3. СучилинВ.А., РадюхинаГ.В. Гибкие производственные системы швейных предприятий сервиса [Текст] : учеб. пособие. - М.: ГОУВПО «МГУС», 2002.
4. Сучилин В.А. Выбор оптимального состава оборудования для малых предприятий швейного производства [Текст]: уч. пособие. - М.: МГУС, 2003. - 60 с.
List of literature: 1. Vasiliev V.N., Sadovskaya T.G. GPS: organization, economy, management [Text]: uch. Benefit. - M .: Higher School, 1987. - 98 p.
2. Suchilin VA., Radyuhina G.V, Arkhipovа T.N. Methods to improve the efficiency of sewing equipment service enterprises [Text]: monograph - M.: VPO «MGUS», 2007. - 227 p.
3. Suchilin V.A., Radyuhina G.V Flexible manufacturing systems sewing service enterprises [Text]: studies. allowance. - M.: VPO «MGUS», 2002.
4. Suchilin V.A. Selection of the optimal structure for small businesses equipment garment production [Text]: uch. Benefit. - M .: MGUS, 2003. - 60 p.
Усоский В.Н.
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономические науки» УО «Минский государственный лингвистический университет», Республика Беларусь, г. Минск
УДК 336
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
СТРАНЫ В 2008-2015 ГГ. (Часть II)
Исследуются практические аспекты функционирования банковской системы и денежного рынка в рамках сложившихся противоречивых тенденций развития экономики Беларуси в 2008-2015 годах. Представлен анализ концепции трех волн кризисного цикла развития денежной системы в экономике страны: 20082010 годы, 2011 год, 2014-2015 годы. Проводится сравнительный анализ нарастания денежных дисбалансов на трех этапах кризиса экономики и денежного рынка Беларуси. Показано воздействие внешних шоков мирового рынка на ухудшение условий функционирования финансового рынка, банковской системы и экономики Беларуси. Предложены условия, при которых возможно реформирование экономики страны.
Ключевые слова: банковская система, денежный рынок, три волны кризисного цикла, денежные дисбалансы, реформирование монетарной сферы.
MONETARY POLICY OF THE NATIONAL BANK OF THE REPUBLIC BELARUS AND CONDITION OF MONETARY MARKET IN COUNTRY 2008-2015 (Part II)
The author investigates practical aspects of the banking system and monetary market functioning in the conditions of the contradictory tendencies of development of three stages of cycling crises. The author suggests a conception of three waves of cycling crises of the development of monetary system in the economy of the Belarus: 20082010, 2011, 2014-2015. The author gives comparative economy analysis of the monetary imbalances of three stages of crises of the economy of the Belarus and their monetary market. External shocks of world market are analyzed as the factors of influences deteriorating condition of functioning of the financial market, banking system and the economy of Belarus. The conditions of the possibilities of reform in the monetary field of the country are being analyzed.
Key words: banking system, monetary market, three waves of cycling crises, monetary imbalances, reform of the monetary field.
Сорос Дж.: «... финансовые рынки могут вести себя как катящийся шар, который опрокидывает на своем пути целые экономики» [1, с.125].
Часть 1. [8]
1. Две волны кризиса экономики Беларуси (20082009; 2011).
2. Радикальное изменение условий функционирования денежного рынка с 19.12.2014 г. и развитие экономики страны в 2015 г.
Часть 2.
3. Текущее состояние валютного рынка страны. Снятие административных ограничений 19.12.2014 г.
4. Состояние чистых иностранных активов Национального банка Республики Беларусь, коммерческих банков и банковской системы страны.
5. Динамика валового внешнего долга страны.
6. Международные резервные активы (МРА) Республики Беларусь.
7. Динамика процентных ставок денежного рынка, рублевой денежной базы Национального банка, рублевой денежной массы и инфляции.
8. Внешние шоки, воздействующие на развитие экономики Беларуси.
Часть 2.
3. Текущее состояние валютного рынка страны. Снятие административных ограничений 19 декабря 2014 года.
Экономика Беларуси в 2014-2015 году испытывает сильное давление со стороны несбалансированного валютного рынка, который проявил свою непредсказуемую природу в ноябре - декабре 2014 года. 19 декабря 2014 года государство было вынуждено ввести жесткие административные ограничения на денежном рынке. В течение 2014 года Национальный банк осуществлял процесс контролируемой девальвации валютного курса белорусского рубля, который обесценился к доллару на 12,6 % с 9 520 р./дол. (01.01.2014) до 10 890 р./дол. (19.12.2014). За тот же период времени белорусский рубль обесценился к евро на 2 % с 13 130 р./евро (01.01.2014) до 13 390 р./евро (19.12.2014).
В 2014 году происходило резкое ухудшение условий функционирования российской экономики, что привело к стремительной ревальвации белорусского рубля (BRB) к российскому рублю (RUB). Курс российского рубля к белорусскому изменился с 290 BRB/ RUB (01.01.2014) до 184 BRB/RUB (19.12.2014), то есть белорусский рубль укрепился к российскому на 57,6 %. Белорусский рубль укрепился также к украинской гривне (UAH) на 68,5 % и к казахстанскому тенге (KZT) на 3,1 %. Заняв пассивную позицию на рынке Национальный банк стал свидетелем разнонаправленных тенденций ревальвации белорусского рубля к российскому рублю, украинской гривне
и казахстанскому тенге и девальвации белорусского рубля к доллару и евро. Это стало фактором значимого валютного риска для экономики Беларуси.
Стратегически в 2012-2014 годах Национальный банк Республики Беларусь совершил серьезную ошибку. Белорусский рубль не является якорной валютой. Белорусский рубль сам подключен к нескольким якорям - доллару, евро, российскому рублю. Поэтому происходившая в течение 2014 года серьезная девальвация валют стран - торговых партнеров Беларуси, - российского рубля, украинской гривны и казахстанского тенге, привела к волнам валютных войн между странами на пространствах бывшего СССР.
Рассмотрим систему факторов, которые оказывают значимое девальвационное влияние на валютный курс белорусского рубля к доллару и евро. За 2014 год внешнеторговое сальдо товаров и услуг в экономики страны несколько улучшилось (минус 390 млн. дол.) по сравнению с 2013 года, когда оно составляло минус 2,341 млрд. дол. Три квартала 2014 года внешнеторговое сальдо товаров и услуг в экономике страны оставалось положительным, однако ситуация резко ухудшилась в октябре - декабре 2014 года, когда внешнеторговое сальдо товаров и услуг стало отрицательным - минус 1,130 млрд. дол. Данный фактор оказывает сильное влияние на темпы обесценения BRB относительно доллара и евро, что усилило девальва-ционный тренд белорусского рубля к доллару и евро.
В третьей декаде декабря 2014 года под давлением стихии валютного рынка государство предприняло административные меры по ускоренной девальвации белорусского рубля. Валютный курс рубля к доллару обесценили на 9,3 % с 10 890 р./дол. (19.12.2014) до 11 900 р./дол. (01.01.2015), а валютный курс рубля к евро на 8 % с 13 390 р./евро (19.12.2014) до 14 460 р./евро (1.01.2015). В целом за 2014 год белорусский рубль обесценился к доллару на 25 % с 9 520 р./дол. (01.01.2014) до 11 900 р./дол. (01.01.2015) и к евро с 13 130 р./евро (01.01.2014) до 14 460 р./евро (01.01.2015) на 10,1 %. Белорусский рубль укрепился на 28,6 % к российскому рублю (RUB) с 290 BRB/RUB (01.01.2014) до 207 BRB/ RUB (1.01.2015), к казахстанскому тенге (KZT) - на 5,7 %, а к украинской гривне (UAH) - на 54,1 %.
Национальный банк в 2014 году при высоком спросе на доллары и евро осуществлял валютные интервенции на денежном рынке. Национальный банк, используя режим грязного плавания валютного курса, не позволял ослабляться рублю более высокими темпами, нежели это было определено правительством страны. За 2014 год Национальный банк продал валюты на чистой основе на сумму 356 млн. дол. Субъекты валютного рынка вели себя разнонаправленно: на бирже Национальный банк продал предприятиям 1,092 млрд. дол.; на внебиржевом рынке банкам-резидентам Национальный банк продал 745 млн. дол.
Национальный банк купил у населения 205 млн. дол., а также купил у Министерства финансов 1,276 млрд. дол. Правда от того, что Национальный банк купил у Министерства финансов 1,276 млрд. долл., величина МРА Республики Беларусь не возросла. Последнее является самым значимым фактором, повлиявшим на эмиссию Национальным банком рублей в обращение через финансирование государственного бюджета, который «выплеснул» эти эмиссионные рубли в экономику.
За 2014 год на всех сегментах валютного рынка сложилась следующая структура валютных операций. Банки-нерезиденты купили иностранной валюты на 479 млн. дол. Предприятия купили 495 млн. дол. Банки-резиденты продали 85 млн. дол. Однако самыми активными покупателями валюты оказались граждане, которые купили ее на 1,314 млрд. дол. Всего же на всех сегментах валютного рынка было приобретено 2,274 млрд. дол.
Внешнеторговое сальдо товаров и услуг было отрицательным и составило в октябре 2014 года - минус 105 млн. дол., в ноябре 2014 года - минус 128 млн. дол., в декабре 2014 года - минус 869 млн. дол. На валютном рынке сложилась однонаправленная тенденция превышения спроса на валюту над ее предложением. Если в ноябре спрос на валюту составлял в среднем 5 млн. дол. в день, то во второй половине декабря его динамика стала критической: 33 млн. дол. (16.12.2014), 66 млн. дол. (17.12.2014), 80 млн. дол. (18.12.2014). Граждане начали активно снимать срочные рублевые депозиты из банков: 18 декабря было изъято 2 трлн. р., а 19 декабря - 0,9 трлн. р. Через обменные пункты банков граждане купили: 33 млн. дол. (15.12.2015); 66 млн. дол. (16.12.2015); 80 млн. дол. (15.12.2015); 75 млн. дол. (16.12.2015); 150 млн. дол. (17.12.2015), 250 млн. дол. (19.12.2015). Правительство и Национальный банк, утратив рычаги экономического регулирования денежного рынка, были вынуждены 19 декабря 2015 года ввести комплекс чрезвычайных административных и экономических мер, с помощью которых они стремились остановить разворачивание глубокого финансово-экономического кризиса и поставить ситуацию в экономике под контроль.
Введенные государством жесткие административные валютные и рублевые ограничения носили временный характер. Административные ограничения по сжатию ажиотажного спроса на валюту при резком сокращении РДБ и РДМ, а также росте рублевых процентных ставок выполнили свои чрезвычайные функции. Национальный банк избрал путь постепенного снятия многих административных ограничений. Используя правительственные ограничения, с помощью которых был административно жестко сокращен спрос на валюту на торгах БВФБ,
Национальный банк за короткое время скачкообразно девальвировал курс белорусского рубля. С третьей декады декабря и по середину августа Национальный банк осуществлял контролируемую девальвацию белорусского рубля к доллару. Однако во второй половине августа 2015 года произошло падение курса белорусского рубля к доллару на 15 %, евро на 18,7 % и российскому рублю на 4,1 %. Эта вспышка на валютном рынке была обусловлена спекулятивным падением мировых рынков. В целом за 2015 год девальвация белорусского рубля составила с 11 900 р./дол. (01.01.2015) до 18 250 р./дол. (13.12.2015) на 53,4 %, к евро на 38,2 % с 14 460 р./евро (01.01.2015) до 19 977 р./евро (13.12.2015), к российскому рублю на 27,5 % с 207 BRB/RUB (01.01.2015) до 263,93 BRB/ RUB (13.12.2015).
Национальный банк повысил 9 января 2015 года ставку рефинансирования до 25 %, а также приступил к использованию механизма привязки валютного курса белорусского рубля к корзине валют, в которой удельный вес российского рубля увеличен до 40 %, а весовые доли доллара и евро снижены до 30 % по каждой твердой валюте. Введенный механизм привязки белорусского рубля к корзине валют реализуется на основе операционного правила проведения валютных интервенций, предусматривающих минимизацию продажи валюты Национальным банком и обеспечение динамики валютного курса рубля с учетом спроса и предложения на валютном рынке с одновременным ограничением волатильности стоимости корзины валют в течение торговой сессии. Если на торгах БВФБ спрос превышает предложение по всем трем торгуемым иностранным валютам, то стоимость корзины валют растет и наоборот.
После проведения январской девальвации рубля необходимость в существовании 30 % налога на биржевые операции на торгах БВФБ исчезла, поэтому он был отменен с 8 января 2015 года. Комиссионный сбор с физических и юридических лиц (30 %), покупающих наличную и безналичную валюту, был отменен 9 января 2015 года. Национальный банк отменил 26 января 2015 года установленный для банков верхний предел рублевых процентных ставок по срочным депозитам граждан не более 50 %. Были сняты также с 20 марта 2015 года ограничения на функционирование межбанковского валютного рынка. С 25 февраля 2015 года норма обязательной продажи валютной выручки экспортерами была снижена с 50 до 40 %. Были сняты ограничения по кредитованию в иностранной валюте юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих выручку в иностранной валюте.
4. Состояние чистых иностранных активов Национального банка, коммерческих банков и банковской системы страны.
За 2014 год и январь - февраль 2015 года чистые иностранные активы Национального банка (ЧИА - требования к нерезидентам в валюте минус обязательства перед нерезидентами в валюте) уменьшились на 2,606 млрд. дол. с 5,322 млрд. дол. (01.01.2014) до 2,716 млрд. дол. (01.03.2015). Однако ввиду улучшения ситуации с платежным балансом страны ЧИА Национального банка выросли до 3,200 млрд. дол. (01.11.2015).
С января 2003 года ЧИА коммерческих банков Беларуси находятся в отрицательной плоскости ввиду превышения валютных обязательств над требованиями. За 2014 год и январь - февраль 2015 года произошло снижение ЧИА коммерческих банков на 847 млн. дол. с минус 6,715 млрд. дол. (01.01.2014) до минус 5,868 млрд. дол. (01.02.2015). Динамика этого показателя является значимым фактором риска для системы коммерческих банков страны. Повышение сбалансированности валютного рынка позволило довести ЧИА коммерческих банков до минус 4,981 млрд. дол. (01.11.2015).
Снижение ЧИА отражает динамику следующих показателей: сальдо чистого экспорта страны, платежи по растущим внешним долгам Республики Беларусь, валютные интервенции и поступления валютных кредитов из-за рубежа. В 2014 году платежи по валовому внешнему долгу страны составили 11,057 млрд. дол. (14,6 % ВВП или 25,4 % экспорта товаров и услуг), из них платежи по основному долгу - 9,635 млрд. дол., проценты - 1,423 млрд. дол. Правительство Республики Беларусь оплатило 5,080 млрд. дол. своих внешних долгов, из которых на погашение было направлено 4,563 млрд. дол., а на процентные платежи - 517 млн. дол. В 2015 году правительство страны должно выплатить по внешнему долгу 4,1 млрд. дол. (погашение основной суммы долга - 3,1 млрд. дол. и платежи по процентам - 1 млрд. дол.). Процесс покрытия долга идет без проблем.
Если взять более длинный период времени, то можно наблюдать однозначную негативную тенденцию сокращения ЧИА, что отражает слабость макроэкономической политики государства и определяет силу удара спекулятивной атаки на рубль по национальной экономике, выражая цену ее валютных потерь от неэффективного распределения ресурсов. Финансово-экономический кризис в экономике Беларуси является разновидностью классического кризиса, обусловленного несбалансированностью текущего счета платежного баланса страны. Он вызван кредитным циклическим бумом с последующим крахом валютного рынка, происшедшим в конце 2014 года. Несбалансированность между возможностями экономики Беларуси, то есть зарабатываемыми ее субъектами экспортными валютными доходами и желаниями, которые определяются импортными валютными рас-
ходами субъектов, нарастала в течение всех кризисных лет. Несбалансированность экономики выражается в динамике счета текущих операций: минус 4,959 млрд. дол. (2008), минус 6,133 млрд. дол. (2009), минус 8,280 млрд. дол. (2010), минус 5,053 млрд. дол. (2011), минус 1,839 млрд. дол. (2012), минус 7,567 млрд. дол. (2013), минус 5,094 млрд. дол. (2014). Необходимость финансирования отрицательного сальдо счета текущих операций привела к наращиванию заемных средств по капитальному счету, по которому идет привлечение иностранных инвестиций, банковских и товарных кредитов, кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств. Соответственно происходит накопление валового внешнего долга страны, который составил 37,935 млрд. дол. (01.07.2015).
5. Динамика валового внешнего долга страны.
В экономике Беларуси с 2006 года происходит значительный рост валового внешнего долга страны: 5,128 млрд. дол. (01.01.2006); 6,786 млрд. дол. (01.01.2007); 12,497 млрд. дол. (01.01.2008); 15,154 млрд. дол. (01.01.2009); 22,06 млрд. дол. (01.01.2010); 28,401 млрд. дол. (01.01.2011); 34,023 млрд. дол. (01.01.2012); 39,124 млрд. дол. (01.01.2014); 40,061 млрд. дол. (01.01.2015), 37,935 млрд. дол. (01.07.2015).
Долг органов государственного управления на 1 июля 2015 года составил 13,203 млрд. дол., долг Национального банка - 1,358 млрд. дол.; долг депозитных организаций - 6,693 млрд. дол.; долг других секторов (предприятий) - 14,985 млрд. дол. Настораживает рост корпоративного долга субъектов экономики, большая часть которого принадлежит государственным системообразующим банкам и предприятиям. С формально-юридической точки зрения в экономике Беларуси действует норма коммерческого права: «государство не несет ответственности по долгам государственных коммерческих предприятий и банков, государственные коммерческие предприятия и банки не несут ответственности по долгам государства». Однако в случае задержек по внешним платежам системообразующих банков и государственных предприятий платить будет правительство. Так всегда было в практике исполнения внешних платежей белорусскими государственными предприятиями с 1992 года в случае их неспособности отвечать по своим международным обязательствам перед нерезидентами.
6. Международные резервные активы (МРА) Республики Беларусь.
Из-за растущих диспропорций в сфере международных платежей Национальный банк вынужден осуществлять валютные интервенции на рынке, что ведет к снижению международных резервных активов (МРА)
Республики Беларусь, которые рассчитаны в соответствии с методологией МВФ. На 1 ноября 2015 года МРА составили 4,667 млрд. дол., уменьшившись на 392 млн. дол. по сравнению с 1 января 2015 года, когда они были 5,059 млрд. дол. Структура международных резервных активов Республики Беларусь на 1 ноября 2015 года была следующей: монетарное золото составляло 1,532 млрд. дол., специальные права заимствования (SDR) - 520 млн. дол., резервные активы в валюте 2,107 млрд. дол. Структура международных резервных активов Республики Беларусь на 1 ноября 2014 года была следующей: монетарное золото составляло 1,538 млрд. дол., специальные права заимствования (SDR) - 551 млн. дол., резервные активы в валюте 3,935 млрд. дол. Последний показатель чрезвычайно важен, так как резервные валютные активы находятся в высоколиквидной форме - средства на корреспондентских счетах, в государственных облигациях и других легкореализуемых на рынке ценных бумагах. Поэтому они могут быть быстро проданы на денежном рынке с минимальными потерями и направлены для валютных интервенций, покрывая превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением. Уменьшение ликвидных резервных активов Республики Беларусь в валюте за год на 1,828 млрд. дол. - это опасный симптом.
7. Динамика процентных ставок денежного рынка, рублевой денежной базы Национального банка, рублевой денежной массы и инфляции.
В 2013 году индекс потребительских цен (ИПЦ -декабрь к декабрю) достиг 116,3 %. За 2014 год ИПЦ составлял 116,2 %, при правительственном прогнозе уровня инфляции в 111 %. Прогноз ИПЦ на 2015 год составил 118 % при допустимом отклонении в 2 %. За январь - сентябрь 2015 года ИПЦ составил 109,2 %.
С 13 августа 2014 года ставка рефинансирования Национального банка была снижена до 20 %, что свидетельствовало о непонимании руководством Национального банка опасности мощной спекулятивной атаки на рубль, которая давно бушевала на валютном рынке страны. После введения административных мер 19 декабря 2014 года, ограничивающих рост РДМ и РДБ, Национальный банк был вынужден повысить 9 января 2015 года ставку рефинансирования до 25 %, которая остается на этом уровне до сегодняшнего дня. В 2015 году ставка рефинансирования находится в устойчиво положительной плоскости, значительно превышая уровень инфляции, что помогает сдерживать давление на рубль.
Национальный банк использует монетарные инструменты регулирования краткосрочной ликвидности банков для подавления спекулятивной атаки на рубль. Национальный банк с 19 декабря 2014 года резко повысил уровень процентных ставок по пре-
доставляемым банкам так называемым постоянно доступным операциям, которые направляются Национальным банком для поддержки краткосрочной рублевой ликвидности банков. Если с 6 октября 2014 года кредиты overnight (на 1 сутки) Национального банка коммерческим банкам составляли 24 %, а по депозитам overnight - 17 %, то уже 19 декабря 2014 года кредиты overnight банкам стоили 50 %, а депозиты overnight остались без изменений (17 %). На декабрь 2015 года Национальный банк установил ставку по кредитам overnight для банков 30 %, депозитную ставку overnight - 16 %. Уровень ставки по кредитам overnight значительно выше размера ставки рефинансирования. Это позволяет Национальному банку оперативно воздействовать на спекулятивную активность субъектов денежного рынка. Процентные ставки на межбанковском рынке на одни сутки две первые декады декабря 2014 года составляли 1919,5 %, однако с 19 декабря 2014 года они резко выросли и находились более трех месяцев в диапазоне 31-45 %. Улучшение сбалансированности денежного рынка позволило в декабре 2015 года держать процентные ставки на уровне 28-29,5 %.
Существует причинно-следственная связь между приростом РДБ и РДМ, динамикой расходов, доходов, прибылей (убытков) предприятий и банков. Избранная модель развития экономики Беларуси построена на неэффективном направлении государством больших потоков ресурсов в приоритетные отрасли национальной экономики в рамках исполнения государственных программ. Поэтому сформировалась закономерность, согласно которой значительные темпы прироста РДБ и РДМ не вызывают адекватного прироста прибылей государственных предприятий, которые обильно снабжаются государственными ресурсами. Алгоритм модели развития экономики Беларуси таков, что неэффективное использование льготных ресурсов государственными предприятиями ведет к обесценению рубля через валютный курс и росту товарных цен, что административно сдерживается государством с помощью контроля над ценами. Неэффективное использование денег, рассматриваемое как отношение доходов (результатов) субъектов к их расходам (затратам), усиливает диспропорции в экономике.
Кредиты, неэффективно используемые государственными предприятиями, генерируют убытки, что закономерно вызывает двухзначную инфляцию. В 2013 году РДМ выросла на 8,985 трлн. р. (16,3%). За 2014 год прирост РДМ составил 12,669 трлн. р. (16,4 %). За 2015 год прирост РДМ оказался отрицательным и составил минус 1,209 трлн. р. (минус 1,3 %). В 2012 году Национальный банк увеличил РДБ на 11,814 трлн. р., в 2013 году - на 3,119 трлн. р., в 2014 году - 3,727 трлн. р., в 2015 году - 4,323 трлн. р.
Спекулятивная атака на рубль привела к проведению срочной хирургической операции по изъятию уже выпущенных Национальным банком эмиссионных рублей. В октябре 2014 года - феврале 2015 года Национальный банк уменьшил РДБ на 7,418 трлн. р. Для сдерживания в 2015 году инфляции Национальный банк осуществляет жесткий контроль над приростом предложения денег. Под воздействием введенных государством ограничений происходит скачкообразное сжатие РДМ 2* (рублевая денежная масса, включающая ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) с 90,845 трлн. р. (01.01.2015) до 89,636 трлн. р. (01.11.2015). Национальный банк перешел к режиму монетарного таргетирования, где промежуточным ориентиром денежно-кредитной политики определен прирост средней РДБ. Действия Национального банка являются очень жесткими, учитывая сложность адаптации субъектов экономики к монетарным сигналам.
Высокий уровень рублевых процентных ставок и ужесточение монетарных ограничений привели к обострению дефицита ликвидности у системообразующих государственных банков. Национальному банку очень сложно поддерживать универсальные условия функционирования для всех коммерческих банков в части доступа к операциям рефинансирования и механизма формирования ФОР. Конкурентные отношения на банковском рынке слабы ввиду большой концентрации активов системообразующих госбанков, имеющих подорванную ликвидность и плохой кредитный портфель. Высокий уровень рублевых процентных ставок (31-45 % на сутки) и ужесточение количественных ограничений на поставку на денежный рынок рублевой ликвидности банкам привели к обострению старой проблемы - подорванной ликвидности системообразующих государственных банков.
Период экономического роста, активно стимулируемый кредитной экспансией банков и увеличением внешнего и внутреннего долга, закончился. Рост ВВП в 2011 году составил 5,3 %. При этом по причине почти трехкратной девальвации рубля 2011 год был провальным с точки зрения глубоких дисбалансов. Экономика страны сильно зависит от внешней конъюнктуры, которая в 2013-2014 годах становилась все более неблагоприятной для белорусских предприятий. Зафиксированы низкие темпы роста ВВП, который в 2013 году вырос на 1,0 %, а за 2014 год на 1,6 %. При правительственном прогнозе на 2014 год предполагающем рост ВВП на 3,3 %, мы имеем спад - минус 3,7 % за 9 месяцев 2015 года.
За 8 месяцев 2015 года экспорт товаров и услуг экономики Беларуси составил 22,464 млрд. дол., сократившись на 24,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. За 8 месяцев 2015 года произошел также значительный спад импорта
до 21,028 млрд. дол. (на 27,6 % по сравнению с тем же периодом 2014 г.).
Денежно-кредитная политика Национального банка не является самостоятельной, так как размер госбюджетных расходов правительства Национальный банк не может контролировать. Расходы государственного бюджета, проходящие через корреспондентские счета банков, дают существенный прирост рублевой ликвидности субъектам. Правительству страны удалось сбалансировать государственный бюджет, который за 8 месяцев 2015 года составил профицит 3,1 % ВВП.
8. Внешние шоки, воздействующие на развитие экономики Беларуси.
После введения антикризисных мер с 19 декабря 2014 года начала срабатывать комбинация высоких положительных процентных ставок в рублях и валютных интервенций Национального банка при сложившемся небольшом положительном сальдо внешней торговли товарами и услугами за 8 месяцев 2015 года 1,436 млрд. дол. В 2012-2014 годах происходил неустойчивый дрейф мягкой денежно-кредитной политики Национального банка без ясно обозначенной цели при усилении внешней разбалансированности экономики. Введение экстремальных мер чрезвычайного характера 19 декабря 2014 года было объективно неизбежно ввиду того, что государство в 2012-2014 годах проводило слишком мягкую макроэкономическую политику. Циклическое наступление очередного классического кризиса текущего счета платежного баланса страны свидетельствует о том, что фундаментальными причинами макроэкономических проблем экономики Беларуси является микроэкономическая неэффективность государственных предприятий и банков. Мягкая макроэкономическая политика в очередной раз привела к росту внешнеторговых дисбалансов, которые «выстрелили» на денежных рынках. Причина этого феномена кроется в невысокой эффективности субъектов микроэкономики, так как расходы субъектов превышают их доходы. Государство с 19 декабря 2014 года приступило к осуществлению жесткой макроэкономической политики краткосрочного характера. Однако требуется создание и реализация программы проведения долгосрочных структурных сдвигов в национальной экономике, где важнейшими направлениями являются: проведение селекции государственных предприятий и банков на эффективность, инвестирование в перспективные отрасли экономики новых эффективных собственников. Вполне реалистичным на 2016 год становится сценарий сильного воздействия на экономику Беларуси внешних шоков мирового рынка через европейские и российские рынки.
Причинами внешних шоков являются, во-первых, значительное падение цен на нефть сорта
Brent, которая с середины июня 2014 года по середину декабря 2015 года упала с 115,7 дол. за баррель до 38 дол. за баррель (уровень кризисного декабря 2008 г.) Падение цены достигло 67 %. Во-вторых, российская и европейская экономики находятся в нестабильном состоянии. В Европейском Союзе углубляются негативные структурные проблемы, высокий уровень безработицы (в среднем 11 % по ЕС), возрастает склонность европейской экономики к дефляции, не решается проблема снижения высокого уровня внешних долгов европейских стран и значительных дефицитов государственных бюджетов, которые превышают параметры Маастрихтских соглашений ЕС.
Уязвимость субъектов белорусской экономики к внешним шокам и сохраняющимся внутренним дисфункциям определяется ростом рисков ухудшения ликвидности предприятий и банков и увеличением доли некачественных активов в их балансах. Высокие темпы кредитования банками государственных предприятий в 2012-2014 годах не соответствовали уровню эффективности их деятельности. Несмотря на ужесточение бюджетных ограничений предприятий со стороны банков в структуре спроса на банковские кредиты преобладает спрос государственных предприятий, которые «вытягивают» на себя большую долю внеэкономической составляющей спроса на деньги. Кредитные активы банков имеют невысокую степень диверсификации, что при ухудшении ликвидности банков усиливает их неустойчивость. На денежном рынке в 2012-2014 годах происходило последовательное углубление макроэкономических диспропорций и системных дисфункций, которые заключаются в высоком уровне рисков банковского кредитования, что завершилось наступлением очередной - третьей циклической волны (первая волна - 2008-2009 гг.; вторая - 2011 г.) системного кризиса. В его основе лежит превышение расходов над доходами субъектов экономики и недостаток внутренних сбережений для инвестиций.
Следствием данного кризиса является проблема низкой платежеспособности предприятий и банков государственного сектора. В 2015 году правительство решает системный вопрос по двум группам крупнейших государственных предприятий страны. Кредитная задолженность в иностранной валюте 30 крупнейших государственных предприятий («голубые фишки») составляет 8 млрд. дол., а валютные кредиты 106 крупнейших государственных предприятий достигли 12,5 млрд. дол. Крупнейшие предприятия-заемщики не могут обслуживать валютные кредиты в нормальном режиме, так как они плохо оплачивают проценты и не могут при спаде валютной выручки вернуть основную сумму долга банкам. В экономике страны нарушено фундаментальное соответствие между накопленными большими долгами субъектов и их недостаточной факторной про-
изводительностью, между ростом рублевых активов банков и незначительным приростом добавленной ценности. Это выражается в падении экспортной валютной выручки и спаде ВВП в 2015 году. Рост ВВП в 2012-2014 годах обеспечивался за счет высоких темпов кредитования государственных предприятий, неадекватных их производительности, использования факторов производства. Балансы крупных государственных предприятий и банков разбухли, по причине получения обильного льготного финансирования от Национального банка и правительства, однако они не могли с нормальной прибылью окупать свои расходы. Темпы роста заработной платы в реальном выражении значительно превышают темпы роста производительности труда, поэтому коррекция здесь неизбежна. Назрела необходимость проведения глубокой долгосрочной рыночной реформы микроэкономики предприятий и банков, направленной на увеличение эффективности макросистемы и осуществление структурной перестройки экономики.
Государство, проспав циклический кризис текущего счета платежного баланса и избрав ступенчатую административную девальвацию рубля, достаточно быстро сбалансировало валютный рынок в течение двух месяцев. Этому способствовал жесткий контроль Национального банка на ММВБ при прекращении операций на межбанковском валютном рынке. Он был вынужден сделать это в соответствии с девальвацион-ным напором рубля и направленным трендом валютного рынка. Национальному банку удалось не впасть в крайность и не поддерживать бессмысленный по своей сущности режим множественного курса рубля, как это уже было в 1992-2002 годах. Нарастание макроэкономических диспропорций во внешнеэкономическом секторе страны с необходимостью заставило пойти на управляемую девальвацию рубля. Созвездие дисфункций внутреннего рынка страны вместе с давлением внешних шоков, бьющих по экономике страны с европейского и российского рынка, сделало повелительно необходимым девальвацию. За весь период борьбы Национального банка со спекулятивной атакой субъектов экономики на рубль (2014-2015) произошло обесценение рубля с 9 520 р./дол. (01.01.2014) до 18 250 р./дол. (13.11.2015), что составило 91,7 %. Обесценение рубля к евро с 13 130 р./евро (01.01.2014) до 19 977 р./евро (13.11.2015), что составило 52,2 %.
^исок литературы:
1. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / Пер. с англ. С.К. Умри-хиной и М.З. Штернгарца. - М.: ИНФРА-М, 1999. -XXVI. - 262 с.
2. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2010 г. - Мн.: Нац. стат. комитет, 2010. - 640 с.
3. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2011 г. - Мн.: Нац. стат. комитет, 2011. - 604 с.
4. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2012 г. - Мн.: Нац. стат. комитет, 2012. - 634 с.
5. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2013 г. - Мн.: Нац. стат. комитет, 2013. - 715 с.
6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2014 г. - Мн.: Нац. стат. комитет, 2014. - 684 с.
7. Статистический сборник Республики Беларусь. Январь - сентябрь 2015 г. - Мн.: Нац. стат комитет, 2015. - 580 с.
8. Усоский В.Н. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь и состояние денежного рынка страны в 2008-2015 гг. (Часть I) // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2015. - № 4 (14). - С. 66-72.
List of literature: 1. Soros Dzh. The crisis of world capitalism. Open society in danger. Transl. Eng. S.K. Umrikhina and
M.Z. Shterngarts. - Moscow: INFRA-M, 1999. -XXVI. - 262 p.
2. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2010.
- Mn.: NAT. stat Committee, 2010. - 640 p.
3. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2011.
- Mn.: NAT. stat Committee, 2011. - 604 p.
4. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2012.
- Mn.: NAT. stat Committee, 2012. - 634 p.
5. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2013.
- Mn.: NAT. stat Committee, 2013. - 715 p.
6. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2014.
- Mn.: NAT. stat Committee, 2014. - 684 p.
7. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. January - September 2015. - Mn.: NAT. stat Committee, 2015. - 580 p.
8. Usosky V.N. Monetary policy of the National bank of the Republic Belarus and condition of monetary market in country 2008-2015 (Part I) // Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. - 2015. -№ 4 (14). - P. 66-72.
if»
Нуриев Б.Д.
кандидат философских наук, доцент кафедры «История, психология и педагогика» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.
Галиуллина В.В.
магистрант, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа.
УДК 330.101
МУРАБАХА КАК ИНСТРУМЕНТ ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА
В научной статье рассматривается один из наиболее широко применяемых банками мусульманского Востока инструментов привлечения денежных средств, получивший название мурабаха. Авторами, учитывая различные подходы суннитских и шиитских правовых школ, раскрывается суть данного понятия. Особое внимание уделяется сравнению раннесредневекового подхода основоположников мусульманской экономической теории к проблеме мурабаха с современной трактовкой данного инструмента. В исследовании дается обзор научной литературы, в которой, так или иначе, затрагивается обозначенная проблема. Авторы доказывают, что оживление в дискуссиях ученых-экономистов, занимающихся проблемами исламского банкинга и мурабаха в частности, пришлось на 70-е годы прошлого века, что связано с получением независимости многими странами мусульманского Востока. В исследовании дан подробный анализ модернизированному мурабаха, который почерпнул достаточно много у современных банковских операций, прежде всего кредитования. Авторы констатируют, что в зарубежной научной литературе ведутся споры о том, правомерно ли отождествление мурабаха с операцией кредитования. В исследовании рассматриваются те аспекты мурабаха,