_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Крыжановская А.А.
студентка 2 курса МПГУ Науч. руководитель - к.пед.н. Буянова Т.А
ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСУНКАХ ПОСРЕДСТВОМ
ТЕХНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация:
В статье описаны особенности выражения эмоций в рисунках детьми дошкольного возраста. Рассматриваются техники педагогической арт-терапии на занятиях по изобразительной деятельности и ее значение в развитии ребёнка.
Ключевые слова:
Арт-терапия, искусство, творчество, эмоции, язык чувств.
Современная система образования уделяет большее внимание развитию интеллекта. Тогда как воспитание полноценной личности невозможно вне развития ее эмоциональной сферы. В дошкольном возрасте происходит становление самосознания, формируется «Ядро» личности, проявлением которого являются эмоции и чувства.
Сегодня актуальной проблемой остается феномен «засушенного сердца», который был выделен Л.С. Выготским. Он определял его как ригидность чувств, эмоциональную холодность и равнодушие. Развитие эгоцентричной личности, со страхами и комплексами, является следствием воспитания «логизированного» и «интеллектуализированного» поведения. Развитие технологизации жизни и недостаток общения способствуют обесчувствованию ребенка и негативно влияют на эффективность его социализации.
В дошкольном образовании эмоциональное развитие происходит, в том числе, и в творческих видах деятельности: изобразительной, музыкальных занятиях, хореографии и др.
Одним из популярных направлений в современной педагогике и психологии является арт-терапия, представляющая собой совокупность методов искусства и психологических техник, практическая цель которой - коррекция психического состояния и эмоционального самочувствия человека посредством творчества [5]. В дошкольном возрасте занятия по изобразительной деятельности с элементами арт-терапии позволяют сформировать не только навыки рисования, но и научить проявлять и выражать свои эмоции.
Воспитание полноценной личности, ее индивидуализация взаимосвязано со способностью ребенка понимать и выражать свои чувства и эмоции. Арт-терапевтические методы в педагогической деятельности способствуют раскрытию у ребенка эмоционального ресурса, возможностью проявления чувств, настроений, эмоций. На занятиях по изобразительной деятельности данные методы используются в целях гармонизации состояния и развития психики через психологическое воздействие искусством. Искусство было и остается одним из мощнейших средств эстетического воспитания. Именно через искусство происходит воспитание вкуса, ребенок учится видеть и понимать прекрасное, прислушиваться к самому себе, к своим чувствам.
Проявление эмоций опосредствовано «языком чувств». Эмоциональный опыт в процессе развития человечества материализовался и в произведениях искусства. В сознании детей, по мере их развития, постепенно закрепляются «эмоциональные эталоны» принятые в обществе средства внешнего выражения тех или иных эмоциональных реакций. Эти же эталоны в процессе деятельности каждый ребенок соотносит с объектом изображения и соответствующим образом представляет его в рисунке. В исследовании Т.А. Буяновой отмечается, что с освоением «языка чувств» и «языка искусства» ребенок дошкольного возраста получает реальную возможность «выплеснуть» захватившие ребенка эмоции с помощью красок, карандашей и других изобразительных материалов в рисунке [2].
Основополагающей функцией эстетического воспитания является развитие основ мироощущения через эмоции, как ценности мировоззрения в восприятии окружающего мира ребенка. Профилактическое
_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161_
влияние искусства, как эффективного средства коррекции страхов, неуверенности, выплеска агрессии ребенком, активно используется в педагогической арт-терапии [3]. Научные основы внедрения в процесс обучения арт- терапевтических методов были разработаны Л.А. Аметовой, Л.Д. Лебедевой [1, 5]. Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Я.А. Коменский, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Н.Э. Фаас, Ф. Фребель и др. указывали на возможность применения изобразительной деятельности ребенка не только в педагогических целях, но в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста [4]. В дошкольном возрасте ребенок зачастую не способен выразить словами свои чувства и эмоции. И он, интуитивно, выбирает рисование. Изобразительная деятельность привлекает ребенка своей доступностью выражения самого себя через рисунок. Рисуя, ребенок способен снять напряжение, агрессию, возбуждение, побороть свои страхи, обрести уверенность и через положительные эмоции, социально-приемлемые образцы поведения [1].
Формирование самосознания ребенка происходит через оценку близких ему людей. Особенности к способности самовыражения и самопознанию обуславливаются недостаточным когнитивным развитием ребенка. Эмоциональное состояние его тесно взаимосвязано с оценкой и принятием его родителями и окружающими людьми, мнения которых часто могут не совпадать с его ожиданиями. Как результат, у ребенка возникают противоречивые эмоции и чувства, которые он пока не умеет выражать. Искусство, по мнению исследователей, способствует безболезненному и мягкому выражению чувств. В рисунке через символику можно выразить, понять, ощутить, пережить самые разные эмоции и чувства. Поэтому арт-терапевтические методы особенно эффективны при кризисных и стрессовых ситуациях. Например: адаптация к детскому саду или страх перед выступлением.
Л.А. Белозорова отмечает, что педагогическая арт-терапия эффективна при повышенном беспокойстве, страхах и фобиях, пониженном настроении и депрессиях, трудностях интеллектуального, речевого и эмоционального развития, эмоциональной несдержанности, импульсивности, переживании потери, чувстве одиночества, агрессии, обиде, неуверенности. Через зрительные образы ребенок выражает содержание своего внутреннего «Я», имеет возможность понять самого себя, развивает способность к самопознанию и самовыражению, в результате чего гармонизируется его состояние [6].
Видов арт-терапии невероятное количество, ровно столько же, сколько существует видов творческой деятельности (рисование, лепка, музыка, танцы и т.д.) [3].
Педагогическая арт-терапия не имеет каких-либо ограничений или противопоказаний, являясь методом формирования социальных навыков проявлений эмоций и чувств, а так же безопасным для снятия эмоционального и психического напряжения. На занятиях дети самостоятельно или вместе со взрослыми:
• рисуют мелками, акварелью, гуашью, пальчиковыми красками;
• лепят из глины, соленого теста, пластилина;
• плетут из разноцветной шерсти;
• делают поделки из цветов, перьев, гофрированной бумаги;
• танцуют;
• читают стихи;
• проявляют себя в движениях.
Данные виды деятельности позволяют в комфортной форме найти решение проблеме проявления отрицательных эмоций.
Художественное творчество - это именно то, что позволяет ребенку эмоционально реализовать себя, попробовать свои силы, дает неограниченные возможности, как для подражания, так и для экспериментирования. Его понимают как высшую форму психической активности, проявление высших способностей, как деятельность человека, направленную на самовыражение, самоактуализацию личности, как удачную комбинацию идей, приводящих к решению поставленной задачи ранее неизвестными способами, как интеллектуально выраженную форму социальной деятельности. Творчество рассматривается и как мышление в его высшей форме [2].
В педагогической арт-терапевтической работе запускаются способности к самоисцелению психики, открываются и восполняются внутренние ресурсы. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты или которые сложно было выразить словами, что особенно
НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №6/2016 ISSN 2411-7161
актуально в работе с детьми. Ребенок имеет возможность встретиться со своим внутренним миром, чувствами и эмоциями, творческой частью. Наполняется радостью творчества и гармонией [3].
На занятиях по педагогической арт-терапии у детей формируется позитивное самоотношение и повышается самооценка. Улучшаются коммуникативные навыки, восполняются и запускаются внутренние ресурсы. Развивается творческое мышление и креативность. Повышается стрессоустойчивость и облегчается адаптация, улучшаются навыки саморегуляции и самоконтроля. Прорабатываются подавленные чувства и мысли. А сам процесс творчества становится увлекательным и дарит радость. Список использованной литературы:
1. Аметова, Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт» / Л.А. Аметова. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. - 36 с.
2. Буянова, Т.А. Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей. Монография / Т А. Буянова. М.: Издательство МПГУ, 2014. - 168 с.
3. Арт-терапия - новые горизонты. Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.
4. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1995. - 324 с.
5. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2003. - 256 с.
6. Никитин, В.Н. Арт-терапия Учебное пособие / В.Н. Никитин. М.: Когито-Центр, 2014.
© Крыжановская А.А., 2016
Луткин Станислав Сергеевич
канд. пед. наук, доцент НТГСПИ (ф) РГППУ,
г. Нижний Тагил, РФ E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Данная статья раскрывает актуальную проблему преемственности в формировании метапредметных результатов обучения в школе и профессиональном образовании. Профессиональная направленность педагога определяется опытом его проектной деятельности в школе и теми представлениями, которые сложились у будущего педагога о характере педагогического взаимодействия автора и руководителя проекта. Учёт и своевременная коррекция данных представлений позволит подготовить студента в соответствии с современными требованиями к его профессии.
Ключевые слова:
Проектная деятельность, учебный проект, универсальные учебные действия, профессиональная
направленность будущего педагога
В педагогический процесс общеобразовательных школ и учреждений профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных стандартов системно внедряется проектная деятельность как метод обучения и как способ оценки достижения метапредметных результатов.
Вопросы развития познавательной компетентности обучающихся значимы в контексте освоения основной образовательной программы школы и программ профессионального образования различного уровня. Между тем, не выработано достаточно четких представлений о возможностях проектной