ТИПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАН
Аннотация: обоснована проблема стилей семейного воспитания; раскрыты психологические особенности стилей, динамики воспитания подростков в семье. Выявлены стили воспитания детей подросткового возраста в иранских семьях. Среди основных: авторитарный, демократический, либеральный и попустительский.
Ключевые слова: подростковый возраст, семейное воспитание, стиль семейного воспитания, типология стилей семейного воспитания, тегеранская, ши-разская психологические школы, крос-скультурное исследование.
Summary: has been grounded the problem of the family upbringing styles, opened their psychological specifics and the dynamic of the teenager treatment inside the family system. Has been revealed iranian family upbringing styles. Among main of them are: authoritarian, democratic, liberal and connivance.
Keywords: teen age, family upbringing, family upbringing style, tehran and shiraz psychological schools, cross-cultural research.
Исследование психологических особенностей семейного воспитания подростков в Республике Иран актуализировало проблему стилей семейного воспитания, которые являются определяющими для развития и результативности воспитательного процесса личности в подростковом возрасте. Этим обусловлена и цель статьи — выявление и обо-
А.В. Демьяненко
снование ведущих стилей воспитания в иранских семьях.
Отметим, что проблема родительского воспитания издавна разрабатывалась представителями известных мировых психолого-педагогических направлений, в частности, бихевиористского (А. Бандура, Б.Ф. Скиннер, Дж. Уот-сон и др.), гуманистического (Ш. Бюллер,
A. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс,
B. Франкл и др.)., психоаналитического (А. Адлер, Э. Берн, Д. Боулби, Ф. Доль-то, М. Эйнсворт, Э. Эриксон, З. Фрейд, Э. Фромм, В. Шутц и др.).
Среди украинских и российских исследователей этой проблематики можно выделить таких ученых, как А. Личко, С. Соловейчик (модели ложного семейного воспитания), Э. Эйдемиллер (проблемы внутрисемейного общения), И. Дубровина (отклонения в семейном воспитании), И. Бех, М. Боришевский, В. Вишневский, О. Кононко (особенности влияния внутрисемейных взаимоотношений на формирование и развитие детской личности), Т. Алексеенко, О. Докукина, Т. Кравченко, В. Постовий, О. Хромова и др. (воспитательные возможности семей различных типов, особенности способов предупреждения и преодоления негативных проявлений в отношениях родителей и детей).
В разнообразии авторских подходов первое место занимает личность ребенка, влияния, которые она испытывает, ее внутренние переживания. В других случаях в центре внимания исследовате-
лей — один из родителей, его ведущая роль и трудности во взаимодействии с ребенком. В частности, в психоаналитических и бихевиористских теориях ребенок представляется скорее объектом родительских усилий, существом, которое подлежит социализации, дисципли-нированию, адаптации к жизни в обществе. Гуманистический подход предполагает помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка, что отражается в стремлении родителей к эмоциональной близости, понимании, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности, а следовательно, личности другого человека. С этих позиций только уважительный, доверчивый, но одновременно и требующий ответственности, стиль семейного воспитания может привести к оптимальному формированию личности ребенка.
В основном типология стилей семейного воспитания формируется в традициях двух подходов — клинического и аналитического. Первый базируется на клиническом наблюдении. В рамках клинического подхода известная типология принадлежит С. Броуди (1956). Она включает в себя 4 типа материнского отношения: 1)органическое приспособление матери к потребностям ребенка; 2) сознательное и часто неуспешное приспособление к потребностям ребенка; 3) отсутствие большого интереса к ребенку; 4) непоследовательное отношение. Последний тип, по мнению С. Бро-уди, вреден для ребенка, поскольку непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка стабильности и провоцирует у него повышенную тревожность
[3]. В рамках аналитического подхода, где стили воспитания исследуются с помощью тестов и опросников, наиболее известными являются работы таких зарубежных авторов, как E.S. Shaefer, R.A. Bell (1958), A. Roc, M. Siegelman (1969). Ими созданы опросники по исследованию родительского отношения. Например, опросник PARI, авторы которого (E.S. Shaefer и R.A. Bell) выделили два фактора, определяющих структуру родительского отношения: эмоциональный (принятие — эмоциональное пренебрежение) и поведенческий (автономия — контроль) [5].
По мнению И.М. Марковской, большинство авторов выделяют следующие параметры взаимодействия родителей с ребенком: автономия — контроль (Р.А. Белл, С. Броуди, Е. Маккоби, Е.С. Ше-фер, В. Шутц); пренебрежение — принятие (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Д.И. Исаев, В.А. Петровский, М.В. Полевая, А. Рос, М. Сигельман); требовательность (О. Коннер, Э. Маккоби, П. Слатер); уровень эмоциональной близости, привязанности (Дж. Боулби, Г.Т. Хоментаускас, В. Шутц); строгость (Э. Маккоби, П. Сла-тер); непосредственность — последовательность (С. Броуди, Е. Маккоби, В.-Х. Севелл) [4].
Иранские психологи, определяя стили отношений родителей и детей, традиционно опираются на четыре основных: авторитарный, демократический, либеральный и попустительский. В то же время представитель психологической школы ширазского университета (Иран, г. Шираз) А. Махмуди отмечает, что родители в семье не всегда практикуют одинаковый стиль воспитания. Отец, как правило, более жесткий и авторитарный, по сравнению с матерью,
поэтому отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать воспитательный авторитет друг друга.
Авторитарный тип воспитания — это тип, в рамках которого предлагаемая воспитательная система претендует на роль последней истины. В таком типе воспитания доминирует требование, а принуждение выступает основным путем передачи социального опыта детям. Степень принуждения определяется тем, насколько ребенку предоставляется право выбирать семейные ценности, нормы поведения, правила общения, ценности религии. В деятельности родителей доминирует стремление общей опеки, безошибочности, всезнайства [10]. По мнению С. Нассери, авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае отец единолично принимает и отменяет решения, большинство вопросов по проблемам обучения и воспитания ребенка решает лично. Предпочтительные методы управления деятельностью детей — приказы, отдаваемые в жесткой и мягкой форме; в последнем случае в виде просьбы, которую нельзя не выполнить. Авторитарный отец всегда очень строго контролирует поведение детей и отличается особой требовательностью к четкости выполнения указаний. Инициатива детей не поощряется или воспринимается в строго определенных пределах [11].
В целом в исследованиях тегеранской психологической школы (А.-Р. Бар-зигяр, С. Нассери) отмечается, что дети авторитарных родителей закрытые и робкие, совсем или почти не стремятся к независимости. Обычно они мрачные, неприхотливые и раздражительные.
В подростковом возрасте эти дети, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запреты и наказания, в атмосфере которых они росли, выражая протест через проявление непослушания и агрессию. Девочки же чаще остаются пассивными, зависимыми.
Авторитарный стиль (в этом утверждении иранские психологи не являются оригинальными) вызывает отчуждение от родителей, чувство незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, кажущиеся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. В то же время чрезмерная терпимость родителей порождает у подростка ощущение ненужности и мешает формированию у него ответственной зависимости. Пассивные, незаинтересованные родители также не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния — школа, сверстники, СМИ — не заполняют этот пробел, что лишает ребенка надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Вследствие ослабления родительского начала, как и его гипертрофии, порождается личность со слабым «Я». Обе эти крайности нарушают процесс социализации, затрудняя переход детей от родительской опеки к независимости и установление дружеских отношений со сверстниками.
Демократический стиль, как считают иранские исследователи М. Борджали и М. Самади, может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «равный среди равных» и «первый среди равных». Первый вариант—это стиль отношений между родителями и детьми, в рамках которого отец или мать в основном выполняют необходимые обязанно-
сти по координации действий ребенка в организации ее учебной деятельности, самообразования, досуга и т. д., учитывая интересы ребенка и его собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» все вопросы и проблемы. Вторая позиция реализуется в отношениях между родителями и подростком, в которых доминирует высокая культура содеятельности, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают право ребенка на автономию и свою задачу видят в координации его самостоятельных действий, оказании помощи в случае личного обращения подростка с соответствующей просьбой [9].
Т. Пир (представительница зарубежного течения иранской психологии) констатирует, что лучшие отношения подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель (мать) всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в случае необходимости; в ребенке ценится как послушание, так и независимость, родители устанавливают правила и твердо внедряют их в жизнь, прислушиваясь к мнению ребенка, но исходя не только из его желаний. Было выявлено, что дети демократических родителей адаптированы лучше. По сравнению с другими детьми, они более увере-
ны в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у них развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями воспитательного поведения [12].
В отличие от официальной иранской психологии, где главные исследования направлены на изучение возможностей и преимуществ демократического стиля воспитания и общения в семье, в центре большинства украинских и российских психологических научных изысканий находятся типы родительских отношений, вызывающие нарушения и отклонения в нормальном развитии личности подростка. Так, В.И. Гарбузов и его соавторы выделяют три типа неправильного воспитания:
тип А — «неприятие»: 1) чрезмерная требовательность, жесткая регламентация и контроль, подавление врожденного типа реагирования с императивным навязыванием единственно возможного типа поведения ребенка; 2) недостаточность контроля на почве равнодушного попустительства. Считается, что такой тип поведения обусловлен рядом факторов — нежелательным ребенком по полу, его рождением в неблагоприятное время или в период конфликта между родителями. Неприятие может обусловливаться недооценкой психофизических данных ребенка или наличием реальных недостатков;
тип Б — «гиперсоциализация» на почве тревожности родителей по поводу ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников, особенно его успехов в учебе. Подобное воспитание приводит к чрезмерной защите и гиперсоциальности с ран-
ним многопрофильным обучением ребенка, а также ранним информационным перегрузкам;
тип В — «эгоцентрическое воспитание» наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку, часто единственному и долгожданному, навязываются представления о его собственной ценности для окружающих: «кумир», «единственный», «маленький», «смысл жизни». При этом нередко интересы окружающих приносятся в жертву ребенку [1].
Определенные параметры стилей семейного воспитания определяет А.И. Захаров: интенсивность эмоционального контакта родителей в отношении детей — гиперопека, опека, принятие, непринятие; параметр контроля — разрешительный, ситуативный, ограничительный; последовательность-непоследовательность; тревожность-равнодушие. Модификации сочетаний этих параметров соотносятся автором с различными видами неврозов у детей [2].
Одной из наиболее употребляемых считается типология Э.Г. Эйдемиллера. В ее основе лежат различные отклонения от воспитания и причины, их обусловливающие. Устойчивые сочетания этих черт воспитания, по мнению автора, представляют тип негармоничного семейного воспитания, в частности: 1) попустительская гиперпротекция — подросток в центре внимания семьи, стремящейся максимально полно удовлетворить его потребности; 2) доминирующая гиперпротекция — подросток в центре внимания родителей, отдающих ему много времени и сил, одновременно лишая его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты;3)
эмоциональное отторжение — игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое отношение к нему, в крайнем случае — воспитание по типу «золушки»; 4) повышенная моральная ответственность — в воспитании сочетаются повышенные моральные требования к подростку с невниманием и недостаточной заботой со стороны родителей; 5) жестокое обращение — родители не стремятся удовлетворить потребности ребенка, но при этом практикуют жестокие наказания за малейшие провинности; 6) гипопротекция — подросток существует сам по себе, родители не интересуются им и не контролируют его действия. Представленная типология учитывает особенности характера родителей и их личностные проблемы, решаемые ими за счет ребенка. Следовательно, к основным психологическим причинам отклонений в семейном воспитании относятся: расширение сферы родительских чувств; предпочтение детских качеств подростка; воспитательная неуверенность родителей; фобия потери ребенка; неразвитость родительских чувств; проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; вынесение конфликта супругов в сферу воспитания; смена установок родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола [6-8].
Тегеранская психологическая школа (Иран, Тегеранский университет) основу понимания взаимоотношений подростков с родителями видит в изучении возрастного изменения механизма отношений «родители — дети» и связанных с этим представлений ребенка о матери и отце. В глазах ребенка они выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддерж-
ки, без чего ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личностных человеческих качеств; как старшие друзья, которым можно доверять. Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняется. Как отмечает Р. Резаи, в основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально находится зависимость от них. Мать в этом отношении, конечно, кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности, особенно в переходном возрасте, эта зависимость начинает тяготить ребенка. И вовсе плохо, когда ему не хватает родительской любви [13]. Речь здесь идет о попустительском стиле родительского поведения, как отмечает М. Самади, он обычно свидетельствует об отсутствии всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза, полное безразличие к делам и чувствам другого. Худший вариант, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью родителей, тогда ребенка ничто не удерживает от проявления разрушительных импульсов. Исследования несовершеннолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью [14]. Однако есть и вполне достоверные данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Это осложняет формирование внутренней автономии подростка и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера.
Либеральный стиль воспитания (невмешательство) характеризуется отсутствием активного участия родителей в управлении процессом обучения и воспитания подростка. Большинство детей, даже важные дела и проблемы, решают без их активного участия и руководства. Для выполнения любой работы таким родителям нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами по себе, а деятельность, поведение ребенка контролируют от случая к случаю. Детям предоставляется избыток свободы при незначительном руководстве родителей, не устанавливаются никакие ограничения. В целом такие отец и мать отличаются низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания. Хотя подобное поведение родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей тоже могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя среди людей. Только в редких случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Итак, иранские психологи определяют по восходящей четыре основных стиля родительского воспитания: авторитарный, демократический, либеральный и попустительский. В целом, как считают представители тегеранской и шираз-ской психологических школ (А.-Р. Бар-зигяр М. Борджали, Р. Резаи, М. Самади), ни один из приведенных стилей не может проявляться в чистом виде. Кроме того, применение только демократи-
ческого стиля не всегда бывает эффективным. В каждой семье, в зависимости от ситуации и обстоятельств, могут применяться различные стили воспитания. При этом многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который характеризуется относительной стабильностью и имеет незначительную динамику.
Литература
1. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. — М.; СПб.: АСТ; Дельта, 1997. — 432 с.
2. ЗахаровА.И.Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. — М.: ЭКСМО-Пресс,
2000. — 448 с.
3. Кошлань И.Г. Психологические особенности эмоциональности подростков и стили семейного воспитания: дис. ... канд. психол. наук. — Одесса, 2005. — 245 с.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002. — 150 с.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: в 2 кн. — М.: ВЛАДОС,
2001. — Кн. 1. — 384 с.
6. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: метод. пособие. — М.: Фолиум, 1996. — 63 с.
7. Эйдемиллер Э.Г, Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2000. — 656 с.
9. Borjali M. World's best father. — Tehran: Tehran University Press, 2007. — 321 с.
10. MahmoodiA. Family treatment and interaction styles. — Shiraz: Shiraz University, 2007. — 205 p.
11. Nasseri S. Iranian family and psychological analysis. — Tehran: Psychological literature center, 2009. — 195 p.
12. Pir T. Mixed culture families comperative analysis. — NY: New York рsychology publishment, 2010. — 97 p.
13. Rezaei R. Teenager while growing inside the family system. — Tehran: Tehran University Press, 2007. — 55 p.
14. Sammadi M, Borjali M. Abnormal family upbringing: psychological help and treatment // Shiraz University Psychological Journal. — 2011. — № 7. — С. 83-97.