ДЕМОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2019 г.
(по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)1
Р. Р. ХАСАНОВА Ю. Ф. ФЛОРИНСКАЯ Н. В. ЗУБАРЕВИЧ А. Я. БУРДЯК
Естественная убыль населения России за первый квартал 2019 г. составила 106,6 тыс. человек, превысив аналогичный показатель 2018 г. на 22%. Убыль наблюдается в большинстве регионов Российской Федерации, естественный прирост численности населения зафиксирован лишь в 17 субъектах РФ. Общий коэффициент смертности равен 12,8%о, что ниже, чем в 2018 г. (13,2%о). Снижение смертности населения в январе-марте текущего года коснулось практически всех причин смерти, за исключением болезней органов кровообращения и органов дыхания.
Ускорилось снижение ежемесячного числа родившихся: в первом квартале 2019 г. родилось на 35,7 тыс. детей меньше, чем в январе-марте 2018 г. Только в трех регионах число рождений увеличилось. Снижение коэффициента рождаемости затронуло большинство регионов России, причем в 34 субъектах РФ данный показатель сократился более чем на 10 п.п.
Количество временно пребывающих в России иностранных граждан в первом квартале 2019 г. превысило аналогичные показатели последних двух лет, однако остается на 10% ниже докризисных значений. Численность трудовых мигрантов в России стабильна, так же как и доля формально легализованных на рынке труда среди них. Платежи за патенты в региональные бюджеты даже несколько сократились по сравнению с прошлым годом.
Развитие регионов в первые месяцы 2019 г. было неустойчивым: почти в 30% из них уменьшился объем промышленного производства, в половине регионов продолжался спад жилищного строительства; позитивным трендом стал только рост потребления в подавляющем большинстве субъектов РФ. Состояние региональных рынков труда не изменилось по сравнению с предыдущим годом.
Рост доходов бюджетов регионов в начале 2019 г. был значительным и сопоставим с динамикой 2018 г. Его основным драйвером выступил рост поступлений налога на прибыль и акцизов. Динамика расходов бюджетов регионов в первые месяцы текущего года отразила приоритеты федеральной политики — опережающий рост расходов на развитие инфраструктуры и на социальную защиту населения, однако второй приоритет реализуется прежде всего в Москве.
Доступность покупки жилья по итогам 2018 г. составила 2,8 года на первичном рынке и 2,5 года — на вторичном. Срок накопления на жилье по сравнению с 2016 г. в среднем не изменился, при этом квартиры в новостройках стали менее доступны (+0,2 года). В начале 2019 г. ЖКУ подорожали на 2,3%, при этом максимальный рост тарифов зафиксирован в Новосибирской, Брянской областях и в Республике Коми.
Ключевые слова: рождаемость, смертность, миграция, бюджеты, регионы, жилье.
Мониторинг
воспроизводства населения
По результатам первого квартала 2019 г. естественная убыль населения России составила
106,6 тыс. человек - это выше аналогичного показателя 2018 г. на 22% (87,2 тыс. человек) и на 40% больше, чем в 2017 г. Если в январе 2019 г. естественная убыль была на уровне ян-
Хасанова Рамиля Рафаэлевна, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук (Москва), e-mail: [email protected]; Флоринская Юлия Фридриховна, ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук (Москва), e-mail: [email protected]; Зубаревич Наталья Васильевна, главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор (Москва), e-mail: [email protected]; БурдякАлександра Ярославовна, старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, e-mail: [email protected]
1 Расширенная версия опубликована онлайн на сайте ИНСАП РАНХиГС. URL: https://www.ranepa.ru/social/informatsionno-analiticheskij-byulleten: Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. — апрель 2019 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2019.
варя 2017 г. (минимальное за последние годы значение), то в феврале она составила 56,8 тыс. человек, оказавшись ниже всех ежемесячных показателей за 2016-2019 гг. (См. рис. 1.)
Убыль населения наблюдается в большинстве регионов Российской Федерации - естественный прирост численности населения зафиксирован лишь в 17 субъектах РФ. К регионам с максимальным уровнем естественного прироста относятся Чеченская Республика (13,1%о), республики Ингушетия (12,9%о), Тыва (11,2%), Дагестан (10,7%), Ямало-Ненецкий (7%) и Ханты-Мансийский (5,9%) автономные округа. Наиболее низкие показатели демонстрируют Тульская (-8,9%), Ивановская (-8,5%), Тверская (-8,5%), Псковская (-8,3%), Смоленская (-8,1%) области. Причиной сокращения численности населения является продолжающееся существенное падение рождаемости на фоне незначительных изменений довольно высоких показателей смертности населения.
В 2019 г. ускорилось снижение ежемесячного числа родившихся: если за первые три месяца 2018 г. родилось на 20,8 тыс. детей меньше, чем за аналогичный период 2017 г. (390,8 и 411,7 тыс. соответственно), то за пер-
вый квартал 2019 г. - на 35,7 тыс. детей меньше (9,1%), чем за январь-март 2018 г. (355,1 и 390,8 тыс. соответственно). В марте 2019 г. число рождений составило всего 88% от уровня марта 2018 г. За последние три месяца самое низкое число родившихся наблюдалось в феврале - 111 739 человек, что ниже аналогичных показателей за предыдущие четыре года.
Общий коэффициент рождаемости в январе-марте 2019 г. составил 9,8 промилле. Этот показатель ниже аналогичного за 2018 г. на 9% (10,8 на 1000 населения). Как отмечалось в предыдущих выпусках Мониторинга, наблюдаемое снижение связано с особенностями половозрастной структуры населения, а именно с малочисленностью поколений, которые сейчас пребывают на пике репродуктивных возрастов. Однако следует отметить, что у показателя интенсивности рождений - суммарного коэффициента рождаемости - также наблюдается тенденция к снижению: по предварительным данным Росстата за 2018 г., он равен 1,597 на 1 женщину в репродуктивном возрасте. Этот показатель ниже ожидаемого по среднему варианту прогноза Росстата за 2018 г. (1,600) и значительно ниже суммарного коэффициента рождаемости по высокому варианту прогноза (1,628).
Рис. 1. Естественный прирост (убыль) населения Российской Федерации в январе 2016 - марте 2019 гг., тыс. человек
200 150 100 50 0 -50 -100 -150 -200
¡Sill
МП
IIIIIIIIIIIIIIUIUUUIUIIIIIUUIII
10 10 Ю 10
оооосооооооостст
°оооо'-0оо Число родившихся Число умерших
Источник: ЕМИСС, оперативная статистика Росстата.
Естественный прирост (убыль)
Снижение коэффициента рождаемости затронуло большинство регионов России, причем в 34 субъектах РФ его масштабы составили более 10 п.п. Исключением стали всего три региона, где число рождений увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.: Магаданская область, г. Москва и Карачаево-Черкесская Республика. Максимальное снижение коэффициента наблюдалось в Московской области (на 20,5%), Краснодарском крае (17,7%), Чукотском автономном округе (17,2%), Орловской (17,2%) и Амурской (14,8%) областях, Удмуртской (14,4%) и Чеченской (14,4%) республиках.
По результатам первого квартала 2019 г. максимальное значение общего коэффициента рождаемости было зафиксировано в Республике Тыва (19,2%), Чеченской Республике (17,3%), республиках Ингушетия (15,7%), Дагестан (15,2%) и Алтай (13,9%). Наиболее низкие показатели были отмечены в Ленинградской (7,2%), Смоленской (7,4%), Тульской (7,5%), Орловской (7,7%), Тамбовской (7,7%), Ивановской (7,9%), Пензенской (7,9%) областях, в Республике Мордовия (7,5%). Оперативная помесячная статистика весьма волатильна, поэтому какой-либо явной социально-географической компоненты в данной тенденции не прослеживается.
За первый квартал 2019 г. число умерших составило 461,8 тыс. человек - этот показатель ниже аналогичного за 2018 г. на 16 317 человек, или на 3,4%. Как известно, в зимние и весенние месяцы наблюдается сезонное повышение смертности. В январе 2019 г. число умерших было выше января 2018 г., но ниже соответствующего показателя 2017 г. В феврале также отмечалась значительная смертность населения (168,4 тыс.): число умерших в этом месяце превысило высокий показатель февраля 2016 г. (156,7 тыс.) и стало наибольшим за последние пять лет. Смертность в марте 2019 г., наоборот, продемонстрировала наименьшие абсолютные показатели за последние пять лет. Данные помесячной статистики смертности характеризуются значительными колебания-
ми, поэтому на их базе нельзя делать основательных выводов.
Общий коэффициент смертности в первом квартале текущего года был равен 12,8% - это на 3% ниже, чем в 2018 г. (13,2%).
Разрыв между минимальным и максимальным значениями общего коэффициента смертности населения в регионах России в январе-марте 2019 г. составил 14,3%. И если Республика Ингушетия по-прежнему демонстрирует здесь наименьший показатель (2,8%), то наибольший - Тверская область (17,1 на 1000 населения). Дифференциация в значениях общего коэффициента смертности объясняется как различиями в интенсивности смертности населения, так и особенностями половозрастного состава населения региона. Так, в первом квартале 2019 г. у регионов с высокой долей населения старших возрастов (Тверской, Псковской, Новгородской, Тульской, Ивановской областей) отмечался высокий общий коэффициент смертности (от 16,4 до 17,1%), тогда как наименьшие коэффициенты наблюдались в регионах с более молодой структурой населения: в Республике Ингушетия (2,8%), Чеченской Республике (4,2%), Республике Дагестан (4,5%), Ямало-Ненецком (5%) и Ханты-Мансийском (6,2%) автономных округах.
В то же время, по сравнению с январем-мартом 2018 г., в первом квартале 2019 г. в 18 регионах России общий показатель смертности населения повысился (больше всего - в Магаданской области (на 12,7%), г. Севастополе (10%), Хабаровском крае (9%), Томской области (7%), Карачаево-Черкесской Республике (5,4%)). В семи регионах он остался на том же уровне. Наиболее значительное его снижение за рассматриваемый период было отмечено в Орловской области (на 21,5%), Чукотском автономном округе (17,6%), Пензенской области (13,8%), Ненецком автономном округе (13,2%).
Младенческая смертность в России за первые три месяца 2019 г. составила 4,3 случая на 1000 живорожденных - на 15,7% ниже анало-
гичного показателя за 2018 г. Здесь наблюдался рост разрыва между регионами: за первый квартал 2019 г. он составил 13%, а за первый квартал 2018 г. - 9% (за счет повышения максимального показателя). В 2019 г. наибольшее значение показателя было зарегистрировано в Чукотском автономном округе (13,1%), Карачаево-Черкесской Республике (10,4%), Еврейской автономной области (8,6%), Республике Алтай (8,5%), Ямало-Ненецком автономном округе (7,8%). Наименьший коэффициент смертности детей до 1 года был отмечен в республиках Калмыкия (1,3%) и Коми (1,4%), Камчатском крае, Курганской области (2,4%), Чувашской Республике, Краснодарском крае (2,5%). В Ненецком автономном округе за рассматриваемый период младенческая смертность не зафиксирована.
В первом квартале 2019 г. младенческая смертность повысилась в годовом выражении в 35 регионах России; наибольший рост наблюдался в Калининградской области - на 240% (7,5% в январе-марте 2019 г. и 2,2% в
2018 г.), Карачаево-Черкесской Республике -на 167% (10,4 и 3,9% соответственно), Архангельской области - на 161% (7,3 и 2,8%), Ярославской области - на 142% (2,9 и 1,4%), Камчатском крае - на 118% (2,4 и 1,1%), Псковской области - на 112% (5,5 и 2,6%), Чукотском автономном округе - на 11% (13,1 и 6,2%), Липецкой области - на 95% (4,1 и 2,1 %), Тульской области - на 82% (4,9 и 7%). В четырех регионах коэффициент младенческой смертности остался на уровне 2018 г.
Снижение смертности населения в январе-марте 2019 г. коснулось практически всех ее причин: коэффициент смертности от новообразований снизился относительно того же периода предыдущего года на 1,6%, от инфекционных и паразитарных болезней - на 2,7%, от болезней органов пищеварения - на 0,2%, от болезней нервной системы - на 26,4%, от болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - на 9,1%, от внешних причин - на 7%. Уровень смертности от отравлений и воздействия ал-
Рис. 2. Коэффициент смертности населения от болезней системы кровообращения в январе-марте 2019 г., человек на 100 тыс. населения
Источник: оперативная статистика Росстата.
коголем с неопределенными намерениями остался на уровне 2018 г.
Исключением стал показатель смертности от болезней органов кровообращения (он на 0,4% превысил аналогичный коэффициент за 2018 г.), в том числе от гипертонической болезни (выше на 3,3%), цереброваскулярных болезней (на 2,3%), от других болезней системы кровообращения (на 3,2%) и от болезней органов дыхания (на 0,2%).
Болезни системы кровообращения занимают основную долю в структуре смертности населения России. Повышение коэффициента смертности от них наблюдалось в 40 регионах. Наибольший рост был отмечен в Краснодарском (на 46%) и Красноярском (38,5%) краях, Ивановской (32%), Нижегородской (25%), Курганской (22%) областях, Республике Башкортостан (20,5%).
Максимальные коэффициенты смертности населения от болезней системы кровообращения в первом квартале текущего года были зарегистрированы в Псковской области (1116,1 на 100 тыс. населения), Еврейской автономной области (923,6), г. Севастополе (859,7), Нижегородской (851,7) и Тульской (844,2) областях. (См. рис. 2.)
Таким образом, смертность населения продолжает снижаться, однако темпов ее снижения уже недостаточно для того, чтобы компенсировать падение числа рождений.
7 мая 2019 г. минул год со дня подписания Указа Президента РФ В.В. Путина № 204. В его рамках были определены девять основных целей развития России на период до 2024 г., в том числе в области демографии: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 г. - до 80 лет).
Основные положения, разработанные для достижения поставленных целей, легли в основу национальных проектов «Демография» и «Здравоохранение». Дополнительный положительный эффект возможен при эффективной реализации еще нескольких смежных на-
циональных проектов. 8 мая 2019 г. председатель Правительства РФ Д. Медведев утвердил единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г.
Необходимо отметить несколько важных решений в области демографии и здравоохранения, принятых в 2019 г.
1 мая текущего года был подписан Указ Президента РФ «О внесении изменений в Федеральный закон "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"», согласно которому заявление на получение пособия на первого и второго ребенка теперь можно подать по месту жительства или фактического проживания.
Постановлением от 12 апреля 2019 г. № 440 внесены изменения в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. В целях реализации Федерального закона от 6 марта 2019 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан" по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи» подписанным постановлением уточнены условия и порядок предоставления паллиативной медицинской помощи, включая обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, в том числе предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека для использования на дому. Установлены средние нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому. Предусматривается возмещение субъектом Федерации, на территории которого гражданин зарегистрирован по месту жительства, затрат субъекту Федерации, в котором гражданину фактически оказана медицинская помощь при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинско-
го страхования, и паллиативная медицинская помощь.
Профилактические осмотры являются важным этапом ранней диагностики заболеваний. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 марта 2019 г. № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения»2 изменил порядок диспансеризации и профилактических осмотров. Профессиональные осмотры отныне должны проводиться ежегодно (ранее - раз в два года), диспансеризация - раз в три года для граждан от 18 до 39 лет, ежегодно - от 40 лет. Население сможет пройти диспансеризацию вечером и по субботам в той медицинской организации, где получает первичную медико-санитарную помощь. Отдельно отмечен список мер для выявления онкозаболеваний.
Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности губернаторов. В число 15 показателей вошли два демографических индикатора: ожидаемая продолжительность жизни при рождении и естественный прирост населения.
Демографический вектор жилищных программ. Ипотека для семей с детьми
Программа субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов (займов), предоставленных гражданам Российской Федерации, имею-
щим детей, была запущена в 2018 г. и уже проработала один год из пяти лет, заложенных в документе. С ее помощью семьи, родившие начиная с 1 января 2018 г. и не позднее 31 декабря 2022 г. второго, третьего и последующих детей, имеют возможность взять ипотеку на жилье в новостройках под 6% годовых или рефинансировать под такую ставку взятый ранее кредит на покупку жилья на первичном рынке.
Программой в ее первоначальной редакции был предусмотрен трех-, пяти- или восьмилетний период действия шестипроцентной ставки для семей, в которых в 2018-2022 гг. родится соответственно второй, третий или еще двое детей вдобавок к уже имеющемуся ребенку. Однако в апреле 2019 г. вступили в силу изменения Программы3, снявшие ограничение по сроку - теперь для заемщиков, родивших второго и последующих детей, льготная ставка в 6% годовых устанавливается до конца срока ипотечного кредита.
Следует отметить еще одно важное изменение в Программе «детской» ипотеки, которое начало действовать с 1 января 2019 г.: граждане Российской Федерации, проживающие на территории Дальневосточного федерального округа и приобретающие жилое помещение на указанной территории, при рождении у них начиная с 1 января 2019 г. и не позднее 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации, получают право на ипотеку по ставке 5% годовых на весь срок кредита (займа) при покупке у юридического или физического лица на вторичном рынке жилья готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, расположенных в сельских поселениях на территории Дальневосточ-
2 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 марта 2019 г. № 124н «Об утверждении порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения». URL: http://www.garant.ru/ hotlaw/federal/1270605/
3 Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1711 (ред. от 28.03.2019 г.) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ. РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей» / КонсультантПлюс. Изменения от 28.03.2019 г. вступили в силу 13.04.2019 г. / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
ного федерального округа. Таким образом, вдобавок к общефедеральной программе «детской» ипотеки на новостройки по ставке 6% годовых при рождении вторых и последующих детей семьи Дальневосточного федерального округа получают право на ипотечный кредит для покупки сельского жилья на вторичном рынке под 5% годовых.
Итогом первого года действия программы (февраль-декабрь 2018 г.) стали 4446 ипотечных кредитов, выданных семьям, родившим 4556 детей, среди которых 3566 человек были вторым ребенком в семье и 990 - третьим или последующими по очередности детьми (78,3 и 21,7% соответственно). Стартовый год по определению не мог дать высоких количественных показателей, так как семьи, решившиеся на рождение ребенка, еще не успели реализовать свое намерение. Первый квартал 2019 г.4 показал значительный прирост участников программы «детской» ипотеки: количество кредитов выросло на 84% к декабрьским итогам, в том числе на 59% стало больше рефинансированных кредитов и на 101% увеличилось число новых «детских» ипотек.
Нарастающим итогом с февраля 2018 по март 2019 гг. было выдано 8199 льготных ипотечных кредитов, при этом в семьях, получивших право на льготную ипотеку, родилось 8250 детей, в том числе 6339 - вторые дети (76,8%) и 1911 - третьи и дальнейшие по очередности. Если принимать во внимание, что за весь 2018 г. российское население взяло 1,47 млн. ипотечных займов, то по количеству «детская» ипотека составит менее 0,6%. Однако цель программы состоит в поддержке семей с детьми, рождаемости и жилищного строительства. Средний размер кредита, предоставленного по программе, - 2,4 млн. руб., сле-
довательно, на текущий момент совокупный объем кредитов, предоставленных с февраля 2018 по март 2019 гг., составляет около 20 млрд. руб., или 1/30 от объема, предусмотренного Программой семьям, родившим детей, на эти пять лет (общая сумма кредитов - не более 600 млрд. руб.).
Ипотечные каникулы. Еще одно нововведение, направленное на устойчивость ипотеки, - ипотечные каникулы. Возможность пересмотра условий кредитного договора и получения заемщиком некоторых уступок в случае возникновения у него финансовых затруднений и сложностей с выплатами существовала и раньше, однако такая реструктуризация выступала предметом переговоров заемщика с банком и достигалась в результате длительных согласовательных процедур. Принятый 1 мая 2019 г. закон5 максимально упрощает процедуру получения ипотечных каникул, предлагая четкий перечень правил и документов, на основании которых заемщик получает практически безусловное право на шестимесячный период каникул по ипотечным платежам за единственное свое жилье в случае возникновения у него трудной жизненной ситуации.
Под трудной жизненной ситуацией здесь понимается: снижение доходов заемщика в результате потери работы (с регистрацией в качестве безработного в службе занятости без заработков), болезни и длительной (более двух месяцев) нетрудоспособности, инвалидности (назначение I или II группы инвалидности заемщику). Также основанием для ипотечных каникул выступает снижение доходов заемщика (вместе с созаемщиками) на 30% и более, в результате которого платежи по ипотеке стали превышать 50% его доходов, - в данном случае сравниваются доходы за последние два
4 Информация о выданных (приобретенных) жилищных (ипотечных) кредитах (займах) гражданам Российской Федерации, имеющим детей, и размере субсидии, предоставленной на возмещение недополученных доходов, нарастающим итогом с 2018 года по 2019 год от 26.04.2019 г. / Минфин России. URL: https://www.minfin.ru/
5 Федеральный закон от 01.05.2019 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком— физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика». Закон вступит в силу через 90 дней после официального опубликования.
месяца перед обращением за каникулами с ситуацией предыдущего года (12 месяцев).
Еще одно обстоятельство, которое дает право на каникулы, - это рост у заемщика числа иждивенцев (несовершеннолетних детей, инвалидов I или II групп) с одновременным снижением его доходов на 20% по сравнению с ситуацией на момент заключения кредитного договора, в результате которого платежи по ипотеке стали превышать 40% его доходов. Так как подавляющее большинство заемщиков ипотеки - это семьи с детьми и молодые семьи, а перечисленные ситуации включают в себя рост кредитной нагрузки при рождении детей, ипотечные каникулы позволят и смягчить финансовые трудности таких домашних хозяйств, и избавить банки от появления просроченных кредитов.
Закон обязывает банки в перечисленных случаях предоставлять ипотечные каникулы только на основании заявления заемщика и сопровождающих документов, подтверждающих трудность жизненной ситуации. Каникулы предоставляются всего один раз на протяжении срока ипотечного кредита; по желанию заемщика они могут быть меньшей длительности в случае восстановления его платежеспособности. Срок кредита автоматически пролонгируется; соответствующие суммы, на которые уменьшаются платежи по ипотеке в течение каникул, нужно будет выплатить в обычном порядке по окончании первоначального срока возврата кредита. Для банков важно, что предоставление ипотечных каникул не ухудшает качества кредита и позволяет не увеличивать размер формируемых резервов на возможные потери по таким ссудам, как это делается по просроченным кредитам.
С точки зрения статистического учета данное нововведение выводит часть просроченных кредитов из разряда просроченных, од-
нако статистика Центрального банка РФ о просроченных на 90 дней и более платежах по ипотечным кредитам с 01.02.2019 г. в открытом доступе больше не публикуется6, поэтому и разночтений в ней не будет.
Материнский капитал. Для пресечения имеющихся на практике злоупотреблений и мошенничества, в результате которых средства материнского капитала не расходуются на цели, предусмотренные законодательством, а также по причине изменения норм Градостроительного кодекса Федеральным законом7 в марте 2019 г. был уточнен список документов, которые граждане обязаны представить при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, и расширен список оснований для отказа гражданам, имеющим право на получение средств материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в распоряжении этими средствами.
Во-первых, уточнены характеристики кредитных организаций. Возможность использования средств материнского капитала для погашения обязательств по договорам займа на приобретение или строительство жилого помещения сохраняется только при условии, если такие договоры заключены с кредитными организациями, кредитными потребительскими кооперативами, которые подконтрольны Банку России. К числу организаций, на погашение займов у которых могут быть направлены средства материнского капитала, отнесены также единый институт развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ») и сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, которые осуществляют свою деятельность не менее трех лет со дня их государственной регистрации.
6 Показатели рынка жилищного (ипотечного жилищного) кредитования / ЦБ РФ. URL: https://www.cbr.ru/statistics/pdko/ mortgage/
7 Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 37-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"» / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru
Во-вторых, теперь запрещено вкладывать материнский капитал в аварийное жилье. Федеральным законом в качестве основания для отказа гражданам, имеющим право на получение средств материнского капитала, в распоряжении этими средствами отнесено наличие информации о признании жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств материнского капитала, непригодным для проживания или о признании многоквартирного дома, в котором находится это жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пенсионный фонд и его территориальные органы будут обязаны проводить проверку путем направления в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля запросов об отсутствии или наличии такой информации.
Еще одна важная мера поддержки многодетных семей, которые платят ипотеку, была названа в Послании Президента Федеральному собранию8, - это выплата многодетным семьям, в которых после 1 января 2019 г. родился третий или последующие дети, из федерального бюджета по 450 тыс. руб. в счет погашения ипотечного кредита. На данный момент идет проработка законодательства9: Минфину России, Минтруду России, Минстрою России и Минюсту России поручено представить предложения по внесению в законодательство изменений, направленных на оказание помощи семьям, получившим ипотечный жилищный кредит (заем) для приобретения жилья, в виде выплаты из федерального бюджета суммы в размере 450 тыс. руб. в счет погашения кредита (займа). Как видно из формулировки, закон будет иметь обратную силу, давая право на такую выплату по случаю рож-
дения третьего и последующих детей с января 2019 г.
Временная миграция
Показатели пребывания иностранных граждан в России в первые месяцы 2019 г. превысили соответствующие значения за 2017-2018 гг., а в апреле - и за 2016 г. Однако рост был небольшим: на 1 мая 2019 г. на территории РФ пребывало 9,79 млн. иностранцев10 (на 1 мая 2018 г. - 9,39 млн., на 1 мая 2017 г. - 9,68 млн. человек). В то же время показатели временной миграции продолжают примерно на 10% отставать от наблюдавшихся в докризисные 2013 и 2014 гг.
86% из всех временно пребывающих в России иностранцев - граждане стран СНГ: их доля остается практически неизменной в последние несколько лет. Наиболее массово на территории РФ пребывают выходцы из стран Средней Азии и Украины11.
Азербайджан, Армения, Беларусь, Таджикистан фактически достигли докризисного уровня или даже немного превысили его. После пика 2015 г. несколько сократилось число граждан Казахстана; численность выходцев из Узбекистана, напротив, в последние годы вновь растет, но пока его объемы на 16% отстают от докризисных значений. Наиболее заметны колебания численности граждан Киргизии - их число выросло почти на треть по сравнению с 2014 г. и граждан Молдовы - их, наоборот, стало меньше почти в 1,8 раза. Численность временно пребывающих граждан Украины, после резкого роста во второй половине 2014 г. и в 2015 г., постепенно возвращается к обычным значениям, наблюдавшимся до 2014 г.
Как уже отмечалось ранее, режим открытости страны во время чемпионата мира по
8 Послание Президента Федеральному Собранию от 20.02.2019 г. / Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/59863
9 Поручение № 15 из поручений Д.А. Медведева по итогам обсуждения в Государственной Думе отчета Правительства о результатах работы в 2018 году. 25 апреля 2019 / Правительство РФ. URL: http://government.ru/
10 Данные ФМС РФ и ГУВМ МВД РФ.
11 Там же.
футболу не имел долговременного эффекта, а упрощение визового режима пока коснулось только Дальнего Востока (введены электронные визы). Иностранцев из развитых стран сегодня в России находится значительно меньше, чем в 2013-2014 гг., и даже по сравнению с прошлым годом их число вновь сократи-лось12. Сокращение по сравнению с докризисными показателями коснулось пребывания со всеми целями, больше всего - с туристическими, деловыми, служебными. По сравнению с показателями 2018 г. уменьшилась численность пребывающих в стране туристов, находящихся в служебных поездках; немного увеличилось число пребывающих с коммерческими и частными целями, а также работающих по найму.
В конце первого квартала 2019 г. в России находилось 4,1 млн. трудовых мигрантов (на 1 апреля 2018 г. - 3,9 млн.), 97% из них - граждане стран СНГ (в прошлом году было 96%). Из этой категории 1,75 млн. человек обладали на эту дату действительными документами для работы в России, а 1,1 млн. были выходцами из стран-членов ЕАЭС, т.е. имели право работать в России без документов. Таким образом, 70% трудовых мигрантов можно считать первично легализованными на российском рынке труда
(в 2018 г. аналогичный показатель составлял 71%).
По числу вновь оформленных разрешительных документов первый квартал 2019 г. оказался самым успешным за последние пять лет, однако отставание от соответствующего показателя 2014 г. по-прежнему велико - тогда сумма оформленных разрешений на работу и патентов была в 1,8 раза выше. (См. таблицу.)
Несмотря на рост количества оформленных новых документов, налоги, собранные с мигрантов в виде авансовых платежей за патенты, за первый квартал 2019 г. оказались ниже, чем в предыдущем году: в 2019 г. мигрантами было перечислено в региональные бюджеты 11,3 млрд. руб. (за первый квартал 2018 г. - 12,2 млрд. руб.). Это означает, что часть трудовых мигрантов, приезжая в Россию, оформляют патенты, оплачивая их в первый месяц, а затем платить перестают.
В результате, несмотря на постоянное повышение ежемесячной стоимости патента, доходы регионов по этой статье расти перестали, тогда как эксперты предупреждали именно о таком эффекте, призывая не повышать стоимость патента на фоне отсутствия роста мигрантских заработков. Платежи за
Оформление разрешительных документов для работы мигрантов в РФ в январе-марте 2014-2019 гг., человек
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Разрешения на работу для иностранных 257 996 41 420 22 855 25 451 21 005 22 974
граждан*
в том числе:
Разрешения на работу для 3556 2501 262у 28д8 31дб
квалифицированных специалистов (КС)
Разрешения на работу для высоко- 6?30 ?342 4531 52д5 4доо ?165
квалифицированных специалистов (ВКС)
Патенты** 434436 277 486 280 628 309 111 341 369 363 891
Итого 692 432 318 906 303 483 334 562 362 374 386 865
* - С 1 января 2015 г. выдаются только иностранным гражданам из визовых стран.
** - С1 января 2015 г. выдаются иностранным гражданам из безвизовых стран для работы как у физических,
так и у юридических лиц.
Источник: данные ФМС РФ и ГУВМ МВД РФ.
12:Данные ФМС РФ и ГУВМ МВД РФ.
патенты теперь в еще большей степени, чем раньше, обеспечиваются мигрантами из Узбекистана и Таджикистана: в 2019 г. - на 90%, в 2018 г. - на 87%, в 2017 г. - на 85%. На долю выходцев из Украины пришлось в 2019 г. 5% (в 2018 г. - 7%), из Молдовы - 2% (3%).
Социально-экономическое развитие регионов
Статистика за первые месяцы 2019 г. не вполне адекватно отражает динамику развития регионов, поэтому будем осторожны в оценках.
В первом квартале 2019 г. рост промышленного производства был более медленным (2,1%), чем в целом за 2018 г. (2,9%). Самыми высокими темпами роста среди индустриальных регионов отличались Тульская, Ярославская области (23-27%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (20%). Спад отмечался в 24 субъектах РФ, наиболее сильный - в Архангельской области и Республике Дагестан (на треть), а также в Приморском крае и Еврейской автономной области (на 11%). Промышленное производство сократилось более чем в половине регионов Северного Кавказа, но все они, за исключением Ставропольского края, не являются индустриальными. Спад отмечался также в 40% регионов Дальнего Востока, что является продолжением тенденций 2018 г. и указывает на барьеры индустриального развития востока страны. В обрабатывающей промышленности рост еще слабее (1,3%), а регионов со спадом больше - 31. Судя по началу года, промышленный рост неустойчив и сильнее зависит от добывающих отраслей, т.е. остается преимущественно сырьевым.
В начале 2019 г. продолжался спад ввода жилья (-5,6% в январе-марте), кризис жилищного строительства длится четвертый год подряд. Преодолеть его не удалось, несмотря на быстрый рост объемов ипотечного кредитования в 2017-2018 гг. Негативная динамика данного показателя отмечалась почти в половине регионов, в том числе во всех территориях Сибирского и Уральского федеральных округов, за исключением Омской области и
Ямало-Ненецкого автономного округа, большинстве регионов Северо-Запада и половине регионов Южного федерального округа. Максимальный рост ввода жилья в Москве (в 4,6 раза) объясняется низкой базой предыдущего года, как и двукратный его рост в республиках Мордовия, Чувашия и в Сахалинской области.
В январе-марте 2019 г. замедлился рост оборота розничной торговли (1,8%) по сравнению с динамикой за весь 2018 г. (2,8%). Этот индикатор - более благополучный: регионов со спадом здесь только семь. Максимальный рост розничной торговли в этот период был зафиксирован в Тверской области (на 9%); в республиках Татарстан и Алтай, в Московской, Вологодской, Пензенской и Иркутской областях (на 4-5%) он трудно объясним -скорее это дефекты региональной статистики.
Состояние региональных рынков труда стабильно: неполная занятость и просроченная задолженность по заработной плате минимальны практически во всех регионах; уровень безработицы, измеряемой по методологии МОТ, в январе-марте 2019 г. оставался очень низким (4,8%). Не изменился и перечень регионов с максимальным (республики Ингушетия - 27%, Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия и Тыва - 13-14%, Алтай и Бурятия - 10%) и минимальным (Москва и С.-Петербург - 1%) уровнем безработицы.
При стабильности основных показателей рынка труда регионов сохраняется негативный тренд снижения занятости в малом и среднем предпринимательстве (МСП). В 2018 г. численность занятых в МСП сократилась на 1,4% по сравнению с 2017 г.; сокращение произошло в 56 регионах и было самым значительным в Ставропольском и Пермском краях, Новгородской, Астраханской, Свердловской, Омской, Сахалинской областях (на 11-16%). Подобное изменение может быть обусловлено особенностями регистрации МСП, но в целом тренд здесь негативный. Максимальный рост численности занятых в МСП в 2018 г. наблюдался в Республике Дагестан (17%), Ярославской области (13%), Республике Крым (11%),
Псковской и Курской областях (8%). Объяснить различия в динамике показателя сложно, поскольку на нее влияет не только ухудшение институциональной среды, но и политика бизнеса по оптимизации налогообложения.
Статистика реальных доходов населения регионов за первый квартал 2019 г. будет опубликована только в начале июня, Росстат рассчитает ее по обновленной методике. Дискуссий по поводу изменения методологии расчетов реальных доходов населения много, но для региональной аналитики важнее оценить, сопоставимы ли показатели субъектов РФ. Росстат в конце апреля 2019 г. опубликовал данные о среднедушевых реальных располагаемых доходах населения регионов и их динамике за 2017 и 2016 гг., рассчитанные по старой и новой методологии. Сравнительный анализ показывает, что в целом по стране падение реальных располагаемых доходов в 2017 г., рассчитанных по новой методологии, было меньше - на 0,5% - по сравнению с 1,2% по старой методологии. Однако количество регионов со спадом сократилось несущественно - с 65 до 54.
Динамика доходов, рассчитанная по новой методологии, более существенно улучшилась в г. С.-Петербурге и г. Севастополе, а также в Ярославской, Новосибирской, Иркутской, Сахалинской областях, республиках Коми, Дагестан и Хакасия, в Ставропольском крае, Ханты-Мансийском автономном округе и Еврейской автономной области. Заметно ухудшилась она только в Ленинградской и Белгородской областях. В большинстве регионов изменения были незначительными. Сопоставление динамики, измеряемой по двум методологиям расчета реальных доходов населения, позволяет утверждать, что изменение методологии не оказало значимого влияния на региональные показатели.
Выполнение «зарплатных» указов 2012 г. в 2018 г.
Росстат в апреле текущего года опубликовал данные о выполнении «зарплатных» указов
Президента РФ (2012 г.) в 2018 г. в разрезе регионов. По некоторым субъектам РФ есть пропуски данных, но в целом картина понятна -полностью выполнить указы не удалось, несмотря на изменение методики расчета средней заработной платы в регионах (была проведена дооценка с учетом зарплаты занятых в малом предпринимательстве и неформальном секторе, что обеспечило снижение показателя примерно на 13%).
Наиболее затратным для бюджетов регионов было повышение заработной платы самых многочисленных категорий занятых - медицинских работников (2,2 млн. человек, в том числе среднего медперсонала - 1,3 млн. человек) и педагогов общего образования и дошкольных учреждений (2,1 млн. человек, в том числе учителей общеобразовательных учреждений - 1,2 млн. человек).
Зарплату учителей школ «не дотянули» до норматива (100% от средней зарплаты в регионе) 23 субъекта РФ, хотя отставание невелико даже у худших - Республики Марий Эл, Магаданской и Кемеровской областей (97%). Данные по зарплате педагогических работников дошкольных учреждений рассчитаны Рос-статом относительно средней зарплаты в сфере общего образования; при таком расчете «не дотянули» до норматива 42 региона, наиболее существенно - Республика Тыва (90%), Мурманская область (94%) и г. Севастополь (95%). Занятые в дошкольном образовании оказались наименее приоритетной группой для региональных властей. Благодаря меньшей численности работников начального и среднего профессионального образования по сравнению с учителями довести их зарплату до средней по региону было легче; немного «не дотянули» до норматива здесь только 11 регионов, но и у них показатель близок к 99%.
Высшая школа, за редкими исключениями, финансируется из федерального бюджета, поэтому норматив (200% от средней зарплаты по региону) не достигнут по данному показателю только в восьми субъектах РФ; сильнее всего здесь отстают Республика Северная Осе-
тия (193%), Забайкальский край (195%), Кемеровская область и Республика Коми (197%). Довести зарплату научных сотрудников до двойной по региону не смогли 13 субъектов РФ; отставание по этому показателю сильнее, чем для преподавателей вузов: в Тульской области - 183%, в Москве, Камчатском крае и Магаданской области - 192%, в С.-Петербурге - 195%.
Зарплату врачей также требовалось довести до 200% от средней по региону. С этой задачей не справились 27 субъектов РФ, но в половине из них отставание минимально - показатель составил 198-199%. Сильнее недовыполнили «зарплатный» указ по врачам Мурманская (185%) и Орловская (192%) области, а также Тверская, Кемеровская области, Красноярский край, республики Якутия и Адыгея (195%). Зарплату среднего медперсонала требовалось довести до средней по региону; не смогли это сделать 14 субъектов РФ, наиболее заметно отставание в Мурманской области (95%).
Самый большой провал в выполнении «зарплатных» указов наблюдался в отношении младшего медицинского персонала - его зарплата не доведена до средней по региону в 50 субъектах РФ; хуже всего справились с выполнением указа Мурманская область (87%),
Пермский край (92%), республики Тыва, Хакасия, Красноярский и Камчатский края, Кемеровская область (94-96%).
По остальным группам бюджетников указы также выполнены не полностью. Зарплату социальных работников «не дотянули» до средней в 35 регионах; сильнее отстают в данном отношении республики Тыва, Дагестан и Кемеровская область (96%). По зарплате работников учреждений культуры не выполнили указ 27 регионов, но отставание даже худших из них здесь незначительно (Мурманская область, республики Хакасия и Марий Эл - 97%).
На рис. 3 показано распределение регионов по выполнению указов по 10 категориям бюджетников, исключена лишь малочисленная категория педагогических работников, оказывающих услуги детям-сиротам (38 тыс. человек). По данным Росстата, только пятая часть регионов смогла выполнить все «зарплатные» указы. В числе лидеров - территории с разной бюджетной обеспеченностью: от более дотационных республик Бурятия, Чувашия, Алтайского и Ставропольского краев, Брянской области до регионов со значительными собственными бюджетными ресурсами и минимальной зависимостью от федеральных трансфертов - Республики Татарстан, Яма-
Рис. 3. Распределение субъектов РФ по выполнению «зарплатных» указов по категориям бюджетников в 2018 г., в % от общего числа субъектов РФ
25 20 15 10
21,2
18,8
12,9
10,6
7,1
7,1
4,7
5,9
Источник рассчитано по данным Росстата.
ло-Ненецкого автономного округа и Тюменской области. Суммарно по 8-10 категориям выполнили «зарплатные» указы более половины регионов - это неплохой результат с учетом проблем бюджетов субъектов РФ в последние годы и накопленных ими долгов.
Аутсайдерами, которые смогли выполнить указы только по двум категориям бюджетников из 10, оказались Мурманская, Кемеровская и Магаданская области, Забайкальский край и Республика Якутия. Эти регионы имеют разную бюджетную обеспеченность и зависимость от трансфертов, поэтому нельзя объяснить проблемы выполнения ими указов только этими индикаторами - следует учитывать влияние других факторов, в том числе необходимость выделения более значительных дополнительных средств из бюджета в регионах Севера и Востока страны, где средние зарплаты выше.
Близки к аутсайдерам субъекты РФ, которые смогли выполнить указы только по трем категориям бюджетников, - это Камчатский, Красноярский и Пермский края, республики Хакасия и Марий Эл, Архангельская область. Для них можно поставить тот же «диагноз» -невысокие доходы бюджета, необходимость тратить больше средств на повышение зарплат бюджетников из-за более высокой стоимости жизни и повышенной средней зарплаты в большинстве этих регионов, еще один фактор -проблемы управления.
Бюджеты регионов в январе-феврале 2019 г.
При подготовке Мониторинга были доступны данные об исполнении консолидированных бюджетов регионов только за январь-февраль 2019 г. По ним сложно выявить тенденции текущего года, но все же можно оценить, продолжились ли тренды предыдущего 2018 г. или динамика в начале 2019 г. изменилась.
Расчеты по данным Федерального казначейства показывают, что доходы бюджетов
регионов выросли на 14% (январь-февраль 2019г. к аналогичному периоду предыдущего года), их динамика близка к 2018 г. (+15%). Однако изменился вклад отдельных компонентов: рост доходов бюджетов регионов в основном был обеспечен увеличением поступлений акцизов (+61%) и налога на прибыль (+18%) - эти налоги росли быстрее, чем в 2018 г. Менее значительно увеличились поступления НДФЛ (+9%) из-за более медленного роста зарплат в начале 2019 г.; замедлился и рост трансфертов регионам (+8%) по сравнению с динамикой за весь 2018 г. (+22%). Электоральный цикл 2018 г. закончился - начались будни.
В первые два месяца 2019 г. расходы консолидированных бюджетов регионов выросли на 12%, опередив динамику за весь 2018 г. (+10%)13. Видимо, у региональных властей есть надежда, что доходы их бюджетов будут устойчиво расти, что позволяет больше тратить. Наиболее значительно увеличились расходы на национальную экономику - на 12% и на социальную политику (социальную защиту) - на 11%, однако расходы на человеческий капитал (образование и здравоохранение) росли медленнее - на 5-9%.
Динамика расходов регионов отражает приоритеты федеральной политики: развитие инфраструктуры за счет бюджетных средств (расходы на национальную экономику) и поддержка социально уязвимых групп населения (расходы на социальную защиту). Именно эти приоритеты были обозначены в Послании Президента РФ в 2019 г. - поддержать малоимущих и развивать инфраструктуру, поэтому региональные власти в начале 2019 г. сфокусировали расходы бюджетов на них. Однако следует учитывать, что рост расходов на социальную защиту во многом обусловлен политикой властей Москвы - расходы бюджета столицы на эти цели увеличились за рассматриваемый период на 28%. Без учета Москвы рост расходов остальных регионов был мень-
13 Рассчитано по данным Федерального казначейства.
ше (на 8%). Бюджетные ресурсы большинства субъектов РФ ограничены - им трудно изыскивать дополнительные средства на поддержку малоимущих и других социально уязвимых групп населения. Без дополнительной федеральной помощи им вряд ли удастся сделать приоритетной поддержку малоимущих групп населения.
Развитие регионов в первые месяцы 2019 г. было неустойчивым: почти в 30% из них снизился объем промышленного производства, в половине регионов продолжался спад жилищного строительства, позитивным трендом был только рост потребления в подавляющем большинстве территорий. Состояние региональных рынков труда не изменилось по сравнению с 2018 г. Наиболее проблемный тренд 2018 г. -сокращение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве в 2/3 субъектов РФ. Рост доходов бюджетов регионов в начале 2019 г. был значительным и сопоставимым с динамикой 2018 г., но основным драйвером роста было не увеличение трансфертов, а рост поступлений налога на прибыль и акцизов. Динамика расходов бюджетов регионов в первые месяцы 2019 г. отразила приоритеты федеральной политики - опережающий рост расходов на развитие инфраструктуры и на социальную защиту населения, но второй приоритет реализуется прежде всего в Москве.
Доступность покупки жилья и цены на ЖКУ
Уровень доступности жилья - один из 15 показателей, по которым оценивается эффективность деятельности губернаторов14. Аналогичный индикатор присутствовал в перечне для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации15 и
измерялся доступностью приобретения жилья в регионе в виде соотношения совокупного годового дохода семьи из трех человек со стоимостью квартиры площадью 54 кв. м. Он показывает, сколько лет среднестатистическая семья из трех человек должна копить на покупку жилья в своем регионе, полностью сберегая свой доход. Существуют более сложные показатели доступности жилья - например, предполагающий, что часть дохода в размере прожиточного минимума все-таки уходит на потребление, или учитывающий привлечение ипотеки, однако мы остановимся на базовом определении.
В конце 2017 г. мы проводили анализ динамики доступности жилья за период с 2009 г. и тогда пришли к выводу, что за указанные восемь лет покупка вторичного жилья стала в два раза доступнее16. Квартиры в новостройках в 2009-2010 гг. были значительно дешевле квартир на вторичном рынке, однако к 2015 г. разница в стоимости квадратного метра на первичном и вторичном рынках существенным образом сократилась. Начиная с 2012 г. цены жилья на вторичном рынке росли медленнее доходов населения и покупка такого жилья становилась доступнее. Цена квадратного метра в новостройках, напротив, демонстрировала другую динамику: в 2015-2017 гг. новостройки дорожали быстрее роста доходов населения, и в целом по Российской Федерации в третьем квартале 2017 г. жилье на первичном рынке впервые за годы наблюдения стало менее доступным для приобретения, чем вторичное жилье.
Для анализа доступности жилья за 20162018 гг. в целом по Российской Федерации и по регионам средние за год доходы населения мы рассчитали на основе ежемесячного
14 Указ Президента РФ от 25.04.2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» /ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/
15 Указ Президента РФ от 14.11.2017 г. № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу 25.04.2019 г.). URL: http://publication.pravo.gov.ru/
16 Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. — ноябрь 2017 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2017.
показателя Росстата17 (самая актуальная по регионам информация - за декабрь 2018 г.), при этом доходы за январь 2017 г. учитывают выплату 5 тыс. руб. Для корректности сопоставления по федеральным округам их региональный состав берется по состоянию на 2016-2017 гг. до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 г. № 632. Годовые цены квадратного метра жилья на первичном и вторичном рынках по регионам вычислены нами как среднее арифметическое четырех квартальных показателей, публикуемых Росстатом18. Общий коэффициент доступности жилья в регионе основан на усредненной цене квадратного метра жилья на первичном и вторичном рынках. В нескольких редких случаях, когда информация за какой-то квартал по субъекту РФ отсутствует или когда, например, нет цены новостроек в Магаданской области, среднее значение рассчитывается по остальным имеющимся данным.
Доступность покупки жилья в целом по РФ составляет 2,6 года и за 2016-2018 гг. практически не изменилась. При этом срок накопления доходов на новостройку площадью 54 кв. м увеличился с 2,6 года в 2016 г. до 2,7 года в 2017 г. и до 2,8 года в 2018 г., а на вторичном рынке этот срок снизился с 2,7 года в 2017 г. до
2.5 года в 2018 г. Среди регионов с самым недоступным жильем - Республика Тыва (5,6 года, есть данные только по вторичному рынку), г. Москва (4,1 года накопления на квартиру), Республика Крым и г. Севастополь (3,8 и
3.6 года соответственно), г. С.-Петербург и Республика Ингушетия (по 3,5 года). (См рис. 4.) На протяжении ряда лет Республика Тыва является регионом с самым длительным сроком накопления доходов на покупку жилья, лидируя по недоступности жилья среди субъектов Федерации.
Низким сроком накопления на жилье выделялись Ямало-Ненецкий автономный округ и Магаданская область (по 1,3 года), Ненецкий автономный округ (1,4 года), Ханты-Мансийский автономный округ, Мурманская и Брянская области (1,8-1,9 года). При этом в Ненецком автономном округе, Магаданской и Мурманской областях статистика первичного рынка жилья за некоторые годы отсутствует, что говорит о крайне низкой интенсивности строительства жилья и, как следствие, об отсутствии информации о ценах первичного рынка в контексте доступности жилья в данных регионах.
За 2016-2018 гг. межрегиональные различия в доступности покупки жилья увеличились за счет роста верхней границы «коридора» с 4,9 до 5,6 года (Республика Тыва) при неизменности его нижней границы на уровне 1,3 года.
В сфере стоимости ЖКУ для населения 2019 г. отличается от предыдущих лет тем, что в этом году жилищно-коммунальные услуги подорожают дважды - в январе и в июле. В целом по Российской Федерации в начале года ЖКУ подорожали на 2,3%, в том числе горячее водоснабжение стало дороже на 1,9% (март 2019 г. к декабрю 2018 г.), отопление -на 1,6%, холодное водоснабжение и водоот-ведение - также на 1,6%19. Значительный вклад в рост тарифов ЖКУ в последние годы вносят жилищные услуги - например, в 2017 г. потребительские цены на оплату жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде выросли в два раза сильнее, чем цены на горячее водоснабжение20.
Регионы, в которых рост тарифов в первом квартале 2019 г. был высоким - на 4,3-4,5% к декабрю предыдущего года, - это Калининградская, Рязанская области, г. Севастополь и Хабаровский край. В Новосибирской области
17 Информация для ведения Мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации / Росстат.
18 Средняя цена 1 кв. м общей площади квартир на рынке жилья / ЕМИСС.
19 Рассчитано на основе информации для ведения Мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации / Росстат.
20 Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг по Российской Федерации в 1991—2018 гг. / Росстат. URL: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/#
бюг янсни • 9 • 93 1Л101 • июэсм эихиаеуи зо^эзьиьмоно^е 8£
♦ рф
¡ь> Центральный ФО
3 Брянская обл.
Липецкая обл. ^ Тамбовская обл.
Смоленская обл. Курская обл. п Воронежская обл.
Орловская обл. 3 Ивановская обл.
й Костромская обл.
-, Владимирская обл.
Рязанская обл. Белгородская обл. Ярославская обл.
Тверская обл. Московская обл. -в- К Тульская обл.
Калужская обл. г. Москва Северо-Западный ФО Мурманская обл.
Ненецкий АО Вологодская обл. Респ. Коми Псковская обл. Новгородская обл.
Респ. Карелия Архангельская обл. Архангельская без АО Ленинградская обл. Кал и ни н градская обл. г. Санкт-Петербург Южный ФО Респ. Адыгея Краснодарский край Астраханекая обл.
Ростовская обл. Волгоградская обл. Респ. Калмыкия г. Севастополь Респ. Крым Северо-Кавказский ФО Респ. Сев. Осетия Кабардино-Балк. Респ.
Респ. Дагестан Ставропольский край Чеченская Респ. Карачаево-Черк. Респ. Респ. Ингушетия Приволжский ФО Самарская обл. Оренбургская обл.
Пермский край Ульяновская обл. Саратовская обл. Респ. Татарстан Кировская обл. Пензенская обл. Респ. Марий Эл 1 Удмуртская Респ.
Нижегородская обл. Респ. Башкортостан Чувашская Респ. Респ. Мордовия ' Уральский ФО
Ямало-Ненецкий АО Ханты-Мансиискии АО • Тюменская обл.
Челябинская обл. , Свердловская обл.
Тюменская обл. без АО Курсанская обл. Сибирский ФО Омская обл. Респ. Бурятия Красноярский край Кемеровская обл. Респ. Хакасия ' .Ресгц Тыва
Алтаискии край Томская обл. Респ. Алтай Новосибирская обл. Забайкальский край Иркутская обл. Дальневосточный ФО Магаданская обл. Камчатский крэй Еврейская авт.обл. Хабаровский край Респ. Саха (Якутия) Амурская обл. Сахалинская обл. Приморский край
ЖКУ подорожали на 4,9%, в Брянской области - на 5,4%, в Республике Коми - на 6,1%. Минимальный рост тарифов на ЖКУ отмечен в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах (0,4%), Республике Ингушетия (0,6%), Камчатском крае (0,7%), Новгородской и Тюменской областях (0,9%).
В статистике представлены индексы роста тарифов на отдельные основные коммунальные услуги, и их динамика также значительно различается по регионам. При том что отопление в целом по РФ подорожало в марте 2019 г. по сравнению с декабрем предыдущего года на 1,6%, в Пермском крае оно стало дешевле на 2,1%, в Ненецком автономном округе - на 1,4%, в Камчатском крае тариф на данную коммунальную услугу в первом квартале остался неизменным. По горячему водоснабжению в Ненецком автономном округе наблюдалось снижение тарифа на 0,7%, в Республике Мордовия - на 0,3%, в г. Севастополе и Камчатском крае тариф на горячую воду остался без изменения (в целом по РФ здесь был зафиксирован рост на 1,9%). При увеличении в целом по стране на 1,6% тариф на холодное водоснабжение и водоотведение в четырех регионах снизился - это республики Карелия (-2,6%), Дагестан (-2,5%), Омская область (-1,2%) и Кабардино-Балкарская Республика (-0,1%).
Лидируют по росту тарифов на отопление республики Крым (4,6%), Алтай (2,5%) и
Московская область (1,9%). Услуги холодного водоснабжения и водоотведения сильнее всего подорожали в г. Севастополе (14,3%) и Пермском крае (3,8%); в Саратовской области их рост составил 1,9%. Максимально подорожали услуги горячего водоснабжения в Хабаровском крае (21,3%), Республике Алтай (9,8%), Ярославской области (6%), в Крыму (4,6%) и в Чеченской Республике (4,5%). В большинстве регионов тарифы на холодную воду и водоотведение, а также на отопление выросли к декабрю предыдущего года на 1,7%. По горячему водоснабжению также были зафиксированы самые распространенные индексы роста тарифов - 1,6-1,7%.
Подводя итог, отметим, что в первом квартале 2019 г. жилищно-коммунальные услуги в целом сильнее всего подорожали в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. При этом по росту цен на отдельные жилищно-коммунальные услуги лидируют другие федеральные округа: по отоплению - Южный (за счет Крыма), по горячему водоснабжению - Дальневосточный (за счет Хабаровского края), по тарифам на холодную воду и водоотведение - Южный (за счет г. Севастополя) и Приволжский (Пермский край). О возможностях домашних хозяйств платить за подорожавшие коммунальные услуги будет свидетельствовать динамика неоплаченной задолженности населения по коммунальным платежам, статистика которой еще не опубликована. ■
Demography and Regional Social Development in the First Quarter of 2019
Ramilya R. Khasanova — Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Economic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected] Yulia F. Florinskaya — Leading Researcher of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Candidate of Geographic Sciences (Moscow, Russia). E-mail: [email protected] Natalia V. Zubarevich — Main Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Geographic Sciences, Professor (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Aleksandra Ya. Burdyak - Senior Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
The natural decline in the population of Russia amounted to 106.6 thousand people in the first quarter of 2019, exceeding the same figure for 2018 by 22%. The decline was observed in most regions of the Russian
Federation, population grew only in 17 ones. The overall mortality rate is 12.8%o, being lower than in 2018 (13.2%o). The decrease in mortality in January-March this year is observed for almost all causes of death, except for diseases of the circulatory and respiratory systems.
In the 1Q of 2019 there were 35.7 thousand children less born than in January-March 2018. Only in three regions the number of births increased. The birth rate declined in most regions of Russia, in 34 of them it decreased by more than 10 p.p.
The number of foreign citizens temporarily staying in Russia in the 1Q of 2019 exceeded similar indicators of the last two years, but remains 10% lower than pre-crisis values. The number of labor migrants in Russia is stable, as well as the share of formally legalized in the labor market among them. However, this year they pay less money to the regional budgets for patents.
The regional development in the first months of 2019 was unstable: industrial production decreased in 30% of regions, housing construction declined in the half of them. The growth of consumption was the only positive trend in the vast majority of subjects of the Russian Federation. The regional labour markets have not changed much since the previous year.
Regional budgets income increased at the beginning of 2019, such dynamics is comparable with that of 2018. Profit tax and excises were the main drivers of this growth. Regional budget expenditures are subject to the Federal policy priorities — infrastructure development and social protection of the population. Therefore, the last priority is implemented primarily in Moscow.
In 2018 housing affordability was equivalent to 2.8 years of saving for the primary market and 2.5 years for the secondary market of dwelling. Compared to 2016 housing affordability has not changed on average, while new housing have become less accessible by +0.2 years of income saving. At the beginning of the 2019 prices for housing and public utilities services rose by 2.3%. The maximal growth rate was reported in Novosibirsk, Bryansk regions and the Komi Republic.
Key words, birth rate, mortality, migration, regional budgets, regional development, housing.