Научная статья на тему 'Системный анализ показателей денежного обращения и национальной денежной системы РБ'

Системный анализ показателей денежного обращения и национальной денежной системы РБ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1983
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / НАЛИЧНЫЙ И БЕЗНАЛИЧНЫЙ ОБОРОТ / MONEY / MONEY CIRCULATION / MONETARY SYSTEM / CASH AND NON-CASH CIRCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Иванович, Горячко Анастасия Сергеевна, Пекарская Марина Александровна

В работе проводится анализ денежного обращения и национальной денежной системы республики Беларусь. На примере данных за последние годы исследуется динамика и структура показателей денежной массы, наличного и безналичного денежного обращения и дается их качественная интерпретация. Для определения оптимального количества денег в экономике и регулирования их выпуска в оборот анализируются количественные величины, характеризующие денежное предложение: объём валового внутреннего продукта, темпы экономического роста, степень развития банковской системы, финансовых рынков, уровень инфляции, структура денежного оборота, скорость оборота денег, экономическая и денежно-кредитная политика государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM ANALYSIS OF MONETARY INDICATORS APPEAL AND NATIONAL MONETARY SYSTEM OF RB

The paper analyzes money circulation and the national monetary system of the Republic of Belarus. Using the example of data from recent years, the dynamics and structure of indicators of money supply, cash and non-cash money circulation are examined and their qualitative interpretation is given. To determine the optimal amount of money in the economy and regulate their release into circulation, quantitative quantities characterizing the money supply are analyzed: gross domestic product, economic growth, the degree of development of the banking system, financial markets, inflation rate, money turnover structure, money turnover and state monetary policy.

Текст научной работы на тему «Системный анализ показателей денежного обращения и национальной денежной системы РБ»

УДК 338.001.36

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕНЕЖНОГО

ОБРАЩЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РБ

Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: lepeshev@bk.ru) Горячко Анастасия Сергеевна Пекарская Марина Александровна,

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

В работе проводится анализ денежного обращения и национальной денежной системы республики Беларусь. На примере данных за последние годы исследуется динамика и структура показателей денежной массы, наличного и безналичного денежного обращения и дается их качественная интерпретация. Для определения оптимального количества денег в экономике и регулирования их выпуска в оборот анализируются количественные величины, характеризующие денежное предложение: объём валового внутреннего продукта, темпы экономического роста, степень развития банковской системы, финансовых рынков, уровень инфляции, структура денежного оборота, скорость оборота денег, экономическая и денежно-кредитная политика государства.

Ключевые слова: деньги, денежное обращение, денежная система, наличный и безналичный оборот.

Целями данного исследования являются: изучение строения денежной массы в Республике Беларусь, выявление и измерение влияние динамики составляющих элементов на ее общее изменение, а также изучение наличного и безналичного денежного обращения.

Национальная денежная система РБ сложилась в определенных условиях, на нее влияют традиции, культуры, государственные устройства. В ее развитии присутствуют стадийные экономические законы. Денежная система Республики Беларусь функционирует в соответствии с принятыми в декабре 1990 г. законами « О Национальном банке Республике Беларусь» и « О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», а также последующими законодательными актами, закрепившими ее правовые основы и принципы деятельности (Банковский кодекс и др.). В 1994 г. единственным законным платежным средством в стране был объявлен белорусский рубль, а в налично-денежном обороте - расчетный билет. В последующие годы, в связи с изъятием расчетного билета из наличного оборота в качестве единственного официального платежного средства в безналичном и наличном обороте признан белорусский рубль. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Беларуси запрещен [1].

Для упорядочения денежного обращения в 1994, 1999 и 2016 гг. были проведены деноминации. В результате первой все активы и пассивы юри-

дических лиц, наличность и цены уменьшились в 10 раз, второй - в 1000 раз, третьей - в 10 000 раз [2].

К началу 2018 г. банковская система Беларуси состояла из 24 действующих банков, а 4 банка находились в стадии банкротства либо ликвидации (Дельта Банк, БИТ-Банк, Евробанк и Н.Е.Б. Банк). Все действующие банки имели лицензии на привлечение вкладов физических лиц (последним такое право получил Абсолютбанк). Хотя по количественному критерию в системе преобладают банки с иностранным капиталом, реально доминирующими остаются крупные госбанки - Беларусбанк и Белагропромбанк.

Именно госбанки в основном влияют на доминирующие показатели динамики и структуры банковской системы, а банковский сектор в свою очередь играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг Беларуси. Его финансовый потенциал в основном определяется имеющимися макроэкономическими условиями, определяющими и эффективность функционирования национальной экономики страны. Структура динамики финансовых показателей деятельности банковского сектора Республики Беларусь представлена в таблице [3].

Таблица 1 - Структура финансовых показателей деятельности банковского _сектора Республики Беларусь. _

Показатель 01.01.2015 года 01.01.2016 года 01.01.2017 года (данные с учётом деноминации)

млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %

Нормативный капитал 62 241,4 60,2 78 626,2 60,8 8741,1 60,9

Зарегистрированный уставный фонд 33 615,9 32,4 44 848,0 34,7 4719,7 32,9

Прибыль (убыток) 7593,8 7,4 5858,5 4,5 884,9 6,2

Итог 103 451 100 129 333 100 14 345, 7 100

Рентабельность нормативного капитала, % 13,12 % 8,38 % 10,8 %

Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, % 4,37 % 6,83 % 12,8 %

Исходя из данных таблицы, развитие отечественных банков за указанный период характеризуется устойчивостью. Их нормативный капитал, несмотря на рост проблемных активов, увеличился более чем в 2 раза, а его рентабельность колебалась в пределах среднемировых значений. Рост ресурсной базы банков позволил банковской системе более чем в два раза

усилить кредитную поддержку национальной экономики страны: с 28,9% ВВП в 2007 г. до 64,6% ВВП в 2016 г.

Даже с хорошими результатами существуют проблемы, которые требуют решения. Например, остается очень высокий уровень концепции его активов и капитала: на начало 2016 года на долю пяти крупнейших банков их приходилось соответственно 79,5 и 75,3%. Сохраняется дисбаланс между увеличением объемов кредитной задолженности банков в реальном выражении и ростом экономики, что обусловливает уязвимость банков в отношении риска невыполнения заемщиками своих обязательств.

Также можно отметить, что небанковские кредитно-финансовые организации не получили должного развития в Беларуси, к ним относятся страховые общества, лизинговые компании, пенсионные фонды, ломбарды и другое. На отечественном рынке все еще доминируют банки. Таким образом, в 2015 году из совокупных активов финансового сектора 84,1% пришлось на долю банков, 7,3% - ОАО «Банк развития Республики Беларусь», 5,1% -лизинговые компании, 3,4% - страховых обществ 0,03%, не более 0,03% -микрофинансовых организаций.

Анализируя данные, было выявлено, что развитие отечественных банков за 01.01.2015 года - 01.01.2017 года характеризуется устойчивостью. Их нормативный капитал, несмотря на рост проблемных активов, увеличился более чем в 2 раза, а его рентабельность колебалась в пределах среднемировых значений. Рост ресурсной базы банков позволил банковской системе более чем в два раза усилить кредитную поддержку национальной экономики страны: с 28,9% ВВП в 2007 г. до 64,6% ВВП в 2016 г.

Если исходить из прогнозов на 2018-2020 гг., то в этот период денежно-кредитная политика будет направлена на содействие устойчивому и сбалансированному развитию страны путем поддержания ценовой стабильности. Постепенно будет сохраняться ориентация на снижение процентных ставок. Так, ожидается, что реализация системных мер, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, приведет к следующим значениям процентных ставок в национальной валюте: 2018 г. - 14-15 % годовых; 2019 г. - 11-12 %, 2020 г. - 9-11 %.

Так же можно выделить, что финансовая устойчивость в стране не может быть достигнута только путем использования инструментов денежно кредитной политики. Подводя итоги, можно сказать, что создание условий для трансформации сбережений в инвестиции, ускорение инвестиционного и инновационного процессов - общеэкономическая задача, которая требует системный подход, комплексного реформирования производственной сферы и системы хозяйствования в целом. Это решение будет способствовать достижению денежно-кредитной политики намеченных ориентиров, обеспечению стабильности обменного курса национальной валюты и постепенному переходу к политике поддержания ценовой стабильности в качестве главной монетарной цели [4].

Последние три года денежно-кредитная политика была направлена на ограничение инфляции, содействие устойчивому и сбалансировОанному развитию экономики страны, поддержание ценовой стабильности и эффективное функционирование банковского сектора.

Основной целью денежно-кредитной политики являлось снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 9 процентов. По итогам 2017 года уровень инфляции сложился ниже прогнозного параметра. По данным Национального статистического комитета, прирост потребительских цен в 2017 году составил 4,6 процента (декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.) против 10,6 процента в 2016 году.

Помимо всего выше перечисленного был проведен анализ основных денежно - кредитных показателей за 2016-2018 гг. и было выявлено, что наличные деньги в обороте на 01.01.2016 г. составляли 1,42 млрд. руб., а на 01.01.2017 г. 1,79 млрд. руб., т.е. выросли на 26,1 %, а на 01.01.2018г наличные деньги в обороте выросли на 31,3 %. Переводные депозиты на 01.01.2016 г. составляли 2,85 млрд. руб., а уже на 01.01.2018г. 4,96, т.е. они увеличились на 64,3 %. Денежный агрегат М1 на 01.01.2016 г. составлял 4,27 млрд.руб., а уже к 01.01.2018 г. он вырос на 3,03 млрд.руб. и составлял 7,30 млрд.руб., т.е. на 61,8%. Другие депозиты составляли 4,64 млрд.руб., 2,61 млрд.руб. на физические лица и 2,03 млрд.руб. на юридические лица, а на 01.01.2018г. эта сумма возросла до 6,38 млрд.руб., физические лица 3,38 млрд. руб., юридические 3,04 млрд. руб., исходя из данных, прирост составлял 34,5%.

В 2016 году рост денежного агрегата М2* был обусловлен притоком срочных и условных банковских вкладов физических и составлял 9,05 млрд. руб., но уже на 1 января 2018 года рублевая денежная масса (М2*) сформировалась в размере 14,1 млрд. рублей, увеличившись за отчетный год на 3,3 млрд. рублей, исходя из этого прирост составлял 49,6%. Среди основных составляющих рублевой денежной массы (М2*) наибольший прирост наблюдался по переводным депозитам, которые за отчетный год выросли на 1,4 млрд. рублей.

Рублевая денежная база за 2017 год увеличилась на 2,7 млрд. рублей. Основными факторами роста стали увеличение чистых рублевых требований Национального банка к банкам на 1,6 млрд. рублей (главным образом в результате замещения краткосрочных инструментов изъятия избыточной ликвидности у банков повышенными отчислениями в фонд обязательного резервирования) и валютные операции Национального банка в сумме 1,6 млрд. рублей. Сокращению рублевой денежной базы способствовало снижение чистых рублевых требований Национального банка к Правительству Республики Беларусь на 0,7 млрд. рублей.

Денежный агрегат М3 представляет собой широкую денежную массу и включает денежный агрегат М2 плюс валютные депозиты, депозиты в драгоценных металлах, средства юридических и физических лиц в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте, выпущенных банками. По

состоянию на 01.01.2016 г. широкая денежная масса составляет 32,69 млрд. руб. в эквиваленте, а на 01.01.2017 г. выросла на 3,8 %, а к 01.01.2018г. на 17.4%.

Национальный Банк Республики Беларусь отдельно рассчитывает показатель М2* - т.е. «рублевая денежная масса». В него, помимо денежного агрегата М2, включают ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте. Эти ценные бумаги представляют собой не совсем полноценные деньги, но они могут быть трансформированы в другие виды денег (проданы на открытом рынке) и поэтому признаку их включают в состав денежной массы.

Проанализировав данные динамики наличного денежного обращения можно сказать, что наличный оборот Республики Беларусь хорошо развивается. К объему поступлений наличных денег в кассы банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и Национального банка Республики Беларусь относятся поступления от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поступления от проведения валютно-обменных операций разница с 01.01.2016г. по 01.01.2017 г. составляет 3,5%, а с 01.01.2017 г. по 01.01.2018 г. 19,9 %.

Прирост объема выдачи наличных денег из касс банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и Национального банка Республики Беларусь к которым относятся, выдачи на заработную плату и на прочие выплаты и расходы, не отражаемые в составе фонда заработной платы, пенсии, пособия и т.д. на 01.01.2018г. вырос на 19,7 % по сравнению с

01.01.2017 годом.

Исходя из всех данных, эмиссионный результат с 01.01.2016 г. по

01.01.2018 г. составлял 34%. Он включает в себя разницу между поступлениями наличных денег в кассы банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и Национального банка Республики Беларусь, и выдачами их из касс банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и Национального банка Республики Беларусь, которая определяется за конкретный период как выпуск наличных денег в обращение или изъятие наличных денег из обращения.

Исходя из данных динамики безналичного денежного обращения в Республике Беларусь можно увидеть, на 01.01.2017 г. количество проведенных инструкций выросло, а уже на 01.01.2018г. значительно снизилось на -21,7%, таким образом, и сумма тоже стала значительно ниже на -24,6%. Можно сделать вывод, что развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек является одним из основополагающих направлений развития платежной системы нашей страны.

В настоящее время денежно кредитная политика сохраняет стратегическую направленность на обеспечение ценовой стабильности как основу устойчивого и сбалансированного развития экономики Республики Беларусь. Процентная политика будет проводиться с учётом необходимости достижения целевого показателя по инфляции. В реальном выражении процент-

ные ставки планируется поддерживать на положительном уровне, способствующем росту сбережений в национальной валюте, обеспечению финансовой стабильности, устойчивому развитию экономики.

Если исходить из прогнозов на 2018-2020 гг., то в этот период денежно-кредитная политика будет направлена на содействие устойчивому и сбалансированному развитию страны путем поддержания ценовой стабильности. Постепенно будет сохраняться ориентация на снижение процентных ставок.

Так, ожидается, что реализация системных мер, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, приведет к следующим значениям процентных ставок в национальной валюте: 2018 г. - 14-15 % годовых; 2019 г. - 11-12 %, 2020 г. - 9-11 %. Национальный банк продолжает осуществлять контроль за соблюдением банками требований к величине и достаточности нормативного капитала, в том числе за счёт внедрения и постепенного повышения значения консервационного буфера.

В последние годы разработано множество новых технологий, однако не существует единой стратегии их применения. Появление новых продуктов и услуг, предоставляемых банками, вынуждает их ускоренно проводить модернизацию, более активно конкурировать с разработчиками инновационных программно-технических решений, а также компаниями, осуществляющими свою деятельность в финансовой сфере и применяющими новейшие технологии.

Подводя итоги проведенного анализа современного состояния денежной системы РБ можно отметить наличие все еще достаточно высокой инфляции, недостаток совокупного спроса, низкие темпы экономического роста или даже стагнация, рост убытков в секторе предприятий, увеличение запасов готовой продукции на складах, а так же рост неплатежей и объемов бартерных операций.

Но помимо этого всего в Республике Беларусь очень хорошо развиваются цифровые технологии. Появление в финансовой сфере новых сервисов, разрушение привычных схем взаимодействия участников рынка финансовых услуг во многом изменяют парадигму развития банковской системы. Если ранее для получения доли рынка банкам достаточно было предложить более дешевые, чем у конкурентов, услуги, то сейчас необходимо учитывать современные тенденции, искать инновационные подходы, интегрироваться с другими продуктами и сервисами, в том числе небанковскими. Развитие цифровых технологий обеспечивает возможность получения клиентами круглосуточного доступа к большому объему разнообразной информации.

Список литературы

1. Банковский кодекс Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 145-3) // Вестник Ассоциации белорусских банков. Банковское дело. - 2006. - №3. - С. 15-85.

2. Вестник Ассоциации белорусских банков. Банковское дело / Нац. банк Республики Беларусь. - Минск, 2009. - 30 с.

3. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь. [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. - Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/MonetaryStat/BankSysSurvey/ - Дата доступа 6.06.2018.

4. Лепешев, Д.И. Комплексный анализ основных показателей национальной банковской системы РБ / Д.И. Лепешев, А.А. Скрябинская, Е.И. Рыбалко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2018. - № 8(34). - С. 223228.

Lepeshev Dmitry Ivanovich, senior lecturer, (e-mail: lepeshev@bk.ru) Goryachko Anastasiya Sergeevna Pekarskaya Marina Aleksandrovna

Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus

SYSTEM ANALYSIS OF MONETARY INDICATORS APPEAL AND NATIONAL MONETARY SYSTEM OF RB

Abstract. The paper analyzes money circulation and the national monetary system of the Republic of Belarus. Using the example of data from recent years, the dynamics and structure of indicators of money supply, cash and non-cash money circulation are examined and their qualitative interpretation is given. To determine the optimal amount of money in the economy and regulate their release into circulation, quantitative quantities characterizing the money supply are analyzed: gross domestic product, economic growth, the degree of development of the banking system, financial markets, inflation rate, money turnover structure, money turnover and state monetary policy.

Keywords: money, money circulation, monetary system, cash and non-cash circulation.

УДК 311.1

АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: lepeshev@bk.ru) Папуцевич Дарья Викторовна, студент Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Республика Беларусь

В работе проводился статистический анализ сущности безработицы и занятости населения. На примере данных основных показателей рынка труда, как в целом по Республике Беларусь, так и по Гродненской области за последние годы исследуется структура и динамика изменения этих показателей в результате чего формируются возможные способы снижения безработицы.

Ключевые слова: занятость, безработица, динамика, уровень безработицы, население, рабочая сила, регулирование безработицы.

Целями работы является проведение статистического анализа ключевых показателей занятости и безработицы в РБ и Гродненской области, выяв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.