ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
© Володина Н.А.*
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников № 25, г. Астрахань
В статье анализируются различные виды детской деятельности, направленные на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста. Автор обосновывает тезис о преимуществах проектных и интегрированных технологий в организации творческой деятельности детей.
Ключевые слова проектная деятельность, интегрированные технологии, специфика детского творчества, творческий потенциал, творческая активность.
Формирование творческой личности одна из важнейших задач современной педагогической теории и практики. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Одним из главных условий формирование творческой личности дошкольников является приоритетное внимание к специфическим видам детской деятельности. Наиболее эффективное средство для этого художественно-творческая деятельность детей в детском саду.
Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают в процессе деятельности совместно с воспитателем и индивидуально, способствуют развитию творческого потенциала ребенка. В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека, формирует такое качество, как толерантность.
Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что разнообразные виды художественно-творческой деятельности выполняют терапевтическую функцию: отвлекают детей от грустных, печальных событий, обид; снимают нерв-
* Воспитатель.
ное напряжение, страхи; вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественно-творческой деятельностью. В процессе таких занятий необходимо создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Наиболее сложный и наименее разработанный вид детской деятельности - это творчество.
Психолог Л. Выготский отмечал, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них - воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приемов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий.
Волкова А.А., характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными -значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими» [9, с 38].
Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, кто старается понять ребенка, ввести его в мир творчества, фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным им изделиям, в которых они находят все новые и новые привлекательные подробности.
На этапе дошкольного детства художественное творчество носит синкретический характер, в котором не отделены и не специализированы различные виды искусства. Для ребёнка естественна синкретическая целостная ориентация в мире. По мнению педагогов и психологов (Н.А. Ветлугина, Л.В. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова), дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства. А исследователи (Т.С. Комарова, О.В. Радонова, А.О. Куревина, Л.А. Волкова, Т.И. Космачёва) доказали, что художественная культура в целом является сильнейшим эмоциональным фактором и средой формирования личности ребёнка. По мнению ученых, важнейшим фактором развития творческого потенциала личности, который выражается в творческой активности ребенка, направленной
на освоение предметного мира - мира культуры, является художественно-творческая деятельность.
Ученые-практики (С.Г. Чурилова, Н.Ф. Сорокина, О.А. Куревина, Т.С. Комарова), считают, что художественная культура оказывает огромное влияние на формирование духовной жизни ребёнка, развитие его интеллекта и эмоций, потребности в общении и творческих способностей. Такие исследователи как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Н.К. Сакулина, О.П. Радынова, Н.В. Кор-чаловская, убедительно доказывают, что раскрытие личности ребёнка возможно в том случае, если учитываются его индивидуальность, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием гуманных методов и приёмов.
Специалисты в области дошкольного воспитания (К.Ю. Белая, Д.И. Воробьёва, Т.С. Комарова, Н.В. Корчаловская, О.А. Куревина), считают, что интеграция является одним из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребёнка, сохранения здоровья и свободного пространства. Любая система работы реализуется через определенные технологии, которые наиболее адекватно соответствуют целям и задачам развития личности ребенка. Дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир в его синкретическом единстве и на наш взгляд, технология, которая наиболее адекватна особенностям детского восприятия -это технология проектной деятельности. Приведем в качестве примера реализацию проекта «У природы нет плохой погоды» в различных видах художественно-творческой деятельности.
Целевой блок проекта включал в себя следующие цели и задачи.
1. Формирование у детей интереса к природным явления, умение наблюдать за изменениями в погоде, понимать взаимосвязь изменений в погоде с временами года.
2. Формирование навыков творческой работы с различными типами материалов и с использованием различных техник художественно-творческой деятельности.
3. Формирование творческой активности при выборе выбора вида материалов, техники работы с ним, формы представления готового результата.
4. Развитие познавательной активности, эмоционально-волевой сферы ребенка, художественно-эстетического вкуса.
Содержательно-технологический блок состоял их цикла тематических занятий:
1. Взаимосвязь погоды и времен года.
2. Природные стихии в музыке, творчестве художников, поэтов, писателей (интегрированное занятие).
3. Природа, как действующее лицо в русских народных сказках (занятие с элементами театрализации).
4. Природные приметы в быту человека о погодных явлениях.
5. Природные явления в русских народных играх: «Море волнуется -раз», «Угадай-ка».
Принципиально важным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизация всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской художественно-творческой деятельности.
Художественно-творческий блок состоял из следующих видов деятельности:
1. Изготовление поделок из природного материала.
2. Краски природных стихий.
3. Художественные средства выражения природных стихий (аппликация, гильоширование, бумагокручение, оригами, использование различных видов материалов).
Блок опытно-экспериментальной деятельности включал в себя:
1. Наблюдение за природными явлениями.
2. Сбор природного материала для художественно-творческой деятельности.
3. Работа на пришкольном участке.
4. Экологическая тропа: «Путешествие в мир лекарственных ра -стений».
Эксперимент:
1. Вода нужна всем. Превращение воды. Путешествие капельки.
2. Летающие семена.
Презентация детских проектов осуществлялась в форме:
Сказок, стихов, поделок, танцы, инсценировки, рисунки. Каждый ребенок представлял собственную работу.
В процессе художественно-творческой деятельности в ходе реализации данного проекта у детей развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие;
- Творческое воображение;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
- Художественные способности и эстетический вкус.
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь поделки позволяют сделать подарок своими руками своим родным и близким;
- Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.
Проект позволяет детям испытать свои возможности и проявить способности:
- Конструктивные - при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами, скручиванию бумаги, придавать ей разнообразные формы и соединенных с помощью клея.
- Изобразительные - за счет частичной или полной дорисовки (вышивания) деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета (нитей), применение других материалов для интегрирования (крупу манки, сахар, соль).
Прогностический блок определяет индивидуальную траекторию развития ребенка. Составляется диагностическая карта уровня сформированно-сти навыков художественно-творческой деятельности.
Пример:
Таблица 1
Лаврентьева О. Тематические занятия Художественно-творческая деятельность Опытно-экспериментальная деятельность
Проявляет любознательность, задает много вопросов, активно участвует в занятии. Проявляет инициативу при выборе задания Выбрала тему «Весна, подснежники цветут». Подготовила цикл рисунков «Весенний погодный калейдоскоп», рисунки сопроводила стихами. Проявляет смекалку, наблюдательность. Быстро схватывает взаимосвязи между предметами и явлениями.
Вывод Проект представлен в виде серии рисунков «Весенний погодный калейдоскоп», в процессе защиты проекта читала стихи, поговорки, называла приметы весны. Проект готовила совместно с мамой. Мама присутствовала на защите проекта. Уровень развития творческой активности - высокий, навыки худождест-венно-творческой деятельности - хорошие.
Дальнейшая индивидуальная траектория С данным ребенком необходимо расширять диапазон художественных средств выразительности, учить использовать разнообразные материалы при выполнении работ. Ребенок в состоянии выполнять самостоятельную опытно-экспериментальную деятельность. Родители проявляют высокую заинтересованность в развитии дочери, готовы к активному сотрудничеству
Таким образом, на примере конкретного проекта видно, что происходит всестороннее развитие творческого потенциала каждого ребенка.
Список литературы:
1. Афанасьев Ю.Л. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. - Львов: Свит, 1990.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925. - 240 с.
3. Батуев А.С. Критические периоды детства и среда воспитания // Ж. Мир психологии. - 2002. - № 1. - С. 56-59.
4. Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. - М.: 1996.
5. Блок Б.Б. Сопереживание и сотворчество // В сб. Художественное творчество и психология. - М.: Наука, 1991. - С. 31-55.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 464 с.
7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д, 1983. - 173 с.
8. Вишнякова В.Ф. Креативная психопедагогика // Психология творческого обучения. - Минск, 1995.
9. Волкова А.А. О руководстве рисованием по заданию в младшей группе // Дошкольное воспитание. - 1950. - № 12. - С. 32-44.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© Гурьев М.Е.*
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
В предлагаемом докладе сделан анализ основных инновационных технологий обучения студентов в вузе, показана роль и значение основных активных методов вузовского педагогического процесса, таких как: игрового метода; проблемного метода; метода программированного обучения; эвристического метода; компьютерного метода. Также в докладе приведены методики использования активных методов обучения в процессе организации педагогического процесса в вузе.
Ключевые слова активные методы; метод дидактических игр; деловая игра; проблемный метод; метод программированного обучения; метод эвристического обучения; мозговой «штурм»; сынектинеский метод.
В педагогическом процессе всё большую значимость приобретают методы обучения, которые по своему содержанию и способам применения невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности слушателей. Обычно их называют «активными методами». Более точно в смысловом аспекте эти методы следует определять методами активного обучения, так как пассивных методов в дидактике нет.
Наиболее значимыми активными методами обучения являются: компьютерный, эвристический, игровой, программированный, проблемный [12].
Технологии применения этих методов различны. Рассматривая метод дидактических игр, можно заметить, что он представлен различными видами игр, такими как: организационно-деятельностными, управленческими, ролевыми и деловыми.
* Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.