Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОЛОЖЕНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОЛОЖЕНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
заработная плата / рынок труда / цены / кредиты / денежные доходы населения / бедность / прожиточный минимум / пенсии / wages and salaries / labor market / prices / loans / households’ cash incomes / poverty and minimum subsistence level / pension

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александра Бурдяк, Виктор Ляшок, Татьяна Малева

Оборот розничной торговли за январь-июль 2018 г. вырос относительно аналогичного показателя предыдущего года на 2,5% (год назад здесь наблюдалась нулевая динамика). Потребительские цены за первые семь месяцев текущего года увеличились на 2,3% в годовом выражении, что существенно ниже, чем в 2017 г. Численность рабочей силы в июле 2018 г. составила 76,3 млн. человек – на 0,16 млн. человек меньше, чем в июле прошлого года. Показатели безработицы достигли исторического минимума за период с 1992 г. Уровень безработицы по методологии МОТ уже третий месяц подряд неизменен (4,7%), а при исключении сезонной компоненты он продолжает снижаться. Уровень зарегистрированной безработицы составил на конец июля 0,9%. Темпы роста доходов и пенсий по-прежнему существенно отстают от темпов роста заработной платы. В июле 2018 г. располагаемые денежные доходы населения, начисленная заработная плата и размер назначенных пенсий выросли соответственно на 2,0, 8,0 и 0,8% в реальном выражении относительно июля предыдущего года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александра Бурдяк, Виктор Ляшок, Татьяна Малева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Economic Indicators and the Situation of Pensioners

In January-July 2018, the retail trade volume increased by 2.5% as compared to the relevant period of the previous year (zero dynamics were observed a year before). Within the first seven months of 2018, consumer prices rose by 2.3% year on year (a substantial decrease relative to 2017). In June 2018, the number of the workforce amounted to 76.3m people, a decrease of 0.16m people on July 2017. The unemployment indices fell to the historic low in the period from 1992. The level of unemployment calculated in accordance with the ILO’s methods has remained unchanged for three months running (4.7%), while with a seasonal component excluded it kept falling. As of the end of July, the level of the registered unemployment was equal to 0.9%. Growth rates of incomes and pensions still lag much behind those of wages and salaries. In July 2018, households’ disposable cash incomes, accrued wages and granted pensions increased by 2.0%, 8.0% and 0.8%, respectively, in real terms as compared to July 2017.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОЛОЖЕНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)»

Социальная сфера

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОЛОЖЕНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ

(по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)1

Александра БУРДЯК

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail:

aleksandra.burdyak@gmail.com

Виктор ЛЯШОК

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail:

victorlyashok@gmail.com

Татьяна МАЛЕВА

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук, д-р делового администрирования (ДДА). E-mail: maleva-tm@ranepa.ru

Оборот розничной торговли за январь-июль 2018 г. вырос относительно аналогичного показателя предыдущего года на 2,5% (год назад здесь наблюдалась нулевая динамика). Потребительские цены за первые семь месяцев текущего года увеличились на 2,3% в годовом выражении, что существенно ниже, чем в 2017 г.

Численность рабочей силы в июле 2018 г. составила 76,3 млн. человек — на 0,16 млн. человек меньше, чем в июле прошлого года. Показатели безработицы достигли исторического минимума за период с 1992 г. Уровень безработицы по методологии МОТ уже третий месяц подряд неизменен (4,7%), а при исключении сезонной компоненты он продолжает снижаться. Уровень зарегистрированной безработицы составил на конец июля 0,9%.

Темпы роста доходов и пенсий по-прежнему существенно отстают от темпов роста заработной платы. В июле 2018 г. располагаемые денежные доходы населения, начисленная заработная плата и размер назначенных пенсий выросли соответственно на 2,0, 8,0 и 0,8% в реальном выражении относительно июля предыдущего года.

Ключевые слова: заработная плата, рынок труда, цены, кредиты, денежные доходы населения, бедность, прожиточный минимум, пенсии.

Макроэкономические показатели текущей экономической ситуации

ВВП России за второй квартал 2018 г. составил 24 846,6 млрд. руб. в текущих ценах2 и относительно аналогичного периода предыдущего года вырос на 1,9% (в постоянных ценах). Объем ВВП за первое полугодие 2018 г. в текущих ценах выразился значением в 47 086,0 млрд. руб. Индекс физического объема ВВП

относительно первого полугодия 2017 г. составил 101,7%, тогда как год назад соответствующий показатель был равен 101,6%.

Физический объем выпуска по базовым видам экономической деятельности3 за первое полугодие 2018 г. в постоянных ценах вырос относительно аналогичного периода предыдущего года на 2,7% (в 2017 г. он был равен 3,1%). Следовательно, в этот период произош-

1 Расширенная версия опубликована онлайн на сайте ИНСАП РАНХиГС. URL: https://www.ranepa.ru/social/informatsionno-analiticheskij-byulleten: Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. — сентябрь 2018 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2018.

2 О производстве валового внутреннего продукта (ВВП) во II квартале 2018 года / Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/175.htm

3 Социально-экономическое положение России за январь-июль 2018 г. / Росстат. URL: http://www.gks.ru/

ло некоторое замедление роста выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности. Однако в июле 2018 г. динамика выпуска была значительно лучше, чем годом ранее (2,8% против 1,2%), за счет чего по итогам первых семи месяцев (январь-июль) ситуация выровнялась - рост на 2,7% в 2018 г. и на 2,8% в 2017 г.

Промышленное производство в совокупности по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха», «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» выросло на 3,0% в первом полугодии 2018 г. и на 3,1% за январь-июль к аналогичным периодам предыдущего года (год назад - на 3,7 и 3,2% соответственно).

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и государственных (муниципальных) учреждений) в первом полугодии 2018 г. в действующих ценах составил 6371,7 млрд. руб., или 130,9% от уровня первого полугодия 2017 г.4 (который был равен 4868,7 млрд. руб.). При этом 33,3 тыс. организаций получили в январе-июне 2018 г. прибыль в размере 7751,3 млрд. руб. и 15,8 тыс. организаций - убыток на общую сумму 1379,6 млрд. руб.

Обследование деловой активности 3,9 тыс. организаций5 (без малых предприятий) по видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» показало рост предпринимательской

уверенности в августе 2018 г. по сравнению с декабрем 2017 г. Индекс предпринимательской уверенности6 в добывающих производствах имеет ярко выраженный сезонный характер, обычно принимая минимальные значения в ноябре-январе и повышаясь к середине года. Текущий год не был исключением: индекс повысился с -2% в декабре 2017 г. до 2% в марте-апреле 2018 г., затем с мая по июль он равнялся 3%. В первом полугодии 2018 г. уверенность руководителей добывающих предприятий была выше, чем в аналогичные периоды 2014-2017 гг. В августе индекс понизился до 0%, оказавшись хуже уровней 2016-2017 гг., но выше показателей августа 2014-2015 гг.

В обрабатывающих производствах сезонность имеет аналогичный характер - рост индекса в начале года и спад в конце. С декабря 2017 г. индекс предпринимательской уверенности постепенно вырос здесь с -5 до -2% в марте-июле, а затем в августе понизился до -3%. Первое полугодие 2018 г. по предпринимательской уверенности в обрабатывающем секторе было хуже, чем в январе-июне 2017 г., но заметно лучше аналогичных периодов 20152016 гг.

Сектор обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха демонстрирует другой характер сезонности, отражающий соотношение текущего и будущего спроса на продукцию предприятий. В первые месяцы года индекс уверенности здесь снижается, достигая минимума в апреле-мае, затем растет до максимума в октябре-ноябре и в декабре снова снижается. Индекс предпринимательской уверенности в данном секторе снизился с 3% в декабре 2017 г. до -9% в апреле 2018 г., затем стал расти и в августе составил 2%. Февраль-март 2018 г. были

4 О финансовых результатах деятельности организаций в I полугодии 2018 года / Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/ b04_03/Isswww.exe/Stg/d01/169.htm

5 Деловая активность организаций в России в августе 2018 года. 24.08.2018 / Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/ B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/166.htm

6 Рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок фактически сложившихся уровней спроса (портфеля заказов), запасов готовой продукции (с обратным знаком), а также ожидаемого в ближайшие три месяца изменения выпуска продукции.

самым благоприятным периодом для сектора по сравнению с аналогичными месяцами 20142017 гг. Начиная со второго квартала 2018 г. предпринимательская уверенность в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха практически повторяет показатели предыдущего 2017 г.

Оборот розничной торговли за первое полугодие 2018 г. составил в сопоставимых ценах 102,6% относительно того же периода предыдущего года, в январе-июле 2018 г. - соответственно 102,5%. В первом полугодии 2017 г. здесь еще наблюдался спад: 0,3% к аналогичному периоду предыдущего года (в январе-июле - 0%) - следовательно, в розничной торговле в текущем году произошло значительное улучшение.

Потребительские цены в 2018 г. растут медленнее, чем годом ранее: индекс потребительских цен за первое полугодие и за январь-июль текущего года составил по 102,3%, тогда как в аналогичные периоды 2017 г. этот показатель равнялся 104,4 и 104,3% соответственно.

Подводя итог, можно отметить разнона-правленность произошедших в первой половине 2018 г. изменений в значениях макропоказателей относительно аналогичного периода предыдущего года. Скорость роста ВВП

осталась такой же, как и в первом полугодии

2017 г. Приросты выпуска и промышленного производства замедлились на 0,4 и 0,7 п.п. соответственно. Потребительская инфляция снизилась на 2,1 п.п. На 2,9 п.п. увеличился темп роста оборота розничной торговли. Предпринимательская уверенность руководителей добывающих предприятий в первом полугодии

2018 г. была выше, чем в предыдущие годы. В сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха в июне-августе 2018 г. уверенность руководителей предприятий практически совпала с показателем предыдущего года. А предпринимательская уверенность в обрабатывающих производствах в первом полугодии 2018 г. была хуже, чем в 2017 г., но заметно лучше 20152016 гг.

Розничная торговля и потребительские цены

В июле 2018 г. оборот розничной торговли в денежном выражении составил 2,6 трлн. руб. В сопоставимых ценах по отношению к соответствующему периоду предыдущего года он увеличился в целом на 2,5%, в том числе за счет прироста оборота пищевых продуктов, напитков и табачных изделий - на 1,5%, но в

Рис. 1. Ежемесячная динамика оборота розничной торговли и его составляющих в сопоставимых ценах, в % к соответствующему месяцу предыдущего года

80 -

---Все товары -Пищевые продукты, напитки и табачные изделия

-Граница роста=100% -Непродовольственные товары

Источник: Социально-экономическое положение России». Доклады за 2013-2018 годы / Росстат.

первую очередь - за счет роста оборота непродовольственной продукции (на 3,3% в сопоставимых ценах). Начиная с апреля 2017 г. товарооборот относительно того же месяца предыдущего года постоянно возрастает7, а с сентября 2017 г. темп годового прироста розничной торговли составляет 2,5-3%. (См. рис. 1.)

За два последних года в сопоставимых ценах прирост товарооборота составил 3,7% (июль 2018 г. к июлю 2016 г.), что несколько ниже значения того же показателя в предыдущем месяце (4,5%). Оборот розничной торговли в разрезе двухгодичного периода уже пятый месяц подряд превышает уровень в 100%, что, несомненно, является признаком выхода из кризиса. Также стоит отметить рост за данный период товарооборота пищевых товаров, напитков и табачной продукции (101,7%) и, особенно, непродовольственных товаров (105,6%).

В ретроспективе трех последних лет в сопоставимых ценах у товарооборота все еще наблюдается негативное значение (98,4% в июле 2018 г. относительно июля 2015 г.), хотя с начала года этот показатель каждый месяц все в большей степени приближается к 100%-ной отметке. Восстановление оборота розничной торговли до уровня трехлетней давности сложнее происходит в торговле пищевой продукцией, включая напитки и табачные изделия (-3,7%), в то время как июль стал первым месяцем, когда оборот торговли непродовольственной продукцией в сопоставимых ценах превысил аналогичный показатель 2015 г. (+0,4%).

С начала года в сопоставимых ценах оборот розничной торговли составил 1,7 трлн. руб., или 102,5%, в том числе оборот пищевой продукции, напитков и табачных изделий - 102,1%, оборот непродовольственных товаров - 103%. (В прошлом году за аналогичный период зна-

чения этих показателей составляли соответственно 100, 99,3 и 100,6%, что свидетельствует об их значительном росте.)

В месячном выражении (к июню 2018 г.) оборот розничной торговли составил 103,3%, включая товарооборот пищевой продукции, напитков и табачных изделий (102,9%) и непродовольственных товаров (103,6%). В июльском выпуске Мониторинга был отмечен рост показателя в месячном соотношении после некоторого снижения в апреле, причем рост продолжается. Так, в июне прирост товарооборота в данном секторе соответствовал уровню в 1,7% в целом, 0,6% - по пищевой продукции и 2,8% - по непродовольственным товарам. Таким образом, можно говорить о значительном расширении оборота розничной торговли продовольственных товаров в месячном выражении.

По отношению к предыдущему месяцу в августе 2018 г. не наблюдалось роста цен в целом (100%). Однако на продовольственную продукцию цены снизились на 0,4%, на непродовольственную - выросли на 0,3%, а на услуги - на 0,3%.

Индекс потребительских цен в августе 2018 г. по отношению к тому же месяцу предыдущего года составил 103,1%, в том числе 101,9% - на продовольственные товары, 103,8% - на непродовольственные и 103,7% -на услуги8. После снижения в июне (99,8%) уже два месяца подряд продолжается повышение цен на продовольственные товары. (Год назад, в августе 2017 г., цены росли сильнее: на 3,3% в годовом выражении, в том числе на 2,6% - на продукты, на 3,4% - на непродовольственные товары и на 4,1% - на услуги. Период низкой - на фоне предыдущих лет -инфляции9 начался в 2016 г.)

В августе 2018 г. по отношению к соответствующему периоду предыдущего года вырос-

7 2017: Социальные итоги и уроки для экономической политики / под ред. Т.М. Малевой. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2018. (Научные доклады: социальная политика).

8 Индексы потребительских цен по Российской Федерации в 1991-2018 гг. / Росстат.

9 2016: Социально-экономическое положение населения - продолжающийся кризис или новая реальность? / под ред. Т.М. Малевой. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2017. (Научные доклады: социальная политика).

ли цены на рыбу и морепродукты пищевые (4,7%), плодоовощную продукцию, яйца куриные, мясо и птицу (3-3,3%), молоко и молочную продукцию, масло сливочное, хлеб и хлебобулочные изделия (2,3-2,5%). В то же время стали дешевле сахар-песок (-12,4%), крупа и бобовые (-8%), макаронные изделия (-1,7%), а также масло подсолнечное (-1,4%).

По сравнению с июлем 2018 г. сильнее всего выросли цены на мясо и птицу (1,5%), рыбу и морепродукты пищевые (0,5%), в том числе, по данным Росстата, на 2,6% подорожала свинина. В то же время мясо птицы, фарш мясной, рыба живая и охлажденная, филе рыбное стали дороже на 1,0-1,4%. Помимо этого подорожали хлеб и хлебобулочные изделия, масло подсолнечное, масло сливочное, крупа и бобовые (0,1-0,3%). Не изменились цены на молоко и молочную продукцию.

В свою очередь, в августе текущего года было отмечено существенное снижение цен на плодоовощную продукцию относительно предыдущего месяца (-6,4%). По данным официальной статистики, главным образом это произошло за счет удешевления моркови (-16,2%), картофеля и винограда (-15,1%), огурцов, помидоров и свеклы (-12,7-14,5%), лука репчатого (-7%). Следует отметить, что удешевление плодоовощной продукции - сезонное явление и уже в следующие месяцы можно ожидать повышения цен на нее.

В категории непродовольственных товаров в августе 2018 г. снизились цены только на телерадиотовары (-1,3%). В отношении остальных товаров цены выросли в годовом выражении на 1,3-2,6% на медикаменты, моющие и чистящие средства, ткани, электротовары и другие бытовые приборы, одежду и белье, трикотажные изделия и обувь. Помимо этого на 4,8% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года выросли цены на строительные материалы и, сильнее всего, на табачные изделия (10,5%) и бензин автомобильный (11,3%).

По отношению к предыдущему месяцу среди непродовольственных товаров на 0,3%

подешевел бензин автомобильный, в то время как остальная продукция здесь стала дороже на 0,1-0,4%.

В категории услуг в годовом выражении цены снизились только на услуги страхования (-2,4%). Подорожали на 2,1-3,8% услуги связи, организаций культуры, физкультуры и спорта, дошкольного воспитания, пассажирского транспорта, а также жилищно-коммунальные и бытовые услуги. Еще сильнее подорожали медицинские (4,8%) и санаторно-оздорови-тельные (6,2%) услуги, а наибольшее увеличение цен наблюдалось по услугам образования (7,6%) и зарубежного транспорта (9,8%).

В месячном выражении цены несколько снизились только на услуги страхования (-0,7%) и санаторно-оздоровительные (-0,2%). Цены на услуги организаций культуры остались на прежнем уровне. На 0,1-0,2% подорожали услуги связи, физкультуры и спорта, жилищно-коммунальные (в основном за счет платы за наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах (2,4%)), дошкольного воспитания, образования, бытовые, медицинские. Наиболее заметно увеличились цены на услуги пассажирского транспорта (0,7%) и зарубежного туризма (1,9%) - в первую очередь, по данным Рос-стата, за счет увеличения стоимости экскурсионных поездок во Францию, Финляндию и Грецию (прирост цен на 2,1-2,4%) и в Испанию, Таиланд, Германию, Китай (на 1,1-1,7%).

Банковское кредитование населения и денежные сбережения

В первом полугодии 2018 г. населению было выдано кредитов на рекордную сумму в 5,5 трлн. руб., что на 1,5 трлн. руб., или на 39%, больше, чем за аналогичный период предыдущего года. (См. рис. 2.) Задолженность физических лиц перед банками в 2014-2016 гг. существенно не менялась, за 2017 г. она выросла, а в первом полугодии 2018 г. - еще значительнее, составив на 01.07.2018 г. 13,3 трлн. руб. (+2,1 трлн. руб., или +19% к аналогичному периоду предыдущего года).

Депозиты физических лиц на 1 июля 2018 г достигли 27 трлн. руб., увеличившись по сравнению с аналогичной датой предыдущего года на 2,1 трлн. руб. 10, или на 8%, на фоне стажирующих доходов населения. Таким образом, итогом января-июня 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. стал прирост банковских сбережений населения ровно на такую же сумму (2,1 трлн. руб.), на какую выросла задолженность физических лиц перед банками. Соотношение задолженности по кредитам и объема банковских сбережений населения в первом полугодии 2018 г. увеличилось до 49%, частично преодолев спад с 63% в 2014 г. до 45% в 2017 г. (в первом полугодии 2012 г. задолженность составляла 51% от объема депозитов).

Следовательно, рост кредитования, который мы наблюдаем в текущем году, сопрово-

ждается также и ростом объема банковских сбережений, а соотношение задолженности по кредитам и объема депозитов пока только восстанавливается до уровня первого полугодия 2012 г.

Одним из драйверов роста кредитования населения выступает жилищное ипотечное кредитование. Почти четверть выданных физическим лицам в первом полугодии 2018 г. денежных средств в виде кредитов (24%) были ипотечными кредитами; 43% задолженности населения перед банками было обеспечено ипотекой (залогом жилья).

Ставки по ипотеке продолжали снижаться и по итогам первого полугодия 2018 г. достигли 9,48% годовых (в среднем по ипотечным кредитам в рублях). Средние ставки по всем рублевым кредитам физическим лицам также снижаются, и на 01.07.2018 г. они составили

Рис. 2. Выдача кредитов, банковские депозиты и доходы населения в первом полугодии и в целом за год в 2009-2018 гг.

40

30.5 30.2 30-7 30-7 31 5 30.5

Выдано кредитов физическим лицам за период, трлн. руб.

• Задолженность физическихлиц по кредитам на 01.07 текущего и на 01.01 следующего года, трлн. руб.

♦ Депозиты населения на 01.07 текущего и на 01.01 следующего года, трлн. руб.

-Денежные доходы населения (за II квартал и за год) в среднем на душу населения, тыс. руб. в месяц

Источник составлено по данным Банка России.

10 Несмотря на рост курса иностранных валют, объем вкладов в валюте сократился на 0,1 трлн. руб. и их доля снизилась с 22,5 до 20,3% от всех вкладов населения (1 июля 2018 г. относительно 1 июля 2017 г.).

13% годовых по кредитам, выданным на срок свыше одного года11. Среди ипотечных программ с рекордно низкими ставками следует отметить «детскую» ипотеку под 6% для семей, родивших второго и/или последующих детей, с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 гг., о которой речь пойдет ниже, а также специальные региональные программы партнеров госкомпании «ДОМ.РФ» для отдельных категорий заемщиков - например, ипотеку под 5,75% годовых для работников бюджетного сектора, многодетных и молодых семей12.

Что касается дальнейшего изменения ключевой ставки, то в конце лета ЦБ РФ отмечал смещение баланса рисков в сторону проин-фляционных13 из-за неясности степени влияния налоговых мер на инфляционные ожидания, а также неопределенности относительно развития внешних условий. Банк России обещал принимать решения по ключевой ставке, оценивая инфляционные риски, динамику инфляции и развитие экономики с учетом прогноза. Озвученные Э.С. Набиуллиной факторы14 были восприняты как сигнал того, что ключевая ставка может быть повышена, или что она, по крайней мере, больше не будет снижаться15. Для заемщиков ипотеки это обозначило перспективу роста ставок по кредитам и ухудшения условий выдачи ипотеки. Еще одним фактором роста ставки по ипотеке в ряде банков может послужить ужесточение требований

ЦБ РФ к первоначальному взносу16 по ипотеке.

Почему население активнее брало кредиты в первом полугодии 2018 г.? Во-первых, это мог быть отложенный спрос, когда люди ждали обещанного снижения ставок по кредитам. Во-вторых, ставки по ипотечным кредитам действительно значительно снизились, что привело к уменьшению размера ежемесячных выплат и сделало ипотеку доступной семьям, доходы которых не позволяли им взять кредит раньше. Кроме того, часть неипотечных потребительских кредитов могла быть обусловлена потребностью в ремонте приобретенного в ипотеку жилья, в покупке мебели, техники. Возможен вариант, когда недостающая молодой семье сумма первоначального взноса для ипотеки берется расширенным домохозяйством (родителями, другими родственниками) в кредит на неотложные нужды, и тогда ипотечный кредит сопровождается неипотечным. В-третьих, переход к новому порядку привлечения средств населения к строительству жилья по договорам долевого участия17 «встряхнул» жилищный рынок и привел к оживлению продаж квартир в новостройках.

Договоры долевого участия и ипотечное кредитование

Через год, с 1 июля 2019 г., привлечение средств населения к жилищному строительству будет возможно только через эскроу-счета18, и до

11 По данным Банка России. URL: http://www.cbr.ru/

12 Категории получателей определяются региональной администрацией в зависимости от потребностей населения в конкретном регионе. Список из 13 регионов доступен на сайте «ДОМ.РФ». URL: https://дом.рф/mortgage/mortgage_products/ lgotnye-regionalnye-ipotechnye-programmy/

13 Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых. Пресс выпуск от 27 июля 2018 г. / ЦБ РФ. URL: http://www.cbr.ru/press/keypr/

14 Чего ждать от ЦБ после слов Набиуллиной о ключевой ставке / РБК. URL: https://www.rbc.ru/finances/04/09/2018/ 5b8e51059a7947c6b6ad80e1

15 После написания Мониторинга ключевая ставка ЦБ РФ действительно была повышена 14 сентября 2018 г. на 0,25 п.п. — до 7,5% годовых.

16 Взнос до 20%: как изменятся ставки ипотеки в случае новых ограничений ЦБ / РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/ 5b9264b89a794740ded104f4?from=center_1

17 Федеральный закон от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

18 Федеральный закон от 01.07.2018 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"и отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

начала переходного периода договоры долевого участия (ДДУ) по старым правилам19 заключались более активно. В январе-июне 2018 г. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в целом по Российской Федерации зарегистрировала 338,4 тыс. договоров участия в долевом строительстве20 - это на 10% выше показателя за аналогичный период 2017 г. (307,5 тыс. договоров). Максимальное число ДДУ было зарегистрировано за 2014 г.21 - почти 850 тыс., и в сравнении с ним количество ДДУ за первое полугодие текущего года не выглядит исключительно высоким.

Значительная часть договоров долевого участия сопровождается заключением ипотечного договора с банком. Доля ДДУ, под которые оформлена ипотека22, за январь-июнь 2018 г. составила 50%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В целом за 2017 г. 45% договоров долевого участия были обеспечены ипотекой (в 2016 г. - 44%). Следовательно, с помощью ипотечного кредитования участие населения в долевом строительстве в текущем году расширилось.

С другой стороны, роль ипотеки, выданной под договоры долевого участия, снизилась: 25% количества и 29% объема выданных за первое полугодие 2018 г. ипотечных кредитов были предоставлены физическим лицам-резидентам под залог прав требования по договорам участия в долевом строительстве, тогда как за аналогичный период 2017 г. ипотека под ДДУ составляла 30 и 34% соответственно. Доля объема задолженности по ипотечным кредитам под ДДУ практически не меняется, составляя 20-21% совокупной за-

долженности населения по ипотеке, выданной в рублях, что означает более активный рост кредитования под залог готового, а не строящегося жилья.

Ставки по выданным в течение месяца ипотечным кредитам под ДДУ в 2016 г. были на 0,8-1,1 п.п. ниже, чем в целом по всем ипотечным кредитам, однако начиная с сентября 2017 г. они практически сравнялись и различия ипотечных ставок по ДДУ и по всем кредитам не превышают сегодня 0,3 п.п. Средний размер ипотечного кредита под ДДУ, выданного в январе-июне 2018 г., был равен 2,3 млн. руб. и вырос по сравнению с соответствующими значениями за 2017-й (2,1 млн. руб.) и за 2016-й. (1,8 млн. руб.) годы. В целом средний ипотечный кредит в рублях составил в первом полугодии 2018 г. 2,0 млн. руб., т.е. под ДДУ выдаются кредиты чуть большего размера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, в первом полугодии 2018 г. выросло количество заключенных договоров долевого участия в строительстве, однако оно оказалось меньше по сравнению с рекордным значением за 2014 г. Оживление в данной сфере, в том числе, было обусловлено переходом на новые правила привлечения средств населения в жилищное строительство через эскроу-счета. На фоне роста ипотеки роль ДДУ в ипотечном кредитовании снизилась: сократилась доля ипотечных кредитов, выданных под ДДУ, а доля задолженности по таким ипотечным кредитам практически не изменилась и составляет 20% задолженности населения по ипотеке в рублях.

«Детская» ипотека

Программа субсидирования ставки по ипотеке для семей, в которых рождаются дети23, начинает набирать обороты. По итогам пер-

19 Информационное письмо «Об особенностях применения с 1 июля 2018 года норм Федерального закона № 214-ФЗ» от 15.08.2018 г. № 34785-ВЯ/07 / Минстрой. URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/17185/

20 В первом полугодии количество зарегистрированных Росреестром ДДУ увеличилось на 10%. 27.07.2018 / Росреестр. URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/v-pervom-polugodii-kolichestvo-zaregistrirovannykh-rosreestrom-ddu-uvelichilos-na-10-/

21 Составлено по данным Росреестра. URL: https://rosreestr.ru/

22 Расчетный показатель, полученный путем деления количества ДДУ с ипотекой на количество всех зарегистрированных ДДУ (основано на данных Центрального банка РФ. URL: http://www.cbr.ru/ и Росреестра. URL: https://rosreestr.ru/).

23 Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 г. № 1711 (ред. от 21.07.2018 г.) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмеще-

вого полугодия 2018 г.24 в Программе участвуют 569 семей, в числе которых 254 семьи -заемщики новых кредитов25 и 315 семей рефинансировали взятый ранее жилищный (ипотечный) кредит под льготную ставку 6% годовых в связи с рождением после 1 января 2018 г. второго или последующих детей. Средняя сумма вновь полученного по Программе кредита - 2,3 млн. руб. (это больше, чем средний размер ипотечного кредита в рублях - 1,98 млн. руб. в первом полугодии 2018 г. по данным Центрального банка РФ).

Суть поддержки состоит в предоставлении права на льготную ставку по рублевой ипотеке на новостройки или в рефинансировании кредита на приобретение жилья на первичном рынке, взятого ранее в банке, участвующем в государственной программе. В случае рождения одного ребенка в период с 2018 по 2022 гг. кредит по льготной ставке предоставляется на три года, а если за эти годы в семье появится еще один ребенок, то льготная ставка в 6% годовых продлится еще на пять лет и суммарно будет действовать до восьми лет. По окончании указанного периода ставка по кредиту будет равняться размеру ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату заключения кредитного договора (договора займа) или дополнительного соглашения о рефинансировании, увеличенной на 2 п.п. С марта 2018 г. ключевая ставка составляет 7,25% годовых - таким образом, ставка по кредитам, вновь полученным или рефинансированным по льготной программе за март-август 2018 г., после окончания льготного периода будет составлять 9,25%

годовых, что ниже текущих средних показателей. Средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам, выданным в июне 2018 г., составила 9,48% годовых, а по кредитам, выданным за первое полугодие, - 9,62% годовых26, превышая ключевую ставку более чем на 2 п.п.

Рождение в 2018 г. 571 ребенка дало уже реализованное право на льготную ипотеку в феврале-июне, в том числе 447 детей родились в семье вторыми, 124 ребенка - третьими. Программа рассчитана на поддержку по кредитам в общей сумме до 600 млрд. руб. Включенные за февраль-июнь 2018 г. в Программу кредиты в общей сумме составляют 1,3 млрд. руб., или 0,2% от предусмотренного на 2018-2022 гг. лимита средств. Всего за первое полугодие компенсация банкам их выпадающих доходов составила 3,2 млн. руб. (в том числе за июнь - 1,3 млн. руб.). В июле всего за один месяц было выплачено еще 5,2 млн. руб. компенсации банкам27 (рост в 4 раза относительно июня), что показывает значительное расширение количества участвующих в Программе семей в начале второго полугодия.

Следовательно, работа Программы ипотечного кредитования под льготную ставку 6% годовых семей в связи с рождением после 1 января 2018 г. второго или последующих детей только набирает обороты. Реального осознанного демографического отклика на предложенные меры поддержки следует ожидать не ранее конца 2018 г.

Динамика рынка труда

Численность рабочей силы в июле 2018 г. составила 76,3 млн. человек, что на 0,16 млн. человек

ние недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей» / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru

24 Информация о выданных (приобретенных) жилищных (ипотечных) кредитах (займах) гражданам Российской Федерации, имеющим детей, и размере субсидии, предоставленной на возмещение недополученных доходов, от 26.07.2018 г. / Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/GovSupport/

25 Таким образом, «детские» кредиты составляют менее 0,04% из 663 тыс. ипотечных кредитов, выданных за январь-июнь 2018 г.

26 Отдельные показатели по кредитам в рублях, предоставленным кредитными организациями физическим лицам / ЦБ РФ.

27 Приложение к приказу Минфина России от 23.08.2018 г. № 174 / Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/

меньше, чем в июле прошлого года. (См. рис. 3.) При этом численность занятых в экономике продолжает оставаться более высокой, чем в прошлом году, тогда как численность безработных снизилась по сравнению с соответствующим периодом 2017 г. на 0,3 млн. человек. Уровень безработицы по методологии МОТ уже третий месяц держится на рекордном уровне в 4,7%, а при исключении сезонной компоненты - продолжает снижаться, что говорит об усилении экономической активности в России.

Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2018 г. составил 0,9%. Число вакансий в государственной службе занятости продолжает увеличиваться и достигло 1,8 млн. Таким образом, на каждые 100 вакансий приходится 47,6 человек в статусе зарегистрированного в службе занятости безработного, что на 16,6% меньше, чем в июле прошлого года.

Уровень заработной платы наемных работников, по предварительной оценке Росстата, в июле текущего года составил 42 640 руб., на 8,0% превысив в реальном выражении соответствующий прошлогодний показатель. Зарплаты за первое полугодие 2018 г. оказались в реальном выражении на 8,7% выше, чем в первом полугодии 2017 г.

Наибольший рост заработных плат в целом за первое полугодие 2018 г. наблюдался в

здравоохранении и социальных услугах (номинальный рост относительно соответствующего периода прошлого года - 26,7%), деятельности библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (27,8%), деятельности в области информации и связи (21,7%), производстве нефтепродуктов (19,7%), образовании (15,4%). Наименьший рост зарплат был отмечен в таких отраслях, как добыча сырой нефти и природного газа (2,4%), производство мебели (2,3%), табачных изделий (2,8%). В остальных отраслях рост составлял от 6 до 11%.

Продолжает сокращаться занятость на крупных и средних предприятиях: численность выбывших из данного сектора за первое полугодие 2018 г. превысила численность принятых на 150 тыс. человек. Высвободившиеся работники перетекали в неформальный сектор, в результате чего численность занятых в нем за первые два квартала 2018 г. достигла 14,3 млн. человек, что на 0,4 млн. человек больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Уровень неформальной занятости во втором квартале текущего года составил 20,3% (19,0% - без учета работающих в неформальном секторе по совместительству). В результате неформальный сектор занятости в России за год вырос, но все еще остается ниже уровня 2016 г.

Рис. 3. Численность рабочей силы, занятых и уровень безработицы в 2017 и 2018 гг.

80

а 75

О ? ю 5 та 5 о. -

Ч ь i

° I

5

S

т

m

70

65

60

76.1 75.6 76.0 75.9 76.0 76.2 76.4 76.9 76.8 76.6 76.4 76.5 75.8 75.8 76.1 76.0 76.1 76.1 76.3

71.8 71.4 71.9 71.9 72.1 72.3 72.5 73.1 73.0 72.7 72.5 72.6 71.9 72.0 72.3 72.3 72.5 72.5 72.7

5.6 5.6

5-4 5.3

5.2

5.1 5.1

4.9 5.0

5.0 5.1 5.1

5.2

5.0 5.0

49

о о

оо оо со со F? С? ^

оо оо оо

-Рабочая сила -Занятые I_I Уровень безработицы

Источник Социально-экономическое положение России. Доклады за 2017-2018 гг. / Росстат.

7 з

В первом полугодии 2018 г. наблюдалось снижение интенсивности занятости в крупных и средних организациях: на 0,7% уменьшилась фактическая продолжительность рабочего времени работников списочного состава и на 0,2 п.п. выросла доля занятых неполный рабочий день.

Динамика основных характеристик рынка труда за исследуемый период показывает не до конца ясную картину: снижается безработица и активно растут заработные платы, при этом отток работников в неформальный сектор после остановки в 2017 г. возобновился.

19 июля 2018 г. Госдума РФ одобрила в первом чтении законопроект о постепенном повышении пенсионного возраста с 2019 г. Принятие данного закона неизбежно окажет влияние на рынок труда, так как повлечет за собой увеличение экономической активности населения старшего возраста и удлинение продолжительности трудовой жизни. Это создает риски безработицы и снижения заработных плат у людей в возрасте 55-65 лет.

С другой стороны, с точки зрения рынка труда настоящее время следует признать одним из наиболее оптимальных для пенсионной реформы. Уровень безработицы находится сегодня на историческом минимуме, наметилась тенденция роста заработных плат как в бюджетном, так и в частном секторе. Демографические прогнозы предсказывают сокращение численности рабочей силы - в следующие 10 лет она может снизиться на 7%. При этом уже сейчас активно растет численность занятых в пенсионных возрастах, вызванная, в том числе, откладыванием выхода с рынка труда. Так, в первом полугодии 2018 г. число работающих людей старше трудоспособного возраста увеличилось на 5,8% по сравнению с первым полугодием 2017 г. Таким образом, повышение пенсионного возраста сейчас, а не через 10 лет, с точки зрения рынка труда создает меньше рисков для людей, подпадающих под пенсионную реформу.

Проекты законодательных изменений в сфере социальной поддержки населения

Среди предложений по совершенствованию механизмов оказания социальной помощи населению, которые сейчас проходят общественное обсуждение, есть законопроект об изменении методологии расчета размера доплаты неработающим пенсионерам до уровня прожиточного минимума (ПМ)28.

По действующему законодательству неработающие пенсионеры, проживающие на территории РФ, общая сумма доходов которых меньше величины регионального прожиточного минимума пенсионера, получают доплату до уровня прожиточного минимума. Программа доплат действует с 2010 г.; при расчете размера доплаты в показателе дохода пенсионера учитываются пенсия и социальные выплаты (ежемесячная денежная выплата, включая стоимость набора социальных услуг, дополнительное материальное (социальное) обеспечение, другие меры социальной поддержки граждан, установленные законодательством субъекта РФ в денежном выражении, денежные компенсации за жилищно-коммунальные услуги). Основная цель данного вида социального обеспечения - ликвидация бедности среди пенсионеров. Однако уровень прожиточного минимума, устанавливаемый раз в год для расчета этой доплаты в конце предшествующего года, отличается от фактического уровня прожиточного минимума, применяемого для расчета уровня бедности, который устанавливается ежеквартально и более точно следует за ценами.

Для устранения рассогласованности двух показателей прожиточного минимума - для доплаты неработающим пенсионерам и для расчета уровня бедности - законопроектом предлагается установить единый подход к определению величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах РФ. После того как

28 О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» / Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=81604

изменения в закон будут приняты, величина прожиточного минимума пенсионера в целях определения социальной доплаты к пенсии как в целом по России, так и в регионах будет устанавливаться в размере фактической величины прожиточного минимума для пенсионеров за второй квартал предыдущего года.

Предлагаемое изменение порядка установления величины прожиточного минимума не может привести к снижению доходов пенсионеров. Согласно п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрена сохранная норма, в соответствии с которой при пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии в текущем году не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии в предыдущем году.

Еще один важный момент: если уровень прожиточного минимума, утвержденный в регионе для расчета доплаты неработающим пенсионерам, выше федерального показателя, то ее выплата идет из регионального бюджета. В 2018 г. неработающие пенсионеры 16 субъектов Федерации29 получали социальную доплату до уровня регионального прожиточного минимума из бюджета своего региона -это Москва и Московская область, нефтегазовые автономные округа и почти все дальневосточные регионы. Социальная поддержка пенсионеров из остальных регионов попадает в область федеральных полномочий и осуществляется за счет средств федерального бюджета. Необоснованное завышение региональными властями уровня прожиточного миниму-

ма для расчета доплаты неработающим пенсионерам по сравнению с фактическим ПМ в этих регионах напрямую транслируется в повышение расходов федерального бюджета на данную программу.

Для иллюстрации несоответствия трех уровней прожиточного минимума - установленного субъектами Федерации для расчета доплаты, фактического ПМ, усредненного за четыре квартала, и предлагаемого в качестве нового индикатора ПМ за второй квартал предыдущего года30 - мы рассчитали сценарный «выигрыш» неработающих пенсионеров за истекший 2017 г.

В связи с тем, что в 2017 г. потребительская инфляция была ниже прогнозируемых значений, уровень прожиточного минимума, заложенный в алгоритм расчета доплаты Пенсионным фондом РФ, оказался в большинстве регионов выше, чем фактический прожиточный минимум пенсионера, который используется для определения уровня бедности. В целом по Российской Федерации «выигрыш» неработающего пенсионера составил 226 руб. в месяц. В Чукотском автономном округе - 3,5 тыс. руб., в ряде регионов - Магаданской, Сахалинской, Омской, Волгоградской, Белгородской, Липецкой, Архангельской (без автономии) областях, республиках Хакасия, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - около 1 тыс. руб. в месяц.

В то же время неработающие пенсионеры 15 регионов - Ивановской, Псковской, Волгоградской, Калининградской, Амурской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, республик Карелия и Коми, Чеченской Республики, Еврейской автономной области, Красноярского и Приморского краев, г. Санкт-Петербурга - фактически остались за чертой бедности: доплаты не хватило и их доход в 2017 г. ока-

29 Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера / Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). URL: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/soc_doplata/

30 Величина прожиточного минимума / Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/30957; Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации и исполнение бюджетов / Росстат. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B02_83/Main.htm

OV HM>DlC»lAh ugo"±BB ae>Dnads3 ugo BB>3HMi/exB3 ■ir 90 tíe>3HelíBjei/\i ugo ue>3dÁwy nea> nn>3aodegex ííbcI> Mn»doi»(nd|j Recto dn>i3iBhWB>r funiÁiiK) exB3 u38d O® MRHh0i30a9Hsi;Btj' TJgOTíBOWOi "L/QO BB>3inin ■ugo MB>3dMQH3oaoH ■ugo MB>3aoaai«i8>| ■ugo KB>3iA>dn , MBtr> nn>3diíoH3Bd>| íiBd> MH>3ai/B>iMBQB£ dBd> AhídmbiuV BH3B5IBX 'LI38d BBiqi usad BnisaAg 'Load

MB1UV LDSd Oct> WM>3diígM3 ■i/goTíB>3HK9Bi;3h

8V HM>Í13H3H-0LTBWK V (1M>3MM3HB|A|-IC11RBX OV Esq Lfqo KE>DHaif\ion ■ugo Ke>3aoutfdaa3 ■ugo KB>3HBjdÁ>| Oro MM>3qi/Bd< ■Trgo"líB>3aoHKqi/A

■ugo KB»3aoiBdB~) ■ugo KB>3dewB3 ■ugo KB>3H3EH3|j ■ugo KB>3jdAgH3do ugo kb>31íocIoj3xmh

ugo KB>3aodn>| nea> nn>owda¡j "ü33d 6B>3mBaíh ■U33dBB>3idÁwtfA HBodBiei U33d BuaotídoiAI U33d u£ MudeiAl 'U33d HBi5o±do>meg Load OO MM>3xuosndu qu0Ll0i3Baa3 J ugo KB>3aojpod ■ugo BB>3lj,BCü0Ji/0a ugo BB>3HBxBdi3v, nea> nn>i3dBlí0H3Bd>i wiqd>i"u39d KH>iiqwi/Bx 'Load

usjiqtfv uíod $^>TMi?>D9¡f0LJ0daE.i0

"U33d ÜB>OH8h8h bhhbi/v-tKhi930 aa") 'usad ■usad '>id8h-oaSBhBdB>| ■usad ■auBq-OHMtídBgBN BuiáfnAjHpl 'usad HE-OBJEtí "U39d " > MM»EB>iaB>|-od8aa3

1=

o £

Я °

O r\l

S Ш

JdAg'aeiau-J>HB3 J ■ugo ив>зао>з|| ■ugo KB>3tíodoiaoH ■ugo KB>3HBwdÁ|A|

■ибо ив>э№фнинэ1Г

'Ugo ИЕ>0№йЛЧИНИПЕ)| ■ugo KE>3tíOJOUOg

■ugo ME>3quajHBxav Ov ии>У1энэн

ИИО>| UDBd вииэавх 'LDad ОФ MiqHiíBüEP-odaaaT ga»aiA| j ■ugo KE>3aEU3odtf ■ugo KE>3quA1 ■ugo HE>3daai ■ибо ив>эаодив! ugo ьв>знэиоиэ

■ибо КВЮНЕЕВИ

■ибо кв>заоиао ugo ьв>эао>эо|/\| ■ugo bB>YiauHLf ugo KB>3dA>i ugo ьв>э1Л1оа!эо>| ugo ьв>зжЛив> ugo ьв>заонваи ибо ьв>зжэноаод ■ugo KB>3dMkMMlj'Biíg ugo KB>3HBdg ugo KB>3tfodojuag Оф MiqHquediHatn (Dd "

■& 1=

O) OJ

3 3

5 ra

- I

m 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ I

ra U3

1 P

r^ r^ § o

o o

(N fN Ш Ш

§ §

3 В re 3

3

o o S-

3

Q

зался ниже уровня прожиточного минимума для пенсионера.

Если сравнивать размер прожиточного минимума для доплаты на 2017 г. с прожиточным минимумом во втором квартале предыдущего года (в данном случае - 2016 г.), как предлагается проектом закона, то мы получим (см. рис. 4) также 15 регионов, в которых доход неработающего пенсионера с учетом доплаты остался бы ниже черты бедности. Часть из названных выше регионов выбывает из числа «уязвимых», однако в списке появляются Смоленская, Архангельская области, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский край, что также иллюстрирует «пограничную» эффективность действующей системы доплат.

При переходе на предложенную новую методологию определения прожиточного минимума пенсионера в целях доплаты неработающим пенсионерам, основанную на размере фактического прожиточного минимума во втором квартале предыдущего года, должно соблюдаться правило неухудшения материального положения получателей. В этой связи только в 25 регионах была бы возможна смена методологии в 2018 г.31 - Брянской, Ивановской, Курской областях, большинстве регионов Северо-Западного федерального округа, Республике Кабардино-Балкария, Краснодарском крае, Новосибирской, Томской, Амурской областях, Красноярском, Забайкальском и Приморском краях, Еврейской автономной области. В перечисленных регионах прожиточный минимум для доплаты ниже фактического уровня прожиточного минимума (для расчета бедности) во втором квартале 2017 г., и переход на новую методологию с января 2018 г. не ухудшил бы материальное положение их пенсионеров. В остальных субъектах Федерации пороговые значения выплат, установленные для доплаты, выше фактического размера прожиточного минимума пенсионера за второй квартал 2017 г., и в них «неухудшающий»

переход на новую методологию по состоянию на 2018 г. был бы невозможен.

Подводя итог сказанному, отметим следующее.

Во-первых, в 2017 г. программа доплат неработающим пенсионерам оказалась довольно щедрой - в большинстве регионов реципиенты получили выплаты выше уровня фактического прожиточного минимума. При этом 15 субъектов Федерации не справились с задачей выведения пенсионеров из состояния монетарной бедности.

Во-вторых, предлагаемый переход к единому пороговому значению прожиточного минимума пенсионера для доплаты и для расчета бедности на текущий момент возможен только в 25 регионах, так как по закону материальное положение реципиентов не может быть ухудшено по сравнению с предыдущим периодом. Даже если закон вступит в силу с 2019 г., то переход к новой методологии во всех субъектах Федерации займет некоторое время.

Доходы и уровень бедности населения

В июле 2018 г. рост реальных располагаемых денежных доходов населения, реальной начисленной заработной платы и реального размера назначенных пенсий составил соответственно 2,0, 8,0 и 0,8%. (См. рис. 5.)

В целом в январе-июле 2018 г. доходы населения, заработная плата и пенсии в реальном выражении составили соответственно 102,6, 108,6 и 101,5% от уровня того же периода 2017 г. Таким образом, темпы роста доходов и пенсий в реальном выражении существенно отстают от темпов роста реальной заработной платы.

В то же время, как было отмечено министром труда и социальной защиты населения Российской Федерации, принятый в первом чтении Госдумой РФ законопроект № 489161-7,

31 Прожиточный минимум для пенсионеров во втором квартале 2018 г. на момент написания Мониторинга был установлен не для всех регионов, поэтому мы моделируем ситуацию на примере предыдущего года.

касающийся повышения нормативного пенсионного возраста32, будет способствовать существенному увеличению размеров пенсий неработающих пенсионеров. Так, в январе-июле 2018 г. средний размер назначенных пенсий составил лишь 31,3% от среднего размера начисленной заработной платы33, что ниже уровня аналогичного периода 2013-2017 гг.

Средний размер назначенных пенсий на 1 июля 2018 г. в целом по Российской Федерации равнялся 155% от величины прожиточного минимума пенсионера за второй квартал 2018 г. (См. рис. 6.) При этом более чем в половине регионов средний размер назначенных пенсий составил от 150 до 170% от величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.

В 7 регионах (Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области, Камчатском, Приморском, Забайкальском краях, Рес-

публике Саха (Якутия) и Калининградской области) средний размер назначенных пенсий на 1 июля 2018 г. составил менее 140% от величины регионального прожиточного минимума пенсионера за второй квартал 2018 г., и лишь в 9 регионах (Воронежской, Ярославской, Липецкой, Кемеровской и Белгородской областях, республиках Чувашия, Мордовия, Удмуртия и Татарстан) средняя назначенная пенсия превышала 170% от регионального прожиточного минимума пенсионера.

Итак, повышение уровня пенсионного обеспечения пенсионеров представляется крайне актуальной задачей. В то же время необходимо отметить, что в ходе повышения пенсионного возраста незанятые лица, находящиеся в возрасте моложе нового пенсионного возраста, могут испытывать усиление рисков бедности. Предложенное Президентом РФ в ходе телеобращения 29 августа 2018 г.34

Рис. 5. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, реальной начисленной заработной платы и реального размера назначенных пенсий в 2014-2018 гг., в % к соответствующему периоду предыдущего года

115

I I Реальные располагаемые денежные доходы ----Реальный размер назначенных пенсий

-Реальная начисленная заработная плата одного работника

Примечание. Реальные располагаемые денежные доходы населения за январь 2017 г. и январь 2018 г. даны без учета единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017 г. в размере 5 тыс. руб. Источник: Доклад «Краткосрочные экономические показатели — 2018 г.». Июль 2018 г. / Росстат.

32 Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» / Государственная Дума. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/489161-7

33 Доклад «Социально-экономическое положение России — 2018 г.». Январь-июль 2018 г. / Росстат. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b18_01/Main.htm; Доклад «Краткосрочные экономические показатели — 2018 г.». Июль 2018 г. / Росстат. URL: http:// www.gks.ru/bgd/regl/b18_02/Main.htm

34 Обращение Президента к гражданам России / Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/58405

8юг ЯсШ1>ю-ЯсШ1нэ:> • б^ы • 53 1ЛЮ1 • июэсм эихиаеуи зо^эзьиьмоно^е z£.

Респ. Кабардино-Балкария Ненецкий АО г. Москва

Еврейская авт. обл.

Камчатский край Респ. Саха (Якутия) Приморский край Респ. Дагестан Псковская обл. Забайкальский край Чеченская Респ. Краснодарский край Амурская обл. Респ. Алтай Смоленская обл. Калининградская обл. Новосибирская обл. Магаданская обл. Хабаровский край Чукотский АО Ростовская обл. Респ. Крым Мурманская обл. Вологодская обл. Ивановская обл. Карачаево-Черкесия Астраханская обл. Курганская обл. Тверская обл. Брянская обл. Респ. Карелия Новгородская обл.

Респ. Марий Эл Ульяновская обл. Костромская обл.

Респ. Адыгея Респ. Ингушетия г. Севастополь РФ

Ямало-Ненецкий АО Респ. Сев. Осетия-Алания Респ. Бурятия Тюменская обл. Красноярский край Респ. Калмыкия Владимирская обл. Пермский край Московская обл. Челябинская обл. Алтайский край Курская обл. Рязанская обл. Пензенская обл. Тамбовская обл.

Тульская обл. Сахалинская обл. Волгоградская обл. Респ. Тыва Самарская обл. Орловская обл. Свердловская обл. Саратовская обл. Калужская обл. Архангельская обл. без АО Ставропольский крэй Томская обл. Ленинградская обл. Иркутская обл. Кировская обл.

Респ. Коми Чувашская Респ. Липецкая обл. Оренбургская обл. Нижегородская обл. Омская обл. Воронежская обл. Ханты-Мансийский АО Респ. Мордовия Ярославская обл. Респ. Башкортостан Респ. Хакасия г. Санкт-Петербург Кемеровская оол. Удмуртская Респ.

Респ. Татарстан Белгородская обл.

увеличение размера максимального пособия по безработице до 11 280 руб. с 1 января 2019 г. будет способствовать снижению указанных рисков.

При этом в отдельных регионах, например в части регионов Дальнего Востока, указанный размер пособия будет ниже величины прожиточного минимума в субъекте РФ. В связи с этим представляется целесообразным дополнительно увеличить размер пособия по безработице для незанятых лиц старшего возраста, затронутых пенсионной реформой, до величины регионального прожиточного минимума.

Что же касается текущей ситуации с уровнем бедности в регионах, то, согласно уточненным на 15 августа 2018 г. данным Росста-та35, в 2017 г. уровень бедности ниже среднероссийского (13,2%) наблюдался в 30 из 85 регионов, причем более чем в полтора раза он был ниже лишь в пяти регионах: Ямало-Ненецком автономном округе (7,5%), Республике Татарстан (7,7%), Белгородской области (7,9%), Санкт-Петербурге (8,1%) и в Московской области (8,1%). В то же время в 12 субъектах РФ в 2017 г. уровень бедности более чем в полтора раза превышал среднероссийский показатель, при этом в трех регионах уровень бедности превышал среднероссийский более чем в два раза: республиках Калмыкия (30,6%), Ингушетия (31,6%) и Тыва (41,5%). Снижение уровня бедности в 2017 г. по сравнению с 2016 г. наблюдалось в 34 регионах, при этом в 37 из них произошел, хотя и небольшой, рост уровня бедности.

По данным ФОМ, в целом по Российской Федерации доля субъективно бедного населения, отмечающего, что денег им хватает только на питание или не хватает даже на него, составила в августе 2018 г. 38%36, что существенно не отличается от уровня аналогичного

периода 2015-2017 гг., однако выше уровня августа 2014 г.

Одновременно с этим в августе 2018 г. по сравнению с тем же периодом 2014-2015 гг. увеличилась доля высокообеспеченного населения, имеющего финансовую возможность купить автомобиль (с 6 до 10%). При этом доля лиц, материальное положение семьи которых позволяет покупать одежду, но не бытовую технику, сократилась в период с августа 2014 г. по август 2018 г. с 45 до 34%. Таким образом, по сравнению с августом 2014 г. в августе 2018 г. усилилось расслоение населения по самооценке материального положения.

Что же касается динамики структуры использования денежных доходов населения, то следует отметить, что доля денежных доходов, потраченных на оплату товаров и услуг, составила в январе-июле 2018 г. 77,1%, что несколько выше уровня, наблюдавшегося в тот же период 2015-2017 гг.37.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в январе-июле 2018 г. несколько увеличилась доля денежных доходов, использованных на покупку товаров и услуг при помощи банковских карт за рубежом (с 2,5 до 3,0%).

Доля денежных доходов, использованных на сбережения, в январе-июле 2018 г. составила 5,9%38 и оказалась минимальной за последние 15 лет. Снижение указанной доли относительно уровня соответствующего периода 2015-2017 гг. произошло в первую очередь из-за сокращения доли «прочих» сбережений, что было обусловлено, в том числе, ростом задолженности. Таким образом, доля доходов, идущих на сбережения, уменьшилась, однако объем банковских сбережений населения на депозитах вырос.

По данным Центрального банка РФ, кредиты физическим лицам в январе-июле 2018 г.

35 Показатели для мониторинга оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации / Росстат. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/pok-monitor/pok-monitor.html

36 Динамика материального положения. Доминанты / ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/

37 Доклад «Социально-экономическое положение России — 2018 г.». Январь-июль 2018 г. / Росстат. URL: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b18_01/Main.htm

38 Там же.

выросли относительно аналогичного периода предыдущего года на 11,6% (за тот же период 2017 г. - лишь на 5,2%), при этом объем просроченной задолженности по розничному портфелю сократился на 3,0% (за аналогичный период 2017 г. - увеличился на 3,9%)39.

Основной прирост кредитов произошел за счет ипотечных кредитов, портфель которых увеличился за первое полугодие 2018 г. на 10,6%, а также за счет необеспеченных потребительских ссуд (рост за первое полугодие 2018 г. - на 9,1%). ■

39 О динамике развития банковского сектора Российской Федерации в январе-июле 2018 года / Центральный банк РФ. URL: http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/din_razv_18_07.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.