УДК 159.9.07
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
© Андрей Александрович ЩЕРБАК
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра социальной психологии, e-mail: [email protected]
Рассматривается проблема психологического здоровья военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях ВМФ, в аспекте акмеологического подхода, описываются составляющие психологического здоровья, выявляются основные условия сохранения и поддержания психологического здоровья военнослужащих в условиях экстремальной ситуации.
Ключевые слова: психологическое здоровье; акмеологический подход; военная служба; экстремальная ситуация; адаптация; стрессоустойчивость; самореализация.
Здоровье военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях Военно-морского флота, выступает как универсальная человеческая ценность в контексте аксиологического подхода, оно соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии.
В качестве основного критерия здоровья А. Маслоу называет самоактуализацию. Речь идет о полном использовании человеком своих способностей, возможностей и таланта. В теории самоактуализации А. Маслоу внешние ценности рассматриваются как особого рода детерминанты здорового и полноценно развивающегося индивида. Суть этой теории заключается в том, что здоровье са-моактуализирующейся личности связано с базовыми потребностями человека, т. е. человек должен удовлетворить свои базовые психологические потребности (быть в безопасности, жить в уважении, в принадлежности и в самоактуализации) [1].
Способность человека к соответствующим достижениям в своей деятельности во многом определяется доминированием тех или иных ценностей, так же как и их переоценкой, которые рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье личности или негативно влияющих на него.
Сложность и напряженность корабельной службы, требовательность к интеллектуальному уровню корабельных специалистов должна сопровождаться повышенным вниманием к их психологическому здоровью. Повышение боеготовности корабля Военно-
морского флота, успешность несения военной службы напрямую зависят от условий сохранения и поддержания психологического здоровья служащих на надводных кораблях Военно-морского флота, т. е. от психологического здоровья личности военнослужащего.
В поиске путей развитии психологического здоровья личности, как подчеркивает М.В. Хватова, недостаточно учитываются акмеологические ресурсы этого процесса, что значительно ограничивает возможности повышения акмеологического статуса психологически здоровой личности. Она отмечает, что, «несмотря на исследование разных психологических аспектов как физического, так и личностного здоровья человека, его психологическое здоровье как акмеологический феномен пока еще остается неполно изученным явлением в психологии» [2-4].
Данное положение объясняется несколькими причинами, среди которых можно выделить следующие:
- недостаточная разработанность теоретико-методологических основ исследования акмеологических резервов психологического здоровья как личностного феномена;
- неполная раскрытость феноменальной сущности акмеологических ресурсов психологического здоровья военнослужащих, понимаемого как особый личностный статус;
- развитие дальнейших исследований инвариантных и вариативных типов акмео-логических ресурсов психологического здо-
ровья военнослужащих в виде ориентиров развития данного личностного феномена.
Акмеологический подход рассматривает психологическое здоровье как личностную и социальную ценность и раскрывает структуру ценностей, т. е. идеальных объектов особой личностно-социальной значимости, входящих в структуру данного понятия (Г. Спенсер, И. Кант, М.М. Рубинштейн и др.). Этот подход к здоровью человека дает возможность ему совершенствовать свои внутренние ресурсы и способности, распоряжаться ими в экстремальных ситуациях и справляться с ситуативной тревожностью.
Для процесса развития акмеологического ресурса психологического здоровья являются весьма важными состояния личности. «Состояниями личности, функционирующими как акмеологический ресурс развития психологического здоровья, - отмечает М.В. Хва-това, - являются удовлетворенность актуальных потребностей, осознание достижимости целей и задач, ощущение собственной адекватности жизненным «вызовам», активации в условиях осложненных жизненных обстоятельств, понимание собственной личностной готовности к жизненным испытаниям» [2, с. 37].
«Жизненные испытания» для военнослужащих - это особая ситуация, в которую попадают проходящие службу на надводных кораблях Военно-морского флота. Военная служба на надводных кораблях ВМФ представляет собой деятельность, проходящую в особо экстремальных условиях: необходимость адаптации к быстро меняющимся условиям, высокая ответственность за принимаемые решения и результаты деятельности, внезапность возникновения аварийных ситуаций, неопределенность и недостаток информации, дефицит времени, опасность для жизни.
Слово «ситуация» (от лат. situs) по словарям русского языка имеет значения: «совокупность обстоятельств, положение, обстановка» [5, с. 663], «совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положение» [6, с. 100]. Указанные значения имманентно предусматривают наличие занимающего определенную позицию субъекта [3, с. 14].
Проблема ситуации является важнейшим фактором, который обусловливает поведение и состояние военнослужащего на кораблях Военно-морского флота. Дальние (много месяцев) походы корабля характеризуются длительным отрывом от земли, изменением привычных жизненных условий, изоляцией от широкого социального окружения. Представление о тревожной ситуации, степень осмысления ситуации, способы поведения человека в тех или иных ситуациях, преодоление сложных ситуаций и самооценка важны для изучения психологических особенностей личности, поскольку в тех или иных экстремальных ситуациях происходит активный поиск осмысления своего Я в окружающей социальной среде.
На основе анализа существующих в психологии подходов А.Г. Караяни и И.В. Сыромятников выделили следующие группы субъективной сложности ситуаций и уровни психического здоровья людей. Ученые отмечают, что «сохранение психического здоровья военнослужащих обусловлено тем, что в условиях военно-профессиональной деятельности человек неминуемо сталкивается с многочисленными проблемными ситуациями, требующими наличия определенного уровня психического ресурса человека для их успешного преодоления» [4, с. 131-132] (табл. 1).
Таблица 1
Группы субъективной сложности ситуации и уровни психического здоровья
Класс ситуаций к Уровень психического здоровья
Класс ситуаций на духовный и жизненный смысл деятельности Класс ситуаций на опредмечивание и реализацию отношений, осуществление конкретной деятельности Класс ситуаций на качество психофизического взаимодействия с окружающим личностно-смысловой уровень психического здоровья индивидуально-исполнительный уровень психического здоровья психофизический уровень психического здоровья, определяемый особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической личности
У К
к
Специфика профессиональной деятельности военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях Военно-морского флота, сопряжена с многочисленными стрессогенными ситуациями, к числу которых относятся:
1) выполнение служебных обязанностей в условиях замкнутого пространства, сопряженных с опасностью для жизни;
2) особый регламент служебного времени;
3) высокая динамика профессиональной мобильности;
4) включенность в различные управленческие системы: «человек - человек», «человек - человек - машина», «человек - техника», «человек - знак» [7, с. 76];
5) отсутствие соответствующих современным задачам Вооруженных сил побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенствованию.
В рамках акмеологического статуса здоровья эти ситуации в своем единстве призваны сохранять в той или иной степени способность военнослужащих к соответствующим достижениям в своей деятельности и борьбе с негативными психофизиологическими состояниями, возникающими непосредственно в процессе деятельности.
Развивая идеи М.В. Хватовой об акмео-логических ресурсах психологического здоровья молодежи, мы выделяем следующие группы психологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья военнослужащих, проходящих
службу на надводных кораблях Военно-морского флота, как потенциальные резервы личности: адаптационные, антропоцентрические, феноменологические.
Адаптационные условия. Эти условия включают непредвиденные обстоятельства, которые могут вызвать напряжение внутренних ресурсов личности, в результате чего появляются стрессогенные обстоятельства и обостряется острота ситуационных воздействий на индивида. В тех или иных непредвиденных условиях проверяются на прочность механизмы саморегуляции личности, ее внутренние установки, подлинные ценностные ориентации, устанавливается умение распределять усилия, время и внимание для
адекватного реагирования на вызовы внешней природы.
Антропоцентрические условия включают обстоятельства, создающие благоприятную жизнедеятельность военнослужащих на кораблях, т. е. единый комплекс того, что называется «комфорт личности». Показатели психологического здоровья военнослужащих во многом определяются такими факторами, как служебные и общесоциальные. В группе служебных факторов выделяются: угроза жизни, служебная нагрузка, конфликтность, оптимизация социально-психологического климата в подразделениях, социальные и национальные отношения, статус в системе межличностных отношений, способность контролировать обстоятельства, разочарование. К группе общесоциальных факторов относятся: жизненные изменения и бытовые проблемы (экономический фактор, домашние заботы, ответственность, экзистенциальный фактор).
Укреплению психологического здоровья в замкнутом пространстве способствует востребованность личности в окружающей среде, что может «рассматриваться как условие развития акмеологического ресурса ее психологического здоровья, поскольку без ощущения нужности своему окружению затрудняются процессы самореализации и удовлетворения значимых потребностей» [2, с. 32].
Феноменологические условия - это условия, при которых выявляется полная или частичная зависимость от окружающих стихийных обстоятельств (шторм в океане, непогода и др.), что требует дополнительных усилий для подержания оптимального психофизиологического уровня. В результате осознания своего бессилия в решении возникающих проблем (борьба с «природной стихией») у военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях Военно-морского флота, может произойти снижение удовлетворенности военной службой, деформация личностных и характерологических качеств, снижение самооценки и неудовлетворенность собой.
Названные условия диктуют необходимость интегрированной оценки состояния военнослужащего, проходящего службу на надводных кораблях Военно-морского флота, в соотнесении с его способностью к активной деятельности и значения статуса здо-
ровья в его жизнедеятельности и акмеологи-ческом развитии.
Специфика психологического обеспечения службы на надводных кораблях Военноморского флота связана с рядом существенных особенностей службы: ограниченность круга лиц для осуществления контакта, длительный отрыв от семьи и близких, влияние необычных явлений морской стихии, качки («морская болезнь»), однообразие (монотонность) воздействий на психику моряков одних и тех же факторов, ограниченные условия отдыха, смена климатических зон и времен года.
Эти особенности могут быть дополнительным источником проявления личностных проблем, которые находят свое выражение в трудностях социально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной морской службы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения. Эти отрицательные моменты в содержательном отношении переживаются военнослужащими как чувство тревоги, страха, растерянности, безысходности, неуверенности и т. п.
Очевидным следствием личностных проблем являются угрозы для их жизни (попытки захвата корабля, заложников и оружия и т. п.), профессиональная среда по характеру воздействующих на человека негативных факторов может быть стрессогенной (или экстремальной), что может вызывает состояние стресса (неспецифический паттерн реакций организма на нагрузку). Стрессовым является каждое затруднение, с которым сталкивается военнослужащий, в том случае, когда оно оценивается негативно или когда нет адекватной стратегии его преодоления, т. е. условия ситуации превышают возможности человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической. Канадский ученый Ганс Селье такое положение дел назвал как «стресс жизни». Веденное в научный обиход понятие «стресс жизни» определяется ученым как психологическое состояние человека, возникшее под влиянием повседневных жизненных ситуаций [8, с. 27].
Различные проблемы стресса жизни офицеров были предметом рассмотрения таких аспектов, как формирование психологической устойчивости военнослужащих, выяв-
ление стрессогенных факторов военной службы, влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность военнослужащих и профилактика стрессоустойчивых состояний у военнослужащих (работы Р.А. Абдурахманова, А.В. Булгакова, В.Л. Марищука, И.Б. Лебедева, В.А. Пономаренко, Б.Я. Шве-дина, А.И. Шипилова и др.).
Когда человек попадает в стрессовую ситуацию, то его организм начинает работать в «состоянии повышенной готовности», сознание человека как бы говорит телу: «Полная готовность. Опасность приближается». Соответственно, тело реагирует на предупреждение об опасности, мобилизуя все свои резервы для быстрой физической деятельности, и может осуществить особенно сложную деятельность, полностью предвидя и контролируя свои поступки (Н.И. Бережная, М.И. Дьяченко, О.А. Черникова и мн. др.).
Между тем стрессоустойчивость (не испытывать тревоги, страха, подавленности или растерянности и т. п.), уровень и успех деятельности военных специалистов-моряков в напряженных ситуациях, выполнение ими необходимых действий на корабле, способность переносить большие физические и эмоциональные нагрузки во многом зависят от их готовности к деятельности в напряженных ситуациях. В этом случае осуществляется самореализация личности, которая становится возможной, если создаются заранее условия для сохранения ее психологического здоровья, обеспечивающего личностную самореализацию (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, С.Н. Булгаков, Ю.В. Верминенко, Л.П. Гри-мак, А.А. Деркач, Ю.Н. Казаков, Д.А. Леонтьев и др.).
Поскольку в понятии «здоровье» отражаются такие фундаментальные аспекты, как биологический, социальный, психический, а также аспект духовного бытия человека, то в силу этого изучение здоровья человека, равно как и его сохранение, требует комплексного междисциплинарного подхода. Главной целью психологии здоровья, как подчеркивает В.А. Ананьев, «должно стать всестороннее совершенствование человека. Совершенствоваться - значит вершить себя, т. е. поднимать себя все выше и выше. Это значит - находиться рядом с вершиной (акме), однако не значит взобраться на нее» [9, с. 10].
Психологи подчеркивают, что в процессе становления субъекта в профессиональной деятельности главное в личности - это ее деяния и поступки, мотивы, побуждения, отношение к миру и к самому себе, т. е. самоотношение (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев и др.), стремление к актуализации, смысложизненные ориентации, оптимизм (М. Багери, Г. Оппорт, А.А. Печер-кина и др.).
О.Я. Баякина считает, что «психологическое здоровье, являясь важнейшей составляющей здоровья человека, относится к личности в целом и представляет собой не застывшее образование, а процесс развития в направлении достижения человеком своей сущности и самоактуализации» [10, с. 1199].
Подводя итоги исследования психологически здоровой личности представителей различных психологических школ, М.Г. Иванова считает, что психологическое здоровье личности складывается в процессе взаимодействия личности и среды и является продуктом этой деятельности [11, с. 57]. Она выделяет следующие факторы, влияющие на развитие здоровой личности, и условно делит их на две группы: внешние (социальное окружение, семейное воспитание, ведущую деятельность) и внутренние (индивидуальные особенности, возраст, потребности, интересы, ценности, особенности личности). Среди основных функций психологического здоровья М.Г. Иванова называет:
- интегративную (обеспечение целостности, оптимального соотношения между различными компонентами личности);
- адаптационную (целенаправленный, постоянный, активный процесс взаимодействия личности и изменяющейся среды);
- регулятивную (обеспечение согласованности между структурными компонентами личности в процессе ее взаимодействия с окружающей средой и направленной на достижение устойчивого состояния).
При изучении основных показателей психологического здоровья ученые выделяют две группы. К первой группе относятся те показатели, которые характеризуют как отдельные элементы структуры личности, так и сложность ее общей организации, включая иерархию, согласованность элементов и архитектуру внутренних связей. Вторая группа -показатели психологического здоровья, свя-
занные с процессом функционирования личности [11, с. 58-67].
На основе систематизации показателей (по М. Г. Ивановой), входящих в первую группу в соответствии со свойствами личности, и учитывая мнение М.В. Хватовой о том, что резервы личности могут быть обнаружены как способности к определенному виду деятельности, мы выделяем следующие показатели психологического здоровья корабельных служащих: принятие окружающего мира, адаптивность, способность адекватного восприятия окружающей среды (с позиции военнослужащего по контракту и с позиции военнослужащего, проходящего
службу по призыву), стрессоустойчивость, уравновешенность, эмоциональная стабильность, критичность (к своим действиям, а также к действиям сослуживцев), способность к концентрации внимания, способность к логической обработке информации, общественный интерес, нравственные качества личности, стремление к самоопределению, целеустремленность, внутренняя ответственность, оптимизм, чувство юмора, доброжелательность, адекватный уровень притязаний, самоуважение, достоинство, адекватная самооценка.
Обращает на себя внимание точка зрения Т.И. Ежевской, согласно которой «среди важных компонентов психологического здоровья находится: удовлетворенность, адекватность отражения окружающего мира, адаптивность, психологическая устойчивость, целостность личности, внутренний локус контроля, личностная активность, автономность, мотивация и система личностных ценностей» [12, с. 209].
В современных условиях на первое место выступает проблема ценности человека, здоровье при этом является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Понятие «психологическое здоровье» опирается на концепцию жизненных сил, индивидуальную и социальную субъектность военнослужащего, относится к личности в целом и представляет собой не застывшее нечто, а процесс развития в направлении достижения человеком своего здоровьесбережения.
Таким образом, сохранение и повышение уровня психологического здоровья корабельных военнослужащих - это одна из важных составляющих для успешного выполне-
ния поставленных задач, деятельности, направленной на выполнение боевых задач. Обращение к акмеологическим ресурсам психологического здоровья способствует успешному достижению укрепления и развития у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих их высокую психологическую устойчивость и готовность выполнять боевую (учебную, учебно-боевую) задачу в любых ситуациях.
К психологическим условиям развития акмеологического ресурса психологического здоровья военнослужащих, проходящих службу на надводных кораблях военноморского флота, относятся: адаптационные (непредвиденные природные явления, стихии (шторм, ливень, ураган и т. п.), стрессогенные обстоятельства, острота ситуационных воздействий на индивида); антропоцентрические (востребованность в окружающей среде, высокий статус в системе межличностных отношений, способность контролировать обстоятельства) и феноменологические (адаптация, самореализация и ценностная ориентация личности).
Именно акмеологический подход дает возможность человеку совершенствовать свои внутренние ресурсы и распоряжаться ими в экстремальной ситуации.
1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.
2. Хватова М.В. Онтология акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи: монография. Тамбов, 2011.
3. Казаков Ю.Н. В пространстве акмеологических знаний // Мир психологии. 2007. № 4.
4. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб., 2006.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1952.
6. Словарь русского языка / гл. ред. А.П. Ев-геньева. М., 1984. Т. 1-4.
7. Жуков А.М. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации // Мир психологии. 2008. № 4. С. 78-86.
8. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
9. Ананьев А.В. Основы психологии здоровья. Кн. 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2006.
10. Баякина О.Я. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 4-5. С. 1195-1200.
11. Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2010.
12. Ежевская Т.И. Психологическое здоровье как значимый ресурс информационно-психологической безопасности личности // Гуманитарный вектор. 2012. № 1 (29). С. 205-210.
Поступила в редакцию 3.10.2012 г.
UDC 159.9.07
DEVELOPMENT CONDITIONS OF ACMEOLOGIC RESOURCE OF PSYCHOLOGICAL STATUS OF SOLDIERS OF OVERWATER SHIPS OF SEA FORCE
Andrey Alexandrovich SHCHERBAK, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Social Psychology Department, e-mail: [email protected]
The problems of psychological health of soldiers, who serve on overwater ships of Sea Force, as an aspect of acmeologic approach are viewed. It is shown that the components of psychological health and observe main conditions of saving and providing psychological health of soldiers in conditions of extreme situation.
Key words: psychological health; acmeologic approach; military service; extreme situation; adaptation; stress resistance; self-realization.