Научная статья на тему 'Денежная реформа Республики Таджикистан в период перехода к рыночной экономике'

Денежная реформа Республики Таджикистан в период перехода к рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CURRENCY REFORM / NATIONAL CURRENCY / MONEY CIRCULATION / MONEY SITUATION / PAPER CURRENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давлатов Шерали Астонаевич

The article in details considers some issues of the currency reform implemented in the Republic of Tajikistan. The problem is that until the end of 1994, Soviet Union paper currency were circulated in the country area, than since January 5, 1994 banknotes issued by the Central Bank of the Russian Federation were implemented. For the reason that in other republics of former Soviet Union national currencies were already put into circulation, all Soviet Union money accumulated in the Republic of Tajikistan. The author concludes that such a situation needs immediate introducing of the national currency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Currency Reform in the Republic of Tajikistan

The article in details considers some issues of the currency reform implemented in the Republic of Tajikistan. The problem is that until the end of 1994, Soviet Union paper currency were circulated in the country area, than since January 5, 1994 banknotes issued by the Central Bank of the Russian Federation were implemented. For the reason that in other republics of former Soviet Union national currencies were already put into circulation, all Soviet Union money accumulated in the Republic of Tajikistan. The author concludes that such a situation needs immediate introducing of the national currency.

Текст научной работы на тему «Денежная реформа Республики Таджикистан в период перехода к рыночной экономике»

Ш. А. Давлатов

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

С момента провозглашения независимости в сентябре 1991 г. экономика Республики Таджикистан страдала от значительного сокращения объема производства и национального дохода. Имевший место гражданский конфликт усугубил сложности, сопряженные с процессом экономических перемен, а недостаточная политическая стабильность выступила одним из факторов замедления реформ. Этому способствовало и отсутствие национальной валюты и надлежащих денежно-кредитных механизмов. Рыночная модель экономики предполагает, что прибыльность является важнейшим стимулом работы банков1.

Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан № 1549б от 23 декабря 1993 г. «О первоочередных мерах по защите денежной системы Республики Таджикистан» было дано указание о соблюдении на ее территории строжайшего режима экономии в использовании вновь вводимых в обращение денежных знаков Российской Федерации2.

Указом Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан № 157 от 4 января

1994 г. «О вводе в обращение на территории Республики Таджикистан денежных билетов и монет Банка Российской Федерации образца 1993 г.» с 00 часов 5 января 1994 г. на территории Таджикистана были выпущены в обращение новые денежные знаки Банка России.

Этим же Указом было установлено ограничение выдачи из банков денежной наличности на заработную плату в пределах причитающейся суммы, но не более четырехкратного размера минимальной заработной платы.

Кроме того, банки и хозяйствующие субъекты временно перешли на безналичные расчеты с населением за товары повседневного спроса, включая продукты питания,

Шерали Астонаевич ДАВЛАТОВ — аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПбГУ. В 1987 г. окончил учетно-экономический факультет Таджикского государственного университета (ТГУ) им. В. И. Ленина. Имеет большой опыт практической работы в качестве экономиста, главного бухгалтера и преподавателя. С 1994 по 2005 г. занимался научно-преподавательской деятельностью на финансово-учетном факультете ТГУ. С 2005 г. обучается в аспирантуре факультета. Прошел научные и педагогические стажировки в университетах дальнего и ближнего зарубежья и Российской Федерации. Сфера научных интересов — банковская система, банковское дело, деньги и кредит. Автор 18 научных публикаций.

© Ш. А. Давлатов, 2008

за товары длительного пользования, жилищно-коммунальные услуги, за заготавливаемую сельскохозяйственную продукцию.

Размер заработной платы на предприятиях, организациях и учреждениях всех форм собственности временно ограничивался восьмикратным объемом минимальной заработной платы с перечислением оставшихся сумм на лицевые накопительные счета владельцев, открытые в учреждениях банка.

Вследствие того, что на территории Республики Таджикистан до конца 1994 г. в обращении находились денежные знаки периода Советского Союза, а затем вместо них с 5 января 1994 г. были введены в обращение денежные знаки Центрального банка Российской Федерации и в других республиках бывшего Советского Союза уже вводились в обращение национальные валюты (в том числе в самых близких по географическому расположению, Республике Казахстан — ноябрь 1993 г., Киргизстан — май 1993 г., Туркменистан — ноябрь 1993 г., Республике Узбекистан — июнь 1994 г.), все денежные знаки периода Советского Союза скопились в Таджикистане. Сложившаяся денежная ситуация привела к тому, что с прилавков магазинов и базаров перекупщики этих государств большими партиями стали скупать и перевозить в свои республики товары первой необходимости, в связи с этим объем товаров стал уменьшаться, а цены подниматься до предела, за которым местное население не имело достаточной денежной наличности для их приобретения.

Начиная с 5 января 1994 г. в денежный оборот Республики Таджикистан были введены новые денежные знаки Банка России.

Однако Банк России несвоевременно и не в достаточной сумме обеспечивал Республику наличными деньгами, в связи с чем и стала накапливаться задолженность по выплатам заработной платы, пенсиям, пособиям и стипендиям. Население Таджикистана по нескольку месяцев не могло получить причитающиеся суммы. Правительство Республики Таджикистан неоднократно обращалось к Правительству Российской Федерации с просьбой о выделении достаточного объема наличных денег, но выделенные суммы не могли обеспечить потребности экономики.

Кроме того, два тревожных явления подталкивали Республику к выбору скорейшего проведения денежной реформы и введению в обращение национальной валюты.

Во-первых, денежные реформы в других бывших советских республиках, входивших в советскую рублевую зону, привели к притоку в страну крупных (5- и 10-тысячных) рублевых купюр и еще больше дестабилизировали и без того шаткую экономику Таджикистана.

Во-вторых, страна испытывала острый дефицит в рублевых купюрах мелкого достоинства, что создавало перебои в повседневной жизни.

В период нахождения в обращении валюты Российской Федерации образца 1994 г. экономика Республики ощущала денежный голод. Кроме того, не были отработаны организационные рамки денежно-кредитного сотрудничества Таджикистана с Российской Федерацией, значительно дестабилизировал экономику Республики и тот факт, что в безналичном обороте по-прежнему оставались старые деньги. Нехватка наличных денег породила развитие бартерного обмена товарами не только внутри Республики, но и за ее пределами. Стоимость обмена наличных денег на безналичные между населением и рыночными структурами стала 1:20-22 и более, т. е. 1 рубль наличными менялся на 20 или 22 безналичных (неофициально). Эти и другие обстоятельства диктовали необходимость выпуска в обращение национальной валюты.

В соответствии с Постановлением Государственной комиссии Республики Таджикистан от 6 мая 1995 г. «О порядке введения в обращение на территории Республики

Таджикистан национальной валюты — таджикского рубла» 10 мая 1995 г. в Таджикистане была проведена первая денежная реформа и выпущена в обращение национальная валюта — таджикский рубл достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1000 выпуска

1994 г., эмитируемый Национальным банком Республики Таджикистан, который являлся единственным законным средством платежа на всей ее территории для всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности.

Этим же Постановлением было дано указание о прекращении нахождения в обращении денежных билетов всех достоинств и разменной монеты образца 1993 г. Банка Российской Федерации на территории Республики Таджикистан во внутриреспубли-канских расчетах начиная с 00 часов 15 мая 1995 г. Поскольку в эти годы в обращении находились казначейские и банковские билеты бывшего Государственного банка СССР образца 1961-1992 гг. достоинством 1, 3, 5 и 10 руб., их нахождение в обращении было прекращено начиная с 00 часов 10 мая 1995 г. Было установлено, что с 10 мая 1995 г. все цены на товары, работы и услуги определяются в таджикских рублах.

Денежные билеты образца 1993 г. Банка России обменивались на таджикские рублы всеми уполномоченными банками Республики Таджикистан без ограничения по рыночному курсу, т. е. в соотношении 100:1. Для обмена казначейских и банковских билетов Государственного банка СССР образца 1961-1992 гг. были установлены ограничения до 10 дней, но и они обменивались на таджикские рублы в соотношении 100:1.

Все юридические лица, включая банки и их филиалы, составили баланс остатков активов и пассивов по состоянию на 10 мая 1995 г. и пересчитали их в таджикские рублы в соотношении:

- наличные деньги (касса) — 100:1;

- заработная плата и приравненные к ней выплаты, начисляемые после 10 мая

1995 г., — 100:1;

- основные средства и прочие внеоборотные активы — 100:1;

- запасы и затраты — 1000:1;

- денежные средства, расчеты и прочие активы — 1200:1;

- источники собственных средств — 1000:1, а по части доли основных средств в уставном фонде — 100:1;

- долгосрочные пассивы — 1200:1;

- расчеты и прочие пассивы — 1200:1;

- вклады граждан и акции банков, приобретенные населением по состоянию на 1 января 1993 г. — 100:1;

- остатки средств на счетах бюджетных учреждений (всех уровней) и внебюджетных фондов правительственных органов, включая пенсионный фонд — 1000:1.

Были установлены ограничения и по выплатам сумм сбережения в банках в течение 2 месяцев.

Следует отметить, что при осуществлении денежной реформы со стороны Государственной комиссии по введению национальной валюты были допущены просчеты. Так как после денежной реформы все остатки денежных средств на расчетных, текущих и других счетах стали мизерными и предприятия не могли произвести расчеты с контрагентами по приобретенным товарно-материальным ценностям и выполненным работам, во время проведения реформы цены остались неизменными.

Денежная реформа проходила в виде обмена существующих российских рублей на новые таджикские рублы в основном по двум обменным курсам: по курсу 1:100 для обмена наличных денег и 1:1000 для обмена безналичных средств.

Параллельное существование наличных и безналичных рублов (например, банковских депозитов, которые нельзя было обратить в наличные), наблюдавшееся в экономике Республики до 10 мая 1995 г., а также то обстоятельство, что преобладающий курс для обращения безналичных в наличные находился примерно на уровне 22:1, вызвало необходимость использования множественных курсов для обмена различных форм денег. Наряду с наличными средствами населения по курсу 1:1000 обменивались и банковские депозиты домашних хозяйств. В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются следующим образом:

- депозиты;

- недепозитные привлеченные средства .

Однако после того как 8 января 1994 г. были введены российские рубли нового образца, вклады населения в банках, составившие сумму 126 млн таджикских рублов, были заморожены на специальных банковских счетах и заменены на приватизационные ваучеры.

Банковские депозиты государственных предприятий обменивались по курсу 1200:1, а их обязательства по ссудам переводились по более благоприятному курсу 1000:1. Такой курс обмена остатков средств на банковских депозитах предприятий (1200:1) был выбран по той причине, что руководство стремилось обеспечить льготный режим для некоторых депозитов домашних хозяйств и в то же время хотело удержать средний курс обмена на уровне 1000:1. Переоценку части материальных активов предприятий (например, товарно-материальных запасов и основных фондов) разрешалось производить по более выгодному курсу 100:1.

Активы коммерческих банков переводились по курсу 1000:1, а все их обязательства перед сектором домашних хозяйств по курсу 1200:1. Банки, имевшие значительные остатки по депозитам домашних хозяйств до 1994 г., понесли значительные убытки от переоценки из-за того, что в отношении этих депозитов действовал более благоприятный курс обмена 100:1.

После ввода в обращение новой национальной валюты — таджикского рубла некоторое время прохождение платежей по банковским счетам было сложным. В этот период Национальный банк Таджикистана стал поддерживать ликвидность коммерческих банков путем предоставления кредитов из централизованных денежных средств. Со временем коммерческие банки стали ликвидными и активно поддерживали экономику, что явилось одним из факторов замедления спада производства и начала экономического роста с 1997 г.

После ввода в обращение таджикского рубла были заложены основы проведения независимой денежно-кредитной политики в стране. Таджикский рубл находился в обращении более пяти лет и по сравнению с денежными единицами других стран СНГ сохранял устойчивое положение.

В связи с необходимостью завершения становления государственности Таджикистана возникла необходимость выпуска в обращение национальной валюты, которая символизировала бы национальную сущность таджикского народа. Поэтому Постановлением Правительства Республики Таджикистан о мерах по реализации Указа Президента Республики Таджикистана за № 415 от 26 октября 2000 г. «О введении в обращение национальной валюты сомони» 30 октября 2000 г.4 была проведена денежная реформа и в обращении появилась новая национальная денежная единица Республики Таджикистан — сомони. Обмен таджикских рублов производился в соотношении 1000 таджикских рублов к 1 сомони (1000:1), при этом цены на все товары производственно-технического назначения,

продовольственные и все остальные товары были снижены в 1000 раз, поэтому население Республики от денежной реформы не пострадало.

Новая национальная денежная единица имеет большое культурное значение и символизирует древние культурные традиции таджикского народа. На новых денежных знаках изображены выдающиеся деятели культуры, политики, науки и известные памятники истории и культуры. В обращение были выпущены денежные знаки достоинством 1, 5, 10, 20, 50, 100 сомони и 1, 5, 20, 50 бумажные дирамы выпуска 1999 г.

Это была вторая денежная реформа в Республике, для ее проведения было отведено достаточно времени и приняты все меры, чтобы в результате введения новой национальной валюты народ Таджикистана не испытывал никакого финансового ущерба. Был установлен срок для обмена старых денежных знаков на новые денежные знаки — пять месяцев.

Находящийся в обращении таджикский рубл обращался наравне с новой денежной единицей сомони до 1 апреля 2001 г. За период с 30 октября 2000 г. до 1 апреля 2001 г. все граждане Республики полностью обменяли имевшиеся у них рублы на новые денежные знаки — сомони.

В целях совершенствования структуры денежной системы Республики и обеспечения на этой основе ее надежности и устойчивости Указом Президента Республики Таджикистан от 28 августа 2001 г. с 3 сентября 2001 г. в обращение были введены металлические монеты достоинством 1, 3, 5 сомони и 5, 10, 20, 25, 50 дирамов, выпуска 2001 г., эмитируемые Национальным банком Таджикистана. Было установлено, что бумажные деньги достоинством 1, 5 сомони и 5, 20, 50 дирамов, находящиеся в обращении, будут использоваться параллельно с металлическими монетами.

Введение в обращение национальной валюты сомони, повлиявшее на развитие экономики и положительные преобразования в жизни Республики, поставило перед банковской системой новые задачи. Национальный банк Таджикистана и вся банковская система страны стали частью международной банковской системы. Переход банковской системы Таджикистана на международные стандарты бухгалтерского учета укрепил сотрудничество с международной банковской системой.

Национальная валюта сомони, имеющая в зоне обращения достаточный авторитет, стала достойным символом независимого Таджикистана и служит надежным инструментом регулирования развивающейся экономики страны.

Банковские системы используются для решения текущих и стратегических задач:

- обеспечения экономического роста;

- регулирования инфляции;

- регулирования платежного баланса5.

С учетом существующей тесной связи между денежной и кредитной политикой государство осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики6. Денежнокредитная политика Правительства Республики, одобренная Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан и претворяемая в жизнь Национальным банком Таджикистана, направлена на сдерживание роста инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты. Для обеспечения выполнения поставленных задач Национальный банк Таджикистана всегда предпринимает конкретные практические меры.

В стране осуществляется поэтапная политика уменьшения объема внешнего долга по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП). Если в 1999 г. объем внешнего долга был равен 1 млрд 280 млн долл. США, или 98,5% к ВВП, то на 1 января 2005 г. прямой государственный долг равнялся 683 млн долл. США, что составляет 32,0% к ВПП7.

Сегодня сомони является одной из устойчивых валют в СНГ, что привлекает внимание финансовых кругов соседних государств.

Так как эффективная банковская система является основным условием ускоренного развития экономики, специалистам банковской системы необходимо сконцентрировать финансовые ресурсы и направить их на финансирование реальных секторов эконо-мики8, особенно сосредоточиться на развитии микрофинансирования на селе, а также в отдаленных горных районах.

Необходимо продолжить реформы в банковской системе и межбанковских взаиморасчетах и направить свои усилия на привлечение иностранного капитала в банковскую систему и снижение действующего уровня банковских процентов.

Другая, не менее важная задача — развитие рынка драгоценных бумаг и рынка их повторной реализации, что является основным рычагом увеличения финансовых запасов внутренних инвесторов.

1 Жарковская Е, Аренде И. Банковское дело. М., 2002. С. 280.

2 Ашуров Н. Денежная реформа республики Таджикистан // Вестник Национального банка Таджикистана. Душанбе, 2002. № 5-6 (35-36). С. 42.

3 Лаврушин И. О. Банковское дело. М., 2000. С. 86.

4 Нормативные документы ( http: //www.nbt.tj).

5 Жарковская Е, Аренде И. Банковское дело. С. 48.

6 Деньги. Кредит. Банки / Жуков Е. В., Максимова Л. М., Печникова А. В. и др. М., 2003. С. 60.

7 Статистика ( http: //www.nbt.tj).

8 Белоглазова Г. Н. Деньги, кредит, банки. М., 2004. С. 409.

Статья поступила в редакцию 25 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.