Научная статья на тему 'Макроэкономическая политика Таджикистана: реальные детерминанты'

Макроэкономическая политика Таджикистана: реальные детерминанты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАДЖИКИСТАН / TAJIKISTAN / МАКРОЭКО-НОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / BUDGET / НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК / NATIONAL BANK / ДЕНЕЖ-НО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / РОГУНСКАЯ ГЭС / MACRO-ECONOMIC POLICY / CASH AND CREDIT POLICY / ROGUNSKAYA POWER STATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тураева Мадина Октамовна

Обсуждение дихотомии бюджетно-налогового (фискально-го) и денежно-кредитного (монетарного) блоков наиболее полно раскрывает понятие макроэкономической политики. В статье автор поднимает вопрос о том, что является реальными детерминантами данных блоков современной макроэкономической политики в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The discussion of dichotomy of the budget and taxation (fiscal) and cash and credit (monetary) blocks can disclose the idea of macro-economic policy. The article raises the question about real determinants of these blocks in the current macro-economic policy of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Макроэкономическая политика Таджикистана: реальные детерминанты»

Канд. экон. наук М. О. Тураева

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ТАДЖИКИСТАНА: РЕАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

Обсуждение дихотомии бюджетно-налогового (фискального) и денежно-кредитного (монетарного) блоков наиболее полно раскрывает понятие макроэкономической политики. В статье автор поднимает вопрос о том, что является реальными детерминантами данных блоков современной макроэкономической политики в Таджикистане.

Ключевые слова и словосочетания: Таджикистан, макроэкономическая политика, бюджет, Национальный банк, денежно-кредитная политика, Рогунская ГЭС.

Ввиду слабой вовлеченности Таджикистана в мировую экономику кризис в республике был неощутим почти до конца 2008 г., но уже к середине 2009 г. республика почувствовала его в полной мере. Динамика реального роста ВВП в 2009 г. имела выраженный негативный характер (рис. 1)1, хотя в номинальном выражении рост валового продукта в 2009 г. составил 3,01 млрд. сомони (около 700 млн. долларов).

°/о

9 ,о 8.0 7,0 6,0

5,0 4,0 3,0

Рис. 1. Динамика реального ВВП в 2005-2009 гг.

Та же картина наблюдается с внешней торговлей (рис. 2 и 3). Внешнеторговый оборот в 2009 г. был на 23,5% меньше, чем 2008 г. Отрицательная динамика объема экспорта (ФОБ) началась уже в 2008 г.

2005 2006 2007 2008 2009

1 Агентство по статистике при Президенте РТ. URL // http://stat.tj/ ; Национальный банк Таджикистана. URL // http://nbt.tj/

С 2007 по 2009 гг. падение экспорта в денежном выражении составило 458,1 млн. долларов. Падение импорта (СИФ) в 2009 г. достигло 701,1 млн. долларов1.

Млн. долл.

1б00:0

1400.0 1200.0

1000:0 800.0

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Экспорт (ФОБ) в 2005-2009 гг.

4000,0 3000,0 2 ООО,О 1000,0 ого

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 3. Импорт (СИФ) в 2005-2009 гг.

Вместе с тем сокращение сальдо торгового баланса на 304,7 млн. долларов может послужить слабым утешением (рис. 4), так как это произошло из-за того, что объем импорта в предыдущем году сократился гораздо существеннее экспорта.

Считается, что причины экономического спада для Таджикистана в целом экзогенны, импорт проблем произошел из-за резкого снижения денежных переводов мигрантов, а также снижения мировых цен на хлопок и алюминий (основные статьи экспорта республики). Кризис, сильно пошатнувший экономику России, - основную страну назначения трудовой миграции из Таджикистана, рикошетом ударил по экономике Таджикистана через канал поступления денежных переводов.

1 Агентство по статистике при Президенте РТ, URL // http://stat.tj/ и Национальный банк Таджикистана, URL // http://nbt.tj/

Рис. 4. Сальдо торгового баланса, 2005-2009 гг.

По данным Национального банка Таджикистана, официальный объем денежных переводов (т. е. через банки и системы быстрого перевода денег) в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом сократился на 836,6 млн. долларов или на 32%\ и составил 1833,9 млн. долларов. Таким образом, покупательная способность населения и совокупный спрос значительно сократились. Для сравнения укажем, что доходы республиканского бюджета в 2009 г. (по исполнению) составили около 906 млн. долларов (3896,6 млн. сомони) .

На наш взгляд, мировой экономический кризис не только усугубил внутренние проблемы Таджикистана, но и показал, что изменения государственной экономической политики, в частности ее фискального (бюджетного и налогового) блока, как ответ рецессии, являются неадекватными и носят характер пассивной реакции.

Государственный бюджет Республики Таджикистан на 2009 г., принятый в ноябре 2008 г., был пересмотрен парламентом в мае 2009 г. и уменьшен на 459 млн. сомони (около 107 млн. долларов)3. Налоговые сборы в 2009 г. составили 98,7% от запланированного и уточненного бюджета по налогам. Основным источником доходов государственного бюджета были косвенные налоговые поступления, основная часть которых приходится на НДС. Его доля в структуре государственных доходов (включая гранты) составила 34,6%4.

1 Махмудов И. Денежные переводы в Республике Таджикистан : Материалы международной конференции «Миграция и денежные переводы» (МИРПАЛ). - М., 2010.

2 Отчет по исполнению бюджета январь - декабрь 2009 г. Министерство финансов Республики Таджикистан, г. Душанбе. URL // http://minfin.tj/downloads /BudgetPerformanceReport2009rus. pdf

Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2008. - № 11. - Статья 928. Закон Республики Таджикистан «О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2009 г.».

4 Отчет по исполнению бюджета январь - декабрь 2009 г. Министерство финансов Республики Таджикистан, г. Душанбе. URL // http://minfin.tj/downloads/BudgetPerformanceReport2009rus. pdf

Государственный бюджет 2010 г. спланирован с большими надеждами на косвенные налоги (40-45% бюджета) и на внешние гранты (4,23%). Как видно на рис. 5, несмотря на то, что в 2009 г. доля фактически собранных налогов в структуре доходов государственного бюджета была на 7,69% меньше аналогичного показателя в 2008 г., в бюджете 2010 г. запланирован рост доли налоговых поступлений до 90,54%1.

Рис. 5. Доля налоговых поступлений в структуре доходов государственного

бюджета в 2007-2010 гг.

Вместе с тем итоги исполнения бюджета в I квартале 2010 г. -недосбор 5,3% запланированных доходов - демонстрируют неосущес-вимость такого плана по крайней мере в сложившихся экономических реалиях. Полагаем, что при составлении оптимистических финансовых планов, в том числе и государственного бюджета, необходимо более реалистично оценивать потенциал их исполнения. Другими словами, нужно понимать, как этот потенциал можно использовать и на какие ресурсы стоит рассчитывать. У Таджикистана в этом смысле вариантов не так уж много.

Во-первых, денежные переводы трудовых мигрантов будут расти пропорционально выходу России из экономического кризиса. По самым смелым ожиданиям, достижение докризисного уровня произойдет как минимум к 2011 г.

Во-вторых, внутренние резервы, в частности промышленный потенциал Таджикистана, также не могут, на наш взгляд, являться точкой роста бюджетных поступлений, пока объем промышленной

1 Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - 2008. - № 11. - Ст. 928. Закон Республики Таджикистан «О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2009 г.».

продукции не достигнет уровня 2008 г. (рис. 6)1 (с начала текущего года доля полностью простаивавших предприятий в Таджикистане составила 39,3%2).

о/о

115.0 110,0 105,0. 100,0 95,0 90,0 85,0

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 6. Объем промышленной продукции, в % к предыдущему году

В-третьих, доходная часть бюджета республики зависит от мировых цен на хлопок-волокно. Шансов тут больше, чем с переводами, поскольку уже в середине 2009 г. мировые цены на хлопок стали расти. Когда в 2008 г. цены на хлопок упали, страны, традиционно выращивающие эту культуру, естественным образом сократили ее посевные площади. Это привело к дефициту хлопка и сокращению его поставок. Растущий мировой спрос на одежду из натурального хлопка и текстиля дополнительно поспособствовал тому, что котировки на базовое хлоп-

3

ковое волокно к июню 2010 г. достигли 2450 долларов за тонну . Так, к лету 2010 г. сложилась ситуация, которую аналитики назвали хлопковой лихорадкой.

Казалось бы, ситуация выгодная для республики, но тут есть определенный казус. После того, как цены на хлопок-волокно на мировых биржах повысились, производители хлопка в Таджикистане в массовом порядке начали экспортировать свою продукцию, в результате чего пострадали местные перерабатывающие предприятия. Государство в данном случае в лице Министерства экономического развития и торговли должно поддерживать отечественных производителей. Одним из решений государства может стать запрет на экспорт хлопка-волокна, поскольку подобная мера - запрет экспорта кожи и шерсти - в свое время дала импульс развитию предприятий, занимающихся их переработкой. Однако повышение цен на хлопок привело к ситуации, которая не способствует быстрому росту бюджетных доходов в Таджикистане.

1 Агентство по статистике при Президенте РТ. URL // http://stat.tj/ и Национальный банк Таджикистана, URL // http://nbt.tj/

2 ИА «Азия-плюс». - 2010. -16 марта. URL // http://asiaplus.tj/news/31/63352.html

3 ИА «Росбалт». URL // http://www.rosbalt.ru/2010/06/09/743680.html

В-четвертых, схожие тенденции отмечались в последнее время и на рынке первичного алюминия. Падение мировых цен в 2008 г. обернулось в итоге рекордным сокращением запасов алюминия у производителей и потребителей. В результате создавшегося дефицита к середине весны 2010 г. цены на алюминий достигли докризисного уровня, и вероятнее всего, будут расти ежегодно на 10%. Однако начиная с апреля текущего года, цены на первичный алюминий идут вниз: если в середине весны они превышали уровень 2200 долларов за тонну, то к июню они приблизились к отметке 1950 долларов1.

В 2009 г. Таджикистаном экспортировано 348,7 тыс. тонн первичного алюминия на сумму 585,5 млн. долларов, что на 44,7 тыс. тонн меньше по сравнению с показателем 2008 г.2 Учитывая то, что алюминий в Таджикистане производится из привозного сырья - глинозема, - цены на который также с начала кризиса подвержены скачкам, рассчитывать на подпитку бюджета за счет алюминиевого сектора очень рискованно.

Таким образом, главное упущение фискального блока макроэкономической политики в Таджикистане, на наш взгляд, - это завышенные ожидания эффективности традиционных ресурсов (переводы мигрантов, экспорт, промышленность). В такой ситуации увеличение налогового бремени, особенно с акцентом на косвенные налоги, не только не улучшит их собираемость, но и, вероятнее всего, спровоцирует рост неформального сектора в республике. В подобном положении лучшим временным решением могла бы стать экономическая либерализация, так как экономике нужен импульс. С учетом имеющихся в Таджикистане объективных и субъективных трудностей экономического развития, ограниченности ресурсов и высокого уровня бедности, ужесточение экономической политики, в том числе налоговые рестрикции, лишь усугубят ситуацию. Фискальная политика в настоящее время должна быть ориентирована на оживление экономики и скорейший выход из кризиса.

Оценим, насколько отдельные компоненты макроэкономической политики в Таджикистане соотносятся с общегосударственными стратегиями и национальными программами. В частности, насколько описанное ниже размещение акций ОАО «Рогунская ГЭС» соответствует или противоречит цели и задачам денежно-кредитной (монетарной) политики.

В январе 2010 г. в республике началась беспрецедентная продажа акций и сертификатов ОАО «Рогунская ГЭС» - кампания по сбору средств (населения и бизнеса) на строительство Рогунской гидроэлект-

1 ИИС «Металлоснабжение и сбыт». URL // www.metalinfo.ru/ru/news/42387

2 ИА «Авеста». - 2010. - 18 января. URL // www.avesta.tj/index.php?newsid=3568

ростанции. Нас в данном случае интересует макроэкономический эффект, который будет получен в результате асимметрий, вызванных массовой продажей народных акций. В частности, интересно сравнить, как последствия кампании противоречат планам Национального банка Таджикистана в отношении увеличения объема денежной массы, и соответственно уровня монетизации экономики, повышения ликвидности банковской системы и наращивания валютных резервов.

На начало 2010 г. показатель денежной массы М21 в Таджикистане составил 2083740 тыс. сомони . С начала кампании по состоянию на 20 мая 2010 г., на счета строительства Рогунской ГЭС (в казначействе Минфина и в банках) поступило 817951,9 тыс. сомони, что эквивалентно примерно 186 млн. долларов3. На рис. 7 показана динамика поступления средств от проведенной кампании с 20 февраля по 20 мая 2010 г.

Тыс. сомони

840000 800000

760000

720000

680000

20 февраля 20 марта 20 апреля 20 мая 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г.

Рис. 7. Динамика поступления средств на счета Рогунской ГЭС за 4 месяца 2010 г.

На рис. 84 собранные средства соотнесены с показателем денежной массы М2. Если представить, что деньги были собраны (или аккумулированы в банках) в национальной валюте, то речь идет о 3540% денежной массы. Очевидно, что такие обобщения очень грубые, но

1 М2 равно сумме наличных денег, всех депозитов и облигаций государственного займа.

2 Национальный банк Таджикистана, раздел статистики. URL // http://nbt.tj/files/docs/statistics/ den_massa_ru.xls

3 Министерство финансов Республики Таджикистан. URL // http://minfin.tj/sobitiya/203-informacija-o-khode-prodazhi-akcijj-i.html; ИА «Авеста». - 2010. - 25 мая. URL // http://avesta.tj/ index.php?newsid=4947

4 Министерство финансов Республики Таджикистан. URL // http://minfin.tj/; Национальный банк Таджикистана. URL // http://nbt.tj/

.11

для понимания порядка сумм, о которых идет речь, полагаем, можно к ним прибегнуть.

39.25

20 февраля 20 марта 20 апреля 20 мая 2010 г. 2010 г. 2010 г. 2010 г.

Рис. 8. Соотношение средств, собранных в ходе рогунской кампании, с показателем денежной массы М2 на начало 2010 г.

В планах главного банка Таджикистана на текущий год в числе прочих стоит задача увеличения монетизации почти на 2,5% и рост широкого показателя денежной массы на 22-24%\ В то же время государство активно оперирует одним из самых надежных инструментов по сокращению денежной массы - масштабным размещением ценных бумаг. Возникает вопрос, согласуется ли это с задачами монетарной политики Национального банка Таджикистана (НБТ), в частности на 2010 г., по предотвращению влияния мирового финансового кризиса на экономику страны, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и устойчивости макроэкономических показателей.

Частично прояснить ситуацию пытается председатель НБТ Ш. Рахимзода. По его словам, продажа акций Рогунской ГЭС не оказала ощутимого влияния на наличность национальной валюты, баланс наличности сохранен; основными покупателями акций в крупных размерах стали банки и предприятия; только банки закупили акции Рогуна на сумму 113 млн. сомони; продажа акций осуществлялась и в иностранной валюте; общая сумма наличности, на которую были приобретены акции Рогуна, составила всего 300 млн. сомони .

Так, поверить в сумму 300 млн. сомони аккумулированной наличности сложно, учитывая масштабы и интенсивность кампании, особенно в ее первые месяцы. Но даже с учетом сказанного, к 300 млн.

1 Прогноз денежно-кредитной политики Республики Таджикистан на 2010 год. Национальный банк Таджикистана, 2010. - С. 12.

2 ИА «Авеста». - 2010. - 26 апреля. URL // http://avesta.tj/index.php?newsid=4631

необходимо прибавить 113 млн. сомони, потраченных банками, поскольку, если движение средств произошло внутри банка, их необходимо считать вынутыми из обращения, так как теоретически банк не имеет права распоряжаться деньгами (например, выдать кредит), находящимися на специальном счете Рогуна. Таким образом, из показателя М2 изъято 413 млн. сомони, или почти 20% денежной массы. Необходимо подчеркнуть, что о суммах, потраченных на акции предприятиями в безналичной форме, в данном случае речь не идет.

Как уже отмечалось выше, стабильность и ликвидность банковской системы - важнейшие приоритеты денежно-кредитной политики НБТ. Однако понятно, что участие коммерческих банков в покупке акций имеет негативный макроэкономический смысл. Во-первых, бьет по их ликвидности. Во-вторых, объявленный в мае 2010 г. Минфином Таджикистана конкурс банков на размещение свободных средств от реализации акций Рогуна на депозитные счета, предполагает, что не участвовавшие в конкурсе банки (где пока хранятся деньги от реализации акций) в течение 72 часов после завершения конкурса должны перечислить эти средства на счета центрального казначейства Минфина, т. е. банки, которые не приняли участие в конкурсе, должны не просто перевести деньги с одного счета на другой (внутри своей же системы), а перечислить их в казначейство. Из сообщений СМИ не вполне понятно, ждет ли та же участь банки, принявшие участие в конкурсе, но не выигравшие его. Если так, то повышение ликвидности национальной банковской системы, равно как и эффект от денежной мультипликации, находятся под большим сомнением.

Первый транш в 16 млн. долларов из общей суммы, вырученной с продажи акций и сертификатов акций Рогунской ГЭС, потрачен на размещение заказов для приобретения специального оборудования. Эти средства были конвертированы НБТ в иностранную валюту за счет резервов Национального банка. До конца 2010 г. на размещение заказов из вырученных за счет реализации акций Рогуна средств планируется выделить еще 47 млн. долларов1. Учитывая состояние экономики Таджикистана, усугубившееся в результате мирового экономического кризиса, а также специфичность потребностей для строительства ГЭС, очевидно, что размещать заказы и тратить собранные деньги будут в основном не в республике, а в странах, производящих необходимое оборудование. Таджикская валюта «сомони» может быть конвертирована в другие валюты лишь на территории самого Таджикистана. Поэтому большая часть собранных в ходе кампании средств в нацио-

1 ИА «Авеста». - 2010. - 26 апреля. URL // http://avesta.tj/index.php?newsid=4631

нальной валюте постепенно в результате конвертации вернется на внутренний рынок, валютный же запас в НБТ будет тратиться.

Вместе с тем в документе, официально определяющем основные направления денежно-кредитной политики Таджикистана в 2010 г., говорится, что «в соответствии с планом увеличения золотовалютных резервов прирост чистых иностранных активов в следующем [2010] году предусматривается до 26%»\ К концу первого квартала 2010 г. золотовалютный запас Таджикистана составил 385,8 млн. долларов2, т. е. сумму дважды превышающую народные средства, собранные в рамках Рогунской кампании. Учитывая, что в 2009 г. внешний долг Таджикистана составил 1691,3 млн. долларов3, т. е вчетверо больше золотовалютного запаса республики, ликвидность самого Таджикистана рискует оказаться под угрозой.

Таким образом, на сегодняшний день макроэкономическая политика в Таджикистане является нескоординированной. Государственные стратегии со статусом национальной идеи, реализуемые посредством масштабных кампаний, идут не просто вразрез с целями бюджетной и денежно-кредитной политики, но и противоречат им. До тех пор, пока не будет проведена оптимизация отдельных направлений макроэкономической политики, трудно ожидать успеха какого-либо компонента.

Список литературы

1. Агентство по статистике при Президенте РТ. URL // http:// stat.tj/

2. Махмудов И. Денежные переводы в Республике Таджикистан : Материалы международной конференции «Миграция и денежные переводы» (МИРПАЛ). - М., 2010.

3. Отчет по исполнению бюджета январь - декабрь 2009 г. // Министерство финансов Республики Таджикистан, г. Душанбе. URL // http://minfin.tj/downloads/BudgetPerformanceReport2009rus.pdf

4. http://minfin.tj/

5. http://nbt.tj/

1 Прогноз денежно-кредитной политики Республики Таджикистан на 2010 год». Национальный банк Таджикистана, 2010. - С. 12.

2 ИА «Ховар». - 2010. - 26 апреля. URL // http://www.khovar.tj/index.php?option=com_ content &task=view&id=20728&Itemid=

3 ИА «Ховар». - 2010. - 25 января. URL // www.khovar.tj/index.php?option=com_content &task =view&id= 17763 &Itemid=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.