9. Lytneva N.A. Accounting and analysis: proc. allowance. - Rostov on Don: Phoenix, 2011. - 604 p.
10. Lyubushin N.P. Economic analysis: textbook for higher education institutions. - Moscow: UNITY-DANA, 2010. - 575 p.
11. Markaryan J.A. Economic analysis of economic activity: electron. proc. - Moscow: KnoRus, 2011. - 1 electron. opt. disk (CD-ROM).
12. Parushina N.V. Economic analysis: textbook. Allowance. - Moscow: KnoRus, 2013. - 304 p.
13. Savitskaya G.V. Analysis of economic activity of enterprise: textbook manual for schools. - Minsk: New knowledge, 2002. - 703 p.
14. Scamaj L.G. Economic analysis of enterprise activity: studies for higher education institutions. - Moscow: INFRA-M, 2007. - 296 p.
15. Shadrina G.V. Economic analysis. Theory and practice. - Moscow: Yurait, 2014. - 515 p.
16. Akulich V.V. Analysis of labor resources // Economist Guide. - 2004. - № 6. - P. 54-58.
17. Palamarchuk A.S. Analysis of the use of human resources and payroll // Economist Guide. - 2010. - № 6. - P. 74-84.
18. Bereslavsky V.A. Efficiency of use of labour resources and optimization of the wage // Economic analysis: theory and practice. - 2008. - № 14. - P. 50-56.
19. Vlasova E.A. Analysis of indicators of the movement of labour resources in the Russian economy // Issues of statistics. - 2010. - № 5. - P. 44-50.
20. Kirpichev V.V. Genesis the category «human resources» // Economic analysis: theory and practice. - 2011.
- № 19. - P. 61-68.
21. Kondratova I.G. Analysis of the use of human resources as the most important part of organization resource potential // Economic analysis: theory and practice. - 2010. - № 1. - P. 32-37.
22. Mirolyubova A.A. Organization of work on the analysis of labor and wages with the use of a systematic approach // Economic analysis: theory and practice. - 2007.
- № 6. - P. 51-60.
23. Pavlova S.N. Information support for forecasting the needs in specialists in the industry of the region // Regional economy: theory and practice. - 2011. - № 23. - P. 44-49.
24. Falco S. How to effectively use labour resources // Economics and life. - 2009. - № 16. - P. 16.
Усоский В.Н.
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономически науки» УО «Минский государственный лингвистический университет», Республика Беларусь, г. Минск
УДК 336
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА
СТРАНЫ В 2008-2015 ГГ. (Часть I)
Исследуются практические аспекты функционирования банковской системы и денежного рынка в рамках сложившихся противоречивых тенденций развития экономики Беларуси в 2008-2015 годах. Представлен анализ концепции трех волн кризисного цикла развития денежной системы в экономике страны: 20082010 годы, 2011 год, 2014-2015 годы. Проводится сравнительный анализ нарастания денежных дисбалансов на трех этапах кризиса экономики и денежного рынка Беларуси. Показано воздействие внешних шоков мирового рынка на ухудшение условий функционирования финансового рынка, банковской системы и экономики Беларуси. Предложены условия, при которых возможно реформирование экономики страны.
Ключевые слова: банковская система, денежный рынок, три волны кризисного цикла, денежные дисбалансы, реформирование монетарной сферы.
MONETARY POLICY OF THE NATIONAL BANK OF THE REPUBLIC BELARUS AND CONDITION OF MONETARY MARKET IN COUNTRY 2008-2015 (Part I)
The author investigates practical aspects of the banking system and monetary market functioning in the conditions of the contradictory tendencies of development of three stages of cycling crises. The author suggests a conception of three waves of cycling crises of the development of monetary system in the economy of the Belarus: 2008-2010, 2011, 2014-2015. The author gives comparative economy analysis of the monetary imbalances of three stages of crises of the economy of the Belarus and their monetary market. External shocks of world market are analyzed as the factors of influences deteriorating condition of functioning of the financial market, banking system and the economy of Belarus. The conditions of the possibilities of reform in the monetary field of the country are being analyzed.
Key words: banking system, monetary market, three waves of cycling crises, monetary imbalances, reform of the monetary field.
Сорос Дж.: «...финансовые рынки могут вести себя как катящийся шар, который опрокидывает на своем пути целые экономики» [1, с. 125].
Часть 1.
1. Две волны кризиса экономики Беларуси (20082009; 2011).
2. Радикальное изменение условий функционирования денежного рынка с 19.12.2014 г. и развитие экономики страны в 2015 г.
Часть 2.
3. Текущее состояние валютного рынка страны. Снятие административных ограничений 19.12.2014 г.
4. Состояние чистых иностранных активов Национального банка Республики Беларусь, коммерческих банков и банковской системы страны.
5. Динамика валового внешнего долга страны.
6. Международные резервные активы (МРА) Республики Беларусь.
7. Динамика процентных ставок денежного рынка, рублевой денежной базы Национального банка, рублевой денежной массы и инфляции.
8. Внешние шоки, воздействующие на развитие экономики Беларуси.
1. Две волны кризиса экономики Беларуси (2008-2009; 2011).
1.1. Первая волна кризиса экономики Беларуси (2008-2009).
Первая волна кризиса (сентябрь 2008 г. - июль 2009 г.), сопровождавшаяся сильной спекулятивной атакой на рубль, была успешно преодолена. Причем экономика Беларуси не испытала тех деваль-вационных потрясений, которые произошли в ней в 2011 году. В соответствии с программой МВФ standby в январе 2009 - марте 2010 года были ужесточены бюджетно-финансовая и денежно-кредитная политика, что имело позитивные последствия для финансового оздоровления экономики. К августу 2009 года удалось сбалансировать валютный рынок и улучшить
структуру широкой денежной массы (ШДМ или М3). Спекулятивная атака на рубль была успешно подавлена, о чем свидетельствует незначительная по размерам двадцатипроцентная девальвация рубля. При этом Национальный банк продал в 2009 году на валютном рынке 2,073 млрд. дол.
Первая волна мирового экономического кризиса в 2008-2009 годах, накрывшая экономику Беларуси, привела к вынужденному проведению правительством жесткой программы под контролем МВФ (январь 2009 - март 2010 г.). Естественным следствием кризиса стала ниспадающая волна экономического цикла в белорусской экономике - рост ВВП в 2009 году составил 0,2 %, что находится в рамках статистической погрешности (здесь и далее использованы данные официальной статистики - прим. авт.).
Сравним факт трехкратного обвала рубля в 2011 году при приросте индекса потребительских цен (ИПЦ) на 10,1 % с последствиями проведения в январе 2009 года одномоментной девальвации рубля на 20 %. Проведение жесткой программы МВФ stand-by имело в 2009 году и в январе-марте 2010 года неизбежным следствием уменьшение размеров рублевой денежной базы (РДБ) Национального банка соответственно на минус 631 млрд. руб. и минус 24 млрд. руб. Во 2-4 кварталах 2010 года произошло существенное смягчение денежно-кредитной политики, что привело к значительному приросту денежной базы на 4,607 трлн. руб. В 2011 году РДБ выросла на 7,569 трлн. дол. Скачкообразное расширение РДБ привело к продаже Национальным банком валюты на 4,568 млрд. дол. В экономике Беларуси произошел очередной (в который уже раз) классический тип кризиса, алгоритм которого был следующим. Рост рублевой кредитной экспансии банковской системы и выдача денег бюджетно-финансовой системой приоритетным государственным предприятиям не смогли быть обеспечены адекватным приростом добавленной ценности. Это привело к соответствующей размеру рублевой экспансии продаже золотовалютных
резервов страны. Таким образом, в который уже раз повторился алгоритм - одной рукой Национальный банк и правительство массированно выдавали рублевые ресурсы, а другой рукой их выкупали, продавая на денежном рынке иностранную валюту.
Очевидно, что девальвация рубля на 20 % оказалась благоприятной ценой за восстановления сбалансированности денежного рынка. Тем самым государству относительно дешево удалось «успокоить» первую волну финансово-экономического кризиса в 2009 году за 2,073 млрд. дол., по сравнению с обвалом рубля в 2011 году, когда Национальный банк продал 4,568 млрд. дол. Валютный кризис 2011 года имел своей причиной деструкцию экономической деятельности субъектов через проведение безответственной денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики Национальным банком и правительством страны.
1.2. Вторая волна кризиса экономики Беларуси (2011).
Несмотря на опыт успешно завершенной программы МВФ, оживление внешней конъюнктуры в 2010-2011 годах законы электорального цикла 2010 года (в декабре произошли выборы Президента Республики Беларусь) инициировали Национальный банк и правительство Беларуси к проведению нового раунда экспансионистской политики. За первый квартал 2011 года ВВП вырос на 10,9 %. Проведение государством политики экономического роста высокими темпами привело в конце 2010 года к обострению диспропорций, что усилило спекулятивный спрос на иностранную валюту. Если конструктивное ужесточение экономической политики в 2009 году - первом квартале 2010 года позволило Национальному банку продать всего лишь 2,073 млрд. дол., то смягчение экономической политики в 2010 году вынудило Национальный банк продать 4,586 млрд. дол. без адекватных макроэкономических выгод, полученных в 2009 году.
Экономическая политика государства создала в экономике Беларуси объективные условия для наступления второй циклической волны кризиса в 2011 году, завершившейся вспышкой трехкратной девальвации рубля, удвоением цен, что привело к гиперинфляции. Самопорождающаяся спираль «товарные цены - валютный курс рубля» вызвала эффект бессмысленной гонки цен на деньги и товары друг за другом по замкнутому кругу «беличьего колеса». Это произошло на фоне достаточно благоприятной мировой конъюнктуры, при которой рост ВВП в экономике США в 2010 году составил 3 %, а в 2011 году - 1,7 %. Валютный кризис в Беларуси в 2011 году носил «рукотворный» характер. Он определялся преимущественно внутренними факторами, которые были инспирированы тем, что правительство и На-
циональный банк проводили очень мягкую макроэкономическую, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику.
Кредитная экспансия в апреле - декабре 2010 года обострила диспропорции в экономике страны. В 2010 году при росте ВВП в 7,6 % рост банковских активов подскочил до 53 %. Неустойчивый циклический характер развития экономики страны отражает динамика прироста рублевой денежной массы (РДМ или М2*). Рост РДМ в 2007 году составил 35 %, в 2008 году - 22,5 %, в 2009 году - 0,95 %; в 2010 году - 27,5 %. Монетарное сжатие в 2009 году помогло на короткое время восстановить пропорции в экономике страны. Впервые в истории Беларуси показатель М0 (наличные деньги в обращении) уменьшился в номинальном выражении, а рост РДМ оказался самым низким (0,95 %) с 1992 года.
РДБ Национального банка за 2009 год уменьшилась на минус 631 млн. руб. Это позволило удержать под контролем РДМ (М2), добившись 0,95 % прироста за 2009 год. Денежная база за первый квартал 2010 года составила минус 24 млрд. руб. Дефицит рублей на денежном рынке сохранялся до апреля 2010 года, пока он не исчез, ввиду того что Национальный банк начал массированно закачивать кредиты нестандартного рефинансирования (целевые кредиты предприятиям) в системообразующие государственные банки, а правительство усилило бюджетно-финансовую экспансию в экономику. Только за апрель 2010 года денежная база Национального банка увеличилась на 1,623 трлн. руб., что начисто перечеркнуло все результаты столь сложно проведенной в течение 15 месяцев программы МВФ по финансовому оздоровлению экономики. В итоге 2010 год превратился в символ лавинообразного нарастания безудержной эмиссионной экспансии Национального банка и бюджетно-финансовой экспансии правительства.
Наряду с монетарной экспансией Национального банка бюджетно-финансовая политика, проводимая правительством, становясь все мягче, вела к усилению девальвационного давления на рубль. В 2010 году размер чистого кредитования государственных программ составил около 6 % ВВП, превысив рекомендуемый МВФ годовой лимит в 4 раза. Правительство увеличило ставку первого разряда в бюджетной сфере на 50 % в 2010 году, причем в ноябре 2010 года она выросла на 30 %. Дефицит государственного бюджета в 2010 году достиг 3 % ВВП. Накопление дисбалансов в национальной экономике перешло свою критическую красную черту. Мягкая монетарная и бюджетно-финансовая политика, проводимая государством в 2010 году, стала причиной возникновения валютного кризиса 2011 года.
В 2010 году произошло стремительное увеличение РДБ на 4,607 трлн. руб. (23 %). Из этой суммы
только в апреле 2010 года эмиссия составила 1,623 трлн. руб., а в декабре 2010 года - 1,644 трлн. руб. Национальный банк пытался удерживать денежную базу под контролем, изымая рубли с денежного рынка, например, в мае было изъято минус 160 млрд. руб., в августе - минус 1,057 трлн. руб., в октябре -минус 122 млрд. руб., в ноябре - плюс 49 млрд. руб. За 2010 год структура РДБ изменилась следующим образом: 1) чистый кредит Национального банка правительству составил минус 69 млрд. руб.; 2) обязательства банков приросли на 18,905 трлн. руб.; 3) валютные интервенции Национального банка составили минус 13,696 млрд. руб. (4,586 млрд. дол.); 4) прочие операции дали минус 533 млрд. руб. Изъятие рублей с межбанковского рынка по валютному каналу было с лихвой компенсировано поставкой Национальным банком рублевой ликвидности коммерческим банкам через операции рефинансирования. Образно говоря, выдача рублей банкам «правой рукой» привела к продаже им же валюты, то есть покупке у банков тех же эмитированных рублей «левой рукой».
Усилилась тенденция давления на валютный курс рубля, так как действовал устойчивый источник прироста РДБ, подпитывающей системообразующие банки. Это позволило в 2010 году «толкнуть» наращивание кредитной экспансии банков и спровоцировало прирост РДМ на 27,5 %. В 2010 году на валютном рынке страны спрос на валюту устойчиво превышает ее предложение. Национальный банк был вынужден осуществлять валютные интервенции, что привело к критическому сокращению величины международных резервных активов (МРА) Республики Беларусь. Исключение составил только июль 2010 года, когда Национальный банк купил 574 млн. дол. Несмотря на попытки изымать рубли из обращения Национальный банк осуществлял валютные интервенции на денежном рынке ежемесячно с мая 2010 года до момента краха валютного рынка в марте 2011 года. В мае Национальный банк продал 860 млн. дол., в июне - 286 млн. дол., в августе
- 894 млн. дол., в сентябре - 199 млн. дол., в октябре
- 582 млн. дол., в ноябре - 1,046 млрд. дол., в декабре - 461 млн. дол., в январе 2011 г. - 904 млн. дол., в феврале 2011 года - 76 млн. дол. В марте 2011 года наступила катастрофа. Национальный банк купил у Министерства финансов 3,016 млрд. дол., поэтому правительство профинансировало свои расходы на 8,809 трлн. руб. В марте 2011 года Национальный банк выдал банкам кредитов рефинансирования на сумму 3,359 трлн. руб., чистый кредит правительству составил минус 8,810 трлн. руб. Поэтому общий прирост РДБ в марте 2011 года составил 2,7 трлн. руб.
Чистые иностранные активы (ЧИА) Национального банка стремительно снизились с 5,297 млрд. дол. (01.10.2010) до 2,556 млрд. дол. (01.06.2011) на ве-
личину 2 741 млрд. дол. ЧИА Национального банка упали только за ноябрь 2010 года на 671 млн. дол. ЧИА банков уменьшились с минус 2,616 млрд. дол. (01.09.2010) до минус 5,247 млрд. дол. (01.06.2011) на сумму 2,631 млрд. дол. С 1 января 2011 года ЧИА банковской системы плотно зашли в отрицательную зону, снизившись до минус 696 млн. дол., и в дальнейшем опускались все глубже и глубже в отрицательную плоскость. ЧИА банковской системы упали с 2,668 млрд. дол. (01.09.2010) до минус 2,691 млрд. дол. (01.06.2011) на величину 5,359 млрд. дол.
Почти трехкратная девальвация и выход на равновесный валютный курс рубля в 2011 году позволил увеличить ЧИА банковской системы. Ноябрь 2011 года был последним месяцем 2011 года, когда ЧИА банковской системы были в отрицательной зоне, составляя минус 602 млн. дол. (01.11.2011). Уже 1 ноября 2011 года ЧИА банковской системы составили 2,142 млрд. дол.
В декабре 2010 года произошел рост РДМ, который составил 7,3 % за месяц. В октябре и ноябре 2010 года происходило сокращение РДМ соответственно на 1,6 и на 2 %. В декабре 2010 года срочные рублевые депозиты населения сократились на 4,6 %, причем сокращение происходило третий месяц подряд. Всего за три месяца 2010 года их сокращение составило 14,6 %. В абсолютном выражении сокращение срочных рублевых депозитов в декабре 2010 года составило 338 млрд. руб., в то время как срочные валютные депозиты населения возросли на 198 млн. дол. Опасения граждан относительно возможностей девальвации рубля оказывали давление на денежный рынок.
Национальный банк в январе 2011 года изымал деньги, поэтому рублевая эмиссия была отрицательной и составила минус 1,708 трлн. руб. В январе 2011 года Национальный банк продал 904 млн. дол. За январь 2011 года Национальный банк выдал банкам 1,457 трлн. руб. кредитов рефинансирования, что позволило несколько компенсировать изъятие рублей. Кроме того, за 2010 год Национальный банк выдал банкам кредитов рефинансирования на сумму 18,905 трлн. руб. ЧИА Национального банка за январь 2011 года сократились на 381 млн. дол., составив 3,171 млрд. дол. Общий объем обязательств Национального банка по срочным валютным сделкам на 1 февраля 2011 года, включая обязательства по операциям обмена депозитами, вырос до 6,3 млрд. дол.
В январе 2011 года РДМ сократилась на 3,4 %, что было естественным сезонным явлением. В январе 2011 года, после трехмесячного сокращения на 14,6 %, срочные рублевые депозиты населения выросли на 3,9 %, срочные валютные депозиты населения увеличились на 4,7 %. Поведение населения на рынке стало хаотичным. Несмотря на краткосрочный
прирост рублевых сбережений, наступил отрезок времени, отмеченный переводом рублей в иностранную валюту в конце 2010 года. Спрос на валюту опять сильно вырос, что подтолкнуло вверх девальвацион-ные ожидания населения. Необходимость ограничения рублевой эмиссии и сокращение импорта стала неизбежной. В органах государственного управления экономикой начала осознаваться необходимость ужесточения денежно-кредитной и бюджетно-финансовой политики для восстановления сбалансированности денежного и товарного рынков.
Государство в феврале - марте 2011 года начало системно вводить административные ограничения на покупку валюты. Были введены: 1) запреты на получение валюты для авансовых платежей по импорту за счет кредитов белорусских банков; 2) введен 2 %-ный дополнительный сбор на валютные операции на валютной бирже; 3) запрещена продажа валюты для покупки импортного оборудования на сумму более 50 тыс. евро; 4) введено резервирование рублей под покупку валюты на бирже на 30 дней, что означало фактический запрет на покупку безналичной валюты. Волна слухов подтолкнула население на массовую скупку валюты в обменных пунктах банков. Национальный банк ввел ограничения на подкрепление банками валютой обменных пунктов. Позднее Национальный банк разрешил банкам торговать валютой на межбанковском рынке по валютному курсу, отклоняющемуся от официального курса на 10 %. Таким образом, в стране де-факто был введен множественный валютный курс рубля и валютный рынок распался на множество сегментов. Спрос субъектов экономики на валюту по официальному курсу не удовлетворялся.
В итоге с марта 2011 года экономику страны потрясла вторая волна валютного кризиса. В 2011 году экономика испытала шок скачкообразной девальвации рубля почти в три раза (293 %). Рубль рухнул с 3 020 руб./дол. (20.03.2011) до 8 850 руб./дол. (14.11.2011). Одновременно подпрыгнула инфляция до трехзначных величин, индекс которой составил 208,7 % (декабрь 2010 г. к декабрю 2011 г.).
Хотелось бы отметить пагубную практику продажи Министерством финансов валюты Национальному банку, который в 2007 году купил 188 млн. дол., в 2008 году - 2,456 млрд. дол., в 2009 году -503 млн. дол., а в 2011 году - 3,524 млрд. дол. Эти операции не увеличивают МРА Республики Беларусь, а являются перекладыванием иностранной валюты из кармана одного органа государственного управления - Министерства финансов - в карман другого - Национального банка. Цель этих имитационных валютных операций состоит в получении правительством эмиссионных рублей на свои рублевые счета.
Скачкообразная девальвация рубля в 2011 году помогла сократить дефицит внешней торговли то-
варами и услугами в 4,6 раза за счет опережающего роста экспорта над импортом. В 2011 году дефицит внешней торговли товарами и услугами составил минус 1,638 млрд. дол. (3 % ВВП). Экспорт товаров и услуг вырос в 1,6 раза, достигнув 46,670 млрд. дол. (84,5 % ВВП), а импорт повысился на 29,3 %, составив 48,309 млрд. дол. (88,4 % ВВП). Внешнеторговый оборот вырос на 41,2 %, составив 94,979 млрд. дол. Почти трехкратная девальвация рубля в 2011 году стала хаотическим способом регулирования диспропорций рынка.
2. Радикальное изменение условий функционирования денежного рынка с 19 декабря 2014 года и развитие экономики страны в 2015 году.
19 декабря 2014 года Национальный банк ввел 30 %-ный комиссионный сбор с физических и юридических лиц, покупающих наличную и безналичную валюту на всех сегментах валютного рынка. Освобождались от уплаты 30 %-ного налога на биржевые операции на торгах Белорусской валютно-фон-довой биржи (БВФБ) только операции для расчетов по товарам, покупаемым за счет бюджетных средств. По существу Национальный банк и правительство ввели комплекс мер, направленный на формирование системы множественных валютных курсов рубля.
Для обеспечения предложения валюты на денежном рынке была увеличена норма обязательной продажи экспортерами валютной выручки с 30 до 50 %. Кроме того, правительство административно жестко срезало спрос на валюту со стороны государственных предприятий. Были существенно сокращены размеры государственных инвестиционных программ на 2015 год до 3,7 трлн. руб. Для сравнения: размеры государственных инвестиционных программ в 2013 году составляли 6,3 трлн. руб., а в 2014 году - 5,7 трлн. руб. Национальный банк жестко ограничил функционирование межбанковского валютного рынка, переместив спрос на валюту только на БВФБ.
Чтобы уменьшить рост РДМ Национальный банк до 1 февраля 2015 года ввел для банков ограничения на рост их кредитного портфеля, а также был установлен верхний предел банковских рублевых процентных ставок по срочным депозитам граждан - не более 50 %.
Традиционно государство широко применяет систему административных методов управления экономикой, основными элементами которой являются перераспределительный механизм и административный контроль над товарными ценами. Самым неадекватным административным элементом, подрывающим конкурентоспособность субъектов экономики и эффективность их деятельности, является режим множественных валютных курсов рубля. В 1991-2002 годах и в 2011 году белорусская эко-
номика функционировала в условиях активного использования государством системы множественных валютных курсов рубля, что привело к следующим последствиям. Объективно единый валютный рынок страны не существовал, так как функционировало множество не связанных друг с другом сегментов валютного рынка. В противовес официальному рынку сформировался «черный» валютный рынок. Действовала сеть нелегальных финансовых посредников, торгующих наличной и безналичной валютой на всех сегментах рынка, которые проводили валютный арбитраж. Экономика страны утратила динамику сбалансированного роста ВВП, так как система множественных валютных курсов рубля закрепляла значительные диспропорции на нестабильных и хаотически функционирующих рынках. Государство вело перманентную и бесперспективную борьбу со спонтанной непредсказуемостью несбалансированных денежных и товарных рынков, распадавшихся на множество не связанных друг с другом сегментов.
Характерной чертой функционирования денежного рынка в 1991-2002 годах являлся «рваный» темп девальвации валютного курса рубля. Периоды относительно «спокойного» плавного снижения курса рубля, как правило, сменялись мгновенным его ускорением, что вело к падению валютного курса рубля в короткий период времени из-за удачной спекулятивной атаки на рубль. Мизерный размер ЧИА Национального банка вынуждал его прибегать к постоянному административному вмешательству в процесс функционирования денежного рынка и использованию набора стандартных административных инструментов. По этой причине с завидным постоянством государство воспроизводило систему множественных валютных курсов рубля, что свидетельствовало о внутренней неустойчивости экономики страны и накоплению значительных диспропорций. Этим обусловлены высокие темпы гиперинфляции и девальвации рубля в лихие 90-е годы XX века и в не менее нестабильные годы начала XXI века.
В 2000 году государство использовало систему множественных валютных курсов рубля. Только к середине сентября 2000 года Национальному банку удалось достичь единого валютного курса на рыночной основе (1 020 руб./дол.), что помогло создать условия для текущей сбалансированности денежного рынка. С этого времени в государстве стали постепенно формироваться условия для стабилизации денежных рынков. Из года в год стали расти ЧИА Национального банка: 52 млн. дол. (01.01.2000), 151 млн. дол. (01.01.2001), 227 млн. дол. (01.01.2002), 441 млн. дол. (01.01.2003), 601 млн. дол. (2004), 863 млн. дол. (01.01.2005), 1,384 млрд. дол. (01.01.2006), 1,614 млрд. дол. (01.01.2007), 1,212 млрд. дол. (01.01.2008), 3,202 млрд. дол. (01.01.2009). В 2004 году
ЧИА Национального банка были достаточны для того, чтобы он мог осуществлять эффективное регулирование денежного рынка посредством валютных интервенций в комбинации с процентными ставками. Поэтому внутренне присущая валютному рынку в 1991-2004 годах турбулентность, вызывавшая хаос и непредсказуемость денежного обращения 90-х годов, постепенно стала входить в нормальное русло. Несмотря на 83-процентную девальвацию рубля в 2001-2004 годах с 2003 года появились некоторые результаты относительной стабилизации рубля. ИПЦ (средний) был снижен до терпимого двузначного уровня в 2003-2005 годах, а в 2006-2007 годах удалось достичь однозначного уровня инфляции. Кроме того, конъюнктура внешних рынков была благоприятна для белорусских товаров. Это позволило экономике Беларуси динамично наращивать ВВП до наступления внешнего шока, который начался с августа 2008 года и привел к резкому спаду валютной экспортной выручки товаров и услуг.
Динамика основных торговых партнеров Беларуси - субъектов российской и европейской экономики в 2014-2015 годы не является позитивной для белорусской экономики. Экономическая активность в Российской Федерации во II квартале 2015 года продолжила снижаться. Прирост ВВП к соответствующему кварталу предыдущего года составил минус 4,6 % (минус 2,2 % - в I квартале 2015 г.). Негативное влияние на рост ВВП оказывает сокращение как потребительского, так и инвестиционного спроса, что связано со снижением реальных доходов граждан и сохраняющихся негативных ожиданий предприятий. В III квартале 2015 года, согласно оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП к соответствующему кварталу 2014 года составил минус 4,3 %. Темп прироста реального ВВП экономики еврозоны во II квартале 2015 года составил 1,5 % к соответствующему кварталу предыдущего года. Неблагоприятная конъюнктура для белорусских экспортеров выражается в падении ВВП страны за 9 месяцев 2015 года на минус 3,7 % по отношению к соответствующему периоду 2014 года. Страна накопила достаточно большой валовой внешний долг, который необходимо обслуживать, а некоторую его часть следует рефинансировать. В 2015 году удалось уменьшить валовой внешний долг страны с 40,061 млрд. дол. (01.01.2015) до 37,935 млрд. дол. (01.07.2015) на 2,126 млрд. дол. Ввиду разногласий с МВФ по поводу проведения правительством страны структурной перестройки экономики, на которой настаивает МВФ, кредит от этой международной организации не получен. Тем не менее объективно требуется проведение программы реструктуризации предприятий и банков, реализация которой позволит создать долгосрочные условия для восстановления экономического роста.
Список литературы:
1. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / Пер. с англ. С.К. Умрихиной и М.З. Штернгарца. - М.: ИНФРА-М, 1999. - XXVI, 262 с.
2. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2010 г. - Мн.: Нац. статкомитет, 2010. - 640 с.
3. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2011 г. - Мн.: Нац. статкомитет, 2011. - 604 с.
4. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2012 г. - Мн.: Нац. статкомитет, 2012. - 634 с.
5. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2013 г. - Мн.: Нац. статкомитет, 2013. - 715 с.
6. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2014 г. - Мн.: Нац. статкомитет, 2014. - 684 с.
7. Статистический сборник Республики Беларусь. Январь - сентябрь 2015 г. - Мн.: Нац. статкомитет, 2015. - 580 с.
List of literature:
1. Soros Dzh. The crisis of world capitalism. Open society in danger. Transl. Eng. S.K. Umrikhina and M.Z. Shtern-garts. - Moscow: INFRA-M, 1999. - XXVI, 262 p.
2. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2010
- Mn.: NAT. stat Committee, 2010. - 640 p.
3. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2011
- Mn.: NAT. stat Committee, 2011. - 604 p.
4. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2012
- Mn.: NAT. stat Committee, 2012. - 634 p.
5. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2013
- Mn.: NAT. stat Committee, 2013. - 715 p.
6. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2014
- Mn.: NAT. stat Committee, 2014. - 684 p.
7. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. January-September 2015. - Mn.: NAT. stat Committee, 2015.
- 580 p.
Васильев С.А. Васильева А.С.
доцент кафедры «Государственное ведущий экономист Отдела банковского надзора
и муниципальное управление и право» Отделения по Тюменской области
ФГБОУ ВО «Тюменский государственный Уральского Главного управления Банка России,
архитектурно-строительный университет», Россия, г. Тюмень
Россия, г. Тюмень
УДК 330.3
ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Исходя из государственной важности задействования механизма проектного финансирования в развитии промышленного производства и его модернизации, в статье представлен анализ и систематизация проблем, сдерживающих внедрение проектного финансирования.
Обращая внимание, что проектное финансирование является и наиболее рискованной формой финансирования проектов, авторами предлагаются пути преодоления давних проблем внедрения проектного финансирования, в том числе расширением форм и видов государственных гарантий, а также государственным и муниципальным участием в реализации приоритетных проектов. В таком контексте проектное финансирование рассматривается авторами и в широком значении - как специальный инструмент активизации всего инвестиционного процесса. В этом плане в статье предложены к обсуждению вопросы методологического характера, решение которых будет способствовать развитию проектного финансирования и организации инвестиционного кредитования в целом, что потребует внесения изменений в действующее законодательство.