оценку их как справедливых или несправедливых) и следование им в конкретном поведении личности или отказ от соблюдения и их нарушение в случае противоправных действий. Следует также иметь в виду, что отношение к норме зависит от значимости для человека конкретных нор-моохраняемых ценностей (собственности другого человека, достоинства человека, чести, здоровья, жизни и т.п.). Правосознание и правовая психология правонарушителей имеют в этом случае значительное отличие от правового сознания законопослушных граждан, так как у лиц с девиантным поведением существенно снижена ценность многих правоохраняемых объектов.

Одной из важных психологических причин девиантного поведения является деформация социальной и личностной идентичности работника, частич-

ная потеря эгоидентичности, неверное понимание выполняемых социальных ролей, путанность в понимании социальных ролей. Современная концепция социальной идентичности утверждает: с одной стороны, потребность в обретении той или иной идентичности с социальной группой испытывает каждый индивид, а с другой - представление о себе как идентичного какой-либо социальной группе неизбежно требует обособления и противопоставления другой группе людей, занятия определенной жизненной позиции и выполнения различных социальных ролей. Степень социальной идентичности варьируется в зависимости от социального контекста и чаще всего является результатом множественной системы социальных идентификаций (от лат. ^епШюаге - отождествлять), поскольку в реальности человек одновременно является членом разных социальных общностей (например, национальной, религиозной, половой, профессиональной и др.) Социальная идентичность конкурирует с личностной идентичностью (эгоидентичностью) - представлениями о себе как самоценном и уникальном человеке в терминах индивидуальных отличий от других людей. Более того, высокий уровень социальной идентичности может привести к деперсонализации. Однако в ситуациях психологического дискомфорта (например, в условиях личных или социальных потрясений) человек, как правило, двигается не в сторону поиска аутентичности, личностного роста и развития, а пытается обрести уверенность, ощущая себя принадлежащим к какой-либо социальной группе. При этом индивид расценивает это одновременно и как обретение личностной идентичности.

Сам процесс, который ведет к социальной идентичности и отражает ее динамику и степень, называется социальной идентификацией. Это - важный психологический механизм социализации, проявляющийся в принятии работником ПОО (субъектом идентичности) определенной социальной роли при вхождении в профессиональную группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок и мотивов поведения, усвоение определенных норм и ценностей, образцов и правил. Социальная идентификация - это процесс мысленного объединения себя с какой-либо группой людей, отдельными лицами, на основании установившихся эмоциональных связей и предпочтений, и усвоение разделяемых членами группы социальных представлений и образцов определенного поведения. В качестве идентификационных фигур могут выступать большие социальные общности (нация, этническая группа, профессиональная общность, возрастная группа и т.д.), малые социальные группы (семья, учебный класс, студенческая группа, профессиональный коллектив, воинское подразделение, дружеская компания и т.д), а также отдельные лица (мать, отец, учитель, политик, известный спортсмен, артист и т.д).

Процесс нахождения социальной идентичности органично связан с социализацией человека и приобретением им опыта жизни в том или ином сообществе, группе. Множественность и неизбежная рассогласованность различных социальных воздействий на каждой стадии социализации могут привести к тому, что результатом этого процесса будет не правомерное, а асоциальное, девиантное поведение. Кроме того,

в качестве референтных групп для человека могут выступать общности, имеющие асоциальную, а то и противоправную мотивацию, побуждающие индивидов к девиантному поведению или преступлению.

В юридической психологии установлена необходимость изучения влияния жизненных ситуаций, в том числе трудных жизненных ситуаций и жизненных кризисов на формирование готовности к реализации девиантного поведения. В упомянутой ранее психосоциальной концепции развития личности Э. Эрик-сона отмечается, что процесс развития личности от младенчества до старости состоит из восьми этапов, каждый из которых представляет собой особую альтернативную фазу решения возрастных и жизненно-ситуативных задач. К таким кризисным фазам Э. Эриксон относит: 1) базисное доверие/недоверие к миру; 2) автономия/чувство зависимости; 3) инициативность/чувство вины; 4) производительная предметная деятельность/чувство неполноценности; 5) идентичность/диффузия идентичности; 6) интимность и солидарность/изоляция; 7) творчество/ застой; 8) эго-интеграция/разочарова-ние в жизни. Представляется, что каждый из восьми этапов состоит из ряда конкретных кризисных ситуаций, в которых люди выбирают разные альтернативные варианты поведения. В одном случае они приводят к социальной адаптации личности, эго-идентичности и интеграции с обществом, социальными нормами и социальными группами, а в другом случае - к социальной отчужденности, дезадаптации,деиндивидуализа-ции, отхода от принятых в обществе нормативных способов решения жизненных

проблем. В связи с этим у человека начинают формироваться личностные качества, свойственные нарушителям социальных норм, в том числе правовых норм: повышенная тревожность, агрессивность, подозрительность, импульсивность, склонность к решению проблем силовым путем и др.

В кризисных жизненных ситуациях, требующих от лиц значительного напряжения, активизации всех жизненных ресурсов, выбора способа разрешения ситуации, как показывают исследования, довольно часто возникают девиации поведения, то есть отход от социальных норм в целях разрешения возникшего кризиса неадекватными, асоциальными, противоречащими нормам нравственности и права способами. Разрешение жизненных кризисов у преобладающего числа людей происходит в рамках нормативного поведения, но у ряда лиц наблюдается склонность кдевиант-ным действиям.

Важно выделить основные пути и механизм влияния кризисных жизненных ситуаций на формирование девиантно-го поведения человека. Рассматриваемые научные проблемы образуют, на наш взгляд, психологическую теорию влияния кризисных жизненных ситуаций на развитие девиантного поведения личности.

Исследования и наблюдения показывают, что к числу основных кризисных жизненных ситуаций следует отнести:

• возрастные кризисы или кризисы возраста (кризисы подросткового и юношеского возраста, пенсионного возраста, старческого возраста);

• кризисы выполнения социальных ролей (незнание, непонимание и уклонение от исполнения социальных ролей);

• кризисы социальных отношений

(ссоры, конфликты, моббинг, месть, провокации, шантаж, обман и др.);

• кризисы социальных состояний личности (алкоголизм, наркомания, хроническая болезнь, инвалидность, сексуальные перверсии, суицидальные намерения, старость, одиночество, отсутствие семьи, отсутствие гражданства, работы, постоянного дохода, места жительства и др.);

• семейные кризисы (проблемы отношений родителей и детей, уход из семьи совершеннолетних детей, сексуальные проблемы супругов, выход супругов на пенсию, тяжелая болезнь члена семьи, инвалидность члена семьи, супружеская измена и др.)

• кризисы учебной деятельности (неуспеваемость, второгодничество, отчисление из учебного заведения; неудачная сдача экзаменов при поступлении после окончания школы в профессиональное образовательное учреждение; разочарование в будущей профессии и др.)

• профессиональные кризисы (кризисы учебно-профессиональной ориентации, профессиональных экс-пектаций, профессиональной адаптации, профессионального роста, профессиональной карьеры, утраты профессии и др.)

• кризисы социальных препятствий (невозможность трудоустроиться; хроническая безработица; отказ банков в кредитовании своего дела; невозможность расплатиться по взятому кредиту в банковском учреждении или займу у физических лиц; выселение из занимаемой квартиры; низкий уровень доходов или нищета; отказ в предоставлении социальных льгот и др.)

• кризисы потерь (потери в результате внезапной смерти в результате преступного насилия, терактов, стихийных бедствий, техногенных катастроф близких лиц, семьи, опекунов, друзей, супруга (и), детей и др.; потери работы, дохода, жилья, имущества, места жительства, гражданства, свободы и т.п.);

• кризисы изменения социального окружения (вхождение в новый учебный или профессиональный коллектив; приобретение новых знакомых и друзей; отбывание уголовного наказания в исправительном учреждении; выезд за границу на временное или постоянное место жительства и др.);

• кризисы изменения образа жизни (брак; развод; переезд из села в город и наоборот; эмиграция; вынужденное переселение; миграция; переход от законопослушного поведения к асоциальному; маргинальный образ жизни; бродяжничество; попрошайничество; потеря мотивации общественно полезного труда; беспризорничество и др.);

• кризисы отношений государства и личности (неверные решения государственной власти и суда в отношении личности; злоупотребления государственных служащих и работников правоохранительных органов; вымогательство; коррупция и др.)

В качестве условия склонности к девиантному поведения в этих трудных жизненных ситуациях являются испытываемые людьми кризисные эмоциональные состояния, фрустрационные и агрессивные психические состояния (А.И. Папкин, Д.Ю. Кузнецов, 2006 г.).

Определенной предпосылкой, а порой причиной девиантного поведения, является недисциплинированность сотрудника ПОО, его склонность к часто-

му нарушению служебной дисциплины. (А.И. Папкин, 2000 г.) Например, в год фиксируется более 150 тысяч нарушений дисциплины рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел. Больше половины всех дисциплинарных проступков составляют нарушения исполнительской дисциплины. Из общего числа нарушений дисциплины 9% составляют проступки, связанные с невыходом сотрудников на службу без уважительной причины. Более 2,5 тыс. дисциплинарных проступков связано со злоупотреблением служебным положением, превышением власти, грубостью и бестактностью в отношении граждан.

Имеют место нарушения дисциплины, связанные со злоупотреблением спиртными напитками. В год регистрируется более 12 тыс. случаев злоупотребления сотрудниками органов внутренних дел спиртными напитками (10,7 на 1 тыс. л.с.). В состоянии алкогольного опьянения сотрудниками совершается ежегодно около 1 тыс. ДТП, в том числе более 700 - на служебном автотранспорте. По вине сотрудников органов внутренних дел ежегодно происходит около 3 тыс. ДТП. За нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в год привлекается к ответственности более 400 работников органов внутренних дел. В целом по МВД России за год регистрируется более 300 случаев самоубийств сотрудников ОВД.

По мнению А.Н. Пастушени (1998 г.), специфической качественной особенностью психического склада личности, определяющей наличие склонности совершить при определенных условиях противоправные деяния, является кри-миногенность. О ней можно вести речь

не только в отношении лиц, совершающих или совершивших преступления; она может быть присуща и лицам, не совершившим антиобщественных деяний в силу отсутствия условий для реализации указанной готовности.

Основу криминогенности личности составляет личностная приемлемость совершения противоправных поведенческих актов при определенных социальных условиях. Отличительная особенность личности работника ПОО, обладающей криминогенной потенцией, выражается в приемлемости совершения преступного деяния как способа удовлетворения некоторой потребности или разрешения определенного типа проблемной ситуации. Преобладающая представленность преступного способа действий в сознании личности может проявляться: во-первых, в смыслообразую-щих представлениях и убеждениях о положительном значении преступного способа; во-вторых, в преобладающем положительном или индифферентном отношении к способу противоправного поведения; в-третьих, в криминальной личностной ценностной ориентации, которая определяет решимость или допустимость использования данного способа в определенных жизненных ситуациях; в-четвертых, в криминальной установке на девиантное поведение, которая дополняет личностную норму операциональной освоенностью противоправных действий. Одним из проявлений криминогенности личности является отсутствие достаточной антикриминальной устойчивости, т.е. способности противостоять криминогенному воздействию обстоятельств ситуации и окружающих лиц.

Одним из серьезнейших изменений в ценностно-мотивационной сфе-

ре личности правонарушителя является отклонение в сфере правовых ценностей и норм. Негативное отношение правонарушителя к правоохраняемым ценностям тесно связано с нравственными отклонениями, выражающимися в аморальных поступках и безнравственном поведении. Система отклонений от нормативно-правовых предписаний у правонарушителя может характеризоваться различной глубиной и устойчивостью, действовать не только в сфере нарушений уголовного законодательства, но и иных правовых норм (гражданского, семейного, административного, трудового права).

Важны понимание и учет в профилактической работе механизмов преодоления кризиса, адаптации работника ПОО к возникшей жизненно трудной ситуации. В связи с этим обстоятельством целесообразно обратиться к одному из теоретических положений, сформулированных Э. Сатерлендом в рамках теории дифференцированной связи. Он отмечал: «Лицо становится преступником в результате преобладания у него взглядов, благоприятствующих нарушению закона, над взглядами, не благоприятствующими этому». В отечественной юридической психологии А.Н. Пастушеня выдвинул понятие «лич-ностная приемлемость преступного поведения». Эти положения указанных авторов направлены на обоснование приоритетности ценностно-нормативной сферы лица в объяснении его криминальных действий. (2001 г.).

Различные способы разрешения трудной или кризисной жизненной ситуации не обязательно ведут к совершению противоправных действий (правонарушению, преступлению), но часто

представляют собой другие виды деви-антного поведения: безнравственные поступки, обман других лиц, сокрытие важной информации, пренебрежение интересами родственников, членов семьи и близких друзей, супружеская измена, утаивание от членов семьи доходов и т.п. Такие действия часто выступают в качестве ближайших причин, условий и предпосылок совершаемых впоследствии противоправных деяний.

При проведении индивидуальной предупредительной работы важно выяснить тенденции индивидуальных стратегий разрешения жизненных трудностей работников ПОО на основе применения существующих диагностических средств и повысить уровень личностно-средовых адаптационных ресурсов. Исследования показали, что к личностно-средовым адаптивным ресурсам следует отнести: 1) уровень когнитивного развития индивида; «Я-концепцию»; локус контроля; эмпатию; аффилиацию; стрес-соустойчивость лица (личностные ресурсы); 2) способность оказывать и воспринимать социальную поддержку; наличие социально-поддерживающей сети и поддержание ее эффективности (средовые ресурсы) (Лебедев И.Б., 1998 г.).

Психологические обследования, проводимые в школе, при приеме на учебу в вузы и на работу, а затем в процессе обучения и профессиональной деятельности с психопрофилактической целью часто позволяют выявить лиц, имеющих нервно-психическую патологию, склонность к девиантному, в том числе противоправному поведению, и включить их в «группу риска». Например, в среднем по России среди кандидатов на службу в органы внутренних дел выявляются факторы «группы риска» у каждого тре-

тьего, среди кандидатов на учебу - у каждого пятого, среди сотрудников при перемещении - у каждого четвертого. Принадлежность к «группе риска» снижает степень профессиональной пригодности до уровня «минимально соответствует требованиям профессии, рекомендуется условно» или «не соответствует требованиям профессии, не рекомендуется». Лица, отнесенные по результатам психологической экспертизы к «группе риска», должны ставиться психологом (школьным, вузовским, психологом, работающим с работниками предприятия, организации или учреждения и др.) на особый контроль для проведения коррекционной и профилактической работы. Практические психологи должны обращать особое внимание на адекватность поведения этих лиц, на умение разрешать конкретные ситуации, контролировать и корректировать свои недостатки, на ориентацию личностных установок и жизненных ценностей.

С целью активизации индивидуальной воспитательной и профилактической работы с каждым лицом, имеющим девиантные намерения, целесообразно нормативно закрепить порядок составления, внесения изменений и методически обосновать структуру и содержание его динамического, психологического портрета, начиная с профессионально-психологического обследования при приеме на учебу или работу и внося практическими психологами ПОО периодически дополнительные данные.

Наблюдения и проведенные обследования показывают, что предпосылкой девиантного поведения является профессиональная деформация сотрудников ПОО. К числу ее основных проявлений относят: наличие установки на

«обвинительный уклон» по отношению к другим людям; чрезмерную подозрительность; правовой нигилизм; правовой ригоризм; усвоение сотрудниками элементов криминальной субкультуры; «упрощения» речевого общения, выражающегося в снижении культуры и этики общения с гражданами; уверенность в собственной непогрешимости и т.д.

Г.С. Човдырова (2000 г.) отмечает, что проблемы, связанные с профессиональной деформацией личного состава МВД России, многоплановые и включают в себя комплекс вопросов, связанных с кадровой политикой, социально-психологическими и индивидуально-психологическими свойствами личности сотрудников. Они также связаны с особенностями профессиональной адаптации в экстремальных условиях, координацией, управлением и контролем практической деятельности сотрудников ОВД, уровнем организации служб психологического и медико-психологического обеспечения и т.д.

К задачам профилактики профессиональной деформации следует отнести: выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе; развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности; формирование у сотрудников установки на следование в работе Кодексу профессиональной чести; совершенствование социально-психологического климата в службах и подразделениях.

Предварительное изучение Г.С. Чов-дыровой направлений, связанных непосредственно с психологическим обеспечением деятельности личного состава, выявило ряд проблем, связанных с девиантным поведением сотрудников

ОВД. Во-первых, это развитие нервно-психических нарушений в результате повышения ежедневной напряженности и экстремальности профессиональной деятельности личного состава МВД. Об этом свидетельствуют стрессовые реакции, расстройства и то, что 7% сотрудников, из числа уходящих в отставку по болезни, увольняются по психическим заболеваниям. Во-вторых, суицидальное поведение, в результате которого ежегодно уходит из жизни от 200 до 400 сотрудников ОВД. В-третьих, профессиональный травматизм, в результате которого ежегодно погибает до 300 сотрудников, и вдвое больше подвергаются ранениям. В-четвертых, тенденция к снижению морально-нравственного уровня личного состава (рост преступности среди личного состава, алкоголизация и употребление наркотиков).

К числу факторов, вызывающих нередко девиантное поведение, следует отнести негативное влияние на сотрудников ПОО некоторых лиц из числа ближайшего социального окружения, а также конкретной жизненной ситуации.

К отрицательным факторам конкретных условий напряженной оперативно-служебной деятельности относятся: несение службы в режиме «усиления», отсутствие условий для соблюдения режима питания, сна и отдыха, частые ситуации с привлечением сотрудников к экстремальным видам оперативно-служебной деятельности, вынужденный отрыв от семьи и воспитания детей и т.д. Поэтому влияние конкретной социальной (деловой, семейной и т.д.) ситуации может проявляться в неадекватных поведенческих и коммуникативных реакциях, приводящих к нарушению законности и правопорядка, а в субъективном

плане - в широком диапазоне мотиваци-онных, интеллектуальных и психоэмоциональных нарушениях.

Процесс порождения психологической готовности сотрудника ПОО к совершению преступного деяния и ее реализации в общественно опасном поведенческом акте может рассматриваться как генезис девиантного поведения. А.Н. Пастушеня (1998 г.) выделяет различные этапы формирования готовности и типы данного процесса, существенно зависящие от особенностей личности субъекта преступного деяния, обстоятельств социальной ситуации (в том числе от ее остроты, напряженности), криминального содержания деяний (корыстные, корыстно-насильственные, насильственные, сексуально-насильственные и др.). Процесс порождения готовности может быть преимущественно импульсивным или относительно длительным и противоречивым процессом формирования и созревания решимости субъекта к совершению преступления, к ее реализации, включая приискание благоприятной ситуации и объекта преступного посягательства.

Основными составляющими формирования готовности к осуществлению общественно опасного деяния выступают: а) формирование смыслообразу-ющего образа криминогенной ситуации; б) мотивообразование - возникновение мотивации как побуждения к активности с определенной структурой образующих его мотивов, усиление (или ослабление) интенсивности побуждения, изменение содержания или переструктурирование доминирующих мотивов; в) целеполага-ние - возникновение, содержательное созревание или изменение цели и неразрывно связанного с ней способа со-

вершения противоправного акта); г) исполнительная регуляция - психическая регуляция реализации цели-способа поведенческого акта, включающая обратную связь с образом ситуации, мотивацией, целью-способом.

Причины совершения преступления группой сотрудников следует искать в искажениях внутригрупповых социально-психологических явлений в подразделениях и службах: групповых норм и направленности, группового мнения, появления элементов криминальной субкультуры и т.д. По существу, говоря о группе «оборотней», мы подразумеваем наличие организованной преступной группы.

Организованная преступная группа отличается рядом признаков: а) устойчивостью и стабилизацией личного состава; б) выраженной организационной структурой (лидер - активные участники - рядовые исполнители); в) четкой функциональной структурой, основанной на дифференциации ролей членов группы (разведка, подыскании объектов преступного посягательства, совершение преступления, хранение, транспортировка и сбыт похищенного и т.д.); г) корпоративной сплоченностью и дисциплиной; д) более высоким уровнем общественной опасности.

Проведенные исследования (М.А. Да-цюк, А.И. Папкин, 1985) показали, что мотивы участия в групповой преступной деятельности различные: «одному совершить преступление невозможно»; «возможно, но опасно»; «группой безопаснее, больше уверенности»; «группой как-то смелее»; «группой безопаснее, чувствуешь друг друга»; «совершать преступление в группе и безопаснее, и интереснее», «чувствуешь поддержку

друг друга» и т.д. Приведенные ответы участников организованных преступных групп показывают, что одним из основных мотивов вхождения в группу является мотив обеспечения защищенности и безопасности членов такой группы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В организованной преступной группе сотрудников ПОО существует система своих норм поведения, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. Условно все подобные нормы можно разделить на: а) нормы-ценности, отражающие систему должного, необходимого и поощряемого в поведении членов преступной группы; б) нормы общения и коммуникаций; в) нормы проведения свободного времени; г) нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.

Значительную роль в профилактике девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов выполняет профессиональный психологический отбор, который проводится работниками психологических подразделений всех уровней ( например, в МВД России - Главным центром психологической диагностики МВД России, Центрами психологической диагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, психологами горрайорганов и других подразделений органов внутренних дел).

Одной из основных задач профессионального психологического отбора является установление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества (алкоголь, наркотические вещества, лекарственные средства и т.д.). Причем эта зада-

ча реализуется на всех этапах профессионального психологического отбора: предварительном - силами практических психологов ПОО; основном - работниками ЦПД; заключительном - практическими психологами ПОО совместно с руководством и сотрудниками аппарата по работе с личным составом. Обследование в ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации позволяет компенсировать низкий отсев по нервно-психической патологии путем выявления лиц «группы риска».

В последние годы отмечается рост психопрофилактических обследований, осуществляемых ЦПД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и практическими психологами органов

внутренних дел. При этом ставится задача своевременного выявления состояний психической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел и проведения последующих психокоррекци-онных мероприятий. Для профилактики девиантного поведения целевые обследования проводятся среди сотрудников с признаками отклоняющегося поведения, а также применивших огнестрельное оружие на поражение или пребывавших в экстремальной ситуации. Плановые обследования осуществляются среди сотрудников оперативно-силовых и оперативных подразделений и сотрудников, отнесенных по результатам предшествующих обследований к «группе риска».

Проблема мотивации терроризма в мировой исследовательской практике

В. А. Соснин

Аннотация: в работе осуществлен анализ мировой исследовательской практики изучения проблемы мотивации террористической активности. Рассмотрены трудности изучения проблемы, исходя из специфики объекта и предмета исследования. Представлен обзор эмпирических исследований мотивации терроризма на личностном уровне. Рассмотрены базовые положения социокультурного подхода к анализу проблемы мотивации современного терроризма.

Ключевые слова: мотивация, терроризм, личность террориста, исследовательская практика, эмпирические исследования, социокультурный подход.

The summary: in this paper a brief analyses of word research practice of the problem motivation of terrorism is carried out. The main difficulties in the examination of the problem are considered, according to the specification of the object and subject of investigation. A survey of the empirical explorations the motivation of terrorism is represented and the main positions of socialcultural approach to the study of motivation terroristic activity is examined.

Keywords: motivation of terrorism, personality of terrorist, problems of investigations, socialcultural approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.