Библиографический список
1. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.
2. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. - М.; Нальчик, 1996. - Сер.: Библиотека психолого-педагогической
литературы.
3. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала: - М., 2006.
4. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.
5. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М., 2002.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997.
7. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. - М., 2002.
8. Ляудис, В.Я. Инновационное обучение и наука. - М., 1992.
Bibliography
1. Lomov, B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., 1984.
2. Leontjev, A.A. Pedagogicheskoe obthenie / pod red. M.K. Kabardova. - M.; Naljchik, 1996. - Ser.: Biblioteka psikhologo-pedagogicheskoyj
literaturih.
3. Kashapov, M.M. Psikhologiya tvorcheskogo mihshleniya professionala: - M., 2006.
4. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; pod red.
V.A. Slastenina. - M., 2002.
5. Orlov, A.B. Psikhologiya lichnosti i suthnosti cheloveka: paradigmih, proekcii, praktiki: ucheb. posobie dlya stud. psikhol. fak. vuzov. -M., 2002.
6. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. - Rostov-na-Donu, 1997.
7. Rodzhers, K. Svoboda uchitjsya / K. Rodzhers, D. Freyjberg. - M., 2002.
8. Lyaudis, V.Ya. Innovacionnoe obuchenie i nauka. - M., 1992.
Статья поступила в редакцию 26.02.14
УДК 37.015.31
Atoyan A.G. THE DETERMINING FEATURES OF EDUCATION OF A CHILD IN AN INTERETHNIC FAMILY. In the
paper types of education of children are considered. The author studies the reasons of unsatisfactory education of children in a family and the pedagogical requirements for education of a child. The types of family relations and the interaction with children in conflict situations are described.
Key words: family environment, conflict, age groups, family relationship, compromise, requirement.
А.Г. Атоян, аспирант каф. психологии Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ
В статье рассматриваются типы воспитания детей; причинам неудовлетворительного воспитания детей в семье; педагогические требования к воспитанию ребенка; типы семейных отношений; взаимодействие с детьми в конфликтных ситуациях.
Ключевые слова: семейная среда, конфликт, возрастные группы, семейные взаимоотношения, компромисс, требование.
Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна; она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания.
Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт.
И.П. Подласый выделяет следующие типы воспитания:
1. Семьи уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит.
2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям.
3. Материально-ориентированные семьи. Главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду.
4. Враждебные семьи. Детям в таких семьях плохо: неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные наказания. Дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.
5. Антисоциальные семьи. Это скорее лишь временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют [1, с. 57].
К наиболее веским причинам неудовлетворительного воспитания детей в семье относят:
• невысокий экономический уровень большинства семей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию;
• низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие, социальная напряженность;
• высокий процент разводов как следствие многих социально-бытовых и моральных причин. Развод - это всегда проблема воспитания детей;
• увеличение разрыва между семьей и школой [1, с. 63].
Педагогические требования к воспитанию ребенка.
Требование - это метод воспитания, с помощью которого
нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств [2, с. 241].
По форме предъявления выделяют прямые и косвенные требования:
• для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность, не допускающие двух разных толкований;
• косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действий становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления детей.
Исходя из теоретического анализа изучаемой проблемы, нами были проведены эмпирические исследования национально смешанных семей (армяно-русские семьи), русских и армянских семей с целью выявления типа воспитания ребенка в разных типах семей.
При сравнительном анализе были получены следующие результаты: в 67% межнациональных семей придерживаются синергическому типу воспитания, это значит согласованное воспитание ребенка родителями. К такому типу отнеслись «кумир семьи», гиперопека, повышенная ответственность за ребенка. В таких семьях большинство родителей стремятся дать ребенку все и «боятся отпускать на свободу». В 18 % семей наблюдались противоречивые типы воспитания, т.е. расхождения во взглядах по вопросам воспитания детей между мужем и женой, что зависит от их личных отношений. 15 % обследованных смешанных семей показали авторитарный стиль воспитания, приоритетным в этих семьях считается мнение отца.
В русских семьях у 46% семей повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т.д. - тип «Культ болезни». У 30% потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание - «Кумир семьи». 24% «Безнадзорность»: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам.
В армянских семьях 53% повышенная моральная ответственность: требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. 33% потакают всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание - «Кумир семьи». 24% противоречивое воспитание: конфликтность во взаимоотношениях между супругами по поводу воспитания детей. Один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка идти у него на поводу.
Взаимодействие с детьми в конфликтных ситуациях.
Конфликты в детско-родительских отношениях в межнациональных браках отражают внутренние противоречия развития, в частности между уровнем социальной и умственной компетентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориентациями и особенностями социальной ситуации развития - уровнем предъявляемых требований сложившейся системой общения и взаимодействия в семье.
Можно выделить специфические особенности проявления конфликтов детей разного возраста, учитывая характер основ-
Библиографический список
ной деятельности ребенка и его общения. Например, конфликты в раннем возрасте обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с совместной деятельностью и овладением предметно-орудийными навыками. В младшем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становится учебная деятельность. Подростковый возраст, в котором главной задачей развития является свобода от родительской опеки и построение нового типа отношений - отношений равноправия и взаимного уважения, традиционно считают возрастом повышенной конфликтности и уязвимости детско-родительских отношений [3, с. 97].
Ф. Райе выделяет пять областей жизни подростков и специфические для каждой из них проблемы, определяющие содержание конфликтов:
• социальная жизнь и привычки (выбор друзей, проведение досуга, внешний вид, режим дня и т.д.);
• ответственность (выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной собственности);
• школа (успеваемость, поведение в школе, отношение к учебе и учителям);
• взаимоотношения в семье (демонстративное неуважение к родителям и другим членам семьи);
• отношение к моральным нормам и социальным предписаниям [4, с. 389].
Стратегии разрешения конфликтов, которые приводят к обратному эффекту - возрастанию напряженности в детско-родительских отношениях либо к формированию хронического конфликта:
• это уход от проблем, стратегия «мир любой ценой» (родитель «закрывает глаза» на проступки ребенка, игнорирует его асоциальное поведение, воздерживается от критических замечаний ради того, чтобы сохранить хорошие отношения);
• стратегия «победа любой ценой», когда родитель не останавливается ни перед чем, чтобы стать «победителем» в конфликте;
• стратегией является компромисс, основной недостаток которого - необходимость поступиться своими интересами каждой стороной, что, по сути, приводит не к разрешению конфликта, а к временному откладыванию его решения [5, с. 216].
Таким образом, использование этих способов воспитания, прежде всего, поможет родителям более непринужденно воспринимать своего ребенка, поскольку его поведение станет более адекватным тем условиям, в которых он находится в каждый конкретный момент. Более того, оно научит ребенка ценить и уважать других людей. Дети научаться уважать окружающих, если и к ним будут относиться с уважением. Относиться к своему ребенку так, как если бы он был гостем в вашем доме. Это не значит, что он не должен следовать правилам, скорее, наоборот, его надо заставлять следовать правилам, но заставлять в доброй и уважительной форме.
1. Подласый, И.П. Педагогика. - М., 2008.
2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М., 2010.
3. Леус, Т.В. Распространенные родительские заблуждения. - М., 2011.
4. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2009.
5. Овчарова, РВ. Психология родительства. - М., 2010.
Bibliography
1. Podlasihyj, I.P. Pedagogika. - M., 2008.
2. Karabanova, O.A. Psikhologiya semeyjnihkh otnosheniyj i osnovih semeyjnogo konsuljtirovaniya. - M., 2010.
3. Leus, T.V. Rasprostranennihe roditeljskie zabluzhdeniya. - M., 2011.
4. Rayje, F. Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta. - SPb., 2009.
5. Ovcharova, R.V. Psikhologiya roditeljstva. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 12.03.14
УДК 199.9
Bondarenko М.А. A STYLE OF MANAGEMENT AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH. The purpose of the work is a brief scientific review of theoretical and empirical research works of a style of management as a psychological phenomenon of the administrative activity, which is directed to organizing of collective work in the system “the head - the subordinate”.
Key words: style of management, head of organization, subordinates of organization, collectivity, administrative decision, interpersonal relationships.